А. В. Дербина*
к вопросу о правовом воспитании в современной юридической науке
ключевые слова: воспитание, правовое воспитание, правовая культура, правовое сознание, деформация правовой культуры, деформация правового сознания.
Аннотация: в статье рассмотрены теоретико-правовые вопросы, связанные с понятием, сущностью и категориями феномена социально-правовой жизни общества - правового воспитания; доказывается тезис о первоочередной роли правового воспитания в процессе конструирования правовой социализации личности.
В современной России, по мнению большинства ученых, активно наблюдается процесс деформации правосознания и правовой культуры, который приводит в итоге к правовому нигилизму и различного рода правонарушениям. Это связано в первую очередь с отсутствием должного правового воспитания в нашей стране.1
В современных условиях пореформенной России правовое воспитание призвано, прежде всего, обеспечить сознательную основу правовой активности и социально-ценного правового поведения граждан. Это, в первую очередь, упирается в достижение высокого уровня правового сознания в обществе, так как правосознание определяет поведение людей, выдвигая определенные требования к этому поведению.2
Специфической особенностью человека является его способность к сознательной, целенаправленной деятельности. Однако люди могут предвидеть результаты своих действий только тогда, когда они умеют оценить эти результаты и с точки зрения требований действующего законодательства. Посредством усвоения правовых предписаний достигается осознание (осмысление, понимание) характера и тенденций развития общественных процессов, обогащение духовного мира членов общества. Приобретение навыков правомерного поведения (и социально-правовой активности) осу-
* Аспирант кафедры теории права и правоохранительной деятельности Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. E-mail: [email protected]
1 Ивлев Ю. Л. Основные теоретические позиции проблемы формирования и развития правового сознания личности // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. 2007. № 5. С. 54.
2 Фарбер И. Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963. С. 24.
ществляется как путем непосредственного накопления собственного опыта в процессе жизнедеятельности, так и посредством усвоения правовых зна-
^ 3
нии.
Знание права, конечно, не гарантирует правомерного поведения со стороны каждого члена общества. Однако в случае признания основных принципов права оно способствует сознательному исполнению прав и обя-занностеи, помогает активно использовать их для осуществления задач нашего общества.4 Нельзя не согласиться с высказыванием о том, что права человека - их генезис, социальные корни, назначение - одна из вечных проблем исторического, социально-культурного развития человечества, прошедшая через тысячелетия и неизменно находящаяся в центре внимания политической, правовой, этической, религиозной и философской мысли.5
То состояние института прав человека, которого он достиг в наши дни, явилось результатом длительного исторического формирования. Тысячелетиями шел поиск способов взаимоотношений индивида и власти; по мере общественного прогресса и развития человечества по пути свободы все более четко проявлялось стремление ограничить всевластие государства, оградить человека от произвольных действий государственных органов и должностных лиц, предоставить личности как можно более широкое поле самоопределения. «Всемирная история, - писал Гегель, - это прогресс в сознании свободы, прогресс, как в смысле познания объективной истины, так и внешней объективации достигнутых ступеней познания свободы в государственно-правовых формах».6
Под правовым воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности личности по овладению общественным опытом (знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями в правовой сфере действий), предполагающий взаимодействие его субъектов и объектов.7
По мнению О. А. Долгополова, «воспитательная функция права на-
3 Моралева К. А., Никитин В. Б., Перфильев А. Т., Фомин Э. А. О правовом воспитании студентов // Правоведение. 1973. № 4. С. 91 - 99.
4 Там же.
5 Карташкин В. А., Лукашева Е. А. Вступительная статья // Международные акты о правах человека: Сборник документов. М., 2000. С. 11.
6 Гегель Г. Ф. Сочинения. М.; Л., 1934. Т. 8. С. 98.
7 Матвиенко Л. М. Правовое воспитание старшеклассников в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2004. С. 15.
правлена на формирование и развитие в обществе правосознания (как на индивидуальном, так и на общем уровне), на воспитание у членов общества высокой активности, на осознание своего гражданского долга, в конечном счете, на утверждение в государстве общечеловеческих и правовых ценностей».8
Существует два принципа правового воспитания: научности и объективности. Принцип научности правового воспитания требует всестороннего и глубокого анализа реальной действительности с позиций познания объективных законов развития российского общества и применения этих законов в правовой практике. Научность правового воспитания основывается на использовании достижений не только юридической науки, но и философии, педагогики, психологии, социологии, учета характера взаимодействия всех средств на духовный мир молодого человека.
Ученые, изучающие правовую науку, философию, социологию, психологию, в конце 90-х годов и в начале XXI в. значительно активизировали изучение практического опыта и разработку теоретических проблем правового воспитания, правосознания и правовой культуры. Понятие правового воспитания в науке имеет сегодня неоднозначную трактовку.
В развертывании правового воспитания особая роль принадлежит государству и общественным организациям, которые в своем взаимодействии призваны обеспечить широкую вовлеченность людей в процесс повышения уровня их правового сознания, а также в определение оценки действующих юридических норм на предмет их соответствия принципу социально необходимой справедливости. Правовое воспитание граждан происходит на основе единого процесса функционирования правовой идеологии и юридической психологии и поднимает индивидуальное сознание граждан до осознания общих юридических принципов и требований, отвечающих объективным потребностям исторического развития, интересам коллектива, государства и общества.9
Н. И. Матузов и А. В. Малько рассматривают правовое воспитание как «систему мер, направленных на интеграцию в сознание людей политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой
8 Долгополов О. А. Организация правового воспитания в современной России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2004. С. 27.
9 См.:Денисов А. И. Теория государства и права. М., 1967. С. 280-281;АлександровН. Г. Основы теории государства и права. М., 1963. С. 370; БельскийК. Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. М., 1982. С. 167; Керимов Д. А. Правосознание и правовое воспитание трудящихся в развитом социалистическом обществе. М., 1983. С. 85-100.
и национальной правовой культуры».10 Р. К. Русинов, В. М. Баранов, В. П. Сальников, А. П. Семитко видят в правовом воспитании «целенаправленную деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому».11 Т. Н. Радько определяет правовое воспитание как «сложный, многогранный процесс, решающий важные задачи формирования высокого правосознания и высокой правовой культуры».12 И. С. Самощенко и В. В. Тишенко считают, что «правовое воспитание выступает как процесс двоякого рода: с одной стороны, на правовое сознание личности влияют социально-экономические условия, общественно-политический строй, а также непосредственное социальное окружение (микросреда), а с другой стороны воздействуют организационно-идеологические факторы, специальная деятельность по развитию высокого уровня правосознания граждан, нередко называемая правовым воспитанием в собственном (узком) смысле слова. Игнорирование сторон процесса лишило бы направленное правовое воспитание объективной основы. Поэтому теория должна исследовать эти стороны процесса правового воспитания в неразрывной связи со случайностью (процесс воспитания в широком смысле связан со стихийностью), индивид при этом испытывает наряду с позитивными и отрицательные влияния, что не всегда приводит к положительным результатам. Это же свойство правового воспитания сближает понятие “правовое воспитание” с понятием “правовая социализация”, делает его органической частью социализации. Правовое воспитание в узком смысле ... рассматривается как целенаправленная деятельность государства и других социальных институтов по формированию у личности правовых знаний, убеждений и установок на правовое поведение, социально правовую активность. Узкий подход отличается целенаправленностью правового воспитания и этим достигаются более значительные результаты, как в правовом воспитании, так и правовой социализации личности».13
Правовое воспитание включает в себя особую специфику, т. е. предмет, цели и задачи правового воспитания. В своем коллективном моногра-
10 Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 1997.
С. 558.
11 Русинов Р. К., Баранов В. М., Сальников В. П., Семитко А. П. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание // Теория государства и права. М., 1999. С. 318.
12 Радько Т. Н. Теория государства и права: Учебник. М., 2001. С. 404.
13 Самощенко И. С., Тишенко В. В. Юридическая наука и правовое воспитание // Советская юстиция. 1973. № 23. С. 11.
фическом исследовании В. П. Зенин, Н. И. Козюбра и В. В. Оксамытный предложили рассматривать систему правового воспитания как «организационную структуру, состоящую из следующих частей: субъекты (органы и организации, которые проводят правовоспитательную работу), объекты (некоторые граждане, различные категории населения либо все население, с которыми организованно проводится правовоспитательная работа) и правовоспитательные действия, осуществляемые для достижения намеченных целей с помощью определенных средств и с использованием соответствующих форм и методов».14
Подрастающее поколение должно быть информировано о правовых требованиях, предъявляемых к нему государством и обществом. Важнейшими задачами правового воспитания является воспитание в ребенке чувства собственного достоинства, знание своих прав, умение их реализовать и защищать, признавать и уважать права других людей, уметь строить правовые отношения, освоить способы правомерного поведения. Важной задачей воспитания является развитие здоровых интересов и потребностей, становление идеалов, целей жизни при одновременном преодолении вредных наклонностей.15
Важной задачей правового воспитания является воспитание человека, считающего своей нравственной обязанностью отстаивать закон и подавлять власть произвола. Подрастающему поколению следует показать возможность достижения прочного счастья при условии соблюдения естественных и социальных законов жизни, которые нельзя преступать безнаказанно.
A. С. Дербичева рассматривает творчество как «повседневное, правомерное состояние и деятельность личности, опосредованные ее индивидуальной активностью, считая, что творческая деятельность личности всегда сопряжена с действующей в обществе системой норм и правил».16
B. Н. Кудрявцев высказывал мнение, что «рост активности молодых граждан в общественной жизни порождает определенные проблемы, часть из которых связана с недостаточным уровнем правовой компетентности. В условиях низкой правовой культуры содержание массового правового со-
14 Зенин В. П., Козюбра Н. И., Оксамытный В. В. Правовое воспитание и социальная активность населения. Киев, 1979. С. 235.
15 Муслумова Т. В. Правовая культура подрастающего поколения: социальнофилософский анализ: Дис. ... д-ра филос. наук. Уфа. 2004. С. 320.
16 Дербичева С. А. Творческая самореализация личности в условиях социо-нормативного регулирования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2000. С. 78.
знания может быть весьма далеко от истины, что не позволяет положить его в основу будущего закона. Правовое невежество населения способно активизировать охлократические тенденции в системе народовластия, обесценить демократические принципы».17 Нельзя не согласиться в данном контексте с мнением В. Н. Кудрявцева о том, что модель поведения, которую представляет себе индивид, обусловливается не только одной нормой и не одним отношением, в котором участвует данный индивид, а взаимодействием нескольких составляющих: норм, знаний и ценностных представлений индивида, алгоритма поведения.18 Процесс восприятия правовых норм обусловлен главным условием: чтобы норма действовала, она должна стать необходимой молодому человеку, стать его «личной нормой».19
Юридическое образование, как замечает В. А. Сапун, «должно быть направлено на цельное, систематическое формирование всех основных компонентов массового правового сознания: рационально-идеологических, психологических, поведенческих. При формировании познавательных элементов правового сознания необходимо учитывать особенности реальной применимости права и готовность субъектов массового правового сознания к правильному использованию юридических средств в практической де-ятельности».20
В современных условиях необходимо выработать концепции правового воспитания, содержащие несколько основных условий:
1. Правовое воспитание должно быть направлено на освоение новой правовой ситуации и принятие новых общественных отношений (экономических, политических, социальных, национальных и др.), а также ориентацию молодых граждан в современной сложившейся обстановке Российского государства. Необходимо пересмотреть цели и задачи правового воспитания, конкретизировав их в рамках потребностей сегодняшнего дня.
2. Во избежание неверного отношения молодежи к понятию должного поведения в социуме, правовое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, т. к. молодой человек школьного возраста постоянно слышит, а зачастую видит недопустимое, совершаемое в повседневной жизни людьми, которые прямо, либо косвенно являются для него ориентиром.
17 Кудрявцев В. Н. Закон. Проступок. Ответственность. М., 1986. С. 388.
18 Кудрявцев В. Н. Право и поведение. М., 1978. С. 69.
19 БобневаМ. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1968. С. 78.
20 Сапун В. А. Образование как основной социальный институт и его место и роль в повышении качества образовательного процесса // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе. СПб., 2003. С. 28.
При этом осуществляемый правовоспитательный процесс должен быть наделен соответствующими целевыми установками, которые, в свою очередь, должны получить обеспечение в соответствующих программных документах. Необходимо разработать и утвердить базовую федеральную программу по правовому воспитанию, которая содержала бы все основные направления реализации правовоспитательной работы, в разработке и внедрении которой должны быть заинтересованы как государство, так и все общество.
3. Правовое воспитание должно осуществляться в рамках деятельности государства, наряду с правотворческой и правореализационной деятельностью.
4. Правовое воспитание должно быть действительным и эффективным, т. е. средства правового воспитания и практически достигнутого результата в процессе формирования правовой социализации молодой личности должны носить неразрывный характер.
Таким образом, правовое воспитание в современном российском обществе занимает одно из ведущих мест. Правовое воспитание обеспечивает конструктивное предупреждение и преодоление социальных конфликтов. Важнейшая цель и этап правового воспитания - это освоение правовых ценностей, т. е. восприятия личности в качестве основной из них, а достижение этой цели определяется многообразием задач, самыми сложными из которых и выступают формирование правового сознания, правовой культуры и социально-правовой активности. Правовое воспитание способствует эффективной адаптации личности в существующих социально-экономических условиях.
Формирование правового сознания и правовой культуры, которые осуществляются, прежде всего, через призму правового воспитания, предполагает решение таких важных вопросов, как создание теоретической, идейно-мировоззренческой, психологической основ, так как данный процесс осуществляется через диалектическое единство образования, обучения и воспитания. При решении проблем правового воспитания современной России, прежде всего, необходимо учитывать и использовать положительный опыт, накопленный в научных исследованиях прошлого века.21
Правовое воспитание личности может успешно сформироваться только лишь при поддержке государственных органов власти. Определяющим итогом правового воспитания являются не только чувства, воспитан-
21 Крусс В. И. Актуальные аспекты проблемы злоупотребления правами и свободами человека // Государство и право. 2002. № 7. С. 46.
ные в человеке, а то, какое место они заняли в его личностной, иерархичной структуре ценностей, в самосознании и мировоззрении. Важнейшим результатом правового воспитания должно стать расширение участия граждан в политике и управлении, осознание ими, что их личная позиция влияет на выработку решения, а это формирует соответствующее отношение к действующему праву, к вновь создаваемым нормам. Полученные в процессе правового воспитания правовые знания и ценности права должны превратиться в личное убеждение, в прочную правовую установку строгого следования правовым предписаниям, а также и во внутреннюю потребность и привычку соблюдения норм права.
Сегодня необходимо обратить внимание на проблему «правильной» реализации прав личности в современном обществе, разработать предупредительные меры, направленные на выявление и устранение негативных факторов в экономической, политической, правовой и социальной сферах, которые выступают в качестве главной причины условий деформации правового сознания и правовой культуры, что значительно снижает эффективность процесса правового воспитания.