УДК 342.41 ББК 67.400
DOI 10.24411/2312-0444-2019-10170
ПРАВОВОЕ ТРИЕДИНСТВО КАК ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ
Сергей Анатольевич МОСИН, доцент кафедры конституционного и международного права Всероссийского государственного университета юстиции, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс;
муниципальное право
Аннотация. В статье рассматривается форма существования конституционных принципов как правовое триединство, в соответствии с которым конституционный принцип является единой в своей правовой сути категорией, как основополагающее положение, формирующее исходные правовые начала государственного устройства во всех его аспектах, но при этом имеет три конституционно-правовых проявления, воплощаясь в конституционной аксиоме — принципе, конституционной презумпции-принципе и конституционной фикции-принципе.
Ключевые слова: конституционный принцип, форма существования конституционных принципов, конституционная аксиома-принцип, конституционная презумпция-принцип, конституционная фикция-принцип.
Annotation. The article considers the form of existence of constitutional principles as a legal trinity, according to which the constitutional principle is a united category in its legal essence as a fundamental provision forming the initial legal beginnings of the state structure in all its aspects, but has three constitutional-legal forms, embodied in constitutional axiom-principle, constitutional presumption-principle and constitutional fiction-principle.
Keywords: constitutional principle, form of existence of the constitutional principles, constitutional axiom-principle, constitutional presumption-principle, and constitutional fiction-principle.
Конституционные принципы, являясь основополагающими положениями, формирующими исходные правовые начала общественного и государственного устройства во всех его аспектах, определяют вектор развития права и государства, наполняют правовым смыслом и содержанием все без исключения правоотношения.
На фундаменте конституционных принципов выстраивается вся правовая система государства, которая должна воплощать положения таких принципов и всецело им соответствовать. Нет сомнений в том, что конституционные принципы являются крайне важными и одновременно сложными во всех аспектах своего проявления правовыми категориями, которым придается особое значение. В свою очередь, возложенная на конституционные принципы системооб-
разующая роль предъявляет к ним особые требования.
Во-первых, конституционные принципы должны формулировать общеобязательные базовые правила и определять направление развития правовой системы. Истинность таких базовых правил должна быть бесспорна.
Во-вторых, конституционные принципы призваны обеспечивать стабильность правовой системы государства.
В-третьих, конституционные принципы должны быть наделены возможностью своевременного развития и адаптации к изменяющейся правовой действительности.
В связи с этим рассмотрим форму существования конституционных принципов, которая раскрывает их правовую сущность.
№ 4/2019
Полагаем, что форма существования конституционного принципа представляет собой правовое триединство, в соответствии с которым конституционный принцип является единой в своей правовой сути категорией как основополагающее положение, формирующее исходные правовые начала государственного устройства во всех его аспектах, но при этом имеет три конституционно-правовых проявления, воплощаясь в конституционной аксиоме — принципе, конституционной презумпции-принципе и конституционной фикции-принципе.
Отметим, что конституционная аксиома-принцип характеризуется как закрепленное в Конституции Российской Федерации и конкретизируемое в иных нормативных правовых актах составляющее непреложную исходную истину основополагающее нормативное установление, не требующее в каждом случае доказательства, определяющее базовое содержание общественных отношений, являющихся объектом конституционно-правового регулирования.
Конституционная презумпция-принцип определяется как прямо или косвенно закрепленное в Конституции Российской Федерации необходимое для правового регулирования предположение, направленное на установление или устанавливающее наличие или отсутствие определенных фактов, обстоятельств, процессов и считающееся истинным, пока иное не будет установлено в определенном законодательством порядке.
В свою очередь, конституционной фикцией-принципом является отраженное в нормах конституционного права установление, закрепляющее заведомо не существующее положение, признаваемое существующим, которое лежит в основе правовой системы государства.
Таким образом, правовое триединство конституционного принципа заключается в том, что, формулируя базовое правило и определяя направления развития правовой системы, конституционный принцип исходит из бесспорности их истинности, тем самым воплощаясь в конституционной аксиоме-принципе. Вместе с этим, воплощаясь в качестве конституционной презумпции-принципа, конституционный принцип обеспечивает необходимую стабильность правовой системы государства, обязывая правоприменителя в своей деятельности исходить из предположения о надлежащем соблюдении аксиомы-принципа субъектами правоотношений и предусматривая при этом возможность опровержения такого предположения как инструмента контроля.
В свою очередь, обладая высокой степенью нормативной обобщенности и отсутствием четких границ правового содержания, конституционный принцип воплощается в качестве конституционной фикции-принципа, которая открывает возможность применения гибкого подхода к интерпретации составляющих такой принцип положений и, как следствие, созданию необходимой нормативной правовой базы. Тем самым конституционный принцип наделен возможностью своевременного развития и адаптации к изменяющейся правовой действительности.
Итак, конституционный принцип представляет собой определяющее базовое содержание общественных отношений, являющихся объектом конституционно-правового регулирования, закрепленное в Конституции Российской Федерации и конкретизируемое в иных нормативных правовых актах основополагающее нормативное установление, которое воплощается в конституционной аксиоме-принципе, конституционной презумпции-принципе и конституционной фикции-принципе. Поэтому в качестве конституционного принципа Конституция Российской Федерации закрепляет составляющее непреложную исходную истину основополагающее нормативное установление (аксиома-принцип), являющееся на практике заведомо не существующим (фикция-принцип), но признаваемое существующим, пока иное не будет установлено в определенном законодательством порядке (презумпция-принцип).
Рассмотрение формы существования конституционных принципов как правового триединства обусловлено необходимостью исследования таких принципов как единой, глобальной, независимой и самодостаточной, но при этом изменяющейся правовой категорией, которая в полном объеме обеспечивает становление правовой системы, ее защиту и стабильное развитие.
Конституционные принципы являются гармоничными правовыми категориями, которые обладают всеми необходимыми средствами для решения поставленных перед ними Конституцией Российской Федерации задач и достижения конституционных целей. В связи с этим использование конституционных принципов в законотворческой, правоприменительной и научно-исследовательской деятельности в отрыве от их воплощения в качестве конституционной аксиомы-принципа, конституционной презумпции-принципа и конституционной фикции-принципа не представляется возможным.
№ 4/2019
Понимание сущности конституционного принципа в его правовом триединстве позволяет законодателю, в том числе, выявлять и нормативно закреплять конкретизирующие конституционные принципы правовые аспекты, тем самым более точно осуществлять правовое регулирование, выстраивать законотворческую деятельность в зависимости от актуальных потребностей правовой действительности.
В свою очередь, использование в правоприменительной практике конституционных принципов в разрезе их правовых воплощений расширяет возможности по задействованию неограниченного потенциала таких принципов, что в итоге способствует наиболее эффективному функционированию всей правовой системы.
В научно-исследовательской деятельности рассматриваемая форма существования конституционных принципов позволяет исследовать их через призму взаимосвязи с различными правовыми категориями, опираясь на которые кон-
ституционные принципы в своей совокупности решают поставленные перед ними Конституцией Российской Федерации задачи и которые в итоге определяют правовую сущность таких принципов.
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г.) // Рос. газ. 1993. № 237.
2. Конституционные принципы и презумпции-принципы: Монография / С.А. Мосин. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2018.
3. Основные вопросы конституционности нормативных правовых актов в Российской Федерации / С.А. Мосин // Вестник Рос. правовой академии. 2006. № 3. С. 10—11.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
t Московская академия Следственного комитета Российской Федерации
Молодежный экстремизм
Понятие и противодействие
Молодежный экстремизм. Понятие и противодействие: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / под общ. ред. А.М. Багмета. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 319 с. I. Багмет, Анатолий Михайлович, ред.
ISBN 978-5-238-03316-7
Раскрываются понятие, причины и психология молодежного экстремизма, меры по противодействию молодежному экстремизму, роль правоохранительных органов, федеральных органов, органов местного самоуправления в предупреждении молодежного экстремизма. Рассматривается противодействие вовлечению молодежи в псевдоисламистские террористические и экстремистские организации и дается квалификация преступлений экстремистского характера. Освещаются особенности выявления, раскрытия и расследования преступлений экстремистской направленности.
Для курсантов, слушателей, студентов, аспирантов и преподавателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку по направлению «Юриспруденция», специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность», а также научных и практических работников правоохранительных органов России.
№ 4/2019