Научная статья на тему 'Правовое регулирование занятости населения в РФ в связи с проведением пенсионной реформы'

Правовое регулирование занятости населения в РФ в связи с проведением пенсионной реформы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
742
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Григорьева Юлия Андреевна, Макаревич Марина Леонидовна

Рассматривается правовое регулирование занятости населения в РФ в связи с проведением пенсионной реформы. Рассмотрены существующие нормы права, регулирующие вопросы занятости, пенсионной реформы. Предложены мероприятия, способные в некоторой степени урегулировать правовые аспекты пенсионной реформы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование занятости населения в РФ в связи с проведением пенсионной реформы»

УДК 349.2

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РФ В СВЯЗИ С ПРОВЕДЕНИЕМ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ

Григорьева Юлия Андреевна, студент (e-mail: [email protected]) Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г.Санкт-Петербург, Россия Макаревич Марина Леонидовна, к.и.н., доцент кафедры Правоведения Юридического факультета Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, г. Санкт-Петербург, Россия (e-mail: [email protected])

Рассматривается правовое регулирование занятости населения в РФ в связи с проведением пенсионной реформы. Рассмотрены существующие нормы права, регулирующие вопросы занятости, пенсионной реформы. Предложены мероприятия, способные в некоторой степени урегулировать правовые аспекты пенсионной реформы.

Ключевые слова: пенсионная реформа, правовое регулирование, занятость населения.

К числу наиболее актуальных проблем относится проблема занятости, которая предполагает создание в обществе условий, которые смогли бы позволить членам этого общества обеспечивать существование своим собственным трудом, удовлетворять свои потребности в труде благодаря наличию рабочих мест. Актуальность темы состоит в том, что сейчас сокращаются рабочие места, но в связи с проведением пенсионной реформы в РФ появится значительное количество рабочей силы, ведь возраст трудоспособного населения повысится. На рынке труда возникнет переизбыток рабочей силы, и, следовательно, трудоустроиться смогут далеко не все нуждающиеся в работе.

Анализируя данные Росстата, который проводил выборочное обследование рабочей силы среди населения в возрасте 15 лет и старше (до 2017г. - в возрасте 15-72 лет) в январе 2017г., можно сказать, что по итогам обследования в июле 2018г. 3,6 млн. человек не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные) [2]. Но лишь малая часть обращается в службы занятости, возможно, по причине недоверия государственным органам в том, что они смогут оказать помощь в трудоустройстве либо по другим субъективным причинам. В конце июня 2018г. в органах службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 706 тыс. человек, что на 3,4% меньше по сравнению с маем 2018г. и на 13,5% - меньше по сравнению с июнем 2017 года [2]. В данное время вполне благоприятно складывается ситуация с безработицей, но с приня-

тием Пенсионной реформы ситуация может в корне измениться, и это будет являться проблемой.

Целью данной работы является анализ норм права, регулирующих вопросы занятости, пенсионной реформы. Для достижения поставленной цели рассматривается ряд конкретных задач: анализ современного законодательства о занятости населения, раскрытие сути и проблем пенсионной реформы, тем самым обозначив проблемы трудоустройства отдельных категорий граждан.

Согласно Конституции Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в котором каждый имеет право на защиту от безработицы [1].

Трудовой кодекс РФ также регулирует отношения в сфере занятости и трудоустройства, так как в нем зафиксированы основания заключения и прекращения трудовых договоров. Важнейшим источником правового регулирования отношений в сфере занятости и трудоустройства является Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 03.07.2018) "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости), в который постоянно вносятся изменения и дополнения, в результате которых режим правового регулирования в сфере занятости становится более жестким. Это свидетельствует о том, что государственная политика в сфере занятости направлена на стимулирование поиска работы самим безработным гражданином [2]. Статья 35 предусматривает основания, в соответствии с которыми гражданину может быть отказано в получении пособия, и ему придется более интенсивно подыскивать место работы.

Многие люди исключают для себя возможность обращения к государству за помощью в трудоустройстве. По закону они имеют на это право, поэтому важно, чтобы люди не боялись обращаться за данной помощью [4]. Не всегда самостоятельно есть возможность найти работу, которая соответствует профессиональной пригодности с учетом уровня квалификации. В соответствии со ст.15 п.2 Закона о занятости служба занятости оказывает содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, и может подобрать подходящую работу не по месту жительства, и если гражданин согласен переехать, то вопрос о его занятости будет снят.

Уровень безработицы - величина не постоянная, зависящая от множества факторов. Если сравнивать уровень безработицы населения в возрасте 15 лет и старше по всем субъектам Российской Федерации, по данным Федеральной службы государственной статистики, с мая по июль 2018г, с аналогичным периодом 2017г, то уровень безработицы снизился на 0,4% до уровня 4,7% [5].

Хотелось бы проговорить о влиянии пенсионной реформы на трудовой рынок. Пенсионная реформа, которую проводит Правительство РФ, может

многократно увеличить проблемы, связанные с безработицей. Многие считают, что молодому поколению будет сложно найти работу в условиях, когда многие рабочие места будут все еще заняты персоналом, который при прежнем ходе вещей вышел бы на пенсию. Таким образом, на одно рабочее место будет претендовать несколько человек.

При приближении возраста гражданином к 60 годам и старше, отмечается ухудшение здоровья, в большинстве случаев снижение интеллектуальных способностей. Вполне объяснимо, что работодателю невыгодно держать работников с худшими деловыми качествами. Поэтому работодатель, используя административные рычаги давления на работников, вынуждают их увольняться по собственному желанию. Именно поэтому работники старшей возрастной категории либо вообще не могут найти себе подходящую работу, либо нанимаются на работу не соответствующей их квалификации.

Необходимо, чтобы увеличение пенсионного возраста не происходило одномоментно путем механического добавления гражданам пяти дополнительных лет работы. Главное изменение, которое предложил В.В. Путин, — увеличить пенсионный возраст для женщин на пять, а не на восемь лет, как планировало Правительство РФ. Президент объяснил необходимость именно так смягчить пенсионную реформу «особым, бережным» отношением к женщинам в России. Таким образом, власти возвращаются к более мягкому варианту «65/60», который обсуждался в Правительстве РФ до начала июня 2018 года.

Требуется проанализировать профессии, разделить труд по сетке: легкий, тяжелый, сверхтяжелый, с опасностью для жизни и здоровья и др. По примеру списков льготного выхода на пенсию в связи с вредными условиями труда, закрепленного для граждан Законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Для работников, занятых легким трудом, может и приемлемо повышение рабочего стажа на столь продолжительный срок, но не все доживут до этих лет. Сейчас вероятность дожития 20-летних мужчин до пенсионного возраста равна 68%, подсчитали экономисты РАНХиГС. При увеличении возраста выхода на пенсию мужчин даже до 63 лет (а Минфин и Минтруд предлагают больше) вероятность дожить до этого возраста и долго прожить на пенсии для российских мужчин становится одной из самых низких среди развитых стран (и ниже уровня Украины, Болгарии, Литвы и Белоруссии). У российских женщин сегодня больше шансов дожить до пенсионного возраста (92%), и они дольше живут на пенсии (около 26 лет), как следует из расчетов экспертов РАНХиГС. При повышении пенсионного возраста женщин до 60 лет показатели России по последнему параметру будут на среднем уровне (между Швецией и Словакией), до 63 лет — станут наихудшими среди развитых стран [5].

Для каких либо профессий повышение пенсионного возраста просто неприемлемо и может быть связано не только с физическим старением организма и невозможностью дальше продолжать работу, выполняя норму положенную работникам данной профессии, а также опасностью несчастных случаев, так как с возрастом теряется определенная сноровка, скорость реакции и другое.

Президент РФ в своем Обращении коснулся правового регулирования в сфере занятости. Он предложил законодательную инициативу - ввести административную и уголовную ответственность для работодателей, которые не берут на работу людей предпенсионного возраста и увольняют их. Депутаты Государственной Думы в окончательном, третьем чтении приняли важный закон о защите прав граждан предпенсионного возраста.

Теперь к молодому населению, которое и так неохотно берут на работу, присоединятся пенсионеры, и получается, последние будут в более привилегированном положении при приеме на работу. Однако, работодателем могут быть установлены какие-либо требования к работнику, которые изначально исключат людей предпенсионного возраста из списка претендентов на то или иное место [3]. Например, наличие высшего образования, которого у большинства людей в возрасте более 50 лет попросту нет.

С наказанием работодателей за увольнение работников предпенсионного возраста тоже есть свой недостаток, в виду того, что ни один работодатель не рискнет уволить сотрудника с формулировкой «по возрасту», имея достаточное количество иных законных способов увольнения, или работник может сам уволиться из-за напряженной обстановки, вызванной нежеланием работодателя продолжить с ним трудовые отношения.

Подводя итог работы, необходимо сказать, что регулирование занятости населения является серьезной проблемой. Необходимо для нормального функционирования экономической деятельности разрешить данную проблему. Становится ясно, что изменения в экономике и правовых аспектах вызывают значительное уменьшение числа занятого населения, а также, что одни группы населения страдают от безработицы больше, чем другие. Законодательная инициатива с наказанием работодателей при нарушении прав людей предпенсионного возраста не работоспособна, и требует доработки, так как есть множество способов работодателю не попасть под данные карающие меры, достигнув своей цели. Представляется необходимым внимательно следить за правоприменительной практикой будущего закона, поскольку в защите нуждаются не только права работников, но и работодателей. Доработки требует и пенсионная реформа в целом.

Список литературы

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ), [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 10.10.2018)

2. Российская Федерация. Законы О занятости населения в Российской Федерации (ред. от 03.07.2018) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/ cons_ doc_ LAW_60/ (дата обращения 10.10.2018)

3. Макаревич М.Л. Правовые аспекты трудоустройства женщин в современной России // Сборник научных статей по материалам международной студенческой научно-теоретической конференции. - 2016. - С. 47-50.

4. Макаревич М.Л. Право на труд в современном российском законодательстве // Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности - 2014. - С. 118-122.

5. Недозаслуженный отдых [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/ newspaper/2018/ 05/18/ 5afd7aa59a79476a8ab147f3 (дата обращения 10.10.2018)

6. Особенности трудовых отношений с работниками, имеющими допуск к государственной тайне/ Другакова Ю.С., Дьячкова В.А., Макаревич М.Л.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 2 (20). С. 115-119.

7. Международная торговая палата и её роль в международной торговой системе/ Таранова Е.В., Макаревич М.Л.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 1 (19). С. 340-351.

8. Особенности правого статуса государства, как субъекта внешней экономической деятельности/ Макаревич М.Л., Малышева Н.Н.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 1 (19). С. 205-210.

9. Роль оффшорных юрисдикций в деятельности торговых предприятий России/ Дегтерева А.А., Цыганов Д.А., Макаревич М.Л.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 3 (21). С. 23-28.

10. Из опыта правового регулирования торговой деятельности в период петровских преобразований/ Макаревич М.Л., Богатырева О.Н.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 3 (21). С. 54-62.

11. Отдельные проблемы защиты прав потребителей в сфере оказания медицинских услуг/ Макаревич М.Л., Думкина А.А., Химичева А.И.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 6 (24). С. 62-66.

12.Правовой статус офшорных компаний/ Макаревич М.Л., Саранчина С.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 1 (19). С. 194-198.

13.Блокчейн-технологии: перспективы развития и проблемы правового регулирования/ Ха-чатурова Э.А., Макаревич М.Л.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 2 (28). С. 105-114.

14. Проблема правовой защиты персональных данных работника торгового предприятия/ Макаревич М.Л., Бутырская К.Е., Наумова С.И.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 3 (21). С. 62-68.

Grigorieva Julia Andreevna, student

Marina Makarevich, Cand. Hist. Sci., Associate Professor

Chairs of Law Faculty of Law North-West Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration, St. Petersburg,

LEGAL REGULATION OF POPULATION EMPLOYMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION IN CONNECTION WITH THE PENSION REFORM

Annotation: discusses the legal regulation of employment in the Russian Federation in connection with the pension reform. The existing rules of law governing employment and pension reform are considered. Measures capable to some extent to settle legal aspects of pension reform are offered. Key words: pension reform, legal regulation, employment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.