ОШ МАМЛЕКЕТТИК УНИВЕРСИТЕТИНИН ЖАРЧЫСЫ. УКУК
ВЕСТНИК ОШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ПРАВО JOURNAL OF OSH STATE UNIVERSITY. LAW
e-ISSN: 1694-8661
№1(4)/2024, 57-62
УДК: 342.122.3
DOI: 10.52754/16948661 2024 1(4) 9
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАКУПКИ ТОВАРОВ ДЛЯ ПУБЛИЧНЫХ НУЖД:
СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
МАМЛЕКЕТТИК КЕРЕКТЭеЛЭР Y4YH ТОВАРЛАРДЫ САТЫП АЛУУНУ УКУКТУК жеиге САЛУУ: САЛЫШТЫРМАЛУУ УКУКТУК АСПЕКТ
LEGAL REGULATION OF THE PROCUREMENT OF GOODS FOR PUBLIC NEEDS:
COMPARATIVE LEGAL ASPECT
Мурзаибраимов Нурбек Бектемирович
Мурзаибраимов Нурбек Бектемирович Nurbek Bektemirovich Murzaibraimov
д.ю.н., профессор, Ошский государственный университет
ю.и.д., профессор, Ош мамлекеттик университети _Candidate of Law, Associate Professor, Osh State University_
Бакиров Самат
Бакиров Самат Samat Bakirov
магистрант, Ошский государственный университет
магистрант, Ош мамлекеттик университети Master's Student, Osh State University
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАКУПКИ ТОВАРОВ ДЛЯ ПУБЛИЧНЫХ НУЖД:
СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Аннотация
В статье дается анализ современном мире для поддержания на достаточном уровне развития государства во всех сферах наиболее приемлемым видом экономических отношений является рыночная экономика. А в качестве одного из значимых показателей развития рыночной экономики многие эксперты ставят конкурентоспособную систему закупок.
Ключевые слова: право, отношение, государственные закупки, сфера, виды экономических отношений.
МАМЛЕКЕТТИК КЕРЕКТввЛвР Y4YH ТОВАРЛАРДЫ САТЫП АЛУУНУ УКУКТУК ЖвНГв САЛУУ: САЛЫШТЫРМАЛУУ УКУКТУК АСПЕКТ
Аннотация
Макалада азыркы заманга талдоо берилген, бардык чейрелерде мамлекеттик енугуунун жетиштуу дещээлин кармап туруу учун экономикалык мамилелердин эц алгылыктуу туру рынок экономикасы болуп саналат. Ал эми кептеген эксперттер атаандаштыкка жендемдуу сатып алуулар системасын рынок экономикасынын енYГYYCYHYн маанилуу керсеткYчтерYHYн бири катары эсептешет.
LEGAL REGULATION OF THE PROCUREMENT OF GOODS FOR PUBLIC NEEDS: COMPARATIVE LEGAL ASPECT
Abstract
The article provides an analysis of the modern world, in order to maintain a sufficient level of state development in all areas, the most acceptable type of economic relations is a market economy. In addition, many experts consider a competitive procurement system as one of the significant indicators of the development of a market economy.
Ачкыч свздвр: мыйзам, мамиле, мамлекеттик сатып алуулар, чейре, экономикалык мамилелердин тYрлерY.
Keywords: law, attitude, government procurement, sphere, types of economic relations.
Согласно аналитическую отчету Министерства финансов КР в прошлом 2020 году государственные заказчики заключили контрактов на 7,7% больше, чем в предыдущем году, на общую сумму 8,9 млр сомов. В 2020 году система государственных закупок функционировала в исключительны условиях - в период роста заболеваемости коронавирусом, в связи с чем можно было наблюдать рост осуществления закупочных процедур на медицинские и лекарственные средства, рост государственных расходов на которые составил в общей сложности около 30%.
Это лишь подтверждает, что особую актуальность изучение правовых особенностей контрактной системы приобрело именно сейчас. За последнее время законодательство в данной сфере постоянно претерпевает изменения для того, чтобы устранить недостатки. Так 02 июля 2021 года был принят пакет поправок. Также с каждым годом растёт и количество нарушений. Согласно данным Счётной палаты по итогам мониторинга системы государственных и корпоративных закупок в период с 2014 по 2020 год выявлено в 4 раза больше нарушений, основная часть которых происходит при планировании и исполнении контрактов и связана с коррупционными проявлениями. Кроме того, в период пандемии, когда возросла необходимость цифровизации во всех сферах жизни, подчеркивается важность перехода к электронному документообороту на всех этапах гос. закупок. По мнению экспертов, это способствовало бы упрощению проведения всех процедур и существенно повысило гибкость заказчиков при исполнении контрактов.
Основная цель статьи состоит во всестороннем анализе гражданско-правовых аспектов заключения, исполнения, расторжения государственного контракта, его правовых характеристик, а также выявление проблем и вариантов совершенствования законодательства. В соответствии с обозначенной целью автором сформулированы следующие задачи исследования:
- рассмотреть историю формирования контрактной системы государственных закупок в;
-изучить правовую основу, сформировавшуюся на современном этапе;
- раскрыть понятия сферы государственных закупок;
- исследовать основных участников закупочных процедур и дать им характеристики;
- определить механизм осуществления государственных закупок и выделить его особенности;
- рассмотреть некоторые проблемы аспекты законодательства;
- Выделить пути совершенствования контрактной системы в сфере государственных закупок.
Основным методом анализа является системный подход, который позволяет рассмотреть все законодательные особенности контрактной системы и их применение субъектами данной сферы.
Среди общенаучных методов активно применялся метод анализа отдельных нормативно-правовых актов, которые наиболее ясно дают представление о том, как действует механизм осуществления торгов и заключения контракта.
Вопросы изучения механизма государственных закупок и некоторые способы повышения эффективности его функционирования были исследованы российскими учёными и практиками, о чем свидетельствует наличие научно-методических изданий и другой литературы по данному вопросу. Государственные закупки являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер деятельности государства, поскольку в настоящее время все государства заинтересованы не только в обеспечении стабильности и высокого уровня качества жизни населения как института политической власти, но и в эффективной реализации. использование и распределение бюджетных средств. Созданная современная система государственных закупок отражает необходимость удовлетворения потребностей не только государства, но и потребителей общества, а также предпринимателей и субъектов предпринимательства, стремящихся заключить договор на выполнение и поставку качественных работ. товары и услуги.
Однако прежде чем понять, как формируется система государственных закупок, необходимо обратиться к трактовке этого термина исследователями в данной области, поскольку в законе определение не закреплено, а кроме того, необходимо увидеть разницу в интерпретации. понятие «государственный заказ». Например, с точки зрения реализации как «приобретение товаров, работ или услуг для государственных нужд за счет бюджетных средств, которые государство выдает в качестве покупателя», А.В. Снеткова . Необходимо обратиться к работам М.В. Шмелева, где государственные закупки законодательно определяются как регулирование отношений, направленных на достижение поставленных целей закупок между субъектами хозяйствования, осуществляющими деятельность и функции, возложенные на них законом. Госзаказ, в свою очередь, работает как элемент единой системы государственных закупок.
Как отмечалось ранее, на современном этапе объем государственных закупок регулируется Законом № 44-ЗКР, вступившим в силу 01.01.2014. Основным понятием этого закона является, прежде всего, контрактная система, трактуемая законодателем как объединение многих участников и их деятельность, направленная на удовлетворение государственных и муниципальных нужд. [16]
В статье 3 настоящего Закона мы видим не только определения основных терминов, но и составных элементов договорной системы, в частности: 1. договор - договор, заключаемый от имени Кыргызской Республики, заключенный договор один сущностей. либо муниципальное образование (муниципальный контракт) для осуществления закупки товаров, работ или услуг, целью которых является удовлетворение государственных или муниципальных нужд;
Относительно новым типом, представленным в 2019 году, является контракт жизненного цикла, который относится не только к предоставлению продукта или услуги, но и к дальнейшему обслуживанию для его утилизации.
В целом количество заключенных контрактов растет с каждым годом, что подтверждается последней статистикой, в 2020 году общая сумма составит 8,9 трлн . сомов, что на 7,7% выше по сравнению с предыдущим периодом.
Заказчиком является государственный или муниципальный орган, а также бюджетные учреждения или унитарные предприятия, имеющие целью закупки для государственных нужд.
По мнению многих исследователей, этот термин не полностью раскрыт в законе и статье 2. 764 ГК КР. Также, если государственное учреждение имеет дополнительный источник дохода за счет оказания платных услуг, например, образовательные учреждения, процесс закупки осуществляется в соответствии с Законом № 223-3KP.
Законодательство в сфере государственных закупок можно назвать одной из основных целей постоянных изменений, направленных на совершенствование всей системы и ее эффективное функционирование, которое динамично развивается. По мнению Л. И. Юзвович и Н. Ю. Исаковой, сравнивая действующую законодательную базу с законами, созданными до 2013 года, к преимуществам можно отнести не только большую открытость и прозрачность процедур закупок, но и акцент на развитие рынка и конкуренции при госзакупках.
Одной из целей совершенствования законодательства в последние несколько лет является внедрение цифровых технологий, что должно привести к полному переходу на электронный документооборот, согласно последним изменениям, внесенным в июле 2021 года. По мнению Лаврова, это приведет к стандартизации процессов на электронных площадках, что повысит интерес бизнеса к этой отрасли и повлияет на конкурентоспособность всех участников. Отход от бумажных процедур закупок обеспечил бесперебойное функционирование механизма госзакупок с начала пандемии, а также повысил интерес малого бизнеса к наиболее изолированным направлениям. За первое полугодие 2021 года совершено 2 млн покупок на общую сумму 9,2 млрд сомов, что составляет 16% (2,5 млн покупок) в численном выражении и более 1% (9,07 млрд сомов) в стоимостном выражении. Цифры 2019 года. Холкина Н.А. и Швец А.В., считают, что электронные процедуры в сфере государственных закупок сегодня можно назвать рыночным стандартом, а не прогрессом, позволяющим контролировать все этапы процесса, эффективно управлять издержками и финансовыми затратами. [28]
Следует также отметить, что действующая правовая база охватывает все аспекты данной сферы и полностью их раскрывает, а ежегодные дополнения и изменения лишь помогают адаптировать процессы к быстро меняющейся реальности. В то же время Председатель Правительства КР М.В. По мнению Мишустина, правовая основа госзакупок характеризуется сложной и громоздкой структурой, которую не может понять каждый субъект, имеющий намерение и возможность участвовать в госзакупках. Сложность и излишества, в свою очередь, приводят к большому количеству нарушений, значительная часть из которых произошла в 2020 году, когда было заключено большинство контрактов на поставку средств индивидуальной защиты и медикаментов.
По мнению автора, несмотря на все рассмотренные преимущества и недостатки, используемые и планируемые методы совершенствования системы государственных закупок все еще недостаточны. Одной из причин является наличие коррупционной составляющей и чрезмерной зарегулированности практически во всех сферах государственной политики, поэтому использование этих методов позволяет лишь частично устранить недостатки, но не может устранить саму проблему.
Список использованной литературы:
1. Конституция Кыргызской Республики от 12.12.2021 г., (с учетом поправок, внесенных
Законами КР о поправках к Конституции КР от 30.12.2008 № 6- ЗКР, от 30.12.2008 № 7-ЗКР, от 05.02.2014 № 2-ЗКР, от 21.07.2014 №11-ЗКР) // "Собрание законодательства КР", 04.08.2024, N 31, ст. 4398.
2. Арбитражный процессуальный кодекс Кыргызской Республики от 24.07.2002 N 95-(ред. от 25.12.2018) // "Собрание законодательства КР", 18.07.2002, N 8, ст. 3766.
3. Гражданский кодекс Кыргызской Республики (часть первая) от 30.11.1994 N 51- (ред. от 03.08.2018) // "Собрание законодательства КР", 28.11.1994, N 12, ст. 3549.
4. Гражданский кодекс Кыргызской Республики (часть третья) от 26.11.2001 N 146- (ред. от 03.08.2018) // "Собрание законодательства КР", 24.11.2001, N 32, ст. 996.
5. Гражданский процессуальный кодекс Кыргызской Республики от 14.11.2002 N 138-(ред. от 27.12.2018) // "Собрание законодательства КР", 12.11.2002, N 21, ст. 1290.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики от 18.12.2001 N 174- (ред. от 01.04.2019) // "Собрание законодательства КР", 16.12.2001, N 12, ст. 1780.
7. конституционный закон «О судебной системе Кыргызской Республики» от 31 декабря 1997 г. N 1-ЗКР // "Собрание законодательства КР", 28.12.1997, N 28, ст. 2811.
8. Култаева, Н. Т. Анализ структуры и динамики материальных запасов предприятия и практика его применения / Н. Т. Култаева, В. Т. Зайирова, А. Т. Бекмуратов // Вестник Ошского государственного университета. Экономика. - 2024. - №1(4). - С. 119-126. -БОТ 10.52754/16948734_2024_1(4)_17. - EDN АШТБХ.