Научная статья на тему 'Теоретические и правовые аспекты государственных закупок в зарубежных странах'

Теоретические и правовые аспекты государственных закупок в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
308
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВОВОЙ НАДЗОР / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / GOVERNMENT PROCUREMENT / LEGISLATION / LEGAL MONITORING / SO-CIAL POINT OF VIEW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жунуспаев Кайрат Турусбекович

В данной статье автор рассматривает проблему мониторинга законодательства применительно к правовому регулированию государственных закупок. Автор также обращает внимание на проблемы правового регулирования государственных закупок. Доминирующее решение проблем надзора и законодательства о государственных закупках регулирует правовую систему в этой области как с политической, так и с общественной точки зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and legislation aspects government procurement in the foreign countries

In this article, the author considers the problem of monitoring the legislation in terms of the legal regulation of public procurement. The author also draws attention to the problems of legal regulation of public procurement. In the dominant solutions to monitoring and problems in the law on public procurement, the system of law-creation in this area will be given as to the political and from the social point of view.

Текст научной работы на тему «Теоретические и правовые аспекты государственных закупок в зарубежных странах»

Теоретические и правовые аспекты государственных закупок в зарубежных странах

Theoretical and legislation aspects government procurement in the foreign countries Чет олколордун мамлекеттик сатып алууларынын теориялык жана укуктук жонго

салуулар

УДК: 327.8 (575.2) (04) DOI 10.24411/2658-3569-2019-13003 Жунуспаев Кайрат Турусбекович,

научный сотрудник, Институт экономики имени Дж. Алышбаева, Национальная Академии Наук КР

Junuspaev Kairat Turusbekovich,

Scientific researcher, Institute economic of name of Alyshbaevoy, National Academy Science of the Kyrgyz Republic

Жунуспаев Кайрат Турусбекович,

Илимий ишмер, Алышбаев атындагы институт экономикасы, Кыргыз Республикасынын Улуттук Илимий Академиясы

Аннотация: В данной статье автор рассматривает проблему мониторинга законодательства применительно к правовому регулированию государственных закупок. Автор также обращает внимание на проблемы правового регулирования государственных закупок. Доминирующее решение проблем надзора и законодательства о государственных закупках регулирует правовую систему в этой области как с политической, так и с общественной точки зрения.

Summary: In this article, the author considers the problem of monitoring the legislation in terms of the legal regulation of public procurement. The author also draws attention to the problems of legal regulation of public procurement. In the dominant solutions to monitoring and problems in the law on public procurement, the system of law-creation in this area will be given as to the political and from the social point of view.

Аннотация: Бул макалада автор мамлекеттик сатып алуулардын мониторинг мыйзамдарынын маселесин укуктук жонго салуу жактарын эске алып.

Ошондой эле автор, мамлекеттик сатып алуулардын мыйзамду-улугун жонго салуу маселерине конул бурат.

Мамлекеттик сатып алуулардагы мониторинг маселелерин че-чуу устомдугундогу мыйзамдуулуктун оз маселелери жана ушул аймактагы мыйзам чыгаруу системасы саясий жактан гана эмес, ко-омдук жактан да тен салмакта болот.

Ключевые слова: государственные закупки, законодательство, правовой надзор, общественное мнение.

Keywords: government procurement, legislation, legal monitoring, so-cial point of view.

Соз ачкычтары: мамлекеттик сатып алуулар, мыйзамдуулук, мони-торинг укуктуулугу, коомдук жактан тен салмакта болот.

Эффективная система государственных закупок всегда привлекала внимание государства, в целях недопущения коррупции. Термин «государственные закупки» различается практически в каждой стране. Есть такие термины, как «государственные нужды», госзаказ.

Кодекс этического поведения утвержден в ряде стран для обеспечения единства системы государственных закупок, к примеру, возьмём, Канаду там существует Кодекс этики поведения при закупках.

В частности, он указывает, что представитель заказчика руководствуется нормами законодательства о государственных закупках, что он должен незамедлительно письменно сообщить о фактах взяточничества или нарушениях закона, что заказчиков должны избегать конфликта интересов. Этот кодекс также предусматривает, что представитель заказчиков не может принимать подарки. Не должно быть интересов в отношении семейного положения. Таким образом, Кодекс содержит требования договора на обслуживание (в течение установленного срока).

Есть три вида нормативных актов, устанавливающих этические нормы поведения для участников системы государственных закупок в государствах G20.

1. Законы, положения и правила (Австралия, Австрия, Бельгия, Чехия, Корея, Люксембург, США, Великобритания, Испания).

2. Отдельный кодекс этических правил ведения государственных контрактов (Бразилия, Канада, Франция, Турция, Мексика, Нидерланды).

3. Рекомендации (Ирландия, Дания, Германия). Поэтому в мировой практике широко распространены правила установления правил этического поведения участников системы государственных закупок.

В начале века южнокорейские государственные предприятия осуществляли около 50% своих покупок через Интернет. По условиям правительства Кореи, с 2002 года все государственные закупки совершались исключительно и исключительно через Интернет.

Согласно обзору электронного правительства Организации Объединенных Наций 2014 года, который в мире оценивается в соответствии с уровнем развития электронного правительства, Республика Корея стоит на первом месте с показателем 0,9462.

Абсолютным лидером в информационном обеспечении о закупках сегодня является Южная Корея. В 2000 году Служба государственных закупок, центральное управление закупок Кореи, представило KONEPS, полностью интегрированную, комплексную систему электронных закупок [4].

Он охватывает весь цикл электронных закупок (начиная с регистрации и заканчивая контролем и оплатой договора) и обеспечивает электронный обмен документами в связи с покупкой. KONEPS взаимодействует с внешними системами для обмена необходимой информацией и обеспечивает полную автоматизацию процесса закупок. В 2012 году более 62,7% государственных закупок ($ 106 млрд.) Было сделано в Южной Корее с использованием системы KONEPS, и на сегодняшний день в этой системе зарегистрировано 45 тысяч клиентов и 244 тысячи поставщиков. Южная Корея, стала использовать электронные сертификаты для снижения злоупотреблений в данной сфере.

В 2010 году был разработан и представлен электронный сертификат с распознаванием отпечатков пальцев (электронная заявка на распознавание отпечатков пальцев). В этой системе пользователь может получить доступ только к биометрическому ключу доступа. В то же время нет единого хранилища биометрических пользовательских данных, поскольку информация хранится с отпечатками пальцев только в электронном файле поставщика. С 2010 года эта система является обязательной для всех организаций, которые оснащены KONEPS. В 2011 году Служба государственных закупок Южной Кореи представила новую услугу, которая позволяет совершать покупки со смартфона через мобильное приложение.

Сравнительно с ведущими стрнами наша республика хоть и старается соответсвовать международным стандартам, все равно не может усовершентвовать государственные закупки. Введеное новшество электронные государственные закупки изначльно предпологалось как искореннение коррупции а этой сфере, но как показала практика корупция все равно происходит в системе госуарственных закупок.

Размещение заказа, в свою очередь, это действия заказчиков, уполномоченных органов по выполнению подрядных работ, которые осуществляются с целью заключения государственного или контрактного договора на поставку товара, выполнения работ, услуг

и для заключения других гражданско-правовых договоров с государством. Завершающим этапом государственных закупок является подписание государственного контракта.

В нормативно-правовой базе Кыргызской Республики в СГЗ в данное время соответствуют наиболее актуальным международным стандартам, но думаю, что, еще остается немало места для усовершенствования законодательных и регуляторных рамок Кыргызстана в СГЗ.

Список использованной литературы

1. Антонов В.И., Киселева О.В. Зарубежный опыт регулирования размещения государственного заказа и возможность его использования в Российской практике // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3.

2. Дёгтев Г.В. Международный опыт государственных закупок // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6.

3. Набиев Р. А., Арыкбаев Р. К. Повышение эффективности бюджетных расходов системы государственных заказов и закупок // Финансы и кредит. 2008. № 25. С. 10

4. Strengthening Country Procurement Systems: Results and Opportunities (materials from the 4th High Level Forum of Aid Effectiveness, 29 Nov - 1 Dec 2011, Busan, Korea)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.