ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 347 ББК 67.404
DOI 10.24411/2414-3995-2018-10012 © М.И. Рыбакова, 2018
Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ «ЗЕЛЕНЫХ» ЗАКУПОК В РОССИИ
Мария Ивановна Рыбакова,
адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров, кафедра гражданского и трудового права, гражданского процесса Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12),
главный специалист ФКУ «ГЦСиЗИ МВД России» E-mail: mashulya711@yandex.ru
Научный руководитель: В.Н. Ткачев, начальник Служебно-правового управления Договорно-правового департамента МВД России, профессор кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации
Аннотация. Одним из способов сохранения окружающей среды и обеспечения экологической безопасности является осуществление закупок для государственных нужд с учетом экологических критериев. Настоящая статья посвящена правовым проблемам развития «зеленых» закупок. Рассматриваются примеры развития экологически чистых закупок в странах мира. Анализируются нормы законодательства Российской Федерации о государственных закупках. Предлагаются некоторые изменения законодательства, направленные на закрепление экологических требований и характеристик.
Ключевые слова: охрана окружающей среды, закупки для государственных нужд, экологические требования, государственный контракт, энергоэффективность, экологически чистые закупки (зеленые государственные закупки), устойчивые закупки.
LEGISLATIVE FRAMEWORK DEVELOPMENT «GREEN» PROCUREMENT IN RUSSIA
Marya I. Rybakova,
adjunct faculty training of scientific and pedagogical personnel, the chair of Civil Law and Labor Law, Civil Procedure Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12),
Chief Specialist Federal State Institution «Main Center for Communication and Information Protection
of the Ministry of Internal айшге of Russia»
Abstract. One of the ways to preserve the environment and ensure environmental safety is the procurement for state needs, taking into account ecological standards. This article is devoted to the legal problems of the development of «green» procurement. The author considers examples of development of environmentally friendly procurement in the countries of the world. Analyzes the norms of the legislation of the Russian Federation on public procurement. The author suggests some changes of legislation aimed at fixing the ecological requirements and characteristics.
Keywords: environmental protection, procurement for state needs, ecological requirements, state contract, energy efficiency, environmentally friendly procurement (Green Public Procurement), sustainable procurement.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Рыбакова М.И. Законодательные основы развития «зеленых» закупок в России. Вестник экономической безопасности. 2018;(4):66-72.
В последнее время во всем мире большую обе- суждению наиболее актуальных вопросов в сфере
спокоенность вызывают глобальное изменение экологии, выполнение программы реинтродукции
климата, загрязнение воздуха, почвы и воды, ис- в естественную среду обитания редких видов жи-
черпание природных ресурсов. В целях привлече- вотных, восстановление лесных ресурсов, открытие
ния внимания общества к вопросам экологического новых мусороперерабатывающих комплексов, реа-
развития Российской Федерации, сохранения био- лизацию программы защиты озера Байкал и другие,
логического разнообразия и обеспечения экологи- обеспечили международное признание Российской
ческой безопасности в 2017 году был проведен Год Федерации как одного из государств-участников
экологии. Многочисленные мероприятия, организо- глобального процесса охраны окружающей среды. ванные в Год экологии, включающие в себя совеща- Внимание вопросам обеспечения высоких стан-
ния, конференции, форумы, круглые столы по об- дартов экологического благополучия уделено в По-
слании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года, в котором он отметил, что «мы ужесточили сейчас экологические требования к предприятиям, что, безусловно, снизит промышленные выбросы. С 2019 года на экологичные, наилучшие доступные технологии должны перейти 300 промышленных предприятий, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду, а с 2021 года это должны сделать все предприятия с высокой категорией риска для окружающей среды» [1].
Безусловно, сохранение природных ресурсов и благоприятной окружающей среды, улучшение экологической безопасности страны и обеспечение здоровья граждан являются важными задачами, стоящими перед органами государственной власти и обществом в целом.
Одним из способов реализации указанных задач является осуществление закупок для государственных нужд с учетом экологических критериев. Существенная доля бюджетных средств ежегодно затрачивается на государственные закупки. Так, по данным официального сайта единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru/). в 2015 году в России на государственные закупки было потрачено 6,4 трлн руб., в 2016 году — также около 6,4 трлн руб., за 2017 год — около 7,1 трлн руб. Обладая значительной покупательской способностью, государство может сыграть важную роль в улучшении экологической ситуации, в том числе посредством осуществления закупок для государственных нужд и размещения государственного оборонного заказа. Органы государственной власти с помощью этого механизма могут диктовать условия производителям, тем самым стимулируя их к развитию высоких технологий, повышению энергоэффективности товаров, производству экологической продукции.
Все чаще на уровне международных организаций, органов государственной власти и в научном сообществе стал обсуждаться вопрос об устойчивых государственных закупках и так называемых «зеленых» закупках, которые являются одним из инструментов реализации стратегии устойчивого развития для государств.
«Зелеными» закупками являются закупки, при осуществлении которых обеспечивается не только
рациональное расходование бюджетных средств, но и экологическая безопасность государства. Понятие устойчивых закупок содержится в ГОСТ Р ИСО 26000-2012 «Руководство по социальной ответственности», которым предусмотрено, что «при принятии решений относительно закупок организации следует принимать во внимание экологические, социальные и этические характеристики закупаемых продуктов или услуг на всем протяжении их жизненного цикла. По возможности, ей следует отдавать предпочтение продуктам или услугам с минимизированным воздействием, используя надежные и эффективные независимо подтвержденные системы маркировки или иные системы подтверждения, например экологическую маркировку или аудиторскую деятельность» [2, с. 39]. В 2017 году был принят международный стандарт ISO 20400 «Устойчивые закупки — Руководство», согласно которому устойчивые закупки представляют собой деятельность по приобретению товаров (работ, услуг), которые оказывают наиболее позитивное экологическое, социальное и экономическое воздействие на протяжении всего их жизненного цикла [3].
Как справедливо отмечают Е.В. Шадрина и И.В. Ромодина, «перейти к устойчивому развитию странам позволяют экологически безопасное производство, рациональное потребление, экономическая поддержка развивающихся отраслей. Одним из действенных механизмов реализации стратегии устойчивого развития для государств являются государственные закупки. Выступая крупнейшим покупателем на рынке и обладая политической волей и властными полномочиями, государство может путем государственных закупок влиять на производителей и потребителей и способствовать устойчивому производству и потреблению» [4, с. 150].
На протяжении многих лет устойчивые закупки практикуются в таких странах, как Соединенные Штаты Америки, Канада, Финляндская Республика, Итальянская Республика, Новая Зеландия, Австралийский Союз, Япония, в странах Европейского Союза, успешно внедряются в Китайской Народной Республике, Федеративной Республике Бразилии, Республике Индии, Республике Беларусь, Мексиканских Соединенных Штатах и других.
Такие закупки стимулируют производство экологически чистой продукции, вторичное использо-
вание ресурсов, поддерживают малый бизнес, создают новые рабочие места и способствуют честной торговле, тем самым одновременно решаются экономические, экологические и социальные задачи.
В зарубежных странах основы для внедрения и развития «зеленых» закупок предусмотрены непосредственно в законодательстве, регламентирующем сферу закупочной деятельности.
Так, например, Директива 2014/25/ЕС о закупке коммунальных услуг, энергетики, транспорта и почтовых услуг и Директива 2014/24/ЕС являются правовой базой, регламентирующей государственные закупки товаров, работ и услуг в Европейском Союзе. В указанных правовых актах содержатся конкретные указания на возможности включения экологических требований и критериев в процесс закупок, а также предусмотрено, что государственные закупки должны стимулировать инновации. Помимо этого, разработаны методические материалы, которые призваны помочь заказчикам применять устойчивые государственные закупки.
В статье 9 Закона о государственных закупках Китайской Народной Республики (The Government Procurement Law of the People's Republic of China) от 29 июня 2002 г. говорится, что государственные закупки преследуют цель, в том числе сохранения окружающей среды. Государственные закупки должны способствовать улучшению экологической обстановки при производстве продукции [5].
В законодательстве Соединенных Штатов Америки также учтены экологические требования при размещении и исполнении государственного заказа, закреплены такие понятия и определения, как размещение и исполнение государственного заказа в целях устойчивого развития, предотвращение загрязнения окружающей среды, источники возобновляемой энергии.
Ф.А. Тасалов верно резюмирует, что «контракт в рамках Свода федерального регулирования США представляет собой главный инструмент, посредством которого американское государство регулирует отношения на рынке труда, устанавливая: 1) дополнительные гарантии трудовых прав работников; 2) меры, направленные на сокращение безработицы, стимулирование роста производительности труда; 3) экологические требования, способствующие улучшению окружающей среды; 4) меры по борьбе
с коррупцией в сфере приобретения товаров, оказания услуг для нужд заказчиков» [6, с. 184].
Курс на устойчивое развитие государства и популяризацию «зеленых» закупок нашел свое отражение и в российском законодательстве. Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. № 176 утверждена Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года [7], которой основными целями государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности определены сохранение и восстановление природной среды, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики.
Для решения задачи развития экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды в рамках реализации государственной политики в области экологического развития России до 2030 года предусмотрено использование механизма обеспечения преимущества (при прочих равных условиях) при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд товарам, работам, услугам, отвечающим установленным экологическим требованиям [8].
Основополагающим правовым актом, регламентирующим осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации, является Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) [9]. Однако, в действующей редакции указанного закона не закреплен как один из принципов осуществления закупок товаров, работ и услуг принцип обеспечения экологической безопасности, что является существенным пробелом.
Тем не менее, в Законе о контрактной системе нашли свое отражение нормы, способствующие развитию «зеленых» закупок. Так, пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрена возможность установления заказчиком в документации о закупке экологических характеристик объекта закупки с целью оценки заявок, окончательных предложений участников закупки. Более того,
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1085 [10], устанавливают в качестве экологического критерия соответствие экологическим нормам. Вместе с тем, четкий перечень экологических характеристик и критериев законодателем не регламентирован.
Следует отметить, что применение экологических критериев для оценки заявок возможно только при проведении таких процедур, как запрос предложений и конкурс. В то время как, согласно данным единой информационной системы в сфере закупок, наиболее востребованным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) является электронный аукцион, результатом проведения которого является заключение контракта с участником закупки, предложившего наименьшую цену. В таких случаях экологизация закупок возможна путем установления экологических требований к участникам и экологических требований в техническом задании документации о закупке.
Идеи об установлении экологических требований к участникам закупки высказываются, например, Е.В. Шадриной и Ю.А. Грачевой. По их мнению, «требования к поставщикам могут затрагивать как процесс производства товаров и услуг, так и собственные закупочные операции поставщика. Соответствие данным требованиям свидетельствует о том, что производитель/поставщик соблюдает экологические стандарты и разделяет политику госзаказчика в части производства и поставки продукции с минимальным воздействием на окружающую среду» [11, с. 10].
Видится целесообразным установить наряду с имеющимися требованиями к участникам закупки, предусмотренными статьей 31 Закона о контрактной системе, требование об отсутствии у участника закупки — физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица—участника закупки судимости за экологические преступления, предусмотренные главой 26 Уголовного кодекса Российской Федерации [12]
(за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации, а также требование о том, что участник закупки — физическое или юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, в области охраны окружающей среды и природопользования, предусмотренного главой 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) [13].
Наиболее действенным способом экологизации закупок является установление в техническом задании закупки требований, касающихся защиты окружающей среды (например, требований к применяемым материалам, использование экологического сырья, сертифицированной продукции, использование многоразовой тары, упаковки из вторичных материалов и других). Для применения такого инструмента «зеленых» закупок необходимо внедрение экологических маркировок, переработка стандартов и ГОСТов с учетом экологических критериев.
Кроме того, еще одним прогрессивным шагом к развитию «зеленых» закупок является введение Законом о контрактной системе понятия «контракт жизненного цикла», которое подразумевает под собой не только закупку товара или работы, но и последующее обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (часть 16 статьи 34 Закона о контрактной системе). Случаи заключения таких контрактов определены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1087 [14].
В 2007 году Российская Федерация, преследуя цель снижения вредного воздействия на окружающую среду, присоединилась к Декларации лидеров стран G8 по расширению использования технологий когенерации в национальных энергетических
системах. С.А. Свирков отмечает: «В Евросоюзе вектор политики в области когенерации получил нормативное закрепление... Значение данных отношений определяется необходимостью целесообразного использования энергоресурсов, защиты окружающей среды, обеспечения энергоэффективности... Вместе с тем в нашей стране правовая база поддержки когенерации фактически отсутствует» [15, с. 278].
Некоторые аспекты сбережения энергетических ресурсов и охраны природных ресурсов предусмотрены в Федеральном законе от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об энергоснабжении) [16]. Так, в соответствии с частью 8 статьи 10 Закона об энергоснабжении с 1 января 2011 года не допускается закупка электрических ламп накаливания для обеспечения государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.
Кроме того, частью 1 статьи 26 Закона об энергоснабжении установлено, что государственные или муниципальные заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг. Такие требования, в частности, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1221 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [17]. Требования включают в себя указание на виды и категории товаров, работ, услуг, на которые распространяются такие требования; требования к значению классов энергетической эффективности товаров; требования к характеристикам, параметрам товаров, работ, услуг, влияющим на объем используемых энергетических ресурсов.
Частью 4 статьи 26 Закона об энергоснабжении закреплено, что требованиями энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных
нужд может устанавливаться запрет или ограничение закупок товаров, работ, услуг, результатами которых может явиться непроизводительный расход энергетических ресурсов.
За несоблюдение норм об энергоэффективности виновные лица привлекаются к административной ответственности по части 11 статьи 9.16 КоАП РФ.
Отдельное внимание в настоящее время уделяется экологизации строительной отрасли. И это неудивительно, практически каждый государственный заказчик сталкивается с закупками, связанными со строительством, капитальным и текущим ремонтом. Основы для этого были заложены в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ). Так, обязанность по охране окружающей среды и обеспечению безопасности строительных работ предусмотрена статьей 751 ГК РФ [18]. Подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ. За нарушение таких требований подрядчик несет ответственность. Подрядчик не вправе использовать в ходе осуществления работ материалы и оборудование, предоставленные заказчиком, или выполнять его указания, если это может привести к нарушению обязательных для сторон требований к охране окружающей среды и безопасности строительных работ.
В юридической литературе сформулированы «три кита «зеленого» строительства: особые повышенные требования к комфортности здания, значительное снижение потребления ресурсов объектом, а также отсутствие влияния здания на находящихся в нем людей и окружающую среду» [19, с. 72]. Е.С. Болтанова указывает, что «целевыми установками «зеленых» стандартов являются использование экологически сертифицированных (маркированных) строительных материалов и конструкций; минимизация отходов при выполнении строительных работ; энергосбережение и энергоэффективность здания, сооружения; рациональное водопользование; комфортность проживания в зданиях» [20, с. 325].
Конкретными примерами действующей системы «зеленых» закупок в России могут служить офисы, сертифицированные по стандарту «Листок жизни» и корпоративный «зеленый» олим-
пийский стандарт ГК «Олимпстрой» для закупки стройматериалов в рамках подготовки Олимпийских зимних Игр 2014 года, также учитывающий экологические критерии «Листка жизни», стадионы, построенные к Чемпионату мира по футболу FIFA 2018 в России, получившие сертификат по международному «зеленому» стандарту BREEAM (Building Research Establishment Environmental Assessment Method — добровольный рейтинг экологической оценки эффективности зданий, разработанный в 1990 году британской организацией BRE Global).
В заключение хотелось бы отметить, что государственные закупки выступают важнейшим инструментом обеспечения экологической безопасности, улучшения экологической ситуации. Однако для этого необходима четкая правовая регламентация соблюдения экологических требований и условий при осуществлении закупок. Во-первых, видится целесообразным внести изменения в статью 6 Закона о контрактной системе, предусмотрев принцип обеспечения экологической безопасности в качестве одного из принципов контрактной системы в сфере закупок. В связи с этим необходимо будет дополнить главу 1 Закона о контрактной системе статьей 12.1 «Принцип обеспечения экологической безопасности», в которой будет раскрыто содержание данного принципа. Такая системная норма заложит основу для соблюдения всеми участниками контрактной системы в сфере закупок условий охраны окружающей среды, что будет способствовать более эффективному расходованию природных ресурсов, развитию высоких технологий и производств. Во-вторых, необходимо разработать и принять постановление Правительства Российской Федерации, в котором четко будут определены экологические критерии для закупаемых товаров, работ, услуг, а также четкий перечень таких товаров, работ и услуг, при закупке которых необходимо устанавливать особенности. В таком перечне предлагается предусмотреть, например, офисную мебель, бумагу и изделия из нее, предметы бытовой химии, строительные материалы, услуги по чистке и уборке, строительные и ремонтные работы. В-третьих, целесообразно внести изменения в пункт 7 и пункт 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, установив экологические требования к
участникам закупки, в частности, требование об отсутствии привлечения к уголовной, административной ответственности участника закупки, его должностных лиц за нарушение природоохранного законодательства (за преступления, предусмотренные статьями 246—262 УК РФ, за административные правонарушения, предусмотренные статьями 8.1—8.46 КоАП РФ). Тем самым создадутся конкурентные преимущества для тех участников закупки, которые принимают необходимые меры по охране окружающей среды.
Совершенствование законодательства Российской Федерации о государственных закупках с учетом экологических требований, развитие и внедрение инновационных технологий, продвижение «зеленых» закупок, несомненно, будут способствовать устойчивому развитию государства в области экономики, экологии и социальной сферы.
Литература
1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01.03.2018 // Рос. газ. 2018. 2 марта.
2. ГОСТ Р ИСО 26000-2012 «Руководство по социальной ответственности» // М.: Стандартин-форм, 2014.
3. ISO 20400:2017 Sustainable procurement — Guidance // URL: https://www.iso.org/obp/ui/ ru/#iso:std:iso:20400:ed-1:v1:en (дата обращения: 25.06.2018).
4. Шадрина Е.В., Ромодина И.В. Государственные закупки для устойчивого развития: международный опыт // Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 1.
5. The Government Procurement Law of the People's Republic of China. 2002. URL: http://www. gov.cn/english/laws/2005-10/08/content_75023.htm (дата обращения: 25.06.2018).
6. Тасалов Ф.А. Контрактная система в сфере государственных закупок России и США: сравнительно-правовое исследование: монография. М.: Проспект, 2017.
7. Указ Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. № 176 «Об утверждении Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2017. № 17. Ст. 2546.
8. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом Российской Федерации от 30 апреля 2012 г.) // СПС «Консультант Плюс».
9. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2013. № 49 (ч. 7). Ст. 6428.
11. Шадрина Е.В., Грачева Ю.А. Государственные закупки как инструмент решения экологических проблем // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2017. № 48.
12. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
13. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1087 «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла» // СЗ РФ. 2013. № 49 (ч. 7). Ст. 6430.
15. Свирков С.А. Основные проблемы гражданско-правового регулирования оборота энергии: Монография. М.: Статут, 2013.
16. Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Рос. газ. 2009. 27 ноябр.
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1221 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Рос. газ. 2010. 5 февр.
18. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // СЗ РФ; 1996. № 5. Ст. 410.
19. Дувинг С.А. «Зеленые» здания в России и за рубежом // ЮНИДО в России. 2012. № 8.
20. Болтанова Е.С. Эколого-правовые основы регулирования застройки земель зданиями и сооружениями в России: дис. докт. юрид. наук. Томск, 2014.
Научные издания для юристов
Э.Б. Магомедов
Криминологические особенности преступности мигрантов-иностранцев
в республиках северо-кавказского федерального округа и ее предупреждение
Криминологические особенности преступности мигрантов-иностранцев в республиках Северо-Кавказского федерального округа и ее предупреждение: монография / Э.Б. Магомедов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 191 с.
В работе анализируется миграционная ситуация, сложившаяся в Российской Федерации после распада СССР, обусловленная усилением внешней миграцией из стран, бывших ранее союзными республиками, в аспекте ее криминальных особенностей, и прежде всего негативных сторон, в том числе преступности иностранцев в региональном разрезе.
Особое внимание уделяется совершенствованию законодательства по предотвращению незаконной миграции и преступности иностранцев и практики его реализации в рамках Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Книга адресована студентам, аспирантам и преподавателям высших учебных заведений, а также всем интересующимся проблемами миграции.