Научная статья на тему 'Правовое регулирование выдачи свидетельства о допуске к определенному виду работ в сфере строительства'

Правовое регулирование выдачи свидетельства о допуске к определенному виду работ в сфере строительства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
192
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОПУСК К ОПРЕДЕЛЕННОМУ ВИДУ РАБОТ / СВИДЕТЕЛЬСТВО О ДОПУСКЕ К ОПРЕДЕЛЕННОМУ ВИДУ РАБОТ / САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / COMPETENCY CERTIFICATE TO CERTAIN KIND OF WORKS / SELF-REGULATED ORGANISATION / LICENSING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нечухаева Олеся Владимировна

Рассматриваются ключевые аспекты регулпрованпя процесса допуска к определенному виду работ, дается детальный анализ п проводится систематизация требований законодательства, предъявляемых к выдаче свидетельства о допуске к определенному виду работ. В данный момент выдача таких свидетельств саморегулируемыми организациями предусмотрена только в сфере строительства. Автор проводит анализ применимости возможности выдачи данного свидетельства к иным сферам предпринимательской деятельности п приходит к выводу о возможности расширения сфер выдачи допуска как к работам, так п к услугам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF A COMPETENCY CERTIFICATE TO CERTAIN KIND OF WORKS ISSUINGING IN THE CONSTRUCTION SECTOR

This article examines the key aspects of competency certificate to certain kind of works, provides a detailed analysis and systematizes the legislation requirements required to issue a competency certificate to certain kind of works. At the moment, the issuance of such certificates by self-regulated organizations is provided only in the construction sector. The author analyzes the possibility of issuing this document to other areas of commercial activities and comes to the conclusion that it is possible to expand the areas of issuing competency certificates for both work and services.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование выдачи свидетельства о допуске к определенному виду работ в сфере строительства»

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА № 3/201 б

44 - OPEN ACCESS - в открытом доступе на сайте sovnauka.com

Юридические науки

УДК 346.26

Научная специальность 12.00.03 — Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЫДАЧИ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ДОПУСКЕ К ОПРЕДЕЛЕННОМУ ВИДУ РАБОТ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА

О. В. Нечухаева*

Аннотация. Рассматриваются ключевые аспекты регулирования процесса допуска к определенному виду работ, дается детальный анализ и проводится систематизация требований законодательства, предъявляемых к выдаче свидетельства о допуске к определенному виду работ. В данный момент выдача таких свидетельств саморегулируемыми организациями предусмотрена только в сфере строительства. Автор проводит анализ применимости возможности выдачи данного свидетельства к иным сферам предпринимательской деятельности и приходит к выводу о возможности расширения сфер выдачи допуска как к работам, так и к услугам.

Ключевые слова: допуск к определенному виду работ, свидетельство о допуске к определенному виду работ, саморегулируемые организации, лицензирование.

LEGAL REGULATION OF A COMPETENCY CERTIFICATE TO CERTAIN KIND OF WORKS ISSUINGING IN THE CONSTRUCTION SECTOR

O.V. Nechukhaeva*

Abstract. This article examines the key aspects of competency certificate to certain kind of works, provides a detailed analysis and systematizes the legislation requirements required to issue a competency certificate to certain kind of works. At the moment, the issuance of such certificates by self-regulated organizations is provided only in the construction sector. The author analyzes the possibility of issuing this document to other areas of commercial activities and comes to the conclusion that it is possible to expand the areas of issuing competency certificates for both work and services.

Keywords: competency certificate to certain kind of works, self-regulated organisation, licensing.

Поправки, внесенные Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в гл. 4 ч. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» и вступившие в силу с 1 сентября 2014 г., предусматривают включение в п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51 -ФЗ (далее — ГК РФ) требования о наличии у юридического лица специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ для возможности заниматься отдельными видами деятельности в случаях, предусмотренных законом.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» не только не содержит дальнейших требований к вопросу выдачи свидетельства о допуске к определенному виду работ, но и даже не упоминает о нем.

Подчеркнем, что необходимость получения такого свидетельства о допуске к определенному виду работ в ГК РФ закреплена исключительно для юридических лиц, однако, в Градостроительном кодексе Российской Федерации закреплена такая возможность и для индивидуальных предпринимателей, например, при выполнении некоторых видов работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства [1, п. 2 ст. 47].

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации саморегулируемые организации могут выдавать следующие разрешения:

• свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, строительство которых предусмотрено договором об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договором о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического

* Нечухаева Олеся Владимировна,

соискатель кафедры предпринимательского и корпоративного права Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Контакты: ул. Садовая-Кудринская, д. 9, Москва, Россия, 125993 E-mail: nechukhaeva.olesya@gmail.com

* Olesya V. Nechukhaeva,

postgraduate student of the commercial

and corporate department

Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

Contacts: ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993

E-mail: nechukhaeva.olesya@gmail.com

в открытом доступе на сайте sovnauka.com

45

класса, право на заключение которых является предметом аукциона [1, пп. 2 ст. 46.8];

• свидетельства о допуске к видам работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства [1, п. 2 ст. 47];

• свидетельства о допуске к работам по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства [1, п. 4 ст. 48];

• свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства [1, п. 2 ст. 52];

• свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства [1, п. 18 ст. 55.8].

Подробный перечень входящих в тот или иной вид работ содержится в Приказе Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

Также Министерство регионального развития Российской Федерации в своем письме от 22 февраля 2012 г. № 3734-ДШ/08 дало пояснения о том, что в соответствии с п. 10 ст. 55.10 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ вопрос определения перечня видов работ, решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым относится к сфере деятельности саморегулируемой организации, находится в исключительной компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации.

Таким образом, общим собранием членов саморегулируемой организации может быть определен любой список работ из числа содержащихся в перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, утвержденном Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», соответ-

ствующих ее виду [5] (саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, подготовку проектной документации или строительство [1, ст. 55.3]).

Следовательно, перечень видов работ, свидетельство о допуске к которым должен получить член той или иной саморегулируемой организации, может быть различным в отдельно взятых саморегулируемых организациях, но не должен противоречить видам работ, указанным в Приказе Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

Рассмотрим требования законодательства к содержанию и основаниям для получения таких свидетельств о допуске к работам.

Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрены следующие требования к выдаче свидетельств о допуске в отношении каждого вида работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельств о допуске к которым отнесено общим собранием членов саморегулируемой организации к сфере деятельности саморегулируемой организации, или видов таких работ [1, п. 5-9 ст. 55.5].

Данные требования разделены по группам в зависимости от обязательности их применения, назовем их императивными и диспозитивными.

К императивным требованиям относятся следующие [1, п. 6 ст. 55.5]:

1) квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, работникам индивидуального предпринимателя, работникам юридического лица о наличии:

• образования определенных уровня и профиля;

• дополнительного профессионального образования, аттестации;

• определенного стажа работы;

2) требования к численности работников индивидуального предпринимателя или юридического лица.

К диспозитивным законодатель относит требования:

1) о наличии у индивидуального предпринимателя, юридического лица имущества, необходимого для выполнения соответствующих работ, без указания вида права, на котором может использоваться такое имущество;

2) о достижении положительных результатов проводимой в порядке, установленном указанными требо-

ваниями, проверки квалификации индивидуальных предпринимателей, работников индивидуальных предпринимателей, работников юридических лиц.

Отдельная квалификация приводится для каждой из категорий работ. Так, к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, предъявляют следующие минимально необходимые требования [1, п. 8 ст. 55.5]:

1) к кадровому составу (о наличии работников индивидуального предпринимателя, работников юридического лица, имеющих высшее образование или среднее профессиональное образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом не менее чем три работника должны иметь высшее образование и не менее чем пять работников — среднее профессиональное образование, стаж работы по специальности должен составлять не менее чем три года для работников, имеющих высшее образование, и не менее чем пять лет для работников, имеющих среднее профессиональное образование);

2) к личности индивидуального предпринимателя (о наличии у индивидуального предпринимателя высшего образования или среднего профессионального образования соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и могут выполняться индивидуальным предпринимателем самостоятельно, и стажа работы по специальности не менее чем пять лет);

3) к повышению профессионального уровня (о получении не реже чем один раз в пять лет дополнительного профессионального образования работниками и индивидуальным предпринимателем с проведением аттестации).

Для категории выдачи свидетельств о допуске к работам по организации подготовки проектной документации предъявляются следующие минимально необходимые требования [1, п. 8.1 ст. 55.5]:

1) о наличии по месту основной работы работников индивидуального предпринимателя, работников юридического лица, имеющих высшее образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ по организации подготовки проектной документации. При этом не менее чем три работника должны иметь высшее образование и стаж работы по специальности должен составлять не менее чем пять лет;

2) о наличии у индивидуального предпринимателя высшего образования соответствующего профиля для

выполнения определенных видов работ по организации подготовки проектной документации, которые могут выполняться индивидуальным предпринимателем самостоятельно, и стажа работы по специальности не менее десяти лет;

3) о получении не реже чем один раз в пять лет дополнительного профессионального образования работниками и индивидуальным предпринимателем с проведением их аттестации.

И, наконец, выделяют следующие минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам по организации строительства [1, п. 8.2 ст. 55.5]:

1) о наличии по месту основной работы работников индивидуального предпринимателя или юридического лица, имеющих высшее образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ по организации строительства. При этом индивидуальный предприниматель и руководитель юридического лица или его заместитель должны иметь высшее образование соответствующего профиля и стаж работы по специальности не менее чем пять лет;

2) о получении не реже чем один раз в пять лет дополнительного профессионального образования работниками индивидуального предпринимателя или юридического лица и проведению их аттестации.

При этом Градостроительным кодексом предусмотрено, что Правительством Российской Федерации устанавливаются минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов, с учетом технической сложности и потенциальной опасности таких объектов [1, п. 9 ст. 55.5]. Саморегулируемая организация не вправе устанавливать требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, ниже рассмотренных минимально необходимых требований по отношению к свидетельствам о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, свидетельствам о допуске к работам по организации подготовки проектной документации и свидетельствам о допуске к работам по организации строительства.

На уровне подзаконных нормативных актов можно выделить постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2011 г. № 207 «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на

безопасность указанных объектов». Предлагаем указанные требования разделить по следующим блокам без учета видов работ и конкретизации самих требований:

• условия по кадровому составу (количество, укомплектованность штатных должностей, аттестация и квалификация, условия их повышения (наличие системы аттестации работников), профиль, стаж работы, профессиональное образование);

• условия по составу и количеству имущества, принадлежащего заявителю на праве собственности или ином законном основании;

• условие к документам (например, наличие соответствующих лицензий и иных разрешительных документов, если это необходимо законодательством Российской Федерации);

• условие о наличии у заявителя системы менеджмента качества, в отношении которой национальным или международным органом по сертификации выдан сертификат соответствия.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 июля 2011 г. № 356 «Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» утверждена типовая форма соответствующего свидетельства, которое подлежит выдаче саморегулируемой организацией.

Форма содержит указание на выдавшую свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, саморегулируемую организацию, юридическое лицо, которому выдается свидетельство, основание выдачи свидетельства.

В приложении к свидетельству обозначается полный перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность и о допуске к которым член саморегулируемой организации имеет свидетельство. Виды работ указываются в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» [4].

Таким образом, правовое регулирование требований к свидетельствам о допуске осуществляется в Российской Федерации на следующих уровнях:

• федеральных законов (Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ);

• подзаконных нормативных актах (Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2011 г. № 207 «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов», Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 июля 2011 г. № 356 «Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»);

• локальных нормативных актов (требования саморегулируемых организаций).

Проведенный анализ показал, что для всех классификаций требований к свидетельству о допуске к определенному виду работ является общим регулирование качественных и количественных показателей кадрового состава.

Механизм осуществления допуска к работам выглядит следующим образом в соответствии со ст. 55.8. Градостроительного кодекса от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ.

Потенциальный член (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо) одной из саморегулируемых организаций, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации либо осуществляющих строительство, при обращении к саморегулируемой организации с целью принятия его в члены предоставляет заявление о приеме его в члены саморегулируемой организации с указанием, в том числе, определенного вида или видов работ, свидетельство о допуске к которым они намерены получить, а также документы, подтверждающие соответствие индивидуального предпринимателя или юридического лица требованиям к выдаче свидетельства о допуске к таким определенному виду или видам работ.

Само же свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ выдается лицу, принятому в члены саморегулируемой организации, в срок не позднее чем в течение трех рабочих дней после дня принятия соответствующего решения, уплаты вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации. В данном случае членство заявителя в саморегулируемой организации и внесение взноса в компенсационный фонд являются обязательными для получения данного свидетельства.

Законодательно установлены следующие основания прекращения действия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ [1, п. 15 ст. 55.8] (табл. 1).

Табл. 1

№ Основание Причина

1 Решение постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации Заявление члена саморегулируемой организации

2 Решение постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации Установление факта наличия у индивидуального предпринимателя или юридического лица, выданного другой саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к такому же виду работ (которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства)

3 Решение постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации Неустранение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в установленный срок выявленных нарушений, повлекших приостановление действия свидетельства [1, пп. 3 п. 2 ст. 55.15]

4 Решение суда

5 Заявление индивидуального предпринимателя или юридического лица Прекращение членства в саморегулируемой организации

6 Решение общего собрания членов саморегулируемой организации Применение меры дисциплинарного воздействия (вынесение предписания об обязательном устранении членом саморегулируемой организации выявленных нарушений в установленные сроки, вынесение члену саморегулируемой организации предупреждения, приостановление действия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, прекращение действия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, исключение из членов саморегулируемой организации) [1, п. 2 ст. 55.15]

7 Заявление саморегулируемой организации, решение суда В случае исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций

Таким образом, в сфере строительной деятельности процесс выдачи, функционирования и отзыва свидетельства о допуске к определенному виду работ достаточно урегулирован, что, безусловно, связано с социальной и экономической важностью такого вида деятельности (не говоря уже о безопасности как пользователей результата работ, так и субъектов предпринимательской деятельности). Однако, с учетом описан-

ного выше подхода законодателя к регулированию допуска к выполнению отдельных видов работ в сфере строительства с участием СРО, думается, есть основания для расширения сферы таких процедур применительно к осуществлению иных видов работ (услуг) в тех областях предпринимательства, где законодательно предусмотрено обязательное членство в саморегулируемых организациях.

Литература/References

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ // Российская газета. 2004. № 290. [Urban Development Code of the Russian Federation (Dec. 29, 2004)].

2. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3813. [About estimated activity in the Russian Federation, Federal Law No. 135-FZ (Jul. 29, 1998)].

3. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // Российская газета. 2008. № 267. [About auditor activity, Federal Law No. 307-FZ (Dec. 30, 2008)].

4. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 июля 2011 г. № 356 «Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (зарегистрирован в Минюсте России 15 апреля 2010 г., регистрационный номер №16902) // Российская газета. 2011. № 189. [About the statement of a form of the certificate on the admission to a certain type or types of works which exert impact on safety of capital construction projects, Order of Federal Service for Environmental, Technological and Nuclear Supervision No. 356 (Jul. 5, 2011)].

5. Письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 3734-ДШ/08 «О требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам» // Ценообразование и сметное нормирование в строительстве. 2012. № 8. [About requirements to issue by self-regulatory organizations of certificates on the admission to works, Letter of the Ministry of Regional Development of the Russian Federation (Feb. 22, 2012)].

'cc) ^ Нечухаева O.B./Nechukhaeva O.V., 2016. Это произведение распространяется по лицензии Creative Commons «Attribu-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С^щ^в tion» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. [This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International License].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.