АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ СТАТЬЕЙ 9.5.1 КОДЕКСА РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ П РАВОНАРУШЕНИЯХ
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Нижанковская Наталья Александровна, преподаватель кафедры Гражданского права и предпринимательской деятельности Тихоокеанского государственного университета.
Контакты автора: [email protected]
Аннотация. Работа на тему «Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные статьей 9.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» выполнена на актуальную тему, так как статья 9.5.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях является новеллой административного законодательства..
Автор отмечает проблемные вопросы, связанные с введением новых субъектов в сферу жилищного строительства. И делает общий вывод о том, что указанная статья еще не нашла своего применения на практике, в виду отсутствия либо становления саморегулируемых организаций в сфере жилищного строительства, следовательно, значимость и степень защиты охраняемых интересов статьей 9.5.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях еще предстоит оценить.
Ключевые слова: административная ответственность, жилищное строительство, са-морегулируемые организации.
ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR THE OFFENCES PROVIDED BY ARTICLE 9.5.1 THE CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION ABOUT ADMINISTRATIVE OFFENCES
Nizhankovskaj N.A., teacher, Pacific state university. Contacts of the author: [email protected]
Annotation. Work on the theme ««Administrative responsibility for the offences provided by article 9.5.1 of the Code of the Russian Federation about administrative offences» is done on t hh vital topic as article 9.5.1 of the Code of the Russian Federation about administrative offences is a short story of the administrative legislation.
The author marks the urgent questions connected with the introduction of new subjects in sphere of hous-
ing construction. It also give the general conclusion that the certain article has not yet found the application in practice, as the result of absence or formation of the self-adjustable organizations in housing construction sphere, hence, the importance and degree of the defense of protected interests article 9.5.1 of the Code of the Russian Federation about administrative offences still should be estimated.
Keywords: administrative responsibility, housing construction, self-adjustable organizations.
Административная ответственность в сфере жилищного строительства установлена нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и закреплена:
- ст.ст. 9.4, 9.5, 9.5.1 КоАП РФ - глава «Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике»;
- ст. 14.28 КоАП РФ - глава «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности»;
- ст.ст. 19.4 ч. 1, 19.5 ч. 1, 4, 19.7 КоАП РФ - глава «Административные правонарушения против порядка управления».
Среди указанных норм статья 9.5.1 КоАП РФ является новеллой и предусматривает административную ответственность за выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ или с нарушением минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к соответствующим видам работ. Данная норма предусмотрена в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и введена Федеральным законом РФ от 22.07.2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Свидетельство о допуске к осуществлению работ - это документ, выдаваемый саморегулируемой организацией и подтверждающий право юридического лица или индивидуального предпринимателя на осуществление определенного вида работ.
Федеральным законом РФ от 22.07.2008 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено три вида саморегу-лируемых организаций (далее - СРО) в строительстве:
1) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;
2) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;
3) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.
При этом законодатель не учитывает возможности осуществления инженерных изысканий, подготовки проектной документации, строительства одним лицом и соответственно создания для этого саморегулируемой организации, основанной на членстве подобных субъектов. Считаем это существенным пробелом Градостроительного кодекса РФ, так как в ином случае юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю, осуществляющему инженерные изыскания, проектирование, строительство придется вступать в члены трех саморе-гулируемых организаций и соответственно в трех организациях выплачивать компенсационный взнос, членские и иные взносы и платежи. Кроме того, часть 2 статьи 55.5 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что са-морегулируемая организация вправе разработать и утвердить стандарты СРО - документ, устанавливающий в соответствии с законодательством Российской Федера-
Нижанковская Н.А.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ции о техническом регулировании правила выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования к результатам указанных работ, системе контроля за выполнением указанных работ. Однако это может привести к применению на территории Российской Федерации различных строительных стандартов, что в свою очередь отрицательно скажется на качестве возводимых жилых домов. Кроме того, данная работа ведется на уровне Российская Федерация в виде разработки и принятия технических регламентов. Однако, даже уровень подготовки и квалифицированности лиц, занимающимися подготовкой технических регламентов, не позволил им в срок подготовить соответствующие документы. В этом случае закономерен вопрос - насколько состоятельными при подготовке стандартов саморегу-лируемых организаций окажутся ответственные за это лица?
В связи с необходимостью получения свидетельства о допуске к выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства очевидно, что законодатель ввел указанные нормы в связи с отменой лицензирования строительства, в том числе и жилищного. Так, согласно пп. 6.1 статьи 18 Федерального закона РФ от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с 1 января 2010 г. прекращается лицензирование проектирования, строительства и инженерных изысканий для зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения. Выдача новых лицензий на осуществление указанных видов деятельности прекращается с 1 января 2009 г.
До 1 января 2010 года будут действовать как лицензии, выданные ранее, так и свидетельства о допуске, выдаваемые саморегулируемыми организациями. А в 2010 году субъекты предпринимательской деятельности смогут выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, лишь при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Фактически, государственная лицензия будет заменена свидетельством о допуске, которое будет выдавать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю та саморегулируемая организация, в которой они состоят. По сути, государство вводит в сферу жилищного строительства нового субъекта, эффективность которого будет оценена по результатам деятельности.
Считаем отмену лицензирования сферы жилищного строительства непродуманной, опрометчивой. Так как рассматриваемая сфера имеет высокую социальную и экономическую значимость, объекты, возводимые в ходе жилищного строительства имеют повышенные требования безопасности, так как их несоблюдение чревато серьезными последствиями, большими человеческими жертвами. В связи с этим, предлагаем внести изменения в законодательство Российской Федерации и дополнить перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии следующим:
- проектирование жилых зданий, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;
- строительство жилых зданий, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;
- инженерные изыскания для строительства жилых зданий, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.
В силу того, что с 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г. в жилищном строительстве будут одновременно действовать и лицензии и свидетельства о допуске, статья 9.5.1 КоАП РФ будет действовать параллельно статье 14.1 «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)», с 01.01.2010 г. действие статьи 14.1 (кроме части 1) на сферу жилищного строительства прекратится.
В целом, статья 9.5.1 КоАП РФ еще не нашла своего практического применения, в силу либо отсутствия, либо становления саморегулируемых организаций в сфере жилищного строительства. Поэтому ее значимость и степень защиты охраняемых интересов еще предстоит оценить.
Список литературы:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. -07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1; 08.06.2009. - № 23. - Ст. 2776.
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ // СЗ РФ. - 03.01.2005. -№ 1 (ч. 1). -Ст. 16; Российская газета. - № 267. - 31.12.2008 г.
3. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от
22.07.2008 г. № 148-ФЗ // СЗ РФ. - 28.07.2008. - № 30 (ч. 1). - Ст. 3604.
4. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон Российской Федерации от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ // СЗ РФ. - 13.08.2001 г. - № 33 (часть I). - Ст. 3430;
20.07.2009 г. - № 29. - Ст. 3614.
РЕЦЕНЗИЯ
Работа Нижанковской Н.А. посвящена актуальным проблемам административной ответственности в сфере жилищного строительства. В рецензируемой работе использован системный подход при осуществлении анализа законодательства Российской Федерации в данной сфере.
Рассматривая административную ответственность в сфере жилищного строительства, автор выделяет статью 9.5.1 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности, подчеркивая ее новизну. Правонарушения, предусмотренные статьей 9.5.1 КоАП РФ, представляют особый интерес, так как отражают новейшие тенденции развития законодательства в целом.
Автор также отмечает некоторые проблемные моменты, связанные с введением указанной нормы в действие. В целом вывод Нижанковской Н.А. опираются на анализ законодательства Российской Федерации, учитывая изменения и тенденции развития современной теории государства и права и административного права.
Объем рецензии не дает возможности подробно осветить все идеи и предложения, рассмотренные автором в данной работе.
Общий вывод состоит в том, что публикация в виде статьи в правовом журнале представит интерес, востребованность ее не ограничится кругом научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов. Публикация заинтересует также и представителей законодательной, исполнительной и судебной власти.
Рецензия обсуждена на заседании кафедры гражданского права и предпринимательской деятельности Тихоокеанского государственного университета и статья На-жанковской Н.А. рекомендована к публикации.
Рецензия подготовлена
завкафедрой ГПиПД ТОГУ кандидат юридических наук, доцент Калачева Т.Л.