Научная статья на тему 'Юридический статус подрядчика как стороны договора на выполнение подрядных строительных работ'

Юридический статус подрядчика как стороны договора на выполнение подрядных строительных работ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2645
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРЯДЧИК / ПРАВОВОЙ СТАТУС ПОДРЯДЧИКА / ДОГОВОР СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА / КОНТРАКТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД / САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богачева Тамара Викторовна

В статье на основе законодательного регулирования рассматриваются особенности правового статуса подрядчика как стороны договора на выполнение подрядных строительных работ. Особый акцент сделан на субъектной характеристике подрядчика, выполняющего строительные работы, влияющие на безопасность объектов капитального строительства. Анализируются требования к подрядчику, осуществляющему работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юридический статус подрядчика как стороны договора на выполнение подрядных строительных работ»

64 ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

имени О.Е. Кутафина(МГЮА)

Тамара Викторовна БОГАЧЕВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

© Т. В. Богачева, 2015

ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС ПОДРЯДЧИКА КАК СТОРОНЫ ДОГОВОРА НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПОДРЯДНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

В статье на основе законодательного регулирования рассматриваются особенности правового статуса подрядчика как стороны договора на выполнение подрядных строительных работ. Особый акцент сделан на субъектной характеристике подрядчика, выполняющего строительные работы, влияющие на безопасность объектов капитального строительства. Анализируются требования к подрядчику, осуществляющему работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд.

Ключевые слова: подрядчик, правовой статус подрядчика, договор строительного подряда, контракт на выполнение строительных работ для государственных или муниципальных нужд, саморегулируемая организация строителей.

Развитие инвестиционной деятельности в сфере финансирования возведения объектов капитального строительства, прежде всего гражданского, транспортного строительства, все чаще привлекает внимание к более тщательной проработке вопросов, затрагивающих проблемы правильного толкования законодательства о строительстве и строительном подряде, в том числе и к проработке вопросов, касающихся требований, предъявляемых к исполнителю подрядных строительных работ1. Тем более что строительство протекает в условиях весьма жесткой конкуренции между лицами, его осуществляющими.

Вместе с тем в § 3 гл. 37 ГК РФ «Строительный подряд» отсутствуют какие-либо предписания об участниках договора строительного подряда, в том числе и о подрядчике. Согласно же общим положениям ГК РФ о подряде и ст. 764 ГК РФ, подрядчик — юридическое или физическое лицо. Однако несмотря на изложенное выше буквальное указание о статусе подрядчика исполнитель, заключивший договор на выполнение подрядных строительных работ, должен отвечать целому ряду специальных требований, предусмотренных другими законами и иными правовыми актами, согласно которым особенности правового статуса подрядчика являются совершенно очевидными. Более того, с точки зрения механизма правовой регламентации субъектной характеристики для статуса подрядчика характерно большое разнообразие источников регулирования: кроме актов федерального законодательства ими являются и те документы, которые принимаются профессиональными сообществами. Это качество правового регулирования в

Термин «договоры на выполнение подрядных строительных работ» используется в настоящей статье для обозначения ряда договоров по строительству объектов: договора строительного подряда, государственного контракта на выполнение подрядных строительных работ для государственных нужд, муниципального контракта на выполнение подрядных строительных работ для муниципальных нужд.

университета Юридичестии статус подрядчика тат стороны договора

имени o.e. кутафина(мгюА) на выполнение подрядных строительных работ

большей степени свойственно характеристике статуса субъектов, которые вправе выполнять работы, относящиеся к объектам капитального строительства2 и влияющие на безопасность этих объектов. Для осуществления подобных работ требуется наиболее высокий уровень профессионализма. И, напротив, это качество менее свойственно правовой характеристике статуса субъектов, выполняющих строительные работы на иных объектах, равно как и осуществляющих работы на объектах капитального строительства, но не представляющие опасности для них.

Подобная разница в правовой регламентации субъектной характеристики подрядчика обусловлена тем, что Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее — ГсК РФ) введено в действующее законодательство о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте правило об особых требованиях к исполнителям работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 52 ГсК РФ)3. Во исполнение указанного правила и в связи с постановлением Правительства РФ 4 Приказом Минрегиона России был утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства5.

С учетом сказанного положение ГК РФ о статусе подрядчика конкретизируется прежде всего указанием на свойства строительной деятельности. Строительной деятельности присущи, в частности, такие свойства, как ее систематичность (т.е. занятие не в разовом порядке, а в качестве промысла), профессиональный характер, направленность на систематическое извлечение прибыли через участие в гражданском обороте, позволяющие охарактеризовать ее как предпринимательскую. Учитывая названные свойства строительной деятельности договор строительного подряда (как и государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных строительных работ)—договор, опосредующий деятельность между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или с их участием, и относящийся к группе гражданско-правовых предпринима-

Ш

Объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строи- ^

тельство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и н

других подобных построек. См.: п.10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Феде- □

рации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 1(ч.1).Ст.16. □

Согласно ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изме- ^

нений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные щ

акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 30 (ч.1). Ст. 3604. Далее: Закон от 22 июля ^

2008 г. № 148-ФЗ.

См.: Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. № 864 «О мерах по реализации ^

Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 148-Фз "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"» // СЗ РФ. № 48. Ст.5612.

См.: Приказ Минрегиона России от 30 декабря 2009г. № 624 «Об утверждении Перечня 5

видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по стро- ш

ительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства // Российская газета. № 88. 26 апреля 2010 г. Далее: Приказ Минрегиона России от 30 декабря

2009 г. № 624.

П

* к Н к

НАУКИ Ъ

2

3

4

5

66 ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ ЛЗ>ниверситета

" имени O.E. Кутафина (МГЮА)

тельских договоров6. И как предпринимательский договор отличается особым субъектным составом. Во всяком случае, исполнителем работ выступает субъект, имеющий статус предпринимателя, несмотря на отсутствие в Кодексе упоминания об этом. Подобный вывод следует также из простого сопоставления текста статей ГК РФ и других нормативных правовых актов о характере выполняемых работ, о лицензировании этого вида деятельности, о саморегулировании в области строительства7. Таким образом, осуществление предпринимательской деятельности — общее требование, относящееся ко всем исполнителям подрядных строительных работ

Это общее положение конкретизируют нормы, согласно которым в ряде случаев подрядчик — это не только физическое или юридическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, но и имеющее лицензию на осуществление отдельных специальных видов работ. При этом важно заметить, что в связи с тенденцией снижения административных барьеров для бизнеса 8 лицензирование видов строительной деятельности в настоящее время практически отсутствует (за редкими исключениями)9. Подобному положению дел предшествовали предписания Закона от 22 июля 2008 № 148-ФЗ, предусматривающие прекращение с 1 января 2009 года выдачи лицензий на осуществление большинства видов строительной деятельности10.

Важным результатом тенденции по снижению степени давления государства на свободные предпринимательские отношения явилось создание иного механизма регулирования отношений, связанных с допуском предпринимателей к осуществлению строительной деятельности. Хозяйствующие субъекты, выполняющие работы по строительству объектов капитального строительства, перешли на саморегулирование (гл. 6, 6.1 ГсК РФ). В силу части 3 статьи 52 ГсК РФ виды работ по строительству объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ (далее — свидетельство о допуске). Подобные свидетельства вправе выдавать саморегулируемая организация как профессиональное сообщество, основанное на членстве лиц, осуществляющих

В вопросе о понятии предпринимательского договора, на наш взгляд, следует согласиться с позицией В. Ф. Яковлева, полагающего, что предпринимательский договор имеет гражданско-правовую природу, является особым типом гражданско-правового договора.См.: Яковлев В. Ф. Понятие предпринимательского договора в российском праве // Журнал российского права. 2008. № 1.

См., в частности, ст. 52 ГсК РФ.

Эта тенденция в настоящее время закреплена в Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 20011 — 2013 годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. № 1021-р // СЗ РФ. 2011. № 26. Ст. 3826.

Так, в частности, согласно п. 15 ч. 1 ст.12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит лишь деятельность по монтажу, ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений // СЗ РФ. 2011. № 19. Ст. 2716.

См.: Статья 3 Закона от 22 июля 2008 № 148-ФЗ. См. также: п. 6.1 ст. 18 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3430.

6

7

8

9

университета Юридичестии статус подрядчика тат стороны договора Q7

имени o.e. кутафина(мгюА) на выполнение подрядных строительных работ

строительство (далее — СРО строителей)11. Свидетельство выдается лишь ее членам и лишь в отношении работ, относящихся к сфере деятельности конкретной СРО строителей. В силу этой и ряда других причин подрядчики, ориентирующиеся на выполнение подобных работ на объектах капитального строительства, должны быть членами одной или нескольких СРО строителей. Названные профессиональные сообщества строителей учреждаются в организационно-правовой форме ассоциации (союза) — ст. 123.8 ГК РФ. При этом с 1 января 2010 года осуществление деятельности без свидетельства, выданного СРО строителей, там, где наличие такого свидетельства обязательно — запрещено (ст. 3.2 Закона от 22 июля 2008 № 148-ФЗ). Нарушение этого требования влечет за собой административную ответственность12.

Аналогичные требования предъявляются и к генеральному подрядчику как к лицу, выполняющему работы по организации строительства объекта капитального строительства субподрядчиками (далее — работы по организации строительства). В случае если работы по организации строительства включены в перечень работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства13, лицо, намеревающееся их осуществлять, должно иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства (ч. 3.1 ст. 52 ГсК РФ). Следовательно, подобные работы по организации строительства вправе выполнять лишь генеральные подрядчики — члены СРО строителей.

Для вступления в члены СРО строителей лицу необходимо соответствовать условиям к выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Названные условия содержатся в документе, разрабатываемом и утверждаемом СРО строителей в обязательном порядке и именуемом «Требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства». Устанавливаемые в нем условия определяются СРО строителей как профессиональным сообществом на основании и во исполнение положений закона (ст. 55.5, 55.6 ГсК РФ). Подобный подход позволяет избежать излишней детализации правового регулирования на уровне федерального законодательства.

При этом в ГсК РФ устанавливаются как непременные безусловные для Ш

включения в указанный документ условия к выдаче свидетельства о допуске, так н

и факультативные, включаемые по усмотрению профессионального сообщества. □

В качестве непременных рассматриваются: во-первых, квалификационные тре- □

бования к индивидуальному предпринимателю и его работникам, к работникам >

юридического лица (требование о наличии образования определенных уровня и щ

профиля, о наличии определенного стажа работы и др.); во-вторых, требования Н

к численности лиц, соответствующих названным выше квалификационным требованиям (ч. 6 ст. 55.5 ГсК РФ). Как факультативные законом названы условия: о

См.: Статья 9.5.1 КоАП РФ.

Указание о таких работах содержится в п. 33 Приказа Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624.

Я

5

"0

О понятии саморегулирования и саморегулируемой организации см. ст. 2, 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» // СЗ Рф. 2007. № 49. Ст. 6076.

£ m П

Л □

68 ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ Лз/университета

" имени O.E. Кутафина (МГЮА)

наличии у исполнителя имущества, необходимого для выполнения соответствующих работ; о достижении положительных результатов проверки квалификации индивидуальных предпринимателей, их сотрудников и сотрудников юридического лица. Вместе с тем во всех случаях в документе должны содержаться минимально необходимые требования к выдаче подобных свидетельств, установленные законом (ч. 8, 8.2. 9 ст. 55.5 ГсК РФ). Так, к числу минимально необходимых квалификационных требований к выдаче свидетельств о допуске к работам по организации строительства отнесены, в частности, требования к индивидуальному предпринимателю, руководителю юридического лица или его заместителю. Названные лица должны иметь высшее образование соответствующего профиля и стаж работы по специальности не менее чем семь лет и не реже, чем раз в пять лет получать дополнительное профессиональное образование (ч. 8.2 ст. 55.5 ГсК РФ).

Иными словами, еще одним элементом характеристики юридического статуса подрядчика как стороны договора на выполнение подрядных строительных работ является его соответствие разрабатываемым и утверждаемым СРО строителей как профессиональным сообществом специальным условиям к выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые могут оказывать влияние на безопасность объектов капитального строительства. Это требование (наряду с общими) распространяется лишь на подрядчиков, выполняющих работы на объектах капитального строительства.

Необходимо отметить и важные отличия в правовом регулировании статуса исполнителя работ по государственному или муниципальному контракту. Право подрядчика быть участником размещения государственного или муниципального заказа на выполнение строительных работ по государственному или муниципальному контракту обусловлено соответствием особым, более высоким требованиям, установленным законом. Подобные требования предусмотрены, в частности, в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе)14.

Так, согласно статье 31 названного Закона в отношении подрядчиков — участников размещения государственного или муниципального заказа действуют правила о ключевых и дополнительных особых требованиях, к тому же довольно многочисленных. В качестве ключевых, предъявляемых в равной мере ко всем участникам размещения государственного или муниципального заказа, рассматриваются, в частности, требования:

— ненахождение в стадии ликвидации;

— отсутствие решения суда о признании участника размещения заказа несостоятельным и об открытии конкурсного производства;

— отсутствие административного приостановления деятельности участника размещения заказа;

— отсутствие у индивидуального предпринимателя либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юриди-

Свод Законов Российской Федерации. 2013. № 14. Ст. 1652. До 1 января 2014 г. особые требования к подрядчику были предусмотрены Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3105.

университета Юридичестии статус подрядчита тат стороны договора

имени o.e. кутафина(мгюА) на выполнение подрядных строительных работ

ческого лица судимости за преступления в сфере экономики, а также неприменение в отношении названных лиц указанных в Законе мер административного наказания;

— отсутствие в реестре недобросовестных подрядчиков сведений о юридическом лице, об его учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа и о лице, исполняющем обязанности единоличного коллегиального органа;

— обладание исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности;

— отсутствие задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные государственные фонды;

— наличие производственных мощностей, технологического оборудования и др.

Как дополнительные рассматриваются требования, устанавливаемые Правительством РФ и относящиеся к исполнителям работ определенного вида. Дополнительные требования к участникам размещения заказа могут включать условия о наличии финансовых и материальных ресурсов для исполнения контракта, об опыте работы и деловой репутации и др.

Вместе с тем определяя требования к подрядчику, намеревающемуся выполнять работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, важно помнить, что государственный или муниципальный контракт на выполнение строительных работ — разновидность договора строительного подряда. Следовательно, требования к подрядчику должны соответствовать как специальным, так и общим требованиям к правосубъектности, предъявляемым законодательством к лицам, выполняющим соответствующие работы. Согласно общим требованиям к правосубъектности подрядчик по государственному или муниципальному контракту — занимающееся предпринимательской деятельностью юридическое или физическое лицо, в том числе иностранное. Действовавшие ранее жесткие ограничения на привлечение иностранных подрядчиков к выполнению работ для государственных и муниципальных нужд (их привлечение допускалось лишь в случае, если производство работ отсутствует в России либо нецелесообразно) либерализованы. В настоящее время в отношении условий допуска работ, выполняемых иностранными лицами, устанавливается националь- Ш ный режим на равных условиях с работами, выполняемыми российскими лицами, н но в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными догово- □ рами России. В то же время Правительство РФ вправе устанавливать запреты и □ ограничения допуска работ, выполняемых иностранными лицами. К числу целей, > в которых такие запреты и ограничения могут устанавливаться, относятся: щ

— защита основ конституционного строя; Н

— обеспечение обороны страны и безопасности государства;

— защита внутреннего рынка России; ^

— развитие национальной экономики; □

— поддержка российских товаропроизводителей (пп. 1, 3 ст. 14 Закона о контрактной системе). Затем на подрядчиков по государственному или муници- 5 пальному контракту в полной мере распространяется требование к правосубъект- Ш

ности лиц, выполняющих работы, оказывающие влияние на безопасность объек- ^

тов капитального строительства. Они должны быть членами одной или нескольких □

СРО строителей и иметь свидетельства о допуске к таким видам работ. науки'

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

70 ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ Лз/университета

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

Другой практический аспект субъектной характеристики подрядчика — члена СРО строителей касается вопроса о субъекте ответственности в порядке регресса перед лицами (в частности, перед собственниками построенных и введенных в эксплуатацию объектов), которые согласно гражданскому законодательству возместили вред, причиненный в процессе эксплуатации объекта личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие недостатков работ, и сверх возмещения вреда выплатили компенсацию физическим лицам в установленном законом порядке.

Лица, ответившие за неправомерные действия подрядчика и осуществившие подобные платежи, вправе в порядке регресса предъявить требование не только к подрядчику, но и к СРО строителей, причем в размере как выплаченного возмещения вреда, так и уплаченной компенсации. Подрядчик и СРО строителей в таком обязательстве являются солидарными должниками. Однако СРО строителей по обязательствам своего члена отвечает лишь при условии, что на момент выполнения таких работ лицо имело свидетельство о допуске к ним, выданное этой организацией. Иной важной особенностью ответственности СРО строителей за действия подрядчика является ограничение законом права на полное возмещение убытков: саморегулируемая организация несет ответственность лишь в пределах средств сформированного ею компенсационного фонда (ч. 1 ст. 55.16, ст. 60 ГсК РФ).

Обобщая информацию о различных элементах правового статуса исполнителя подрядных строительных работ, можно сказать следующее. Как было показано, подрядчик как сторона договора на выполнение подрядных строительных работ — субъект, имеющий статус предпринимателя. В ряде случаев подрядчик, наряду с соответствием названному общему требованию к правосубъектности, должен отвечать специальным условиям, предъявляемым законодательством и профессиональным сообществом к лицам, выполняющим отдельные виды строительных работ. В предусмотренных законом случаях это — лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью и имеющее лицензию на осуществление специальных видов строительных работ. Согласно законодательству о градостроительной деятельности, если работы по строительству включены в перечень работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, для доступа к подобным работам подрядчик должен обладать статусом члена СРО строителей, имеющим свидетельство о допуске к выполнению работ. Хозяйствующие субъекты, ориентирующиеся на выполнение работ по государственному или муниципальному контракту, должны отвечать еще более высоким требованиям, установленным законодательством, регулирующим отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

Иные виды работ по строительству, в том числе по строительству объектов капитального строительства, могут выполняться лицами, соответствующими только общим требованиям, т.е. любыми физическими или юридическими лицами-предпринимателями (п. 2 ст. 52 ГсК РФ).

При этом большинство из названных элементов субъектной характеристики исполнителя подрядных строительных работ не нашли отражение в нормах ГК РФ о подряде (учитывая правила ст. 3 ГК РФ) и являются объектом комплексного регулирования.

университета Юридичестии статус подрядчита тат стороны договора 7|

имени o.e. кутафина(мгюА) на выполнение подрядных строительных работ

В силу изложенного мы полагаем возможным охарактеризовать правовое регулирование статуса подрядчика как стороны договора на выполнение подрядных строительных работ на законодательном уровне как достаточно детальное. Вместе с тем можно констатировать, что в параграфах 3 и 5 главы 37 ГК РФ в части субъектной характеристики подрядчика имеется пробел, поскольку не учитывается такая ситуация, при которой подрядные строительные работы могут выполняться не любыми физическими и юридическими лицами (вопреки буквальному указанию, выраженному, в частности, в п.1 ст. 764 ГК РФ), а лишь исполнителями, отвечающими специальным требованиям, установленным как актами федерального законодательства, так и документами, принимаемыми профессиональным сообществом строителей.

Таким образом, имеет место дефект в межотраслевых связях норм гражданского права и норм законодательства о градостроительной деятельности, о лицензировании; законодательства, регулирующего отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд. В то время как одна из целей гражданского права — определение и поддержание в актуальном состоянии стабильных правил имущественного оборота, ибо только так может обеспечиваться практическая действенность нормативных предписаний.

Сказанное, на наш взгляд, позволяет сделать вывод о том, что положения гл. 37 ГК РФ нуждаются в дополнениях в целях упорядочения норм о правосубъектности исполнителей подрядных строительных работ. Подобный подход отвечает положениям Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации15 об упорядочении системы гражданского законодательства (см.: Введение, п. 9).

На основании изложенного предлагается дополнить Гражданский кодекс Российской Федерации статьей 740.1 ГК РФ следующего содержания:

« Статья 740.1. Подрядчик по договору строительного подряда

1. Подрядчиком по договору строительного подряда вправе выступать юридическое или физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью.

2. В случаях, установленных законом, отдельными видами строительных работ лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) или членства в саморегулируемой организации».

Кроме того, в статье 764 ГК РФ пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. По государственному или муниципальному контракту подрядчиком может выступать лицо, отвечающее требованиям законодательства о подрядах для государственных или муниципальных нужд».

15 Одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 7 октября 2009 г. // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2009. № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.