Научная статья на тему 'Обеспечение исполнения договорных обязательств по договору подряда для государственных нужд'

Обеспечение исполнения договорных обязательств по договору подряда для государственных нужд Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1941
546
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНЫЙ ПОДРЯД / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / CONSTRUCTION CONTRACT / CIVIL AND LEGAL REGULATION / SECURED OBLIGATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чернякова Светлана Александровна

Статья посвящена исследованию проблем в правовом регулировании отношений в сфере подрядных работ для государственных нужд. Основой для исследования послужил Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который существенно изменил порядок определения подрядчиков для заключения договора подряда на выполнение работ для нужд Российской Федерации и ее субъектов. Представлен исчерпывающий перечень видов торгов, которые можно разделить по следующим критериям: по возможности участия в определении подрядчика: конкурс может быть открытым, закрытым, конкурс с ограниченным участием и закрытый конкурс с ограниченным участием; в качестве данной формы для аукциона законодатель прямо называет только закрытый аукцион; по форме размещения: в отличие от конкурса, проведение аукциона возможно в электронной форме, в зависимости от количества этапов конкурс может быть проведен в два этапа (двухэтапный конкурс), аукцион всегда имеет один этап. Подробно описан механизм проведения торгов и аукционов, при этом автор акцентирует внимание на вопросах отбора подрядчиков, выполнении работ надлежащего качества и др. Выделен основной фактор, позволяющий заказчику строительных работ гарантировать надлежащее их качество, под которым понимается возможность установления дополнительных требований к квалификации подрядчика, наличию у него необходимой для выполнения работ, обусловленных заданием, материально-технической базы. Описываются общие требования, предъявляемые ко всем участникам государственного заказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRACT ENFORCEMENT OF THE CONTRACT FOR GOVERNMENT NEEDS

The article investigates the problems in the legal regulation of relations in the field of contract work for state needs. Served as the basis for studies, the Federal Law № 44-FZ "On the contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs", which significantly changes the procedure for determining the contractors for the contract to perform works for the needs of the Russian Federation and its subjects. An exhaustive list of the types of trades that can be divided according to the following criteria: possible involvement in the definition of contractor: competition may be open, closed, competition with limited participation and closed tender with limited participation; as the form of the auction for the legislator directly calls only closed auction; in the form of placement: unlike the competition, the auction is possible in electronic form, depending on the number of stages of the competition can be carried out in two stages (two-stage competition) auction is always one step. Described in detail is the mechanism of bidding and auctions, and the author focuses attention on the selection of contractors performing work of good quality and others. Main factors that enable customers of construction works to ensure proper quality refer to the possibility of establishing additional requirements for the qualification of the contractor, the ability to perform work due to specification, material and technical base. Described are general requirements for all participants of the state order.

Текст научной работы на тему «Обеспечение исполнения договорных обязательств по договору подряда для государственных нужд»

стр. 195 из 206

УДК 347.454.3 DOI: 10.12737/10808

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ДОГОВОРУ ПОДРЯДА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

Чернякова Светлана Александровна, кандидат юридических наук, доцент кафедры юридических дисциплин, chernaykovas@rambler.ru

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

Статья посвящена исследованию проблем в правовом регулировании отношений в сфере подрядных работ для государственных нужд. Основой для исследования послужил Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который существенно изменил порядок определения подрядчиков для заключения договора подряда на выполнение работ для нужд Российской Федерации и ее субъектов. Представлен исчерпывающий перечень видов торгов, которые можно разделить по следующим критериям: по возможности участия в определении подрядчика: конкурс может быть открытым, закрытым, конкурс с ограниченным участием и закрытый конкурс с ограниченным участием; в качестве данной формы для аукциона законодатель прямо называет только закрытый аукцион; по форме размещения: в отличие от конкурса, проведение аукциона возможно в электронной форме, в зависимости от количества этапов конкурс может быть проведен в два этапа (двухэтапный конкурс), аукцион всегда имеет один этап. Подробно описан механизм проведения торгов и аукционов, при этом автор акцентирует внимание на вопросах отбора подрядчиков, выполнении работ надлежащего качества и др. Выделен основной фактор, позволяющий заказчику строительных работ гарантировать надлежащее их качество, под которым понимается возможность установления дополнительных требований к квалификации подрядчика, наличию у него необходимой для выполнения работ, обусловленных заданием, материально-технической базы. Описываются общие требования, предъявляемые ко всем участникам государственного заказа.

Ключевые слова: строительный подряд, обеспечение обязательств, гражданскоправовое регулирование

Принятие Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в значительной степени изменило порядок определения подрядчиков для заключения договора подряда на выполнение работ для нужд Российской Федерации и ее субъектов. Для наиболее полного анализа действующих в настоящее время норм необходимо определить ранее применявшиеся в области строительства и проектирования механизмы размещения заказов. Согласно требованиям Федерального закона № 94-ФЗ размещение заказов могло происходить в различных формах, выбор которых зависел от характера подлежащей выполнению работы. Так, в соответствии с п. 4.1 ст. 10 Федерального закона

стр. 196 из 206

№ 94-ФЗ размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в т.ч. автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, для нужд заказчиков осуществлялось исключительно путем проведения открытого аукциона в электронной форме.1 В случае если работы были связаны с возведением, реконструкцией, капитальным ремонтом особо опасного, технически сложного объекта капитального строительства (объекты использования атомной энергии, объекты космической и авиационной инфраструктуры2, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, размещение заказа осуществлялось путем проведения конкурса или открытого аукциона в электронной форме. Исключением из этого правила являлись заказы на выполнение особо опасных и технически сложных работ3 по возведению объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения. В подобных случаях Закон № 94-ФЗ допускал при размещении таких заказов использование в качестве способа определения подрядчика только конкурс.

В действующем с 01 января 2014 года законодательстве в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд способы определения подрядчиков закреплены в ст. 24 Федерального закона № 44-ФЗ. Как и в прежнем законодательстве для работ, связанных со строительством, применяются два механизма размещения заказа: конкурс и аукцион. В исключительных случаях (например, при необходимости заключения договора с новым подрядчиком взамен расторгнутого ранее контракта в одностороннем порядке) может применяться также запрос котировок у единственного поставщика. Под конкурсом понимается способ определения подрядчика, при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

1 Ч. 4.1 ст. 10 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 30 (часть 1). - Ст. 3105. (Утратил силу)

2 Статья 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ (с изм. от 31.12.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 1 (часть 1). - Ст. 16.

3 Перечень определен Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (с изм. от 14.11.2011) // Российская газета. - 2010. - № 88.

стр. 197 из 206

Аукцион - способ определения подрядчика, при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.1 Законодатель определил исчерпывающий перечень видов торгов, которые можно разделить по следующим критериям:

1) по возможности участия в определении подрядчика:

-конкурс может быть открытым, закрытым, конкурс с ограниченным участием и закрытый конкурс с ограниченным участием;

-в качестве данной формы для аукциона законодатель прямо называет только закрытый аукцион;

2) по форме размещения:

-в отличие от конкурса, проведение аукциона возможно в электронной форме;

3) в зависимости от количества этапов:

-конкурс может быть проведен в два этапа (двухэтапный конкурс);

-аукцион всегда имеет один этап.

Нововведениями принятого закона в части способов размещения заказа являются такие тендеры, как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс. Новым также является исключение таких способов размещения заказа, как открытый аукцион (его функции выполняет электронный аукцион). Подобные изменения объясняются законодателем как следование мировой практике, а также рекомендациям ЮНИСТРАЛ. В качестве основной цели произошедших преобразований называется расширение перечня процедур таким образом, чтобы в зависимости от предмета закупки заказчик мог определить наиболее адекватный метод оценки предложений участников [1, с. 103].

Стоит отметить, что для осуществления процедуры выбора подрядчика для выполнения тех или иных строительных работ для государственных нужд механизм размещения заказа имеет первостепенное значение. Это связано с тем, что именно в зависимости от способа определения подрядчика у заказчика появляются права на проведение квалификационного отбора участников торгов. Результатом же неверно выбранной формы тендера может явиться выполнение работы ненадлежащего качества либо вовсе прекращение государственного контракта в связи с неисполнением подрядчиком своих обязанностей.

1 Ст. 24 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. от 06.04.2015).

стр. 198 из 206

На протяжении всего периода действия Федерального закона № 94-ФЗ велись дискуссии о наиболее подходящем механизме определения подрядчика в части строительных и проектно-изыскательских работ. Логично предположить, что при выборе подрядчика для рассматриваемых работ такой способ, как конкурс гораздо более выгоден, нежели аукцион в том или ином его виде, т.к. предпочтение в конкурсе отдается лицу, предложившему наилучшие условия выполнения контракта. На практике в силу понуждения законодателем заказчиков обращаться к форме аукциона строительные компании, несмотря на богатый практический опыт строительства, квалифицированный персонал и всю необходимую рабочую технику, зачастую уступали мелким компаниям. Объяснялось возникновение подобных ситуаций тем, что, даже не имея необходимой материально-технической базы, опыта и нужной квалификации, мелкие строительные компании за счет значительного и часто неоправданного снижения цены, выигрывали соответствующие тендеры. По информации представителей отрасли, снижение цен происходило на 35-40% [2, с. 40-43]. При подобном уровне цены контракта надлежащее выполнение задания в соответствии с договором подряда для государственных нужд становилось невозможным. Результатом же, как правило, было либо расторжение контракта без возможности осуществления реституции, либо увеличение цены контракта при невыполнении в дальнейшем работы надлежащего качества.

Действующий в настоящее время законодательный акт в исследуемой области всё также устанавливает для заказчиков в большей части императивные нормы для способа определения подрядчика на выполнение строительных работ той или иной сложности. К примеру, электронный аукцион обязан применяться при определении подрядчиков по любому виду строительных работ, за исключением разведочно-буровых1. Необходимо отметить, что в приведенном примере речь идет не о возможности заказчика выбирать любой из предложенных механизмов размещения заказа, а именно об обязанности его при заказе строительных работ пользоваться электронным аукционом.

В отношении проведения проектно-изыскательских работ законодатель также предлагает императивную норму, согласно которой для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в т.ч. архитектурно-строительного

1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 года № 2019-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. -№ 45. - Ст. 5861.

стр. 199 из 206

проектирования), экспериментов, изысканий необходимо проведение двухэтапного конкурса1.

Основным фактором, позволяющим заказчику строительных работ гарантировать надлежащее их качество, является возможность установления дополнительных требований к квалификации подрядчика, наличию у него необходимой для выполнения работ, обусловленных заданием, материально-технической базы. Согласно статистическим данным в настоящее время в качестве пути определения подрядчика наибольшее количество заказчиков использует такую форму тендера, как электронный аукцион (59,38%). На открытый конкурс приходится примерно 31% всех заказов2. Иные способы определения подрядчика, в т.ч. и конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, не имеют подобной частоты применения на практике (0,07%), что, на мой взгляд, необоснованно. Это связано в первую очередь с тем, что при использовании данных видов тендеров возможно наиболее полное применение квалификационных критериев отбора подрядчиков, а это очень важно при определении контрагента договора подряда на выполнение строительных или проектно-изыскательских работ для государственных нужд.

Стоит отметить, что определение подрядчика путем проведения электронного аукциона особенно распространено в субъектах России. Данный вид торгов не отличается большой сложностью и длительностью проведения. Недостатками преобладающего вида тендеров - электронного аукциона, является сама процедура определения победителя торгов. По действующему законодательству подрядчиком в случае проведения электронного аукциона становится участник, предложивший минимальную цену контракта. Условие о качестве работ, подлежащих выполнению в соответствии с заданием, при этом не учитывается. Данная норма права объясняет стремление заказчиков использовать именно данный вид торгов в своей деятельности. Однако явным недостатком аукциона является ограниченная возможность установления дополнительных требований к подрядчику, а также возможность разнообразного толкования норм права при решении возникающих проблем. Так, например, правоприменительная практика признает незаконным установление заказчиком требования к предъявлению подрядчиком свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства. На основании статьи 31

1 Ст. 59 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. от 06.04.2015).

2 Распределение заказа по способам определения поставщика за 2014 год. [Электронный ресурс]: URL:http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html>/> (дата обращения: 22.03.2014).

стр. 200 из 206

Федерального закона о ФКС нарушением данное требование признается, в случае если в один лот со строительными работами включены работы, для выполнения которых требуется разрешение (лицензия) и которые могут проводиться с привлечением иных лиц, имеющих необходимую лицензию. ФАС России и некоторые арбитражные суды включение в документацию об аукционе указанного требования признают нарушением. Однако установление подобных ограничений к участникам торгов на выполнение работ в сфере строительства является необходимым и обоснованным с точки зрения гарантии выполнения работ надлежащего качества, а следовательно, и безопасности объекта строительства и лиц, эксплуатирующих его в будущем.

В качестве недостатков открытого конкурса можно отметить лишь длительность и достаточную сложность процедуры размещения заказа и определения победителя. Однако, по моему мнению, такой вид торгов, как конкурс, в той или иной форме наибольшим образом подходит для определения подрядчика на выполнение строительных и проектно-изыскательских работ. Это подтверждается и выбором законодателем именно данного вида тендера для определения подрядчика в отдельных видах строительных работ (ст. 56, 57 Федерального закона о ФКС). Положительным аспектом указанной модели размещения заказа является также и возможность оценки поданной участником заявки, исходя из соответствия его специальным требованиям, в т. ч. финансовых ресурсов, опыта работы. Однако негативным аспектом формы открытого конкурса является невозможность многоступенчатого отбора участников. Именно проведение

многоступенчатого конкурса (конкурса с ограниченным участием или двухэтапного конкурса) позволяет наилучшим образом учесть квалификацию, наличие необходимой финансовой и материально-технической базы, опыта, репутации, квалифицированного персонала у участника отбора.

В связи с этим представляется логичным размещение заказов на выполнение строительных работ любой сложности путем проведения конкурса в той или иной форме. При этом подбор подрядчика для выполнения строительных работ, не влияющих на безопасность строящегося объекта, вне зависимости от отнесения его к особо опасным и технически сложным может осуществляться путем проведения открытого конкурса. Это не позволит усложнить процедуру выбора подрядной организации при необходимости проведения текущего ремонта какого-либо здания, замены дверных и оконных конструкций и т. п. Иные виды работ, непосредственно связанные с возведением нового здания, сооружения, реализацией капитального ремонта, установкой новых технических

стр. 201 из 206

систем в здании, должны производиться подрядчиком, прошедшим многоступенчатый отбор с использованием конкурса с ограниченным участием.

Таким образом, предлагаю внести в ч. 3 ст. 59 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» изменения, изложив ч. 3 ст. 59 в следующей редакции: «Заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 настоящей статьи перечни, за исключением работ по строительству или реконструкции предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также по выполнению монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ». Также предлагаю внести в Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 года № 2019-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» изменения в виде исключения пункта «работы строительные (кроме кода 45.12)».

Весьма дискуссионным в теории и на практике является вопрос о необходимости введения или исключения квалификационного критерия к участникам размещения заказов. Отмечается, что без указанного критерия невозможно обеспечить нормальное функционирование системы закупок, поскольку при этом сильно увеличивается риск неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта (т. к. в этом случае к контрактам допускаются все, в т.ч. и неквалифицированные поставщики). С другой стороны, отсутствие квалификационного критерия в большинстве случаев размещения заказов обеспечивает высокий уровень конкуренции между участниками торгов, что в конечном итоге ведет к экономии бюджетных средств.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона о ФКС участником закупки признается любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в т.ч. зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Приведенная норма Закона № 44-ФЗ о допуске к государственным заказам любых лиц представляется полностью соответствующей конституционным нормам. Речь идет, в частности, о ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации, гарантирующей единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых

стр. 202 из 206

средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности1, а также о ч. 1 ст. 34 Конституции РФ, устанавливающей право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности2.

Ограничения на участие субъектов в размещении государственных и муниципальных заказов могут быть введены только федеральными законами, в т.ч. путем установления специальных требований к таким субъектам.

Ко всем участникам государственного заказа законодателем предъявляются общие требования, названные в ст. 31 Федерального закона о ФКС. Так, участник закупок должен соответствовать следующим условиям:

1) соискатель должен обладать правомочностью на участие в процедуре осуществления государственного заказа;

2) участник закупок не должен находиться в стадии ликвидации юридического лица, признания его несостоятельным (банкротом) либо в стадии открытия конкурсного производства;

3) в отношении участника не должна применяться процедура административного приостановления деятельности;

4) участник не должен иметь недоимки по платежам в бюджет Российской Федерации (налогам и сборам), за исключением случаев, указанных в законе;

5) члены руководящих органов участника не должны иметь судимости за преступления в сфере экономики, а также наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с выполнением работы, являющейся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

6) участник закупки должен обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев, указанных в законе;

7) между участником закупки и заказчиком не должен иметь место конфликт интересов;

1 Ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации. 12 декабря 1993 года (с поправками от 30.12.2008, от 05.02.2014, 21.07.2014) // Российская газета. - 1993. - № 237.

2 Там же Ч. 1 ст. 34.

стр. 203 из 206

8) участник закупки должен соответствовать также требованиям, предусмотренным иными Федеральными законами1.

Дополнительные требования к квалификации участника, наличию у него опыта, репутации, финансовых ресурсов для исполнения контракта, материально-технической базы, имеющейся на праве собственности или ином законном основании, а также наличию необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта могут устанавливаться Правительством Российской Федерации при определении подрядчика для выполнения отдельных видов работ.

В настоящее время подобные дополнительные требования устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1089 «Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Составной частью данного нормативно-правового акта являются Дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации (далее по тексту - Требования), а также Перечень случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации (далее по тексту - Перечень).

В качестве дополнительных требований для участников закупок при необходимости выполнения работ особой сложности или особого характера Правительство Российской федерации установило, в первую очередь, наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) договора выполнение работ, указанных в Перечне в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом для зачета имеющегося опыта должно соблюдаться условие о стоимости ранее исполненного контракта (договора). По установленному правилу она должна составлять не менее 20%

1 Ст. 31 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. от 06.04.2015).

стр. 204 из 206

начальной (максимальной) цены контракта договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием.

Другим обозначенным дополнительным требованием является наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения договора оборудования и других материальных ресурсов, а также прав на результаты интеллектуальной деятельности в объеме, установленном конкурсной документацией, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения договора. Стоит отметить, что данное требование четко устанавливает срок, в течение которого материально-техническая база должна находиться во владении и пользовании участника торгов [3, с. 113].

В рассматриваемом Постановлении Правительства РФ законодатель ограничил возможность заказчика для установления дополнительных требований для участников торгов на определение подрядчика в случае, если заданием является выполнение строительных работ на особо опасных и технически сложных объектах. Так, п. 6 вышеуказанного Перечня устанавливает возможность применения названных дополнительных требований к подрядчикам для выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, и работ, включенных в эту группировку при соблюдении условия о пределе начальной цены контракта в 150 млн. рублей для федерального уровня. В случае если начальная (максимальная) цена контракта не превышает данную сумму, то определение подрядчика может производиться с помощью как аукциона, так и открытого конкурса, где невозможно установление заказчиком дополнительных требований к квалификации, опыту, имеющейся базе.

Установление ч. 6 ст. 31 Федерального закона о ФКС запрета заказчикам предъявлять дополнительные требования в нарушение положений действующего законодательства представляется нелогичным и не соответствующим условиям современного рынка. Это подтверждается, например, тем, что негосударственные заказчики при осуществлении закупок для собственных нужд вправе самостоятельно устанавливать неограниченные требования для участников, в т.ч. и по наличию квалификации, разрешений и пр. Так, в соответствии с п. 11 Типового положения о порядке размещения заказов на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения деятельности дочернего общества ОАО «РЖД» для участников размещения заказов могут быть установлены различные квалификационные требования по

стр. 205 из 206

усмотрению заказчика1. В части же государственных контрактов, в т.ч. на заключение договора подряда для государственных нужд, при введении самостоятельности заказчика в данном вопросе речь должна идти не об ограничении конкуренции, а о надлежащем качестве подлежащих выполнению работ. Заключение договора с подрядчиком, который может выполнить задание без необходимости дальнейшего исправления допущенных в ходе выполнения работ ошибок, приведет к сокращению бюджетных расходов. Безусловно, самостоятельно предъявляемые заказчиком требования к участникам торгов должны быть обоснованными и соответствовать нормам действующего законодательства. В связи с вышеизложенным, предлагаю внести изменения в ч. 6 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ, изложив ее в следующей редакции: «Заказчики вправе устанавливать дополнительные требования к участникам закупок, отвечающие требованиям разумности и справедливости и соответствующие требованиям действующего законодательства».

Следует отметить, что функции по выявлению необходимости предъявления дополнительных требований к участникам торгов могут осуществляться контрактными службами заказчиков, а в случае отсутствия данных служб - ответственным должностным лицом или специализированной организацией, с которой заказчик заключает договор на осуществление действий по проведению торгов. Данные функции также могут быть возложены и непосредственно на комиссию по осуществлению закупок.

Литература

1. Борисов, А.Н., Трефилова, Т.Н. Комментарий к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (постатейный) // А.Н. Борисов, Т.Н. Трефилова. - М.: Деловой двор, 2013.

2. Осипов, В. С. Строители дождались конкурса. Об особенностях размещения заказов в строительстве в условиях ФКС // Бюллетень Оперативной Информации «Московские Торги». - 2013. - № 9.

3. Торосян, Д.С. Гражданско-правовые основы регулирования подрядных работ для государственных и муниципальных нужд: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. - Ростов н/Д., 2009. - С. 113.

1 Распоряжение Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» от 29 марта 2010 года № 632-р «О порядке размещения заказов на закупку товаров, выполнение работ и оказание услуг дочерними обществами ОАО «РЖД» // Консультант Плюс. (Документ не был опубликован. Доступ из справочноправовой системы)

стр. 206 из 206

CONTRACT ENFORCEMENT OF THE CONTRACT FOR GOVERNMENT NEEDS

Chernyakova Svetlana Aleksandrovna, PhD (Cand. Sc.) in Economics, Associate Professor, Department of Legal Disciplines, chernaykovas@rambler.ru

Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation

The article investigates the problems in the legal regulation of relations in the field of contract work for state needs. Served as the basis for studies, the Federal Law № 44-FZ "On the contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs", which significantly changes the procedure for determining the contractors for the contract to perform works for the needs of the Russian Federation and its subjects . An exhaustive list of the types of trades that can be divided according to the following criteria: possible involvement in the definition of contractor: competition may be open, closed, competition with limited participation and closed tender with limited participation; as the form of the auction for the legislator directly calls only closed auction; in the form of placement: unlike the competition, the auction is possible in electronic form, depending on the number of stages of the competition can be carried out in two stages (two-stage competition) auction is always one step. Described in detail is the mechanism of bidding and auctions, and the author focuses attention on the selection of contractors performing work of good quality and others. Main factors that enable customers of construction works to ensure proper quality refer to the possibility of establishing additional requirements for the qualification of the contractor, the ability to perform work due to specification, material and technical base. Described are general requirements for all participants of the state order.

Keywords: construction contract, secured obligations, civil and legal regulation

References

1. Borisov, A.N., Trefilova, T.N. Kommentarii k Federal'nomu zakonu «O kontraktnoi sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlia obespecheniia gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd» (postateinyi) [Commentary to the Federal Law "On the contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs"] // A.N. Borisov, T.N. Trefilova. - M.: Delovoi dvor, 2013.

2. Osipov, V.S. Stroiteli dozhdalis' konkursa [Builders have waited the contest. About the features of placing orders in the construction under the FCC]. Ob osobennostiakh razmeshcheniia zakazov v stroitel'stve v usloviiakh FKS // Biulleten' Operativnoi Informatsii «Moskovskie Torgi». - 2013. - № 9.

3. Torosian, D.S. Grazhdansko-pravovye osnovy regulirovaniia podriadnykh rabot dlia gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd [Civil legal frameworks for contract work for state and municipal needs]: dis. ... kand. iurid. nauk: 12.00.03. - Rostov n/D., 2009. - p. 113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.