Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №6 (26)
УДК 94/470/:69«18/19»
Л.Б. Щавинская
СТРОИТЕЛЬНОЕ ДЕЛО В ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.
Анализируется история развития строительной отрасли в Томской губернии во второй половине XIX - начале XX в. в рамках законодательных документов, правил и справочников, регламентирующих техническую часть строительного дела. Рассматривается процесс оформления и возведения строительного объекта в данный исторический период. На основе архивных источников и опубликованных материалов дается характеристика подрядчиков и их деятельности. Ключевые слова: строительное дело, подрядчики, производство строительных работ, мастера.
Развитие строительной отрасли Томской губернии в конце XIX - начале XX в. было обусловлено общими политическими и экономическими процессами, происходящими в государстве в этот период, и является результатом усиленного реформирования всей страны во второй половине XIX в. Если зарождение масштабных государственных градостроительных преобразований в российском законодательстве приходится на XVIII в. [1], то законодательные документы XIX в., регулирующие строительство, являются прообразом современных норм строительного проектирования зданий.
В последнее десятилетие истории строительной отрасли и архитектуры Томской губернии посвящено много важных трудов [2-6]. Большое внимание уделяется изучению архитектурных кадров Сибири [7]. В изучении сибирского строительства остается слабо изученным вопрос о рабочих и инженернотехнических кадрах, которые непосредственно претворяли в жизнь проект архитектора и замысел заказчика.
Изменения в управлении строительной части в губернии происходили в рамках издаваемых законов и поправок, появлявшихся в этот период. «Строительный устав» 1857 г., изданный Министерством внутренних дел, прописывал структуру управления строительством в государстве, в губерниях и областях, обозначал служебные обязанности и правовой статус архитектора, инженеров и техников. Устав содержит реко-мендации по применению противопожарных мероприятий, требования к оформлению фасадов, правила по отчетности в производстве работ, права инспекторов при освидетельствовании окончательно выполненных объектов, правила приемки выполненных работ.
В то же время города и земства создавали свои нормативные правила и справочники, ориентируясь на местные условия и опыт строительства. В «Строительном уставе» в разделе «О строении в селениях» есть ссылка на соблюдение правил,
прописанных в обязательных постановлениях губернских земских собраний, о постройках в селениях и о мерах предосторожности против пожаров. Постановления, в свою очередь, составлялись и издавались порядком, указанным в Положении о губернских и уездных земских учреждениях.
Техническая часть архитектурно-строительного дела была прописана в «Урочном положении» для строительных работ, одобренном и рекомендованном технико-строительным комитетом при Министерстве внутренних дел. Впервые Урочное положение издается в дополнение к «Строительному уставу» в 1842 г., а затем в 1869 г., 1883 г. в законодательном порядке. В Указе от 17 апреля 1869 г. говорилось: «Архитекторы и другие лица, коим поручается составление и проверка смет, обязаны в составлении и проверке оных руководствоваться Урочным положением» [8. С. 215]. Этот основной нормативный документ являлся не только руководством при составлении проектов и смет, но и пособием при изучении строительного искусства. Оно содержало пояснительные рисунки, справочные материалы, расчеты, нормы расхода рабочей силы и строительных материалов, практические указания и расценки на строительные работы. В дополнение к официальному изданию вышло частное издание «Урочного положения» (1869-1872 гг.), составленное инженером Н.И. Рошефором. Оно включало в себя практические указания, сделанные на основе наблюдений автора, описание железобетонных, водопроводных работ и громоотводов [9. С. 691]. Автором были добавлены столбцы в бланки по нормам расценок для пополнения их местными ценами. Это издание оказалось наиболее удобным в практике для расчетов сметы.
Были и другие справочники для строителей с менее удобными для составления экономических расчетов разъяснениями. Например, в русском справочнике строителя (1910) мы можем найти до сотни различных мер длины (футов): рабочий де-
сятичный, двудесятичный, землемерный, ткацкий, геометрический, математический; сто двадцать видов мер веса (фунтов): большой, малый, старый, новый, обыкновенный, казенный, монетный, торговый, городской, горный, нюрнбергский, артил-леристский и т.п. Поскольку справочники не всегда полно и точно определяли время, необходимое для производства работ, расход строительных материалов, подрядчики, являвшиеся организаторами и производителями строительных работ, руководствовались собственным опытом при определении норм. Справочники использовались преимущественно для составления смет и расчета предварительной стоимости сооружения, на основе которых отпускались кредиты и сдавались строительные работы.
Во второй половине XIX в. наряду с документами и справочниками получила развитие специальная литература по архитектурно-строительному делу. Альбомы, пособия, научно-технические журналы - все это облегчало работу инженеров и техников в составлении смет и возведении зданий. Кроме того, в начале прошлого века в Томске появляются выпуски сибирских периодических изданий по вопросам строительства и архитектуры. Это ежемесячные научно-технический журналы «Вестник общества сибирских инженеров», «Правовая и финансово-промышленная
жизнь Сибири».
По уставу ведение дел по строительной части в губерниях с 1886 г. возлагалось на строительное отделение губернского или областного правления. В Томской губернии с 1849 по 1886 г. существовала Томская губернская строительная и дорожная комиссия, подчинявшаяся главному управлению Западной Сибири в г. Омске. С 24 февраля 1886 г. с передачей функций строительному отделению при Томском губернском правлении эта комиссия была упразднена. Теперь строительная часть из Главного управления путей сообщения и публичных зданий была передана в Министерство внутренних дел. В ведении губернских правлений по строительному отделению находились все не состоящие в других ведомствах казенные здания в губернии. В обязанности строительного отделения входило составление и рассмотрение проектов, смет, кондиций, составление общей по губернии ведомости о справочных ценах на строительные материалы и выплаты рабочим, контроль над производством работ, в том числе ремонтных, освидетельствование и проверка отчетов по означенным работам. Архитекторы, инженеры и техники могли быть командированы от управления по строительной части для осмотра зданий и сооружений
на месте за счет средств, заранее отпущенных на разъезды.
Организация проектирования и строительства казенных зданий, общественных и частных построек была различной. В Строительном уставе процесс реализации строительства каждого типа зданий отразился в отдельных разделах и главах. При постройке казенных зданий и общественных сооружений губернатор обращался в строительную комис-сию с распоряжением составить проект и сметы на объект. Необходимость в возведении того или иного сооружения обсуждалась в губернском управлении, где на равных правах с остальными членами правления присутствовали губернский инженер и архитектор, причем последний с правом совещательного голоса. Строительное отделение на основании документа от губернатора поручало гражданскому инженеру или архитектору собрать необходимые для того технические данные, представить план местоположения, будущего здания, справочные сведения о ценах на строительные материалы и работы. Затем составлялись проект и смета, которые должны были утверждаться строительным отделением. Причем Устав предусматривал, что «... никакие проекты и сметы на постройки не приводятся в действие до рассмотрения оных в строительных отделениях. Исполнение утвержденного проекта и сметы производятся лишь по разрешении работ и назначении нужных для них сумм». Далее строительное отделение рассматривает проект и смету «на всякую сумму и в подлежащих случаях, представляет его на утверждение губернатора, которому предоставляется, если признает нужным, сообщать проекты на предварительное рассмотрение ближайшего Округа путей сообщения. При сложности же постройки в техническом отношении, при значительности исчисленной суммы или по другим причинам губернатор может доставлять проекты и сметы в Министерство внутренних дел.». Далее получается разрешение на производство работ от финансирующего строительство. С 1864 г. разрешение на возведение самих построек выдается ведомством или начальством, от которого по размеру нужной на постройку суммы зависит разрешение самого расхода [10. С. 209]. Например, ассигнование сумм на ремонтные работ по домам губернаторов, зданиям присутственных мест и тюремным замкам было в распоряжении Министерства внутренних дел. По Положению 29 октября 1864 г. управление строительной частью в империи из ведомства Главного управления путей сообщения и публичных зданий было передано в Министерство внутренних дел. Заведование постройками на общественные суммы, суммы сословий, городов и земских сборов отошло к общественным учреждениям, а казенная строительная часть была передана в Министерство внутренних дел [11. С. 100]. Далее после утверждения проекта на строительство объекта, ре-
шения финансового вопроса, а значит, получения разрешения на производство работ, составлялась кондиция и определялись подрядчики. В Строительном уставе говорилось: «Построение казенных зданий должно быть производимо немедленно по назначении на оное сумм» [12. С. 215]. Торги на работы, поставки и операции ведомства Строительного отделения происходили в Общих присутственных губернских правлениях. На все поставки материалов и на работы по подрядам с публичных торгов строительное отделение подготавливало кондиции на основании данных проекта, подробно расписывая ко -личество и качество каждого материала, способы производства работ, сроки в выполнении обязанностей обеих сторон и оплаты труда. Для контроля за производством работ распоряжением строительного отделения назначался архитектор или инженер.
Для частных застройщиков во второй половине XIX в. действовала достаточно сложная система оформления отвода участка и согласование проекта застройки. Для начала оформлялся земельный участок для постройки, отвод которого происходил только после внесения платы. Разрешение на строительство нового дома, капитального ремонта и перестройку старого здания выдавалось городской управой в виде свидетельства по заявлению застройщика. Затем в городскую управу следовало представить чертежи здания в двух экземплярах для их утверждения и сверки с планом города. Рассмотрение и утверждение проекта оформлялось протоколом за подписями главы города, членов управы и секретаря. Проект мог быть отклонен, если не соответствовал одному из пунктов правил. На документе городским архитектором делалась соответствующая запись с указанием причины отклонения.
При строительных работах существовали две формы организации труда: артельный и подрядный. Артельный подряд является более ранней формой. Староста артели сам заключал контракт с нанимателем. На стройки нанимались крестьяне-отходники, разорившиеся мещане, и крестьяне, приехавшие из европейской части России на заработки. При подрядном способе во главе бригады стоял подрядчик-предприниматель. В 90-х гг. XIX в. наблюдалось изменение масштаба подрядной деятельности. Подрядчиков пореформенного времени, оперировавших сравнительно небольшими суммами, сменили крупные строители-предприниматели. У крупных подрядчиков было по несколько бригад, он являлся единственным хозяином строительной фирмы, организатором и производителем работ. Существовало четыре способа организации подрядных работ [13. С. 141, 142]. При подряде «гуртом» предполагалось, что
все поставки и само производство работ осуществлялись одним предпринимателем. «Раздроби-
тельный» способ подряда на объект предполагал составление отдельных договоров на поставку материала и на производство работ. В случае, если заготовка материалов и строительные работы велись самим заказчиком, имел место «хозяйственный» способ подряда. Часто наблюдался «смешанный» способ подрядных работ, когда часть работ производилась «гуртом» или методом «раздробительного» подряда, а другая часть - хозяйственным способом. Мастер, бравшийся за строительство, обязан был иметь свидетельство, дававшее ему право заниматься производством строительных работ в пределах определенной суммы. Свидетельство выдавалось Городской управой. В договоре между подрядчиком и заказчиком (контракте) определялись сроки работ, их начало и окончание. Нарушение этих сроков влекло за собой выплату неустойки. В контракте на строительные работы на сумму 300 руб., заключенном между купцом Ф.Н. Селивановым и государственным крестьянином И.М. Федоровым, оговаривается такой случай неисполнения работ в срок: «Если же я, Федоров, к назначенному сроку не окончу работ, то волею купца Селиванова будет нанять в мой счет других каменщиков. По какой бы то не было причине, я обязан передать производство другим подрядчикам и заплатить ему личными деньгами и своим имуществом безоговорочно не доводя до суда» [14. Л. 72]. Это говорит о том, что требование к качеству строительных работ, так же как и к самому материалу - бревну, доске, кирпичу, - было непременным условием заработка рабочего. По контракту подрядчик обязан был все время находиться на месте производства работ либо иметь поверенного - приказчика, который отвечал за технику безопасности и противопожарную безопасность.
Кроме того, в Томске, как в крупном губернском городе, существовали строительные фирмы, бравшие подряды на строительство как от частных лиц, так и от городских управ. Томское техникопромышленное бюро, которое имело филиалы в Красноярске и Новониколаевске, принимало заказы на устройство в домах водопроводов и центрального отопления [15. С. 120, 121].
Некоторые фирмы специализировались только на продаже строительного материала. После постройки железной дороги в Сибири в Томской губернии можно было приобрести любой строительный материал. Достаточно посмотреть справочные издания этого периода: торгово-промышленные календари, памятные книжки, газеты. Вот некото-
рые объявления из газеты «Сибирская жизнь» за 1907 г.: «Технико-строительная контора «И.И. Ве-резубов и Ко» имеет на складе кирпич, щебень, камень бутовой, железобетон»; магазин В.А. Осипова наряду с предметами домашнего хозяйства продает «обои, изразцы для печей разных цветов и рисунков»; «Технико-промышленное бюро имеет на складе в Томске асфальт кровельный, толь, цемент, картон». Столярные мастерские предлагали отдельные столярные изделия: рамы, двери наличники. В начале XX в. в г. Томске насчитывалось 37 мелких частных кирпичных заводов [16. С. 179-182]. Изучение строительных материалов стало темой научных исследований. В Томске была создана лаборатория по испытанию различных строительных материалов учениками известного петербургского профессора Н.А. Белелюбского.
Механизации строительных процессов почти не существовало. Вертикальный транспорт на большинстве строек осуществлялся «козами» и носилками. Реже использовались подъемники, приводимые в движение конной тягой, ручными лебедками и совсем редко электродвигателями. В период оживления в строительстве стали появляться некоторые технические усовершенствования. В газете «Сибирская жизнь» за 1897 г. есть небольшая заметка: «. Идут работы по постройке моста через Енисей. Строится большая деревянная машина, которая будет продвигаться по рельсам.» [17. С. 3]. И только в предреволюционные годы у некоторых подрядчиков появились в распоряжении бетономешалки, камнедробилки, локомобили, а также аппараты для сварки и резания металла.
Если в пореформенное время важнейшие начинания и контроль за осуществлением строительных работ принадлежали государству, то в период капитализма инициатива исходила в основном от частных лиц. Строительство жилых домов, школ, лечебниц, контор осуществлялось главным образом на средства частных лиц. Государство выступало в качестве заказчика на равных началах с отдельными частниками и разными организациями. В архивных материалах отражены, как правило, имена заказчиков, обычно купцов, и иногда подрядчиков. Роли сибирского купечества, как важного архитектурного заказчика, посвящена большая работа томских ученых «Архитектура городов Томской губернии и сибирское купечество». На примере городов Томской губернии показано, как купеческое сословие участвовало в процессе строительства зданий, как удовлетворялась потребность в новых типах зданий за счет вложений в недвижимость, как реализовывалась пред-
принимательская и благотворительная застройка [3. С. 464].
В настоящее время наблюдается возрастание интереса к материальной культуре прошлого, представленной, в частности, зданиями и сооружениями. Несмотря на что всего около ста лет отделяют нас от времени создания многих уникальных памятников городского зодчества, практически нет сведений о мастерах их воздвигших. Возникает необходимость исследовать процессы организации строительных работ, изучать деятельность как высшего состава строительных кадров, так и строителей разного уровня: техников, чертежников, десятников и рабочих.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон « О строении во всех городах каменных публичных зданий» (1763 г.) № [11862]. ПСЗ-1 - Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое / под ред. М.М. Сперанского, 1830 г., Т. XVI; закон «О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов по каждой губернии особо» (1763 г.) [№ 11883] ПСЗ-1 Т. XVI; городовая реформа «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» 1775 г. Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. СПб., 1830. Т. 20 (1775-1780). № 14392. С. 434.
2. Бойко В.П., Ситникова Е.В. Сибирское купечество и формирование архитектурного облика города Томска в XIX -начале XX в. Томск: Изд-во ТГАСУ, 2008. 179 с.
3. Архитектура городов Томской губернии и сибирское купечество (XVII - начало XX в.): Томск, Бийск, Барнаул, Кузнецк, Колывань, Камень-на-Оби, Нарым, Мариинск, Ново-николаевск / В.П. Бойко [и др.] / под ред. В.П. Бойко. Томск: Изд-во ТГАСУ, 2011. 479 с.
4. Бойко В.П., Ефименко В.Н., Кадесников А.П. Очерки истории строительства сухопутных путей сообщения: (дороги и их строительство как средство хозяйственного и социокультурного развития общества и государства) Томск: Изд-во ТГАСУ, 2010. 135 с.
5. Исторические очерки строительства дорог и мостов / В.П. Бойко [и др.]. Томск: Изд-во ТГАСУ, 2012. 149 с.
6. Градостроительство Сибири / В.Т. Горбачев [и др.]. СПб.: Коло, 2011. 783 с.
7. Залесов В.Г. Архитекторы Томска (XIX - начало XX в.). Томск: ТГАСУ, 2004. 169 с.
8. Устав строительный. Разд. II. Гл. I. Отд. I «О проектах и сметах на постройку» п. 45 // Свод законов Российской империи [СЗРИ]. СПб.,1900. Т. XII. Ч. I.
9. Рошефор Н.И. Иллюстрированное Урочное положение: Пособие при составлении и проверке смет, проектировании и исполнении работы. СПб., 1900.
10. Устав строительный. Разд. I. Гл. II. «О местном управлении строительной частью в губерниях и областях вообще» п. 9 // СЗРИ. СПб., 1900. Т. XII, ч. I.
11. Закон о преобразовании гражданской строительной и дорожной части (29 окт.1864 г.) [№41394] // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2-е. СПб., 1867. Т. XXXIX. Отд. 2.
12. Устав строительный. Разд. II. Гл. I. Отд. II «О построении казенных зданий» п.47// СЗРИ. СПб.,1900. Т. XII. Ч. I.
13. Очерки истории строительной техники России в конце XIX - начале XX вв. М., 1964.
14. Государственный архив Томской области. Ф. 220. 16. Горбачев В.Т. Архитектурное наследие Новоси-
Оп. 1. Д. 42. бирской области // Памятники Новосибирской области. Ново-
15. Сибирский торгово-промышленный календарь. сибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1989.
Томск, 1910. 17. Сибирская жизнь. 1897. № 243.