Научная статья на тему 'Строительное дело в Томской губернии в конце XIX начале XX в'

Строительное дело в Томской губернии в конце XIX начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
318
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНОЕ ДЕЛО / ПОДРЯДЧИКИ / ПРОИЗВОДСТВО СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ / МАСТЕРА / CIVIL ENGINEERING / CONTRACTORS / BUILDING CREWS / CONSTRUCTION WORKS / MASTERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Щавинская Людмила Борисовна

Анализируется история развития строительной отрасли в Томской губернии во второй половине XIX начале XX в. в рамках законодательных документов, правил и справочников, регламентирующих техническую часть строительного дела. Рассматривается процесс оформления и возведения строительного объекта в данный исторический период. На основе архивных источников и опубликованных материалов дается характеристика подрядчиков и их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Construction industry in the Tomsk province in the late XIX early XX centuries

The paper gives the reviews of the construction industry in the Tomsk province in the second half of the XIXearly XX centuries. Construction as a branch of industry was changed in the frame of legislative documents, regulations and manuals governing the technical part of the construction business. In addition there were also special literature and periodicals which were used by architects and engineers. The reforms of the second half of the 19th century changed the system of management in construction in the Empire. In 1886 prosecute the construction management in the provinces was assigned to the Provincial Department of Construction and Regional Board. From 1849 to 1886 Tomsk provincial building and road commission were under the general management of Western Siberia in Omsk. On 24 February 1886 the commission was abolished transferring functions of the Construction Department of the Tomsk provincial government. So the construction part of management of the Main Department of Communications and Public Buildings were transferred to the Interior Ministry. Here we consider the design and registration process of construction objects. These processes depend on the type of buildings: state, public or private houses. There were two forms of organization of construction works. Building crew is an earlier form. Contractor entrepreneurs contracted for performance of construction works. As a rule building crews were consisted of peasants, impoverished philistines and seasonal workers from European part of Russia. Large contractors had several crews. They were the owners of the construction companies, the organizers and producers of the work. At the end of the XIX-th century contract activity was change its scale. Post-reform contractors who had operated with relatively small sums were changed by the major builders' entrepreneurs. In addition, in Tomsk there were construction firms who took contracts to build both from individuals and from the town council. The contractor and the customer necessarily made a contract. The contract is defined the terms beginning and ending of production activities. Requirements for quality of construction work, as well as of the structural materials, were the main point of workers' earnings. There was little mechanization of construction processes. During the period of recovery in construction industry some technical improvements began to appear, such as concrete mixers, crushers, loco mobiles, as well as for welding and cutting metal equipments. On the basis of archival sources and published literature the contractors and their activities are described. There are, as a rule, the names of customers, usually merchants, and sometimes contractors. Merchant class was involved in construction of buildings. Despite that it was only about one hundred years ago from the time of creation of many unique architectural monuments of the city, there is little information about the masters of these buildings. There is a necessity to explore the processes of the organization of construction works, study activities of not only the highest construction personnel but construction workers at various levels: engineers, draftsmen, foremen and workers.

Текст научной работы на тему «Строительное дело в Томской губернии в конце XIX начале XX в»

Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №6 (26)

УДК 94/470/:69«18/19»

Л.Б. Щавинская

СТРОИТЕЛЬНОЕ ДЕЛО В ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.

Анализируется история развития строительной отрасли в Томской губернии во второй половине XIX - начале XX в. в рамках законодательных документов, правил и справочников, регламентирующих техническую часть строительного дела. Рассматривается процесс оформления и возведения строительного объекта в данный исторический период. На основе архивных источников и опубликованных материалов дается характеристика подрядчиков и их деятельности. Ключевые слова: строительное дело, подрядчики, производство строительных работ, мастера.

Развитие строительной отрасли Томской губернии в конце XIX - начале XX в. было обусловлено общими политическими и экономическими процессами, происходящими в государстве в этот период, и является результатом усиленного реформирования всей страны во второй половине XIX в. Если зарождение масштабных государственных градостроительных преобразований в российском законодательстве приходится на XVIII в. [1], то законодательные документы XIX в., регулирующие строительство, являются прообразом современных норм строительного проектирования зданий.

В последнее десятилетие истории строительной отрасли и архитектуры Томской губернии посвящено много важных трудов [2-6]. Большое внимание уделяется изучению архитектурных кадров Сибири [7]. В изучении сибирского строительства остается слабо изученным вопрос о рабочих и инженернотехнических кадрах, которые непосредственно претворяли в жизнь проект архитектора и замысел заказчика.

Изменения в управлении строительной части в губернии происходили в рамках издаваемых законов и поправок, появлявшихся в этот период. «Строительный устав» 1857 г., изданный Министерством внутренних дел, прописывал структуру управления строительством в государстве, в губерниях и областях, обозначал служебные обязанности и правовой статус архитектора, инженеров и техников. Устав содержит реко-мендации по применению противопожарных мероприятий, требования к оформлению фасадов, правила по отчетности в производстве работ, права инспекторов при освидетельствовании окончательно выполненных объектов, правила приемки выполненных работ.

В то же время города и земства создавали свои нормативные правила и справочники, ориентируясь на местные условия и опыт строительства. В «Строительном уставе» в разделе «О строении в селениях» есть ссылка на соблюдение правил,

прописанных в обязательных постановлениях губернских земских собраний, о постройках в селениях и о мерах предосторожности против пожаров. Постановления, в свою очередь, составлялись и издавались порядком, указанным в Положении о губернских и уездных земских учреждениях.

Техническая часть архитектурно-строительного дела была прописана в «Урочном положении» для строительных работ, одобренном и рекомендованном технико-строительным комитетом при Министерстве внутренних дел. Впервые Урочное положение издается в дополнение к «Строительному уставу» в 1842 г., а затем в 1869 г., 1883 г. в законодательном порядке. В Указе от 17 апреля 1869 г. говорилось: «Архитекторы и другие лица, коим поручается составление и проверка смет, обязаны в составлении и проверке оных руководствоваться Урочным положением» [8. С. 215]. Этот основной нормативный документ являлся не только руководством при составлении проектов и смет, но и пособием при изучении строительного искусства. Оно содержало пояснительные рисунки, справочные материалы, расчеты, нормы расхода рабочей силы и строительных материалов, практические указания и расценки на строительные работы. В дополнение к официальному изданию вышло частное издание «Урочного положения» (1869-1872 гг.), составленное инженером Н.И. Рошефором. Оно включало в себя практические указания, сделанные на основе наблюдений автора, описание железобетонных, водопроводных работ и громоотводов [9. С. 691]. Автором были добавлены столбцы в бланки по нормам расценок для пополнения их местными ценами. Это издание оказалось наиболее удобным в практике для расчетов сметы.

Были и другие справочники для строителей с менее удобными для составления экономических расчетов разъяснениями. Например, в русском справочнике строителя (1910) мы можем найти до сотни различных мер длины (футов): рабочий де-

сятичный, двудесятичный, землемерный, ткацкий, геометрический, математический; сто двадцать видов мер веса (фунтов): большой, малый, старый, новый, обыкновенный, казенный, монетный, торговый, городской, горный, нюрнбергский, артил-леристский и т.п. Поскольку справочники не всегда полно и точно определяли время, необходимое для производства работ, расход строительных материалов, подрядчики, являвшиеся организаторами и производителями строительных работ, руководствовались собственным опытом при определении норм. Справочники использовались преимущественно для составления смет и расчета предварительной стоимости сооружения, на основе которых отпускались кредиты и сдавались строительные работы.

Во второй половине XIX в. наряду с документами и справочниками получила развитие специальная литература по архитектурно-строительному делу. Альбомы, пособия, научно-технические журналы - все это облегчало работу инженеров и техников в составлении смет и возведении зданий. Кроме того, в начале прошлого века в Томске появляются выпуски сибирских периодических изданий по вопросам строительства и архитектуры. Это ежемесячные научно-технический журналы «Вестник общества сибирских инженеров», «Правовая и финансово-промышленная

жизнь Сибири».

По уставу ведение дел по строительной части в губерниях с 1886 г. возлагалось на строительное отделение губернского или областного правления. В Томской губернии с 1849 по 1886 г. существовала Томская губернская строительная и дорожная комиссия, подчинявшаяся главному управлению Западной Сибири в г. Омске. С 24 февраля 1886 г. с передачей функций строительному отделению при Томском губернском правлении эта комиссия была упразднена. Теперь строительная часть из Главного управления путей сообщения и публичных зданий была передана в Министерство внутренних дел. В ведении губернских правлений по строительному отделению находились все не состоящие в других ведомствах казенные здания в губернии. В обязанности строительного отделения входило составление и рассмотрение проектов, смет, кондиций, составление общей по губернии ведомости о справочных ценах на строительные материалы и выплаты рабочим, контроль над производством работ, в том числе ремонтных, освидетельствование и проверка отчетов по означенным работам. Архитекторы, инженеры и техники могли быть командированы от управления по строительной части для осмотра зданий и сооружений

на месте за счет средств, заранее отпущенных на разъезды.

Организация проектирования и строительства казенных зданий, общественных и частных построек была различной. В Строительном уставе процесс реализации строительства каждого типа зданий отразился в отдельных разделах и главах. При постройке казенных зданий и общественных сооружений губернатор обращался в строительную комис-сию с распоряжением составить проект и сметы на объект. Необходимость в возведении того или иного сооружения обсуждалась в губернском управлении, где на равных правах с остальными членами правления присутствовали губернский инженер и архитектор, причем последний с правом совещательного голоса. Строительное отделение на основании документа от губернатора поручало гражданскому инженеру или архитектору собрать необходимые для того технические данные, представить план местоположения, будущего здания, справочные сведения о ценах на строительные материалы и работы. Затем составлялись проект и смета, которые должны были утверждаться строительным отделением. Причем Устав предусматривал, что «... никакие проекты и сметы на постройки не приводятся в действие до рассмотрения оных в строительных отделениях. Исполнение утвержденного проекта и сметы производятся лишь по разрешении работ и назначении нужных для них сумм». Далее строительное отделение рассматривает проект и смету «на всякую сумму и в подлежащих случаях, представляет его на утверждение губернатора, которому предоставляется, если признает нужным, сообщать проекты на предварительное рассмотрение ближайшего Округа путей сообщения. При сложности же постройки в техническом отношении, при значительности исчисленной суммы или по другим причинам губернатор может доставлять проекты и сметы в Министерство внутренних дел.». Далее получается разрешение на производство работ от финансирующего строительство. С 1864 г. разрешение на возведение самих построек выдается ведомством или начальством, от которого по размеру нужной на постройку суммы зависит разрешение самого расхода [10. С. 209]. Например, ассигнование сумм на ремонтные работ по домам губернаторов, зданиям присутственных мест и тюремным замкам было в распоряжении Министерства внутренних дел. По Положению 29 октября 1864 г. управление строительной частью в империи из ведомства Главного управления путей сообщения и публичных зданий было передано в Министерство внутренних дел. Заведование постройками на общественные суммы, суммы сословий, городов и земских сборов отошло к общественным учреждениям, а казенная строительная часть была передана в Министерство внутренних дел [11. С. 100]. Далее после утверждения проекта на строительство объекта, ре-

шения финансового вопроса, а значит, получения разрешения на производство работ, составлялась кондиция и определялись подрядчики. В Строительном уставе говорилось: «Построение казенных зданий должно быть производимо немедленно по назначении на оное сумм» [12. С. 215]. Торги на работы, поставки и операции ведомства Строительного отделения происходили в Общих присутственных губернских правлениях. На все поставки материалов и на работы по подрядам с публичных торгов строительное отделение подготавливало кондиции на основании данных проекта, подробно расписывая ко -личество и качество каждого материала, способы производства работ, сроки в выполнении обязанностей обеих сторон и оплаты труда. Для контроля за производством работ распоряжением строительного отделения назначался архитектор или инженер.

Для частных застройщиков во второй половине XIX в. действовала достаточно сложная система оформления отвода участка и согласование проекта застройки. Для начала оформлялся земельный участок для постройки, отвод которого происходил только после внесения платы. Разрешение на строительство нового дома, капитального ремонта и перестройку старого здания выдавалось городской управой в виде свидетельства по заявлению застройщика. Затем в городскую управу следовало представить чертежи здания в двух экземплярах для их утверждения и сверки с планом города. Рассмотрение и утверждение проекта оформлялось протоколом за подписями главы города, членов управы и секретаря. Проект мог быть отклонен, если не соответствовал одному из пунктов правил. На документе городским архитектором делалась соответствующая запись с указанием причины отклонения.

При строительных работах существовали две формы организации труда: артельный и подрядный. Артельный подряд является более ранней формой. Староста артели сам заключал контракт с нанимателем. На стройки нанимались крестьяне-отходники, разорившиеся мещане, и крестьяне, приехавшие из европейской части России на заработки. При подрядном способе во главе бригады стоял подрядчик-предприниматель. В 90-х гг. XIX в. наблюдалось изменение масштаба подрядной деятельности. Подрядчиков пореформенного времени, оперировавших сравнительно небольшими суммами, сменили крупные строители-предприниматели. У крупных подрядчиков было по несколько бригад, он являлся единственным хозяином строительной фирмы, организатором и производителем работ. Существовало четыре способа организации подрядных работ [13. С. 141, 142]. При подряде «гуртом» предполагалось, что

все поставки и само производство работ осуществлялись одним предпринимателем. «Раздроби-

тельный» способ подряда на объект предполагал составление отдельных договоров на поставку материала и на производство работ. В случае, если заготовка материалов и строительные работы велись самим заказчиком, имел место «хозяйственный» способ подряда. Часто наблюдался «смешанный» способ подрядных работ, когда часть работ производилась «гуртом» или методом «раздробительного» подряда, а другая часть - хозяйственным способом. Мастер, бравшийся за строительство, обязан был иметь свидетельство, дававшее ему право заниматься производством строительных работ в пределах определенной суммы. Свидетельство выдавалось Городской управой. В договоре между подрядчиком и заказчиком (контракте) определялись сроки работ, их начало и окончание. Нарушение этих сроков влекло за собой выплату неустойки. В контракте на строительные работы на сумму 300 руб., заключенном между купцом Ф.Н. Селивановым и государственным крестьянином И.М. Федоровым, оговаривается такой случай неисполнения работ в срок: «Если же я, Федоров, к назначенному сроку не окончу работ, то волею купца Селиванова будет нанять в мой счет других каменщиков. По какой бы то не было причине, я обязан передать производство другим подрядчикам и заплатить ему личными деньгами и своим имуществом безоговорочно не доводя до суда» [14. Л. 72]. Это говорит о том, что требование к качеству строительных работ, так же как и к самому материалу - бревну, доске, кирпичу, - было непременным условием заработка рабочего. По контракту подрядчик обязан был все время находиться на месте производства работ либо иметь поверенного - приказчика, который отвечал за технику безопасности и противопожарную безопасность.

Кроме того, в Томске, как в крупном губернском городе, существовали строительные фирмы, бравшие подряды на строительство как от частных лиц, так и от городских управ. Томское техникопромышленное бюро, которое имело филиалы в Красноярске и Новониколаевске, принимало заказы на устройство в домах водопроводов и центрального отопления [15. С. 120, 121].

Некоторые фирмы специализировались только на продаже строительного материала. После постройки железной дороги в Сибири в Томской губернии можно было приобрести любой строительный материал. Достаточно посмотреть справочные издания этого периода: торгово-промышленные календари, памятные книжки, газеты. Вот некото-

рые объявления из газеты «Сибирская жизнь» за 1907 г.: «Технико-строительная контора «И.И. Ве-резубов и Ко» имеет на складе кирпич, щебень, камень бутовой, железобетон»; магазин В.А. Осипова наряду с предметами домашнего хозяйства продает «обои, изразцы для печей разных цветов и рисунков»; «Технико-промышленное бюро имеет на складе в Томске асфальт кровельный, толь, цемент, картон». Столярные мастерские предлагали отдельные столярные изделия: рамы, двери наличники. В начале XX в. в г. Томске насчитывалось 37 мелких частных кирпичных заводов [16. С. 179-182]. Изучение строительных материалов стало темой научных исследований. В Томске была создана лаборатория по испытанию различных строительных материалов учениками известного петербургского профессора Н.А. Белелюбского.

Механизации строительных процессов почти не существовало. Вертикальный транспорт на большинстве строек осуществлялся «козами» и носилками. Реже использовались подъемники, приводимые в движение конной тягой, ручными лебедками и совсем редко электродвигателями. В период оживления в строительстве стали появляться некоторые технические усовершенствования. В газете «Сибирская жизнь» за 1897 г. есть небольшая заметка: «. Идут работы по постройке моста через Енисей. Строится большая деревянная машина, которая будет продвигаться по рельсам.» [17. С. 3]. И только в предреволюционные годы у некоторых подрядчиков появились в распоряжении бетономешалки, камнедробилки, локомобили, а также аппараты для сварки и резания металла.

Если в пореформенное время важнейшие начинания и контроль за осуществлением строительных работ принадлежали государству, то в период капитализма инициатива исходила в основном от частных лиц. Строительство жилых домов, школ, лечебниц, контор осуществлялось главным образом на средства частных лиц. Государство выступало в качестве заказчика на равных началах с отдельными частниками и разными организациями. В архивных материалах отражены, как правило, имена заказчиков, обычно купцов, и иногда подрядчиков. Роли сибирского купечества, как важного архитектурного заказчика, посвящена большая работа томских ученых «Архитектура городов Томской губернии и сибирское купечество». На примере городов Томской губернии показано, как купеческое сословие участвовало в процессе строительства зданий, как удовлетворялась потребность в новых типах зданий за счет вложений в недвижимость, как реализовывалась пред-

принимательская и благотворительная застройка [3. С. 464].

В настоящее время наблюдается возрастание интереса к материальной культуре прошлого, представленной, в частности, зданиями и сооружениями. Несмотря на что всего около ста лет отделяют нас от времени создания многих уникальных памятников городского зодчества, практически нет сведений о мастерах их воздвигших. Возникает необходимость исследовать процессы организации строительных работ, изучать деятельность как высшего состава строительных кадров, так и строителей разного уровня: техников, чертежников, десятников и рабочих.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон « О строении во всех городах каменных публичных зданий» (1763 г.) № [11862]. ПСЗ-1 - Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое / под ред. М.М. Сперанского, 1830 г., Т. XVI; закон «О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов по каждой губернии особо» (1763 г.) [№ 11883] ПСЗ-1 Т. XVI; городовая реформа «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» 1775 г. Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. СПб., 1830. Т. 20 (1775-1780). № 14392. С. 434.

2. Бойко В.П., Ситникова Е.В. Сибирское купечество и формирование архитектурного облика города Томска в XIX -начале XX в. Томск: Изд-во ТГАСУ, 2008. 179 с.

3. Архитектура городов Томской губернии и сибирское купечество (XVII - начало XX в.): Томск, Бийск, Барнаул, Кузнецк, Колывань, Камень-на-Оби, Нарым, Мариинск, Ново-николаевск / В.П. Бойко [и др.] / под ред. В.П. Бойко. Томск: Изд-во ТГАСУ, 2011. 479 с.

4. Бойко В.П., Ефименко В.Н., Кадесников А.П. Очерки истории строительства сухопутных путей сообщения: (дороги и их строительство как средство хозяйственного и социокультурного развития общества и государства) Томск: Изд-во ТГАСУ, 2010. 135 с.

5. Исторические очерки строительства дорог и мостов / В.П. Бойко [и др.]. Томск: Изд-во ТГАСУ, 2012. 149 с.

6. Градостроительство Сибири / В.Т. Горбачев [и др.]. СПб.: Коло, 2011. 783 с.

7. Залесов В.Г. Архитекторы Томска (XIX - начало XX в.). Томск: ТГАСУ, 2004. 169 с.

8. Устав строительный. Разд. II. Гл. I. Отд. I «О проектах и сметах на постройку» п. 45 // Свод законов Российской империи [СЗРИ]. СПб.,1900. Т. XII. Ч. I.

9. Рошефор Н.И. Иллюстрированное Урочное положение: Пособие при составлении и проверке смет, проектировании и исполнении работы. СПб., 1900.

10. Устав строительный. Разд. I. Гл. II. «О местном управлении строительной частью в губерниях и областях вообще» п. 9 // СЗРИ. СПб., 1900. Т. XII, ч. I.

11. Закон о преобразовании гражданской строительной и дорожной части (29 окт.1864 г.) [№41394] // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2-е. СПб., 1867. Т. XXXIX. Отд. 2.

12. Устав строительный. Разд. II. Гл. I. Отд. II «О построении казенных зданий» п.47// СЗРИ. СПб.,1900. Т. XII. Ч. I.

13. Очерки истории строительной техники России в конце XIX - начале XX вв. М., 1964.

14. Государственный архив Томской области. Ф. 220. 16. Горбачев В.Т. Архитектурное наследие Новоси-

Оп. 1. Д. 42. бирской области // Памятники Новосибирской области. Ново-

15. Сибирский торгово-промышленный календарь. сибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1989.

Томск, 1910. 17. Сибирская жизнь. 1897. № 243.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.