Научная статья на тему 'Экономические последствия несовершенства законодательства при выборе строительной подрядной организации в ходе осуществления закупок'

Экономические последствия несовершенства законодательства при выборе строительной подрядной организации в ходе осуществления закупок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
802
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕБЕСТОИМОСТЬ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ / ПРИБЫЛЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРЯМЫЕ ЗАТРАТЫ / НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ / СТРОИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПОДРЯДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЗАКАЗЧИК / ЭЛЕКТРОННЫЙ АУКЦИОН / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / КОНТРАКТ / СТРОИТЕЛЬСТВО "ПОД КЛЮЧ" / САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЗАКУПКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Турумтаев Георгий Ренатович, Кузнецов Елена Викторовна

В статье определены экономические последствия применения существующего законо-дательства в области осуществления закупок в строительстве; охарактеризован строитель-ный процесс с точки зрения выбора участников; выявлены минусы данного процесса и предложены решения, способные оптимизировать этапы инвестиционного цикла от этапа осуществления закупок на право заключить контракт до ввода объекта капитального стро-ительства в эксплуатацию. По мнению авторов, в некоторых случаях при проведении строительных закупок выи-грывают неквалифицированные участники, вследствие чего в дальнейшем это сказывается на стоимости производства работ, эффективности освоения бюджетных средств, качестве объекта и сроке его сдачи. Проведены параллели в организационном плане между строи-тельными закупками и оборонным заказом, в котором определена последовательность комплекса работ, закрепленная в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». Авторами определена необходимость разработки отраслевого Федерального закона с учетом специфических особенностей строительной отрасли, охарактеризованных в работе. В статье представлена последовательность инвестиционно-строительного процесса, авторами составлена и описана модель взаимодействия заказчика и участников строительного процесса. Описаны причины и последствия необоснованного снижения цены кон-тракта, экономические последствия для подрядных организаций. До 2016 года при открытом конкурсе устанавливались критерии по опыту работ, квалификации, наличию финансовых ресурсов, оборудования и других необходимых ресурсов для производства строительно-монтажных работ у участников закупки, благодаря чему можно было выбрать добросовестного подрядчика, который качественно мог выполнить работы. В настоящее время закупки на выполнение строительно-монтажных работ можно осуществить только путем электронных аукционов. Чтобы оптимизировать найм субпод-рядчиков подрядной организацией, предложено дать заказчику право регулировать про-цент участия нанятых генеральным подрядчиком строительных организаций для выполнения работ. Авторы считают, что существует необходимость ввести строительство «под ключ», которое включает в себя все организационные, изыскательские, проектные, строительно-монтажные и пусконаладочные работы, связанные с созданием, изменением или сносом объекта, а также взаимодействие с компетентными органами по поводу производства таких работ, предложена реализация мероприятий, которые усовершенствуют систему государственного и строительного заказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические последствия несовершенства законодательства при выборе строительной подрядной организации в ходе осуществления закупок»

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

Кузнецова Е. В. Ки1пе(80Уа Е. V.

кандидат технических наук, доцент кафедры «Экономика иуправление на предприятии нефтяной и газовой промышленности», ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной техническийуниверситет», г. Уфа, Российская Федерация

Турумтаев Г. Р. Тигит1аеу С. К

студент кафедры «Водоснабжение и водоотведение», ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной техническийуниверситет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 334.025

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕСОВЕРШЕНСТВА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ВЫБОРЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОДРЯДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ХОДЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК

В статье определены экономические последствия применения существующего законодательства в области осуществления закупок в строительстве; охарактеризован строительный процесс с точки зрения выбора участников; выявлены минусы данного процесса и предложены решения, способные оптимизировать этапы инвестиционного цикла от этапа осуществления закупок на право заключить контракт до ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию.

По мнению авторов, в некоторых случаях при проведении строительных закупок выигрывают неквалифицированные участники, вследствие чего в дальнейшем это сказывается на стоимости производства работ, эффективности освоения бюджетных средств, качестве объекта и сроке его сдачи. Проведены параллели в организационном плане между строительными закупками и оборонным заказом, в котором определена последовательность комплекса работ, закрепленная в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». Авторами определена необходимость разработки отраслевого Федерального закона с учетом специфических особенностей строительной отрасли, охарактеризованных в работе.

В статье представлена последовательность инвестиционно-строительного процесса, авторами составлена и описана модель взаимодействия заказчика и участников строительного процесса. Описаны причины и последствия необоснованного снижения цены контракта, экономические последствия для подрядных организаций.

До 2016 года при открытом конкурсе устанавливались критерии по опыту работ, квалификации, наличию финансовых ресурсов, оборудования и других необходимых ресурсов для производства строительно-монтажных работ у участников закупки, благодаря чему можно было выбрать добросовестного подрядчика, который качественно мог выполнить работы. В настоящее время закупки на выполнение строительно-монтажных работ можно осуществить только путем электронных аукционов. Чтобы оптимизировать найм субподрядчиков подрядной организацией, предложено дать заказчику право регулировать процент участия нанятых генеральным подрядчиком строительных организаций для выполнения работ.

Economy and management in branches and fields of activity

Авторы считают, что существует необходимость ввести строительство «под ключ», которое включает в себя все организационные, изыскательские, проектные, строительно-монтажные и пусконаладочные работы, связанные с созданием, изменением или сносом объекта, а также взаимодействие с компетентными органами по поводу производства таких работ, предложена реализация мероприятий, которые усовершенствуют систему государственного и строительного заказа.

Ключевые слова: себестоимость строительно-монтажных работ, прибыль, экономическая эффективность, прямые затраты, накладные расходы, строительный процесс, подрядные организации, закупки, заказчик, электронный аукцион, инвестиционный процесс, контракт, строительство «под ключ», саморегулируемые организации.

ECONOMIC CONSEQUENCES OF THE IMPROVEMENT OF LEGISLATION IN THE ELECTION OF A CONSTRACTIONARY SUBORDINATE ORGANIZATION IN THE PROCESS OF PURCHASE

The economic consequences of applying the existing legislation in the field of bidding in construction are defined in the article, the construction process is characterized from the point of view of the selection of participants, the disadvantages of this process are identified and solutions are proposed that can optimize the stages of the investment cycle from the procurement stage to the right to contract before the capital construction facility is commissioned in operation.

In the opinion of the authors, in some cases, unqualified participants benefit from the procurement of construction procurements, as a result of which, in the future, this affects the cost of production, the efficiency of the development of budgetary funds, the quality of the facility and the deadline for its delivery. Parallels are made in the organizational plan between construction purchases and the defense order, in which the sequence of the set of works, fixed in the Federal Law of December 29, 2012, No. 275-FZ «On State Defense Order». The authors determined the need to develop a branch federal law, taking into account the specific features of the construction industry, characterized in the work.

The article presents the sequence of the investment and construction process, the authors compiled and described a model of interaction between the customer and participants in the construction process. The reasons and consequences of unjustified reduction of the contract price, economic consequences for contract organizations are described.

Until 2016, when the competition was open, criteria were established for the experience of work, qualifications, availability of financial resources, equipment and other necessary resources for construction and assembly works from the procurement participants, so that one could choose a bona fide contractor who could perform the work qualitatively. At present, purchases for construction and installation work can be carried out only through electronic auctions. In order to optimize the hiring of subcontractors by a contractor, it is proposed to give the customer the right to regulate the percentage of participation of construction organizations hired by the general contractor to perform the work.

The authors believe that there is a need to introduce «turn-key» construction, which includes all organizational, design, construction, installation and commissioning works associated with the creation, modification or demolition of the facility, as well as interaction with the competent authorities on the production of such works, proposed the implementation of activities that will improve the system of state and construction order.

Key words: cost of construction and installation works, profit, economic efficiency, direct costs, overhead costs, construction process, contractors, procurement, customer, electronic auction, investment process, contract, turn-key construction, self-regulatory organizations.

Традиционно в сфере строительства существует ряд проблем, которые негативно влияют на продолжительность строительного процесса, качество и технико-экономические

характеристики создаваемого объекта строительства, а также результаты производственно-хозяйственной деятельности подрядных организаций. При бюджетном финанси-

ровании ключевым является вопрос выбора подрядчика, который способен с максимальной эффективностью освоить бюджетные средства при реализации строительного проекта. Однако существующее законодательство имеет ряд недостатков, не позволяющих с достаточно высокой степенью экономической эффективности решать эти вопросы.

Законодательство Российской Федерации в области выбора подрядных организаций в строительстве отражено в форме Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 г. (далее — Закон), который вступил в силу с 1 января 2014 г. [1]. Применение Закона на практике выявило немало трудностей из-за неоднозначности толкования, использования взаимно не связанных классификаторов и прочих существенных недостатков, в частности таких как отсутствие учета специфики отдельных отраслей. Строительная отрасль традиционно считается локомотивом экономики в государстве в связи со значительными объемами производства строительной продукции, которая является основными производственными и непроизводственными фондами остальных отраслей национальной экономики, со значительным количеством занятых работников в отрасли, с огромным объемом потребляемых отраслью ресурсов, которые являются результатом деятельности других отраслей экономики страны и формируют стоимость строительной продукции. В связи со сложностью и многообразием связей в отрасли, возникающих в процессе создания строительной продукции, видится целесообразным предложение уделить особое внимание строительному комплексу в законодательстве. Кроме того, строительная продукция занимает лидирующее место среди других позиций номенклатуры по доле в общем денежном объеме госу-

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

дарственных и муниципальных закупок как в России, так и в Республике Башкортостан. Здоровой конкуренции на получение подряда, как задумывалось при принятии Закона, в процессе его реализации не получилось. Нередко победителями закупок признаются неквалифицированные участники, которые не могут обеспечить должное качество строительно-монтажных работ и сдать объект в заданные контрактом сроки. В итоге страдает Заказчик, так как все это отражается на экономической эффективности расходования бюджетных средств, экономических характеристиках, качестве построенного, реконструируемого или отремонтированного объекта и сопровождается затяжными судебными процессами, связанными с необходимостью устранения недостатков при реализации строительных проектов.

В Законе рассмотрены исключительно случаи разовых, не связанных между собой закупок, в основном готовых товаров, простых работ и услуг. Схема осуществления закупки в соответствии с требованиями Закона №44-ФЗ от 5 апреля 2013 года представлена на рисунке 1.

Закупки же в строительной отрасли имеют свои специфические особенности. При строительстве крупного объекта только на разработку и согласование проектной и рабочей документации требуется не менее года, а сам объект может возводиться несколько лет. Кроме того, строительство должно быть комплексным.

Похожая ситуация существует в оборонном заказе, где также требуется проведение комплекса работ, таких как научно-исследовательские, проектные работы. Далее следует этап изготовления опытных образцов, производство продукции и передача готовой продукции заказчику. Организационная сложность комплекса работ по реализации оборонного заказа, ежегодные колоссальные расходы

прогнозирование, планирование

определение поставщиков

исполнение Контракта

эффективности

Рисунок 1. Схема осуществления закупки в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 г. (составлено авторами)

Economy and management in branches and fields of activity

бюджета на это направление вызвали необходимость принятия профильного Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» [2].

Авторы считают, что в сфере строительства также необходимо разработать отдельный отраслевой Федеральный закон о государственном заказе в строительстве, в котором будут учитываться специфические особенности строительной отрасли. В существующем же Законе не учтены специфические особенности планирования, организации и технологии производства работ в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Например, для получения Заказчиком построенного или отремонтированного объекта необходимо поэтапное выполнение работ генподрядными и субподрядными организациями. К основным этапам производства работ относятся проектно-изыска-тельские работы с получением положительного заключения экспертизы, строительно-монтажные, пусконаладочные работы, оснащение объекта строительства оборудованием и осуществление прочих работ и затрат, необходимых для комплексного производства работ по объекту [3].

При реализации строительного проекта закупки должны проводиться в последовательности инвестиционно-строительного процесса, к основным этапам которого относятся:

— инженерные изыскания или обследование здания при капитальном ремонте;

— проектирование и государственная экспертиза. Градостроительным кодексом допускается в проектные работы включать изыскания, но существует противоположная практика ФАС и судов;

— строительство, реконструкция или капитальный ремонт;

— авторский контроль;

— строительный контроль.

Кроме перечисленных этапов осуществляются отдельные закупки на поставку оборудования, технологическое присоединение, инвентаризацию построенного объекта и постановку на кадастровый учет и иные виды действий, обеспечивающих реализацию полного инвестиционного цикла. 92 -

Процесс взаимодействия заказчика и участников строительного процесса на примере возведения объекта социально-бытового назначения — здания школы или детского сада — представим на рисунке 2. Стрелками обозначены договорные отношения между заказчиком и иными участниками строительного процесса. Серыми линиями отмечены взаимодействия между участниками строительного процесса друг с другом. Пунктирными и штрих-пунктирными линиями выделены контракты, которые преимущественно заключаются с одним и тем же лицом. Так, авторский контроль должна вести организация, которая разработала проектно-смет-ную документацию. Также целесообразно, чтобы был один и тот же технический заказчик при проектировании и строительстве объекта капитального строительства.

Полученный результат исполненной закупки на выполнение проектно-изыска-тельских работ по строительству объекта является описанием объекта закупки следующего этапа, а именно — создания объекта капитального строительства. Закон не рассматривает единство и взаимосвязь отдельных частей инвестиционного процесса и необходимость последовательного проведения нескольких видов взаимосвязанных закупок, предшествующих непосредственно закупке выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в связи с чем в скором времени появляются дополнительные ранее непредвиденные препятствия.

Проектная документация должна пройти государственную экспертизу, далее в обязательном порядке должно быть получено положительное заключение, по рабочей документации должна быть подтверждена достоверность сметной стоимости. Также необходимо провести экспертизу на эффективность инвестиций, планируемых к внесению в проект, включить объект в адресную инвестиционную программу, и только после этого объект строительства вносится в план закупок и план-график закупок.

На практике, после того как государственная экспертиза проверила смету, участник закупки снижает цену контракта на аукционе

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

Рисунок 2. Модель взаимодействия заказчика и участников строительного процесса (составлено авторами)

на 20-50 % и становится победителем. Часто такое снижение цены контракта является необоснованным.

Известно, что сметная стоимость строительно-монтажных работ складывается из совокупности прямых затрат на производство строительно-монтажных работ, накладных расходов на обеспечение нормального течения основного технологического процесса строительно-монтажных работ и сметной прибыли подрядчика. Сумма прямых затрат и накладных расходов обозначает величину сметных затрат подрядной организации на производство строительно-монтажных работ. Очевидно, что снижение сметной стоимости более чем на величину сметной прибыли недопустимо для исполнителя работ, потому что пострадают элементы себестоимости. Подрядчик может пойти на снижение цены контракта, уменьшить часть прибыли компании ради обеспеченности работой и сохранения своего места на рынке или полностью отказаться от прибыли, но цена не может быть снижена на 20-50 %, так как это отразится на качестве строительных материалов и монтажных работ. Эксплуатация такого здания может быть небезопасной или очень дорогой.

После проведения аукциона участников инвестиционного процесса не беспокоит, как каждый получит свою прибыль. Однако при существующей системе в первую очередь страдают подрядные организации, так как они вынуждены сокращать прибыль или

вовсе отказываются по результатам реализации проекта от нее, неправомерно занижают фактические накладные расходы, и в случае крайней необходимости используют противоправные механизмы, такие как замена или отказ от строительных машин и механизмов с переходом на низкоквалифицированный ручной труд, замена на дешевые или некачественные строительные материалы, изделия, конструкции и оборудование. Однозначно, снижение стоимости контракта призвано экономить бюджетные средства, но, с другой стороны, если государственная экспертиза подтвердила сметную стоимость объекта, то значительное ее снижение не может быть оправданным. Это последствия применения единственного критерия для победы на конкурентных процедурах — снижение цены.

В сфере закупок, кроме того, известны случаи, когда в проектно-сметной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, встречались арифметические ошибки и объемы работ отличались от реальных, или отдельные виды работ, требуемые по технологии строительства, попросту не включались в проектно-сметную документацию.

Еще одной проблемой, которая отражается на экономических параметрах возводимого объекта является то, что проектно-сметная документация создаётся на основании существующей сметно-нормативной базы, которая не в полной мере соответствует современным условиям на строительном рынке. Нередки

- 93

Economy and management in branches and fields of activity

случаи, когда в документации встречаются указания на устаревшие материалы и оборудование, виды работ и расценки на выполнение работ и оплату труда рабочим. При этом возникает противоречие между сметной и рыночной стоимостью, которая устанавливается в результате аукциона, выполнения работ и поставкой оборудования. Это приводит к увеличению издержек со стороны Генерального подрядчика и увеличению сроков выполнения работ (при этом условия контракта после подписания не подлежат пересмотру), а для Заказчика — к необходимости проведения дополнительных конкурентных процедур и дополнительных затрат.

Поскольку условия контракта менять нельзя, приходится работать в его жестких рамках. Но строительный процесс — это живой организм, в связи с этим постоянно возникают вопросы, требующие оперативного решения, инфляционные процессы влияют на тарифы энергоносителей, банковские ставки кредитования, стоимость строительных материалов, изделий и конструкций, на фонд оплаты труда. Также в период реализации проекта в связи с активным законотворчеством в России часто принимаются поправки в действующее законодательство, а на момент ввода объекта в эксплуатацию он должен соответствовать всем действующим нормативам.

До мая 2016 года закупку по определению Генерального подрядчика можно было осуществлять двумя способами, представленными на рисунке 3, в т.ч. путем открытого конкурса, где можно было устанавливать критерии по опыту работ, связанному с предметом контракта, квалификацией участников

закупки, в том числе наличием у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. В настоящее время закупки на выполнение строительно-монтажных работ можно осуществлять только путем электронных аукционов [4].

В недостаток электронных аукционов превратилось то, что ранее, до принятия Закона, позиционировалось как преимущество новой системы проведения закупок и расширение конкуренции — возможность участия претендентов на производство СМР из других региональных субъектов. В действительности оказалось, что аукцион выигрывает за счет необоснованного снижения стоимости лота неизвестная иногородняя строительная фирма, не имеющая ресурсов для реализации заказа на территории РБ, которая тут же начинает вести переговоры с местными подрядными организациями на предмет найма в субподряд. Это приводит к необоснованному снижению фактической себестоимости производства работ и, следовательно, к снижению качества строительной продукции. По мнению авторов, необходимо заложить право заказчика регулировать этот процесс — обозначить, что генподрядчик имеет право привлекать иные организации к реализации проекта, но не более чем на 30-40 % от общего объема работ [5]. УФАС России и суды имеют различные подходы к вопросу привлечения подрядчиков к исполнению контракта. УФАС придерживается точки зрения, что запреты или ограничения на привлечение субподряда являются ограничением и нарушением закона о защите конкуренции. По мнению авторов, существу-

Открытый конкурс

Д

Электронный аукцион

Д

Победителем признается лицо:

Í1

Д

Участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

Участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

Рисунок 3. Критерии, установленные в конкурсе и аукционе (составлено авторами)

ющая в настоящее время схема активно способствует перепродаже проектных, строительно-монтажных и прочих видов работ при реализации строительных проектов, что снижает эффективность бюджетных инвестиций и качество строительных объектов.

По мнению авторов, обеспечить экономически более эффективное строительство объектов может строительство «под ключ» [6]. Процесс строительства «под ключ» включает в себя все организационные, изыскательские, проектные, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы, связанные с созданием, изменением или сносом объекта, а также взаимодействие с компетентными органами по поводу производства таких работ. Результатом строительства считается возведённое здание или сооружение с внутренней отделкой, действующими инженерно-технологическими системами и полным комплектом документации, предусмотренной законом.

При строительстве «под ключ» более оперативно и результативно решаются вопросы и в проектировании, и в строительстве, и, как следствие, сокращается срок строительства объекта, что приводит к снижению величины фактических накладных расходов и укреплению финансового состояния предприятий-подрядчиков при обеспечении заявленного качества объекта строительства. УФАС в разные годы выносило противоречивые решения по обоснованности такого вида закупок.

Позиция УФАС при объединении в одном лоте проектных и строительных работ следующая:

— происходит ограничение конкуренции, а именно количества участников закупки;

— невозможно определить стоимость и объемы строительных работ. УФАС считает, что стоимость строительно-монтажных работ определяется проектно-сметной документацией, однако предметом контракта являются одновременно проектно-изыска-тельские и строительно-монтажные работы. Заказчик определяет стоимость всего проекта с привязкой к стоимости 1 м2;

— требуются различные допуски СРО на отдельные виды работ [7].

В 2016 году в ФЗ-44 были приняты поправки: «Предметом контракта может

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации». Однако порядок и основания приняты такими, что для заключения контракта «под ключ» нужно провести предпроектную работу, общественное обсуждение, экспертизу и только после этого можно будет разместить закупку «под ключ». Эта процедура занимает не менее полугода, требует дополнительных средств.

Стоит отметить, что в Градостроительный кодекс Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 372-ФЭ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены поправки, которые с 1 июля 2017 г. частично отменили допуски саморегулируемых организаций (далее — СРО), что представлено в таблице 1 [8]. В частности, членство в СРО перестало быть обязательным для строительных компаний с государственной долей участия в уставном капитале более 50 %, строительных компаний, выполняющих работы в рамках договора подряда, обязательства по которому не превышают 3 млн руб., и для обычных субподрядных организаций, не работающих с Заказчиком напрямую [9].

Данные изменения дают дополнительные возможности малому строительному бизнесу, повышают конкуренцию в отрасли, что является положительным моментом. Однако, с другой стороны, они могут привести к появлению недобросовестных подрядчиков, в т.ч. фирм-однодневок [10].

В целом система государственных и муниципальных закупок является эффективным инструментом для обеспечения нужд РФ в области строительства новых и реконструкции, расширения, технического перевооружения основных фондов страны, но необходимо совершенствовать эту систему. Только так возможно устойчивое повышение эффективности овеществления бюджетных средств в области строительства.

- 95

Economy and management in branches and fields of activity

Таблица 1. Необходимость допусков СРО в строительстве (составлено авторами)

Допуски СРО требуются Допуски СРО не требуются

Застройщикам, в случае самостоятельного осуществления строительства Организациям и ИП, заключающим договоры с застройщиками или техническими заказчиками, если сумма договора о строительстве менее 3 млн руб.

Техническим заказчикам Организациям с государственным участием

Организациям и ИП, заключающим прямые договоры с застройщиками и техническими заказчиками Физическим лицам, самостоятельно осуществляющим ИЖС

Организациям и ИП, заключающим прямые договоры о строительстве с региональными операторами, такими как фонды капитального ремонта и организациями, эксплуатирующими здания Организациям и ИП, осуществляющим строительство объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и т.д.)

Организациям и ИП, участвующим в конкурсных процедурах по 44-ФЗ и 223-Ф3 Организациям и ИП, осуществляющим по договору строительный контроль

Выводы

Авторы считают, что для повышения экономической эффективности деятельности строительных предприятий, обеспечения эффективного расходования бюджетных средств, в целях совершенствования существующей системы государственного и строительного заказа целесообразной была бы, кроме представленной в работе, дополнительная реализация системы следующих мероприятий:

1. Разработка отдельного Федерального закона в сфере строительства, касающегося, в том числе, закупок на выполнение строительно-монтажных работ;

2. Определение Генерального подрядчика на выполнение строительно-монтаж-

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция) // СПС «Консуль-тантПлюс».

2. Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 N 275-ФЗ (последняя редакция) // СПС «Консуль-тантПлюс».

3. Кузнецова Е.В., Шаймарданова A.A., Болгова A.C. Концептуальные основы инжиниринга качества // Современные тенденции в экономике и финансах: сб. науч. тр. по матер. IV Всеросс. заоч. науч.-практ. интер-нет-конф. 2014. С. 109-111.

4. Болгова A.C., Кузнецова E.B., Муха-медьяров A.A. Проблемы проведения тенде-

ных работ путем проведения открытого конкурса;

3. С целью предотвращения недобросовестной конкуренции, выражающейся в установлении участниками закупок неоправданно низких цен, необходимо усилить антидемпинговые меры. В частности, необходимо установить специальные стоимостные критерии, при занижении которых участник закупки должен представлять соответствующее обоснование возможности снижения стоимости строительно-монтажных работ, в качестве которого можно принять технико-экономический расчет снижения цены;

4. Внедрение ресурсного метода расчета стоимости объектов в строительстве.

ров в дорожном строительстве на современном этапе // Актуальные вопросы экономики, менеджмента и финансов в современных условиях: сб. науч. тр. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. 2016. С. 194-195.

5. Информационный портал «Республиканское информационное агенство» [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Электо-рат.инфо». 2013-2018. URL: https:// www.riadagestan.ru/news/economy/ali_ shakhbanov_odna_iz_osnovnykh_problem_ goszakupok_v_stroitelstve_nesovershenstvo_ vzaimo-otnosheniyzakazchikpodryadchik (дата обращения: 8.02.2018).

6. Кузнецова Е.В., Черникова A.A., Болгова A.C. Формирование эффективной управленческой команды строительного предприятия // Современные тенденции в экономике и финансах: сб. науч. тр. по матер. IV Все-

росс. заоч. науч.-практ. интернет-конф. 2014. С. 107-109.

7. Информационный портал «Все о саморегулировании» [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Все о СРО». 20082018. URL: http://www.all-sro.ru/news/pop-ravki-v-gradkodeks-vnesennie-pravitelstvom-v-gosdumu-otm-enyat-dopuski-sro-s-1-iyulya-2017-goda_161664756 (дата обращения: 8.02.2018).

8. Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.07.2016 N 372-ФЭ (последняя редакция) // СПС «КонсультантПлюс».

9. Турумтаев Г.Р, Христолюбова Д.В. Изменения в организационных мероприятиях, способствующих повышению безопасности процесса инвестирования в объекты недвижимости на территории Российской Федерации // Механизмы управления экономическими системами: методы, модели, технологии: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. 15 декабря 2017 г. 2017. Ч. 3. С. 109-112.

10. Мурзабулатова Л.Р., Кузнецова Е.В. СРО как механизм организации производственно-хозяйственной деятельности строительно-монтажной организации // Аллея науки. 2017. Т. 4. № 10. С. 243-245.

References

1. The federal law «On the contract system in the procurement of goods, works, services for the provision of state and municipal needs» dd. 05.04.2013 N 44-FZ (last version) // SPS «ConsultantPlus».

2. Federal Law «On State Defense Order» dd. 29.12.2012 N 275-FZ (last version) // SPS «ConsultantPlus».

3. Kuznetsova E.V., Shaymardanova A.A., Bolgova A.S. Conceptual foundations of quality engineering // Modern trends in economics and finance: Collection of proceedings on the materials of the IV All-Russian Correspondence Scientific and Practical Internet Conference. 2014. P. 109-111.

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

4. Bolgova A.S., Kuznetsova E.V., Mukha-medyarov A.A. Problems of holding tenders in road construction at the present stage II Actual issues of economics, management and finance in modern conditions: Collection of proceedings on the results of an international scientific andpractical conference. 2016. P. 194-195.

5. Information portal «Republican information agency» [Electronic re-source] II Electronic journal «Elektorat.info». 2013-2018. URL: https://www.riada-gestan.ru/news/econ-omy/ali_shakhbanov_odna_iz_osnovnykh_ problemgoszakupokvstroitelstveneso-vershenstvo_vzaimootnosheniy_zakazchik_ podryadchik (assessed 8.02.2018).

6. Kuznetsova E.V., Chernikova A.A., Bolgova A.S. Formation of an effective management team of a construction enterprise II Modern trends in economics and finance: Collection of proceedings on the materials of the IV All-Russian Correspondence Scientific and Practical InternetConference. 2014. P. 107-109.

7. Information portal «All about self-regulation» [Electronic resource] //Electronicjournal «All about SRO». 2008-2018. URL: http:// www.all-sro.ru/news/popravki-v-gradkodeks-vnesennie-pravitelstvom-v-gosdumu-otm-enyat-dopu ski-sro-s-1 -iyulya-2017-goda_161664756 (assessed 8.02, 2018).

8. The Federal Law «On Amendments to the Urban Development Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federa-tion» dd. 03.07.2016 N 372-FZ (last version) II SPS «ConsultantPlus».

9. Turumtaev G.R., Khristolyubova D.V. Changes in organizational arrangements that contribute to improving the security of the investment process in real estate on the territory of the Russian Federation II Mechanisms for man-aging economic systems: methods, models, technologies: Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference, December 15, 2017. 2017. Part 3. P. 109-112.

10. Murzabulatova L.R., Kuznetsova E.V. SRO as a mechanism for organizing the production and economic activities of the construction and installation organization II Avenue of Science. 2017. T. 4. № 10. P. 243-245.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.