Научная статья на тему 'Правовое регулирование внешней торговли продукцией военно-технического назначения в Российской Федерации как необходимая мера обеспечения национальной безопасности'

Правовое регулирование внешней торговли продукцией военно-технического назначения в Российской Федерации как необходимая мера обеспечения национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
876
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ВООРУЖЕНИЕ / NATIONAL SECURITY / MILITARY AND TECHNICAL COOPERATION / FOREIGN TRADE / WEAPON

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пермякова Эндже Шамилевна

В статье представлены результаты исследования российского законодательства в сфере регулирования оборота продукции военного назначения в рамках сотрудничества с иностранными государствами. Правовое регулирование в данной сфере нуждается в дальнейшем совершенство вании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign Trade of Military Technology in the Russian Federation: Legal Regulation as a Necessary Measure to Ensure National Security

The article presents the results of research concerning foreign trade of military technology in theRussian Federation. Legal regulation of this area needs further improvement.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование внешней торговли продукцией военно-технического назначения в Российской Федерации как необходимая мера обеспечения национальной безопасности»

УДК 341.1/8

Правовое регулирование внешней торговли продукцией военно-технического назначения в Российской Федерации как необходимая мера обеспечения национальной безопасности

Пермякова Э.Ш.

Соискатель кафедры международного и европейского права Казанского (Приволжского) федерального университета

В статье представлены результаты исследования российского законодательства в сфере регулирования оборота продукции военного назначения в рамках сотрудничества с иностранными государствами. Правовое регулирование в данной сфере нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Ключевые слова: национальная безопасность, военно-техническое сотрудничество, внешняя торговля, вооружение.

Согласно утвержденной 13.12.2015 г. Стратегии национальной безопасности, национальная безопасность определяется как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (далее - граждане), достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего, государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности» [1].

Выделяемые виды безопасности составляют единую систему, в связи с чем любые меры, направленные на обеспечение какой-либо из них, в той или иной степени имеют значение для всех остальных. Мерой, о которой пойдет речь в данной статье, является правовое регулирование внешнеторгового оборота продукции военно-технического назначения.

Исходя из того, что надлежащее регулирование внешней торговли указанной продукцией выступает одной из наиболее существенных и необходимых мер обеспечения национальной безопасности, сле-

дует подчеркнуть, что такое регулирование отвечает интересам и международной безопасности в целом. И то, и другое имеют непреходящее значение и актуальны в текущий период времени.

Понятие «продукция военно-технического назначения» раскрывается в Федеральном Законе № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами». Согласно ст. 1 названного Закона, к продукции военного назначения относятся «вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и информация в военно-технической области, за исключением информации, которая может быть опубликована, в соответствии с законодательством Российской Федерации, в средствах массовой информации, произведениях науки, литературы и искусства, рекламных материалах», а также «вооружение и военная техника - комплексы различных видов оружия и средств обеспечения его боевого применения, в том числе средств доставки, системы наведения, пуска, управления, а также другие специальные технические средства, предназначенные для оснащения вооруженных сил, боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы и комплектующие изделия к приборам, учебное оружие (макеты, тренажеры и имитаторы различных видов вооружения и военной техники)» [2].

В Российской Федерации уделяется существенное внимание вопросу правового регулирования внешней торговли данной продукцией. Об этом свидетельствует целый ряд нормативных актов, как то: Федеральный закон от 19.07.1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»; Указ Президента РФ от 10.09.2005 г. № 1062 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» (вместе с «Положением о Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами», «Положением о порядке осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами», «Положением о порядке предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения», «Положением о порядке рассмотрения обращений иностранных заказчиков и согласования проектов решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству о поставках продукции военного назначения», «Положением о порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения»). При Президенте РФ созданы уполномоченные органы (Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству; Комиссия по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами), к задачам которых относится, в частности, разработка предложений по основным направлениям государственной политики в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами [3].

В научной литературе отмечается, что одной из необходимых мер контроля, направленных на защиту национальных интересов в сфере внешнеторговой деятельности является экспортный контроль, который осуществляется, согласно Федерального Закона 1999 г. «Об экспортном контроле» [4]. Действие данного Закона распространяется на внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов. Передача контролируемых товаров и технологий иностранному лицу осуществляется после письменного заверения такого лица о неиспользовании предмета передачи для создания оружия массового поражения и средств доставки. Операции по передаче контролируемых товаров и технологий подлежат лицензированию в установленном порядке [5].

Требование лицензирования ввоза и вывоза относится ко всем видам продукции военного назначения. В соответствии с Положением о порядке лицензирования в РФ ввоза и вывоза продукции военного назначения, такие лицензии выдаются на основании решений Президента РФ, Правительства РФ и/или Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству и подлежат выдаче лишь определенным российским организациям [3]. В целях защиты от подделок, лицензии оформляются на специальной бумаге, к лицензии прикладывается перечень продукции и является ее неотъемлемой частью.

Наряду с лицензированием как мерой, осуществляемой государственными органами, участники внешнеэкономической деятельности обязаны самостоятельно вести учет совершенных сделок. За нарушение законодательства в области экспортного контроля должностные лица и граждане несут уголовную ответственность

Другой существенной, на наш взгляд, мерой контроля является введение государственной монополии на деятельность в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами [2].

В качестве участников военно-технического сотрудничества с иностранными лицами рассматриваются исключительно юридические лица - резиденты РФ с преобладающим либо исключительным участием государства. Право на осуществление такой деятельности предоставляется на срок не более 5 лет. В таком случае лицо включается в реестр организаций, получивших такое право, наряду с иной информацией также фиксируются банковские реквизиты, через которые предполагается осуществлять расчеты по внешнеторговым операциям, о случаях изменения банковских реквизитов надлежит незамедлительно информировать соответствующий орган.

Участники военно-технического сотрудничества с иностранными государствами наделяются соответствующими правами и обязанностями.

В пределах своей номенклатуры и по согласованию с Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству предусмотрены такие права участников, как:

- поиск иностранных заказчиков, ведение с ними переговоров;

- осуществление рекламной деятельности;

- подписание контрактов с иностранными заказчиками в пределах своей компетенции;

- осуществление операций в соответствии с заключенными контрактами.

В числе обязанностей участников перечислены следующие:

- оказание содействия в недопущении реэкспорта или передачи странам, не участвовавшим в соглашении с Российской Федерации, поставленной

продукции, без согласия Российской Федерации. В случае обнаружения такого нарушения участники обязаны незамедлительно сообщить об этом в уполномоченный орган Российской Федерации;

- предоставление в уполномоченный орган Российской Федерации информации о переговорах с намерениями производства и поставки военной продукции вне зависимости от дальнейшей реализации намеченной цели.

Наряду с указанными мерами по обеспечению безопасности внешнеэкономических поставок продукции военно-технического назначения, в РФ установлен запрет на посреднические операции при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении указанной продукции. Исключением является государственный посредник.

Кроме того, в качестве иностранного заказчика рассматриваются только уполномоченные иностранными государствами органы и субъекты либо международные организации, представляющие интересы иностранных государств [3].

Положения о посредниках и заказчиках составляют особенность законодательства РФ по сравнению с Международным договором о торговле оружием 2013 г., в котором соответствующие обязательства государств-участников не получили закрепления, что, на наш взгляд, является пробелом, представляющим угрозу международной безопасности [6, с. 53-55]. Отчасти данный пробел может быть восполнен включением указанных положений в двусторонние и региональные международные соглашения.

Поставке военной продукции предшествуют подготовительные действия, которые подлежат правовой регламентации и выражаются в следующем:

- уведомление контрагента о вступлении в силу заключенного контракта, получение от контрагента средств для выполнения работ;

- закупка оборудования и материалов;

- подготовка ходатайств в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны для целей получения заключения о возможности передачи иностранным контрагентам сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в продукции военного назначения.

Поставка запасных частей, комплектующих к ранее поставленной продукции военного назначения осуществляется по решению Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству на основании ранее принятых решений.

Законодательством РФ предусмотрено, что решения о вывозе продукции военного назначения принимаются во исполнение международных договоров РФ и на основании обращений иностранных заказчиков. В Положении о порядке осуществления военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами указано о необходимости 186

при вывозе продукции военного назначения наличия «легализованного в установленном порядке документа, содержащего обязательства уполномоченного органа иностранного государства использовать экспортируемую из РФ продукцию военного назначения только в заявленных целях и не допускать ее реэкспорта или передачи третьим странам без согласия РФ (сертификат конечного пользователя)» [3].

Требования к контрактам, заключаемым субъектами военно-технического сотрудничества также содержат нормы об обязательном включении положения об использовании экспортируемой продукции только в заявленных целях, недопущение реэкспорта или передачи третьим странам продукции без наличия соответствующего согласия РФ, более того, в контракте обязательно наличие такой обязанности иностранного заказчика, как обеспечение защиты полученных сведений.

Наличие в контракте условий об использовании товара в заявленных целях и недопущении несогласованного реэкспорта являются также необходимыми при получении лицензии, согласно Положению о порядке лицензирования в РФ ввоза и вывоза продукции военного назначения [3]. Сертификаты конечного пользователя подлежат учету и хранению.

Однако, в рассматриваемом Положении остается неясным вопрос о том, какие наступят последствия для иностранного заказчика в случае невыполнения указанных обязательств. Полагаем, что ответственность в подобных обстоятельствах может быть предусмотрена непосредственно в заключаемых договорах в соответствии с международными нормами, однако отсутствует ясность в том, будет ли данный факт являться основанием для недопущения сотрудничества с таким контрагентом в последующем. На наш взгляд, было бы целесообразно законодательно закрепить запрет на совершение сделок купли-продажи продукции военно-технического назначения с иностранными импортерами, допустившими нарушение условий договора, предписанных в российском праве в целях обеспечения национальной и международной безопасности.

Также следует подчеркнуть, что в качестве меры по обеспечению международной безопасности в связи с поставками продукции военно-технического назначения Россией практикуется контроль за целевым использованием отдельных видов продукции военного назначения [7]. Так, при передаче такого вида продукции, как переносные зенитные ракетные комплексы (по предложению компетентных органов - при передаче и иного вида продукции военного назначения), в контракты на поставку с иностранными субъектами военно-технического сотрудничества включаются положения о возможности проведения мониторинга наличия и целевого использования переданного товара. Однако считаем, что перечень продукции, подлежащий такому контролю, должен

быть дополнен. Необходимо включить такие виды вооружения, которые предусмотрены в Международном договоре о торговле оружием 2013 г. (боевые танки, самолеты, вертолеты, корабли боевые бронированные машины, артиллерийские системы большого калибра). Но приведенный перечень видов вооружения не должен быть исчерпывающим, а должен являться обязательным минимумом видов продукции, подлежащих такому контролю. Под целевым использованием понимается использование такой продукции исключительно в заявленных в сертификате конечного пользователя (ином документе) целях. Контроль проводится посредством проведения анализа представленной от импортера информации либо путем проведения проверок в местах хранения продукции. В случае отказа иностранного контрагента от включения в контракт подобного положения в Правительство РФ вносятся предложения о возможности либо невозможности ведения дальнейших переговоров. С нашей точки зрения, в целях обеспечения безопасности передач вооружения, в случае отказа иностранного заказчика от включения в контракт условия о проведении контроля целевого использования продукции, дальнейшее ведение переговоров невозможно. Также в Положении предусмотрено, что в случае выявления нарушений обязательств по целевому использованию переданной продукции на рассмотрение представляется предложение о приостановлении поставок отдельных видов продукции такому контрагенту либо иных мерах, направленных на предотвращение в будущем подобных нарушений. Однако считаем, что предусмотренные меры не являются достаточными, следует закрепить положение о включении в заключаемые контракты обязательных условий наступления ответственности за подобное нарушение. Кроме того, считаем необходимым запретить последующее сотрудничество с таким контрагентом.

Решение о реэкспорте или передаче продукции военного назначения принимается Президентом РФ, Правительством РФ либо Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству в зависимости от обстоятельств, указанных в Положении о порядке осуществления военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами.

Контроль за деятельностью субъектов военно-технического сотрудничества осуществляется с момента поиска заказчика и вплоть до исполнения обязательств по заключенным контрактам. Подписанные контракты подлежат регистрации Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству, осуществляется проверка контрактов на их соответствие решениям Президента РФ, Правительства РФ или Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству.

В Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству участниками предоставляются от-

Право

четы о ходе осуществления взаимодействия с иностранными заказчиками.

Нарушение предусмотренного порядка ведения военно-технического сотрудничества является основанием для приостановления либо лишения права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения.

Приведенный перечень нормативно-правовых актов в области внешней торговли продукцией военно-технического назначения, их хронология и содержание показывают, что роль правового регулирования в данной сфере не ослабевает, что закономерно в силу происходящих в мире военных конфликтов и существования террористической угрозы. В этих условиях меры по обеспечению национальной безопасности, предпринимаемые в Российской Федерации, являются необходимыми и целесообразными. Вместе с тем выявленные пробелы позволяют сделать вывод о необходимости продолжения законодательной работы по совершенствованию правовой базы в рассматриваемой области.

Литература:

1. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683 «О стратегии национальной безопасности» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон от 19.07.1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Указ Президента РФ от 10.09.2005 г. № 1062 (ред. от 26.08.2016) «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» (вместе с «Положением о Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами», «Положением о порядке осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами», «Положением о порядке предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения», «Положением о порядке рас-

смотрения обращений иностранных заказчиков и согласования проектов решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству о поставках продукции военного назначения», «Положением о порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения») // СПС «КонсультантПлюс».

4. Федеральный закон от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» // СПС «Консуль-тантПлюс».

5. Тюрина Н.Е. Вопросы защиты национальной безопасности Российской Федерации в законодательстве о внешней торговле // Международные

суды: актуальные проблемы международного права. Межвузовский сборник научных трудов. -2010. - Вып. 2 (6). - С. 161-169.

6. Пермякова Э.Ш., Тюрина Н.Е. Международный договор о торговле оружием // Евразийский юридический журнал. - 2014. - № 12(79). - С. 53-55.

7. Постановление Правительства РФ от 06.10.2006 г. № 604 «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за выполнением уполномоченными органами иностранных государств обязательств по целевому использованию отдельных видов продукции военного назначения, поставляемой из Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

Foreign Trade of Military Technology in the Russian Federation: Legal Regulation as a Necessary Measure to Ensure National Security

Permyakova E.Sh. Kazan (Volga Region) Federal University

The article presents the results of research concerning foreign trade of military technology in the Russian Federation. Legal regulation of this area needs further improvement.

Key words: national security, military and technical cooperation, foreign trade, weapons.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.