Terra Humana
ПРАВОВОЕ ОБЩЕСТВО
УДК 342 ББК 67.401
Е.А. Дмитрикова
ОСОБЕННОСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ
Рассматриваются особенности правового регулирования лицензирования предпринимательской деятельности, исходя из сферы ее осуществления, а не вида деятельности.
Ключевые слова:
Внешнеторговое лицензирование; разрешение экспорта/импорта; цель внешнеторгового лицензирования; виды внешнеторговых лицензий.
Значимый сегмент предпринимательской деятельности составляет внешнеторговый сектор. Посредством лицензирования государство регулирует деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляющих таковую как на внутреннем рынке, так и в сфере внешней торговли. Действие Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 года не распространяется на осуществление внешнеэкономических операций, внешнеторговых в том числе [4]. В последнем случае лицензирование выступает мерой нетарифного регулирования. Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения запретов и ограничений экономического характера. Наряду с лицензированием нетарифное регулирование может осуществляться также посредством: введения
количественных ограничений; распределения квоты; предоставления исключительного права; введения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер [5].
Обеспечение состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [3] - характеристика внешнеторгового лицензирования, которая объединяет его с лицензированием предпринимательской деятельности, осуществляемой на внутреннем рынке, порядок которого определен Федеральным зако-
ном «О лицензировании отдельных видов деятельности» [4].
Вместе с тем, государственное воздействие на внешнеторговой сегмент деятельности хозяйствующих субъектов обуславливает особенности правового регулирования лицензирования предпринимательской деятельности.
Первое отличие - в том, что внешнеторговое лицензирование выступает средством разрешения экспорта/импорта.
Отдельные положения о лицензировании в сфере внешней торговли содержит Федеральный закон [5]. Указанные нормы не определяют внешнеторговое лицензирование. Нет определения и в перечне основных понятий, формулировка которых регламентирована статьей 2.
Отсутствие законодательной формулировки не означает допустимости применения общего понятия «лицензирование», определенного статьей 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» [4] для характеристики внешнеторгового лицензирования [1, с.14].
Внешнеторговое лицензирование определено подзаконным актом. В соответствии с этим постановлением Правительства РФ под лицензированием в сфере внешней торговли понимается административная процедура регулирования внешнеторговых операций, осуществляемая путем выдачи документа, разрешающего экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров [13].
Второе отличие заключается в том, что лицензирование внешнеторговой де-
ятельности используется как средство государственного регулирования в отношении отдельных категорий товаров, а не видов деятельности. В сфере внешней торговли перечень товаров, экспорт/импорт которых возможен только при наличии у хозяйствующего субъекта лицензии, сформирован в подзаконных актах [8; 9; 11]. Лицензирование отдельного вида деятельности, осуществляемой на внутреннем рынке, осуществляется целиком и не может осуществляться в части.
Например, осуществление фармацевтической деятельности на внутреннем рынке1, подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом [4]. При осуществлении деятельности на внешнем рынке лицензированию полежит ввоз отдельных наименований лекарственных средства на территорию России. В этом случае список таких средств определен подзаконным актом [16].
Третьей особенностью внешнеторгового лицензирования выступает цель его введения в отношении экспорта/импорта отдельных категорий товаров.
Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в случаях введения временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров; реализации разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений; предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров; выполнения Российской Федерацией международных обязательств [5].
Существуют и иные цели введения внешнеторгового лицензирования.
Во-первых, посредством внешнеторгового лицензирования осуществляется предоставление исключительного права. Сделки по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров, совершенные без лицензии на осуществление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, являются ничтожными [19].
Понятие исключительного права на совершение внешнеторговых операций закрепляется в статье 26 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В ней, в частности, установлено, что право на осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем
предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. При этом перечни отдельных видов товаров, на экспорт и (или) импорт которых предоставляется исключительное право, а также организации, которым предоставляется указанное исключительное право, должны быть определены федеральными законами - например, Федеральным законом «Об экспорте газа» закреплен принцип единого экспортного канала применительно к вывозу газа с таможенной территории Российской Федерации. Закон предусматривает возможность предоставления исключительного права посредством выдачи внешнеторговой лицензии только организации - собственнику единой системы газоснабжения или ее дочернему обществу, в уставном капитале которого доля участия организации - собственника единой системы газоснабжения составляет сто процентов. Предоставление исключительного права отдельным хозяйствующим субъектам, реализация разрешительного порядка призваны обеспечить защищенность интересов личности, общества и государства [6].
Во-вторых, посредством внешнеторгового лицензирования осуществляется регулирование товарооборота через установление количественных ограничений. В этом случае внешнеторговая лицензия на экспорт/импорт отдельных категорий товаров может быть выдана только в пределах установленных квот. Такой порядок установлен, например, в отношении рыбы, рыбопродуктов, серы, апатитов, сырой не-фти2. Выдача внешнеторговой лицензии в отношении данной категории товаров возможна только при условии прохождении дополнительной процедуры. Лицензию на экспорт или импорт товаров в пределах квот получают только те хозяйствующие субъекты, которые становятся победителями конкурса или аукциона [10]. Для положительного решения о выдаче лицензии на осуществление определенного вида деятельности соискателю лицензии достаточно выполнить лицензионные условия.
По итогам рассмотрения представленных предложений предпочтение отдается участникам внешнеторговой деятельности, способным реализовать квоту на наиболее выгодных для РФ экономических условиях [10]. Поэтому сертификат, дающий право на получение внешнеторговой лицензии, хозяйствующий субъект получит при условии, что станет лучшим претендентом.
После получения хозяйствующим субъектом лицензии в пределах квоты не допускается несоблюдение количественных
Общество
Terra Humana
ограничений. Превышение количественных ограничений даже при условии наличия лицензии является основанием для привлечения лица к административной ответственности за совершение деяния, предусмотренного частью первой статьи 16.3 КоАП РФ [20; 21].
В-третьих, лицензирование внешнеторговой деятельности может быть установлено и в обеспечение выполнения Россией международных обязательств. Об этом свидетельствуют примеры международных конвенций, устанавливающих соответствующие обязательства.
Так, в целях выполнения Венской конвенции 1985 г. об охране озонового слоя и Монреальского протокола 1987 г. по веществам, разрушающим озоновый слой, было принято соответствующее Постановление Правительства РФ [12]. Постановлением Правительства РФ [17] установлено ограничение посредством лицензирования на ввоз на территорию РФ озоноразрушающих веществ в период с 1 декабря по 31 декабря 2010 г. указанных в списке «С» раздела 2.1 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками Таможенного союза (ТС) в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений, утвержденных Решением Межгосударственного Совета и Евразийского экономического сообщества № 19 от 27.11.2009 г. «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».
Актуальным примером использования внешнеторгового лицензирования в экологических целях является пример лицензирования экспорта и импорта осетровых видов рыб и продукции из них, включая икру.
В обеспечение исполнения обязательств России, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г. Постановлением Правительства РФ установлено, что экспорт осетровых видов рыб и продукции из них, включая икру, осуществляется при наличии (помимо разрешения на экспорт, выдаваемого административным органом) лицензии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации; импорт осетровых видов рыб, указанных в приложении I к Конвенции, и продукции из них осуществляется при наличии разрешения на импорт, выдаваемого административным органом, разрешения на экспорт или сертификата на реэкспорт, выдаваемых
административным органом страны-экспортера, а также лицензии Министерства промышленности и торговли РФ; импорт осетровых видов рыб, указанных в приложении II к Конвенции, и продукции из них осуществляется при наличии разрешения на экспорт или сертификата на реэкспорт, выдаваемых административным органом страны-экспортера, а также лицензии Министерства промышленности и торговли [14].
Временное ограничение экспорта/импорта отдельных товаров обеспечивается путем выдачи внешнеторговой лицензии. Исключительное право на осуществление внешнеторговой деятельности не может быть предоставлено иным способом, кроме как посредством выдачи внешнеторговой лицензии. Внешнеторговая лицензия, выданная в пределах установленной квоты по итогам конкурса или аукциона, обеспечивает возможность регулирования внешнеторгового товарооборота.
Отличительной особенностью лицензирования в сфере внешней торговли является то, что нет универсальных лицензий, выдаваемых на осуществление внешнеторговых операций. Участнику внешнеторговой деятельности предоставлена возможность получения следующих видов лицензий: генеральной, исключительной, разовой.
Генеральная лицензия - выдаваемый заявителю на основании решения Правительства РФ документ, разрешающий экспорт и (или) импорт отдельного вида товара в определенном количестве. В этом случае Правительство РФ поручает уполномоченному министерству выдать генеральную лицензию определенному юридическому лицу на экспорт/импорт определенного товара. Например, Министерству промышленности и торговли России было поручено выдать в 2009 г. генеральные лицензии на экспорт природных алмазов (код ТН ВЭД 7102 31 000 0) акционерной компании «АЛРОСА» (закрытое акционерное общество), и нескольким другим юридическим лицам3.
Также Постановлением Правительства РФ установлено, что выдачу участникам внешнеторговой деятельности генеральных лицензий на импорт этилового спирта и алкогольной продукции осуществляет Министерство промышленности и торговли РФ [18]. Срок действия генеральной лицензии не может превышать 1 год со дня ее выдачи.
Разовая лицензия - документ, выдаваемый заявителю на основании договора (контракта), оформившего внешнеторго-
вую сделку, предметом которой является экспорт или импорт отдельного вида товара в определенном количестве. Срок действия разовой лицензии не может превышать 1 год со дня ее выдачи. В случае, если в отношении товара введены временные количественные ограничения, срок действия такой лицензии заканчивается 1 января следующего года.
Исключительная лицензия - документ, предоставляющий заявителю исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара, определенное соответствующим федеральным законом. Исключительная лицензия выдается лицу в случае предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, во исполнение положений статьи 26 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Исключительная лицензия позволяет получить эксклюзивное право на совершение внешнеторговых операций в отношении отдельных категорий товаров.
Выдача генеральной лицензии не зависит от частноправовых обязательств хозяйствующего субъекта и наличие договорных отношений не имеет значения для принятия уполномоченным органом решения о выдаче генеральной лицензии.
Выдаче разовой лицензии, напротив, предшествует заключение контракта, условием которого является экспорт и (или) импорт товара. Этим объясняется взаимообусловленность публичных и частноправовых обязательств.
Отметим, что в рамках ТС государства обязаны соблюдать требования об установлении необходимости получения определенного вида внешнеторговой лицензии в зависимости от категории товара, подлежащего лицензированию.
Генеральная лицензия на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара, включенного в разделы 2.9, 2.10, 2.18, 2.24, 2.25, 2.27 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками ТС в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими
Список литературы:
странами, выдается в соответствии с решениями правительств государств - участников ТС. Исключительная лицензия на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара, включенного в раздел 2.26 Единого перечня, выдается участникам внешнеторговой деятельности, которые определяются в соответствии с законодательством государства - участника ТС [2]. Во исполнение данного решения Правительством РФ полномочия по выдаче участникам внешнеторговой деятельности генеральных лицензий на импорт этилового спирта и алкогольной продукции предоставлено Министерству промышленности и торговли РФ [18].
Отличительной особенностью внешнеторгового лицензирования является также срочный характер выданного разрешения.
Характеристика отдельных видов внешнеторговых лицензий отражает, то, что действие разрешительного документа достаточно краткосрочно. Максимальный срок действия внешнеторговой лицензии составляет один год. Исходя из того, что внешнеторговое лицензирование, в конечном счете, выступает мерой, обеспечивающей баланс экспорта/импорта, можно предположить, что подобное временное ограничение обусловлено динамично изменяющимися условиями введения лицензирования предпринимательской деятельности в сфере внешней торговли.
Лицензирование предпринимательской деятельности, осуществляемой на внутреннем рынке, ориентировано на текущий контроль лицензируемой деятельности. В этом случае закон, напротив, устанавливает минимальный срок действия лицензии. По общему правилу срок действия лицензии не может быть менее, чем пять лет [4].
Особенности лицензирования внешней торговли товарами позволяют определить его как разрешительное средство государственного регулирования, устанавливаемое в целях ограничения экспорта и (или) импорта отдельных категорий товаров как в интересах общества и государства, так и выполнения международных обязательств, а также обеспечения баланса товарооборота для защиты отечественного рынка.
[1] Козырин А.Н. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». 2005 год // Справочная система «КонсультантПлюс».
[2] Решение Комиссии Таможенного союза № 168 от 27.01.2010 г. «Об обеспечении функционирования единой системы нетарифного регулирования таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» // Справочная система «КонсультантПлюс».
[3] Закон РФ № 2446-1 от 5 марта 1992 года «О безопасности» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769.
[4] Федеральный закон № 128-ФЗ от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ. - 2001, № 33 (часть I). - Ст. 3430.
Общество
Terra Humana
[5] Федеральный закон № 164-ФЗ от 8 декабря 2003 года «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства РФ. - 2003, № 50. - Ст. 4850.
[6] Федеральный закон № 117-ФЗ от 18 июля 2006 года «Об экспорте газа» // Собрание законодательства РФ. - 2006, № 30. - Ст. 3293.
[7] Федеральный закон Российской Федерации № 293-ФЗ от 8 ноября 2010 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» // Российская газета. - 2010, 10 ноября, № 5332.
[8] Указ Президента РФ № 580 от 05.05.2004 г. «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль» // Собрание законодательства РФ. - 2004, № 19 (часть 2). - Ст. 1881.
[9] Указ Президента РФ № 1083 от 20.08.2007 г. «Об утверждении Списка микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю» // Собрание законодательства РФ. - 2007, № 35. - Ст. 4288.
[10] Постановление Правительства РФ № 1299 от 31.10.1996 г. «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1996, № 46. - Ст. 5249.
[11] Постановление Правительства РФ № 854 от 6 ноября 1992 г. «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации» // САПП РФ. -1992, № 19. - Ст.1589.
[12] Постановление Правительства РФ № 563 от 8 мая 1996 г. «О регулировании ввоза в РФ и вывоза из РФ озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции» // Собрание законодательства РФ. -1996, № 20. - Ст.2353.
[13] Постановление Правительства РФ № 364 от 09.06.2005 года «Об утверждении Положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий» // Собрание законодательства РФ. - 2005, № 25. - Ст. 2501.
[14] Постановление Правительства РФ № 584 от 26.09.2005 г. «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г., в отношении осетровых видов рыб» // Собрание законодательства РФ. - 2005. № 40. - Ст. 4037.
[15] Постановление Правительства РФ № 416 от 06.07.2006 г. (ред. от 13.11.2010) «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» // Собрание законодательства РФ. -2006, № 29. - Ст. 3250.
[16] Постановление Правительства РФ № 771 от 29.09.2010 г. «О порядке ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации» // Российская газета. - 2010, № 228.
[17] Постановление Правительства РФ № 918 от 15.11.2010 г. «О введении временного количественного ограничения на ввоз озоноразрушающих веществ на территорию РФ и порядке его распределения и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» // Справочная система «КонсультантПлюс».
[18] Постановление Правительства РФ № 267 от 21.04.2010 г. «О выдаче генеральных лицензий на импорт этилового спирта и алкогольной продукции» // Собрание законодательства РФ. - 2010, № 17. - Ст. 2105.
[19] Информационное письмо ВАС РФ № С5-7/уз-60 от 22.01.2004 «О Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Вестник ВАС РФ. - 2004, № 4.
[20] Постановление ФАС Центрального округа № А54-1345/2007 от 14.04.2008 г. // Справочная система «КонсультантПлюс».
[21] Постановление ФАС Северо-Западного округа № А56-15248/2008 от 7 апреля 2009 г. по делу // Справочная система «КонсультантПлюс».
1 Под которой понимается организация оптовой торговли лекарственными средствами, деятельность аптечных организаций, ветеринарных аптечных организаций, а также медицинских организаций и их обособленных подразделений (центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики, амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарных организаций. См.: Постановление Правительства РФ № 416 от 06.07.2006 г. (ред. от 13.11.2010) «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» // Собрание законодательства РФ. - 2006. № 29. - Ст. 3250.
2 См.: Приложения № 2 к Постановлению Правительства РФ № 854 от 6 ноября 1992 г. «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации» // САПП РФ. - 1992, № 19. - Ст.1589.
3 Поручение регламентировано Распоряжением Правительства РФ № 49-р от 27 января 2009 г. // Справочная система «КонсультантПлюс».