Научная статья на тему 'Правовые вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами'

Правовые вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
574
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами»

30 Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. М., 1981. Т.1. С. 263.

31 Михеева Л.Ю. Указ. соч.. С. 17.

32 Русинов РК. Теория государства и права. Екатеринбург, 1996. С. 257.

33 Цвайгерт К., Кётц Х.. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: В 2 т. М., 2000. Т.П. С. 39.

34 Там же. С. 48.

35 Алексеев С.С. Общая теория права. С. 246.

36 Гендерная экспертиза российского законодательства / Отв. ред. Л.Н. Заславская. М., 2001. С. 113.

В.В. Киреев, С.П. Олефиренко ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ

Правосубъектность каждого государства, в том числе и Российской Федерации, реализуется в рамках его функций. Насущные проблемы интеграции в мировую экономику, использования преимуществ международного разделения труда выдвигают в число важнейших функцию торгово-экономических, партнерских связей с мировым сообществом '.

Вполне естественно, что такие связи существуют в военно-технической области. Анализируя военно-техническое сотрудничество, можно утверждать, что продажа вооружения и военной техники всегда являлась важным фактором поступательного развития экономики России, в значительной степени определяющим её роль и место в современном мире.

Утрата в постсоветский период позиций на рынке оружия привела к остановке и сокращению производства во многих отраслях экономики страны. Обострение кризисных явлений в оборонной промышленности, отсутствие окончательно сформированной эффективной концепции военно-технического сотрудничества приводит к недобросовестной конкуренции между российскими производителями вооружения и военной техники, сокращению объёмов экспорта продукции военного назначения. Появляются предпосылки к утечке сведений, составляющих государственную тайну, усилению криминогенных явлений вследствие активизации деятельности российских и иностранных юридических и физических лиц по незаконному участию в военно-техническом сотрудничестве.

Несмотря на наличие такого широкого круга проблем, военно-техническое сотрудничество РФ с иностранными государствами не было предметом детального исследования в юридической литературе. Поэтому существует потребность в разработке правовых вопросов этой деятельности нашего государства с учетом положений нормативных правовых актов, относящихся к различным отраслям законодательства.

В связи с важностью этого направления деятельности как для экономики страны, так и для наращивания ее технического потенциала, осуществляется развернутая регламентация участия государства в процессе такого сотрудничества. Осново-

полагающими актами в указанной области является Федеральный закон от 19 июля 1998 г. «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» 2, а также Указ Президента РФ от 1 декабря 2000 г. «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» 3. Причем этим указом были утверждены Положение о Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, Положение о Комитете Российской Федерации по военнотехническому сотрудничеству с иностранными государствами, Положение о порядке осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, а также Положение о порядке предоставления организациям Российской Федерации права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного значения.

Немаловажное значение имеют также такие документы, как Указ Президента РФ от 4 ноября 2000 г. «О создании федерального государственного унитарного предприятия “Рособоронэкспорт”» 4, а также Устав этого унитарного предприятия, утвержденный Указом Президента РФ от 6 января 2001 г. 5 Наличие специально уполномоченных государственных органов, а также профильной коммерческой организации, осуществляющих военно-техническое сотрудничество, предполагает необходимость разграничения их компетенции. Военная продукция относится к федеральной собственности, т.е. правомочия владения, пользования и распоряжения такой продукцией принадлежат Российской Федерации как единому целому. В соответствии со ст.125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации права и обязанности могут приобретать и осуществлять органы государственной власти в рамках их компетенции.

Естественно, что, реализуя свои правомочия, государство, предоставляет соответствующим субъектам право на осуществление предпринимательской деятельности в специфической сфере, находящейся под полным контролем государства.

В литературе выражено мнение о том, что категорию субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность во внешнеэкономической сфере, т.е. хозяйствующих субъектов, можно подразделить на два вида. К первому виду относят хозяйствующих субъектов, осуществляющих экспорт своей продукции, работ, услуг или импортирующих что-либо для собственных нужд. Ко второму виду отнесены хозяйствующие субъекты, осуществляющие посредническую деятельность. При этом делается правомерный вывод, что государственные посредники, которые выполняют посреднические функции в сфере экспорта (импорта) продукции, информации, работ, услуг, военного назначения, обладают особым статусом 6. В действующем законодательстве положение указанных выше субъектов подвергается детальному правовому регулированию.

Сегодня право на осуществление внешнеторговой деятельности в военно-технической сфере предоставлено двум категориям юридических лиц. К первой из них относятся государственные посредники, т.е. специализированные федеральные государственные предприятия, образованные по решению Президента РФ. Вторую категорию таких лиц составляют организации-разработчики и производители продукции военного назначения, т.е. российские юридические лица (научно-исследовательские организации), осуществляющие разработку и модернизацию образцов вооружения и военной техники, имеющие для этого соответствующие научно-тех-

нические кадры и экспериментальную базу и получившие лицензии для осуществления соответствующих видов деятельности. В соответствии с п.1 Устава федерального государственного унитарного предприятия «Рособоронэкспорт» это предприятие является государственным посредником при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, основано на праве хозяйственного ведения и осуществляет свою деятельность на основе хозяйственного расчета и самофинансирования.

Так как к предмету деятельности предприятия «Рособоронэкспорт» отнесен самый широкий круг действий в отношении имущества и информации военного назначения, это унитарное предприятие наделено правами по заключению внешнеэкономических соглашений.

Иное правовое положение у Комитета РФ по военно-техническому сотрудничеству. Указанный комитет является федеральным органом исполнительной власти, подотчетным Президенту РФ и Правительству РФ по вопросам регулирования и контроля деятельности в области военно-технического сотрудничества, а также обеспечивающим исполнение положений международных договоров РФ в этой области. Это характеризует его как государственный орган, обладающий весьма широкой компетенцией.

Основными функциями Комитета являются: подготовка проектов нормативных правовых актов и международных договоров РФ, внесение в установленном порядке предложений о заключении и исполнении таких договоров; участие при необходимости в переговорах, проводимых субъектами военно-технического сотрудничества, с иностранными заказчиками; регистрация контрактов, касающихся внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, и осуществление контроля за исполнением этих контрактов; осуществление контроля за внешнеторговыми и внутренними ценами на продукцию военного назначения.

Иные задачи возложены на Комиссию по вопросам военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, которая является совещательным и консультативным органом, разрабатывающим для главы государства предложения, касающиеся основных направлений государственной политики в рассматриваемой области. Особенности правового положения комиссии также проявляются в ее основных функциях. К ним относятся: подготовка предложений Президенту РФ по разработке, совершенствованию и реализации основных направлений государственной политики в области военно-технического сотрудничества; проектов федеральных целевых программ, касающихся соответствующих вопросов, подготовка предложений по разработке проектов нормативных правовых актов в области военно-технического сотрудничества.

Таким образом, участие РФ в военно-техническом сотрудничестве обеспечивается как управомоченными субъектами предпринимательской деятельности, так и государственными органами, наделенными специальной компетенцией в сфере планирования и контроля за такой деятельностью. Нетрудно заметить, что одной из функций Комитета РФ по военно-техническому сотрудничеству является участие при необходимости в переговорах, проводимых субъектами этой деятельности, с иностранными заказчиками. Думается, что такого рода функция не вполне типична для государственного органа, так как проведение переговоров с иностранными заказчиками должно быть прерогативой самостоятельных хозяйствующих субъек-

тов. Возможно, что необходимость участия в переговорах с иностранным партнером специального государственного органа определяется особенностями сферы деятельности. Однако даже с учетом существующей специфики представляется необходимым определить основания для такого вмешательства.

Детальной правовой регламентации подвергается и сам процесс военно-технического сотрудничества.

Такое сотрудничество осуществляется посредством ввоза и вывоза продукции военного назначения, импорт и экспорт которой подлежат контролю, по лицензиям, выдаваемых Комитетом РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами в порядке, установленном Президентом РФ. При этом исключительно Президент РФ принимает решения: об экспорте, о сдаче в аренду (лизинге), временном вывозе и ввозе на переработку с территории РФ продукции военного назначения, не включенной в список продукции, разрешенной к передаче иностранным заказчикам, а также об оказании технического содействия в создании (дооборудовании) специальных объектов на территории иностранных государств. Правомерным представляется вывод о том, что указанные полномочия Президента РФ имеют специальный характер и реализуются в исключительных случаях.

Основные полномочия осуществляются Комитетом РФ по военно-техническому сотрудничеству. Именно по его решению производятся экспорт, сдача в аренду (лизинг), временный ввоз и вывоз на переработку с территории РФ продукции военного назначения в соответствии со списком продукции военного назначения, разрешённой к передаче иностранным заказчикам, и списком государств, в которые разрешена передача этой продукции, а также экспорт запасных частей, агрегатов, учебного и вспомогательного имущества к продукции военного назначения.

Продукция военного назначения при её перемещении через таможенную границу Российской Федерации подлежит таможенному оформлению и таможенному контролю в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством РФ.

Процесс военно-технического сотрудничества условно можно подразделить на четыре этапа.

На первом этапе проводится поиск иностранных партнеров. Такой поиск осуществляется путем рекламно-выставочной и маркетинговой деятельности, в том числе показов продукции военного назначения, разрешенной к поставкам на экспорт. Завершается этот этап переговорами с иностранными заказчиками. Причем в ходе переговоров информация о тактико-технических характеристиках продукции военного назначения или об основных параметрах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию или модернизации образцов продукции военного назначения предоставляется в объеме, согласованном с Министерством обороны РФ. В процессе переговоров объявляются экспортные цены на эту продукцию и подписываются протоколы о намерениях.

Второй этап охватывает подготовку, экспертизу и согласование проектов контрактов с иностранными заказчиками, а также договоров с российскими организа-циями-разработчиками и производителями продукции военного назначения и подписание этих документов. Естественно, что подписание контрактов и договоров осуществляется после принятия соответствующих решений Правительством РФ и Комитетом РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами.

Следует учитывать, что подписание контрактов и договоров может осуществляться и до принятия решений указанными выше органами. Однако это возможно только при условии включения в контракт (договор) положения о вступлении их в силу после принятия соответствующих решений. Кроме того, контракт будет заключен только в том случае, если он предусматривает обязательства иностранного заказчика использовать закупаемую им продукцию военного назначения только в заявленных целях и не допускать её реэкспорта или передачи третьим странам без согласия Российской Федерации.

На третьем этапе производится исполнение обязательств по контрактным документам. Он включает в себя реализацию обязательств перед иностранным заказчиком, лицензирование ввоза и вывоза продукции военного назначения, проведение взаимозачетов с иностранным заказчиком и российскими организациями, являющимися разработчиками и производителями продукции военного назначения.

Четвертый, заключительный этап охватывает анализ и обобщение результатов работы и предоставление субъектами военно-технического сотрудничества отчета по установленной форме в соответствующий комитет.

Нарушение порядка осуществления военно-технического сотрудничества, установленного законодателем, влечет за собой ответственность его субъектов в соответствии с законодательством Российской Федерации и является основанием для лишения права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения.

Таким образом, российские участники военно-технического сотрудничества осуществляют контакты с иностранной стороной только при посредничестве государственных структур, обладающих специальными полномочиями в области экспорта вооружений, военных технологий и военно-технической информации.

Осуществление военно-технического сотрудничества требует скоординированной работы министерств и иных федеральных органов исполнительной власти по осуществлению контроля за этой деятельностью.

Так, Министерство обороны РФ проверяет контрактные соглашения на отсутствие в них положений, в результате выполнения которых Российской Федерации может быть нанесен военно-политический ущерб либо допущен экспорт продукции военного назначения в ущерб формированию или исполнению государственного оборонного заказа.

Министерство торговли РФ контролирует соблюдение законодательства РФ по вопросам внешнеторговой деятельности.

Со стороны Министерства юстиции РФ контролируется наличие в контрактных соглашениях положений, касающихся вопросов защиты государственных интересов при передаче иностранным заказчикам результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного назначения.

Иные федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль над исполнением законодательства Российской Федерации в области экспортной деятельности, валютного, финансового, налогового, таможенного регулирования, соблюдением международных обязательств РФ по нераспространению оружия массового уничтожения и средств его доставки, обеспечением режима секретности и защиты сведений, содержащих государственную тайну.

Актуальным является и вопрос о консолидации нормативных правовых актов,

регулирующих вопросы военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. Сегодня различные аспекты этой деятельности регулируют десять законов и подзаконных актов. Причем эти правовые акты затрагивают такие значимые направления, как: лицензирование; экспортный контроль, в том числе контроль за экспортом товаров, которые могут быть применены для создания оружия массового уничтожения и ракетных средств его доставки; лизинг; требования, предъявляемые к соблюдению государственной тайны; особенности разработки, производства и поставок продукции военного назначения; обеспечение интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; проведение выставок и показов военной продукции. Думается, что было бы целесообразным объединение соответствующих положений в одном нормативном правовом акте, комплексно регулирующем военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами.

Примечания

1 См.: Теория государства и права. Учеб. для юрид. вузов и фак-тов / Под ред. В.М. Ко-рель-ского и В. Д. Перевалова. М., 1997. С. 203.

2 СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3610.

3 СЗ РФ. 2000. № 49. Ст. 4799.

4 СЗ РФ. 2000. № 45. Ст. 4442.

5 СЗ РФ. 2001. №2. Ст. 165.

6 См.: Ершова И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право: Учеб. пособие. М., 1999. С. 299 - 300.

В.М. Сынчин

ЛИЧНОСТНЫЙ ФАКТОР АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кризисная ситуация на предприятии возникает задолго до того, как предприятие подвергается той или иной процедуре банкротства1. Этим объясняются результаты деятельности арбитражных управляющих (см. табл.2). Поэтому к первостепенным проблемам управления предприятиями в кризисных ситуациях мы отнесем личностный фактор арбитражного управления.

Если в 1997 г. в российские суды было подано 5 687 исков о банкротстве, то в 1998 г. потенциальных банкротов в стране стало уже 12 700. И рост числа банкротов не прекращается. При этом, по данным Российской гильдии профессиональных антикризисных управляющих, с 1994 г. по 1998 г. в стране подготовлено 7 806 арбитражных управляющих, и только в 1999 г. количество обучающихся этой профессии выросло до 8 456 человек. Всего в стране на июнь 2000 г. имели право руководить процессом банкротства 11 020 лицензированных ФСФО специалистов. Из них 2 097 человек имеют лицензию второй категории, то есть могут быть внешними, временными и конкурсными управляющими при банкротстве социально значимых и градообразующих предприятий.

В Челябинской области около 100 действующих арбитражных управляющих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.