Правовое регулирование управления хозяйственным партнерством
Ключагин А. В.
Ключагин Александр Васильевич /Klyuchagin Aleksandr УазйгеугоЬ. — студент магистратуры, направление: юридическое сопровождение бизнеса, юридический факультет, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва,
г. Саранск
Аннотация: в данной научной статье рассматривается специфика формирования органов управления хозяйственным партнерством. В рамках исследования проанализированы определения этой новой организационно-правовой формы юридического лица, содержащиеся в законе и предложенные в литературе, отражающие особенности управления. Подробно рассмотрены виды органов управления не только в хозяйственных партнерствах, но и в смежных организационно -правовых формах - обществах с ограниченной ответственностью, акционерных обществах, производственных кооперативах. По итогам правового анализа исследуемой организационно-правовой формы юридического лица, оценены преимущества хозяйственного партнерства, связанные с возможностью заключать более гибкие соглашения об управлении. В то же время обращено внимание на недостаточную защищенность интересов кредиторов, в том числе связанную с закрытостью информации об органах управления.
Ключевые слова: хозяйственное партнерство, организационно-правовая форма юридического лица, управление хозяйственным партнерством.
Федеральный закон «О хозяйственных партнерствах»1 действует уже более трех лет, но в литературе справедливо отмечается, что эта организационно-правовая форма юридических лиц остается наименее изученной2. Сравнение партнерства с другими коммерческими организациями позволит лучше понять особенности системы органов данного юридического лица, специфику их формирования, так как для отечественной традиции его можно назвать новым образованием, отличным от уже существующих правовых конструкций. По этой причине вполне логичными выглядят попытки определить место этого юридического лица среди хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ.
Например, для хозяйственных партнерств и хозяйственных товариществ общим является требование законодателя к минимальному числу участников, но в отличие от хозяйственного товарищества, хозяйственное партнерство приобретает права не через действия участников, а через деятельность своих органов, что сближает их с хозяйственными обществами. Однако, как отмечается в литературе, такой подход к определению сути хозяйственного партнерства является лишь способом формализации новой информации, его включения в существующую систему, в то время как хозяйственное партнерство в традиционный алгоритм существования юридических лиц в целом и коммерческих организаций в частности входит далеко не однозначно3.
К основным признакам хозяйственного партнерства, определяющим его специфические черты, как правило, относят систему управления, «закрытость» организационной структуры и системы органов управления, ограничение ответственности участников [4]. Часть из них нашла отражение и в определении, данном ему законодателем. Согласно статье 2 закона о партнерствах, под ним понимается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.
Учредителями хозяйственного партнерства могут стать физические или юридические лица, но для отдельных категорий физических или юридических лиц могут быть установлены ограничения на участие. Решение об учреждении хозяйственного партнерства принимается на собрании его учредителей. В нем должны быть прописаны результаты голосования и управленческие решения
L О хозяйственных партнерствах: Федеральный закон от 03.12.2011 № 380-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Российская газета. N° 278. 09.12.2011 . Далее - закон о партнерствах.
2. Малая Т. Н., Акимова И. А. Особенности правового положения хозяйственного партнерства [Электронный ресурс] // Огарев-online. Раздел «Юридические науки». 2015. № 9. URL:http://journal.mrsu.ru/arts/osobennosti-pravovogo-polozheniya-khozyajjstvennogo-partnerstva.
3. Серова О. А. Проблемы адаптации хозяйственного партнерства к системе юридических лиц Российской Федерации // http://www.center-bereg.ru/bll83.html URL: http://www.roche-duffay.ru/articles/russian_partnerships.htm; Хозяйственное партнерство: корпоративный монстр или долгожданный способ решения проблем российского бизнеса? // URL: http://www.klerk.ru/law/articles/256672/.
по вопросам учреждения партнерства; представлены избранные органы управления. Учредители уже при создании партнерства обязаны определить его аудитора, аудиторскую компанию или индивидуального аудитора по ФЗ № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [4]. Утверждение аудитора партнерства и избрание органов управления осуществляются по единогласному решению всех учредителей партнерства.
Главным учредительным документом хозяйственного партнерства является Устав. Он подписывается всеми учредителями и должен включать в себя полное наименование партнерства, а также иные сведения, предусмотренные для большинства юридических лиц. В частности, там должна быть информация о целях и видах деятельности; о месте нахождения; о составе и размере уставного фонда, об условиях избрания исполнительного органа и принятия им решений. Кроме того, в уставе партнерства необходимо указать о наличии соглашения об управлении партнерством и о номере лицензии и местонахождении нотариуса, у которого хранится указанное соглашение о б управлении партнерством [4].
Изменения в устав вносятся только при единогласном решении участников. Они обязательно должны быть зарегистрированы в соответствии с ФЗ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 [4], так как приобретают силу только с момента их государственной регистрации [4].
Закон в качестве обязательного выделяет единоличный исполнительный орган партнерства. На него возложено выполнение всех традиционных функций, таких как выступление без доверенности от имени партнерства и заключение сделок, выдача доверенности и издание приказов, в том числе о назначении на должность работников партнерства, об их переводе и увольнении, о премировании и наложении взыскания и т.п. Одновременно в соответствии с главой 4 Закона о хозяйственных партнерствах система, структура и полномочия органов управления партнерства, порядок осуществления ими деятельности дополнительно могут определяться соглашением об управлении партнерством.
В этой связи многие исследователи полагают, что основная роль в управлении партнерством ложится на лиц, заключающих соглашение об управлении партнерством. Именно оно предназначено для регулирования вопросов управления деятельностью партнерства. В нем должны быть определены права и обязанности участников партнерства и лиц, не являющихся участниками партнерства, сроки осуществления ими управленческих прав и исполнения обязанностей, условия реорганизации и ликвидации партнерства.
По справедливому замечанию О. А. Серовой, закрепленная система управления хозяйственным партнерством, по сути, совмещает в себе черты традиционного юридического лица, с выделением органов управления, выполняющих функции волеобразования и волеизъявления, но в то же время в управлении хозяйственным партнерством можно увидеть черты хозяйственного товарищества, в части использования конструкции «ведения дел».
В отличие от большинства юридических лиц порядок утверждения и внесения изменений в устав и соглашение об управлении партнерством дифференцирован. Сведения, включаемые в устав, традиционно становятся общедоступными в связи с включением информации в Единый государственный реестр юридических лиц. Что же касается соглашения об управлении партнерством, то оно удостоверяется и хранится у нотариуса, поэтому информация о полномочиях органов партнерства является более закрытой. Подобный подход, с одной стороны, защищает интересы участников партнерства, но в то же время «закрывает» партнерство для третьих лиц, в том числе и потенциальных контрагентов [4].
Среди преимуществ хозяйственного партнерства, делающих эту форму более привлекательной для инвесторов, выделяют, прежде всего право на закрепление уникальной, индивидуальной системы управления в партнерстве, позволяющей раскрывать лишь определенный объем информации, использующейся в недобросовестной конкурентной борьбе, а также возможность поэтапного формирования складочного капитала. Но при этом отмечается, что эти же положительные свойства одновременно являются и негативными моментами, которые делают организационно-правовую форму хозяйственного партнерства еще более опасной, чем хозяйственные общества. Наибольшее опасение у большинства исследователей вызывает неопределенность круга лиц, имеющих легальную возможность определять действия партнерства, «уход» от традиционной модели баланса прав и обязанностей участника коммерческой корпорации от размера доли в капитале [4], недостаточная защищенность контрагентов.
В самом начале обсуждения проекта закона о хозяйственных партнерствах указывалось, что данная организационно-правовая форма будет использоваться для юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в сфере инноваций и венчурного предпринимательства, но в законе такие ограничения области использования хозяйственного партнерства прямо не закреплены. Видимо по этой причине в
128
значительной части исследований говорится, что все преимущества и положительные характеристики хозяйственного партнерства могут быть реализованы лишь в отдельных случаях, среди которых выделяют создание партнерств с иностранным участием, а также с лицами, имеющими серьезный опыт добросовестного участия в инвестиционных проектах и т.п.
По образному замечанию О. А. Серовой, хозяйственное партнерство не является «продуктом» массового использования. Эта правовая конструкция предназначена «для избранных», точнее, для участников гражданского оборота, осознанно реализующих свои права, по причине того, что пока в обществе отсутствует готовность к реализации договорной свободы [4]. Общество и предпринимательская среда должны быть подготовлены к подобному закреплению системы органов, предполагающему высокую степень ответственности не только учредителей, но и иных лиц, имеющих право выступать от имени хозяйственного партнерства.
Литература
1. Акашкина Т. Г., Малая Т. Н. К вопросу о значении и цели государственной регистрации юридических лиц // Актуальные вопросы современной науки, 2015. № 3 (7), С. 47 - 50.
2. Гаврилова О. А. Экономико-правовые аспекты деятельности хозяйственного партнерства как новой организационно-правовой формы юридического лица // Вестник Астраханского государственного технического университета, 2015. № 1. С. 39.
3. Горшкова Л. Л. Хозяйственные партнерства // Аудиторские ведомости, 2013. № 3. С. 92
4. Малая Т. Н., Акимова И. А. Особенности правового положения хозяйственного партнерства // Огарев-опНпе. Раздел «Юридические науки», 2015. № 9.
5. Пелипенко Ю. А. Правовой статус хозяйственных партнерств // Современная наука: теоретический и практический взгляд. Уфа, 2015. С. 117.
6. Серова О. А. Проблемы адаптации хозяйственного партнерства к системе юридических лиц Российской Федерации // «Предпринимательское право». Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом», 2013. № 3.