Ключагин А. В.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫМ ПАРТНЕРСТВОМ
13.6. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫМ ПАРТНЕРСТВОМ
Ключагин Александр Васильевич, студент Место учебы: МГУ им. Н.П. Огарева, г. Саранск
Аннотация: В данной научной статье рассматривается специфика формирования органов управления хозяйственным партнерством. В рамках исследования проанализированы определения этой новой организационно-правовой формы юридического лица, содержащиеся в законе и предложенные в литературе, отражающие особенности управления. Подробно рассмотрены виды органов управления не только в хозяйственных партнерствах, но и в смежных организационно-правовых формах - обществах с ограниченной ответственностью, акционерных обществах, производственных кооперативах. По итогам правового анализа исследуемой организационно-правовой формы юридического лица, оценены преимущества хозяйственного партнерства, связанные с возможностью заключать более гибкие соглашения об управлении. В то же время обращено внимание на недостаточную защищенность интересов кредиторов, в том числе, связанную с закрытостью информации об органах управления. Ключевые слова: хозяйственное партнерство, организационно-правовая форма юридического лица, управление хозяйственным партнерством.
LEGAL REGULATION OF MANAGEMENT OF ECONOMIC PARTNERSHIP
Klyuchagin Alexander V., student of law department Study place: Ogarev Mordovia State University
Annotation: In this scientific article specifics of formation of governing bodies of economic partnership are considered. Within research the definitions of this new organizational and legal form of the legal entity containing in the law and offered in literature, reflecting features of management are analysed. Types of governing bodies not only in economic partnership, but also in adjacent organizational and legal forms - limited liability companies, joint-stock companies, production cooperatives are in detail considered. Following the results of the legal analysis of the studied organizational and legal form of the legal entity, the advantages of economic partnership connected with opportunity to conclude more flexible agreements on management are estimated. At the same time the attention to insufficient security of interests of creditors, including, connected with closeness of information on governing bodies is paid.
Keywords: economic partnership, organizational and legal form of the legal entity, management of economic partnership.
Федеральный закон «О хозяйственных партнерствах» действует уже более трех лет, но в литературе справедливо отмечается, что эта организационно-правовая форма юридических лиц остается наименее изученной [1, Акашкина Т. Г., Малая Т. Н. 2015: с.47-50]. Сравнение партнерства с другими коммерческими организациями позволит лучше понять особенности системы органов данного юридического лица, специфику их формирования, так как для отечественной традиции его можно назвать новым образованием, отличным от уже существующих правовых конструкций. По этой причине вполне логичными выглядят попытки определить место этого юридического лица среди хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ.
Например, для хозяйственных партнерств и хозяйственных товариществ общим является требование законодателя к минимальному числу участников, но в отличие от хозяйственного товарищества, хозяйственное партнерство приобретает права не через действия участников, а через деятельность своих органов, что сближает их с хозяйственными обществами. Однако, как отмечается в литературе, такой подход к определению сути хозяйственного партнерства является лишь способом формализации новой информации, его включения в существующую систему, в то время как хозяйственное партнерство в традиционный алгоритм существования юридических лиц в целом, и коммерческих организаций, в частности, входит далеко не однозначно [6, Серова О. А. 2013. № 3].
К основным признакам хозяйственного партнерства, определяющим его специфические черты, как правило, относят систему управления, «закрытость» организационной структуры и системы органов управления, ограничение ответственности участников [5, Пелипенко Ю.А. 2015: с.117]. Часть из них нашла отражение и в определении, данном ему законодателем. Согласно статье 2 закона о партнерствах, под ним понимается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.
Учредителями хозяйственного партнерства могут стать физические или юридические лица, но для отдельных категорий физических или юридических лиц могут быть установлены ограничения на участие. Решение об учреждении хозяйственного партнерства принимается на собрании его учредителей. В нем должны быть прописаны результаты голосования и управленческие решения по вопросам учреждения партнерства; представлены избранные органы управ-
Бизнес в законе.
Экономико-юридический журнал
2'2016
ления. Учредители уже при создании партнерства обязаны определить его аудитора, аудиторскую компанию или индивидуального аудитора по ФЗ № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Утверждение аудитора партнерства и избрание органов управления осуществляются по единогласному решению всех учредителей партнерства.
Главным учредительным документом хозяйственного партнерства является Устав. Он подписывается всеми учредителями и должен включать в себя полное наименование партнерства, а также иные сведения, предусмотренные для большинства юридических лиц. В частности, там должна быть информация о целях и видах деятельности; о месте нахождения; о составе и размере уставного фонда, об условиях избрания исполнительного органа и принятия им решений. Кроме того, в уставе партнерства необходимо указать о наличии соглашения об управлении партнерством и о номере лицензии и местонахождении нотариуса, у которого указанное соглашение хранится об управлении партнерством [3, Горшкова Л. Л. 2013: с.92].
Изменения в устав вносятся только при единогласном решении участников. Они обязательно должны быть зарегистрированы в соответствии с ФЗ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от
08.08.2001, так как приобретают силу только с момента их государственной регистрации [1, Акашкина Т. Г., Малая Т. Н. 2015: с. 47-50.]
Закон в качестве обязательного выделяет единоличный исполнительный орган партнерства. На него возложено выполнение всех традиционных функций, таких как выступление без доверенности от имени партнерства и заключение сделок, выдача доверенности и издание приказов, в том числе о назначении на должность работников партнерства, об их переводе и увольнении, о премировании и наложении взыскания и т.п.. Одновременно в соответствии с главой 4 Закона о хозяйственных партнерствах система, структура и полномочия органов управления партнерства, порядок осуществления ими деятельности дополнительно могут определяться соглашением об управлении партнерством.
В этой связи многие исследователи полагают, что основная роль в управлении партнерством ложится на лиц, заключающих соглашение об управлении партнерством. Именно оно предназначено для регулирования вопросов управления деятельностью партнерства. В нем должны быть определены права и обязанности участников партнерства и лиц, не являющихся участниками партнерства, сроки осуществления ими управленческих прав и исполнения обязанностей, условия реорганизации и ликвидации партнерства.
По справедливому замечанию О.А. Серовой, закрепленная система управления хозяйственным
партнерством, по сути, совмещает в себе черты традиционного юридического лица, с выделением органов управления, выполняющих функции волеобразо-вания и волеизъявления, но в то же время в управлении хозяйственным партнерством можно увидеть черты хозяйственного товарищества, в части использования конструкции «ведения дел» [6, Серова О. А. 2013. № 3].
В отличие от большинства юридических лиц порядок утверждения и внесения изменений в устав и соглашение об управлении партнерством дифференцирован. Сведения, включаемые в устав, традиционно становятся общедоступными в связи с включением информации в Единый государственный реестр юридических лиц. Что же касается соглашения об управлении партнерством, то оно удостоверяется и хранится у нотариуса, поэтому информация о полномочиях органов партнерства является более закрытой. Подобный подход, с одной стороны, защищает интересы участников партнерства, но в то же время «закрывает» партнерство для третьих лиц, в том числе и потенциальных контрагентов [2, Гаврилова О.А. 2015: с.39].
Среди преимуществ хозяйственного партнерства, делающих эту форму более привлекательной для инвесторов, выделяют, прежде всего право на закрепление уникальной, индивидуальной системы управления в партнерстве, позволяющей раскрывать лишь определенный объем информации, использующейся в недобросовестной конкурентной борьбе, а также возможность поэтапного формирования складочного капитала. Но при этом отмечается, что эти же положительные свойства одновременно являются и негативными моментами, которые делают организационно-правовую форму хозяйственного партнерства еще более опасной, чем хозяйственные общества. Наибольшее опасение у большинства исследователей вызывает неопределенность круга лиц, имеющих легальную возможность определять действия партнерства, «уход» от традиционной модели баланса прав и обязанностей участника коммерческой корпорации от размера доли в капитале [4, Малая Т.Н., Акимова И. А. 2015. №9], недостаточная защищенность контрагентов.
В самом начале обсуждения проекта закона о хозяйственных партнерствах указывалось, что данная организационно-правовая форма будет использоваться для юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в сфере инноваций и венчурного предпринимательства, но в законе такие ограничения области использования хозяйственного партнерства прямо не закреплены. Видимо по этой причине, в значительной части исследований говорится, что все преимущества и положительные характеристики хозяйственного партнерства могут быть реализованы лишь в отдельных случаях, среди которых выделяют создание партнерств с иностранным участием, а так-
Ключагин А. В.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫМ ПАРТНЕРСТВОМ
же с лицами, имеющими серьезный опыт добросовестного участия в инвестиционных проектах и т.п.
По образному замечанию О. А. Серовой, хозяйственное партнерство не является «продуктом» массового использования. Эта правовая конструкция предназначена «для избранных», точнее, для участников гражданского оборота, осознанно реализующих свои права, по причине того, что пока в обществе отсутствует готовность к реализации договорной свободы [6, Серова О. А. 2013. № 3].Общество и предпринимательская среда должны быть подготовлены к подобному закреплению системы органов, предполагающему высокую степень ответственности не только учредителей, но и иных лиц, имеющих право выступать от имени хозяйственного партнерства.
Список литературы:
1 Акашкина Т. Г., Малая Т. Н. К вопросу о значении и цели государственной регистрации юридических лиц. //Актуальные вопросы современной науки. 2015. № 3 (7). С. 47-50.
2 Гаврилова О.А. Экономико-правовые аспекты деятельности хозяйственного партнерства как новой организационно-правовой формы юридического лица. // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2015. №1. С.39
3 Горшкова Л. Л. Хозяйственные партнерства. // Аудиторские ведомости. 2013. №3. С.92
4 Малая Т.Н., Акимова И. А. Особенности правового положения хозяйственного партнерства // Огарев-online. Раздел «Юридические науки». 2015. №9.
5 Пелипенко Ю.А. Правовой статус хозяйственных парт-нерств. // Современная наука: теоретический и практический взгляд. Уфа, 2015. С.117;
6. Малая Т.Н., Акимова И. А. Указ. соч.; Хозяйственное партнерство: корпоративный монстр или долгожданный способ решения проблем российского бизнеса? // URL: http://www.klerk.ru/law/articles/256672/ и др. 7 Серова О. А. Проблемы адаптации хозяйственного партнерства к системе юридических лиц Российской Федерации.// «Предпринимательское право». Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». 2013. № 3.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Правовое регулирование управления хозяйственным партнерством», подготовленную студентом 2 курса магистратуры юридического факультета МГУ им. Н.П. Огарева Ключагиным Александром Васильевичем Рецензируемая статья посвящена особенностям закрепления системы органов хозяйственного партнерства и определению специфики формирования органов управления этой организационно-правовой формы юридического лица. Актуальность темы обусловлена тем, что в большинстве исследований основной акцент сделан на определение места хозяйственных партнерств среди иных коммерческих корпоративных организаций, а вопросам правового регулирования управления хозяйственным партнерством внимания почти не уделяется, в то время как «закрытость» данного вида юридических лиц во
многом связана с особенностями правового закрепления объема полномочий его органов.
Ключагин А. В., изучив значительный объем доктриналь-ных источников, проанализировав нормы действующего законодательства, справедливо отмечает, что на единоличный исполнительный орган партнерства помимо традиционных функций, указанных в законе, соглашением об управлении могут быть возложены дополнительные.
Автор умело ведет полемику, не нарушая авторских прав иных исследователей, надлежащим образом оформляя заимствования. Представленная статья является результатом самостоятельной творческой деятельности (проверка по системе Антиплагиат показала уровень самостоятельности 82 %).
Статья «Правовое регулирование управления хозяйственным партнерством», может быть рекомендована для опубликования в научном журнале.
Рецензент:
Доцент кафедры гражданского права и процесса МГУ им. Н.П. Огарева, канд. юрид. наук, доцент, почетный работник высшего профессионального образования
Малая Татьяна Николаевна