Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ И ЦИФРОВОЙ ВАЛЮТЫ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ И ЦИФРОВОЙ ВАЛЮТЫ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1961
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ / ЦИФРОВАЯ ВАЛЮТА / КОНЦЕПЦИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОТА ЦИФРОВЫХ ВАЛЮТ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА / ЦИФРОВОЙ КОДЕКС РФ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дощатов Антон Александрович

В данной научной статье исследуются основные подходы к регулированию цифровых валют и цифровых финансовых активов (ЦФА). Представлен анализ актуального нормативно-правового материала, существующие подходы к регулированию новых цифровых инструментов и перспективы их развития в РФ. Акцент сделан на необходимости комплексного правового регулирования не только отдельных правоотношениий, возникающих в рамках использования цифровых валют и ЦФА, но и смежных с ними институтов. Помимо этого, отмечены основные признаки и специфические черты ЦФА и цифровых валют, принципиально отличающие их от иных цифровых инструментов. Автор отмечает особую важность вопросов развития и расширения сферы ЦФА, а также потребность создания новой инфраструктуры, в рамках которой они будут функционировать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF DIGITAL FINANCIAL ASSETS AND DIGITAL CURRENCY IN THE RUSSIAN FEDERATION

This research article examines the main approaches to regulating digital currencies and digital financial assets (DFA). It presents an analysis of the current regulatory and legal material, the existing approaches to the regulation of new digital instruments and the prospects for their development in the Russian Federation. The author emphasized the need for comprehensive legal regulation not only of individual legal relations arising from the use of digital currencies and DFA, but related institutions as well. In addition, the principal features and specific features of DFA and digital currencies, fundamentally distinguishing them from other digital tools. The author notes the particular importance of the development and expansion of the DFA sphere, as well as the need to create a new infrastructure within which they will function.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ И ЦИФРОВОЙ ВАЛЮТЫ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

УДК 347.73(045) © Дощатов А. А., 2022

Правовое регулирование цифровых финансовых активов и цифровой валюты на территории Российской Федерации

Антон Александрович Дощатов, студент Института государственного ^^ШЩШШл и международного права, Уральский государственный юридический университет имени В. Ф. Яковлева, Екатеринбург, Россия Anton A. Doshchatov, student, Institute of State and International Law, Ural State Law University after named V F. Yakovlev, Vice-Chairman of the Youth Government ^Нщ^Зу^Н of the Sverdlovsk region, Yekaterinburg, Russia I ^ЩРг^И a.doshchatov@molprav66.ru

АННОТАЦИЯ

В данной научной статье исследуются основные подходы к регулированию цифровых валют и цифровых финансовых активов (ЦФА). Представлен анализ актуального нормативно-правового материала, существующие подходы к регулированию новых цифровых инструментов и перспективы их развития в РФ. Акцент сделан на необходимости комплексного правового регулирования не только отдельных правоотношениий, возникающих в рамках использования цифровых валют и ЦФА, но и смежных с ними институтов. Помимо этого, отмечены основные признаки и специфические черты ЦФА и цифровых валют, принципиально отличающие их от иных цифровых инструментов. Автор отмечает особую важность вопросов развития и расширения сферы ЦФА, а также потребность создания новой инфраструктуры, в рамках которой они будут функционировать.

Ключевые слова: цифровые финансовые активы; цифровая валюта; Концепция регулирования механизма организации оборота цифровых валют; Стратегия развития финансового рынка на период до 2030 года; Цифровой кодекс РФ

Для цитирования: Дощатов А. А. Правовое регулирование цифровых финансовых активов и цифровой валюты на территории Российской Федерации. Научные записки молодых исследователей. 2022;10(4):53-64.

Научный руководитель: Селькова А А., кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского процесса, Уральский государственный юридический университет имени В. Ф. Яковлева, Екатеринбург, Россия /Scientific supervisor: Selkova AAA., Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Civil Procedure, Ural State Law University named after V.F. Yakovleva, Yekaterinburg, Russia.

ORIGINAL PAPER

Legal Regulation of Digital Financial Assets and Digital Currency in the Russian Federation

ABSTRACT

This research article examines the main approaches to regulating digital currencies and digital financial assets (DFA). It presents an analysis of the current regulatory and legal material, the existing approaches to the regulation of new digital instruments and the prospects for their development in the Russian Federation. The author emphasized the need for comprehensive legal regulation not only of individual legal relations arising from the use of digital currencies and DFA, but related institutions as well. In addition, the principal features and specific features of DFA and digital currencies, fundamentally distinguishing them from other digital tools. The author notes the particular importance of the development and expansion of the DFA sphere, as well as the need to create a new infrastructure within which they will function. Keywords: digital financial assets; digital currency; concept of regulation of the mechanism of organization of digital currency turnover; Strategy for development of the financial market for the period up to 2030; Digital Code of the Russian Federation

For citation: Doshchatov A. A. Legal regulation of digital financial assets and digital currency in the Russian Federation. Nauchnye zapiski molodykh issledovatelei = Scientific notes of young researchers. 2022;10(4):53-64.

Введение

В последние годы человечество сформировало основы идеологии развития мира на ближайшие десятилетия. Представляется, что главной концепцией будущего в XXI веке является гармоничное устойчивое развитие. Это положение нашло свое отражение в концептуальных документах Организации Объединенных Наций (далее - ООН) - стратегические документы снабжены количественными и качественными индикаторами, наборами мероприятий, позволяющими правительствам государств планировать свои действия, направленные на выполнение выработанных решений в области устойчивого развития. Цели и задачи в области устойчивого развития носят комплексный характер, являются глобальными по своему масштабу и универсально применимыми [1, с. 62].

В сентябре 2015 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Повестка дня в области устойчивого развития, в которой были определены основные направления глобального развития на период до 2030 г., включающие 169 задач, объединенных в рамках 17 Целей устойчивого развития (далее -ЦУР), охватывающих широкий спектр глобальных проблем: от создания стимулов для поступательного

экономического роста до внедрения эффективных моделей использования природных ресурсов. Одной из задачей реализации ЦУР 9 (Инфраструктура, инновации) является развитие качественной, надежной, устойчивой и стойкой инфраструктуры, включая региональную и трансграничную, в целях поддержки устойчивого экономического роста и благополучия людей1. К основным направлениям устойчивого развития Российский Федерации относятся следующие направления: энергетика, строительство, промышленность, устойчивая инфраструктура и т.д. (распоряжение Правительства РФ от 14.07.2021 № 1912-р)2.

Несмотря на положительный эффект влияния цифровых технологий на достижение ЦУР, в условиях развития цифрового общества, а также повсе-

1 Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 70 /1 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». URL: https://undocs.org/ru/A/RES/70/1 (дата обращения: 30.11.2021).

2 Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации. Распоряжение Правительства РФ от 14.07.2021 № 1912-р. Собрание законодательства РФ. 2021. № 30. 26 июля. Ст. 5814.

местной интеграции и межкультурной коммуникации (специалисты Международного экспертного совета Давосского международного экономического форума выделили порядка 20 событий, способных оказать существенное влияние на развитие цифрового общества, таких как: развитие интернета вещей, облачных технологий, роботизация и т.д.), остро встает вопрос о правовых вызовах, порожденных цифровизацией, которая, с одной стороны, выступает объединяющим началом, а с другой,-создает все новые формы неравенства. Понимая неотвратимость изменений, а также в целях реализации планов по устойчивому развитию, большинством стран, в настоящее время на всех уровнях управления предпринимаются различные меры по внедрению и одновременному контролю цифровых технологий.

Методологическую основу научного исследования составили диалектический подход (при изучении объекта и предмета исследования) с использованием общих и специальных методов научного познания, в частности историко-пра-вового (при рассмотрении норм отечественного законодательства в историческом срезе), сравнительно-правового (при исследовании отражения цифровых финансовых активов и цифровой валюты в российском законодательстве), формально-логического (при построении логических умозаключений и обосновании авторской позиции), статистического (при исследовании и обобщении материалов судебной практики), индукции и дедукции, анализа и синтеза (при аргументации выводов различных исследований). Выбор перечисленных методов был обусловлен целью и задачами исследования.

В июле 2017 г. Банк России анонсировал планы по созданию виртуальной национальной валюты - крипторубля. Однако у этой идеи нашлись критики - в декабре 2017 г. Министерство финансов РФ объявило о нецелесообразности введения национальной цифровой валюты. В первую очередь это было связано с тем, что криптовалюта имеет неограниченное число эмиссионных центров и что государственные регуляторы не смогут обеспечить абсолютную надежность транзакций с данным активом. Для создания национальной криптовалюты пришлось бы отказаться от прописанного в Конституции РФ статуса Центрального банка РФ, как исключительного денежного эмитента на территории нашей страны (ст. 75 Конституции РФ) [2].

В ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ в марте 2018 г., Президентом был отмечен ряд задач по развитию и созданию новой структуры российской экономики - «цифровой экономики». Как в этой связи отметил В. В. Путин: «В ближайшие время нам нужно создать передовую законодательную базу, снять все барьеры с разработки и широкого применения робототехники, искусственного интеллекта, беспилотного транспорта, электронной торговли, технологий обработки больших данных - такая нормативная база должна постоянно обновляться, строиться на гибком подходе к каждой сфере и технологии».

Президент Российской Федерации В. В. Путин во время заседания Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам в июле 2020 г. заявил о том, что «власти Российской Федерации должны активнее принимать меры по созданию цифровой экономики и развитию IT-отраслей, чтобы расширить горизонты развития и создать новую структуру нашей экономики. В целях создания условий развития рынка цифровых финансовых активов (ЦФА), обеспечения международной конкурентоспособности государства в сфере блокчейна и оборота цифровых валют Президент призвал Правительство Российской Федерации к решительным и активным действиям3. Цель введения криптовалют - обеспечение удобного платежного средства, потенциально привлекательного с инвестиционной точки зрения, создание возможности анонимизации платежей и обхода регуляторных ограничений за счет устранения посредников (банков и платежных систем) и передачи функции верификации проводимых транзакций в систему распределенных реестров. В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации предполагается активное внедрение цифровых технологий во все области жизни: в экономику, предпринимательство, социальную сферу, а также в государственное управление4.

3 Заседание Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам. Официальные сетевые ресурсы Президента РФ. 2020 год. Дата обновления: 13.07.2020. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ transcripts/deliberations/63635

4 О Стратегии развития информационного общества в Рос-

сийской Федерации на 2017-2030 годы. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203. Собрание законодательства РФ.

2017. № 20. 15 мая. Ст. 2901.

Основная часть научного исследования

Закрепление цифровых финансовых активов и цифровой валюты в российском законодательстве

В июле 2020 г. во исполнении федеральной программы «Нормативное регулирование цифровой среды» национальной программы «Цифровая экономика» был принят Федеральный закон, регулирующий экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций на территории Российской Федерации5. Данный нормативный правовой акт раскрывает понятие экспериментального правового режима - применение в течение определенного периода времени специального регулирования по направлениям разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций. Экспериментальные правовые режимы могут устанавливаться по следующим направлениям разработки и апробации цифровых инноваций:

• медицинская деятельность, в том числе телемедицинские технологии и технологии сбора и обработки сведений о состоянии здоровья и диагнозах граждан, фармацевтическая деятельность (приказ Министерства здравоохранения РФ от 30.11.2017 № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий)6;

• проектирование, производство и эксплуатация транспортных средств, в том числе высокоавтоматизированных транспортных средств и беспилотных воздушных судов, аттестация их операторов, предоставление транспортных и логистических услуг и организация транспортного обслуживания (Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 № 309 «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств»)7;

5 Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций на территории Российской Федерации. Федеральный закон от 31.07.2020 № 258-ФЗ. Российская газета. 2020 г. № 173. 06 августа.

6 Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30.11.2017 № 965н. Официальный-портал правовой информации. 2018 г. 10 января.

7 Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы

• электронное обучение и дистанционные образовательные технологии; финансовый рынок (Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте»)8;

• продажа товаров, работ, услуг дистанционным способом; архитектурно-строительное проектирование, строительство, капитальный ремонт, реконструкция, снос объектов капитального строительства, эксплуатация зданий, сооружений (Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2021 № 3883-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства РФ до 2030 года»)9;

• предоставление государственных и муниципальных услуг и осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ»)10;

• промышленность.

Весной 2020 г. в Министерство экономического развития РФ был направлен ряд законопроектов, касающихся оборота и выпуска цифровой валюты и предусматривающих административную и уголовную ответственность за нарушения при их использовании. Сначала документы раскритиковали в экспертном сообществе, затем негативную позицию по ним высказали сразу в нескольких федеральных министерствах: Министерстве юстиции РФ, Министерстве финансов РФ и Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ11.

экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств. Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 № 309. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 21.03.2022).

8 О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ. Российская газета. 2020 г. № 173. 6 августа.

9 Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства РФ до 2030 года. Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2021 № 3883-р. Собрание законодательства РФ. 2022. № 1 (часть IV). 03 января. Ст. 364.

10 О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ. Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ. Российская газета. 2020 г. № 171. 05 августа.

11 Законопроект № 419059-7. Автоматизированная система

обеспечения законодательной деятельности Государствен-

В результате в июле 2020 г. в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации был принят Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о ЦФА), в котором отражено новое для российской финансовой и экономической системы понятие «цифровые финансовые активы». Понятие ЦФА закреплено в п. 2 ст. 1 данного Закона и представляется очень спорным как с точки зрения юридической техники, так и по смысловому содержанию. Законодатель увлекается техницизмами, не уделяя должного внимания существу отношений, облекает в правовую форму неюридические по сути категории, искусственно «включает» их в сферу нормативной регламентации, превращая закон в некий технологический регламент, отражающий «дань моде» и свидетельствующий о распространенном заблуждении: «все проблемы решаются законом».

Особенности регулирования цифровых прав

Легальное определение цифровых финансовых активов формулируется путем перечисления относящихся к ним объектов. Здесь наблюдается ряд неточностей - нарушение нескольких правил формальной логики: описание неизвестного через неизвестное; описание неизвестного через самое себя. Понятие цифровых прав также является новеллой отечественного гражданского законодательства. Оно не так давно [3, с. 76] (Федеральный закон РФ от 18.03.2019 № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации») появилось в Гражданском кодексе РФ (п. 1 ст. 141.1)12. «Цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение

ной Думы Федерального Собрания РФ. 2018. Дата обновления: 20.03.2018. URL: https://sozd.duma.gov.ru/biH/419059-7 12 О внесении изменений в части первую и вторую и статью 1124 части третей ГК РФ. Федеральный закон от 18.03.2019 № 34-ФЗ. Российская газета. 2019. № 60. 20 марта.

цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу».

Попытка раскрыть понятие цифровых финансовых активов, например, включив в него дефиницию цифровых прав, превращается в одну из двух крайностей. Упрощение (расшифровка) смысла: цифровые права (и вместе с ними ЦФА) - это традиционные обязательственные права, существующие (зафиксированные соответствующими техническими средствами) в электронной (цифровой) среде. Усложнение - объединение под одним термином нескольких новых категорий, которые сами по себе требуют разъяснения и понятны исключительно узким специалистам в данной сфере. Законодатель пошел по сложному пути. Кроме этого, Закон о ЦФА вводит абсолютно новое понятие «цифровой валюты» (п. 3 ст. 1). Под цифровой валютой понимается совокупность электронных данных, содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и международной денежной или расчетной единицей, и в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением определенных в названном законе случаев.

Концепция регулирования механизма организации оборота цифровых валют

Министерство финансов РФ подготовило и внесло в феврале 2022 г. в Правительство РФ законопроект о регулировании криптовалют13. Проект федерального закона разработан по поручению Правительства РФ на основе утвержденной Концепции регулирования механизма организации оборота цифровых валют с целью интеграции механизма оборота цифровых валют в российскую финансовую систему и обеспечение контроля за денежными потоками14.

13 Минфин России направил в Правительство России проект федерального закона «О цифровой валюте». Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: https://minfin.gov. ru/ru/press-center/?id_4=37774-minfin_ rossii_napravil._v_pravitel.stvo_rossii_proekt_federal.nogo_ zakona_o_tsifrovoi_val.yute (дата обращения: 21.02.2022).

14 Правительство утвердило Концепцию законодательного регулирования оборота цифровых валют. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. URL: http:// government.ru/news/44519/ (дата обращения: 21.02.2022).

Использование цифровых валют в качестве средства платежа на территории Российской Федерации будет по-прежнему запрещено. В рамках предлагаемого регулирования цифровые валюты рассматриваются исключительно в качестве инструмента для инвестиций. Законопроектом определены требования к биржам и обменникам (операторам), которые могут осуществлять деятельность, связанную с организацией оборота цифровых валют. Для этого будет создан специальный реестр операторов. Гражданин Российской Федерации для покупки криптовалюты должен успешно пройти специальный тест и тогда сможет вкладывать 600 тыс. руб., а без специального теста 50 тыс. руб. Требования касаются корпоративного управления, составления отчетности, хранения информации, внутреннего контроля и аудита, системы управления рисками и размера собственных средств. Деятельность таких компаний будет лицензироваться и контролироваться уполномоченным органом, определенным Правительством РФ.

Также в законопроекте предусмотрен механизм информирования Федеральной налоговой службы РФ сведениями, необходимыми для осуществления ей контрольных и надзорных функций. Предлагаемые изменения направлены на формирование легального рынка цифровых валют с установлением правил их оборота и круга участников. Министерство финансов РФ также получило предложения Центрального банка РФ (с проектом законодательных изменений) о введении запрета на организацию выпуска и обращения цифровых валют, а также введении ответственности за соответствующие правонарушения. Перечень цифровых прав, которые можно считать цифровыми финансовыми активами, был закреплен в Федеральном законе от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В сущности, данные права отнесены к инвестиционным цифровым правам, при этом они не признаются платежными [4, с. 34].

В апреле 2022 г. в Государственную Думу Федерального Собрания РФ VIII созыва был внесен проект Федерального закона «О майнинге»15. Под майнингом понимается деятельность с использо-

15 Законопроект № 116366-8. Автоматизированная система

обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы Федерального Собрания РФ. 2022. Дата обновления: 03.05.2022. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/116366-8#bh

ванием объектов российской информационной инфраструктуры: доменных имен и сетевых адресов, находящихся в российской национальной доменной зоне, и (или) информационных систем, технические средства которых размещены на территории Российской Федерации, и(или) комплексов программно- аппаратных средств, размещенных на территории Российской Федерации) и пользовательского оборудования, размещенного на территории Российской Федерации, результатом которой становится создание цифровой валюты, в частности, поддержание распределенного реестра и генерация цифровых валют и их блоков, валида-ция операций в реестре. В пояснительной записке к законопроекту говорится о том, что выпуск и генерация цифровых финансовых активов отчасти урегулирован нормами Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В июне 2022 г. в рамках XXIV юбилейного Петербургского международного экономического форума состоялась сессия «Майнинг как локомотив роста цифровой экономики России», на которой был высказан следующий тезис: «Российская Федерация имеет конкурентные преимущества в майнинге: страна обладает профицитом электроэнергии и подготовленными кадрами. Свободные генерирующие мощности с высокой долей выработки ГЭС и АЭС в энергобалансе, изобилие иной низкоуглеродной генерации, пространство для развития отечественного электросетевого комплекса и, как следствие, недорогая и преимущественно «зеленая» электрическая энергия создают наиболее благоприятные условия для реализации инвестиционных проектов в области майнинга криптовалют и иных видов энергоемких блокчейн-вычислений. Такие преимущества в энергетической сфере фактически уже привлекают отечественные и иностранные инвестиции в проекты строительства суперсовременных центров обработки данных (ЦОДов), необходимых для майнинга, а через них и в иные смежные сегменты российской цифровой экономики: разработку программно-аппаратного обеспечения для новых цифровых финансовых платформ, создание программ для обмена и обращения цифровых валют, подготовку кадров и софта для обеспечения требований в области безопасности и защиты информации, идентифи-

кации клиентов и контроля транзакций» Директор департамента финансовой политики Министерства финансов РФ И. А. Чебесков ответил на вопрос о том, почему необходимо регулировать майнинг: «Майнинг - высокотехнологичный финансовый продукт, который находится на стыке финансов, технологий, энергетики. Его развитие позволяет также развивать цифровые технологии. Бизнесу же требуется понятное правовое поле в котором можно работать»16.

Правовая природа цифровых финансовых активов и цифровой валюты

По мнению председателя Суда по интеллектуальным правам РФ, заведующей кафедрой интеллектуальных прав МГЮА им. О. Е. Кутафина, доктора юридических наук, профессора Л. А. Новоселовой, к одной из наиболее актуальных проблем относится вопрос закрепления в Законе о ЦФА конструкции цифрового права, противоречащей подходу, предложенному в статье 141.1 ГК РФ. Это расхождение прослеживается как минимум в трех моментах: определении цифрового права как самостоятельного объекта, значении обладания токеном - цифровым активом, определении обладателя объекта. Как видно из дальнейшего анализа, Закон о ЦФА, провозгласив, что цифровые финансовые активы являются цифровыми правами, по сути, отошел от заложенной в ГК РФ модели регулирования и создал особые объекты, правовая природа которых не ясна [5, с. 77]. Можно отметить универсальный характер данного понятия и возможность его применения не только к криптовалю-там, выпущенным в российских информационных системах. С одной стороны, подобный подход демонстрирует готовность законодателя к дальнейшему реформированию и развитию данной сферы. Признается наличие у субъектов имущественных прав на криптовалюту. С другой стороны, имеется ряд ограничений, нивелирующих прогрессивный эффект от введенных новелл. Вышеобозначенное признание возможно только при условии, что данная валюта была выпущена с помощью российской технической инфраструктуры. Председатель коми-

16 Майнинг как локомотив роста цифровой экономики России. 25 Петербургский международный экономический форум. Официальный сайт «Росконгресс». 2022. Дата обновления: 20.06.2022. URL: https://roscongress.org/news/majning-kak-lokomotiv-rosta-tsifrovoj-ekonomiki-rossii/

тета по финансовому рынку Государственной Думы Федерального Собрания РФ VIII созыва А. Г. Аксаков пояснил, что «криптовалюту определили как цифровой код, который используется как средство платежа и средство сбережений, как инвестиция, но в России его запрещается использовать для оплаты товаров и услуг». Тогда какова функция криптова-люты?

Закон может стать одним из инструментов, которые в итоге обеспечат возможность полноценной работы криптоиндустрии в Российской Федерации, но для этого должны быть отменены нормы, препятствующие легальному обороту любых цифровых активов на территории Российской Федерации. Кроме того, из смысла Закона о ЦФА вытекает, что цифровая валюта признается имуществом. Думается, сделано это для целей налогообложения. Данный вопрос увязан в законе с возможностью реализации права на судебную защиту держателями цифровой валюты, но это право будет признано за субъектом только в случае информирования уполномоченного органа - Федеральную налоговую службу РФ о количестве, которым обладает ее держатель. Как видно ни о какой децентрализации речи не идет, что само по себе вызывает обеспокоенность у профессиональных игроков этого рынка. Возможности криптовалют как инвестиционного инструмента более эффективно могут быть в дальнейшем реализованы благодаря использованию цифровых финансовых активов, выпущенных в соответствии с Федеральным законом от 31.08.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которые являются инновационным инвестиционным инструментом и, в отличие от криптовалют, обеспечивают защиту инвесторов.

Заведующей кафедрой гражданского права Уральского государственного юридического университета имени В. Ф. Яковлева, член Совета по кодификации и совершенствования гражданского законодательства при Президенте РФ (Указ Президента РФ от 05.10.1999 № 1338 «О Совете при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства»)17,

17 О Совете при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Указ Президента РФ от 05.10.1999 № 1338 (ред. от 25.07.2014). Российская газета. 1999. № 201. 12 октября.

доктор юридических наук, профессор Б. М. Гонгало справедливо отмечает: «Государству до всего есть дело» [6, с. 90]. Отмечу лишь, что любые ограничения обороноспособности криптовалюты снижают экономическую целесообразность ее введения. Очевидно, что появление криптовалюты беспокоит государственных регуляторов, а ее массовое использование способно подорвать государственную монополию на эмиссию платежных средств. Именно по этой причине особая роль в законе отводится Центральному банку Российской Федерации. Некая монополия на осуществление полного контроля за появлением и оборотом цифровой валюты (дистанционный надзор, проведение инспекторских проверок площадок, где происходит выпуск криптовалют). Также, по мнению Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Б. Ю. Титова, законодательство в сфере регулирования цифровых финансовых активов должно строиться по «японской» модели:регистрация операторов, обменивающих криптовалюту; защита прав продавцов и покупателей криптовалют, разделение управления активами, обязательное проведение внутреннего и внешнего аудита; освобождение от налога на добавленную стоимость (НДС) операций по обмену виртуальных валют на деньги [7, с. 91].

В июне 2022 г. в Государственной Думе Федерального Собрания РФ VIII созыва прошло заседание рабочей группы по вопросу законодательного регулирования криптовалют. Члены группы обсудили проект Федерального закона «О регулировании цифровых валют (криптовалют)» и предложения экспертного совета к новому регулированию. В целом члены совета поддержали подход Министерства финансов РФ, однако отметили, про проект закона требует доработки по многим вопросам, в том числе с учетом рекомендаций Центрального банка РФ. Эксперты предлагают классифицировать майнинг как предпринимательскую деятельность с установлением коммерческих тарифов на электроэнергию. Для выделения бытового майнинга и возможности его регулирования нужно дать определение бытового энергопотребления, которое сейчас отсутствует. Предложения, озвученные на заседании рабочей группы, будут переданы в Правительство РФ, где сейчас рассматривается проект Федерального закона «О регулировании цифровых валют (криптовалют)».

Правоприменительная практика по вопросам оборота цифровых финансовых активов на территории Российской Федерации

Решением Приморского районного суда города Санкт-Петербурга от 05.07.2016 г. было удовлетворено заявление прокурора, действовавшего в интересах Российской Федерации, а также в защиту прав неопределенного круга лиц, о признании информации об электронной валюте Ьйсош (биткоин), размещенной в сети Интернет на странице сайта https://localbitcoins.com, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено18. Определением этого же суда от 17.01.2017 г., оставленным без изменения апелляционным Определением Судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 13.04.2017 г., отказано в удовлетворении заявления компании «Локал Биткоинс Ою» о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи апелляционной жалобы на решение суда от 05.07.2016 г.19

В 2021 г. компания обратилась в Приморский районный суд города Санкт-Петербурга с заявлением о пересмотре принятого им от 05.07.2016 г. решения по новым обстоятельствам, в качестве которых указывала вступление в силу с 01.01.2021 Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (за исключением ряда положений). В соответствии с названным Федеральным законом, как полагало обратившееся лицо, допускается оборот цифровой валюты в Российской Федерации и устранен запрет на распространение информации, содержащей предложение о покупке, продаже и обмене цифровой валюты.

В марте 2022 г. Конституционный Суд РФ вынес определение, в котором указал, что под организацией выпуска в РФ цифровой валюты в недавно

18 Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 05.07.2016 № 2-10224/16. URL: https://sudact.ru/regular/ doc/TZDSGlO3dpOK/ (дата обращения: 19.04.2022).

19 Апелляционное определение Судебной коллеги по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 13.04.2017 №№ 33-7814/2017. Официальный сайт Санкт-Петербургского городского суда. URL: https://

sankt-peterburgsky-spb.sudrf.ru/modules.php?name=sud_ delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=53409978&case_ uid=63f3ff45-6599-4830-b1c1-887bc6d69e85&delo_ id=5&new=5 (дата обращения: 19.04.2022).

принятом законе понимается не любая ее продажа, а исключительно деятельность информационных систем, размещенных на территории России, с использованием сетевых адресов, находящихся в российской национальной доменной зоне. Также Конституционный Суд РФ отметил, что требования лиц, связанные с обладанием цифровой валютой, подлежат судебной защите только при условии информирования ими о фактах обладания цифровой валютой и совершения операций с ней в порядке, установленном российским налоговым законода-тельством20.

Вопросы введения общей криптовалюты для стран ЕАЭС и БРИКС

Первый заместитель председателя Центрального банка РФ О. Н. Скоробогатова говорит, что национальный банк сомневается в целесообразности введения национальной криптовалюты - такой шаг не выглядит оправданным в контексте макроэкономики населения. Гораздо более резонным Центральному банку РФ кажется введение крип-товалюты, общей для стран Евразийского экономического союза или группы стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика), однако переговоры на эту тему пока находятся на самой ранней стадии. Первый заместитель председателя Банка России уточнила, что и здесь придется решить множество макроэкономических и технологических вопросов [8, с. 145]. В 2018 г. Банк России обсудил с представителями финансовых органов стран - участниц ЕАЭС и группы БРИКС, введение в этих содружествах наднациональной криптовалюты [9, 10]. На заседании Общественного совета Министерства финансов РФ, первый заместитель председателя Центрального банка РФ О. Н. Скоробогатова сообщила о рассмотрении Банком России возможности создания наднациональной криптовалюты, по ее словам продолжается работа над исследованием этого вопроса. Вопрос, который нам кажется целесообразным обсуждать на площадке с нашими коллега-

20 Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Приморского районного суда города Санкт-Петербурга о проверке конституционности части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Определение Конституционного Суда РФ от 10.03.2022 № 492-О. Официальный сайт Конституционного Суда РФ. URL: http:// doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision596621.pdf (дата обращения: 19.04.2022).

ми - это возможность введения наднациональной криптовалюты на территории ЕАЭС или в рамках БРИКС»21. Следует обратить внимание и на правовое регулирование цифровых финансовых активов и цифровой валюты в странах - участницах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В Республике Армения с января 2018 г. создана свободная экономическая зона для развития блокчейн - проектов; в Белоруссии действует Декрет Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики»22. Данный документ легализует майнинг, блокчейн, деятельность бирж криптовалют и прочие операции с цифровой валютой; в Казахстане в марте 2018 г. Национальным банком РК была осуществлена эмиссия краткосрочных нот с использованием технологии блокчейн в рамках нового технологического продукта «Invest Online», а в июле 2018 г. открылся Международный финансовый центр «Астана», в рамках которого запущена «регулятивная песочница» FinTech; в Кыргызстане технология блокчейн используется в работе Национального банка Республики Кыргызстан.

С целью стабильного развития экономик и повышения уровня жизни граждан, создания единого рынка товаров, услуг, капитала и труда, модернизации, кооперации и конкурентоспособности (ст. 4 Договора ЕАЭС) в рамках Евразийского экономического союза были разработаны принципы формирования гармонизированной среды в области использования цифровых активов, цифровых знаков (токенов), криптовалют и был разработан единый глоссарий терминов в сфере криптовалют и блокчейн. Принципами являются: единое понимание и толкование основных терминов, необходимых для формирования гармонизированной регуляторной среды в рамках ЕАЭС; соблюдение баланса между контролем рисков и реализацией инновационных стимулов экономического развития; гармонизация подходов к регулированию деятельности в области ЦФА, цифровых знаков, криптовалют на территории государств - членов ЕАЭС и взаимодействие

21 Скоробогатова О. Н. Будет ли в России создана наднациональная криптовалюта? Итоги заседания Минфина. URL: https://blockchainspot.net/ru/news/nadnacionalnaya-cryptovaluta/ (дата обращения: 10.04.2022).

22 О развитии цифровой экономики. Декрет Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8. Официальный

сайт Президента Республики Беларусь. Дата обновления: 22.12.2017. URL: https://president.gov.by/ru/documents/ dekret-8-ot-21-dekabrja-2017-g-17716

с третьими странами и международными организациями с целью разработки и применения передовых стандартов регулирования обращения цифровых активов, цифровых знаков (токенов), криптовалют.

Стратегия финансового рынка на период до 2030 г.

В сентябре 2021 года Министерством финансов РФ и Центральным банком РФ была представлена Стратегия развития финансового рынка на период до 2030 года. Это первый документ стратегического планирования, целью которого является повышение конкурентоспособности, эффективности финансовой политики и финансового рынка в целом. С целью повышения финансовой доступности и качества предоставляемых финансовых сервисов Правительство Российской Федерации и Центральный банк России сосредоточат внимание на своевременном создании регуляторных условий для оперативного и безопасного внедрения инноваций на финансовом рынке, а также равноудаленной цифровой инфраструктуры и выработке единых стандартов и подходов к применению цифровых финансовых технологий - в условиях цифровизации экономики необходимо обеспечить корректировку антимонопольного регулирования для поддержания конкуренции на финансовом рынке, в том числе путем внедрения регулирования платформенных и экосистемных бизнес-моделей. Для выстраивания эффективного корпоративного управления в непубличных компаниях, привлекающих капитал на открытом рынке, необходимо поддерживать доступность для бизнеса актуальной линейки гибких или гибридных финансовых инструментов, позволяющих создавать правильный баланс интересов между учредителями, ключевым персоналом и различными категориями инвесторов. К таким инструментам относятся, например, цифровые финансовые ак-тивы23.

Одним из ключевых условий эффективного функционирования цифровой экономики, полноценной реализации цифровых проектов и развития конкурентоспособного рынка цифровых прав в Российской Федерации является необходимость

23 Минфин России и Банк России представили на общественное обсуждение Стратегию развития финансового рынка до 2030 года. Официальный сайт Центрального банка России. 2021. Дата обновления: 16.09.2021. URL: https://cbr.ru/ press/event/?id=12197

определения отдельного порядка налогообложения деятельности с цифровыми финансовыми активами, цифровыми правами, включающих одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права. В апреле 2022 г. Правительство РФ внесло в Государственную Думу Федерального Собрания РФ VIII созыва законопроект, определяющий особенности обложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации цифровых финансовых активов, обложения налогом на прибыль организаций, а также налогом на доходы физических лиц прибыли (доходов) налогоплательщиков от реализации цифровых активов24.

В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы. Положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС)25, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Представители Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ утверждают, что законодательство в этой сфере примет «законченный вид» с вступлением в силу закона «О цифровой валюте», в котором будут описаны правила обращения криптовалют. К сожалению, закон имеет свои недостатки, к которым относятся правовые пробелы. Так остается нерешенным принципиальный вопрос о классификации цифровой валюты как объекта гражданских прав. Пока что в системе налогообложения цифровая валюта признается имуществом. Закон о ЦФА - недостаточно последовательная попытка государства установить контроль за появлением и оборотом криптовалюты [11, с. 146].

24 Законопроект № 106872-8. Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы Федерального Собрания РФ. 2022. Дата обновления: 17.04.2022. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/106872-8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25 Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 28.10.2021). Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: https://eec. eaeunion.org/ (дата обновления: 05.06.2014).

Выводы

Делая вывод из сказанного, стоит отметить, что у данного Федерального закона есть свои плюсы и минусы. О практической пользе данного документа можно будет судить только после его реализации. В качестве плюсов можно выделить, что данный федеральный закон позволит привлечь в Российскую Федерацию иностранные инвестиции в форме цифровых финансовых активов и развить !Т-сферу, направленную на реализацию необходимых условий для создания цифровой экономики в нашей стране в рамках реализации приоритетной национальной программы «Цифровая экономика», утвержденной Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»26 и Постановлением Правительства РФ от 02.03.2019 № 234 «О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Фе-дерации»27 и целью которого является разработка и внедрение национального механизма осуществления согласованной политики государств - членов Евразийского экономического союза при реализации планов в области развития цифровой экономики.

Уже очевидно, что необходимо формирование стратегической «Концепции правовой политики России в условиях цифровой экономики» - как одного из важнейших документов стратегического

26 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020). Российская газета. 2018. № 97. 9 мая.

27 О системе управления реализацией национальной про-

граммы «Цифровая экономика Российской Федерации». Постановление Правительства РФ от 02.03.2019 № 234 (ред. от 21.08.2020). Собрание законодательства РФ. 2019. № 11. 18 марта. Ст. 1119.

планирования в соответствии с Указом Президента РФ от 08.11.2021 № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в РФ»28 и разработка законопроекта «Цифровой кодекс РФ». Проект позволит сформулировать теоретические основания правового обеспечения цифровой экономики, разработать механизм комплексного правового регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики, создать правовую основу для ее развития и развития национальной программы «Цифровая экономика».

Структурные проблемы российской экономики, связанные с плохим инвестиционным климатом, закрытостью и монополизированностью экономики на данном этапе тормозят внедрение новых технологий и поэтому их эффект еще не так заметен. Но особенностью глобальных технологических изменений является то, что рано или поздно они затрагивают все страны, а индивидуальные особенности каждой из них лишь влияют на скорость этих изменений. Задержка в распространении современных технологий в Российской Федерации дает возможность воспользоваться опытом трансформаций в развитых странах и заранее приготовиться к грядущим изменениями как на рынке труда, так и в области образования. Главное - не упустить эту возможность.

Необходимо дальнейшее изучение вопроса о том, каким образом цифровизация затрагивает и трансформирует само право, влияет на право-понимание, правовую культуру, правосознание, систему права, его отрасли и институты.

28 Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации. Указ Президента РФ от 08.11.2021 № 633. Официальный интернет портал правовой информации. URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202111080023 (дата обращения: 20.11.2021).

2.

Список источников

Дощатов А. А., Сергеев Д. Н. Цели устойчивого развития в контексте применения современных цифровых технологий: правовые вызовы современности. Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2022;22(3):61-67.

Молодыко К. Национальная криптовалюта: шаг за шагом. Как сделать её привлекательной Россия в глобальной политике. 2018;(1).

Ситдикова Р. И., Ситдиков Р. Б. Цифровые права как новый вид имущественных прав. Имущественные отношения в Российской Федерации. 2018;9(204):75-80.

Аюшеева И. З. Цифровые объекты гражданских прав. Lexrussica (Русский закон). 2021;7(176):32-43. Новоселова Л.А., Полежаев О.А. Цифровые финансовые активы как объекты имущественных отношений: актуальные вопросы теории и практики. Власть Закона. 2021;2(46):75-91.

1.

3.

6. Гонгало Б. М. Новоселова Л.А. Есть ли место «цифровым правам» в системе объектов гражданского права. Пермский юрист. 2016;2(18):78-98.

7. Букина С. Е., Паламарчук А. Р. Правовое регулирование криптовалютной отрасли в России и за рубежом. Проблемы экономики и юридической практики. 2018;(6):86-92.

8. Махалина О. М., Махалин В. Н. Цифровизация криптосферы стран ЕАЭС: состояние и перспективы. Вестник университета. 2019;(6):143-149.

9. Дятлов С.А. Евразийская экономическая перспектива: проблемы и решения. Проблемы современной экономики. 2017;(4):30-32.

10. Курушина Е. В., Никонова А. С., Лузин Д. А., Шевелёва Н. П. Формирование интегрированного электронного рынка ЕАЭС. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017;5(107):21-26.

11. Дощатов А.А. Федеральный закон «О цифровых финансовых активах»: критический обзор. Внешнеэкономическая деятельность в постковидный период: сборник научных статей. Москва, 18 февраля 2021 г. Левае-ва Л.А., ред. М.: Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации; 2021:144-148.

References

1. Doshchatov A. A., Sergeev D. N. Sustainable development goals in the context of the use of modern digital technologies: Legal challenges of our time. Vestnik Kyrgyzsko-Rossijskogo Slavyanskogo universiteta = Bulletin of the Kyrgyz-Russian Slavic University. 2022;22(3):61-67. (In Russ.).

2. Molodyko K. National cryptocurrency: Step by step. How to make her attractive. Rossiya v global'nojpolitike = Russia in global politics. 2018;(1). (In Russ.).

3. Sitdikova R. I., Sitdikov R. B. Digital rights as a new type of property rights. Imushchestvennye otnosheniya v Rossijskoj Federacii = Property relations in the Russian Federation. 2018;9(204):75-80. (In Russ.).

4. Ayusheeva I.Z. Digital objects of civil rights. Lexrussica (Russkijzakon) = Lexrussica (Russian law). 2021;7(176):32-43. (In Russ.).

5. Novoselova L.A., Polezhaev O. A. Digital financial assets as objects of property relations: Topical issues of theory and practice. Vlast' Zakona = The Power of the Law. 2021;2(46):75-91. (In Russ.).

6. Gongalo B. M. Novoselova L. A. Is there a place for digital rights in the system of objects of civil law. Permskij yurist = Perm lawyer. 2016;2(18):78-98. (In Russ.).

7. Bukina S. E., Palamarchuk A. R. Legal regulation of the cryptocurrency industry in Russia and abroad. Problemy ekonomiki i yuridicheskoj praktiki = Problems of economics and legal practice. 2018;(6):86-92. (In Russ.).

8. Makhalina O. M., Makhalin V. N. Digitalization of the cryptosphere of the EAEU countries: State and prospects. Vestnik universiteta = Bulletin of the University. 2019;(6):143-149. (In Russ.).

9. Dyatlov S.A. Eurasian economic perspective: Problems and solutions. Problemy sovremennoj ekonomiki = Problems of modern economy. 2017;(4):30-32. (In Russ.).

10. Kurushina E.V, Nikonova A. S., Luzin D.A., Sheveleva N. P. Formation of an integrated electronic market of the EAEU. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta = News of the St. Petersburg State University of Economics. 2017;5(107):21-26. (In Russ.).

11. Doschatov A.A. Federal Law "On Digital Financial Assets": A critical review. Foreign economic activity in the post-COVID period: A collection of scientific articles. Moscow, February 18, 2021 Levaeva L.A., ed. Moscow: All-Russian Academy of Foreign Trade of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation; 2021:144-148. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.