Научная статья на тему 'ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ В НОРМАХ РОССИЙСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА'

ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ В НОРМАХ РОССИЙСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
111
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ / ЦИФРОВАЯ ВАЛЮТА / ЦИФРОВЫЕ ПРАВА / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / БЛОКЧЕЙН / КРИПТОВАЛЮТА / ОПЕРАТОР ОБМЕНА ЦФА / ЦИФРОВЫЕ ВЕКСЕЛЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Токолов А. В.

Анализируются подходы к определению правовой природы цифровых финансовых активов и цифровой валюты в действующем отечественном законодательстве на этапе, когда такое законодательство еще не сформировано, на основе анализа правоприменительной практики и разъяснения государственных органов. Действующее законодательство также анализируется с точки зрения наличия законодательных пробелов с учетом взаимосвязи между соответствующим регулированием и положениями, содержащимися в других, неосновных законодательных актах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSITIONING OF DIGITAL FINANCIAL ASSETS IN THE NORMS OF RUSSIAN PRIVATE LAW

The approaches are analyzed to determining the legal nature of digital financial assets and digital currency in the current domestic legislation at the stage when such legislation has not yet been formed, based on the analysis of law enforcement practice and explanations of state bodies. The current legislation is also analyzed from the point of view of the existence of legislative gaps, taking into account the relationship between the relevant regulation and the provisions contained in other, non-core legislative acts.

Текст научной работы на тему «ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ В НОРМАХ РОССИЙСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-226-229 NIION: 2003-0059-2/22-251 MOSURED: 77/27-003-2022-02-450

Позиционирование цифровых финансовых активов в нормах российского частного права

Александр Владимирович Токолов

Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), Москва, Россия Научный руководитель: заведующий кафедрой информационного права, информатики и математики ВГУЮ, академик РАЕН, доктор юридических наук, профессор А. В. Морозов

Аннотация. Анализируются подходы к определению правовой природы цифровых финансовых активов и цифровой валюты в действующем отечественном законодательстве на этапе, когда такое законодательство еще не сформировано, на основе анализа правоприменительной практики и разъяснения государственных органов. Действующее законодательство также анализируется с точки зрения наличия законодательных пробелов с учетом взаимосвязи между соответствующим регулированием и положениями, содержащимися в других, неосновных законодательных актах.

Ключевые слова: цифровые финансовые активы, цифровая валюта, цифровые права, информационная система, блокчейн, криптовалюта, оператор обмена ЦФА, цифровые векселя

Для цитирования: Токолов А. В. Позиционирование цифровых финансовых активов в нормах российского частного права // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 2. С. 226-229. https://doi. org/10.24412/2073-0454-2022-2-226-229.

Original article

Positioning of digital financial assets in the norms of Russian private law

Alexander V. Tokolov

All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia), Moscow, Russia Scientific supervisor: Head of the Department of Information Law, Computer Science and Mathematics of the All-Russian State University of Justice, Academician of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Legal Sciences, Professor A. V. Morozov

Abstract. The approaches are analyzed to determining the legal nature of digital financial assets and digital currency in the current domestic legislation at the stage when such legislation has not yet been formed, based on the analysis of law enforcement practice and explanations of state bodies. The current legislation is also analyzed from the point of view of the existence of legislative gaps, taking into account the relationship between the relevant regulation and the provisions contained in other, non-core legislative acts.

Keywords: digital financial assets, digital currency, digital rights, information system, blockchain, cryptocurrency, CFA exchange operator, digital bills

For citation: Tokolov A. V. Positioning of digital financial assets in the norms of Russian private law. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(2):226-229. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2073-0454-2022-2-226-229.

В процессе повседневной деятельности, роль ЦФА и цифровых валют в отечественной системе объектов гражданских прав не был определен, так как они не были отмечены как самостоятельный объект граж-

© Токолов А. В., 2022

данского права и их юридическая природа не позволяют включить их в перечень любых объектов, которые были названы в ст. 128 ГК РФ [2]. Это привело к формированию принципиально противоположных

JURISPRUDENCE

нормативных правоприменительных практик судов и государственных органов в отношении вопроса о том, можно ли считать ЦФА и ЦВ объектом гражданских прав и не ограничен ли их оборот.

Некоторые исполнители закона ссылались на то, что согласно Конституции РФ (п. 1 ст. 75), денежной единицей в нашей стране является рубль. Соответственно, только рубль можно считать единственным и законным средством платежа (ст. 140 ГК РФ).

В соответствии с этим, в разъяснениях Минфина и Центробанка РФ цифровые валюты (например, BTC, ETH) будут считаться денежным суррогатом и их хождение (обращение) на территории РФ под запретом (ст. 27 ФЗ «О Центробанке РФ (Банке России)»). Эта точка зрения была также подтверждена судебной практикой [3].

Другие поддержали точку зрения, что цифровую валюту нельзя классифицировать как денежный актив, поскольку она не является ни валютой Российской Федерации, ни иностранной валютой (п. 1 и 2, части 1 статьи ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [4]). Более того, эмиссия и учет цифровой валюты, учет транзакций с ней децентрализованы, за счет автоматического внесения записей в распределенные реестры участников блокчейн-сети. В связи с этим как эмиссия цифровой валюты, так и операции с ней не могут контролироваться государствами, организациями или частными лицами.

Так как в законодательстве РФ ЦВ не является законным средством, ее оборот непосредственно не ограничен законом и не является объектом гражданских прав (в качестве «иного имущества» как оно понимается в ст.128 ГК РФ).

В октябре 2017 года В. В. Путин в рамках реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [7] поручил членам правительства и руководству Банка России внести поправки в действующее законодательство, определяющие статус цифровых технологий, используемых в финансовом секторе, и их условия, основанные на обязательстве рубля как единственного законного платежного средства в РФ [12].

Позже была начата работа над законопроектом № 419059-7 Результатом внесения изменений в законодательство стало принятие Федерального закона о 31 июля 2020 года № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 259-ФЗ), на основании которого выделяются две категории: цифровые финансовые активы как «цифровые права» (включая денежные требования, возможность осуществлять права по эмиссионным ценным бумагам, право на участие в капитале непубличного акционерного общества и право требовать передачи эмиссионных

ценных бумаг) и цифровая валюта как «набор цифровых данных».

Следует отметить, что в первоначальной редакции законопроекта № 419059-7 цифровая валюта признавалась одним из видов цифровых финансовых активов, однако в окончательной редакции Закона № 259-ФЗ прямого указания на это нет. В то же время соотношение между цифровыми финансовыми активами и цифровой валютой представляются сложными и неправильными, поскольку они, являясь цифровыми правами и электронными данными соответственно, имеют разную правовую природу и являются независимыми объектами [8].

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам в своем заключении на законопроект № 419059-7 указано следующее существенное различие среди ЦФА и ЦВ: «что касаемо ЦФА, есть всегда ответственное лицо до востребования (обязательства), который должен подтвердить цифровой финансовый актив, а в отношении цифровой валюты такого ответственного не существует. Соответственно никаких требований (обязательств), лежащих в его основе также нет».

В то же время, цифровой финансовый актив в качестве типа цифрового права является объектом гражданских прав, и таким образом, возможно его применение в качестве юридического объекта гражданско-правовой сделки».

Похоже, что эти выводы приводят к тому, что цифровая валюта не может быть признана объектом гражданских прав. Однако это прямо противоречит, например, части 6 статьи 14 Закона № 259-ФЗ, который закрепляет возможность совершения гражданско-правовых сделок и/или операций с цифровой валютой. Кроме этого, для реализации некоторых законодательных актов (к примеру, ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», «О несостоятельности (банкротстве)», «Об исполнительном производстве», «О противодействии коррупции») ЦВ признается собственностью.

Однако в действующей редакции ст. 128 ГК РФ объектом гражданских прав признаются только цифровые права (как имущественные права), т. е. цифровые финансовые активы, но не цифровая валюта.

Таким образом, существует противоречие, согласно которому в конкретных законах и нормативных актах цифровая валюта признается собственностью, в отношении которой совершаются гражданско-правовые сделки и операции могут быть совершены, однако, в понимании гражданского законодательства, цифровая валюта все еще не является объектом гражданских прав.

Этот пробел в законодательстве также отмечен Комитетом Государственной Думы по финансовому рын-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ку в своем заключении по законопроекту № 419059-7: «Учитывая, что данный проект вносит определенные изменения в определенные подзаконные акты РФ, касающиеся признания цифровой валюты собственностью в целях их использования, также необходимо внести изменения соответствующего характера в положение ГК РФ в рамках отнесение цифровой валюты к объектам гражданского права» [8].

Выявленный правовой пробел требует внесения соответствующих изменений в законодательство с целью формирования единого подхода к регулированию одного из основополагающих инструментов цифровой экономики.

Таким образом, законодательный запрет на оборот и использование цифровых валют в ряде стран в основном является исключением. Большинство стран мира находятся на этапе, когда оборот и использование цифровой валюты еще не урегулированы, но ведется работа по разработке соответствующего законодательства, или на этапе, когда уже принято соответствующее специализированное регулирование. Правовая природа цифровых валют не всегда прямо закреплена в принятом законодательстве, но их правовая природа может быть выведена из положений, например, о регистрации (лицензировании) биржевых площадок, налогообложении участников оборота и т. д.

В последние годы в Российской Федерации происходит формирование специального законодательства по цифровой валюте, которое далеко от совершенства и содержит ряд правовых пробелов, а, следовательно, потенциально в ближайшем будущем будет подлежать изменениям, но это уже способствует формированию единообразной практики и порождает определенную предсказуемость, необходимую для участников гражданско-правовых сделок. В то же время принятие соответствующего законодательства создаст необходимость внесения изменений в существующие нормативные акты с целью приведения их в соответствие с новыми правилами.

Список источников

1. Конституция Российской Федерации текст с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голососвания 01.07.2020 [принята, всенародным голосованием 12 декабря 1993 года]. Москва; Эксмо, 2021. 64 с ISBN 978-5-04117785-0. Текст: непосредственный.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 26.10.2021) // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994.

3. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О Центральном банке Рос-

сийской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // Российская газета, № 127, 13.07.2002.

4. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) // Парламентская газета, № 233, 17.12.2003.

5. Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// Российская газета, № 173, 06.08.2020.

6. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7) // Документ опубликован не был.

7. Паспорт проекта Федерального закона № 419059-7 «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // В данном виде документ опубликован не был (дата обращения: 11.11.2021).

8. Заключение Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам по Федеральному закону «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 419059-7) от 23 июля 2020 года, № 3.5-03/1230, Система законодательного обеспечения. https://sozd.duma.gov.ru/ bill/419059-7 (дата обращения: 11.11.2021).

9. Заключение Комитета Государственной Думы по финансовому рынку о Федеральном законе «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в некоторые Законодательные акты Российской Федерации» (второе чтение, повторное) от 17 июля 2020 года, № 3.24-6/820, Законодательная деятельность в области системы безопасности. https://sozd.duma.gov.ru/bill/419059-7.

10. Информация Банка России от 27 января 2014 года «Об использовании «виртуальных валют» в транзакциях, в частности Биткоина».

11. Письмо Минфина России от 02 октября 2017 г. № 03-11-11/63996.

12. Перечень поручений по итогам совещания по использованию цифровых технологий в финансовом секторе Президента России. http:// kremlin.ru/acts/assignments/orders/55899 (дата обращения: 11.11.2021).

JURISPRUDENCE

References

1. The Constitution of the Russian Federation text with amendments approved during the All-Russian voting on 01.07.2020 [adopted by popular vote on December 12, 1993]. Moscow; Eksmo, 2021. 64 p. ISBN 978-5-04-117785-0. Text: direct.

2. The Civil Code of the Russian Federation (Part one) of 30.11.1994 № 51-FZ (ed. of 28.06.2021, with amendments. dated 26.10.2021) // Rossiyskaya Gazeta, № 238-239, 08.12.1994.

3. Federal Law № 86-FZ of 10.07.2002 (as amended on 02.07.2021) «On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)» (with amendments and additions, intro. effective from 01.09.2021) // Rossiyskaya Gazeta, № 127, 13.07.2002.

4. Federal Law № 173-FZ of 10.12.2003 (ed. of 02.07.2021) «On Currency Regulation and Currency Control» (with amendments and additions, intro. effective from 22.08.2021) // Parliamentary Gazette, № 233, 17.12.2003.

5. Federal Law № 259-FZ of 31.07.2020 «On Digital Financial Assets, Digital Currency and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta, № 173, 06.08.2020.

6. Passport of the national project «National Program "Digital Economy of the Russian Federation» (approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects, Protocol № 7 dated 04.06.2019) // The document was not published.

7. Passport of the draft Federal Law № 419059-7 «On Digital Financial Assets, Digital Currency and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» // The document was not published in this form (date of access: 11.11.2021).

8. Conclusion of the Federation Council Committee on Budget and Financial Markets on the Federal Law «On Digital Financial Assets, Digital Currency and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» (Draft № 419059-7) dated July 23, 2020, No. 3.5-03/1230, Legislative Support System. https://sozd.duma. gov.ru/bill/419059-7 (date of access: 11.11.2021).

9. Conclusion of the State Duma Committee on the Financial Market on the Federal Law «On Digital Financial Assets, Digital Currency and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» (second reading, repeated) dated July 17, 2020, № 3.24-6/820, Legislative activity in the field of security system. https://sozd. duma.gov.ru/bill/419059-7.

10. Information of the Bank of Russia dated January 27, 2014 «On the use of «virtual currencies» in transactions, in particular Bitcoin».

11. Letter of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated October 02, 2017 № 03-1111/63996.

12. List of instructions following the meeting on the use of digital technologies in the financial sector of the President of Russia. http://kremlin. ru/acts/assignments/orders/55899 (date of access: 11.11.2021).

Информация об авторе

А. В. Токолов — аспирант кафедры кафедрой информационного права, информатики и математики Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России).

Information about the author A. V. Tokolov — Post-graduate Student of the Department of Information Law, Computer Science and Mathematics of the All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia).

Статья поступила в редакцию 28.03.2022; одобрена после рецензирования 05.04.2022; принята к публикации 11.04.2022.

The article was submitted 28.03.2022; approved after reviewing 05.04.2022; accepted for publication 11.04.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.