Научная статья на тему 'Правовое регулирование ссылки и высылки в начале 1930-х годов в СССР'

Правовое регулирование ссылки и высылки в начале 1930-х годов в СССР Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
657
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование ссылки и высылки в начале 1930-х годов в СССР»

Марийский юридический вестник

Выпуск 7

Таким образом, резюмируя выше изложенное можно сделать следующий вывод. При анализе сущности бандитизма следует учитывать, что исторически бандитизм возник и существовал как явление исключительно общеуголовной направленности, и только во времена радикальных политических и социальноэкономических преобразований проявляется и активизируется его политическая форма, которая сопровождает общеуголовный бандитизм на протяжении отдельного периода истории развития Российского государства.

И.А. Анучин*

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ССЫЛКИ И ВЫСЫЛКИ В НАЧАЛЕ 1930-х ГОДОВ В СССР

Ссылка и высылка получили детальное правовое признание в качестве репрессивных мер Советского государства в 1934-1935 годах в связи с усилением репрессий, применяемых во внесудебном порядке, и сосредоточением всех органов, исполняющих наказания, в НКВД.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 5 ноября 1934 г. при Народном комиссаре внутренних дел СССР было создано Особое Совещание, которое наделялось правом применения внесудебных мер репрессии к лицам, признаваемым общественно опасными. В состав Совещания, помимо председателя, входили заместители Наркома внутренних дел, уполномоченные НКВД СССР, в том числе по РСФСР, начальник Главного управления рабоче-крестьянской милиции и Народный комиссар внутренних дел союзной республики, на территории которой возникало дело. В работе Особого Совещания принимал участие прокурор Союза ССР или его заместитель. Совещание могло применять ссылку на срок до пяти лет под гласный надзор с запрещением проживать в столицах, крупных городах и промышленных центрах Союза ССР; заключение в исправительно-трудовые лагеря на срок до пяти лет; высылку за пределы Союза ССР иностранных подданных, признававшихся общественно опасными. Кроме того, Особое Совещание имело право в зависимости от поведения сосланных или заключенных в исправительно-трудовые лагеря на основании отзывов соответствующих органов НКВД СССР сокращать срок пребывания в ссылке или исправительно-трудовом лагере, а также освобождать от дальнейшего пребывания в специальных трудовых поселениях* 1.

Постепенно набирает силу тенденция к росту строгости данного вида наказания. Так, в соответствии с постановлением ЦИК СССР от 21 января 1935 г., запрещавшем трудпоселенцам, восстановленным в гражданских правах, выезжать из мест поселения, 29 марта 1935 г. выходит приказ НКВД СССР

Соискатель Чебоксарского кооперативного института Российского университета копе-рации.

1 Сборник нормативных актов по советскому исправительно-трудовому праву. М.: Госюриз-дат, 1959. С. 304-305.

66

2009

2. Вопросы теории и истории государства и права

№ 00126, указывающий, что лиц, осужденных органами ОШУ или судами, отбывших меру социальной защиты в исправительно-трудовых лагерях НКВД, в случае, если их семьи выселены в трудпоселки, по отбытии срока изоляции не освобождать, а направлять в трудпоселки на воссоединение с семьями1.

В циркуляре УНКВД СССР по Горьковскому краю № 62/СПО от 7 апреля 1935 г.2 указывалось, что согласно циркуляру НКВД СССР № 35 от 15 марта 1935 г. и вышеуказанного постановления ЦИК СССР восстановление в гражданских правах высланных кулаков не дает им права выезда с мест поселений. При практическом проведении в жизнь этих указаний предлагалось руководствоваться следующим:

1. Разъяснять трудпоселенцам, что они после восстановления в правах пользуются всеми гражданскими правами (в том числе и пассивным избирательным правом), за исключением права выезда с мест поселения.

2. «Местом поселения» надлежит считать территорию района (по административному делению), куда были выселены трудпоселенцы и где они проживали до восстановления в правах.

Циркуляр распространялся на всех трудпоселенцев, ранее восстановленных в правах, находящихся в районах выселения. Однако он не распространялся: а) на лиц, признанных неправильно выселенными в трудпоселки; б) на молодежь, призываемую в ряды РККА; в) на нетрудоспособных, передаваемых на иждивение родственникам; г) на восстановленных в правах трудпоселенок, вышедших замуж за «вольных» граждан, в случае переезда их мужей в другую область.

В отдельных исключительных случаях лучшим ударникам из числа восстановленных в правах УНКВД разрешался временный выезд из района поселения, но только в пределах того края, где они поселены (учеба, медпомощь и т. д .)

Дальнейшая регламентация института ссылки и высылки давалась в приказе № 0107 от 17 августа 1935 г. НКВД СССР, который объявлял инструкцию «О порядке административной ссылки и высылки и осуществлении гласного надзора»3. Инструкция определяла, что мерами наказания, применяемыми в административном порядке через Особое Совещание к лицам, признаваемыми общественно опасными являются:

а) высылка на срок до 5 лет без гласного надзора с запрещением проживать в определенных пунктах Союза ССР;

б) высылка на срок до 5 лет под гласный надзор с запрещением проживания в столицах, крупных городах и промышленных центрах СССР (Приложение № 1 к приказу - Москва и 100 км прилегающая зона, Ленинград и 100 км зона; Киев и 50 км зона, Харьков, Сталино, Днепропетровск, Крымская АССР, Азово-Черноморский край, Северо-Кавазский край, ЗСФСР, Свердловск, Магнитогорск, Чита, Хабаровск, все населенные пункты приграничной полосы);

1 Архив МВД РМЭ, приказы НКВД СССР. Д. 19. Л. 13.

2 Там же, циркуляры и приказы УНКВД СССР по Горьковскому краю за 1935-1937 гг. Д. 8. Л. 10.

3 Архив МВД РМЭ, приказы НКВД СССР. Д. 11. Л. 158-166.

67

Марийский юридический вестник

Выпуск 7

в) ссылка на срок до 5 лет под гласный надзор в местности по списку, установленному НКВД СССР (Приложение № 2 к приказу - Северный край, Восточно-Сибирский край, за исключением 100 км пограничной полосы и г. Читы; Красноярский край; Западно-Сибирский край; Омская область; Челябинская область; по Горьковскому краю: Марийская автономная область и Чувашская АССР; Кировский край; Башкирская АССР; Оренбургская область; Казахстан; Узбекская ССР, за исключением пограничной полосы; Туркменская ССР, за исключением пограничной полосы; Таджикская ССР, за исключением пограничной полосы; Кара-Калпакская АССР; Киргизская АССР);

г) заключение в исправительно-трудовые лагеря на срок до 5 лет;

д) высылка за пределы СССР иностранных подданных, являющихся общественно-опасными.

Срок ссылки и высылки исчислялся со дня ареста, а в случае нахождения обвиняемого на свободе, со дня вынесения постановления Особого Совещания.

Постановления Особого Совещания о высылке без гласного надзора приводились в исполнение через паспортные отделы Главного управления рабочекрестьянской милиции НКВД СССР. Управление (отдел) НКВД после получения выписки из постановления Особого Совещания вызывал высылаемого, объявлял ему под расписку содержание постановления Особого Совещания, отбирал у него подписку о выезде в 10-дневный срок и объявлял ему права и обязанности высланных. Паспорт у высланных без гласного надзора не отбирался и никаких отметок на нем о запрещении проживания в установленных постановлением Особого Совещания местностях не делалось. Точно также не отбирался и воинский документ, по которому высылаемый обязан был встать на учет по месту нового жительства.

Мерой предупреждения к выезду высылаемого в запрещенную местность служил сторожевой листок.

Лица, высылаемые без установления за ними гласного надзора, могли избирать для своего места жительства любую местность, за исключением запрещенных для проживания. Высланные следовали к месту избранного ими жительства самостоятельно. Они не подвергались никаким иным ограничениям, кроме права быть избранными в Советы и на съезды Советов СССР (инструкция ЦИК СССР «О выборах в советы в 1934-1935 гг.»)1. При невыезде в установленный срок из запрещенной для проживания местности или появления в ней без разрешения у высылаемого отбирался паспорт, а сам он привлекался к уголовной ответственности за нарушение паспортного режима.

Постановления Особого Совещания о высылке под гласный надзор приводились в исполнение через учетно-статистические отделы Главного управления государственной безопасности НКВД СССР. Местные отделы (отделения) УНКВД, на территории которых проживал высылаемый, получив выписку из постановления Особого Совещания, были обязаны:

1 СЗ. 1934. № 50. Ст. 395.

68

2009

2. Вопросы теории и истории государства и права

а) объявить высылаемому постановление Особого Совещания под расписку;

б) отобрать у него паспорт, погасить его специальным штампом и сообщить о погашении паспорта, с указанием номера паспорта и фамилии владельца в паспортный отдел (отделение, стол) по месту выдачи;

в) отобрать воинский документ и сообщить в военкомат по месту приписки для снятия высылаемого с воинского учета.

Выезд высылаемого под гласный надзор осуществлялся в 5-дневный срок одиночным порядком (не по этапу). Отправка этапом производилась в том случае, если на это было указание НКВД СССР или когда высылаемый отказывался добровольно следовать в избранное им место жительства. Высылаемым, направляемыми этапом или спецконвоем, предоставлялось свидание и разрешалась передача денег, вещей и продуктов.

По прибытии к месту высылки высылаемый обязан был тотчас же явиться в городской или районный отдел (отделение) УНКВД, сдать свидетельство и взамен его получить удостоверение на право проживания в установленной местности.

Постановления Особого Совещания о ссылке под гласный надзор приводились в исполнение через учетно-статистический отдел Главного управления государственной безопасности НКВД СССР. Порядок ссылки, сроки выезда в ссылку, определялись те же, что и при высылке под гласный надзор. Отличие заключалось только в обязательном конвоировании ссылаемых к месту ссылки.

Учет высылаемых и ссыльных производился по линии управлений государственной безопасности и РК милиции. Учет по линии УГБ производился в отношении всех лиц, в отношении которых УГБ возбуждались дела, кроме социально-вредных элементов (хулиганы, воры, рецидивисты, шулера, аферисты, содержатели всякого рода притонов, торговцы наркотическими веществами без разрешения, скупщики краденого, спекулянты), учитываемых по линии РК милиции.

Ссыльные и высланные не имели права отлучаться с места ссылки или избранного места жительства без разрешения городского, районного отдела УНКВД. За самовольное, хотя бы временное, оставление поднадзорным определенного ему или избранного им места жительства, виновный подлежал задержанию и привлечению к ответственности через Особое Совещание. Ссыльные и высланные были обязаны точно являться в назначенные для них сроки на регистрацию в городские или районные отделы НКВД. Временные отлучки поднадзорных с места ссылки или высылки разрешались начальником отдела УНКВД только по особо уважительным причинам (например: при болезни, требующей специальной врачебной помощи, которую на месте оказать нельзя и др.).

В пути следования как к месту отлучки, так и обратно, поднадзорные обязаны были точно соблюдать установленные для них маршруты. Никакие остановки, а также изменения маршрута не допускались.

69

Марийский юридический вестник

Выпуск 7

Ссыльные и высланные имели право на поступление на работу в государственные и общественные организации, учреждения и предприятия на месте ссылки или высылки по своей специальности или профессии, если в постановлении Особого Совещания не было оговорено запрещение в поступлении на соответствующую работу. Ссыльные и высланные не допускались к работе в предприятиях и учреждениях оборонного значения, к педагогической работе, а сосланные и высланные как деклассированные, кроме того, не допускались к работе, связанной с получением и хранением денежных сумм и материальных ценностей.

Нетрудоспособные административно-ссыльные и высланные обеспечивались за счет государства, по смете НКВД, соответствующими видами денежного и натурального довольствия. Пособие для административно-ссыльных и высланных с 1 сентября 1937 г. устанавливалось в размере, не превышающем 30 рублей в месяц1. Трудоспособным, которые не могли самостоятельно найти себе работу в месте ссылки или высылки, управления (отделы) НКВД (по линии главного управления лагерей, трудовых поселений и мест заключения) оказывали содействие в трудоустройстве их на работу по месту ссылки и высылки на своих предприятиях.

В случае злостных нарушений поднадзорными установленных правил (систематическая неявка на регистрацию без уважительной причины, попытка к побегу и др.) они подлежали задержанию и привлечению к ответственности через Особое Совещание.

Освобождение поднадзорных производилось по отбытию срока, установленного постановлением Особого Совещания, или досрочно2.

Циркуляром НКВД СССР и Прокурора СССР № 80 от 13 апреля 1938 г.3 объявлялся особый порядок учета высланных из Москвы, Ленинграда, Киева, Ростова-на-Дону, Таганрога, Сочи и прилегающих к Сочи районов.

Все высланные с указанных территорий по прибытии к месту назначения брались на персональный учет и под гласный надзор. Паспорта у высланных отбирались, гасились специальным штампом и приобщались к личным делам. Взамен отобранных паспортов выдавались удостоверения на право проживания в данной местности. Сроки явки на регистрацию высланных устанавливались городскими, районными отделами (отделениями) НКВД с учетом оперативной необходимости и расстояния от места проживания высланных до органа НКВД. Всякие передвижения данной категории высланных разрешались: а) в пределах района - начальником районного отдела (отделения) НКВД; б) в пределах края (области) - начальником управления НКВД; в) за пределы края (области) - НКВД СССР.

1 Архив МВД РМЭ, циркуляры НКВД СССР. Д. 41. Л. 53.

2 Архив МВД РМЭ, приказы НКВД СССР. Д. 11. Л. 158-166.

3 Там же, циркуляры НкВД СССР. Д. 66. Л. 85.

70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.