БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. СЗ РФ 2003. № 40. Ст. 3822.
2. ТихомировЮ.А. Публичное право. - М., 1995. - С. 25.
3. РуссоЖ.-Ж. Трактаты. - М., 1969. - С. 171.
4. Хабриева Т.Я. Современная конституция и местное самоуправление // Журнал Российского права. 2005. № 4. С. 18.
5. Токвиль А. Демократия в Америке. - М., 1992.
6. Чиркин В.Е. Об объекте конституционного регулирования // Государство и право. 2005. № 4. С. 5-8.
7. Андреева О.А. Стабильность и нестабильность в контексте социокультурного развития. - Таганрог, 2000.
8. Пылин В.В. Референдум: правовое регулирование и реализация // Правоведение. 2002. № 6. С. 69.
9. Нудненко Л.А. Конституционное право гражданина Российской Федерации на референдум и международные стандарты // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 1. С. 21.
Н.Б. Ельчанинова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ О ДОМЕННЫХ ИМЕНАХ
В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Сегодня уже ни у кого не возникает сомнений, что домен является неотъемлемой частью функционирования компьютерной сети Интернет в привычном для пользователя виде. Краткое описание этого функционирования может быть сведено к следующему. Каждый компьютер, подключенный к сети, имеет уникальный IP-адрес, по которому происходит поиск и взаимодействие компьютеров в сети. IP-адрес представляет собой последовательность из четырех чисел, разделенных точками. Для удобства запоминания и восприятия была создана доменная система имен (Domain Name System - DNS) [1], позволяющая сопоставлять абстрактное символьное имя (site.ru) конкретному IP-адресу в сети (198.198.68.200).
Символьное имя включает в себя несколько доменных имен, разделенных точками. Крайний правый - домен верхнего уровня, далее, справа налево, следуют имена доменов второго уровня и так далее. Например, в записи «femp.tsure.ru» ru -домен верхнего (первого уровня), tsure - домен второго уровня, а femp - третьего.
На сегодняшний день в мире зарегистрировано более 60 млн доменов, из них большая часть приходится на домены общего пользования, остальные - национальные домены. Лидером регистрации является домен com (30 млн). На домен net приходится около 5 млн, а на org - 3 млн зарегистрированных доменов. В лидерах национальных доменов второго уровня - немецкий «.de» и английский «.uk», в них число доменов измеряется миллионами. На российский домен «.ru» приходится около 300 тысяч доменных имен [2].
Как правило, в качестве наименования домена используется какое-либо краткое словесное обозначение, отождествляемое пользователем с владельцем домена. Это фрагмент наименования или товарного знака для юридических лиц и фамилия или псевдоним для физических лиц. Помимо этого, как те, так и другие регистрируют более общие наименования доменов (car.ru, auto.ru), номера своих телефонов (344586.ru) и иные обозначения.
Кроме добросовестных, существует другая категория пользователей: те, кого именуют международным термином «киберсквоттеры» (от английского squatter - незаконно вселившийся в дом). По сути, это лица, как физические, так и юридические, пытающиеся извлечь выгоду из регистрации доменного имени. Такие лица регистрируют домены, к которым не имеют прямого отношения, с целью их дальнейшей перепродажи. Разумеется, киберсквоттеры тщательно выбирают домены, на которых можно заработать, и регистрируют в первую очередь имена, созвучные с известными товарными знаками или просто общеупотребимые слова, то есть легкие для запоминания домены.
Проблематика доменных споров, порожденных конфликтами, возникающими между доменами и товарными знаками, как и почти все, что связано с сетью Интернет, пришла к нам из-за рубежа. Одним из первых инцидентов в мировой истории доменных споров был конфликт вокруг домена mcdonalds.com, зарегистрированного американским журналистом и предложенного в 1994 г. компании McDonalds в обмен на благотворительные расходы [3]. За этим примером последовали другие. Уже к концу 1994 г. 14 % доменов из 500 наиболее известных американских компаний были зарегистрированы посторонними для них людьми.
Во времена бума дот-комов (.com) некоторые доменные имена продавались за миллионы долларов. Например, в конце 1999 г. домен business.com был куплен за $7,5 млн, а loans.com - за $3 млн в конце 2000 г. Однако бесчисленное множество других доменных имен остались невостребованными, и после краха дот-комов, когда пришло время их перерегистрировать, киберсквоттерам пришлось избавляться от них примерно по $30 за каждый.
Одно из направлений деятельности киберсквоттеров основано на вариантах написания того или иного домена или возможных ошибках в наборе как самого имени, так и в написании домена. Экономический расчет прост - человеческий фактор имеет место, и ошибки в наборе суперпосещаемых доменов будут всегда, а значит, и устойчивая посещаемость доменов-двойников, на которых размещена реклама, тоже будет. Реклама, размещаемая на подобных доменах, вполне способна окупить затраты киберсквоттера на содержание домена, независимо от того, удастся ли его когда-либо продать или нет. Этот вид деятельности называется тайпсквоттинг (от английского type - печатать).
Примерами доменов-двойников являются microsoft.ru и micros0ft.ru (написание через ноль), skoda.ru и shkoda.ru, kommersant.ru и commersant.ru, www.lenta.ru и wwwlenta.ru, www.nike.ru и wwwnike.ru и многие другие (на первом месте указано правильное написание). Примечательно то, что только на основе последней «ошибки» (пропуска точки после www) в России зарегистрировано более 130 доменов.
Российская судебная практика в области доменных споров переживала несколько этапов развития [4]. Первые отечественные иски подавались с требованиями о запрете использовать (регистрировать) имена доменов, содержащие фирменное наименование истцов. Первоначальные попытки предъявлять иск к Российскому НИИ Развития Общественных Сетей (РосНИИРОС), администратору домена RU, заканчивались провалами, что полностью соответствует мировой практике, в соответствии с которой организации, осуществляющие регистрацию доменов, либо не участвуют в спорах о доменных именах, либо привлекаются в качестве третьих лиц. Администраторы национальных доменов не несут в силу своего правового положения ответственности за действия киберсквоттеров. В случае необходимости по ходатайству заинтересованной стороны регистрирующая организация может предоставить суду достоверную информацию о регистрации доменного имени.
С учетом сказанного, дальнейшие иски заявлялись правообладателями непосредственно к киберсквоттерам. РосНИИРОС, преимущественно, фигурировал в них как третье лицо. Обобщая решения по первым судебным делам, основанным на конфликте «домен - товарный знак», можно сказать, что владельцам товарных знаков, как минимум, удавалось запретить использование доменов, сходных с товарными знаками, а в некоторых случаях истцы не только добились прекращения использования домена, но и получили право на администрирование домена.
Прекрасно понимая положение правообладателей и законодательную неурегулированность этой проблемы, РосНИИРОС взял инициативу на себя и 10 апреля 2002 г. внес изменения в «Регламент и тарифы на услуги по регистрации доменов второго уровня в зоне ги», предоставив правообладателям на основе вынесенного судебного решения возможность в приоритетном порядке зарегистрировать домен на свое имя.
Изменения в Регламенте коснулись оснований аннулирования регистрации доменных имен. Эти изменения упростили процедуру исполнения судебных решений для тех лиц, чьи права были признаны нарушенными в судебном порядке в результате использования администратором доменного имени объекта, правами на который обладает истец. Пункт, касающийся аннулирования регистрации доменного имени, в новой редакции звучит следующим образом:
«Регистрация доменного имени аннулируется до истечения срока действия регистрации в следующих случаях:
• по письменному заявлению Администратора домена;
• по вступившему в законную силу решению суда, признающему администрирование домена его Администратором нарушением прав истца и/или запрещающему использование в доменном имени обозначения, правами на которое обладает истец.
При этом преимущественным правом на регистрацию аннулированного домена обладает лицо, чьи права суд признал нарушенными. Для реализации преимущественного права указанное лицо обязано направить в РосНИИРОС письменное заявление о регистрации доменного имени в течение тридцати календарных дней со дня аннулирования регистрации».
Переломным моментом в истории отечественной судебной практики рассмотрения доменных споров является 2003 г., когда вступили в силу поправки к Закону РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (далее - Закон о товарных знаках) [5]. Если до этого основания иска базировались на нарушении прав на фирменное наименование, товарный знак, на недобросовестной конкуренции, то после принятия поправок к закону истцы обращаются в суд только с исками по поводу нарушений прав на товарный знак.
В новой редакции закона пункт, посвященный нарушениям прав правообладателя товарного знака, выглядит так: «Нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения ... в сети Интернет, в частности, в доменном имени и при других способах адресации» [6].
Однако вскоре практика показала, что и данная формулировка закона не лишена недостатков [7].
Среди основных недостатков новой формулировки Закона о товарных знаках особенно можно выделить два:
• во-первых, закон способствует так называемому «обратному захвату», то есть когда появляется желание захватить какой-то чужой домен, то регистрируется сходный товарный знак и подается иск в суд с требованием отобрать понравившееся доменное имя;
• во-вторых, следуя закону, владелец товарного знака может добиться передачи прав на доменное имя в судебном порядке только при благоприятном стечении ряда обстоятельств, прежде всего, лишь в том случае, если доказано использование домена в отношении товаров и услуг того класса, для которых осуществлена регистрация товарного знака.
Поэтому закон скорее усложняет, чем упрощает защиту прав владельцев товарных знаков. Иначе говоря, в суд правообладатели обращаются только в случаях, когда владельца домена удалось уличить в размещении на домене информации о товарах и услугах, по классам которых зарегистрирован товарный знак. Во всех остальных случаях домены, как правило, выкупаются. Диапазон сумм, за которые правообладатели товарных знаков выкупают сходные домены, составляет в России от 2000 до 13000 долларов США.
Кроме перечисленных недостатков, новая редакция закона «оставляет за бортом» все иные (не менее достойные охраны) средства индивидуализации физических и юридических лиц. Почему, например, ЗАО «Иванов» с одноименным товарным знаком имеет больше оснований владеть доменом ivanov.ru, чем человек с той же фамилией? По словам юристов ЯИ-СЕМТЕК, в России не существует судебной практики разрешения споров об использовании фамилий в доменных именах. Фамилия и имя товарным знаком не являются, по крайней мере, до тех пор, пока они не зарегистрированы в таком качестве. Обладатель фамилии может предъявить претензии владельцу соответствующего домена только в том случае, если на сайте появляется информация, нарушающая права того или иного лица (например, оскорбляющая его честь и достоинство). Строго говоря, эта проблема характерна для всего интернет-сообщества. Так, только регистрация имени в качестве товарного знака позволила всемирно известным актрисе Джулии Робертс, певицам Мадонне и Селин Дион отсудить свое доменное имя.
Отдельной проблемой при обращении в суд по поводу доменных споров является установление надлежащего ответчика и обеспечение доказательств. Из доменного имени не следует напрямую имя администратора сайта, т. е. ответчика.
Администратор домена с момента внесения его имени в базу данных Рос-НИИРОС лично отвечает за использование домена, в том числе в незаконных целях, вне зависимости от того, кем осуществляется использование домена.
Имя или фирменное наименование администратора домена можно узнать в базе данных РосНИИРОС, воспользовавшись WhoIs-сервисом. В получаемой справке содержится адрес граждан или место нахождения организации, наименование провайдера и адреса Б^-серверов, иная полезная для обращения в суд и нахождения ответчика информация.
Что касается обеспечения доказательств, то оптимальным на данный момент способом является заверение у нотариуса интернет-страниц. Простая распечатка страницы (без нотариального заверения) судом в качестве доказательства, как правило, не признается. Доказательства, обеспеченные нотариусом, должны признаваться допустимыми, если они получены с соблюдением норм процессуального права.
Лицо, заинтересованное в заверении правонарушений (например, использования доменного имени для размещения под ним сайта с предложением к продаже товаров, в отношении которых истцу предоставлена правовая защита в соответствии с Законом о товарных знаках), составляет на имя нотариуса запрос, в котором просит удостоверить факт нахождения такой информации по определенному адресу в сети Интернет.
При этом в запросе указываются: цель обеспечения доказательств, адрес страницы в сети Интернет, реквизиты документа. Желательно указать заголовок текста или графической информации, ее месторасположение на интернет-странице, конкретные цитаты, которые будут использованы в иске, жалобе или заявлении.
В протоколе осмотра страницы целесообразно указать, каким образом нотариус получил к ней доступ, то есть описать последовательность действий, которые совершены нотариусом для получения экранного изображения интересующей страницы.
Нотариус находит страницу, распечатывает ее, убеждается в наличии материала с указанными реквизитами. Если в запросе фигурировали определенные слова и выражения, проверяет их наличие в распечатанном экземпляре. Желательно, чтобы на распечатке в автоматическом режиме были отражены дата печати и адрес файла, а интернет-страница была распечатана полностью, в той форме, в какой она предстает перед посетителем сайта.
Сверив адрес страницы и реквизиты текста или объекта, нотариус составляет протокол нотариального действия - обеспечения письменного доказательства путем доступа к странице в сети Интернет и последующего ее осмотра в порядке, установленном п. 18 ст. 35 и ст. 102, 103 Основ законодательства о нотариате [8]. Распечатанные страницы прилагаются к договору.
В доменах общего пользования (com, net, org и т.п.) получила широкое распространение процедура UDRP (Uniform Domain Name Dispute Resolution Policy -Единая политика рассмотрения споров о доменных именах) [9]. Это сравнительно недорогая и быстрая процедура разрешения доменных споров, разработанная Всемирной Организацией Интеллектуальной Собственности (ВОИС). Ее суть сводится к тому, что заявитель (истец) должен доказать три факта:
1. Доменное имя ответчика идентично или сходно до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания заявителя (истца).
2. У владельца домена (ответчика) нет прав или законных интересов в отношении доменного имени.
3. Доменное имя было зарегистрировано и используется недобросовестно.
На основе UDRP рассматриваются более тысячи дел ежегодно [10]. В таких
спорах наши соотечественники несколько раз были истцами и более 100 раз ответчиками. В частности, в 2005 г., основываясь на этой процедуре, домен kasparov.org был передан известному шахматисту Гарри Каспарову.
Таким образом, как показал проведенный анализ действующего законодательства и судебной практики:
• законодательство не содержит понятия доменного имени (домена) и не регулирует правоотношения по поводу этого объекта интеллектуальной собственности;
• отсутствие законодательного определения этого объекта усложняет определение предмета судебного спора при наличии возможности регистратора доменов в зоне ru заменить этот термин каким-либо другим;
• исходя из выполняемой доменным именем на сегодняшний день функции, оно является средством индивидуализации неурегулированным, но законодательно допустимым;
• попытки в теории и практике обосновать притязания на доменное имя нарушением прав на фирменное наименование (наименование юридического лица) не имеют под собой достаточной почвы;
• предпринятая законодателем попытка ввести в ст. 4 Закона о товарных знаках в сферу незаконного использования товарного знака его размещение «в сети Интернет, в частности, в доменном имени и при других способах адресации» не является решением и противоречит общепринятой мировой практике;
• новая редакция ст. 4 Закона о товарных знаках не только неоправданно выделила товарные знаки из числа средств индивидуализации, сходных с доменным именем, но и существенно затруднила защиту своих интересов обладателями прав на товарные знаки;
• взятая российским регистратором доменных имен на себя инициатива по спасению обладателей прав на одноименные доменам товарные знаки в виде новой редакции регламента регистрации доменов «регистрация доменного имени аннулируется до истечения срока действия регистрации по вступившему в законную силу решению суда», хотя и оправдана, но не имеет под собой достаточной правовой базы и не соответствует норме закона, допускающей только прекращение нарушения прав на товарный знак.
Из всего сказанного следует, что правовые проблемы, порожденные сетью Интернет, есть и в «доменной» сфере. Конфликты, связанные с доменными именами, почти всегда происходят вокруг широко известных фирменных наименований, товарных знаков, фамилий людей и других средств индивидуализации физических и юридических лиц. Деятельность киберсквоттеров вызывает справедливые нарекания у обладателей одноименных сходных средств индивидуализации, которые чаще предпочитают выкупать домены у киберсквоттеров, чем обращаться в суд за защитой своих прав из-за отсутствия в нашей стране законодательства о доменных именах.
Эти выводы предполагают как внесение соответствующих законодательных инициатив, так и совершенствование правоприменительной практики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Калятин В.О. Доменные имена. - М., 2002.
2. Серго А.Г. О некоторых подходах к правовому регулированию доменного имени // Информационное право. 2005. № 1.
3. Наумов В.Б. Право и Интернет: очерки теории и практики. - М., 2002.
4. Наумов В.Б. Российская судебная практика по спорам, связанным с использованием сети Интернет // http://www.russianlaw.net/law/doc/a23.htm.
5. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
6. Федеральный закон от 11 декабря 2002 г. № 166 «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"» // СЗ РФ, 2002, № 50. Ст. 4927.
7. Серго А.Г. О внесенных изменениях в ст.4 Закона о товарных знаках // Кодекс-info. 2003. № 1-2.
8. Основы законодательства РФ о нотариате (утверждены ВС РФ № 4462-1 от 11 февраля 1993 г.).
9. UDRP: Единая политика рассмотрения споров о доменных именах // http://www.internet-law.ru/intlaw/udrp/rules-r.htm.
10. Садыгов З.Г. Практика разрешения доменных споров в Германии // Закон и право. 2006. № 1.