Научная статья на тему 'Правовое регулирование создания и функционирования акционерных обществ в период НЭПа'

Правовое регулирование создания и функционирования акционерных обществ в период НЭПа Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
672
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛИРОВАНИЕ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ В ПЕРИОД НЭПА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование создания и функционирования акционерных обществ в период НЭПа»

10.8. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ В ПЕРИОД НЭПА

Рыжик А.В., преподаватель кафедры теории и истории государства и права; истории политических и правовых учений

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

В статье особое внимание уделено процессу создания и деятельности акционерных обществ, исследована практика функционирования акционерных обществ в соответствии с Положением СНК 1927г. Сделаны выводы, которые актуальны и в современных условиях.

Создание современной рыночной экономики в Российской Федерации обусловило появление большого количества акционерных обществ. Ежегодно образуются новые акционерные общества на базе федеральных государственных унитарных предприятий, создаются холдинги, корпорации, концерны, которые по организационно-правовой форме являются акционерными обществами.

Акционерное общество представляет собой сложную правовую конструкцию, которая формировалась на протяжении не одного столетия, однако именно в период НЭПа, т.е. в 20-е годы ХХ века, законодатель столкнулся с задачами правового регулирования деятельности частных организаций в условиях многоукладной экономики. К числу таких организаций относится акционерное общество. Нечто подобное происходит и в современной России. Таким образом, анализ законодательной основы создания и функционирования акционерных обществ в период НЭПа представляется актуальным.

Декретом от 23 ноября 1920 года СНК РСФСР определил курс на восстановление промышленности страны с помощью привлечения иностранного капитала, частных предприятий, акционерных обществ, кооперативов1. С провозглашением в марте 1921 г. перехода к новой экономической политике было разрешено создание и деятельность акционерных обществ.

1922 год стал переломным в деятельности акционерных обществ. 15 февраля этого года при Совете Труда и Обороны РСФСР была образована комиссия по делам смешанных обществ, рассматривавшая предложения об учреждении акционерных обществ всех типов. В апреле 1922 года СНК издает Декрет «Об учреждении Главного комитета по делам о концессиях и акционерных обществах при СТО» (Глав-концесскома). На этот орган возлагалась обязанность рассмотрения проектов концессий и уставов акционерных обществ с учетом рекомендаций Совнаркома по их утверждению (в марте 1923 года Главконцесском был переподчинен СНК). В августе 1922 года СТО РСФСР принимает Временные правила о порядке утверждения и деятельности акционерных обществ, об ответственности учредителей и членов правления.

1 Декреты Советской власти. Т. 11. - М., 1983. С. 251.

Этими актами впервые была закреплена правовая основа деятельности акционерных обществ, порядок их учреждения и функционирования. 31 октября 1922 г. постановлением IV сессии ВЦИК был утвержден Гражданский кодекс РСФСР (далее - ГК РСФСР 1922), в котором глава V была посвящена вопросам организации и деятельности акционерных обществ.

Принятый в 1922 году Гражданский кодекс РСФСР стал основным нормативным актом, определявшим правовое положение акционерных обществ в период НЭПа.

В силу статьи 322 ГК РСФСР 1922 года акционерным (или паевым) признавалось товарищество (общество), которое учреждалось под особым наименованием с основным капиталом, разделенным на определенное число равных частей (акций) и по обязательствам которого отвечало только своим имуществом2. В Кодексе не проводилось различий между акционерным обществом и паевым товариществом.

Статьей 323 ГК РСФСР 1922г была утверждена концессионная система возникновения акционерных обществ, что вновь определило специфику российского акционерного законодательства по отношению к западному, где на тот период всецело распространилась явочная система учреждения акционерных компаний. Устав акционерного общества в обычных условиях утверждался Советом Труда и Обороны и лишь при наличии вопроса о концессии или иностранном капитале

- Советом Народных Комиссаров, что в той экономической ситуации было вполне оправданным. В уставе обязательства определялись: цель и направление деятельности общества, местонахождение его правления, срок, на который учреждалось общество, если оно носило срочный характер, размер и порядок образования основного капитала, цена и порядок оплаты акций, органы управления общества и порядок прекращения его деятельности3.

Согласно ст. 324 ГК РСФСР 1922 количество учредителей акционерного общества должно было быть не менее 5. В их качестве могли выступать как физические, так и юридические лица. Минимальное количество акций, которые учредители были обязаны распределить между собой, составляло, в соответствии со ст. 326 ГК РСФСР 1922 г., одну десятую часть основного капитала общества. Минимальное количество акций, которые могли быть распределены между учредителями, в законе не установлено Практика же допускала распределение между учредителями 100 % акций, хотя это и противоречило смыслу ст. 332 ГК РСФСР 1922 г. о комиссии по проверке отчета учредителей и несколько обесценивало значение запрета ст. 326 ГК РСФСР 1922 отчуждать гарантированный минимум акций.

Учредителями акционерного общества заключали договор, который регулировал отношения между ними. Объем и содержание этого акта оставался открытым.

Статья 338 ГК РСФСР 1922 г. признавала акционерным обществом юридическое лицо со дня его государственной регистрации, о которой уведомлялось публикацией. До публикации о регистрации общества, учредители могли действовать от его имени, хотя будущее общество этими действиями не было связано, причем

2 Гражданский кодекс РСФСР. - М., 1925. С. 25. Ст. 322

3 Акционерные общества и товарищества в торговле и промышленности (сборник действующих узаконений с критическим комментарием и приложением примерного устава акционерного общества и договором полного товарищества) / Сост. И.Л. Брауде. - Пг. ВСНХ, 1923. С. 46.

в случае неодобрения этих действий общим собранием вновь образованного акционерного общества, учредители несли солидарную ответственность пред третьими лицами в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 339 ГК РСФСР 1922 г.

В ГК РСФСР 1922 г. детальное закрепление получил институт ответственности органов управления акционерным обществом.

Ответственность учредителей, членов правления, ревизионной комиссии носила личный характер: они выступали по отношению к обществу или его кредиторам как солидарные должники. Это отступление от классической конструкции акционерного общества во многом и предопределяло специфику акционерного права периода НЭПа4. Так, согласно ст. 340 Гражданского кодекса РСФСР учредители акционерного общества подлежали солидарной ответственности в течение года со дня регистрации общества как перед обществом, так и перед отдельными акционерами за причиненные убытки. В частности считалось что о недостаточной степени ответственности свидетельствуют случаи, когда убытки были причинены сообщением неверных сведений в подписных листах, объявлениях о подписке, а также в представленных общему собранию расчетах, касающихся размера вознаграждения за труд, издержек по учреждению общества или оценки имущества, переданного обществу учредителями.

Солидарной ответственности перед обществом, отельными акционерами и кредиторами общества за причиненные убытки, в случае если таковые не могли быть взысканы с учредителей, подлежали члены правления и ревизионной комиссии, допустившие небрежность при проверке действий учредителей.

Размер основного капитала общества должен был составлять не менее 100 тыс. рублей золотом, а минимальная нарицательная цена акции — 100 руб. золотом, что в условиях той экономической ситуации являлось сдерживающим фактором, как возможности возникновения акционерных обществ, так и числа его акционеров. Ввиду этого допускались отступления от указанных ограничений. Уменьшение названных лимитов в обязательном порядке подлежало утверждению соответствующим органом государственной власти. Вопросы изменения устава, увеличения или уменьшения акционерного капитала, ликвидации общества, выпуска облигационных займов и др. решались большинством в две трети голосов на общих собраниях акционеров (при условии, что на собрании

присутствовали акционеры, представляющие не менее половины уставного капитала). Предусматривался выпуск именных акций. Акции на предъявителя допускались лишь в случае, когда это было предусмотрено уставом. Каждая акция предоставляла ее собственнику право участия в общем собрании и право голоса. Акционеры обладали числом голосов соразмерно числу принадлежащих им акций. Вместе с тем, в уставах могло быть установлено минимальное количество акций, дающее право голоса, либо ограничение числа голосов, предоставляемых одному акционеру. Право голоса могло быть передано другому акционеру посредством письменного заявления на имя правления или председателя общего собрания.

4 Кушнирук А.С. Основные закономерности становления и раз-

вития акционерного права в России. Дис. ... канд. юрид. наук. -М., 2005. С. 71.

Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. устанавливал следующие органы управления акционерным обществом:

1) общее собрание акционеров;

2) правление;

3) ревизионная комиссия;

4) совет, - в случае, если он предусматривался уставом общества.

Общее собрание могло быть обыкновенным и чрезвычайным. Обыкновенные собрания созывались правлением не реже одного раза в год для рассмотрения и утверждения годового отчета, для избрания директоров, членов ревизионной комиссии, для определения дивиденда по акциям и других вопросов, предусмотренных уставом. Чрезвычайные собрания созывались правлением по собственному усмотрению или по требованию совета, ревизионной комиссии или акционеров, владеющих в совокупности не менее одной двадцатой части основного капитала.

Гарантией соблюдения прав меньшинства акционеров было установление следующей нормы в Гражданском кодексе РСФСР 1922 г.: в случае неисполнения правлением в течение двух недель заявления акционеров, владеющих одной двадцатой части основного капитала, о созыве общего собрания каждому заявителю (из указанного числа) предоставлялось право в течение одного месяца обратиться в народный суд с просьбой о созыве общего собрания. Акционеру предоставлялось право обжалования решений общего собрания, если они принимались с нарушением закона или устава. Общее собрание признавалось состоявшимся в случае присутствия акционеров, представляющих в совокупности не менее одной третьей части основного капитала. Решения на общем собрании принимались простым большинством поданных голосов.

Правление общества формировалось не менее чем из трех членов (директоров) и от одного до трех кандидатов к ним, избираемых общим собранием на срок не свыше трех лет из числа акционеров или посторонних лиц. Правление осуществляло управление делами общества, было его представителем в суде, во взаимоотношениях с государственными органами, юридическими и физическими лицами. Правление могло заключать все сделки, входящие в компетенцию общества. Членам правления вменялось в обязанность проявлять необходимую заботу об интересах общества за убытки, причиненные неудовлетворительным выполнением возложенных на них обязанностей, они отвечали как солидарные должники перед обществом, а в случае несостоятельности последнего - перед кредиторами общества. Так, в силу ст. 356 ГК РСФСР 1922 г., при исполнении своих обязанностей члены правления должны проявить необходимую заботливость. За убытки, при чиненные нарушением возложенных на них обязанностей, они отвечают как солидарные должники перед обществом, а в случае несостоятельности последнего - перед кредиторами общества и перед отдельными акционерами. Данная статья давала кредиторам акционерного общества право требовать уплаты долга от членов правления несостоятельного общества, которые своими действиями причинили убытки обществу.

Ревизионная комиссия избиралась на один год и состояла из трех или более акционеров. При этом меньшинство акционеров, владеющее не менее чем одной десятой частью основного капитал, было вправе потребовать избрания из своей среды одного члена ре-

визионной комиссии. На ревизионную комиссию возлагалась проверка ежегодного отчета правления о составе имущества, смет и иной отчетности общества. В случае нарушения возложенных на членов ревизионной комиссии обязанностей пред обществом и причинения в связи с этим убытков обществу, члены ревизионной комиссии также несли бремя солидарной ответственности. Аналогичная норма действовала в ГК РСФСР 1922 г. и в отношении членов совета общества (ст. 361 ГК РСФСР 1922 г.). Членами ревизионной комиссии могли быть только акционеры (ст. 360 ГК РСФСР). Данное требование относилось также и к совету, хотя ст. 361 на это не указывала. Вопросы, касающиеся числа членов совета, порядка их избрания и компетенции совета оговаривались в уставе акционерного общества. Совет учреждался лишь в крупных акционерных обществах с большим количеством участников или лиц, владевших крупными предприятиями. На практике совет осуществлял наблюдение за деятельностью правления общества5.

Прекратить свою деятельность акционерное общество могло по следующим основаниям:

1) в связи истечением срока, если оно носит срочный характер, как, например, концессионное;

2) в связи с постановлением общего собрания о слиянии с другим обществом или о его прекращении, принятым не менее чем двух третей голосов, представляющих менее чем одной трети основною капитала (ст. 353);

3) в случае несостоятельности, признанной судом;

4) по постановлению Правительства, если: а) акционерным обществом нарушена цель, ради которой оно создано, б) деятельность органов общества находится в противоречии с интересами государства (ст. 364 ГК РСФСР 1922 г.).

Именно этот последний пункт явился наглядным подтверждением нового подхода законодателя к регулированию деятельности акционерных обществ в новых экономических условиях.

Если акционерное общество ликвидировалось не вследствие несостоятельности, ликвидаторы избирались общим собранием. При промедлении в избрании ликвидаторов по просьбе акционеров, представляющих 1/2 капитала, а также при ликвидации в случае несостоятельности общества, ликвидаторы назначались судом. По окончании ликвидации ликвидаторы могли вступать в новые сделки, соответствующие целям ликвидации. Отчуждение строений при принудительной ликвидации осуществлялось с торгов. По окончании ликвидации ликвидаторы отчитывались общему собранию, а если ликвидация продолжалось более 1 года, то отчет предоставлялся ежегодно (ст. 309). Ликвидационный остаток распределялся между акционерами после удовлетворения требований всех кредиторов через год после завершения ликвидации (ст. 366).

Таким образом, характеризуя Гражданский кодекс РСФСР 1922 года, можно констатировать, что он был актом, адекватно и обстоятельно регулировавшим порядок образования и деятельности акционерных обществ, формирование, компетенцию и ответственность их органов управления в новых экономических условиях. Гк РСФСР 1922 г., служил стабильной базой для создания и деятельности акционерных обществ,

5 Гражданский кодекс РСФСР. Научно-практический комментарий / Под ред. А.Г. Гойхборга и И.Г. Коленца. - М.-Мг., 1925. Ст. 361. С. 404.

которых на начало 1925 года насчитывалось свыше 150. Однако сложившиеся методы управления, организационная структура и финансово-экономический механизм акционерного предпринимательства стали втягиваться в полосу кризиса. Все больше усиливалось государственное вмешательство в деятельность акционерных обществ. Кризис усугублялся политикой ограничения сферы использования товарно-денежных отношений, отсутствием единого экономического комплекса, сочетающего в себе как интересы государства, так и интересы трудовых коллективов, акционеров и арендаторов. Судьба акционерного предпринимательства в России предопределялась идеологизированными оценками НЭПа как явления, чуждого социализму. Практически отношение к акционерному предпринимательству в целом было негативным.

Усиленно внедрявшиеся административные методы не позволяли развиваться экономике на принципах предпринимательства. Это приводило к свертыванию деятельности акционерных обществ. Считалось, что только монопольное крупное государственное производство (при небольшом количестве кооперативных предприятий) может быть непременным условием победы социализма6.

17 августа 1927 г. ЦИК и СНК СССР утвердили Положение об акционерных обществах7 (далее - Положение 1927 года), которое обобщало накопленный опыт деятельности акционерных обществ. Все акционерные общества обязывались не позднее 1 апреля 1928 г. привести свои уставы в соответствие с этим Положением.

В соответствии с Положением 1927 года под акционерным обществом (паевым товариществом) понималось юридическое лицо, действующее на основе особого устава с уставным (основным) капиталом, разделенным на определенное число равных частей (акций, паев). Акционеры (пайщики) не отвечали по обязательствам акционерного общества, а оно не отвечало по обязательствам акционеров.

Положение 1927 года предусматривало, что акционерное общество может быть учреждено лишь для осуществления определенной хозяйственной деятельности, точно указанной в его уставе.

Акционерные общества делились на государственные, смешанные и частные, исходя из формы собственности вкладов участников акционерного общества или, иначе, исходя из видов участников общества. При этом акционерное общество считалось государственным, если все его акции принадлежали исключительно государственным предприятиям или учреждениям, то есть государственное акционерное общество являлось видом государственного предприятия, чье имущество, однако, с точки зрения права находилось не в собственности государства, а в собственности акционерного общества.

Акционерное общество признавалось смешанным, если государственным учреждениям или предприятиям принадлежала либо часть акций общества, составляющая не менее половины его уставного капитала, либо право на замещение не менее половины мест в выборных органах общества, либо право на получение не менее половины дивиденда от деятельности общества.

6 Носов С.И. Акционерное законодательство России: история, теоретический анализ, тенденции развития. - М., 2001. С. 78.

7 Сборник законов СССР. 1927. Отд. 1 № 49. Ст. 500

В соответствии с Положением 1927 года акционерное общество должно было иметь не менее трех учредителей (лиц, создающих акционерное общество). Однако для государственных акционерных обществ обязательный минимум учредителей сокращался до двух учредителей.

Проект устава акционерного общества, подписанный всеми учредителями, представлялся в компетентные органы для утверждения или направлялся в Главкон-цесском по принадлежности. В соответствии с требованиями законодательного акта устав должен был содержать следующие положения: фирменное наименование общества и предмет его деятельности; наименование учредителей и их гражданство; местонахождение правления; срок существования общества; размер уставного капитала, число акций и их цена; порядок размещения акций общества; категории акций общества; предельный размер начислений на акции для покрытия организационных расходов учредителей и сроки их уплаты; размер резервного и специального капиталов общества, порядок их образования; права акционеров; указание органов управления общества, предметов их ведения, порядка их деятельности; порядок отчетности органов управления; порядок распределения прибыли; основания и порядок ликвидации общества. В уставе могли содержаться и другие не противоречащие закону положения.

Разрешение вопроса об учреждении акционерного общества, а равно утверждение его устава, согласно Положения 1927 года, производилось СНК СССР по представлению Главного концессионного комитета в следующих случаях: а) если в учреждении общества принимают участие иностранные граждане или иностранные юридические лица, либо, если в уставе акционерного общества предусмотрена возможность приобретения акций иностранными гражданами или иностранными юридическими лицами; б) если устав общества, хотя бы учреждаемого и без участия иностранного капитала, имеет концессионный характер.

Создание акционерного общества согласно Положению 1927 года, проходило следующие этапы: принятие решения учредителями о необходимости создания акционерного общества, разработка проекта его устава; получение согласия полномочного государственного органа на создание акционерного общества; утверждение устава акционерного общества полномочными государственными органами; публикация постановления об утверждении устава общества; размещение акций; проведение предварительного собрания; проведение учредительного собрания и признание общества состоявшимся; государственная регистрация акционерного общества.

Положением 1927 года регулировались и иные вопросы, в частности, отношения, связанные с выпуском и обращением акций. Номинальная стоимость (нарицательная цена) акции не могла быть менее 100 рублей. Однако ЦИК Акции выпускались только именные и неделимые.

В соответствии с Положением 1927 года акционерное общество могло образовывать капиталы: уставный, резервный, амортизационный и иные специальные капиталы, если они предусматривались законом или уставом общества. Уставный капитал не мог составлять менее 100 тыс. рублей. Уставный капитал акционерных обществ, занимающихся поиском, разведкой и добычей золота, а также сопутствующих металлов и минералов, мог составлять и менее 100 тыс. рублей, но не менее 50 тыс.

Положение 1927 г. регламентировало деятельность органов управления акционерного общества и их полномочия. Предусматривалась трехзвенная либо двухзвенная система управления по выбору участников общества. Органами управления акционерного общества являлись: общее собрание акционеров, правление или единоличный директор общества, а также совет, если его создание было предусмотрено уставом. Контролирующим органом являлась ревизионная комиссия.

Высшим органом акционерного общества было общее собрание акционеров. Оно избирало председателя и членов правления (или единоличного директора), председателя и членов совета (если его создание предусматривалось уставом), ревизионной комиссии и назначало им вознаграждения. Собрание рассматривало вопросы изменения и дополнения устава, утверждало годовой отчет, баланс, сметы расходов, распределяло прибыли и определяло способы покрытия убытков. Оно также утверждало инструкции правлению, совету, ревизионной комиссии, решало вопрос о прекращении деятельности общества. Как видим, общее собрание акционерного общества могло решать весьма ограниченный круг вопросов. Правда, допускалось, что конкретным уставом акционерного общества компетенция общего собрания могла быть расширена.

Общие собрания делились на обыкновенные и чрезвычайные. Обыкновенные собрания созывались правлением ежегодно для рассмотрения изложенных выше вопросов. Сроки созыва обыкновенных собраний оговаривались уставом. Чрезвычайные общие собрания созывались правлением по собственному усмотрению, по предложению совета или ревизионной комиссии или по заявлению акционеров, имевших в совокупности не менее 5% уставного капитала, для рассмотрения срочных вопросов, возникших в деятельности общества.

Кворум общего собрания согласно положению 1927 г. мог корректироваться уставом акционерного общества. Собрание считалось правомочным, если на нем присутствовали держатели не менее одной трети акций общества. Решения на общем собрании принимались простым большинством голосов. Вопросы об изменении устава и о прекращении деятельности общества принимались не менее чем двумя третями голосов. При этом кворум составляли акционеры, в совокупности имеющие не менее половины акций. Акционер имел право в течение месячного срока со дня принятия решения общего собрания, нарушающего его права, предъявить к обществу иск об отмене такого постановления.

В случае если явившиеся на собрание акционеры не набирали количества акций, необходимого для проведения общего собрания, допускалась возможность его вторичного созыва. Вторичное собрание признавалось состоявшимся независимо от количества присутствующих акционеров. Решения на таком собрании принимались простым большинством голосов, кроме вопросов для принятия которых требовалось квалифицированное большинство.

Правление избиралось общим собранием акционеров на срок, не превышающий трех лет. В состав правления входило не менее трех человек. На тот же срок избирали от одного до трех кандидатов в члены правления. Членами правления и кандидатами в члены правления могли быть как акционеры, так и другие лица. В компетенцию правления входило управление

делами общества, не входящими в компетенцию общего собрания. Заседания правления считались правомочными при присутствии большинства его членов. Решения принимались простым большинством голосов.

В соответствии с уставом акционерного общества вместо правления могла быть введена должность единоличного директора, который пользовался всеми правами правления. Кроме того, предусматривалась возможность назначения директора-распорядителя, не входящего в состав правления. Лица, состоящие в выборных органах акционерного общества, обязаны были принимать все меры к осуществлению целей, указанных в уставе общества.

За убытки, причиненные бездействием или неправильными действиями выборных лиц, они отвечали перед обществом и отдельными акционерами.

Для общего руководства делами общества и наблюдением за деятельностью правления в уставе могло быть предусмотрено избрание совета. Количество членов совета, их компетенция и порядок деятельности определялись уставом. Таким образом, совет представлял собой орган управления делами общества, действовавший в период между общими собраниями.

Общее собрание акционеров избирало ревизионную комиссию. В состав ревизионной комиссии могли быть избраны акционеры и иные лица на тот же срок, что и правление. Количество членов ревизионной комиссии определялось уставом общества, но не могло быть менее трех человек. Меньшинству акционеров (определяемому уставом общества) предоставлялось право требовать избрания из своей среды одного члена ревизионной комиссии. На ревизионную комиссию возлагалась проверка ежегодного отчета правления, кассы и имущества общества, рассмотрение смет и планов общества, ревизия всего делопроизводства.

Положение 1927 года очень детально регулировало отношения, связанные с прекращением деятельности акционерного общества.

Так, деятельность акционерного общества в соответствии с Положением 1927 года прекращалась: одновременно с ликвидацией его дел и имущества (ликвидация); без ликвидации (реорганизация).

Деятельность акционерного общества прекращалась с ликвидацией его дел и имущества: в связи с истечением срока, на который оно было учреждено; в случае потери более двух пятых уставного капитала, если последний в установленном порядке не изменился (заявление о таком изменении необходимо было подать в месячный срок со дня утверждения баланса, по которому обнаружилась указанная потеря); вследствие принятия решения о банкротстве (несостоятельности) общества; по решению Правительства СССР или союзной республики, если деятельность общества не соответствовала цели, указанной в уставе, и была противной интересам государства (Положение 1927 года не устанавливало, что подразумевалось под понятием «противно интересам государства»), то есть в связи с наличием разрешительной системы акционерные общества ликвидировались не по решению суда, а в силу решения органа, предоставлявшего разрешение на создание общества, или органа, вышестоящего по отношению к данному органу. Общество могло быть ликвидировано.

Деятельность акционерного общества прекращалась без ликвидации его дел и имущества в случае: слияния его с другим акционерным обществом в новое общество или присоединения его к другому обществу; разделения его на два или несколько самостоятельных обществ; преобразования в юридическое лицо другого вида.

Таким образом, как видим, Положение 1927 года во многом воспроизводило нормы Гражданского кодекса РСФСР 1922 г., но более детально регламентировало деятельность акционерных обществ. Однако такая детализация лишь формально была связана с продолжением использования государством акционерных обществ в качестве равноправной с государственной, формы собственности. На самом деле это было началом кризиса акционерных обществ, спровоцированного государственным вмешательством и подавлением частного бизнеса. С этого момента число акционерных обществ сокращается, а их экономическая эффективность и значение в экономике стали падать. С 1929 года, года так называемого «великого перелома», деятельность акционерных обществ была прекращена.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс РСФСР. - М., 1925.

2. Сборник законов СССР. 1927. Отд. 1 № 49.

3. Декреты Советской власти. Т. 11. - М., 1983.

4. Акционерные общества и товарищества в торговле и промышленности (сборник действующих узаконений с критическим комментарием и приложением примерного устава акционерного общества и договором полного товарищества) / Сост. И.Л. Брауде.

- Пг. ВСНХ, 1923.

5. Гражданский кодекс РСФСР. Научно-практический комментарий / Под ред. А.Г. Гойхборга и И.Г. Коленца. - М.-Пг., 1925.

6. Кушнирук А.С. Основные закономерности становления и развития акционерного права в России. Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005.

7. Носов С.И. Акционерное законодательство России: история, теоретический анализ, тенденции развития. - М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.