Научная статья на тему 'Правовое регулирование развития системы налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства'

Правовое регулирование развития системы налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
страховые взносы / государственные внебюджетные фонды / кривая Лаффера / баланс интересов / налоговые правоотношения. / insurance premiums / state extra-budgetary funds / Laffer curve / balance of interests / tax legal relations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воробец Александр Андреевич, Зотцев Данил Владимирович

В статье авторы анализируют современное российское законодательство о налогах и сборах с целью выявления относительной неэффективности совокупности правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства. Актуальность затронутой проблематики связана со значительной ролью именно таких субъектов в формировании гражданского оборота и экономическом развитии государства. Авторы выявляют последствия действующего налогового законодательства, негативно влияющего на осуществление субъектами малого и среднего предпринимательства своей предпринимательской деятельности. Исследование затрагивают ретроспективный и перспективный аспекты реализации налогово-правовых норм. Особое внимание уделяется правовым вопросам о страховых взносах по обязательному пенсионному страхованию. Пути решения возникших законодательных проблем предпринимаются исходя из необходимости учета баланса интересов трех значимых социальных групп: работников, работодателей, действующих пенсионеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Воробец Александр Андреевич, Зотцев Данил Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of the development of the taxation system for small and medium-sized businesses

In the article, the authors analyze modern Russian legislation on taxes and fees in order to identify the relative ineffectiveness of the set of legal norms regulating the business activities of small and medium-sized businesses. The relevance of the issues raised is associated with the significant role of precisely such subjects in the formation of civil circulation and economic development of the state. The authors identify the consequences of the current tax legislation, which negatively affects the implementation of their entrepreneurial activities by small and medium-sized businesses. The study covers retrospective and prospective aspects of the implementation of tax and legal norms. Particular attention is paid to legal issues regarding insurance premiums for compulsory pension insurance. Ways to solve emerging legislative problems are taken based on the need to take into account the balance of interests of three significant social groups: employees, employers, and current pensioners.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование развития системы налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства»

Правовое регулирование развития системы налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства

Воробец Александр Андреевич,

магистрант направления «Юриспруденция» Института философии и права Новосибирского национального исследовательского государственного университета E-mail: a.vorobets@g.nsu.ru

Зотцев Данил Владимирович,

магистрант направления «Юриспруденция» Института философии и права Новосибирского национального исследовательского государственного университета E-mail: d.zottsev@g.nsu.ru

В статье авторы анализируют современное российское законодательство о налогах и сборах с целью выявления относительной неэффективности совокупности правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства. Актуальность затронутой проблематики связана со значительной ролью именно таких субъектов в формировании гражданского оборота и экономическом развитии государства. Авторы выявляют последствия действующего налогового законодательства, негативно влияющего на осуществление субъектами малого и среднего предпринимательства своей предпринимательской деятельности. Исследование затрагивают ретроспективный и перспективный аспекты реализации налогово-правовых норм. Особое внимание уделяется правовым вопросам о страховых взносах по обязательному пенсионному страхованию. Пути решения возникших законодательных проблем предпринимаются исходя из необходимости учета баланса интересов трех значимых социальных групп: работников, работодателей, действующих пенсионеров.

Ключевые слова: страховые взносы, государственные внебюджетные фонды, кривая Лаффера, баланс интересов, налоговые правоотношения.

S2

со см о см см

Анализируя современное российское законодательство о налогах и сборах, можно обнаружить его относительную неэффективность в правовом регулировании предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Актуальность затронутой проблематики связана со значительной ролью именно таких субъектов в формировании гражданского оборота и экономическом развитии государства. Общее количество коммерческих юридических лиц на ноябрь 2023 года (по данным ФНС России) составляет 2.642.438 [1], из них субъектов малого и среднего предпринимательства - 2.249.604 [2] (85,1%), а субъектов крупного предпринимательства - 392.834 (14,9%), что указывает на преобладание субъектов малого и среднего предпринимательства в секторе экономики и зависимость экономики государства от их деятельности.

Существенной проблемой налогообложения является формирование и установление тарифов страховых взносов, субъектами уплаты которых являются только работодатели, сами работники не участвуют в процессе их отчисления в Фонд пенсионного и социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, их заработная плата не подлежит принудительному удержанию в счет данных страховых взносов. В соответствии с ч. 3 ст. 425 НК РФ [3], с 2023 года с прибыли малого и среднего предпринимательства в указанные государственные внебюджетные фонды направляются - 30% (или 15,1%). Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 284 НК РФ [4], субъекты малого и среднего предпринимательства облагаются налогом на прибыль организаций в размере 20%. Дополнительно такие субъекты обязаны выплачивать в Фонд пенсионного и социального страхования РФ страховые взносы в размере до 8,5% (в соответствии с ФЗ от 19.12.2022 № 517 [5], ФЗ от 22.12.2005 № 179 [6]). Общая сумма взимаемых безвозмездных и обязательных налоговых платежей может достигать 58,5% с доходов самого работодателя (38,5%, если не учитывать налог на прибыль организации). В денежном выражении работодатели уплачивают в государственные внебюджетные фонды денежных средств (на 2023 год): Фонд пенсионного и социального страхования РФ - 8.431.709.306,8 тыс. рублей (61,5% бюджета соответствующего внебюджетного фонда) [7], Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - не более 2.705.991.155 тыс. рублей (86,3% бюджета соответствующего внебюджетного фонда) [8]. При этом из федерального бюджета РФ и бюдже-

тов субъектов РФ на 2023 год прогнозировалось выплатить межбюджетных трансфертов только на сумму - 5.708.941.203 тыс. рублей. Общая сумма доходов государственных внебюджетных фондов, получаемых в связи с уплатой только страховых взносов за счет работодателей за 2023 год -11.137.700.461,8 тыс. рублей.

В соответствии с данными Организации экономического сотрудничества и развития и выведенного ей «Индекса лучшей жизни» («Better Life Index» [9]) относительно критерия доходов населения, а также данными Всемирного банка [10] относительно общей суммы налогов со своей прибыли, отчисляемых работодателями-субъектами малого и среднего предпринимательства за своих работников, можно привести следующую статистику: Люксембург (7,4/10 и 15,4% соответственно), США (7/10 и 9,8%), Швейцария (7,5/10 и 17,7%), Великобритания (6,8/10 и 12%), Австралия (7,0/10 и 21%), когда как Россия (5,5/10 и 38,5%).

Сопоставляя приведенную статистику между развитыми государствами, следует использовать экономическую концепцию «Кривая Лаффера» («Laffer curve») для обоснования необходимости снижения налоговых ставок для субъектов малого и среднего предпринимательства. Экономически приемлемые пределы размеров налоговых ставок: 40-50%.

В нынешнем российском правовом регулировании общий размер налоговых ставок, уплачиваемых субъектами малого и среднего предпринимательства превышает 50% с объема их прибыли. У таких субъектов возникают мотивы сокрытия реальных доходов от государства с целью сохранить максимально возможную прибыль, иначе их предпринимательский стимул утрачивается. С этой целью работодатели могут пойти на противоправные действия, в особенности, не соблюдая трудовое и административное законодательство. Например, они могут нарушать требования ч. 2 ст. 15 ТК РФ, ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, а именно уклоняться от заключения трудового договора с работником. При таких обстоятельствах, это совершается с целью сокрытия фактически работающих в штате работодателя лиц и неуплаты за этих лиц со своей прибыли страховых взносов во государственные внебюджетные фонды. Результатом действия такого неэффективного налогового законодательства является ежегодное уменьшение количества коммерческих организаций (по данным ФНС прекратили свою деятельность: на январь 2021-7.080.535 организаций на январь, 2022-7.452.943 организаций, на январь 2022-7.728.599 организаций, на декабрь 2023-7.957.063 организаций).

Поэтому, чтобы достичь цели административного наказания, предусмотренной ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ [11], - предупреждение совершения новых административных правонарушений, и стимулировать работодателей продолжать заниматься предпринимательской деятельностью следует предложить наиболее практико-ориентированные спосо-

бы реформирования действующего законодательства.

Относительно налоговых правоотношений, возникших до 1 января 2023 года, следует указать на следующее. Так как наиболее значительная доля в общем объеме страховых ставок относилась к страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (22% или 10%), то предложенные изменения касаются именно их (п. 1 ч. 2 ст. 425 НК РФ). Кроме того, при решении выявленной проблемы должны учитываться совокупные интересы трех социальных групп: работодатели, работники и действующие пенсионеры.

Интересы работодателей. Уменьшение налогообложения для работодателей способствует аккумулированию больших объемов денежных средств, которые возможно было бы направить на развитие хозяйствующего субъекта, включая повышение производственных мощностей. От действовавших страховых ставок в размере 22% и 10% работодатель выгод не приобретал.

Интересы работников. Увеличение размера заработной платы работников способствует удовлетворению его личных потребностей в настоящее время, а увеличение размера страховой пенсии по старости позволит удовлетворять такие потребности в будущем. От действовавших страховых ставок в размере 22% работник выгоды приобретал, а от 10% - нет.

Интересы действующих пенсионеров. Увеличение страховых ставок страховых взносов, которые уплачивает работодатель за своих работников, не способствует увеличению стоимости одного пенсионного коэффициента (СПК) и дальнейшему увеличению размера страховой пенсии по старости другим пенсионерам. От действовавших страховых ставок в размере 22% и 10% действующий пенсионер выгод не приобретал.

Исходя из вышеизложенного, представитель каждой из трех социальных групп является уникальным и обладает собственным объемом правовых и материальных возможностей. По мнению Н.В. Омелёхиной [12], государству следует придерживаться социально-правового механизма, который гарантирует равные условия реализации данных возможностей (позиция «государство-личности»). Притом что каждая отдельно взятая личность - это источник финансирования достойного уровня жизни всего общества в целом (позиция «личность-государству»).

Определения, которое предоставляло бы единообразное толкование «достойного уровня жизни» в современной юридической науке не наблюдается. Обобщение множества точек зрения по поводу сущности и признаков данного понятия позволяет прийти к выводу о том, что достойный уровень жизни - совокупность норм, которые гарантируют материальную обеспеченность на уровне эталонов современного общества (так, данные социальных опросов, проведенных в разных государствах, позволяют выделить общие критерии субъективной оценки гражданами достойного уровня жизни,

5 -о

сз ж

■с

CM CM

в частности: это наличие современной бытовой техники, гаджетов и возможности путешествовать за границу).

Продолжая анализ международного опыта в сфере правового регулирования, следует обратить внимание на деятельность Европейского комитета по социальным правам в 1999 году, который внёс определенность в дискуссию оценки «достойного уровня жизни», выделив концепцию «68 процентов» [13]. В соответствии с ней, минимальный заработок работников должен составлять 68% от среднего заработка граждан по стране. Впоследствии, с учётом экономических кризисов, комитет в своих нормативных актах снизил процент оценивания до 60%, а, начиная с 2008 года, использовал уже смешанную систему оценивания, отталкиваясь от уровня бедности - заработная плата работника должна быть выше уровня бедности, то есть составлять 50% от средней заработной платы по стране. Данные предложения направлены на обеспечение достойного уровня жизни граждан. Из этого следует, что единый правовой механизм оценки достойного уровня жизни отсутствует в мире.

В связи с этим на законодательном уровне необходимо обеспечить баланс интересов всех трех групп. Так как положение работодателя наиболее уязвимо в сравнении с выгодоприобретателями-работниками и выгодоприобретателями-пенсионерами, что требует пересмотра юридических элементов тарифа страхового взноса.

Во-первых, предусмотренный ст. 22 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» [14] тариф страхового взноса в размере 10% не являлся эффективным. Цель такого тарифа - перераспределение излишне получаемых доходов работника между уже находящимися на страховой пенсии застрахованных лиц. То есть если работник получал в год свыше 1565000 рублей в 2022 году (Постановление Правительства РФ от 16.11.2021 № 1951 [15]), то работодатель был обязан направить в ПФР (тогда Фонд Пенсионного и Социального страхования еще не функционировал, правовая действительность анализируется с позиции налоговых правоотношений, возникших до 1 января 2023 года) 10% от заработной платы, превышающий вышеуказанную предельную базу, со своей прибыли. Сам работник ничего со своих средств не платит, а уплаченные страховые взносы в системе его индивидуального (персонифицированного) учета не учитываются в ПФР. От направленных страховых взносов также не извлекали выгоду и действовавшие пенсионеры, так как формула определения размера страховой пенсии по старости не имела элемента, учитывающего суммы, превышающие предельную базу. Независимо от того, какая сумма была уплачена в счет солидарной части тарифа страховых взносов, ни размер, ни продолжительность выплаты страховой пенсии по старости действовавших пенсионеров не изменялся. В этом случае работодатель по согласию с работником мог снизить его официальную зара-

ботную плату, сведения о которой направлялись в ПФР, до предельной базы (то есть чтобы заработная плата не превышала 1565000 рублей в год) и ту часть заработной платы, которая превышает предельную базу, выдавать работнику «на руки» без ее декларирования в уполномоченных органах власти. Ввиду этого тарифную ставку в 10% рекомендовалось устранить в действовавшем законодательстве посредством признания соответствующей нормы права утратившей силу.

Во-вторых, установленный тариф страхового взноса в размере 22% также не являлся эффективным, так как страховые взносы с заработной платы работника должен был платить именно работодатель, а не сам работник. При этом 6% из 22% работнику снова не учитывались в системе его индивидуального (персонифицированного) учета ПФР, так как эти средства направлялись на содержание действующих пенсионеров.

С момента внесения законопроекта № 4891617 [16] и его дальнейшего принятия действующий пенсионный возраст был повышен с 60/55 лет (мужчины/женщины) до 65/60 лет соответственно. Часть населения РФ после принятых изменений пересмотрело возможность достижения повышенного возраста и получения после ухода на пенсию соответствующих страховых выплат. Возник вопрос целесообразности: следует ли участвовать в системе обязательного пенсионного страхования? Но ввиду того, что все работники обязаны участвовать в такой системе, то у них нет альтернативы выбора - не участвовать в такой системе и получать освободившиеся денежные средства работодателя в счет повышения заработной платы, либо участвовать в той системе, которая действует до сих пор.

Так, в Германии страховые взносы платятся работником и работодателем в равных долях по 9,75% от размера заработной платы работника (Prof. Dr. Barbara Riedmüller [17]). По данным Организации экономического сотрудничества и развития и Всемирного банка: Германия обладает «Индексом лучшей жизни» в количестве 7,3 из 10 и общей суммой налогов, отчисляемых работодателями за своих работников в размере 19,5% (где половину оплачивает работодатель).

Следовательно, относительно 22% как размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию в РФ следовало предложить необходимые изменения (для налоговых правоотношений, возникших до 1 января 2023 года):

1) Предоставить право выбора работнику участвовать в системе обязательного пенсионного страхования или отказаться от участия в ней:

а) Если работник предоставлял согласие на участие в такой системе, то он был бы обязан наравне с работодателем платить страховые взносы в размере 11% от своей заработной платы;

б) Если работник не предоставлял согласие на участие в такой системе, то страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию у работника не формировались (пока он снова не изъ-

явил бы волеизъявление по участию в этой системе), но предусматривалась бы обязанность работодателя увеличить действующую заработную плату работника не менее, чем на 5,5% (то есть сам работодатель не платил бы никаких страховые взносов в ПФР за работника, но с целью учета права работника на получение таких страховых взносов, которое у него было бы до вступление действующих изменений в силу, % от 22% в суммировалась бы к его заработной плате).

2) Возложить обязанность на работодателя по уведомлению каждого работника в письменной форме об изменениях в законодательстве, а также о праве работника сделать выбор, подав письменно одно из заявлений об участии в такой системе обязательного пенсионного страхования или об отказе от нее.

Несмотря на то, что проведенный анализ налогового законодательства и изменения затрагивают налоговые правоотношения, которые возникли до 1 января 2023 года, принятые поправки к слиянию Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования в Фонд пенсионного и социального страхования РФ, а также поправки по введению единого тарифа страховых взносов в размере 30% (ч. 3 ст. 425 НК РФ) - не устранили существовавшие проблемы правового регулирования. Наоборот, ввиду того, что тарифы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, обязательному социальному страхованию, обязательному медицинскому страхованию соединили в единый тариф (в размере 30%) с предусмотрени-ем единого солидарного тарифа (в размере 15,1%), размер солидарного тарифа в части обязательного пенсионного страхования также вырос (72,8% (п. 2 ч. 1 ст. 22 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ») от 15,1% = 10,99% вместо прежних 10%). Поэтому сформулированные ретроспективные предложения могут использоваться при реформировании действующего налогового законодательства.

Рассматривая реформирование системы обязательного пенсионного страхования, следует затронуть изменения в системе добровольного пенсионного страхования. Цель таких изменений - обратить внимание граждан именно на систему добровольного пенсионного страхования и НПФ. Такой новеллой, с одной стороны, может стать появление нормы права, апробированной в Германии, позволяющей оформить возврат 50% добровольных взносов при изменении страны проживания или иных обстоятельствах, указывающих на отсутствие желания или возможности пенсионного страхования (учет интересов работника). С другой стороны, следует отменить страховую ставку в размере 19,4% как составной части 30%, взыскиваемую на формирование накопительной пенсии, в случае, если застрахованное лицо выбрало вариант формирования и накопительной, и страховой пенсий (учет интересов работодателя). Такая мера предпринимается с целью снятия дополнительных расходов работодателя на пенсионное обеспечение

работника и стимулирования работника самостоятельно обращаться в НПФ для формирования накопительной пенсии по старости и увеличения общего дохода после выхода на пенсию в будущем.

Анализируя иные пути решения поднятой проблемы налогообложения малого и среднего предпринимательства, возникал еще один способ реформирования - снижение действовавшей страховой ставки в размере 22% (сбор последующего эмпирического материала проводился в период возникновения налоговых правоотношений до 1 января 2023 года) за счет экономического изменения элементов формулы расчета данной страховой ставки. С целью обнаружения самой математической формулы расчета были направлены обращения в Пенсионный Фонда России и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. В официальных ответах (№ 3-122535613/11959 от 09.11.2021 [18] и № 17-4/ООГ-1332 от 03.11.2021 [19] соответственно) не был разъяснен поставленный нами вопрос:

1) Ответ ПФР состоял из цитирования действующего законодательства, а также не содержал его разъяснения;

2) Ответ Минтруда РФ состоял из обоснования соответствия действующих тарифов страховых взносов нынешнему социально-экономическому развитию.

Полученные ответы не содержат информации о составляющих элементах формулы расчета данных страховых взносов, что не позволяет продолжать развивать соответствующий способ реформирования налогового законодательства.

Подводя итог, следует сказать, что возможны разные пути реформирования действующего налогового законодательства, а именно: устранение неэффективно действующих тарифов страховых взносов; распределение налоговых обязанностей между работодателем и работником (а не только их возложение на работодателя); предоставление права возврата части уплаченных денежных средств в НПФ при смене места жительства застрахованного лица; снятие обязанности с работодателя по уплате части накопительной пенсии за работника со своих доходов и ее возложение на работника; введение легальной методики расчета достойного уровня жизни.

Литература

1. Статистика по государственной регистрации ЮЛ и ИП в целом по Российской Федерации // ФНС России. 01.12.2023. - Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/ statistics_and_analytics/regstats/ (дата обращения: 01.12.2023) 5

2. Единый реестр субъектов малого и сред- д него предпринимательства // ФНС России. Ч 01.12.2023. - Режим доступа: https://rmsp.nabg. К ш^а^^.^т! (дата обращения: 01.12.2023) §

3. Налоговый Кодекс Российской Федерации А (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собр. А

CM CM

законодательства Рос. Федерации. - 2000. -№ 32. - ст. 3340

4. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2000. -№ 32. - ст. 3340

5. О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов: федеральный закон от 19.12.2022 № 517-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2022. - № 52. - ст. 9347

6. О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год: федеральный закон от 22.12.2005 г. № 179-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2005. - № 52 (часть I). - ст. 5592

7. О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов: федеральный закон от 05.12.2022 № 467-ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации. - 2022. - № 50 (Часть III). - ст. 8761

8. О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов: федеральный закон от 05.12.2022 № 468-ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации. -2022. - № 50 (Часть III) (Часть III). - ст. 8762

9. Better Life Index // OECD. 15.01.2022. - Режим доступа: https://www.oecdbetterlifeindex.org (дата обращения: 01.12.2023)

10. Doing Business // The World Bank. 01.12.2023. -Режим доступа: https://databank.worldbank. org/source/doing-business (дата обращения: 01.12.2023)

11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 1

12. Омелёхина Н.В. Достоинство личности в системе финансово-правовых ценностей [Электронный ресурс] // Н.В. Омелёхина - М.: Журнал российского права, 2019. № 11 - С. 106-120 -Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.as-p?id=41857021 (дата обращения: 01.01.2023)

13. Шайхутдинова Г.Р. Понятие достойного уровня жизни по Европейской социальной хартии: теоретико-правовой анализ [Электронный ресурс] // Г.Р. Шайхутдинова - М.: Правовая политика и правовая жизнь, 2012. № 3 - С. 97100 - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/ponyatie-dostoynogo-urovnya-zhizni-po-evropeyskoy-sotsialnoy-hartii-teoretiko-pravovoy-analiz (дата обращения: 01.12.2023)

14. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ // Собр. законода-

тельства Рос. Федерации. - 2001. - № 51. -ст. 4832

15. О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2022 г.: постановление Правительства РФ от 16.11.2021 № 1951 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2021. - № 47. -ст. 7857

16. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий: федеральный закон от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. -2018. - № 41. - ст. 6190

17. Riedmüller. B. The old age pension insurance systems of Germany, the United Kingdom, The Netherlands, Italy, Switzerland and Poland in comparison / B. Riedmüller. - Freie Universität Berlin: FB Politik- und Sozialwiss, 2003. - Режим доступа: https://www.polsoz.fu-berlin.de/polwiss/ forschung/systeme/sozialpol/ressourcen/Com-parison_Pension.pdf - P. 4 (дата обращения: 01.12.2023)

18. Ответ на обращение в ПФР от 9 ноября 2021 г. № 3-12253-5613/11959

19. Ответ на обращение в Минтруда РФ от 3 ноября 2021 г. № 17-4/ООГ-1332

Legal regulation of the development of the taxation system for small and medium-sized businesses

Vorobets A.A., Zottsev D.V.

Novosibirsk State University

In the article, the authors analyze modern Russian legislation on taxes and fees in order to identify the relative ineffectiveness of the set of legal norms regulating the business activities of small and medium-sized businesses. The relevance of the issues raised is associated with the significant role of precisely such subjects in the formation of civil circulation and economic development of the state. The authors identify the consequences of the current tax legislation, which negatively affects the implementation of their entrepreneurial activities by small and medium-sized businesses. The study covers retrospective and prospective aspects of the implementation of tax and legal norms. Particular attention is paid to legal issues regarding insurance premiums for compulsory pension insurance. Ways to solve emerging legislative problems are taken based on the need to take into account the balance of interests of three significant social groups: employees, employers, and current pensioners.

Keywords: insurance premiums, state extra-budgetary funds, Laf-fer curve, balance of interests, tax legal relations.

References

1. Statistics on state registration of legal entities and individual entrepreneurs in the Russian Federation as a whole // Federal Tax Service of Russia. 12/01/2023. - Access mode: https://www.na-log.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/reg-stats/ (access date: 12/01/2023)

2. Unified register of small and medium-sized businesses // Federal Tax Service of Russia. 12/01/2023. - Access mode: https:// rmsp.nalog.ru/statistics.html (access date: 12/01/2023)

3. Tax Code of the Russian Federation (part two) dated 05.08.2000 No. 117-FZ // Collection. Russian legislation Federation. -2000. - No. 32. - Art. 3340

4. Tax Code of the Russian Federation (part two) dated 05.08.2000 No. 117-FZ // Collection. Russian legislation Federation. -2000. - No. 32. - Art. 3340

5. On insurance tariffs for compulsory social insurance against industrial accidents and occupational diseases for 2023 and for the planning period of 2024 and 2025: federal law of December 19, 2022 № 517-FZ // Collection. Russian legislation Federation. - 2022. - № 52. - Art. 9347

6. On insurance tariffs for compulsory social insurance against industrial accidents and occupational diseases for 2006: federal law of December 22, 2005 № 179-FZ // Collection. Russian legislation Federation. - 2005. - № 52 (part I). - Art. 5592

7. On the budget of the Pension and Social Insurance Fund of the Russian Federation for 2023 and for the planning period of 2024 and 2025: federal law of December 5, 2022 № 467-FZ // Collection. Legislation of Russia Federation. - 2022. - № 50 (Part III). - Art. 8761

8. On the budget of the Federal Compulsory Medical Insurance Fund for 2023 and for the planning period of 2024 and 2025: federal law of December 5, 2022 № 468-FZ // Collection. Legislation of Russia Federation. - 2022. - № 50 (Part III) (Part III). -Art. 8762

9. Better Life Index // OECD. 01/15/2022. - Access mode: https:// www.oecdbetterlifeindex.org (access date: 12/01/2023)

10. Doing Business // The World Bank. 12/01/2023. - Access mode: https://databank.worldbank.org/source/doing-business (access date: 12/01/2023)

11. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of December 30, 2001 № 195-FZ // Collection. Russian legislation Federation. - 2002. - № 1 (part I). - Article 1

12. Omelyokhina N.V. Personal dignity in the system of financial and legal values [Electronic resource] // N.V. Omelyokhina - M.: Journal of Russian Law, 2019. No. 11 - P. 106-120 - Access

mode: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41857021 (date of access: 01/01/2023)

13. Shaikhutdinova G.R. The concept of a decent standard of living according to the European Social Charter: theoretical and legal analysis [Electronic resource] // G.R. Shaikhutdinova - M.: Legal policy and legal life, 2012. No. 3 - P. 97-100 - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-dostoynogo-urovnya-zhizni-po-evropeyskoy-sotsialnoy-hartii-teoretiko-pravovoy-analiz (date of access: 12/01/2023)

14. On compulsory pension insurance in the Russian Federation: federal law of December 15, 2001 № 167-FZ // Collection. Russian legislation Federation. - 2001. - № 51. - Art. 4832

15. On the maximum value of the base for calculating insurance contributions for compulsory social insurance in case of temporary disability and in connection with maternity and for compulsory pension insurance from January 1, 2022: Decree of the Government of the Russian Federation of November 16, 2021 № 1951 // Collection. Russian legislation Federation. - 2021. -№ 47. - Art. 7857

16. On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation on issues of assignment and payment of pensions: federal law of October 3, 2018 № 350-FZ // Collection. Russian legislation Federation. - 2018. - № 41. - Art. 6190

17. Riedmüller. B. The old age pension insurance systems of Germany, the United Kingdom, The Netherlands, Italy, Switzerland and Poland in comparison / B. Riedmüller. - Freie Universität Berlin: FB Politik- und Sozialwiss, 2003. - Access mode: https:// www.polsoz.fu-berlin.de/polwiss/forschung/systeme/sozial-pol/ressourcen/Comparison_Pension.pdf - P. 4 (date access: 12/01/2023)

18. Response to the appeal to the Pension Fund of November 9, 2021 No. 3-12253-5613/11959

19. Response to the appeal to the Ministry of Labor of the Russian Federation dated November 3, 2021 № 17-4/OOG-1332

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.