Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
461
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВАТЕЛИ - РАБОТОДАТЕЛИ / СТРАХОВЩИКИ / ЗАСТРАХОВАННЫЕ ЛИЦА / ФОНД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курилкина О.А., Паронян К.М., Агафонова Т.П.

В статье рассматриваются основные организационно-правовые формы государственного социального страхования. В настоящее время происходит реформирование законодательства, регулирующего социальное обеспечение граждан. Авторы рассматривают действующие в настоящее время фонды, как субъекты права социального обеспечения и основные направления их функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN ACTIVITIES OF THE STATE SOCIAL INSURANCE FUNDS IN MODERN RUSSIA

The article deals with the main organizational and legal forms of state social insurance. Currently, there is a reform of legislation regulating the social security of citizens. The authors consider the funds currently operating as subjects of social security law and the main directions of their functioning.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_7_99 УДК 349.3

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ The main activities of state social insurance funds in modern Russia

КУРИЛКИНА Ольга Александровна,

заведующая кафедрой отраслевых юридических дисциплин Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал)

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», кандидат юридических наук, доцент.

347936, Россия, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Инициативная д. 48. E-mail: olga-kurilkina@mail.ru;

ПАРОНЯН Карэн Мартинович,

доцент кафедры отраслевых юридических дисциплин Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал)

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», кандидат юридических наук, доцент.

347936, Россия, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Инициативная д. 48. E-mail: olga-kurilkina@mail.ru;

АГАФОНОВА Татьяна Петровна,

доцент кафедры отраслевых юридических дисциплин Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», кандидат философских наук. 347936, Россия, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Инициативная д. 48. E-mail: olga-kurilkina@mail.ru;

Kurilkina Olga Alexandrovna,

Head of the Department of Branch Legal Disciplines of the Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch)

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Rostov State Economic University (RINH)",

Candidate of Law, Associate Professor.

48 Initiative Street, Taganrog, Rostov region, 347936, Russia.

E-mail: olga-kurilkina@mail.ru;

Paronyan Karen Martinovich,

Associate Professor of the Department of Branch Legal Disciplines

of the Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch) Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Rostov State Economic University (RINH)", Candidate of Law, Associate Professor. 48 Initiative Street, Taganrog, Rostov region, 347936, Russia. E-mail: olga-kurilkina@mail.ru;

Agafonova Tatyana Petrovna,

Associate Professor of the Department of Branch Legal Disciplines

of the Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch) Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Rostov State Economic University (RINH)", Candidate of Philosophical Sciences. 48 Initiative Street, Taganrog, Rostov region, 347936, Russia. E-mail: olga-kurilkina@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются основные организационно-правовые формы государственного социального страхования. В настоящее время происходит реформирование законодательства, регулирующего социальное обеспечение граждан. Авторы рассматривают действующие в настоящее время фонды, как субъекты права социального обеспечения и основные направления их функционирования.

Abstract: The article deals with the main organizational and legal forms of state social insurance. Currently, there is a reform of legislation regulating the social security of citizens. The authors consider the funds currently operating as subjects of social security law and the main directions of their functioning.

Ключевые слова: право социального обеспечения, государственное социальное страхование, страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица, фонд.

Keywords: social security law, state social insurance, policyholders - employers, insurers, insured persons, fund.

Для цитирования: Курилкина О.А., Паронян К.М., Агафонова Т.П. Основные направления деятельности фондов государственного социального страхования в современной России // Аграрное и земельное право. 2023. № 7(223). С. 99-101. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_7_99.

For citation: Kurilkina O.A., Paronyan K.M., Agafonova T.P. The main activities of the state social insurance funds in modern Russia // Agrarian and Land Law. 2023. No. 7(223). pp. 99-101. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_7_99.

Статья поступила в редакцию: 11.05.2023

Субъектами государственного социального страхования являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица. Причем, законодателем установлено, что страхователем может быть работодатель, относящийся к любой организационно-правовой форме, т.е. это может быть организация, находящаяся на праве государственной, муниципальной и частной форме собственности. Кроме того, работодателем может быть и индивидуальный предприниматель. Помимо перечисленных субъектов, относящихся к страхователям, это могут быть и граждане, которые обязаны уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами, в соответствии с законодательством РФ.

Вторым субъектом страховых отношений выступают страховщики, которыми являются некоммерческие организации, создаваемые для

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 7(223)

обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев. И, наконец, застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.

Составными частями или организационно-правовыми формами государственного социального страхования в РФ являются государственные социальные фонды. На сегодняшний день таких фондов два: Фонд пенсионного и социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

Причем, несмотря на то, что каждый фонд - самостоятельная финансово-банковская система, только в своей совокупности они составляют государственное социальное страхование России. Порядок организации и деятельности фондов, источники и направления расходования средств фондов определяются соответствующими Положениями.

Рассмотрим более подробно основные организационно-правовые формы государственного социального страхования.

Согласно Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) «обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения» 1.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ, которое с 01 января 2023 года было признано утратившим силу.

Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (СФР), согласно Федеральному закону от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» создан Российской Федерацией в целях осуществления государством пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обеспечения, предоставления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, а также в целях осуществления иных государственных функций и полномочий, возложенных на Фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (СФР) является правопреемником Пенсионного фонда России.

Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации является «страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставление отдельным категориям граждан мер социальной защиты (поддержки)».

СФР осуществляет: назначение и выплату пенсий по обязательному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению; предоставление иных видов обеспечения, устанавливаемых дополнительно к страховым пенсиям и пенсиям по государственному пенсионному обеспечению, а также иных выплат и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации; назначени е и выплату государственных пособий, обеспечения по обязательному социальному страхованию, иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования; организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования; иные функции и полномочия, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Кроме того, «Фонд организует и проводит в центральном аппарате Фонда, территориальных органах Фонда, подведомственных Фонду учреждениях мероприятия по мобилизационной подготовке, гражданской обороне и защите работников Фонда и материальных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, выполняет требования к антитеррористической защищенности объектов Фонда и обеспечивает их пожарную безопасность».

Бюджет Фонда относится к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации. Средства бюджета Фонда являются собственностью Российской Федерации, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

В связи с тем, что в недавнем прошлом функции Пенсионного фонда России были переданы Фонду пенсионного и социального страхования, бюджет Фонда на очередной финансовый год и плановый период формируется раздельно по каждому виду обязательного социального страхования и социального обеспечения и утверждается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют: федеральные государственные служащие; военнослужащие; участники Великой Отечественной войны; граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», граждане, награжденные знаком «Житель осажденного Севастополя», и граждане, награжденные знаком «Житель осажденного Сталинграда»; граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; нетрудоспособные граждане; граждане из числа космонавтов; граждане из числа работников летно-испытательного

1 Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (в ред. от 18 марта 2023 г.) - [электронный ресурс] - Режим доступа. - https://base.garant.ru/12125143/ (дата обращения 05.05.2023г.).

состава; нетрудоспособные граждане; граждане, пребывавшие в добровольческих формированиях (в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2022 г. № 419-ФЗ. Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 24 февраля 2022 г.)

Особое место в правоотношениях по поводу обязательного пенсионного страхования занимают дополнительные страховые взносы работников (граждан), работодателей на формирование накопительной части трудовых пенсий, которые вводятся с 1 октября 2008 года в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» 1.

Дополнительные взносы производятся в пользу застрахованного лица, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». «Дополнительный страховой взнос на накопительную часть трудовой пенсии - это платеж, уплачиваемый за счет собственных средств застрахованным лицом, исчисляемый, удерживаемый и перечисляемый работодателем либо уплачиваемый застрахованным лицом самостоятельно.

Государственное обязательное медицинское страхование осуществляется в следующей организационно-правовой форме государственного социального страхования в Российской Федерации - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральным законом от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» осуществляется «утверждение территориальных программ обязательного медицинского страхования, соответствующих единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования, и реализация базовой программы обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в пределах и за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования; контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации, в том числе проведение проверок и ревизий; финансовое обеспечение медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования; обеспечение прав граждан в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации и др.»

Таким образом, важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование, продолжает оставаться Федеральный Закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Федеральный фонд обязательного медицинского страхования реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.

Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (СФР), согласно Федеральному закону от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» создан Российской Федерацией в целях осуществления государством пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обеспечения, предоставления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, а также в целях осуществления иных государственных функций и полномочий, возложенных на Фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Библиогра фия:

1. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (в ред. от 18 марта 2023 г.) - [электронный ресурс] - Режим доступа. - https://base.garant.ru/12125143/ (дата обращения 05.05.2023г.).

2. О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений. Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ (в ред. от 21 ноября 2022 г.) - [электронный ресурс] - Режим доступа - https://base.garant.ru/12160189/ (дата обращения 10.05.2023г.).

References:

1. On compulsory pension insurance in the Russian Federation. Federal Law No. 167-FZ of December 15, 2001 (as amended. dated March 18, 2023) - [electronic resource] - Access mode. - https://base.garant.ru/12125143 / (date of application 05.05.2023).

2. On additional insurance premiums for a funded pension and state support for the formation of pension savings. Federal Law No. 56-FZ of April 30, 2008 (as amended. dated November 21, 2022) - [electronic resource] - Access mode - https://base .garant.ru/12160189 / (accessed 10.05.2023).

1 О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений. Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ (в ред. от 21 ноября 2022 г.) - [электронный ресурс] - Режим доступа - https://base.garant.ru/12160189/ (дата обращения 10.05.2023г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.