Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1621
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / ПЕНСИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РАЗМЕР ПРЕДЕЛЬНОЙ БАЗЫ / ПЕНСИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мегаева Светлана Владимировна, Браткова Валерия Валентиновна, Лосева Алла Сергеевна

В статье рассматриваются изменения в связи с объединением ПФР и ФСС с 1 января 2023 г. Показаны ставки страховых взносов в 2022 году и ставки, которые вступят в силу в 2023 году, изменения для работодателей и граждан, новое в порядке и сроках уплаты взносов, сроках сдачи отчетности. По результатам рассмотрения сформированы выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CREATING A UNIFIED FUND FOR PENSION AND SOCIAL INSURANCE

The paper discusses the changes caused by the merger of the Pension Fund of Russia and the Social Insurance Fund from January 1, 2023. The authors compare the rates of insurance premiums in 2022 and the rates that will come into force in 2023, describe the changes for employers and citizens, the new order and deadlines for payment of contributions and submission of reports. Based on the results of the review, conclusions are drawn.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ»

УДК 336.2

Мегаева С.В.1 Браткова В.В.2

Лосева А.С.3

ОСОБЕННОСТИ СОЗдАНИя

единого фонда пенсионного и социального страхования

Аннотация: В статье рассматриваются изменения в связи с объединением ПФР и ФСС с 1 января 2023 г. Показаны ставки страховых взносов в 2022 году и ставки, которые вступят в силу в 2023 году, изменения для работодателей и граждан, новое в порядке и сроках уплаты взносов, сроках сдачи отчетности. По результатам рассмотрения сформированы выводы.

Ключевые слова: социальная защита, пенсионное страхование, социальное страхование, пенсионное законодательство, размер предельной базы, пенсии.

Megaeva S.V.

Bratkova V.V.

Loseva A.S.

FEATURES OF CREATING A UNIFIED FUND FOR PENSION AND SOCIAL INSURANCE

Abstract. The paper discusses the changes caused by the merger of the Pension Fund of Russia and the Social Insurance Fund from January 1, 2023. The authors compare the rates of insurance premiums in 2022 and the rates that will come into force in 2023, describe the changes for employers and citizens, the new order and deadlines for payment of contributions and submission of reports. Based on the results of the review, conclusions are drawn.

Keywords: social protection, pension insurance, social insurance, pension legislation, marginal base, pensions.

На современном этапе экономического развития государственные внебюджетные фонды реализуют в полной мере конституционные права граждан и представляют собой ключевое условие обеспечения стабильного перераспределения национальных доходов для удовлетворения нужд населения РФ.

Обусловлено это рядом существенных и объективных причин, от качества их деятель-

ности зависит своевременность социальных выплат гражданам. Эти выплаты гарантирует ст. 39 Конституции РФ [1].

Вопрос об объединении ПФР и ФСС решался с 2018 года. Ведь и тот, и другой внебюджетный фонд отвечает за свою часть социальной сферы. К примеру, если у женщины рождается ребенок, то она, как правило, получает право на пособие по беременности, ко-

1 Мегаева Светлана Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансового права, Северо-Кавказский институт-филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, Российская Федерация, e-mail: megaeva_72@mail..ru Svetlana Megaeva, Ph.D. in Economics, Associate Professor, Department of Economics and Financial Law, North-Caucasian Institute, Branch of RANEPA, Pyatigorsk, Russian Federation, e-mail: megaeva_72@mail.ru

2 Браткова Валерия Валентиновна, кандидат социологических наук, заведующий кафедрой экономики и финансового права, Северо-Кавказский институт-филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, Российская Федерация, e-mail: bratkova.valera@mail.ru

Valeria Bratkova, Ph.D. in Economics, Head of the Department of Economics and Financial Law, North Caucasus Institute-Branch of RANEPA, Pyatigorsk, Russian Federation, e-mail: bratkova.valera@mail.ru

3 Лосева Алла Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и бухгалтерского учета, Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск, Российская Федерация, e-mail: loseva.ange@yandex.ru Alla Loseva, Ph.D. in Economics, Associate Professor, Department of Finance and Accounting, Michurinsk State Agrarian University, Michurinsk, Russian Federation, e-mail: loseva.ange@yandex.ru

торое ей платит ФСС, и право на материнский капитал, за назначение которого отвечает ПФР Или при наступлении инвалидности: за пенсией человек должен обращаться в Пенсионный фонд, а за компенсацией стоимости приобретенного технического средства реабилитации - в ФСС. Очевидно, что Фондам сегодня приходится запрашивать одну и ту же информацию у других ведомств (к примеру, органов ЗАГС), либо друг у друга, поэтому возник вопрос об объединении фондов [9].

Одна из целей объединения - сделать получение социальных услуг для граждан более удобным, по принципу одного окна. Часть услуг, конечно же, будет предоставляться дистанционно - в электронном виде. Так же за счет сокращения межведомственного взаимодействия процесс предоставления услуг ускорится и снизится число ошибок, возникающих при передаче информации [10].

Кроме того, предполагается переход на единую цифровую платформу, где будет отображаться жизненная ситуация человека, а также все его права на социальные пособия, пенсии и иную помощь. Это еще один шаг к оформлению социальных выплат, когда для их получения не придется даже подавать заявление.

В целях оптимизации структуры ПФР и ФСС, централизации установления социальных выплат, а также сокращения существующих издержек на базе указанных фондов создается

«Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации» (сокращенное название - Социальный фонд России, СФР).

С момента создания фонда он в полном объеме будет осуществлять функции и полномочия, возложенные на Пенсионный фонд и Фонд социального страхования [4].

Социальный фонд России - единая централизованная система с вертикальной подчиненностью, которая состоит из территориальных органов и подведомственных учреждений [4].

В сферу его ответственности будут входить:

- назначать и выплачивать пенсии, выплаты и компенсации для пенсионеров;

- инвестировать средства пенсионных накоплений;

- назначать и выплачивать государственные пособия, больничные, выплаты по беременности и родам;

- предоставлять социальную помощь и др.

Объединённый фонд начнёт предоставлять

услуги по принципу «одного окна». Социальные выплаты будут назначаться автоматически либо по одному заявлению [9].

На сегодняшний день, большая часть страхователей (организаций и ИП с работниками) платят с зарплаты и других трудовых доходов своих сотрудников следующие страховые взносы (таблица 1).

Таблица 1. Страховые взносы

Вид страхования Тариф Размер предельной базы

Обязательное пенсионное страхование - ОПС 22% - до достижения предельной базы 10% - сверх суммы предельной базы 1 565 000 руб.

Страхование на случай наступления временной нетрудоспособности и материнства - ВНиМ 2,9% - до достижения предельной базы (после превышения взносы не начисляются) 1 032 000 руб.

Обязательное медицинское страхование - ОМС 5,1% Не установлена

Источник: Объединение ПФР и ФСС: что изменится для работодателей и для граждан [Электронный ресурс] URL: https://glavkniga.ru/situations/k518601

Таким образом, совокупный тариф взносов - 27,1% при сумме доходов от 1 032 000

в 2022 году равен: руб. до 1 565 000 руб.;

- 30% при сумме доходов работника менее - 15,1% при сумме доходов более 1 565 000

1 032 000 руб.; руб.

Доходы при этом считаются нарастающим итогом с начала года.

С 2023 года шкала тарифов станет попроще (ч. 3 ст. 425 НК РФ в редакции, действительной с 01.01.2023):

- 30% до достижения предельной базы;

- 15,1% после превышения предельной базы.

Предельная база будет единая: в размере базы для взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) на 2022 год, проиндексированной в соответствии с ростом средней заработной платы в РФ (п. 5.1 ст. 421 НК РФ в редакции, действительной с 01.01.2023). То есть она будет больше 1 565 000 рублей. Предварительно - 1 917 000 рублей.

Это довольно заметный рост, который уже беспокоит представителей бизнеса. А если учесть, что для взносов на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) раньше использовалась база чуть более 1 млн руб., то с 2023 года расходы работодателей на страховые взносы вырастут еще больше. В будущем, кстати, единую базу так же планируют ежегодно повышать [8].

Пониженные тарифы взносов в 2023 г. сохранятся:

- по ставке 15% должны будут начислять взносы субъекты малого и среднего предпринимательства, а также ряд организаций сферы общественно-го питания (п. 13.1 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2023). Но только с тех выплат работников, которые за месяц превышают МРОТ (пп. 17 п. 1, п. 2.4 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2023) [3], для этих целей используется МРОТ, установленный на начало расчетного периода, то есть календарного года (Письмо ФНС от 06.06.2022 N БС-4-11/6888@). Сколько он составит в 2023 году, пока неизвестно, но явно больше действующего МРОТ - 15 279 руб. (п. 1 Постановления Правительства от 28.05.2022 № 973) [7];

- по ставке 7,6% до достижения предельной базы и 0% после ее превышения - 1Т-ком-пании (пп. 3 п. 1, п. 2.2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2023) [3].

Взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не учитываются в общем тарифе. Ставка, как и прежде, будет зависеть от класса профессионального риска и составит от 0,2% до 8,5%. Базы по взносам на травматизм не было и в 2023 году она не появится [9].

Дополнительные тарифы взносов на пенсионное страхование также не включаются в единый тариф и начисляются отдельно в том же порядке, какой действовал до 2023 года. Конкретная ставка, как и ранее, зависит от класса условий труда, определенного в ходе спецоценки (ст. 428 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2023) [3].

С 2023 года меняется порядок и сроки уплаты взносов, платить взносы по видам страхования - на ОПС, ОМС, ВНиМ - не придется. Указанные взносы нужно будет перечислять общей суммой в рамках единого налогового платежа в срок не позднее 28 числа месяца, следующего за истекшим, вместе с налогами, срок уплаты которых также подошел (пп. 1, 3, 6 ст. 431 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2023). Это стало возможным из-за введения единых сроков уплаты для налогов и взносов.

Работники налоговых служб сами будут распределять платеж, в том числе по видам страхования. Сумму, рассчитанную по единому тарифу 30%, разделят так (п. 1 ст. 146 БК РФ в ред., действ. с 01.01.2023) [2]:

- 72,8% - на ОПС (пп. 2 п. 1 ст. 22 Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ в ред., действ. с 01.01.2023);

- 18,3% - на ОМС;

- 8,9% - на ВНиМ.

Распределение платежей по указанным нормативам в целом соответствует тем ставкам страховых взносов, которые применяются до конца 2022 года (22%, 5,1% и 2,9%).

Введение единого тарифа и повышение суммы предельной базы выгодно в первую очередь для населения. По заверениям Минтруда, благодаря большей собираемости взносов пособия к 2025 году заметно вырастут (таблица 2) [9].

Таблица 2. Пособия к 2025 г.

Вид пособия Максимальный размер пособия к 2025 году, тыс. руб.

при действующей схеме начисления взносов (до 2023 года) после перехода на единый тариф взносов (с 2023 года)

Ежемесячное по уходу за ребенком 37,9 57,4

Пособие по беременности и родам за 140 дней 435,9 660,9

Пособие по больничному при стаже:

от 8 лет 94,7 143,5

от 5 до 8 лет 75,7 114,8

до 5 лет 56,8 86,1

Источник: Объединение ПФР и ФСС: что изменится для работодателей и для граждан [Электронный ресурс] URL: https://glavkniga.ru/situations/k518601 (дата обращения: 25.11.2022).

Таким образом, благодаря переходу на новый порядок начисления и уплаты взносов через 3 года суммы пособий будут в 1,5 раза больше, чем были бы, если бы взносы начислялись по старым правилам. В связи с созданием СФР изменяются перечень застрахованных лиц.

В результате объединения фондов изменится круг застрахованных лиц. В ст. 422 НК РФ, которая освобождала страхователей от уплаты страховых взносов за некоторые категории работников и физических лиц (п. 9 ст. 2 № 239-ФЗ), вносятся следующие изменения [6]:

- физические лица, работающие по договорам гражданско-правового характера (ГПХ), будут подлежать страхованию ВНиМ;

- иностранцы со статусом «временно пребывающие» и «постоянно проживающие высококвалифицированные специалисты» попадают под ОМС;

- студенты, обучающиеся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования очно и получающие выплаты за деятельность в студенческом отряде по трудовым договорам или по договорам ГПХ, будут подлежать ОПС.

Это значит, что работодателям или заказчикам услуг по договорам ГПХ с физическими лицами, в том числе по договорам авторского заказа и договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, нужно будет включить

перечисленные категории в список застрахованных и платить за них страховые взносы.

Принятые изменения не касаются само занятых граждан. Они по-прежнему не попадают под обязательное социальное страхование, а в отношения по пенсионному страхованию вступают добровольно. Они самостоятельно уплачивают налог на профессиональную деятельность. Заказчики никаких выплат и начислений за них не делают.

Раньше платить взносы в ФСС с вознаграждений по гражданско-правовым договорам (ГПД) на выполнение работ, оказание услуг, авторским договорам было не нужно (пп. 2 п. 3 ст. 422 НК РФ). Но и пособия на социальное страхование исполнители по таким ГПД не получали (пособия по болезни, по беременности, в связи с травмой) [3].

С 2023 года все меняется. Теперь с их вознаграждений нужно будет начислять взносы на ВНиМ, а значит, у них появится и право на больничные. Но не у всех, а только у тех, с чьих выплат в предшествующем календарном году уплатили определенную сумму взносов на ВНиМ. В 2022 году - это 4833,72 руб.

Единый 30%-ный тариф взносов и для работников, и для исполнителей по ГПД уравняет эти категории в правах в части получения социальных пособий и, по всей вероятности, приведет к уменьшению числа споров о переквалификации ГПД в трудовые договоры.

В 2023 году в ИФНС страхователи долж-

ны будут сдавать (п. 7 ст. 431 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2023):

- РСВ - не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом (I кварталом, полугодием, 9 месяцами) или годом. Сегодня расчет сдается не позднее 30 числа;

- отчетность с персонифицированными сведениями и суммами выплат работников и нанятых по ГПД - не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим, эту форму надо будет представлять ежемесячно.

Все те сведения, которые сегодня отражаются в 4-ФСС, СЗВ-СТАЖ, СЗВТД и ДСВ-3, в следующем году попадут в единую форму, представляемую в ФПСС. В проекте она называется «Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)».

В заключение можно сделать следующие выводы. Основная задача будущих изменений заключается в оптимизации финансов в этой сфере. Это означает, что сама страховая сфера с точки зрения взносов должна стать прозрачной и понятной для граждан. При этом с недостатком бюджета принято решение бороться

с помощью сокращения административных издержек.

Итогом становится организация на базе существующих фондов единого Фонда пенсионного и социального страхования. В рамках его компетенции будет ряд основных вопросов:

- назначение и выплата пенсий, а также разнообразных социальных пособий;

- оплата больничных листов;

- выплата пособий, которые назначаются в случае беременности, родов, а также связаны с уходом за детьми;

- страхование от производственных травм, а также от разнообразных заболеваний, связанных с профессиями;

- предложение социальных услуг, которые должны предоставляться государством гражданам.

Несомненно, новый закон о создании нового организационно-правового статуса объединенного фонда позволит решить ряд проблем в области упрощения получения гражданами социальных выплат. Концентрация оказываемых государственных услуг в области страхования в одном органе облегчит работодателям процедуру уплаты страховых взносов и сдачи отчетности, что можно рассматривать с благоприятной стороны.

библиографический список

1. «Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования» 01.07.2020) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 21.11.2022) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/

3. «Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)» от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ [Электронный ресурс]. URL:.http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/

4. Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования РФ» [Электронный ресурс]. URL: https://fzrf.su/zakon/2022-07-14-n-236-fz/

5. Федеральный закон от 14.07.2022 № 237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/law/podborki/ o_vnesenii_izmenenij_v_otdelnye_zakonodatelnye_akty_rf_v_celyah_prinyatiya_neotlozhnyh_ mer/

6. Федеральный закон от 14.07.2022 № 239-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_368704/3e226a5686dbb87132aa28a33af591bd990dada8/

7. Письмо ФНС России от 06.06.2022 № БС-4-11/6888@ «О применении Постановления Правительства РФ» от 28.05.2022 № 973 [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant. ru/document/cons doc LAW 418613/

8. Левочкина А. ПФР и Фонд социального страхования объединяются: что изменится для россиян [Электронный ресурс]. URL: https://www.sravni.ru/text/pfr-i-fond-soczialnogo-strahovaniya-obedinyayutsyachto-izmenitsya-dlya-rossiyan/

9. Объединение ПФР и ФСС: что изменится для работодателей и для граждан [Электронный ресурс]. URL: https://glavkniga.ru/situations/k518601

10. Цыбенжапов Б.Б. Слияние Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования // Молодой ученый. 2022. № 24 (419); URL: https://moluch.ru/archive/419/93088/

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. "The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993 with changes approved during the all-Russian vote" on July 1, 2020) [Electronic resource]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

2. "Budget Code of the Russian Federation" dated July 31, 1998 No. 145-FZ (as amended on November 21, 2022) [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_19702/

3. "Tax Code of the Russian Federation (TC RF)" dated July 31, 1998 No. 146-FZ [Electronic resource]. URL:.http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/

4. Federal Law of July 14, 2022 No. 236-FZ "On the Pension and Social Insurance Fund of the Russian Federation" [Electronic resource]. URL: https://fzrf.su/zakon/2022-07-14-n-236-fz/

5. Federal Law of July 14, 2022 No. 237-FZ "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" [Electronic resource]. URL: https://www.consultant.ru/law/podborki/o_ vnesenii_izmenenij_v_otdelnye_zakonodatelnye_akty_rf_v_celyah_prinyatiya_neotlozhnyh_ mer/

6. Federal Law of July 14, 2022 No. 239-FZ "On Amendments to Parts One and Two of the Tax Code of the Russian Federation" [Electronic resource]. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_368704/3e226a5686dbb87132aa28a33af591bd990dada8/

7. Letter of the Federal Tax Service of Russia of 06.06.2022 N BS-4-11 / 6888@ "On the application of the Decree of the Government of the Russian Federation" of 05.28.2022 No. 973 [Electronic resource]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_418613/

8. Levochkina A. PFR and the Social Insurance Fund unite: what will change for the Russians

[Electronic resource]. URL: https://www.sravni.ru/text/pfr-i-fond-soczialnogo-strahovaniya-obedinyayutsyachto-izmenitsya-dlya-rossiyan/

9. Combining the PFR and the FSS: what will change for employers and citizens [Electronic resource]. URL: https://glavkniga.ru/situations/k518601

10. Tsybenzhapov B. B. Merger of the Pension Fund of Russia and the Social Insurance Fund // Young scientist. 2022. No. 24 (419); URL: https://moluch.ru/archive/419/93088/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.