качественному развитию опорного вуза в условиях отсутствия конкуренции, что, в конечном счете, приведет к снижению эффективности воспроизводства человеческого капитала.
Таким образом, современные кризисные реалии обуславливают серьезные трансформации в системе высшей школы, связанные с интеграцией университетов. Однако здесь стоит понимать, что решение финансовых проблем государства в рамках такого фундаментального института как высшее образование может спровоцировать нежелательные последствия в контексте эффективности воспроизводства человеческого капитала в долгосрочной перспективе, что нивелирует краткосрочные экономические выгоды от принятых сегодня решений.
Литература
1. Царев А.С. Высшее образование как социальный институт современного общества [Электронный ресурс] URL: http://www.jeducation.ru/4_2006/34.html (дата обращения 5.04.2016)
2. Святодух Е. А. Воспроизводство человеческого капитала: методология исследования и российские реалии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - №10
3. Государственная программа «Развитие образования» на 2013 - 2020 г. [Электронный ресурс] URL: http://government.ru/programs/202/about/
4. Иванова О.Е., Беликова С.В. Экстерналии человеческого капитала в контексте развития городской среды // Инженерный вестник Дона. 2015. №4 [Электронный ресурс] URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2015/3328 (дата обращения 5.04.2016)
5. Опорный университет. Проект Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://опорныйуниверситет.рф (дата обращения 5.04.2016)
6. Осипов Ю.М. Университеты сегодня: что происходит?// Философия хозяйства. - 2013. - №4. С.289-299
References
1. Carev A.S. Vysshee obrazovanie kak social'nyj institut sovremennogo obshhestva [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.jeducation.ru/4_2006/34.html (data obrashhenija 5.04.2016)
2. Svjatoduh E. A. Vosproizvodstvo chelovecheskogo kapitala: metodologija issledovanija i rossijskie realii // Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. - 2007. - №10
3. Gosudarstvennaja programma «Razvitie obrazovanija» na 2013 - 2020 g. [Jelektronnyj resurs] URL: http ://government.ru/programs/202/about/
4. Ivanova O.E., Belikova S.V. Jeksternalii chelovecheskogo kapitala v kontekste razvitija gorodskoj sredy // Inzhenernyj vestnik Dona. 2015. №4 [Jelektronnyj resurs] URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2015/332S (data obrashhenija 5.04.2016)
5. Opornyj universitet. Proekt Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs] URL: http://opornyjuniversitet.rf (data obrashhenija 5.04.2016)
6. Osipov Ju.M. Universitety segodnja: chto proishodit?// Filosofija hozjajstva. - 2013. - №4. S.289-299
DOI: 10.18454/IRJ.2016.47.197 Иванова Л.К.
ORCID: 0000-0002-4345-1325, Уфимский государственный авиационный технический университет СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация:
Понятие социальное страхование связано с большинством социальных выплат работникам. При любом виде страхования вначале нужно перечислить страховую сумму, затем при наступлении страхового случая получить определенную выплату. Все без исключения организации должны перечислять страховые взносы, исчисленные с выплат работникам, в Пенсионный фонд. Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования по установленным тарифам. Тарифы зависят от категории плательщика, статуса или вида деятельности, которым занимаются организации. Для большинства организаций установлен общий тариф суммарно во все фонды 30%. Но целому ряду организаций установлены пониженные тарифы. По дополнительным тарифам взносы начисляют на выплаты работникам, имеющим право на досрочную пенсию.
Ключевые слова: страховые взносы, пенсионное страхование, социальное страхование, стандартный вычет.
Ivanova L.K.
ORCID: 0000-0002-4345-1325, Ufa State Aviation Technical University;
SOCIAL INSURANCE IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract.
The notion of social insurance is connected with a majority of social payments to workers. For any type of insurance, first of all an insured amount should be transferred, then in case of occurrence of the insured event, a certain payment is obtained. Each and every organization should transfer insurance fees estimated from payments to workers to the Pension fund, Compulsory medical insurance fund and Social insurance fund according to the set tariffs. The tariffs depend on the payer category, the status or kind of business that an organization deals with. A common tariff summed up to 30% to all the funds is set for the majority of organizations. Reduced tariffs are set for a whole range of organizations. Fees for additional tariffs are charged to payments to workers having a right for pre-term pension.
Keywords: insurance fees, pension insurance, social insurance, standard deduction.
На современном этапе развития экономики кризисы - финансовые, экономические, промышленные, перепроизводства, военные и пр. - стали обычным явлением.. Но несмотря на непростую экономическую ситуацию, правительство России не отказывается от социальных программ, ставки налогов и тарифы страховых
87
взносов остались на прежнем уровне. В стане действует отлаженная система социального страхования. За счет отчислений, которые производят работодатели, работники имеют гарантированные пенсии в будущем, бесплатную медицинскую помощь, получают оплату за периоды временной нетрудоспособности, различные пособия за счет фонда социального страхования и т.д.
В 2016 году основной тариф страховых взносов для плательщиков, не имеющих льгот, остался прежним: в общей сумме 30%, в том числе обязательное пенсионное страхование (ОПС) - 22%, медицинское страхование (ФФОМС) -5,1%, социальное страхование (ФСС) - 2,9%. Многие организации и индивидуальные предприниматели (ИП) применяют пониженные тарифы. Организации и ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), уплачивают взносы только в пенсионный фонд в размере 20% от выплат работникам. В таком же размере уплачивают взносы индивидуальные предприниматели (ИП), применяющие патентную систему налогообложения в отношении выплат работников, занятых в деятельности на патенте, а также благотворительные фонды, некоммерческие и аптечные организации. Хозяйственные общества, созданные научными учреждениями, организации и ИП, имеющие статус резидента особой экономической зоны, организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий уплачивают взносы на ОПС - 8%, ФФОМС - 4%, ФСС - 2%. Для организаций инновационного центра «Сколково» установлен тариф 14% только в пенсионный фонд. Регионы Крым и Севастополь уплачивают взносы на ОПС - 6%, ФФОМС - 0,1%, ФСС - 1,5%.
Для использования пониженных тарифов указанным организациям необходимо соответствовать требованиям, установленным в статье 58 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ.
Предельная база для начисления страховых взносов в 2016 году составляет в пенсионный фонд 796 тыс. руб., в ФСС - 718 тыс. руб. В случае превышения предельной величины тариф в пенсионный фонд составит 10%, в ФСС начисления не производятся. С выплат, превышающих предельную величину, организации, применяющие пониженные тарифы, взносы не начисляют. Предельную величину по выплатам каждому работнику считают нарастающим итогом за год по всем начисленным ему суммам. Если работник кроме трудового договора заключил с организацией еще гражданско-правовой договор на выполнение работ, оказание услуг, для расчета предельной величины нужно суммировать выплаты по обоим договорам. Перерыв в работе, связанный с увольнением на порядок расчета страховых взносов не повлияет, т.е. предельную величину нужно считать суммировано с выплат до увольнения и после нового устройства в эту же организацию. Также суммируются выплаты по трудовым договорам, если в течение года работник работает в разных обособленных подразделениях организации.
Для работников, у которых есть право на досрочную пенсию, установлен дополнительный тариф в ПФР. Размер дополнительного тарифа зависит от результатов специальной оценки условий труда, введенной Федеральным законом от 28.12.2013г. №426-ФЗ. Такая оценка заменяет аттестацию рабочих мест. Организации, которые провели аттестацию в прошлые годы, могут использовать ее результаты до 31 декабря 2018 года. Они применяют дополнительные тарифы установленные статьей 33.2 Федерального закона 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». На 2016 год для страхователей, производящих выплаты за работы, указанные в пп.1 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (подземные работы, вредные условия труда, горячие цеха) дополнительный тариф - 9%, за работы, указанные в пп. 2-18 п.1 ст.27 (тяжелые и опасные условия труда) дополнительный тариф - 6%. Данное правило действует, даже если компания не проводила аттестацию рабочих мест. Для тех компаний, которые провели специальную оценку по новому закону, дополнительные тарифы зависят от класса и подкласса условий труда. Если установлен класс 1 «оптимальный» и класс 2 «допустимый», платить взносы по дополнительным тарифам вообще не нужно. Для вредного класса установлено 4 подкласса с дополнительными тарифами от 2 до 7%, и для опасного класса - 8% (ч.2.1 ст.58.3 Федерального закона 212-ФЗ).
В письмах Минтруда даны разъяснения по вопросам начисления дополнительных взносов. Если работник в течение месяца частично занят на работах с вредными или опасными условиями труда, а частично на «обычных» работах, то дополнительные взносы рассчитываются пропорционально количеству фактически отработанных дней в тех или иных условиях по соответствующим тарифам. Дополнительные тарифы страховых взносов применяются к выплатам, начисленным в текущем месяце, независимо от того, за какой период они выплачиваются. То есть учитывается, на каких работах был занят сотрудник в периоде начисления, а не то, где он работал в прошлые месяцы, за которые ему, например, начисляется премия. Если работнику, занятому на вредной работе, предоставляется учебный отпуск, с оплаты учебного отпуска придется начислить взносы, хотя его продолжительность не учитывается в стаже, который дает право на досрочную пенсию. Если работник уже получает досрочную пенсию «по вредности», но продолжает трудиться во вредных и опасных условиях, с его заработной платы тоже начисляются дополнительные взносы.
Для начисления взносов по дополнительным тарифам в пенсионный фонд, взносов в ФФОМС, а также взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве ограничения предельной величиной не применяются.
В связи с изменениями правил исчисления пенсий с 01.01.2015года (федеральный закон от 28.12.2013 №400 -ФЗ «О страховых пенсиях»), изменились и размеры платежей в пенсионный фонд индивидуальных предпринимателей. Раньше законодатели не имели четкой позиции по вопросу пенсионного обеспечения этой категории граждан. В результате регулярно пересматривался размер ежегодных платежей. До 1 января 2010 года ИП уплачивали страховые взносы в ПФР минимально в сумме 150 рублей в месяц, затем до 2013г. ИП перечисляли страховые взносы в ПФР и ФФОМС в размере, который определялся исходя из стоимости страхового года. Но все равно размер этих платежей не обеспечивал получение в будущем пенсии даже в минимальном размере, то есть предполагалось, что бывшие ИП будут получать пенсии за счет остальных граждан. Очевидно, что это было в принципе неверно. И вот, начиная с 2013 года индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы должны платить взносы за себя в фиксированном размере, рассчитанные исходя из минимального размера оплаты труда и установленного тарифа страховых взносов. С 01.01.2016 года МРОТ составляет 6204 руб. (Федеральный закон 376-ФЗ от 14.12.2015г.). Взносы пенсионного
страхования для ИП составляют 19356,48 руб. (6204 х 12 мес. х 26%). Взносы медицинского страхования - 3796,85 руб. (6204 х 12 мес. х 5,1%). Если же сумма дохода предпринимателя превысит 300 тыс. руб., нужно дополнительно уплатить 1% от суммы дохода, превышающего 300000 рублей. Установлена максимальная сумма таких платежей в восьмикратном размере от установленного фиксированного размера, на 2016 год - 154851,84 руб. (6204 х 8 х 12 мес. х 26%). Доходы предприниматели должны учитывать в соответствии с Налоговым кодексом. Для ИП на общем режиме налогообложения доход рассчитывается в соответствии со ст.227 НК РФ, для ИП уплачивающих ЕСХН - п.1ст.346.5 НК РФ, ИП применяющих УСН - ст.346.15 НК РФ; ИП уплачивающих ЕНВД - ст.346.29 НК РФ, ИП применяющих патентную систему налогообложения - ст.346.47 и 346.51. Если перечисленные плательщики применяют более одного режима налогообложения, облагаемые доходы суммируются. Кроме этого налоговые органы будут информировать пенсионный фонд о доходах, полученных ИП, а также о фактах налоговых нарушений, повлекших занижение доходов. Если же предприниматель не сдаст в ИФНС налоговую декларацию, исчисление страховых взносов производится пенсионным фондом исходя из максимального размера - 154851,84 руб.
ИП, имеющие наемных работников, уплачивают взносы по двум основаниям - за себя - в фиксированном размере, и за работников - в тех же размерах, в которых уплачивают организации. ИП, занимающиеся видами деятельности, по которым применяются пониженные тарифы, с выплат работникам уплачивают страховые взносы в пониженных размерах, к взносам «за себя» применять пониженный тариф нельзя.
ИП, не производящие выплат физическим лицам, могут уменьшить сумму единого налога по УСН и ЕНВД на всю сумму уплаченных страховых взносов в фиксированном размере без ограничения. ИП, имеющие наемных работников, могут уменьшить сумму единого налога по УСН на сумму страховых взносов, уплаченных за себя в фиксированном размере и за работников, но не более, чем на 50% от начисленного налога. Если ИП имеет работников и применяет ЕНВД, то уменьшить единый налог он может только на взносы, уплаченные за работников и только с ограничением 50%.
Кроме непосредственно социального страхования в стране решается много других социальных вопросов и программ. С 1 января 2016 года повышен размер стандартного вычета по НДФЛ для родителей, имеющих детей-инвалидов. Для родителей и усыновителей ежемесячно вычет составляет 12000 рублей, для опекунов, попечителей, приемных родителей - 6000 рублей. То есть семьи с такими детьми платят налог на доходы физических лиц в меньшем размере, и это реальная помощь государства.
Даже во время кризиса правительство не отказалось от предоставления материнского капитала семьям, родившим (усыновившим) второго ребенка, третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки. В 2016 году размер материнского капитала составляет 453026 рублей. Действуют программы льготного ипотечного кредитования молодых семей. Банки участвуют в программе предоставления льготных ипотечных кредитов в рамках государственного субсидирования процентной ставки. Также предоставляют кредиты малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям на более лояльных условиях.
Много программ действует в отношении поддержки инвалидов помощи в их трудоустройстве. Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов и компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Конечно, не все проблемы решены, и не все выполняется, как задумано. В законе о страховой пенсии было установлено, что страховые пенсии должны ежегодно индексироваться не ниже уровня инфляции. Только по официальным данным инфляция за 2015 год составила более 12%, в реальной же жизни с учетом падения курса национальной валюты этот показатель значительно выше, а пенсии с 1 февраля 2016 года проиндексировали лишь на 4% и только не работающим пенсионерам. Ни для кого не секрет, что многие пенсионеры вынуждены работать именно из-за небольшого размера пенсии, но именно им эти пенсии не проиндексировали.
Также обстоит дело с минимальным размером оплаты труда (МРОТ). На 2016 год установлен МРОТ 6204 рубля, что значительно ниже прожиточного минимума, не говоря уж о приемлемом уровне жизни в современном обществе.
Литература
1. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О страховых пенсиях".
3. Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 14.12.2015) "О минимальном размере оплаты труда".
4. Федеральный закон от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»
5. Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О специальной оценке условий труда"
6. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 15.02.2016).
7. Электронный ресурс: http://www.glavbukh.ru
8. Электронный ресурс: http://www.consultant.ru
References
1. Federal Law of 24.07.2009 N 212-FZ (ed. Of 12.29.2015) "On-O insurance contributions to the Pension Fund of the Russian Federation, the Social Insurance Fund of the Russian Federation, me-compulsory health insurance Federal Fund".
2. The federal law from 28.12.2013 N 400-FZ (ed. Of 12.29.2015) "On-O insurance pensions".
3. The federal law from 19.06.2000 N 82-FZ (ed. Of 12.14.2015) "On the mini-mal wage."
4. Federal Law dated 17.12.2001 №173-FZ "On labor pensions in the Russian Federation"
5. The Federal Law of 28.12.2013 N 426-FZ (ed. From 13.07.2015) "On spe-cial assessment of working conditions'
6. "Tax Code of the Russian Federation (Part Two)" from 05.08.2000 N 117-FZ (ed. By 02.15.2016).
7. Electronic resource: http://www.glavbukh.ru
8. Electronic resource: http://www.consultant.ru
DOI: 10.18454/IRJ.2016.47.007 Козлова А.М.1, Трунова Е.Ю.2
1 Кандидат экономических наук, 2кандидат экономических наук, Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации (г. Москва, Россия) ВНЕДРЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ ОТРАСЛИ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация
В статье изложены предпосылки, специфика реализации и основные преимущества внедрения системы финансового учета и отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов в ИТ-компании. Рассмотрены возможности, которые открываются перед ИТ-компанией, формирующей отчетность в соответствии с МСФО, в том числе в решении стратегических управленческих задач и привлечении финансирования, а также рассмотрены отдельные вопросы организации учета в соответствии с МСФО в отрасли информационных технологий.
Ключевые слова: международные стандарты финансовой отчетности, инвестиционная привлекательность, информационные технологии.
Kozlova A.M.1, Trunova E.Y2
1PhD in Economics, 2PhD in Economics, Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation (Moscow, Russia) IMPLEMENTATION OF THE INTERNATIONAL FINANCIAL REPORTING STANDARTS AS A FACTOR OF INCREASING OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE COMPANIES OF THE INFORMATIONAL
TECHNOLOGY INDUSTRY
Abstract
The article describes the prerequisites, the specifics of implementation, and the main benefits of implementation of the system offinancial accounting and reporting in accordance with the requirements of international standards in IT companies. Considered the opportunities of the IT company, which forms statements in accordance with IFRS, in the field of strategic management and in raising finance, as well as the individual questions of the organization of accounting in accordance with IFRS in the information technology industry.
Keywords: international financial reporting standards, investment attraction, information technology.
Информационные технологии в 21 веке оказывают все более значительное влияние как на экономику, так и на все аспекты жизни общества. Дальнейшее развитие во всех экономических сегментах, а также в социальной сфере, в области государственного управления и в сфере обороны напрямую зависят от инноваций и внедрения информационных технологий.
Зарубежная практика демонстрирует, что конкурентоспособность экономики страны непосредственно зависит от степени развития информационно-коммуникационных технологий.
Рынок информационных технологий (ИТ) можно определить как совокупность трех сегментов:
• Рынок услуг, связанных с внедрением или применением информационных технологий (в том числе сервисы по выполнению бизнес-процессов предприятия);
• Рынок программного обеспечения (ПО): ( создание программного продукта, продажа исключительных и неисключительных прав на использование ПО);
• Рынок ИТ-оборудования (серверов, компьютеров, периферийных устройств и пр.).
Российская ИТ-индустрия покрывает спрос отечественного рынка менее чем на четверть и в основном за счет предоставления ИТ-услуг. Из всей используемой в Российской Федерации ИТ-продукции на территории страны производится лишь около 25 процентов программных продуктов и порядка 80 процентов услуг. В сегменте ИТ -оборудования практически все потребности отечественного рынка удовлетворяются импортными поставками.
Основное место на отечественном ИТ-рынке занимают большие многопрофильные организации, предлагающие комплексные решения, включающие программные продукты и услуги , позволяющие автоматизировать и усовершенствовать ключевые бизнес-процессы заказчика. Стоит заметить, что эти большие фирмы зачастую растут медленнее рынка. Так, по данным компании CNews, за 2014г. выручка 100 крупнейших ИТ-компаний еще не снизилась, но и не выросла - впервые с 2009г. В этих условиях в целях обеспечения дальнейшего роста бизнеса ИТ-компании должны особенно пристально оценивать рыночную ситуацию, потребности рынка, предложения конкурентов и образовавшиеся общерыночные тенденции развития, выстраивая соответственно свою продуктовую и маркетинговую стратегию. Исходя из сложившейся ситуации и рыночной конъюнктуры отдельные крупные ИТ-компании проводят сделки по слиянию или поглощению более мелких участников рынка, применяя политику