Научная статья на тему 'СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / TAX / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / INSURANCE CONTRIBUTIONS / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / BUSINESS / РЕГИОН / REGION / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шахаева А.М.

В статье определена роль органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в обеспечении публичного интереса в правовом регулировании предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Отмечено, что не полностью решены следующие вопросы: доступность банковского кредита для вновь создаваемых субъектов ограничена; недостаточное количество производственных площадей, достаточно высокая арендная плата; остается проблема нехватки квалифицированных кадров. Одним из наиболее перспективных направлений развития нашего региона является развитие технопарков. Комплексное исследование вопросов обеспечения публичных интересов в правовом регулировании предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства невозможно без рассмотрения проблем налогообложения в данной сфере. Проведенное исследование подтвердило, что налоги в России довольно-таки умеренные, однако, налоговое законодательство страдает одним из существенных недостатков - некачественным налоговым администрированием. Существующая система страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в совокупности с налогами становится непосильной для малого бизнеса и ведет к уходу его в «тень», то есть к возвращению практики «серых» зарплат, сокрытию оборотов. В целом налоговые льготы очень значительны для малого бизнеса. Малый бизнес, в отличие от крупного, в большей степени подвержен банкротству. В связи с этим необходимо последовать опыту Германии, и освободить не только индивидуальных предпринимателей, но и субъектов малого предпринимательства в первые два года существования от налоговых выплат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шахаева А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO ENSURE THE PUBLIC INTEREST IN LEGAL REGULATION OF BUSINESS ACTIVITIES OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

The article defines the role of the executive authorities of the Russian Federation to ensure the public interest in legal regulation of business activities of small and medium-sized businesses. It is noted that the following issues are not fully resolved: the availability of bank credit for newly created entities is limited, lack of production space, rents high enough; the problem of shortage of qualified personnel. The development of technical parks is one of the most promising directions of development of our region. A comprehensive study of issues of public interest in the legal regulation of business activities of small and medium-sized businesses is impossible without consideration of tax issues in this area. Studies have confirmed that taxes in Russia are quite moderate, but the tax legislation suffers from one of the major drawbacks -a poor quality tax administration. The existing system of insurance contributions to state extra-budgetary funds in conjunction with the tax becomes prohibitive for small businesses and leads to his care in the "shadow" that is the return to the practice of gray salaries, the concealment of revolutions. Generally tax incentives are very important for small businesses. Small businesses, unlike large is more prone to failure. That's why it's necessary to follow a Germany experience and to make free from tax benefits not only individual entrepreneurs but also the subjects of small businesses in the first two years of existence.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

УДК 346.26

СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Шахаева А.М., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, aminat05@mail ru

В статье определена роль органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в обеспечении публичного интереса в правовом регулировании предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Отмечено, что не полностью решены следующие вопросы: доступность банковского кредита для вновь создаваемых субъектов ограничена; недостаточное количество производственных площадей, достаточно высокая арендная плата; остается проблема нехватки квалифицированных кадров. Одним из наиболее перспективных направлений развития нашего региона является развитие технопарков.

Комплексное исследование вопросов обеспечения публичных интересов в правовом регулировании предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства невозможно без рассмотрения проблем налогообложения в данной сфере.

Проведенное исследование подтвердило, что налоги в России довольно-таки умеренные, однако, налоговое законодательство страдает одним из существенных недостатков - некачественным налоговым администрированием. Существующая система страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в совокупности с налогами становится непосильной для малого бизнеса и ведет к уходу его в «тень», то есть к возвращению практики «серых» зарплат, сокрытию оборотов.

В целом налоговые льготы очень значительны для малого бизнеса. Малый бизнес, в отличие от крупного, в большей степени подвержен банкротству. В связи с этим необходимо последовать опыту Германии, и освободить не только индивидуальных предпринимателей, но и субъектов малого предпринимательства в первые два года существования от налоговых выплат.

Ключевые слова: налоги, страховые взносы, предпринимательство, регион, малый и средний

бизнес.

DOI: 10.21779/2224-0241-2016-19-3-103-107 ИБС 346.26

WAYS TO ENSURE THE PUBLIC INTEREST IN LEGAL REGULATION OF BUSINESS ACTIVITIES

OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

Shakhaeva A.M., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, aminat05@mail.ru

The article defines the role of the executive authorities of the Russian Federation to ensure the public interest in legal regulation of business activities of small and medium-sized businesses. It is noted that the following issues are not fully resolved: the availability of bank credit for newly created entities is limited, lack of production space, rents high enough; the problem of shortage of qualified personnel.

The development of technical parks is one of the most promising directions of development of our region. A comprehensive study of issues of public interest in the legal regulation of business activities of small and medium-sized businesses is impossible without consideration of tax issues in this area. Studies have confirmed that taxes in Russia are quite moderate, but the tax legislation suffers from one of the major drawbacks -a poor quality tax administration. The existing system of insurance contributions to state extra-budgetary funds in conjunction with the tax becomes prohibitive for small businesses and leads to his care in the "shadow" that is the return to the practice of gray salaries, the concealment of revolutions. Generally tax incentives are very important for small businesses. Small businesses, unlike large is more prone to failure. That's why it's necessary to follow a Germany experience and to make free from tax benefits not only individual entrepreneurs but also the subjects of small businesses in the first two years of existence.

Key words: tax, insurance contributions, business, region, small and medium-sized business.

DOI: 10.21779/2224-0241-2016-19-3-103-107

Предпринимательская деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, основанная на началах свободы, законодателем вво-

дится в рамки закона, гарантирующего права и интересы других лиц, то есть как в целом общества, так и его членов. В этой связи в целях обеспечения

ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК ДГУ. Т. 19. 2016. № 3.

публичных интересов создается система соответствующих государственных органов. При этом важная роль в обеспечении публичного интереса в правовом регулировании предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства принадлежит органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Так, к примеру, в Республике Дагестан с 25 января 2016 года функционирует Агентство по предпринимательству и инвестициям РД (раньше функции этого агентства выполняло Министерство промышленности, торговли и инвестиций РД). Агентство по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан является органом исполнительной власти Республики Дагестан, осуществляющим функции по разработке и реализации мер государственной политики в сфере поддержки и развития предпринимательства, презентационно-выставочной деятельности, по формированию благоприятного инвестиционного климата, привлечению и сопровождению инвестиций, а также предоставлению государственных услуг в вышеуказанных сферах деятельности на территории Республики Дагестан.

На региональном уровне поддержка и развитие предпринимательской инициативы происходит повсеместно. Осуществляется реализация этого направления социально-экономической политики государства на основе разработки долгосрочных целевых программ, позволяющих комплексно решить поставленную задачу.

В Республике Дагестан Республиканская целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2012-2015 годы», утвержденная Распоряжением Правительства Республики Дагестан от 8 июля 2011 г. № 160-р [1] включена в Стратегию социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года [2]. В данной программе предусмотрено проведение кредитной и имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства, развитие и совершенствование инфраструктуры, необходимой для организации этих форм хозяйствования, а также использование информационно-образовательных программ для этих субъектов.

Несмотря на неплохие успехи в развитии малого и среднего предпринимательства, остаются не полностью решенными следующие вопросы:

- доступность банковского кредита для вновь создаваемых субъектов ограничена;

- недостаточное количество производственных площадей, достаточно высокая арендная плата;

- остается проблема нехватки квалифицированных кадров.

Важно отметить, что предприниматели сталкиваются с административными барьерами как на этапе создания бизнеса, так и при ведении предпринимательской деятельности, причем при осуществлении текущей деятельности малый бизнес сталкивается с административными барьерами чаще, чем на этапе создания, что препятствует развитию малого и среднего предпринимательства [3].

Для сравнения посмотрим ситуацию по развитию и поддержке малого и среднего бизнеса в отдельных субъектах РФ, рейтинг которых в этой сфере велик.

По результатам составленного аналитиками агентства деловой информации Тор-КР.т рейтинга регионов России по предпринимательской активности, рассчитанному по доле индивидуальных предпринимателей в экономически активном населении региона, Кр аснодарский край занимает первое место (8,78%) .

Активно развивается малый и средний бизнес в основном в сфере торговли, операций с недвижимостью, аренды и предоставления услуг транспорта и связи.

О положительной динамике свидетельствует и анализ основных показателей развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан. Этому способствовала реализация мероприятий поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках Республиканской программы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2011-2013 годы [4].

Татарстан стал также первым в создании технопарка. В настоящее время здесь функционирует уже не один технопарк: Инновационно-производственный технопарк «Восток», «Технопарк Прикамья», Инновационно-производственный технопарк «Идея», Инновационно-

производственный технопарк «Идея-Юго-Восток», 1Т-парк.

Республика Дагестан также перенимает опыт создания технопарков. Так, в РД принят Закон Республики Дагестан от 26 декабря 2008 года №63 «О технопарках в Республике Дагестан» [5]. В настоящее время функционируют следующие технопарки: технопарк «Фотон» на базе ООО «Глобал-М», технопарк «Композиционные материалы и волокна», технопарк «1Т-парк полного цикла «Идея-серия».

Думается, это одно из наиболее перспективных направлений развития нашего региона, необходимо продуктивно развивать работу в этом направлении.

Также в качестве одной из возможных мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства может быть предложено прямое субсидирование части расходов в инновационной сфере [6]. К примеру, в Германии кредитование малых и средних предприятий, ориентированных на инновационную деятельность осуществляется на льготных условиях [7].

Комплексное исследование вопросов обеспечения публичных интересов в правовом регулировании предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства невозможно без рассмотрения проблем налогообложения в данной сфере.

Так, исследователи проблем малого бизнеса в России на первое место ставят налоговое бремя

[8, 9].

Почти 10 тысяч предпринимателей прекратили свою деятельность на территории Дагестана в 2015 году. По данным Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан статус действующих субъектов малого бизнеса в Дагестане имеют свыше 71 тыс. Всего за минувший год в Дагестане зарегистрировано около 8 тыс. индивидуальных предпринимателей против 8,5 тыс. зарегистрированных в 2014 году. В 2015 году наблюдается сокращение числа регистраций бизнеса. В прошлом году прекратили свою деятельность 853 предприятия и организации (в 2014 году - более тысячи), из которых в добровольном порядке -чуть больше 300. Кроме того, в минувшем году были зафиксированы случаи «переезда» бизнеса в Дагестан из других регионов. Так, в 2015 году в связи со сменой адреса в республику «прибыло» 124 предприятия. Из них 49 - из Краснодара, 26 -из Москвы и Московской области и 15 - из Ставропольского края. В республике бизнесмены в основном разместили свои предприятия в Кизляре (24 случая), в Махачкале (32 случая), и в Хасавюрте (9 случаев). По данным УФНС РФ по РД, за прошлый год в республике наблюдались и факты миграции юридических лиц в другие регионы. Всего Дагестан «покинули» 56 субъектов бизнеса. В основном они переехали в Москву и Московскую область (31 случай) и Ставропольский край (10 случаев). Специалисты отмечают, что по бизнесу «сильно ударило» поднятие коэффициента К2, который учитывается при определении суммы единого налога на вмененный доход. Это и послужило причиной сворачивания некоторыми бизнесменами в Дагестане своей деятельности .

Без сомнения, налоги нужно платить. Во-первых, это конституционная обязанность каждого члена общества и государства, в том числе и иностранцев, проживающих на территории РФ. Во-вторых, потому что на налоги содержатся армия, полиция, и т. п., иными словами, все учреждения, которые финансируются из бюджета.

Налоги в России довольно-таки умеренные, однако, налоговое законодательство страдает одним из существенных недостатков - некачественным налоговым администрированием, которое проявляется, в частности, в том, что предоставлены практически неограниченные полномочия налоговым органам по принудительному взысканию налогов, пеней и штрафов за нарушения налогового законодательства (к примеру, ст. 46 Налогового кодекса РФ).

Необходимо сказать и о тарифах на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, которые работодатели платят исходя из начисленной заработной платы работников. С 1 января 2011 г. размер страховых взносов резко увеличился. Для субъектов, применяющих общую систему налогообложения - с 26% до 34% [10]. Для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) и систему единого налога на вмененный доход (ЕНВД), - с14% до 34%. С 1 января 2012 года происходит определенное снижение тарифов на страховые взносы в государ-

ственные внебюджетные фонды с 34% до 30% и для льготных категорий - с 26% до 20% [11].

Это повышение указанных тарифов очень существенно для малого бизнеса. К примеру, после того как была поднята ставка страховых взносов, около 90% малых предприятий снизили оклады сотрудников, 83% респондентов отказались от планов расширения бизнеса, а 89% отметили сокращение реальной прибыли. Пострадало и само государство: в некоторых городах сборы страховых взносов в 2011 году упали по сравнению с 2010 годом более чем на треть [12].

Такая система страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в совокупности с налогами становится непосильной для малого бизнеса и ведет к уходу его в «тень», то есть к возвращению практики «серых» зарплат, сокрытию оборотов, что, в свою очередь, приводит к полной незащищенности наемных работников (сокращение, уменьшение начисленной зарплаты), увеличению безработицы [13].

При совершенствовании налоговой системы нужно учитывать опыт стран с развитой рыночной экономикой, но с расчетом на специфику нашего государства. Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что налоговый механизм является эффективным рычагом экономического стимулирования деятельности малого предпринимательства. Весьма важное значение при этом имеют налоговые льготы, действующие в сфере малого бизнеса, в том числе дифференцированные ставки налогов на добавленную стоимость (Япония, Великобритания, Германия), пониженные ставки по подоходному налогу (Германия) и местным налогам (Япония). Интересно отметить, что в Швеции предприятия имеют право производить необлагаемые налогом отчисления в резерв из прибылей в пределах 40% величины чистой прибыли до вычета налогов [14]. В Германии применяются такие льготы, как создание резерва необлагаемой налогом прибыли для категорий малого предпринимательства в зависимости от вида деятельности [15], освобождение малого предприятия в первые два года существования от всех налоговых выплат [16].

С 1 января 2016 года в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ» [17] законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах. При этом по итогам налогового периода доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении предпринимательской деятельности, в отношении которых применялась налоговая ставка в размере 0%, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) должна быть не менее 70%.

ЮРИДИЧЕСКИМ ВЕСТНИК ДГУ. Т. 19. 2016. № 3.

В целом налоговые льготы очень значи- через пять лет - лишь 3%*. В связи с этим необхо-

тельны для малого бизнеса. Малый бизнес, в отли- димо последовать опыту Германии, и освободить

чие от крупного, в большей степени подвержен не только индивидуальных предпринимателей, но и

банкротству. Так, по данным Всемирного банка, из субъектов малого предпринимательства в первые

вновь организованных малых предприятий через два года существования от налоговых выплат. год действуют около 50%, через три года - 7-8%, а

Литература

1. Собр. законодательства Республики Дагестан. 2011. № 13, ст. 579.

2. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2015 года: Закон Республики Дагестан от 15 июля 2011 года №38. URL: http://docs.cntd.ru/document/412309398 (дата обращения: 5.04.2016).

3. Абдулаева З.З. Снижение административных барьеров как условие развития предпринимательства в регионе // Вестник ДГУ. 2015. № 5. URL: http://vestnik.dgu.ru/pol.aspx (дата обращения: 23.04.2016).

4. Республиканская программа развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2011-2013 годы. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. О технопарках в Республике Дагестан: закон Респ. Дагестан от 26 декабря 2008 г. № 63. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Османов М.М., Магомадов Э.М., Османова Д.М. Правовые аспекты развития малого и среднего бизнеса на уровне субъекта Российской Федерации // Юридический вестник ДГУ. 2012. № 3.

7. Багова А. Опыт поддержки малого и среднего бизнеса в зарубежных странах (на примере Германии и Франции) // Бизнес и право в России и за рубежом. Приложение к журналу «Предпринимательское право». 2013. № 1.

8. Бурцев Г. Современные проблемы развития малого бизнеса в России // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2011. № 2.

9. Гвоздева О.М. Развитие субъектов малого бизнеса как предпосылка создания новых рабочих мест // Право и бизнес. Приложение к журналу «Предпринимательское право». 2014. № 2.

10. О страховых взносах в Пенсионные фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: федер. закон Рос. Федерации от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ: в ред. от 28 дек. 2010 г. № 432-ФЗ // Рос. газ. 2009. 28 июля.

11. Там же.

12. Долгов С.Г. Некоторые проблемы малого и среднего предпринимательства // Юрист. 2014. №

9.

13. Ларина Т. Государство приготовило малому бизнесу в 2011 году очередной налоговый сюрприз // Ваше дело. 2010. 28 сентября.

14. Бабо А. Прибыль / А. Бабо ; пер. с фр. Е.П. Островского ; под общ. ред. В. И. Кузнецова. 4-е изд., испр. М.: Прогресс-Универс, 1993. 174 с.

15. Романенко Е.В. Государство и малое предпринимательство: особенности взаимодействий в современных условиях: монография. М.: Экономика, 2010. С. 196-198.

16. Чепуренко А. Улучшению предпринимательского климата в России будут способствовать макроэкономические факторы и интересы новых элит, а вовсе не «добрая воля» нынешней бюрократии // Бизнес-журнал. 2011. №5.

17. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 1, ч. 1, ст. 30.

References

1. Sobr. zakonodatel'stva Respubliki Dagestan. 2011. № 13, st. 579.

2. Ob utverzhdenii Strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Dagestan do 2015 goda: Zakon Respubliki Dagestan ot 15 iyulya 2011 goda №38. URL: http://docs.cntd.ru/document/412309398 (data obrashcheniya: 5.04.2016).

3. Abdulaeva Z.Z. Snizhenie administrativnykh bar'erov kak uslovie razvitiya predprinima-tel'stva v re-gione // Vestnik DGU. 2015. № 5. URL: http://vestnik.dgu.ru/pol.aspx (data obrashcheniya: 23.04.2016).

4. Respublikanskaya programma razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Respublike Tatars-tan na 2011-2013 gody. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».

5. O tekhnoparkakh v Respublike Dagestan: zakon Resp. Dagestan ot 26 dekabrya 2008 g. № 63. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».

6. Osmanov M.M., Magomadov E.M., Osmanova D.M. Pravovye aspekty razvitiya malogo i srednego biznesa na urovne sub"ekta Rossiiskoi Federatsii // Yuridicheskii vestnik DGU. 2012. № 3.

7. Bagova A. Opyt podderzhki malogo i srednego biznesa v zarubezhnykh stranakh (na primere Germa-nii i Frantsii) // Biznes i pravo v Rossii i za rubezhom. Prilozhenie k zhurnalu «Predprinima-tel'skoe pravo». 2013. № 1.

8. Burtsev G. Sovremennye problemy razvitiya malogo biznesa v Rossii // Risk: resursy, infor-matsiya, snabzhenie, konkurentsiya. 2011. № 2.

9. Gvozdeva O.M. Razvitie sub"ektov malogo biznesa kak predposylka sozdaniya novykh rabochikh mest // Pravo i biznes. Prilozhenie k zhurnalu «Predprinimatel'skoe pravo». 2014. № 2.

10. O strakhovykh vznosakh v Pensionnye fond RF, Fond sotsial'nogo strakhovaniya, Federal'nyi fond obyazatel'nogo meditsinskogo strakhovaniya i territorial'nye fondy obyazatel'nogo meditsinskogo strakhovaniya: feder. zakon Ros. Federatsii ot 24 iyulya 2009 g. №212-FZ: v red. ot 28 dek. 2010 g. № 432-FZ // Ros. gaz. 2009. 28 iyulya.

11. Tam zhe.

12. DolgovS.G. Nekotorye problemy malogo i srednego predprinimatel'stva // Yurist. 2014. № 9.

13. Larina T. Gosudarstvo prigotovilo malomu biznesu v 2011 godu ocherednoi nalogovyi syurpriz // Vashe delo. 2010. 28 sentyabrya.

14. Babo A. Pribyl' / per. s fr. E.P. Ostrovskogo ; pod obshch. red. V. I. Kuznetsova. 4-e izd., ispr. M.: Progress-Univers, 1993. 174 s.

15. Romanenko E.V. Gosudarstvo i maloe predprinimatel'stvo: osobennosti vzaimodeistvii v sovremen-nykh usloviyakh: monografiya. M.: Ekonomika, 2010. S. 196-198.

16. Chepurenko A. Uluchsheniyu predprinimatel'skogo klimata v Rossii budut sposobstvovat' makroeko-nomicheskie faktory i interesy novykh elit, a vovse ne «dobraya volya» nyneshnei byurokratii // Biznes-zhurnal. 2011. №5.

17. Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 2015. № 1, ch. 1, st. 30.

Поступила в редакцию 11 мая 2016 г.

Received 11 May, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.