Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ РЕКЛАМЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ РЕКЛАМЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
505
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКЛАМА / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ПРОИЗВОДСТВО РЕКЛАМЫ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОБЕЛЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баринов Антон Геннадьевич

В статье рассматривается интернет-реклама как один из наиболее распространенных видов рекламы. На основании анализа действующего законодательства, регулирующего рекламную деятельность, выделяется ряд проблем гражданско-правового характера, связанных с пробелами правового регулирования. Автором делается вывод о необходимости совершенствования нормативной правовой базы, а также вносятся соответствующие предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF ADVERTISING DISTRIBUTION ON THE INTERNET: PROBLEM STATEMENT

The article considers Internet advertising as one of the most common types of advertising. Based on the analysis of the current legislation regulating advertising activities, a number of civil law problems associated with gaps in legal regulation are highlighted. The author concludes that it is necessary to improve the regulatory framework, and also makes appropriate proposals.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ РЕКЛАМЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_7_241

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ РЕКЛАМЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ LEGAL REGULATION OF ADVERTISING DISTRIBUTION ON THE INTERNET: PROBLEM STATEMENT

БАРИНОВ Антон Геннадьевич,

соискатель факультета подготовки научно-педагогических кадров Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, старший оперуполномоченный ОПБ МВД России, майор полиции. 117437, Россия, г. Москва, ул. Академика Волгина, 12. E-mail: igorevnairina.i@yandex.ru;

BARINOV Anton G.,

candidate of the Faculty of Training of Scientific and Pedagogical personnel V.Ya. Kikotya Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Senior operative of the Ministry of Internal Affairs of Russia, police Major. 12 Akademika Volgina str., Moscow, 117437, Russia. E-mail: igorevnairina.i@yandex.ru

Краткая аннотация. В статье рассматривается интернет-реклама как один из наиболее распространенных видов рекламы. На основании анализа действующего законодательства, регулирующего рекламную деятельность, выделяется ряд проблем гражданско-правового характера, связанных с пробелами правового регулирования. Автором делается вывод о необходимости совершенствования нормативной правовой базы, а также вносятся соответствующие предложения.

Abstract. The article considers Internet advertising as one of the most common types of advertising. Based on the analysis of the current legislation regulating advertising activities, a number of civil law problems associated with gaps in legal regulation are highlighted. The author concludes that it is necessary to improve the regulatory framework, and also makes appropriate proposals.

Ключевые слова: реклама, сеть Интернет, распространение и производство рекламы, правовое регулирование, пробелы в законодательстве.

Keywords: advertising, Internet, distribution and production of advertising, legal regulation, gaps in legislation.

Для цитирования: Баринов А.Г. Правовое регулирование распространения рекламы в сети Интернет: постановка проблемы // Право и государство: теория и практика. 2023. № 7(223). С. 241-244. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_241.

For citation: Barinov A. G. Legal regulation of advertising distribution on the Internet: problem statement // Law and state: theory and practice. 2023. No. 7(223). pp. 241-244. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_241.

Статья поступила в редакцию: 03.05.2023

С развитием естественного обмена и товарооборота у человечества возникла необходимость в передаче сведений о товарах или услугах, производимых или оказываемых, с целью их распространения среди других членов общества. Экономический прогресс способствовал появлению рекламы как одного из основных элементов экономической сферы и ее разрастанию до глобальных, мировых масштабов.

Современные реалии и развитие информационно-телекоммуникационных технологий также не обошлись без проникновения в них рекламы, при этом реклама в сети Интернет стала наиболее распространенной и быстрорастущей, продвигая как товары, услуги, так и мероприятия, сообщества, группы, то есть все сферы жизни человека. Обращаясь к статистике, можно сделать вывод о том, что реклама в сети Интернет по состоянию на январь 2023 год занимает лидирующее место - 578 млрд. руб. (+16% в сравнении с 2022 годом) в сравнении с рекламой на телевидении (-6%), радио (-5%) и периодической печати (-14%)1.

Основной причиной таких позиций рекламы в сети Интернет являются возможность распространения рекламы разного вида, скорость ее распространения, отсутствие каких-либо территориальных ограниченийи необходимости печати, что повышает уровень ее экономичности, на что указывают многие ученые. Так, на выгодность рекламы в сети Интернет указывает И.А. Иванова, которая отмечает «что для размещения рекламы в Интернете необходим только компьютер и подключение к сети»2.

Также на рост и популярность интернет-рекламы оказала влияние и случившаяся в 2019 году пандемия COVID-19, когда большая часть покупок стала осуществляться именно в формате «он-лайн», закрепившись и в настоящий момент.

Такое широкое распространение рекламы в сети Интернет влечет необходимость детальной правовой регламентации, что на сегодняшний день нельзя назвать соответствующим действительности.

Процесс законодательного закрепления вопросов производства и распространения рекламы начался с 1990 года, а именно с Федерального закона РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»3, утративший силу на сегодняшний день. Несмотря на то, что данный нормативный правовой акт не давал конкретного определения рекламы, он закреплял «основные формы недобросовестной конкуренции, а именно:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

1 https://www. rbc. ru/newspaper/2022/10/13

2 Иванова И.А. Проблемы правового регулирования рекламы в информационной сети «Интернет» // Вестник современных исследований. - 2019. - № 2(19). - С. 40.

3 О средствах массовой информации: Федеральный закон от 22 марта 1991 года № 948-1 // Российская газета. № 89. 1991 г.

- введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;

- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов».

Далее последовал ряд законов, таких как: Закон РСФСР «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года № 2124-11, который не только запрещал «недостоверную информацию», но и «ограничивал объем рекламы в СМИ»; Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года № 2300-12, в котором закреплены необходимость информирования потребителя и требования, предъявляемые к предоставлению информации, а также ответственность за нарушения права потребителя на получения достоверной информации о товарах и услугах.

Указанные нормативные правовые акты в должной мере не удовлетворяли потребность в правовом регулировании быстро развивающейся рекламной сферы, что вызвало острую необходимость в разработке закона, который более подробно и детализировано будет регламентировать данную социальную сферу общественной жизни.

Так, 13 марта 2006 года был принят Федеральный закон № 38-Ф3 «О рекламе»3, призванный систематизировать рекламную деятельность, осуществляемую на территории Российской Федерации.

Вышеуказанный федеральный закон закрепил понятие рекламы как «информации, распространенной любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».

В научной литературе, авторы, исследующие понятие рекламы, указывают на различные признаки. В частности, А. Дейан в качестве таковых выделяет: платный характер; однонаправленность; обезличенное обращение; реализацию через средства массовой информации4.

Такие характерные особенности рекламы как: «обращение к неопределенному кругу лиц; направленность на получение прибыли; выполнение организационных и информационных функций», предлагает Э.Л. Страунинг5.

Ю.Ю. Мишина выделяет: адресность; обезличенность; оплаченность; популяризация объектов; побудительный характер6. В числе признаков рекламы В.В. Артемов указывает на: адресованность информации неопределенному кругу лиц; направленность на привлечение внимания к объекту рекламирования; направленность на формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования; направленность информации на продвижение на рынке объекта рекламирования7.

Л.К. Терещенко обращает внимание на такой важный признак, как«платный характер»8, который отражает рыночный характер отношений между рекламодателем и рекламораспространителем.

Анализ законодательства и юридической литературы позволяет нам выделить ее признаки, на основании которых ту или иную информацию следует относить к рекламе:

1. реклама - это всегда информация, т.е. сведения, которые один человек передает другому;

2. целью рекламы является привлечение внимания и интереса к определенному товару или услуге;

3. адресована неопределенному кругу лиц;

4. информация может быть передана любым способом (телевидение, радио, интернет и т.д.).

Указанные признаки относятся и к рекламе в сети Интернет. Однако, она имеет ряд характеристик, которые отличают ее от любых других видов рекламы, в следствие чего в науке гражданского права существует два диаметрально противоположных мнения на вопрос возможности регулирования интернет-рекламы нормами, закрепленными Федеральным законом «О рекламе».

Так первая группа ученых, таких как С.В. Малахов9, С.В. Петровский10, придерживались точки зрения, что указанный закон напрямую регулирует рекламу в сети Интернет, но при этом имеются определенные ограничения.

Вторая группа ученых исключала интернет-рекламу из предмета регулирования Федерального закона11.

В статье 18.1 ФЗ «О рекламе», законодатель обозначил положения, регламентирующие отношения, связанные с распространением рекламы в сети «Интернет», что позволяет сделать вывод о том, что законодатель планировал регулировать указанным законом и отношения рекламы в сети Интернет. Но при этом им не были в полном объеме учтены ее важные особенности.

Сеть «Интернет» является всемирной, она распространяется вне зависимости от территориальных границ государств, следовательно, реклама в сети Интернет также доступна любому кругу лиц, где бы они не находились. Данная особенность находится в противоречии с нормой ФЗ «О рекламе», согласно которой «закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации». Таким образом, с целью определения «юрисдикции» нормы важно

1 О средствах массовой информации: Закон РСФСР от 27 декабря 1991 года № 2124-1 // Российская газета № 32 1992 г.

2 О защите прав потребителей: Закон РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 // Российской газете» от 7 апреля 1992 года

3 О рекламе: Федеральный закон РФ от 13 марта 2006 года // Российская газета..№ 51. 2006 г.

4 Дейан А. Реклама. М., 1993. С. 9 - 10.

5 Страунинг Э.Л. Правовые признаки рекламы // Закон. 2006. № 12.

6 Мишина Ю.Ю. Теоретико-методологические проблемы социологического изучения рекламы в прессе: диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.01- Москва, 1996. - С. 58.

7 Артемов В.В. Реклама и нереклама // Законодательство и экономика. - М., 2008, № 2. - С. 60-62.

8 Асташко О.И. О некоторых проблемах правового регулирования рекламы //Евразийский научный журнал. - 2018.- № 6. С. 12.

9 Малахов С.В. закон единой цены в условиях равновесного разброса цен: арбитраж и оптимизация поиска // Журнал институциональных исследований. - 2016. - № 1. -С. 87.

10 Петровский С. В. Интернет-услуги в правовом поле России. - М.: Агентство "Издательский сервис", 2003. - С.72.

11 Терещенко Л.К. Правовой режим информации: Монография / Л.К. Терещенко. -М.: ИД «Юриспруденция», 2007. - С. 137

установить так называемые границы Интернета Российской Федерации.

С позиции Федеральной антимонопольной службы, реклама в сети Интернет подлежит урегулированию в соответствии с Федеральным законом «О рекламе», если она размещена на сайтах, предназначенных для российских пользователей и сайтах, размещенных в доменных зонах: РФ, К11, БЫ1. При этом нельзя сказать, что подход законодателя не лишен изъянов, так как реклама о возможности приобретения товаров в Российской Федерации может быть размещена на сайтах доменных зон иностранных государств.

Учитывая возможность такого размещения рекламы, предназначенной для пользователей, находящихся на территории Российской Федерации, на наш взгляд следует расширить сферу распространения закона «О рекламе» в сети Интернет с учетом размещения рекламы для российских потребителей на сайтах доменных зон иностранных государств.

Вторым пробелом в правовом регулировании распространения рекламы в сети Интернет является отсутствие в законодательстве требований, которыми должны соответствовать Интернет-сайты, размещающие рекламу. Такое отсутствие требований порождает недостоверную рекламу, то есть не соответствующую действительно предоставляемым товарам и услугам, а зачастую порочащую деловую репутацию иных лиц, что связано с возможностью размещения и распространения рекламы на любых интернет-ресурсах.

Распространение информации, то есть соответственно и распространение рекламы, так как последняя есть ни что иное как информация, на территории Российской Федерации осуществляется свободно в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством2. При распространении рекламы без использования средств массовой информации законодатель обязывает предоставлять данные о лице, распространяющем информацию (ее владельце), в объеме, достаточном для его идентификации и установления. Данное положение закона имеет важную роль именно для рекламы, распространяемой в сети Интернет.

Данный пробел возможно устранить с помощью внесения изменений в закон, согласно которым размещение рекламы возможно только на сайтах, прошедших регистрацию как средства массовой информации.

Еще одним проблемным вопросом остается непосредственно требования, предъявляемые уже к самой рекламе в сети Интернет. Перечень таких требований в настоящий момент в законодательстве Российской Федерации отсутствует, но можно говорить о том, что все общие требования, закрепленные в ст. 5 Федерального закона «О рекламе», предъявляемые к рекламе в целом, относятся и к рекламе в сети «Интернет», а также требования, предъявляемые к некоторым видам товаров и услуг.

К числу таких общих требований в соответствии с рекламным законодательством следует отнести: достоверность рекламы; добросовестность рекламы.

Но в силу того, что требование добросовестности является оценочным, а достоверность рекламы трудноопределима - возникает ряд сложностей на практике, возникают спорные вопросы при привлечении лиц к ответственности за нарушение рекламного законодательства применительно к распространению рекламы в сети Интернет.

Сложности возникают и с определением субъекта ответственности. Таким лицом может выступать как рекламодатель, то есть лицо, разместившее рекламу, так и владелец сайта, который обеспечил размещение рекламы и доступ к ней. При этом владелец сайта может быть освобожден от гражданско-правовой ответственности в случае, если размещенная информация ограничена или запрещена, если данное лицо докажет, что не мог знать о том, что информация не может быть размещена или же о том, что им она не была изменена уже после п ередачи для размещения. В случае, если владелец сайта знал о характере информации, которая подлежит опубликованию как рекламная, то к ответственности следует привлекать как рекламодателя, так и владельца сайта.

На практике, в соответствии с позицией Федеральной антимонопольной службы России, при установлении нарушения законодательства о рекламе предписание о прекращении нарушения должно выдаваться любому лицу не зависимо от того, несет ли оно ответственность за сам факт нарушения или нет. Главным критерием для вынесения такого предписания выступает способность лица прекратить распространение рекламы, противоречащей законодательству о рекламе в Российской Федерации.

Таким образом, нормативная правовая база, регулирующая вопросы производства и распространения рекламы в сети Интернет, достаточно широка. Однако, в связи с тем, что интернет-реклама обладает определенными специфическими чертами, существующее правовое регулирование их не отражает и не учитывает в должной мере, что связано с:

- отсутствием правового закрепление интернет-рекламы;

- отсутствием определения субъектов рекламной деятельности в сети Интернет;

- непроработанным процессом контроля за распространением рекламы и как следствие процесса установления ответственного лица за допущенные нарушения.

Первоочередной необходимостью является определение особого правового режима Интернет-рекламы, а также в соответствии с этим выделение и законодательное закрепление ее особенностей по аналогии с радио- и телевизионной рекламой, установление «границ Российской Федерации» в сети Интернет.

1 Никитина Т.Е. Проблемы правового регулирования отношений, связанных с рекламой в сети «Интернет» / Т.Е. Никитина // Вестник университета им. О.Е. Кутафина. — 2017. — № 9. — С. 83-84.

2 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от27 июля 2006 г. N 149-ФЗ // Российская газета от 29 июля 2006 г. № 165.

Библиогра фия:

1. О средствах массовой информации: Федеральный закон от 22 марта 1991 года № 948-1 // Российская газета. № 89. 1991 г.

2. О средствах массовой информации: Закон РСФСР от 27 декабря 1991 года № 2124-1 // Российская газета. № 32 1992 г.

3. О защите прав потребителей: Закон РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 // Российской газете» от 7 апреля 1992 г.

4. О рекламе: Федеральный закон РФ от 13 марта 2006 года // Российская газета. № 51. 2006 г.

5. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Российская газета от 29 июля 2006 г. № 165.

6. Дейан А. Реклама. М., 1993. 128 с.

7. Петровский С. В. Интернет-услуги в правовом поле России. - М.: Агентство «Издательский сервис», 2003. - 272 с.

8. Терещенко Л.К. Правовой режим информации: Монография / Л.К. Терещенко. -М.: ИД «Юриспруденция», 2007. - 158 с.

9. Артемов В.В. Реклама и нереклама // Законодательство и экономика. - 2008, - № 2. - с. 60-62.

10. Асташко О.И. О некоторых проблемах правового регулирования рекламы //Евразийский научный журнал. - 2018.- № 6.- с. 12-15.

11. Иванова И.А. Проблемы правового регулирования рекламы в информационной сети «Интернет» // Вестник современных исследований. - 2019. -№ 2(19). - с. 38-42.

12. Малахов С.В. Закон единой цены в условиях равновесного разброса цен: арбитраж и оптимизация поиска // Журнал институциональных исследований. - 2016. - № 1. - с. 86-94.

13. Никитина Т.Е. Проблемы правового регулирования отношений, связанных с рекламой в сети «Интернет» // Вестник университета им. О.Е. Кутафина. — 2017. — № 9. — с. 83-87.

14. Страунинг Э.Л. Правовые признаки рекламы // Закон. - 2006. - № 12. - с. 95-101.

15. Мишина Ю.Ю. Теоретико-методологические проблемы социологического изучения рекламы в прессе : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.01 - Москва, 1996. - с. 128.

16. https://www.rbc.rU/newspaper/2022/10/13.

References:

1. On Mass media: Federal Law No. 948-1 of March 22, 1991 // Rossiyskaya Gazeta. No. 89. 1991

2. On mass media: Law of the RSFSR of December 27, 1991 No. 2124-1 // Rossiyskaya Gazeta. No. 32 , 1992

3. On Consumer Rights Protection: RF Law No. 2300-1 of February 7, 1992 // Rossiyskaya Gazeta" of April 7, 1992

4. About advertising: Federal Law of the Russian Federation of March 13, 2006 // Rossiyskaya Gazeta. No. 51. 2006

5. On Information, Information Technologies and Information Protection: Federal Law No. 149-FZ of July 27, 2006 // Rossiyskaya Gazeta of July 29, 2006 No. 165.

6. Deyan A. Advertising. M., 1993. 128 p.

7. Petrovsky S. V. Internet services in the legal field of Russia. - M.: Publishing Service Agency, 2003. - 272 p.

8. Tereshchenko L.K. Legal regime of information: Monograph / L.K. Tereshchenko. -M.: Publishing house "Jurisprudence", 2007. - 158 p . 9. Artemov V.V. Advertising and non-advertising // Legislation and Economics. - 2008, - No. 2. - pp. 60-62.

10. Astashko O.I. On some problems of legal regulation of advertising //Eurasian Scientific Journal. - 2018.- No. 6.- pp. 12-15.

11. Ivanova I.A. Problems of legal regulation of advertising in the Internet information network // Bulletin of Modern Research. - 2019. - № 2(19). - p. 38-42.

12. Malakhov S.V. The law of a single price in conditions of equilibrium price dispersion: arbitrage and search optimization // Journal of Institutional Research. - 2016. -No. 1. - pp. 86-94.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Nikitina T.E. Problems of legal regulation of relations related to advertising on the Internet // Bulletin of the O.E. Kutafin University. — 2017. — No. 9. — pp. 83-87.

14. Strauning E.L. Legal signs of advertising // Law. - 2006. - No. 12. - pp. 95-101.

15. Mishina Yu.Yu. Theoretical and methodological problems of sociological study of advertising in the press : dissertation... Candidate of Sociological Sciences : 22.00.01- Moscow, 1996. - p. 128.

16. https://www.rbc.ru/newspaper/2022Z10/13 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.