Научная статья на тему 'Правовое регулирование применения информационных технологий в государственном управлении: на примере таможенных органов'

Правовое регулирование применения информационных технологий в государственном управлении: на примере таможенных органов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
113
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
публичное управление / информационные технологии / ИТ / искусственный интеллект / цифровая экономики / таможенные органы / public administration / information technology / IT / artificial intelligence / digital economy / customs authorities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сербиненко Екатерина Юрьевна

Актуальность рассмотрении публичного управления и связи с информационными технологиями. Предмет: публичное управление публично-правового образования представляет собой совокупность инструментов, а также способ воздействия на управляемый объект. Цель: рассмотрения будет выступать в важность анализа законодательного урегулирования информационных технологий в сфере публичного управления, и дополнительно будет рассмотрена действующая нормативная правовая база. Методология исследования: логический, системный, функциональный и системно-структурный методы. Результаты исследования: в процессе исследования выявлено, что публичное управление публично-правового образования представляет собой совокупность инструментов, а также способов воздействия на управляемый объект. Область применения результатов: результаты исследования могут применяться в рамках профессиональной деятельности Федеральной таможенной службы и в логистической инфраструктуре. Новизна исследования заключается в том, что именно применение информационных технологий играет важную роль в развитие цифровой экономики страны в целом, а также конкретно влияет на жизнь всего социума. Выводы: информационные технологии внедряются в государственном управлении и требуют активного правового регулирования и выстраивания четкой правовой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сербиненко Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN PUBLIC ADMINISTRATION: THE EXAMPLE OF CUSTOMS AUTHORITIES

The relevance of considering public administration and connections with information technology. Subject: public management of public legal education is a set of tools, as well as a method of influencing the managed object. Purpose: the review will highlight the importance of analyzing the legislative regulation of information technologies in the field of public administration, and the current regulatory legal framework will additionally be considered. Research methodology: logical, systemic, functional and system-structural methods. Research results: during the research process it was revealed that public management of public legal education is a set of tools, as well as methods of influencing the managed object. Scope of application of the results: the results of the study can be used within the professional activities of the Federal Customs Service and in the logistics infrastructure. The novelty of the study lies in the fact that it is the use of information technology that plays an important role in the development of the country’s digital economy as a whole, and also specifically affects the life of the entire society. Conclusions: information technologies are being introduced in public administration and require active legal regulation and the building of a clear legal system.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование применения информационных технологий в государственном управлении: на примере таможенных органов»

Правовое регулирование применения информационных технологий в государственном управлении: на примере таможенных органов

Сербиненко Екатерина Юрьевна,

ассистент кафедры «Логистика», ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» E-mail: katerina.serbinenko@gmail.com

Актуальность рассмотрении публичного управления и связи с информационными технологиями. Предмет: публичное управление публично-правового образования представляет собой совокупность инструментов, а также способ воздействия на управляемый объект. Цель: рассмотрения будет выступать в важность анализа законодательного урегулирования информационных технологий в сфере публичного управления, и дополнительно будет рассмотрена действующая нормативная правовая база. Методология исследования: логический, системный, функциональный и системно-структурный методы. Результаты исследования: в процессе исследования выявлено, что публичное управление публично-правового образования представляет собой совокупность инструментов, а также способов воздействия на управляемый объект. Область применения результатов: результаты исследования могут применяться в рамках профессиональной деятельности Федеральной таможенной службы и в логистической инфраструктуре. Новизна исследования заключается в том, что именно применение информационных технологий играет важную роль в развитие цифровой экономики страны в целом, а также конкретно влияет на жизнь всего социума. Выводы: информационные технологии внедряются в государственном управлении и требуют активного правового регулирования и выстраивания четкой правовой системы.

Ключевые слова: публичное управление, информационные технологии, ИТ, искусственный интеллект, цифровая экономики, таможенные органы.

Правовое регулирование применения информационных технологий в публичном управлении представляется довольной актуальной темой для настоящего исследования. Информационные технологии в публичном управлении состоит из совокупности цифровых инструментов, а также способов воздействия на объект в рамках таможенно-логистической инфраструктуры [1].

При этом следует отметить, что информационные методы публичного управления, представляют из себя уникальную информационную инфраструктуру, и как следствие дополняют друг друга, и формируют совокупность инструментов императивного воздействия на правоотношения в рамках таможенной сферы [10, с. 235].

Следует отметить, что в рамках настоящей деятельности применяется активно обработка больших данных (big data) и внедрение искусственного интеллекта.

Сейчас активно развивается цифровая экономика и сопряженные с ними информационные технологии. Информационные технологии играют в настоящее время ведущую роль не только в нашей стране, но и за рубежом. Именно информационные технологии стали активно применяться в рамках публичного управления публично-правовыми образованиями.

Следует отметить, что таможенно-логистическая сфера активно использует новые технологии, позволяющие оптимизировать затраты в процессе государственной деятельности.

Федеральная таможенная служба активно совершенствует программные средства и программное обеспечение, в следствие этого происходит активный рост производительности государственного органа.

Следует отметить, что Федеральная таможенная служба России осуществляет активное взаимодействие с другими участниками внешнеэкономической деятельности в различных рамках экономических союзов.

Именно в усложняющихся экономических процессах нужны информационные технологии, позволяющие оптимизировать работу должностных лиц таможенных органов и повысить эффективность.

Именно автоматизированные информационные системы для отдельных таможенных операций позволяют улучшить работу таможни и логистической инфраструктуры, а именно уже активно внедрен информационный блок по отслеживанию товаров, а так же контроль за ними.

Теперь необходимо перейти к рассмотрению правового регулирования информационных технологий в сфере таможенной сферы.

5 -а

сз ж

<

Так, цифровизация в данной сфере законодательно регулируется рядом нормативных правовых актов, таких как Таможенный кодекс ЕАЭС, Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», также Указами Президента и Постановлениями Правительства России, кроме того ведомственными актами таможни России [4].

Необходимо отметить, что в ТК ЕАЭС ряд правовых норм посвящены регламентации и применению информационных технологий в публичном управлении таможенной службы, например статьи 78, 82, 365-367 [11, с 66].

В свою очередь в статье 365 ТК ЕАЭС напрямую закрепляется, что операции, которые осуществляются в таможенной сфере должны осуществляться с использованием информационной системы. Кроме того, затрагиваются процедурные моменты применения информационных технологий и активно применяются термины «разработка, эксплуатация, модернизация информационных систем», именно такие термины стали правовыми.

В рамках таможенно-логистической инфраструктуры регулируются такие вопросы, как разработка цифровой платформы для стран-участниц ЕАЭС и партнеров.

Законодательно закреплена повестка развития ЕАЭС до 2025 года в нормативном акте от 11.08.2017 № 12.

В рамках публично управления на примере таможенной сферы можно выявить, что активно внедряются новые технологии и тут же они законодательно закрепляются, и это проявляется в том, что информационные технологии позволяют отслеживать товары через таможенные органы и вовремя реагировать на нарушения таможенного контроля.

Еще одним нормативным актом от 11.12.2020 № 12 «О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года» [5] закреплено управление в развитии евразийской интеграции, а кроме того, обозначено совершенствование таможенного регулирования, и формирование цифрового пространства, цифровых инфраструктур и экосистем ЕАЭС.

Это проявляется посредством осуществления унификации требований к таможенной и логистической инфраструктуре, и введение электронного документооборота между участниками соглашения [14, с. 677].

Еще одним значимым нормативным правовым актом выступает Федеральный законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В статьях 83, 88, 284, 282, 302, 303 и др. зако-2 нодательно закреплены технологии с использова-~ нием сети «Интернет», а также права пользования о личным кабинетом через ЕСИА и ЕПГУ, кроме того сч закрепляется защита информации в рамках тамо-^ женной сферы.

Следует отметить, что в ст. 301 в рамках цели указано, что информационные технологии могут использоваться в таможенных органах, и непосредственно должны обеспечивать выполнения тех целей и задач стоящих перед таможенными органами и их должностными лицами, а кроме того обеспечивать бесперебойный обмен информацией в электронном виде с органами власти и организациями, предоставление на портале ЕПГУ населению и участникам ВЭД [13, с. 73].

Следующим вектором в цифровизации и применению информационных технологий в таможенно-логистической инфраструктуре следует отметить Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы (далее - Стратегия) [8].

Это важный нормативный правовой акт, который закрепляет на законодательно уровне основные тенденции в рамках информационной системы в государстве, кроме того, это необходимый документ, отображающий доктрину развития нашей страны в сфере информационных технологий и их активное внедрение в практической деятельности должностных лиц федеральной таможенной службы, и в рамках общей таможенной-логистической инфраструктуры.

Думается, что это наиболее важная отрасль в рамках современного мира, особенно в усложняющихся условиях.

В Стратегии закреплен ряд мероприятий до 2030 года, с помощью которых происходит активная модернизация всей информационной сферы, а также внедрение новинок в рамках искусственного интеллекта, «умных технологий», определены основные пути развития и рассмотрение государственного управления, взаимодействие социумам и публичного правового образования.

Данные технологии активно применяются и в рамках деятельности государственных органов, и напрямую касаются деятельности Федеральной таможенной службы:

- электронный документооборот между социумом в виде граждан, общественных организаций и государственными органами;

- внедрение в практическую деятельность публичных органов новых информационных технологий, позволяющих оптимизировать рабочие процессы и высвободить необходимое количество времени на более тщательную обработку и хранение информации;

- информационные технологии, как способ развития демократии в рамках электронного взаимодействия;

- использование искусственного интеллекта иных технологий в рамках сканирования и сортирования товаров, которые декларируются и проходят через границу России.

Данные технологии могут применяться в рамках профессиональной деятельности Федеральной таможенной службы и в логистической инфраструктуре.

Новизна цифровых технологи в своей основе заключается в том, что именно применение информационных технологий играет важную роль в развитие цифровой экономики страны в целом, а также конкретно влияет на жизнь всего социума.

Таким образом, информационные технологии внедряются в государственном управлении и требуют активного правового регулирования и выстраивания четкой правовой системы.

Так, основными приоритетами в настоящее время выступают задачи по активной цифровизации экономики и таможенной сферы в России. На законодательном уровне это закрепляется в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р.

В настоящей Стратегии четко обозначены и закрепляются такие термины и понятия:

- »оптимизация и совершенствование таможенного администрирования»;

- «автоматизация и информатизация сквозных бизнес-процессов деятельности таможенной службы на основе передовых технологий»;

- «клиентоориентированность и бесконтактность», «обеспечение условий для формирования устойчивой модели добросовестного и законопослушного поведения субъектов внешнеэкономической деятельности».

В настоящей Стратегии закреплены непосредственные задачи, стоящие перед таможенными органами и иными участниками внешнеэкономической деятельности:

развитие технологий электронного взаимодействия граждан, организаций, государственных органов;

создание основанных на информационных и коммуникационных технологиях систем управления и мониторинга во всех сферах общественной жизни».

Публичное управление публично-правового образования представляет собой совокупность инструментов, а также способов воздействия на управляемый объект. Информационные методы в рамках публичного управления, непосредственно дополняют различные сферы в управлении, и формируют совокупность инструментов императивного воздействия на административные правоотношения.

Именно использование и внедрение информационных технологий играет важную роль в развитие цифровой экономики страны в целом, а также конкретно влияет на жизнь всего социума.

Раз информационные технологии внедряются в государственном управлении то они требуют правового регулирования и выстраивания четкой правовой системы в рамках информационного права. Следует особо подчеркнуть, что именно термин «информационные технологии» ввело государство, так как в государственном управлении необходимо всегда применение актуальных разработок в рамках ИТ сферы.

На основании вышеизложенного можно сделать выводы, что внедрение информационных в публичное управление таможенно-логистической инфраструктурой подразумевает под собой обширную законодательную регламентацию, кроме того, применяемые информационные технологии в рамках государственного управления должны соответствовать требованиям нормативной правовой базы на федеральном и международном уровнях. В свою очередь таможенные органы могут принимать ведомственные нормативные акты, которые выступают дополнением к основным законам, регулирующим данную сферу.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Федеральным конституционным законом «О поправках к Конституции РФ» от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ, от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - 25 дек.; Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 11. - Ст. 1416.

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза): ред. от 29.05.2019 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Ин-форм. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».

3. Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года: решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.08.2017 № 12. URL: http://www.eaeunion.org (дата обращения: 24.01.2024).

4. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ: ред. от 19.12.2022 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

5. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 // Справочно-правовая система «Кон-сультантПлюс».

6. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

7. Об утверждении основных направлений развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах Российской Федерации до 2030 года: Приказ ФТС России от 21.10.2015 № 2133 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».

5 -а

сз ж

<

CM

о

CM

8. Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации федеральной таможенной службы на 2021-2023 годы: Приказ ФТС России от 15.01.2021 № 11 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Ин-форм. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».

9. Акимова И.П., Бегичев М.М., Власов А.В. Транспортная политика как отраслевая подсистема экономического управления. Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2021. Т.20.№ 1. С. 58-68.

10. Бурлов, В.Г. Эффективность применения информационных технологий на транспорте / В.Г. Бурлов, М.И. Грачев, Н.Г. Грачева. Региональная информатика и информационная безопасность: Сборник трудов Юбилейной XVIII Санкт-Петербургской международной конференции, Санкт-Петербург, 26-28 октября 2022 года. Том Выпуск 11. - Санкт-Петербург: Региональная общественная организация «Санкт-Петербургское Общество информатики, вычислительной техники, систем связи и управления», 2022. С.234-237.

11. Банников И.А. Правовое регулирование циф-ровизации таможенного администрирования в Российской Федерации // Актуальные исследования. 2023. № 27 (157). С. 66-70.

12. Дмитриева О.А., Поляков Е.А. Перспективы развития «интеллектуальных» таможенных постов в российской федерации. Коллективная монография. - М: Издательство «Перо», 2023.

13. Евсиков К.С. К вопросу о формировании концепции «цифрового государства». Информационное право. 2021. № 1. С. 17-21.

14. Сербиненко Е.Ю. Роль информационных технологий в публичном управлении. Экономика. Право. Инновации. 2023. № 1. С. 71-77. https:// doi.org/10.17586/2713-1874-2023-1-71-77.

15. Яськина, Д.Ю. Цифровизация как способ оптимизации бизнес-процессов на логистическом рынке // Интеграция наук. 2022. С. 677-684.

LEGAL REGULATION OF THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN PUBLIC ADMINISTRATION: THE EXAMPLE OF CUSTOMS AUTHORITIES

Serbinenko E.Yu.

State University of Management

The relevance of considering public administration and connections with information technology. Subject: public management of public legal education is a set of tools, as well as a method of influencing the managed object. Purpose: the review will highlight the importance of analyzing the legislative regulation of information technologies in the field of public administration, and the current regulatory legal framework will additionally be considered. Research methodology: logical, systemic, functional and system-structural methods. Research results: during the research process it was revealed that public management of public legal education is a set of tools, as well as methods of influencing the managed object. Scope of application of the results: the results of the study can be used within the professional activities of the Federal Customs Service and in the logistics infrastructure. The novelty of the study lies in the fact that it is the use of information technology that plays an important role in the development of the country's digital economy as a whole, and also specifically affects the life of the entire society. Conclusions:

information technologies are being introduced in public administration and require active legal regulation and the building of a clear legal system.

Keywords: public administration, information technology, IT, artificial intelligence, digital economy, customs authorities.

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993) (taking into account the amendments made by the Federal Constitutional Law "On Amendments to the Constitution of the Russian Federation" dated December 30, 2008 No. 6-FKZ, dated December 30, 2008 No. 7 -FKZ, dated February 5, 2014 No. 2-FKZ, dated July 21, 2014 No. 11-FKZ, dated March 14, 2020 No. 1-FKZ) // Russian newspaper. - 1993. - December 25; Collection of legislation of the Russian Federation. - 2020. - No. 11. - Art. 1416.

2. Customs Code of the Eurasian Economic Union (Appendix No. 1 to the Treaty on the Customs Code of the Eurasian Economic Union): ed. dated 05/29/2019 // Legal reference system "Con-sultantPlus". Inform. bank. «Prof version». Sec. «Legislation».

3. On the Main Directions for Implementing the Digital Agenda of the Eurasian Economic Union until 2025: decision of the Supreme Eurasian Economic Council dated 08/11/2017 No. 12. URL: http://www.eaeunion.org (access date: 01/24/2024).

4. On customs regulation in the Russian Federation and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: federation. Law of August 3, 2018 No. 289-FZ: ed. dated 12/19/2022 // Legal reference system "ConsultantPlus".

5. On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030: Decree of the President of the Russian Federation dated 05/09/2017 No. 203 // Reference and legal system "ConsultantPlus".

6. Development strategy of the customs service of the Russian Federation until 2030: order of the Government of the Russian Federation dated May 23, 2020 No. 1388-r // Reference and legal system "ConsultantPlus".

7. On approval of the main directions for the development of information and communication technologies in the customs authorities of the Russian Federation until 2030: Order of the Federal Customs Service of Russia dated October 21, 2015 No. 2133 // Reference and legal system "ConsultantPlus". Inform. bank. «Prof version». Sec. «Legislation».

8. On approval of the departmental program for digital transformation of the federal customs service for 2021-2023: Order of the Federal Customs Service of Russia dated January 15, 2021 No. 11 // Reference and legal system "ConsultantPlus". Inform. bank. «Prof version». Sec. «Legislation».

9. Akimova I.P., Begichev M.M., Vlasov A.V. Transport policy as a sectoral subsystem of economic management. Scientific notes of the Russian Academy of Entrepreneurship. 2021. T. 20. No. 1. P. 58-68.

10. Burlov, V.G. Efficiency of application of information technologies in transport / V.G. Burlov, M.I. Grachev, N.G. Gracheva. Regional informatics and information security: Collection of proceedings of the Anniversary XVIII St. Petersburg International Conference, St. Petersburg, October 26-28, 2022. Volume Issue 11. - St. Petersburg: Regional public organization «St. Petersburg Society of Informatics, Computer Science, Communication and Control Systems», 2022. P. 234-237.

11. Bannikov I.A. Legal regulation of digitalization of customs administration in the Russian Federation // Current research. 2023. No. 27 (157). pp. 66-70.

12. Dmitrieva O.A., Polyakov E.A. Prospects for the development of "smart" customs posts in the Russian Federation. Collective monograph. - M: Pero Publishing House, 2023.

13. Evsikov K.S. On the issue of forming the concept of a "digital state". Information law. 2021. No. 1. P. 17-21.

14. Serbinenko E. Yu. The role of information technology in public administration. Economy. Right. Innovation. 2023. No. 1. P. 7177. https://doi.org/10.17586/2713-1874-2023-1-71-77.

15. Yaskina, D. Yu. Digitalization as a way to optimize business processes in the logistics market // Integration of Sciences. 2022. pp. 677-684.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.