Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПОНЯТИЯ ОРГАНА ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ'

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПОНЯТИЯ ОРГАНА ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
93
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / ОРГАН / СИСТЕМА / АППАРАТ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ / КОНТРОЛЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прудников Анатолий Семенович

Раскрывается содержание единой системы публичной власти через совокупность ее органов, понятие и признаки органов публичной власти, а также виды юридической ответственности данных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Прудников Анатолий Семенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME ASPECTS OF THE CONCEPT OF A PUBLIC AUTHORITY

The content of a unified system of public authority through the totality of its bodies, the concept and characteristics of public authorities, as well as the types of legal responsibility of these bodies are disclosed.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПОНЯТИЯ ОРГАНА ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ»

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

Научная статья УДК 342.951

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-1-107-110 NIION: 2007-0083-1/23-226 MOSURED: 77/27-005-2023-01-425

О некоторых аспектах понятия органа публичной власти

Анатолий Семенович Прудников

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, prudi1@rambler.ru

Аннотация. Раскрывается содержание единой системы публичной власти через совокупность ее органов, понятие и признаки органов публичной власти, а также виды юридической ответственности данных органов.

Ключевые слова: власть, орган, система, аппарат, компетенция, юридическая ответственность, правила поведения, контроль, деятельность

Для цитирования: Прудников А. С. О некоторых аспектах понятия органа публичной власти // Криминологический журнал. 2023. № 1. С. 107-110. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-1-107-110.

Original article

On some aspects of the concept of a public authority

Anatoly S. Prudnikov

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, prudi1@rambler.ru

Abstract. The content of a unified system of public authority through the totality of its bodies, the concept and characteristics of public authorities, as well as the types of legal responsibility of these bodies are disclosed.

Keywords: authority, body, system, apparatus, competence, legal responsibility, rules of conduct, control, activity For citation: Prudnikov A. S. On some aspects of the concept of a public authority. Criminological journal. 2023. (1):107-110. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-1-107-110.

Анализ содержания Конституции Российской Федерации показывает, что в ч. 3 ст. 132 закрепляется политическая и правовая категория «единая система публичной власти» с целью осуществления взаимодействия для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории [1].

Важно подчеркнуть, что публичная власть осуществляется на основе народовластия, в соответствии с которой, согласно ст. 3 Конституции Российской Федерации многонациональный народ является единственным источником публичной власти.

В сфере представительной демократии публичная власть реализуется через установленные в Конституции Российской Федерации формы, каждой из которых присуща своя система органов, как инструментов, обеспечивающих властное воздействие данной формы власти на общественные отношения.

Если проанализировать деятельность общества

и государства, то система органов публичной власти сформирована и функционирует как сложная структурированная система, которая связывает воедино все формы и уровни публичной власти, и которая характеризуется тесным взаимодействием составляющих ее частей, что обусловлено источником ее происхождения и однородностью социальной природы этих публично-правовых образований.

Важно отметить, что федеральные органы государственной власти и иные федеральные государственные органы осуществляют свои полномочия на территории субъекта Российской Федерации непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы во взаимодействии с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, иными государственными органами субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, действующими на территории субъекта Российской Федерации и их компетенция для повседневного

© Прудников А. С., 2023

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

функционирования органов власти закреплена в Федеральных законах от 8 декабря 2020 г. № 394-Ф3 «О Государственном Совете Российской Федерации» и от 21 декабря 2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», в которых определено содержание единой системы публичной власти именно через совокупность органов публичной власти [8].

Несмотря на то, что публичная власть, как единая и целостная система, не имеет отдельных присущих только ей в целом собственных обособленных органов, которые бы были органами всей системы и соответственно не являлись бы органами власти составляющих ее форм, тем не менее на основе обобщения признаков органов, через которые осуществляются функции отдельных различных форм публичной власти необходимо выделить основные черты родового понятия «орган публичной власти». В числе таких признаков наиболее существенное значение имеют следующие.

Во-первых, законный характер осуществления публичной власти. Объективная необходимость создания и общественно-полезная сущность органов публичной власти, правомерный характер их учреждения и функционирования заключаются, прежде всего, в том, что эти органы, несмотря на различия в их названии и разные уровни воздействия на общественную практику в своей системной совокупности выражают волю создавшего их народа и имеют одну общую для них цель, какой является защита национальных (всеобщих) интересов и удовлетворение жизнедеятельности населения.

В юридическом отношении правомерность общественного бытия органов публичной власти проявляется в том, что они образуются и действуют на основе и в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Конституционные основы статуса органов публичной власти конкретизируются и более широко регламентируются в законах как федерального, так и регионального уровня. В частности, на федеральном уровне это федеральные конституционные законы «О Правительстве Российской Федерации» [2], «О Конституционном Суде Российской Федерации» [3], «О судебной системе Российской Федерации» [4]; федеральные законы «О выборах Президента Российской Федерации» [5], «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [6], «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» [7]. «Об общих принципах организации законодательных органов государственной власти», определяющий статус региональных органов власти; а также на закон от 6 октября 2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», посвященный публичной муниципальной власти и другие.

Во-вторых, наличие государственного аппарата управления, который обеспечивает реализацию полномочий, составляющих компетенцию органа публичной власти.

Содержание компетенции органов публичной власти определяется и закрепляется в нормативных предписаниях правовых актов. При этом в качестве методологической основы используется принцип и теория разделения властей.

В Конституции Российской Федерации принцип разделения властей закрепляется как целостная система единой публичной власти. Единство власти закреплено в ч. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации, где определено, что единственным источником власти является многонациональный народ [1].

Таким образом, Конституция Российской Федерации закрепляет не только принцип разделения властей, но и устанавливает систему разделения публичной власти, которая объективирована через единство и дифференциацию ее составных элементов.

Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» подчеркивает, что Правительство Российской Федерации — орган публичной власти [2].

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти под общим руководством Президента Российской Федерации, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства Российской Федерации и иных органов, входящих в единую систему публичной власти.

В-третьих, правомерный характер осуществления публичной деятельности органа имеет место только в том случае, когда власть реализуется на основе доверия сформировавшего ее многонационального народа, а властные решения встречают поддержку со стороны исполнителей.

В-четвертых, принятие, одобрение, подписание и обнародование обязательных для исполнения правил поведения, принятых в установленном порядке и рассчитанных на неопределенный круг лиц [9].

В-пятых, необходимость в определенных случаях применения мер принуждения. Невыполнение решений органов публичной власти в пределах их собственной компетенции влечет за собой неблагоприятные последствия для соответствующих субъектов.

В-шестых, императивность и контроль за принятыми решениями для всех субъектов на определенной территории.

В-седьмых, ответственность перед государством

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

и населением за невыполнение предусмотренных обязанностей.

Юридическая ответственность органов публичной власти означает, что их должностные лица в случае совершения неправомерных действий несут уголовную и административную ответственность.

Уголовная ответственность за неправомерные действия представителей публичной власти предусмотрена в Уголовном кодексе Российской Федерации, который содержит обширный массив составов преступлений, охватывающих все основные сферы осуществления публичной власти.

Административная ответственность представителей власти на федеральном уровне предусмотрена в Кодексе об Административных правонарушениях Российской Федерации в статье 2.4, в соответствии с которой административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В-восьмых, наличие определенной компетенции органа публичной власти, которая дает возможность осуществлять свои права и обязанности и воздействовать на конкретную область общественных отношений.

В заключении следует отметить, что существенными признаками субъекта публичной власти являются: права, обязанности, предметы ведения (сферы деятельности), гарантии, юридическая ответственность за реализацию прав и обязанностей, подконтрольность, государственно-властный характер, внутриорганизационная деятельность, внешняя административная деятельность, формы данной деятельности (организационные мероприятия, нормотворчество, правоприменение) и т. д.

Список источников

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс».

3. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. (ред. от 1 декабря 2021 г.) № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 16 апреля 2022 г.) «О судебной системе Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (ред. от 28 июня 2022 г.) «О выборах Президента Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

6. Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ от (ред. от 28 июня 2022 г.) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

7. Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. № 439-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

8. Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 394-ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс».

9. Югов А. А. Органы публичной власти по законодательству России: электронная монография. Казань : Бук, 2021.

References

1. Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993, with amendments approved during the nationwide voting on July 1, 2020) // SPS «ConsultantPlus».

2. Federal Constitutional Law of November 6, 2020 № 4-FKZ «On the Government of the Russian Federation» // SPS «ConsultantPlus».

3. Federal Constitutional Law of July 21, 1994 (rev. of December 1, 2021) № 1-FKZ «On the Constitutional Court of the Russian Federation» // SPS «ConsultantPlus».

4. Federal Constitutional Law of December 31, 1996 № 1-FKZ (ed. on April 16, 2022) «On the judicial system of the Russian Federation» // SPS «ConsultantPlus».

5. Federal Law of January 10, 2003 № 19-FZ (rev. of 28 June 2022) «On the Election of President of the Russian Federation» // SPS «ConsultantPlus».

6. Federal Law of February 22, 2014 № 20-FZ (ed. on June 28, 2022) «On the Election of Deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation» // SPS «ConsultantPlus».

7. Federal Law of December 22, 2020. 439-FZ «On the procedure of formation of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation» // SPS «ConsultantPlus».

8. Federal law of December 8, 2020 № 394-FZ «On the State Council of the Russian Federation» // SPS «ConsultantPlus».

9. Yugov A. A. Public authorities under the legislation of Russia: electronic monograph. Kazan : Book, 2021.

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

Информация об авторе

А. С. Прудников — профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист России.

Information about the author

A. S. Prudnikov — Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Professor, Honored Lawyer of Russia.

Статья поступила в редакцию 13.01.2023; одобрена после рецензирования 30.01.2023; принята к публикации 08.02.2023.

The article was submitted 13.01.2023; approved after reviewing 30.01.2023; accepted for publication 08.02.2023.

Информационные ^ технологии l^p в юридической деятельности

ВТОРОЕ ИЗДАНИЕ

Информационные технологии в юридической деятельности. 2-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Под ред. А. И. Уринцова. 351 с. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник».

Рассмотрены основные понятия и категории информатики в юриспруденции, программное обеспечение, охватывающие практически все области юридической деятельности. Предложена оригинальная схема направлений информатики в аспекте их изучения в юридическом вузе. Приведены примеры использования в юридической деятельности современных информационных технологий, таких как мультимедиа, экспертные системы и др. Отдельные главы посвящены рассмотрению технологий работы с правовыми информационными системами, структуры, состава и принципов функционирования программного обеспечения информационных технологий.

Изложены основы информационной безопасности и защиты информации в компьютерных системах. Разобраны проблемы защиты информации на персональном компьютере от потери и разрушения, несанкционированного доступа, вопросы восстановления утраченных данных, надежного удаления данных и т. д. Особое место отведено вопросам обеспечения защиты информации в компьютерных сетях.

Для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» и специальности «Правоохранительная деятельность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.