Научная статья на тему 'К вопросу о некоторых результатах конституционной реформы 2020 года в сфере реализации исполнительной власти в Российской Федерации'

К вопросу о некоторых результатах конституционной реформы 2020 года в сфере реализации исполнительной власти в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
203
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конституционная реформа / система исполнительной власти / законодательство / Президент РФ / эффективность / constitutional reform / the system of executive power / legislation / the President of the Russian Federation / efficiency

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Татьяна Ефимовна Беджанова, Джума Валиевна Камилова, Карина Мустангировна Исаева

В статье анализируется процесс реформирования исполнительной ветви власти в России на современном этапе. Отмечается, что распределение полномочий между президентом и правительством не способствует эффективному функционированию исполнительной власти. Акцентируется внимание на конституционной реформе 2020 г., повлекшей за собой масштабные изменения принципов организации государственной власти, в том числе статуса органов исполнительной власти. Исследуется институт политической ответственности Правительства перед Президентом РФ, закрепленный на конституционном уровне. Делается вывод о тенденции перехода Российской Федерации к классической президентской республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Татьяна Ефимовна Беджанова, Джума Валиевна Камилова, Карина Мустангировна Исаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of some results of the constitutional reform of 2020 in the sphere of the implementation of executive power in the Russian Federation

The article analyzes the process of reforming the executive branch of government in Russia at the present stage. It is noted that the distribution of powers between the president and the government does not contribute to the effective functioning of the executive branch. Attention is focused on the constitutional reform of 2020, which entailed large-scale changes in the principles of the organization of state power, including the status of executive authorities. The article examines the institution of political responsibility of the Government to the President of the Russian Federation, fixed at the constitutional level. The conclusion is made about the tendency of the transition of the Russian Federation to a classical presidential republic.

Текст научной работы на тему «К вопросу о некоторых результатах конституционной реформы 2020 года в сфере реализации исполнительной власти в Российской Федерации»

Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 77 — 80. Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4):77 — 80.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

Научная статья

УДК 342 NIION: 2007-0062-4/21-014

doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-77-80 MOSURED: 77/27-004-2021-04-214

К вопросу о некоторых результатах конституционной реформы 2020 года в сфере реализации исполнительной власти

в Российской Федерации

Татьяна Ефимовна Беджанова1, Джума Валиевна Камилова2, Карина Мустангировна Исаева3

11 2 3 Юридический институт Дагестанского государственного университета, Махачкала, Россия

1 bte1949@gmail.com

2 kamilova1122@gmail.com

3 Jalin5@rambler.ru

Аннотация. В статье анализируется процесс реформирования исполнительной ветви власти в России на современном этапе. Отмечается, что распределение полномочий между президентом и правительством не способствует эффективному функционированию исполнительной власти. Акцентируется внимание на конституционной реформе 2020 г., повлекшей за собой масштабные изменения принципов организации государственной власти, в том числе статуса органов исполнительной власти. Исследуется институт политической ответственности Правительства перед Президентом РФ, закрепленный на конституционном уровне. Делается вывод о тенденции перехода Российской Федерации к классической президентской республике.

Ключевые слова: конституционная реформа, система исполнительной власти, законодательство, Президент РФ, эффективность

Для цитирования: Беджанова Т.Е., Камилова Д.В., Исаева К.М. К вопросу о некоторых результатах конституционной реформы 2020 года в сфере реализации исполнительной власти в Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 77 — 80. doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-77-80.

PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES

Original article

On the question of some results of the constitutional reform of 2020 in the sphere of the implementation of executive power in the Russian Federation

Tatiana Efimovna Bejanova1, Dzhuma Valievna Kamilova2, Karina Mustangirovna Isaeva3

1 2 3 Law Institute of Dagestan State University, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russia

1 bte1949@gmail.com

2 kamilova1122@gmail.com

3 Jalin5@rambler.ru

Abstract. The article analyzes the process of reforming the executive branch of government in Russia at the present stage. It is noted that the distribution of powers between the president and the government does not contribute to the effective functioning of the executive branch. Attention is focused on the constitutional reform of 2020, which entailed large-scale changes in the principles of the organization of state power, including the status of executive authorities. The article examines the institution of political responsibility of the Government to the President of the Russian Federation, fixed at the constitutional level. The conclusion is made about the tendency of the transition of the Russian Federation to a classical presidential republic.

Keywords: constitutional reform, the system of executive power, legislation, the President of the Russian Federation, efficiency

For citation: Bejanova T.E., Kamilova D.V., Isaeva K.M. On the question of some results of the constitutional reform of 2020 in the sphere of the implementation of executive power in the Russian Federation // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4):77 — 80. (In Russ.). doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-77-80.

© Беджанова Т.Е., Камилова Д.В., Исаева К.М., 2021.

Анализ конституционно-правовой природы исполнительной власти, ее назначение и ■а. ^^роль в механизме государственного управления по-прежнему являются предметом научных дискуссий.

Исследование основных моделей системы организации исполнительной власти в различных государствах позволяет сделать вывод, что она включает в себя: местные органы исполнительной власти — центральные органы исполнительной власти (министерства, агентства, службы), высший коллегиальный орган исполнительной власти — правительство и главу исполнительной власти (монарх либо президент). Следовательно, в системе органов исполнительной власти полномочия распределяются между двумя центрами власти — между президентом и правительством, и в этом заключается дуализм исполнительной власти [7, с. 133], противоречащий централизованной природе власти, что не позволяет ей эффективно функционировать. Данная ситуация усугубляется в том случае, если между президентом и премьер-министром есть политические разногласия. Это необходимо учитывать в законодательстве любого государства.

В федеративных государствах выстраивание вертикали исполнительной власти требует особого внимания, поскольку принцип разграничения предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти предполагает распределение компетенции между тремя уровнями: федеральным центром, субъектами федерации и местным самоуправлением.

Тенденция к усилению роли исполнительной власти ярко прослеживается в современных государствах, включая Россию. Поэтому следует согласиться с С.С. Козловым в том, что «усиление исполнительной власти есть объективная, исторически неизбежная реальность, обусловленная главным образом усложнением процессов общественного развития. В то же время проблема предотвращения и локализации этой опасности является одной из центральных в теории и практике государственного строительства» [4, с. 84].

В этой связи вопрос о создании эффективно действующей исполнительной власти особую актуальность приобретает в Российской Федерации, которая, являясь федеративным государством, сталкивается с проблемой распределения компетенции, находится на переходном этапе развития и впервые в своей Конституции закрепила принцип разделения властей.

В исследовании поставлена задача проанализировать результаты конституционной реформы 2020 г., повлекшей за собой не только масштабные изменения принципов организации государственной власти, в том числе статуса органов исполнительной власти, но и глубокую трансформацию «всего конституционного строя, хотя и без видимых нарушений норм и процедур конституционного пересмотра» [5, с. 33].

По итогам прошедшей конституционной реформы исполнительную власть Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти под общим руководством Президента Российской Федерации. До внесения поправок в Конституцию Российской Федерации Президент РФ являлся исключительно главой государства, не относясь ни к одной из ветвей государственной власти. Он лишь обеспечивал согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в то время как в настоящее время он осуществляет общее руководство Правительством РФ и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти.

В соответствии с ранее действовавшим законодательством после каждых выборов Президента общая структура органов исполнительной ветви власти разрабатывалась и утверждалась вновь избранным Президентом России. Конституционной новеллой является поправка в ст. 112 Конституции РФ о представлении на утверждение кандидатур заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров Председателем Правительства Российской Федерации Государственной Думе, которая принимает решение по представленным кандидатурам не позднее недельного срока. Теперь же Президент РФ утратил свое право на утверждение персонального состава Правительства, поскольку он не участвует в процедуре отбора и утверждения вице-премьеров и министров, так как премьер сам вносит их кандидатуры в Госдуму, без каких-либо консультаций с Президентом РФ. Ко всему прочему Президент РФ не вправе отказать в назначении кандидатур, утвержденных Государственной Думой. Этот новый порядок не распространяется только на руководителей силовых ведомств.

Однако в случае трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатур, предложенных премьер-министром, если более одной тре-

ти должностей членов Правительства РФ останутся вакантными, Президент РФ вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.

Конституция РФ 1993 г. не закрепляет систему федеральных органов исполнительной власти. Система органов исполнительной власти устанавливается соответствующим Указом Президента РФ [1]. В научной юридической литературе существуют неоднозначные суждения по поводу правового регулирования вопросов организации органов исполнительной власти подзаконным нормативным актом. В связи с этим высказывается мнение о необходимости принятия федерального закона о системе федеральных органов исполнительной власти, который позволит «придать системе органов исполнительной власти больше стабильности и легитимности; ... ограничить возможности поспешных и субъективных изменений в системе федеральных органов исполнительной власти»; закрепить реальную «независимость и самостоятельность исполнительной ветви власти в РФ.» [3, с. 61], по аналогии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», который детализирует конституционные положения о статусе Правительства РФ [2]. Указом Президента РФ объединяются, упраздняются и разделяются федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Структура федеральных органов исполнительной власти может изменяться и дополняться, что позволяет сделать вывод о создании в Российской Федерации довольно гибкой системы и структуры федеральных органов исполнительной власти.

В Конституции РФ 1993 г. в двух статьях (п. «в» ст. 83 и п. 2 ст. 117) закреплены положения о том, что Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ. То есть в России конституционно закреплен институт политической ответственности Правительства перед Президентом.

Правительство и премьер-министр в своей деятельности полностью зависят от Президента РФ. С помощью института политической ответственности Правительства перед Президентом и возможностью отставки премьер-министра по решению Президента в стране был ограничен дуализм исполнительной власти. Результатом реформы стала конституционная новелла о персональной ответственности Председателя Правительства РФ перед Президентом РФ, т.е. на сегодняшний день отставка Председателя Правительства РФ не влечет автоматической отстав-

ки самого Правительства. Более того, при назначении нового Председателя Правительства РФ, в случае если предыдущий Председатель освобожден от должности Президентом, отпала необходимость утверждения новой структуры федеральных органов исполнительной власти. Председатель Правительства РФ продолжает работу в рамках существующей структуры Правительства РФ.

Таким образом, в соответствии с конституционной реформой, согласно которой Президент РФ осуществляет общее руководство Правительством РФ, в Российской Федерации наметилась тенденция перехода к классической президентской республике, поскольку «как формальное, так и фактическое правовое положение Президента РФ» [6, с. 98] соответствует именно этой форме правления.

Список источников

1.Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 20 ноября 2020 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс».

3. Зверев МА. Тенденции развития административной реформы на примере реформирования системы федеральных органов исполнительной власти // Бизнес, менеджмент и право. 2020. № 3 (47). С. 57—63.

4. Козлов С.С. К вопросу исполнительной власти в системе разделения властей / / Актуальные вопросы современной науки и образования: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Пенза: Наука и просвещение, 2020. С. 82—85.

5. Медушевский А.Н. Переход России к конституционной диктатуре: размышления о значении реформы 2020 года // Сравнительное конституционное обозрение. 2020. № 3 (136). С. 33—50.

6. Навальный С.В., Александрова К.И. Россия — президентская республика: конституционно-правовое исследование // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2020. № 1.

7. Шляхтун П.П. Конституционное право: словарь терминов. Киев: Лебедь, 2005.

References

1. Decree of the President of the Russian Federation of March 9, 2004 No. 314 "On the system and structure of federal executive bodies"

(as amended on November 20, 2020) // SPS "ConsultantPlus".

2. Federal Constitutional Law of November 6, 2020 No. 4-FKZ "On the Government of the Russian Federation" // SPS "ConsultantPlus".

3. Zverev MA. Trends in the development of administrative reform on the example of reforming the system of federal executive bodies // Business, Management and Law. 2020. No. 3 (47). P. 57—63.

4. Kozlov S.S. On the issue of executive power in the system of separation of powers / / Actual problems of modern science and education: collection of articles. Art. int. scientific-practical

Conf.: 2 parts. Penza: Science and Education, 2020. P. 82—85.

5. Medushevsky A.N. Russia's transition to a constitutional dictatorship: reflections on the meaning of the 2020 reform / / Comparative constitutional review. 2020. No. 3 (136). P. 33—50.

6. Navalny S.V., Alexandrova K.I. Russia is a presidential republic: constitutional and legal research / / Socio-economic and humanitarian journal of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 2020. No. 1.

7. Shlyakhtun P.P. Constitutional law: glossary of terms. Kiev: Lebed, 2005.

Информация об авторах Т.Е. Беджанова — кандидат исторических наук; Д.В. Камилова — кандидат юридических наук; К.М. Исаева — кандидат юридических наук.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors

T.E. Bedzhanova — candidate of historical sciences; D.V. Kamilova — candidate of legal sciences; K.M. Isaeva — candidate of legal sciences.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 19.10.2021; одобрена после рецензирования 19.11.2021; принята к публикации 26.1 1.2021.

The article was submitted 19.10.2021; approved after reviewing 19.11.2021; accepted for publication 26.1 1.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.