Научная статья на тему 'Президент Российской Федерации и исполнительная власть'

Президент Российской Федерации и исполнительная власть Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2428
414
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
Президент РФ / исполнительная власть / конституционная реформа / полномочия / поправки к Конституции Российской Федерации / President of the Russian Federation / executive power / constitutional reform / powers / amendments to the Constitution of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саида Назировна Керамова, Юнус Шарипович Шихмирзаев

В статье анализируются место и роль Президента Российской Федерации в системе исполнительной власти, влияние президентской власти на исполнительную власть в связи с конституционной реформой 2020 г. Указывается, что Президент РФ осуществляет верховное управление в административно-политической сфере жизнедеятельности государства и полностью определяет формирование, организацию работы и деятельность исполнительной власти в данной сфере. Результатом исследования является вывод о значительном укреплении связи между Президентом Российской Федерации и исполнительной властью после внесения поправок в Конституцию РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Саида Назировна Керамова, Юнус Шарипович Шихмирзаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

President of the Russian Federation and the executive branch

The article analyzes the place and role of the President of the Russian Federation In the system of executive power, the influence of the presidential power on the executive power in connection with the constitutional reform of 2020. It is said that the President of the Russian Federation exercises supreme control in the administrative and political sphere of the life of the state and completely determines the formation, organization of work and the activities of the executive branch in this area. The result of the study is the conclusion about a significant strengthening of the relationship between the President of the Russian Federation and the executive branch after the introduction of amendments to the Constitution of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Президент Российской Федерации и исполнительная власть»

Закон и право. 2021. № 12. С. 38-41. Law and legislation. 2021;(12):38-41.

Научная статья УДК 342.6

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-12-38-41

Президент Российской Федерации и исполнительная власть

NIION: 1997-0063-12/21-007 MOSURED: 77/27-001-2021-12-207

Саида Назировна Керамова1, Юнус Шарипович Шихмирзаев2

1 2 Дагестанский государственный университет, Махачкала, Республика Дагестан, Россия

1 saida14@yandex.ru

2 shikhmirzaev@icloud.com

Аннотация. В статье анализируются место и роль Президента Российской Федерации в системе исполнительной власти, влияние президентской власти на исполнительную власть в связи с конституционной реформой 2020 г.

Указывается, что Президент РФ осуществляет верховное управление в административно-политической сфере жизнедеятельности государства и полностью определяет формирование, организацию работы и деятельность исполнительной власти в данной сфере. Результатом исследования является вывод о значительном укреплении связи между Президентом Российской Федерации и исполнительной властью после внесения поправок в Конституцию РФ.

Ключевые слова: Президент РФ, исполнительная власть, конституционная реформа, полномочия, поправки к Конституции Российской Федерации.

Для цитирования: Керамова С.Н., Шихмирзаев Ю.Ш. Президент Российской Федерации и исполнительная власть // Закон и право. 2021. № 12. С. 38—41. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-12-38-41.

Original article

President of the Russian Federation and the executive branch

Saida N. Keramova1, Yunus Sh. Shikhmirzaev2

1 2 Dagestan State University, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russia

1 saida14@yandex.ru

2 shikhmirzaev@icloud.com

Abstract. The article analyzes the place and role of the President of the Russian Federation in the system of executive power, the influence of the presidential power on the executive power in connection with the constitutional reform of 2020. It is said that the President of the Russian Federation exercises supreme control in the administrative and political sphere of the life of the state and completely determines the formation, organization of work and the activities of the executive branch in this area. The result of the study is the conclusion about a significant strengthening of the relationship between the President of the Russian Federation and the executive branch after the introduction of amendments to the Constitution of the Russian Federation.

Keywords: President of the Russian Federation, executive power, constitutional reform, powers, amendments to the Constitution of the Russian Federation.

For citation: Keramova S.N., Shikhmirzaev Yu.Sh. President of the Russian Federation and the executive branch // Law and legislation. 2021;(12): 38—41. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-12-38-41.

Глобальные политические и социально-экономические изменения в Российской Федерации предопределили необходимость

© Керамова С.Н., Шихмирзаев Ю.Ш. М., 2021.

перехода системы государственного управления на качественно новый уровень, для которого характерны максимальная централизация, эффективность и результативность административно-

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2021

управленческих структур, конкретизация их роли и реализуемых полномочий.

В связи с этим в 2020 г. в Конституцию Российской Федерации были внесены существенные поправки в сфере организации публичной власти, в том числе в области взаимоотношений Президента и исполнительной власти, свидетельствующие о видоизменении формы государственного правления в России.

В настоящей статье мы рассмотрим вопрос о месте и роли Президента Российской Федерации в системе исполнительной власти.

Прежде всего, надо сказать, что если ранее Президент координировал деятельность органов государственной власти, то теперь он координирует деятельность органов публичной власти. А с учетом того, что в Конституции обязанность роспуска Государственной Думы заменена правом роспуска, можно сказать, что происходит постепенный переход к президентской республике.

Отметим, что в ч. 1 ст. 10 Конституции РФ (в ред. от 14.03.2020) определен круг тех органов, которые осуществляют государственную власть в Российской Федерации. Однако если Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть, Правительство — исполнительную власть, суды — судебную власть, то в отношении Президента такой ясности нет.

Как полагает И.С. Масликов, «Президент имеет свою компетенцию в управлении государством, отделенную от компетенции органов законодательной, исполнительной и судебной властей» [5, с. 64].

На основе ст. 80 Конституции РФ можно отметить, что как глава государства Президент Рос -сийской Федерации не входит в структуру исполнительной власти. Однако Президент «имеет возможность воздействия на формирование и работу органов исполнительной власти» [3, с. 69].

После внесения поправок в Конституцию в 2020 г. изменился административно-правовой статус Председателя Правительства и самого Правительства, который во многом стал более зависим от Президента. Если ранее Президент имел право только председательствовать на заседаниях Правительства, то теперь, согласно новой редакции Конституции РФ, он также осуществляет общее руководство Правительством (п. «б» ст. 83, ч. 1 ст. 110).

Президент назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура

которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента, и освобождает Председателя Правительства от должности. Однако Государственная Дума утверждает лишь ту кандидатуру, которую ей представляет Президент. Он принимает отставку Председателя Правительства, его заместителей, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации. Значит, эти руководители министерств и ведомств уже не подчиняются главе Правительства. Получается, что Председатель Правительства лишен большей части своих полномочий в качестве главы исполнительной власти.

Следует согласиться с C.B. Гунич и А.Е. Ступ-ницким в том, что непонятна роль Председателя Правительства РФ, ранее возглавлявшего и определявшего основные направления деятельности данного органа государственной власти, который «теперь лишь организует его работу и несет персональную ответственность перед главой государства за осуществление возложенных на Правительство полномочий» [1, с. 61].

Таким образом, административно-правовой статус Председателя Правительства претерпел ряд изменений, касающихся сокращения его прав, в том числе формирования структуры органов исполнительной власти, руководства деятельностью Правительства, отчетности и ответственности перед Президентом и т.д., тогда как полномочия Президента по руководству органами исполнительной власти расширились.

B итоге мы ясно видим усиление президентской власти, что, по мнению А. А. Султанова, «приводит к мысли о становлении в России клас -сической президентской республики, когда Президент возглавляет Правительство» [6, с. 118]. Значит, Президент фактически руководит исполнительной властью, т.е. становится частью исполнительной власти. Главным недостатком этой поправки является ее неопределенность. Трудно предположить, какие правовые последствия после нее наступят.

B контексте статьи важно подчеркнуть, что согласно Конституции Российская Федерация является смешанной республикой.

Как полагает А.Н. Тетерин, норма об осуществлении Президентом общего руководства Правительством является продолжением процесса преобразования Российской Федерации как смешанной республики [7, с. 57].

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2021

Такого же мнения придерживается Е.В. Лу-тенко, подчеркивая, что новая Конституция закрепила «смешанный тип формы правления в государстве, где Президент «осуществляет верховное управление в административно-политической сфере жизнедеятельности государства» и «полностью определяет формирование, организацию работы и результаты деятельности исполнительной власти в указанной сфере» [4, с. 245].

Однако другие ученые думают по-другому.

Например, И.С. Масликов считает, что «Российская Федерация является сильной президентской республикой» [5, с. 65].

В своем ежегодном Послании Федеральному собранию в 2020 г. Президент сказал, что «Россия должна оставаться сильной президентской республикой».

Как считает Р.М. Дзидзоев, в России изменилась форма государственного правления России, осуществлен переход страны от полупрезидентского (смешанного) правления к президентскому, основанному на доминирующем положении главы государства в системе исполнительной власти, и, в то же время, включающему некоторые элементы парламентаризма [2, с. 43].

Исходя из сказанного можно сделать следующие выводы.

Институт Президента Российской Федерации является основным звеном системы исполнительной власти в России, что обусловлено широкими полномочиями главы государства; поправки в Конституцию еще более упрочили его положение.

Поэтому, как представляется, несмотря на то, что согласно Конституции Россия является смешанной республикой, надо согласиться с учеными, которые полагают, что нашу страну следует считать президентской республикой.

Значительный объем полномочий Президента в сфере исполнительной власти после внесения поправок в Конституцию РФ, укрепление связи между Президентом Российской Федерации и исполнительной властью позволяют отнести его к исполнительной власти.

Список источников

1. Гунич C.B., Ступницкий А.Е. Модернизация полномочий главы государства в контексте поправок к Конституции Российской Федерации // Lex Russica (Русский закон). 2021. № 3 (172).

2. Дзидзоев P.M. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федера-

ции: новые грани взаимоотношений / / Журнал рос. права. 2021. Т. 25. № 5.

3. Жиганова Е.А. Место и роль Президента Российской Федерации в формировании и деятельности системы федеральных органов исполнительной власти // Актуальные проблемы права: научный подход молодых исследователей: Сб. науч. ст. / Под общ. ред. В.Н. Некрасова. Вологда, 2020.

4. Лутенко Е.В. Полномочия Президента Российской Федерации в органах исполнительной власти // NovaUm.Ru. 2020. № 28.

5. Масликов И. С. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2021. № 8 (135).

6. Султанова А.А. К вопросу о трансформации административно-правового статуса председателя Правительства Российской Федерации: политико-правовой аспект // Правовая парадигма. 2021. Т. 20. № 2.

7. Тетерин А.Н. Президент в системе разделения властей после конституционной реформы // Конституционные поправки и конституционная система: Матер. регионального «круглого стола». Улан-Удэ, 2020.

References

1. Gunich S. V., Stupnitsky A.E. Modernization of the powers of the head of state in the context of amendments to the Constitution of the Russian Federation // Lex Russica (Russian Law). 2021. № 3 (172).

2. Dzidzoev R.M. The President of the Russian Federation and the Government of the Russian Federation: new facets of relations / / Journal of Russian Law. 2021. Vol. 25. № 5.

3. Zhiganova E.A. The place and role of the President of the Russian Federation in the formation and activity of the system of federal executive authorities // Actual problems of law: a scientific approach of young researchers: A collection of scientific articles / Under the general editorship of V.N. Nekrasov. Vologda, 2020.

4. Lutenko E. V. Powers of the President of the Russian Federation in executive authorities // NovaUm.Ru . 2020. № 28.

5. Maslikov I.S. Constitutional and legal status of the President of the Russian Federation / / Science and education: economy and economics; entrepreneurship; law and management. 2021. № 8 (135).

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2021

6. Sultanova A.A. On the issue of the transformation of the administrative and legal status of the Chairman of the Government of the Russian Federation: political and legal aspect // The legal paradigm. 2021. Vol. 20. № 2.

Информация об авторах Керамова С.Н. — старший преподаватель Шихмирзаев Ю.Ш. — магистрант

Information about the authors Keramova S.N. — senior lecturer Shikhmirzaev Yu.Sh. — undergraduate student

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 13.09.2021; одобрена после рецензирования 08.10.2021; принята к публикации 14.10.2021.

The article was submitted 13.09.2021; approved after reviewing 08.10.2021; accepted for publication 14.10.2021.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Нотариат. 6-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки / Под ред. Г.Б. Мирзоева, Н.Д. Эриашвили, Н.М. Илюшиной.

ISBN: 978-5-238-02629-9

Представлена история становления и организация нотариа-тов в Российской Федерации; дана характеристика норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие при удостоверении нотариусами бесспорных прав и фактов; рассмотрены вопросы свидетельствования документов, выписок из них, оформления наследственных прав, придания документам исполнительной силы и выполнения других предусмотренных законом действий в целях обеспечения защиты прав и интересов граждан и юридических лиц.

Учтены последние изменения в законодательстве о нотариате и проанализированы новые нормативные акты, относящиеся к нотариальной деятельности.

Для студентов и аспирантов юридических вузов, а также руководителей хозяйствующих субъектов.

7. Teterin A.N. President in the system of separation of powers after the constitutional reform // Constitutional amendments and the constitutional system: Materials of the regional «round table». Ulan-Ude, 2020.

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.