Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ПРАВОВЫЕ НАУКИ: ПРИЗНАНИЕ СМЕЖНОСТИ ОБЪЕКТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ПУБЛИЧНОМ, ЧАСТНОМ, НАДНАЦИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ'

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ПРАВОВЫЕ НАУКИ: ПРИЗНАНИЕ СМЕЖНОСТИ ОБЪЕКТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ПУБЛИЧНОМ, ЧАСТНОМ, НАДНАЦИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
97
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОННОСТЬ И ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРАВОПОРЯДОК / ПРАВОВОЕ СДЕРЖИВАНИЕ И ПРИНУЖДЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ / ВИДЫ / ТИПЫ И ФОРМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА В ПРАВЕ / СМЕЖНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА / МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПРАВОВОЕ ЗНАНИЕ О БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА В ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чапис Максим Анатольевич

Выявление многоуровневых правовых связей между всевозможными видами, типами и формами информационных отношений требует от государства применения разнообразных правовых подходов к обеспечению своей безопасности в информационной сфере. При этом рассмотрение такой безопасности только в рамках какой-то одной отрасли права является недостаточным для обретения исчерпывающего понимания о ее правовом содержании в условиях стремительного расширения информационной сферы. Так, государство обеспечивает свою безопасность в информационной сфере, используя взаимосвязи положений и норм основных юридических дисциплин - публичного, частного, наднационального и международного права. В настоящей статье высказывается мнение о необходимости признания смежности объектов обеспечения информационной безопасности государства в указанных отраслях права для наиболее успешного выполнения задач государства по установлению и поддержанию правопорядка, безопасности и законности общественных отношений информационной сферы. Смежение объектов обеспечения характеризует правовое знание об информационной безопасности государства как метатеоретическое, то есть как знание об объекте, методе и способе правового обеспечения всех видов, типов и форм национальной безопасности, что в теории позволяет гарантировать наиболее эффективное обеспечение безопасности государства в информационных условиях развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SECURITY OF THE STATE AND LEGAL SCIENCES: RECOGNITION OF THE ADJACENCY OF THE OBJECT OF SECURITY IN PUBLIC, PRIVATE, SUPRANATIONAL AND INTERNATIONAL LAW

The identification of multi-level legal links between all kinds, types and forms of information relations requires the state to apply various legal approaches to ensuring its security in the information sphere. At the same time, consideration of such security only within the framework of any one branch of law is insufficient to gain an exhaustive understanding of its legal content in the context of the rapid expansion of the information sphere. Thus, the state ensures its security in the information sphere, using the interrelationships of the provisions and norms of the main legal disciplines - public, private, supranational and international law. This article expresses an opinion on the need to recognize the adjacency of the objects of ensuring the information security of the state in these branches of law in order to most successfully fulfill the tasks of the state in establishing and maintaining law and order, security and legality of public relations in the information sphere. The adjacency of security objects characterizes legal knowledge about the information security of the state as metatheoretical, that is, as knowledge about the object, method and way of legal support of all types, types and forms of national security, which in theory makes it possible to guarantee the most effective security of the state in the information conditions of society development.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ПРАВОВЫЕ НАУКИ: ПРИЗНАНИЕ СМЕЖНОСТИ ОБЪЕКТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ПУБЛИЧНОМ, ЧАСТНОМ, НАДНАЦИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ»

Информационная безопасность государства и правовые науки: признание смежности объекта обеспечения в публичном, частном, наднациональном и международном праве

Чапис Максим Анатольевич,

аспирант, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации E-mail: mchapis@me.com

Выявление многоуровневых правовых связей между всевозможными видами, типами и формами информационных отношений требует от государства применения разнообразных правовых подходов к обеспечению своей безопасности в информационной сфере. При этом рассмотрение такой безопасности только в рамках какой-то одной отрасли права является недостаточным для обретения исчерпывающего понимания о ее правовом содержании в условиях стремительного расширения информационной сферы. Так, государство обеспечивает свою безопасность в информационной сфере, используя взаимосвязи положений и норм основных юридических дисциплин -публичного, частного, наднационального и международного права. В настоящей статье высказывается мнение о необходимости признания смежности объектов обеспечения информационной безопасности государства в указанных отраслях права для наиболее успешного выполнения задач государства по установлению и поддержанию правопорядка, безопасности и законности общественных отношений информационной сферы. Смежение объектов обеспечения характеризует правовое знание об информационной безопасности государства как метатеоретическое, то есть как знание об объекте, методе и способе правового обеспечения всех видов, типов и форм национальной безопасности, что в теории позволяет гарантировать наиболее эффективное обеспечение безопасности государства в информационных условиях развития общества.

Ключевые слова: законность и информационный правопорядок; правовое сдерживание и принуждение в информационной сфере; виды, типы и формы информационной безопасности государства в праве; смежный анализ правового обеспечения информационной безопасности государства; метатеоретиче-ское правовое знание о безопасности государства в информационных условиях развития.

Государство играет важнейшую роль в обеспечении правовой защиты информационной безопасности Российской Федерации. В силу связанности информационных отношений, их нематериальной сущности и принципиальной неразделимости в праве государству необходимо разрабатывать как специализированные, так и универсальные подходы к правовому противодействию множеству угроз своей безопасности в информационной сфере. Важно отметить, что антиправовые свойства угроз информационной безопасности государства еще мало изучены и требуют тщательного анализа, так как их негативное воздействие охватывает различные сферы общественной жизни и может иметь непредсказуемые последствия для обеспечения безопасности современного государства.

Как совершенно справедливо отмечает Л.К. Терещенко, «пожалуй, нет ни одной отрасли права, в которой не регламентировались бы отношения по поводу информации» [9, с. 10]. Для эффективного противодействия угрозам своей информационной безопасности государство использует накопленный в различных правовых науках опыт в области обеспечения правовой защиты информации и обеспечения безопасности субъектов информационной сферы, главным образом, как это следует из исследования, проведенного А.А. Стрельцовым, за счет знаний в конституционном, уголовном, административном и гражданском праве [8, с. 12].

Сложности правового согласования различных видов (военные, экономические, социальные), типов (доступовые, даталогические, технологические) и форм (аналоговые, цифровые) общественных отношений в информационной сфере требуют от государства совместного использования разнообразных правовых подходов, основанных на положениях указанных выше отраслей права. Это обстоятельство приводит к смежению, то есть к соединению без полного слияния предметов и методов правового регулирования информационной безопасности государства в основных юридических дисциплинах - публичном, частном, наднациональном и международном праве, что позволяет обозначить и раскрыть содержание соответствующих правовых подходов к ее обеспечению.

Публично-правовой подход к обеспечению информационной безопасности государства включает в себя ее рассмотрение в конституционном, уголовном и административном праве.

В конституционном праве под информационной безопасностью государства понимается состояние правовой защищенности социума, государствен-

5 -а

сз ж

<

ной власти, социальных групп и индивидуумов от воздействий, направленных на нарушение работы аналоговых и цифровых систем правового управления информацией с целью «дезорганизации общества» [7, с. 6].

Как правило, такая дезорганизация представляется злонамеренной возгонкой негативных информационных процессов в системе обеспечения национальной безопасности, производимой внешне со стороны недружественного государства, а внутренне - со стороны маргинальных групп населения, экстремистов и террористов в информационной сфере, иностранных агентов и лиц, попавших под иностранное влияние, действующих против безопасности и национальных интересов Российской Федерации изнутри государства.

Конституционно-правовые механизмы обеспечения информационной безопасности государства представляют собой государственно-правовые меры обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере, действие которых основывается на нормах Конституции России. На основе таких норм государство принуждает злоумышленников отказаться от незаконного поведения, главным образом, от принуждения других субъектов к какому-либо поведению в информационной сфере, образу мысли, мировоззренческой позиции, к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них, к определению и указанию своей национальной принадлежности, к вступлению в какое-либо объединение или к продолжению пребывания в нем.

Конституционно-правовые механизмы обеспечения информационной безопасности государства возникают из взаимного признания прав на обеспечение информационной безопасности между государством, личностью и обществом, которое выступает содержанием важнейшего правового принципа обеспечения информационной безопасности Российской Федерации - «соблюдение баланса между потребностью граждан в свободном обмене информацией и ограничениями, связанными с необходимостью обеспечения национальной безопасности, в том числе в информационной сфере» [13]. К механизмам этой группы следует относить конституционные нормы, обеспечивающие правовые гарантии идеологического, политического и религиозного многообразия в обществе, гарантии формального равенства общественных, политических и религиозных объединений, гарантий отсутствия обязательной для всех идеологии (кроме правовой) и другие права информационной безопасности, принадлежащие личности и обществу.

Личность и общество, в свою очередь, обязаны уважать право государства на установление национального правового порядка в информационной „ сфере, добровольно подчиняться государственного правовому надзору в сфере информационной без-£3 опасности Российской Федерации, а также должны еЗ соблюдать законодательно установленные прави-ав ла обращения с информацией. При этом личность

и общество признает за государством безусловное право применять правовое принуждение и сдерживание в отношении субъектов информационной сферы, в случаях, когда такие субъекты способны угрожать национальной безопасности и нарушать законность общественных отношений в информационной сфере. К таким механизмам следует относить конституционные нормы, декларирующие право государства на обеспечение национальной безопасности в информационной сфере, включая право на установление законодательного запрета общественных объединений, создаваемых в информационной сфере с целью подрыва безопасности государства, право на ограничение перемещения товаров и услуг для обеспечения информационной безопасности, право государства на участие в обеспечении региональной и международной информационной безопасности и другие права государства на обеспечение своей информационной безопасности.

Основной угрозой информационной безопасности государства, определяемой положениями конституционного права, является деструктивная деятельность субъектов информационной сферы, направленная на разобщение общества по социальным, классовым, национальным, языковым, половым, возрастным, религиозным и другим критериям. Еще более опасна такая деятельность, осуществляемая под видом просветительской (например, попытки научного обоснования расовой, классовой, гендерной или иной борьбы экстремального содержания). Также необходимо указать на такие угрозы, как склонение граждан Российской Федерации к сотрудничеству с разведывательными службами недружественных государств, при котором такими гражданами манипулируют с целью принудить их к совершению различных преступлений против национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере, публично отрекаться от него, дискредитировать, десакрализировать, профанировать государство, клеветать на историю и культуру России, институты государственной власти, намерено подрывать доверие к ним со стороны населения и деструктивно влиять таким образом на суверенитет и легитимность государства в информационной сфере. Кроме того, противниками Российской Федерации активно используется практика распространения в информационной сфере публичных призывов к нарушению института государственной присяги, прежде всего, военной присяги, а также присяги государственного и муниципального служащего, присяги депутата, присяги гражданина, что несомненно является крайне деструктивным явлением для состояния информационной безопасности государства и требует правовой защиты от таких угроз через установление юридической ответственности за публичное совершение таких призывов.

В 2019 году изменения п. м) ст. 71 Конституции Российской Федерации закрепили правовую основу цифровой безопасности Российской Феде-

рации как механизма «обеспечения безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных» [2]. Это обстоятельство выявило различия в правовом обеспечении безопасности государства в информационной сфере и цифровой безопасности государства, механизмы которых в целях эффективности правового регулирования должны формироваться раздельно с учетом нематериальных свойств информации [9, с. 16-17] и материальных свойств цифровых данных [3].

Для эффективного обеспечения цифровой безопасности государства в информационной сфере необходимо применять равным образом как материальные правовые механизмы воздействия на вредную информацию в цифровой форме: ее физическую блокировку, фильтрацию, модерацию, удаление), так и нематериальные механизмы воздействия на субъектов такой информации - пропаганду информационного правопорядка и агитацию к законному поведению в информационной сфере. Однако, учитывая способность цифровой информации к быстрому распространению, основной задачей для государства является остановка физической передачи вредной цифровой информации с целью минимизации ущерба национальной безопасности от ее негативного воздействия, в то время как правовое преследование первоисточника такой информации является для государства важной, но все же второстепенной задачей.

Таким образом, современная конституционная основа информационной безопасности государства представляется в двух формах своего правового обеспечения - аналоговой и цифровой. Диалектика их соотношения прослеживается в уголовном, в административном и в гражданском законодательстве Российской Федерации, что позволяет различать правовое содержание обеспечения информационной безопасности государства в таких науках.

С точки зрения уголовного права информационная безопасность государства определяется институтом уголовной ответственности за совершение угроз безопасности интересам государства в информационной сфере, охраняемым в правовом порядке, и причинения субъектам таких интересов: личности, обществу и государству материального и (или) нематериального вреда в общеопасной форме виновного деяния (преступления).

Уголовно-правовые механизмы обеспечения информационной безопасности государства представляют собой государственно-правовые меры принуждения к отказу от совершения и пропаганды совершения общественно опасных деяний, объектом посягательств которых выступают национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере различных видов, типов и форм.

Перечень основных преступлений, посягающих на информационную безопасность государства, совершаемых в аналоговой форме, предусматривает следующие составы: государственная измена, разглашение государственной тайны, пе-

редача научно-технической информации из России, публичное распространение заведомо ложной информации о представляющих угрозу жизни и безопасности граждан обстоятельствах или иной общественно значимой информации, а также об исполнении своих полномочий государственными органами, использовании Вооруженных Сил Российской Федерации, призывы экстремистской и террористической направленности, реабилитация нацизма, распространение ненависти и информационной вражды, дискредитация государственных органов и клевета на них.

Также к этой группе следует отнести уголовные преступления, посягающие на состояние правового единства системы публичной власти, например, преступления, совершенные против основ конституционного строя и безопасности Российской Федерации, преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, преступления против правосудия, порядка управления, военной службы, мира и безопасности. В информационном обществе обнародование фактов о совершении таких преступлений обычно вызывают широкий резонанс и могут быть использованы недружественными государствами и их агентами в качестве «материала» для объективизации угроз национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. По этой же причине особым образом должны быть выделены преступления должностных лиц государства, посягающие на неправомерное причинение гражданам физических, нравственных и моральных страданий (пыток), за совершение которых новейшим законодательством Российской Федерации предусмотрена суровая уголовная ответственность [11 ].

Важными мерами уголовного характера в условиях проведения Специальной военной операции на Украине стали пресечение в информационной сфере попыток поддержки диверсий, включая вербовку преступников, их вооружение, подготовку и финансирование, а также пресечение пропаганды и публичного оправдания совершения таких диверсий со стороны иных лиц. Также государство в уголовно-правовом порядке пресекает создание в информационной сфере экстремистских сообществ, предотвращает разжигание ненависти на основе признаков пола, расы, национальности, языка, происхождения, религии или принадлежности к какой-либо социальной группе или классу.

В свою очередь, перечень основных цифровых уголовных преступлений против информационной безопасности государства составляет: нарушение законодательного запрета доступа к охраняемой законом информации в цифровой форме, написание, применение и распространение вредоносного программного обеспечения, эксплуатация цифровых сетей передачи информации с нарушением установленных правил, противоправное воздействие на критическую информационную инфраструктуру государства, а также все аналоговые преступления, посягающие на информа-

5 -о

сз ж

■с

ционную безопасность, составы которых определяют условие их совершения в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет». В связи с этим, важнейшим механизмом уголовно-правового обеспечения государством национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере является правовой запрет лицу, подозреваемому в совершении преступления против нее, на использование информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», который согласно действующему уголовно-исполнительному законодательству может быть избран в любой момент производства по уголовному делу.

С точки зрения административного права информационная безопасность государства представляет собой состояние безопасности общественных отношений между физическими и юридическими лицами, которое характеризуется правовой свободой движения интересов в информационной сфере, направленных на удовлетворение законных потребностей ее субъектов.

Правовые механизмы обеспечения информационной безопасности государства в административном праве представляют собой государственно-правовые меры обеспечения управления информацией через установление административного порядка обеспечения ее безопасности, меры установления и привлечения к административной ответственности за совершение различных правонарушений в информационной сфере, а также меры осуществления государственного надзора за соблюдением законности и безопасности общественных отношений в ней.

В рамках административно-правового управления информацией рассматривают административные правонарушения, угрожающие институтам государственной власти в информационной сфере, причиной совершения которых является злоупотребление свободой массовой информации, например, при разглашении средством массовой информации государственной тайны, незаконном распространении сведений о защищаемых государством лицах и заведомо недостоверной общественно значимой информации об обстоятельствах, представляющих угрозу национальной безопасности, под видом достоверной. Также к этой группе следует отнести правонарушения, посягающие на нарушение административно-правового порядка официального использования государственных символов, слов-наименований государственных органов и должностей государственных служащих, незаконное ношение государственных наград и форменной одежды.

Поскольку государство является конституционным гарантом правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, ^ а «информационный контроль как механизм обес-2 печения безопасности характерен для всех видов й и типов государств» [1], этот перечень также долеЗ жен быть дополнен составами административных ав правонарушений, в целом посягающих на состоя-

ние законности информационных процессов в обществе и угрожающих тем самым состоянию информационной безопасности государства. Для этих целей государством используются средства административно-правового надзора над состоянием законности и безопасности общественных отношений в информационной сфере, который осуществляется Прокуратурой Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и Роскомнадзором.

В рамках данного надзора осуществляется выявление ситуаций, когда информация распространяется с нарушением законодательных норм, которые защищают здоровье, человеческое достоинство и общественную нравственность. Такая информация опасна тем, что может содержать откровенное неуважение к обществу, государству, официальным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть. Также сюда необходимо относить информацию, которая порочит честь и достоинство гражданина или подрывает его репутацию, особенно если эта информация связана с обвинением гражданина в совершении преступления.

Другой аспект административно-правового надзора связан с осуществлением государственного контроля за соблюдением субъектами информационной сферы правовых режимов информации, установленных законодательством, включая недопущение неразглашения различных видов тайн и другой конфиденциальной информации. В эту группу также допустимо включать государственный контроль недопущения изготовления и распространения поддельных документов: государственных наград, штампов, печатей или бланков, справок о вакцинации и прививочных сертификатов, медицинских справок и заключений, документов об образовании, рецептов на лекарственные препараты и других аналогичных документов [1], а также контроль за соблюдением правил публикации информации об экстремистах, террористах и иностранных агентах с обязательным указанием на это.

С начала 2010 годов в Российской Федерации активно развивается «цифровое» административное законодательство, регулирующее поведение субъектов информационной сферы в сети Интернет. В их числе следует назвать закон о суверенном Интернете, обязавший всех операторов связи хранить цифровые данные на территории Российской Федерации, а также законы об обеспечении безопасного и устойчивого функционирования Интернета на территории России и установлении юридической ответственности за нарушение требований по соблюдению безопасности объектов критической информационной инфраструктуры. Далее в эту группу следует включить законы о введении самоцензуры распространителей информации, установившие обязанность не допускать распространения в сети Интернет запрещенной законом информации, законы о создании цифровых рее-

стров запрещенной информации - сайтов, перечня нежелательных организаций и иностранных агентов, законы об удалении в Интернете порочащей информации без суда и о блокировке экстремистских сайтов до решения суда, закон о запрете использования «анонимайзеров», закон о «приземлении» иностранных Интернет-компаний в юрисдикции Российской Федерации, закон об обязательной предустановке на пользовательские устройства отечественного программного обеспечения, закон «о праве на забвение» в сети Интернет и мн. др. законы, принятые в обеспечение национального правового порядка безопасности общественных отношений Российской Федерации в информационной сфере в условиях их цифровой трансформации.

Частноправовой подход к обеспечению информационной безопасности государства включает в себя рассмотрение правовых механизмов информационной безопасности государства в гражданском праве. Такие механизмы представляют собой гражданско-правовые меры сдерживающего и принудительного характера, осуществляемые государством в отношении информационных угроз национальной безопасности и их источников. Фундаментальное значение для правового обеспечения информационной безопасности государства играет гражданско-правовой договор возмездного оказания Интернет-услуг. Этот договор позволяет обеспечивать информационную безопасность государства и «имеет две основные функции: регулирующую и охранительную» [14, с. 19-20].

Государство осуществляет сдерживающие и принудительные меры гражданско-правового характера по предотвращению угроз своей информационной безопасности через адаптацию гражданско-правовых норм к целям и задачам ее правового обеспечения, главным образом, через определение правил оказания услуг связи по передаче данных [5], которые выступают основой обязательных условий для заключения и исполнения гражданско-правовых договоров в этой области, через гражданско-правовую регламентацию цифровых прав и обеспечение надлежащей правовой защиты авторского права в цифровую эпоху, а также через обеспечение недопущения поддержки совершения угроз информационной безопасности государства при помощи заключения гражданско-правовых сделок, например, публичных договоров пожертвований на нужды армий недружественных государств или сделок, обеспечивающих финансирование диверсионной, экстремистской и террористической деятельности в информационной сфере, направленной против безопасности Российской Федерации.

Публично-правовой и частноправовой подходы наиболее эффективны при оценке правового содержания информационной безопасности государства для идентификации внутренних угроз национальной безопасности в информационной сфере. В свою очередь, анализ областей наднационального и международного правового обеспечения ин-

формационной безопасности государства позволяет выявить внешние угрозы такой безопасности и определить соответствующие правовые подходы, анализирующие противодействие им.

Содержанием наднационально-правового подхода к обеспечению информационной безопасности государства выступает анализ безопасности единого информационного пространства союзного государства и перспектив развития его инфраструктуры [4]. Российская Федерация состоит в Евразийском экономическом союзе и в Союзе с Белоруссией (с 1997 г.), которая также как и Россия является государством-членом Евразийского экономического союза с момента его образования в 2014 году.

Комплексные задачи по обеспечению наднациональной информационной безопасности Российской Федерации в настоящий момент решает Евразийская экономическая комиссия. В рамках этой деятельности организуется политика применения государствами-членами унифицированного правового регулирования союзной безопасности в информационной сфере в условиях «происходящей цифровой трансформации повседневной жизни, деловой среды и государственного управления» [6]. Для Российской Федерации такая работа заключается в разработке и внедрении национального механизма осуществления согласованной политики государств-членов Евразийского экономического союза в этой области [12].

Наднациональные правовые механизмы обеспечения информационной безопасности государства призваны гарантировать правовую защиту от возможных угроз, возникающих в результате такого взаимодействия. Например, к таким механизмам допустимо относить меры, установленные Федеральным законом от 08.12.2020 № 429-ФЗ, в соответствии с которым, «решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации» [10].

Международно-правовой подход к обеспечению информационной безопасности государства выявляет правовые меры сдерживающего и принудительного характера, организуемые и осуществляемые международным сообществом через структуры Организации Объединенных Наций. Такое сдерживание и принуждение в рамках обеспечения международной информационной безопасности должно быть направлено на противодействие угрозам злоупотребления государствами своими информационными правами, угрозам применения информационного оружия массового ментального поражения, а также использованию проблем разрыва в цифровом развитии государств, которые способствуют доминированию сильных государств над слабыми путем организации управления глобальными информационными ресурсами в пользу своих национальных интересов под прикрытием интересов мирового сообщества. В Конвенции

5 -о

сз ж

■с

«О международной информационной безопасности», представленной Российской Федерацией в Организацию Объединенных Наций в 2011 году, предлагалось установить ответственность за ведение государствами «информационных войн», совершение актов «информационного терроризма» и применение «информационного оружия», однако принятие документа не состоялось. Сейчас в Организации Объединенных Наций идет обсуждение новой концепции документа об обеспечении международной информационной безопасности, которое обнаружило новые сложности в согласовании в части определения базовых подходов к обеспечению анонимности в Интернете между основными игроками - Россией и США, что существенно препятствует принятию указанного документа. США выступает за анонимность пользователей в сети Интернет (Проект резолюции A/C.1/73/L.37 18.10.2018) тогда как Россия, наоборот, - за их де-анонимизацию (Проект резолюции A/C.1/73/L.27 от 22.10.2018). Причем обе страны исходят из того, что их позиции направлены на правовое противодействие информационным войнам, не смотря на наличие ярко выраженных антагонистических противоречий с позицией оппонента. Данная ситуация указывает на недостаточность существующей международно-правовой базы противодействия информационным войнам и одновременно обозначает системный кризис в отношениях между постоянными членами Совета Безопасности Организации Объединенных Наций по вопросу будущего международной информационной безопасности.

В сложившихся условиях межгосударственной нестабильности крайне важно добиваться включения в систему правовых механизмов обеспечения международной информационной безопасности запрета на финансирование некоммерческих организаций, используемых наиболее развитыми в технико-технологическом отношении государствами в военных целях в информационной сфере противника для создания угроз его национальной безопасности. Особенностью таких организаций является правовое прикрытие антиправовых намерений. Указанные организации создаются на основе национального права атакуемого государства с целью тайного подрыва его легитимности и суверенитета при помощи использования общедоступной информации о нем. При этом такая цель маскируется под защиту прав населения от нарушений со стороны национального государства. К сожалению, проблема «фишинговых» (от англ. fishing «рыбная ловля, выуживание») организаций в информационной сфере на данный момент открыто не признается международным сообществом, однако очевидно, что с распространением практик неправомерного использования информации госу-£ дарствами в военно-политических целях своих на-£ циональных интересов, введение международных Я запретов на деятельность таких организаций все ~ больше будет востребовано национальными го-z сударствами, и рано или поздно документ о меж-

дународной безопасности будет принят, несмотря на существующие разногласия между основными игроками.

Подведем итоги. Государство обеспечивает защиту конституционного строя и всестороннюю безопасность на основе правового управления национальными информационными ресурсами. Однако, рассматривать информационную безопасность государства только в рамках какой-то одной отрасли права недостаточно для обретения полного представления о ее правовом обеспечении. При раскрытии правового содержания информационной безопасности государства необходимо использовать смежный подход, основанный на соотношении фундаментальных знаний о правовых механизмах обеспечения безопасности и законности в информационной сфере, разработанных в различных правовых науках конституционном, уголовном, административном, гражданском, наднациональном и международном праве. Указанные механизмы взаимодополняют друг друга, усиливая таким образом кумулятивное правовое воздействие на субъектов информационной сферы и обеспечивая сдерживание угроз безопасности государству в ней. Исходя из данного утверждения, знание о праве информационной безопасности государства выполняет роль метатеоретического правового знания. Это знание, благодаря обширному охвату различных юридических дисциплин и своей функциональной способности информационно раскрывать содержание различных объектов национальной безопасности в праве, представляет собой теоретико-методологическую основу для всей системы правового знания об обеспечении безопасности государства в условиях информационного развития общества.

В отсутствие необходимого международно-правового регулирования информационной безопасности государства ее национальное правовое обеспечение становится единственным средством, которым государство способно эффективно противодействовать угрозам своей безопасности в информационной сфере. В связи с этим следует отметить, что отсутствие в Российской Федерации единого закона об информационной безопасности затрудняет определение юридических представлений государства о своих интересах по обеспечению национальной безопасности в информационной сфере, что препятствует реализации правовой политики в указанной области, значительно осложняя систематизацию, разработку и широкое внедрение национально-правовых механизмов обеспечения информационной безопасности государства.

Литература

1. Гриценко В.В. Проблемы предъявления прокурором административных исков в информационной сфере //Вестник ВГУ. Серия: Право. 2021. № 4 (47).

2. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» от 14.03.2020 № 1-ФКЗ// Официальный интернет-портал правовой информации, 14.03.2020.

3. Максим Чапис, Антагонизм правовых свойств цифровой информации как источник различий информационного и цифрового права [Электронный ресурс]//Вестник ЕАЭС URL: https://eurasmedia.ru/antagonizm-pravovyx-svojstv-cifrovoj-informacii-kak-istochnik-razlichij-informacionnogo-i-cifrovogo-prava (дата обращения: 06.07.2023).

4. Мысова Т.Ф. Информационная безопасность союзного государства // Образование и право. 2014. № 3-4.

5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания услуг связи по передаче данных» от 31.12.2021 № 2606//0фициаль-ный интернет-портал правовой информации, 05.01.2022.

6. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 г. № 12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года»//Официальный сайт Евразийского экономического союза www.eaeun-ion.org, 10.11.2017.

7. Саидов А.Г. Конституционно-правовые основы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала: 2004. 28 с.

8. Стрельцов А.А. Теоретические и методологические основы правового обеспечения информационной безопасности России: дис. . док. юр. наук. Москва: 2004. 371 с.

9. Терещенко Л.К. Правовой режим информации: дис. ... док. юр. наук. Москва: 2011. 415 с.

10. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 429-ФЗ от 08.12.2020// Официальный интернет-портал правовой информации, 08.12.2020.

11. Федеральный закон от 14.07.2022 № 307-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»//Официаль-ный интернет-портал правовой информации, 14.07.2022.

12. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 г. № 204// Официальный интернет-портал правовой информации, 07.05.2018.

13. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» от 05.12.2016 № 646// Официальный интернет-портал правовой информации, 06.12.2016.

14. Янина Е.В. Гражданско-правовое регулирование информационной безопасности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва: 2004. 28 с.

INFORMATION SECURITY OF THE STATE AND LEGAL SCIENCES: RECOGNITION OF THE ADJACENCY OF THE OBJECT OF SECURITY IN PUBLIC, PRIVATE, SUPRANATIONAL AND INTERNATIONAL LAW

Chapis M.A.

Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation

The identification of multi-level legal links between all kinds, types and forms of information relations requires the state to apply various legal approaches to ensuring its security in the information sphere. At the same time, consideration of such security only within the framework of any one branch of law is insufficient to gain an exhaustive understanding of its legal content in the context of the rapid expansion of the information sphere. Thus, the state ensures its security in the information sphere, using the interrelationships of the provisions and norms of the main legal disciplines - public, private, supranational and international law. This article expresses an opinion on the need to recognize the adjacency of the objects of ensuring the information security of the state in these branches of law in order to most successfully fulfill the tasks of the state in establishing and maintaining law and order, security and legality of public relations in the information sphere. The adjacency of security objects characterizes legal knowledge about the information security of the state as metatheoretical, that is, as knowledge about the object, method and way of legal support of all types, types and forms of national security, which in theory makes it possible to guarantee the most effective security of the state in the information conditions of society development.

Keywords: legality and information law and order; legal deterrence and coercion in the information sphere; types, types and forms of information security of the state in law; related analysis of the legal support of information security of the state; metatheoretical legal knowledge about the security of the state in the information conditions of development.

References

1. Gritsenko V.V. Problems of presentation by the prosecutor of administrative claims in the information sphere // Bulletin of the VSU. Series: Law. 2021. No. 4 (47).

2. Law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation "On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public authority" dated March 14, 2020 No. 1-FKZ // Official Internet portal of legal information, March 14, 2020.

3. Maxim Chapis, Antagonism of the legal properties of digital information as a source of differences between information and digital law [Electronic resource] // Bulletin of the EAEU URL: https://eurasmedia.ru/antagonizm-pravovyx-svojstv-cifrovoj-informacii-kak-istochnik-razlichij -informacionnogo-i-cifrovogo-prava (date of access: 07/06/2023).

4. Mysova T. F. Information security of the union state // Education and law. 2014. No. 3-4.

5. Decree of the Government of the Russian Federation "On approval of the Rules for the provision of communication services for data transmission" dated December 31, 2021 No. 2606 // Official Internet portal of legal information, 01/05/2022.

6. Decision of the Supreme Eurasian Economic Council of October 11, 2017 No. 12 "On the Main Directions for the Implementation of the Digital Agenda of the Eurasian Economic Union until 2025"// Official website of the Eurasian Economic Union www. eaeunion.org, 10.11.2017.

7. Saidov A.G. Constitutional and legal foundations for ensuring the information security of the Russian Federation: author. dis. ... cand. legal Sciences. Makhachkala: 2004. 28 p.

8. Streltsov A.A. Theoretical and methodological foundations of the legal support of information security in Russia: dis. . doc. legal Sciences. Moscow: 2004. 371 p.

9. Tereshchenko L.K. Legal regime of information: dis. ... doc. legal Sciences. Moscow: 2011. 415 p.

5 -a

C3 ж

<

10. Federal Law "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" No. 429-FZ of December 8, 2020 // Official Internet Portal of Legal Information, December 8, 2020.

11. Federal Law of July 14, 2022 No. 307-FZ "On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation" // Official Internet Portal of Legal Information, July 14, 2022.

12. Decree of the President of the Russian Federation "On the national goals and strategic objectives of the development of the

Russian Federation for the period up to 2024" dated 05/07/2018 No. 204 // Official Internet portal of legal information, 05/07/2018.

13. Decree of the President of the Russian Federation "On Approval of the Doctrine of Information Security of the Russian Federation" dated December 5, 2016 No. 646 // Official Internet Portal of Legal Information, December 6, 2016.

14. Yanina E.V. Civil law regulation of information security: Ph.D. dis. ... cand. legal Sciences. Moscow: 2004. 28 p.

S2

CO

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.