Научная статья на тему 'Правовое регулирование предоставления разрешения на охоту '

Правовое регулирование предоставления разрешения на охоту Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
33
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
разрешение на охоту / правовое регулирование / правила охоты / охотничьи ресурсы / охотничье хозяйство / охотничьи угодья / правовой аспект / правовое поле / правовая природа / правовые нормы / hunting permit / legal regulation / hunting rules / hunting resources / hunting economy / hunting grounds / legal aspect / legal field / legal nature / legal norms

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Камила Лавридовна Омарова, Зенаб Аппасовна Юзбашева

В данной работе рассмотрено правовое регулирование охоты в Российской Федерации, в частности раскрываются понятия охоты, охотничьих ресурсов и их правовая природа. Основное внимание акцентировано на перспективе развития охоты и охотничьих ресурсов в Российской Федерации. В настоящей статье рассматриваются вопросы правового регулирования предоставления разрешения на охоту, регулирующих отдельные аспекты использования и сохранения охотничьих ресурсов, предусмотренных нормами Закона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of granting hunting permits

This article discusses the issues of legal regulation of the granting of hunting permits, regulating certain aspects of the use and conservation of hunting resources provided for by the Law. In this paper, the legal regulation of hunting in the Russian Federation is considered, in particular, the concepts of hunting, hunting resources and their legal nature are revealed. The main attention is focused on the prospects for the development of hunting and hunting resources in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование предоставления разрешения на охоту »

Государственная служба и кадры. 2023. № 5. С. 154—157. State service and personnel. 2023;(5):154—1 57.

Научная статья

УДК 34.09 ББК 67.410.1

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-154-157 NIION: 2012-0061-05/23-285

EDN: https://elibrary.ru/ JFQYYJ MOSURED: 77/27-008-2023-05-485

Правовое регулирование предоставления разрешения на охоту

Камила Лавридовна Омарова1, Зенаб Аппасовна Юзбашева2

1,2 Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия

1 magistr_gp@mail.ru

2 uzbashevazenab@mail.ru

Аннотация. В данной работе рассмотрено правовое регулирование охоты в Российской Федерации, в частности раскрываются понятия охоты, охотничьих ресурсов и их правовая природа. Основное внимание акцентировано на перспективе развития охоты и охотничьих ресурсов в Российской Федерации. В настоящей статье рассматриваются вопросы правового регулирования предоставления разрешения на охоту, регулирующих отдельные аспекты использования и сохранения охотничьих ресурсов, предусмотренных нормами Закона.

Ключевые слова: разрешение на охоту, правовое регулирование, правила охоты, охотничьи ресурсы, охотничье хозяйство, охотничьи угодья, правовой аспект, правовое поле, правовая природа, правовые нормы

Для цитирования: Омарова К.Л., Юзбашева З.А. Правовое регулирование предоставления разрешения на охоту // Государственная служба и кадры. 2023. № 5. С. 154—157. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-154-157 ЕЭЫ: https://elibrary.ru/ ЛРОУУЛ

Original article

Legal regulation of granting hunting permits

Kamila L. Omarova, Zenab A. Yuzbasheva

1,2 Dagestan State University, Makhachkala, Russia

1 magistr_gp@mail.ru

2 uzbashevazenab@mail.ru

Abstract. This article discusses the issues of legal regulation of the granting of hunting permits, regulating certain aspects of the use and conservation of hunting resources provided for by the Law. In this paper, the legal regulation of hunting in the Russian Federation is considered, in particular, the concepts of hunting, hunting resources and their legal nature are revealed. The main attention is focused on the prospects for the development of hunting and hunting resources in the Russian Federation.

Keywords: hunting permit, legal regulation, hunting rules, hunting resources, hunting economy, hunting grounds, legal aspect, legal field, legal nature, legal norms

For citation: Omarova K.L., Yuzbasheva Z.A. Legal regulation of granting hunting permits // State service and personnel. 2023. (5):154—157. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-154-157 EDN: https://elibrary.ru/ JFQYYJ

Основы законодательства о животном мире заложены в Конституции Российской Федерации. В соответствии со ст. 9 Конституции [1], земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Таким образом, подчеркивается особая важность природных ресурсов для граждан государства [4].

На настоящий момент во исполнение Закона об охоте [2] принят целый ряд подзаконных нор-

© Омарова К.Л., Юзбашева З.А., 2023

мативных актов, регулирующих отдельные аспекты использования и сохранения охотничьих ресурсов, предусмотренных нормами Закона. Однако наиболее важным, в самой значительной степени влияющим на все виды охоты на всей территории Российской Федерации выступают Правила охоты, утвержденные Приказом Минприроды России от 24 июля 2020 г. № 477 [3]. Правилами определяются основные требования к непосредственному осуществлению охоты и сохранению охотничьих ресурсов.

Прежде всего, пунктом 5 Правил определяются обязанности, предъявляемые к охотнику.

№ 5/2023

Несоблюдение хотя бы одного из этих пунктов влечет за собой наступление мер юридической ответственности. Так, охотник обязан:

■ соблюдать правила охоты;

■ иметь при себе: охотничий билет; разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия; разрешение на добычу охотничьих ресурсов; разрешение на содержание и разведение в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания ловчих птиц;

■ по требованию должностных лиц органов государственной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного охотничьего надзора, а также государственных учреждений, находящихся в их ведении, и других должностных лиц, уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации, разряжать охотничье оружие, предъявлять, передавать им для проверки документы, а также предъявлять для досмотра вещи, находящиеся при себе, орудия охоты, продукцию охоты и транспортные средства;

■ по требованию производственного охотничьего инспектора, уполномоченного осуществлять производственный охотничий контроль, при предъявлении им удостоверения производственного охотничьего инспектора разряжать охотничье оружие, осуществлять остановку транспортных средств, а также предъявлять для осмотра вещи, находящиеся при себе (в том числе орудия охоты, продукцию охоты), транспортные средства;

■ осуществлять охоту в местах охоты, в пределах сроков и норм добычи охотничьих животных, указанных в разрешении на добычу охотничьих ресурсов;

■ привести в ненастороженное состояние приспособления, устройства и сооружения для ограничения свободы и добычи животных путем автоматического действия элементов таких приспособлений за счет движений самого животного не позднее последнего дня срока действия разрешения на добычу охотничьих ресурсов, либо при освоении квот добычи охотничьих ресурсов;

■ после добычи охотничьего животного до начала действий, совершаемых с добытым животным, заполнить сведения о добытых охотничьих ресурсах и их количестве в разрешении на добычу охотничьих ресурсов. Отметка о добыче охотничьего животного проставляется, если в отношении охотничьего животного выдано разрешение на добычу конкретного количества особей таких животных.

Непосредственно к охоте как специфическому виду пользования объектами животного мира, первично негативно влияющему на состояние охотничьих ресурсов предъявляются особые требования по способам и срокам ее осуществления, применяемым в ходе охоты орудиям.

Так, согласно пункту 6 статьи 1 Закона об охоте орудиями охоты выступает отнесенное соответствующим законодательством об обороте оружия огнестрельное, пневматическое, охотничье метательное стрелковое и холодное оружие, отнесенное к охотничьему оружию в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии», а также боеприпасы, метаемые снаряды к охотничьему метательному стрелковому оружию, капканы и другие устройства, приборы, оборудование, используемые при осуществлении охоты. Так, согласно пункту 3 части 2 ст. 3 Закона об оружии к охотничьим видам оружия относятся огнестрельное (длинноствольное с нарезным стволом, гладкоствольное длинноствольное, комбинированное (нарезное и гладкоствольное) длинноствольное, в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами), пневматическое (с ограниченной дульной энергией не более 25 Дж), холодное клинковое, а также охотничье метательное стрелковое оружие, не имеющее механизмов фиксации упругих элементов в напряженном состоянии (лук) и сила дуги которого составляет более 27 кгс либо имеющее механизм фиксации упругих элементов в напряженном состоянии (арбалет) и сила дуги (дуг) которого составляет более 43 кгс. Список иных разрешенных орудий охоты предусмотрен Приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 24 июля 2020 года № 477 «Об утверждении Правил охоты». Специфика дозволенных орудий охоты варьируется в зависимости от биологических и популяционных особенностей конкретного вида охотничьих ресурсов.

Своими характерными чертами обладает регулирование орудий охоты даже внутри одного конкретного вида. Так, рассматриваемым правилами наряду с особенностями применения гладкоствольного и нарезного огнестрельного оружия для добычи степной и полевой дичи определено, что добывание перепела, фазана, саджы допускается только с использованием охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия. Добывание голубя (голубиные), горлицы с использованием охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом не допускается.

Способами охоты часть 7 статьи 1 Закона об охоте считает методы и приемы, которые осуществляются в процессе охоты. Способы также предусматриваются Правилами охоты, и определяются особенностями каждого конкретного вида охотничьих ресурсов.

№ 5/2023

К числу наиболее распространенных способов можно отнести:

■ применение автомобильного транспорта, гужевого транспорта, подход (т. е. осуществление пешего приближения к объекту охоты);

■ засада (применение в процессе добычи объекта охоты естественных или природных укрытий, их сочетаний). Отметим, что к использованию засады относится также осуществление охоты со стрелковой вышки,

■ загон или нагон (создание условий, при которых объект охоты самостоятельно направляется в сторону его добычи) При этом на законодательном уровне запрещено производить нагон животных при нахождении других людей на территории нагона;

■ корализация (одна из разновидностей загона, применяемая к охоте на северных оленей, медведей, иных крупных животных. При использовании данного способа животное выгоняется из естественной среды обитания в ограниченное открытое место (ко-раль), с которого уже и производится добыча. Кораль является традиционным способом охоты для коренных и малочисленных народов Крайнего Севера, и разрешен для них в целях традиционных народных промыслов.

Заметим, что в теории применение отдельных способов охоты вызывает определенные сомнения на практике, в части их допустимости по отношению к охотничьим животным. Так, например, В. Н. Краева рассматривает в своей статье особенности использования ловушек (петель, силков) при охоте на мелких пушных зверей, указывая на негуманность использования капканов [5].

В общем виде перечень запретов на применение отдельных способов охоты предусмотрен международным законодательством, прежде всего, Соглашением о международных стандартах на гуманный отлов диких животных между РФ, Канадой и Европейским сообществом. Например, при осуществлении отлова негуманными признаются способы, влекущие за собой смерть животного, причинения ему значительных травм, чрезмерную неподвижность и замедленность реакций.

Кроме того, пунктом 72 Правил охоты устанавливаются требования общей безопасности, направленные не столько на защиту объектов охоты, сколько на самих охотников, иных лиц, находящихся (либо могущих находиться) вблизи от места охоты. Так, вне зависимости от вида охоты и добываемого ресурса запрещено:

■ осуществлять добычу охотничьих животных с применением охотничьего оружия ближе 200 метров от жилого дома, жилого строения;

■ стрелять "на шум", "на шорох", по неясно видимой цели;

■ стрелять по пернатой дичи, сидящей на проводах и опорах (столбах) линий электропередач;

■ стрелять вдоль линии стрелков (когда снаряд может пройти ближе, чем 15 метров от соседнего стрелка);

■ организовывать загон охотничьих животных, при котором охотники движутся внутрь загона, окружая оказавшихся в загоне животных;

■ стрелять по информационным знакам, в том числе дорожным знакам, знакам дорожного движения, межевым знакам, рекламным конструкциям (стендам, щитам), а также специальным информационным знакам (аншлагам) и иным информационным знакам и их опорам, жилым и нежилым помещениям;

■ стрелять ниже 2,5 метров по взлетающей и летящей птице при осуществлении охоты в зарослях, кустах и ограниченном обзоре местности;

■ сходить со стрелковой позиции, подходить к упавшему, добытому, раненому охотничьему животному до окончания загона при осуществлении коллективной охоты.

Под сроками охоты Законом понимаются определенные периоды времени, в пределах которых допускается осуществление добычи охотничьих ресурсов. Сроки охоты предусмотрены Приложениями 1—3 к Правилам охоты.

Стоит заметить, что актуальным представляется вопрос о еще большей дифференциации сроков осуществления охоты не только в зависимости от брачного периода, возраста и состояния приплода животного. Вполне интересным и подлежащим дальнейшей имплементации в отечественную правовую систему представляется опыт правового регулирования спортивной охоты в США. Целью такой охоты, как правило, является добыча трофеев — рогов, поэтому, как отмечает «некоторые руководители охотничьих департаментов предлагают оставлять в живых самцов белохвостых оленей среднего возраста. Они хотят добиться того, чтобы охотники в первую очередь охотились на годовалых самцов, а на половозрелых трофейных самцов, насколько это возможно, только в определенной возрастной группе, чтобы привести в равновесие сильно деформированную демографическую структуру белохвостых оленей».

На наш взгляд, дифференциация сроков и условий охоты в зависимости также и от иных, связанных с видом, факторов будет выступать дополнительным «подспорьем» для эффективной защиты и сохранения охотничьих животных.

№ 5/2023

Кроме того, указание на вид охоты является обязательным реквизитом разрешения на добычу охотничьих ресурсов, для некоторых видов охоты запрещен отстрел, что уже свидетельствует о повышенном внимании законодателя на учет особенностей той или иной охотничьей деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что Правила охоты представляют собой центральный нормативный подзаконный акт в области использования и защиты охотничьих ресурсов, определяющий основные обязанности охотника, способы и методы охоты, основные запреты, распространяемые на охотничью деятельность (как в целом по Российской Федерации, так и применительно к отдельным территориям и видам охотничьих ресурсов), основы деятельности по сохранению охотничьих ресурсов. Кроме того, Правилами определены полномочия и обязанности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации во исполнение положений Федерального Закона об охоте.

^исок источников

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398; 2014. № 30 (Часть 1)

2. Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2009. № 137. 28 июля. https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_89923/ (Дата обращения: 20.11.2023).

3. Приказ Минприроды России от 24.07.2020 № 477 (ред. от 20.12.2022) «Об утверждении Правил охоты» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2020 № 59585) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_361066/ (Дата обращения: 20.11.2023).

4. Яшина Т.А. Правовое регулирование охоты в Российской Федерации: возникновение и перспективы развития Инновационная наука. 2019. № 6. С. 153—155.

5. Андреев М.Н., Краев Н.В., Краева В.Н. Государственная политика в сфере охоты и охотничьего хозяйства: история и современность / М.Н. Андреев, Н.В. Краев, В.Н. Краева. Киров: ГНУ ВНИИОЗ им. проф. Б.М. Житкова Россель-хозакадемии, 2013. С. 157.

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993) (subject to amendments made by the Laws of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation No. 6-FKZ of 30.12.2008, No. 7-FKZ of 30.12.2008, No. 2-FKZ of 05.02.2014, No. 11-FKZ of 21.07.2014) // SZ RF. 2014. No. 31. Article 4398; 2014. No. 30 (Part 1)

2. Federal Law No. 209-FZ of 24.07.2009 (as amended on 03.08.2018) «On hunting and conservation of hunting resources, and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta, No. 137, 28.07.2009. https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89923 / (Accessed: 20.11.2023)

3. Order of the Ministry of Natural Resources of Russia dated 24.07.2020 N 477 (ed. dated 12/20/ 2022) "On the approval of Hunting Rules" (Registered with the Ministry of Justice of Russia on 08/31/ 2020 № 59585) (with amendments and additions, intro. effective from 01.03.2023) https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_361066 (Accessed: 20.11.2023)

4. Yashina T.A. Legal regulation of hunting in the Russian Federation: the emergence and prospects of development of Innovative science. 2019. No. 6. р. 153—155.

5. Andreev M.N., Kraev N.V., Kraeva V.N. State policy in the field of hunting and hunting economy: history and modernity / M.N. Andreev, N.V. Kraev, V.N. Kraeva. Kirov: GNU VNIIOZ named after prof. B.M. Zhitkov of the Russian Agricultural Academy, 2013. p. 157.

Информация об авторах

К.Л. Омарова — магистрант 2-го года обучения образовательной магистерской программы: «Проблемы гражданского и арбитражного процессуального права» Юридического института Дагестанского государственного университета. З.А. Юзбашева — преподаватель кафедры гражданского процесса Дагестанского государственного университета.

Information about the authors K.L. Omarova — Master's student of the 2nd year of study of the educational master's program: "Problems of Civil and Arbitration procedural Law" of the Law Institute of the Dagestan State University. Z.A. Yuzbasheva — Lecturer of the Department of Civil Procedure of Dagestan State University.

Статья поступила в редакцию 24.11.2023; одобрена после рецензирования 27.1 1.2023; принята к публикации 28.11.2023.

The article was submitted 24.11.2023; approved after reviewing 27.1 1.2023; accepted for publication 28.1 1.2023.

№ 5/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.