УДК 347.63
М. Н. Горбаль, Ю. В. Чеснокова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ НЕПОГАШЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО УПЛАТЕ АЛИМЕНТОВ НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ
Аннотация. Рассматривается институт принудительного взыскания алиментов на несовершеннолетних детей в России, обосновывается его актуальность в настоящее время. Подчеркивается повышенная социальная значимость защиты прав алиментноуправомоченных лиц. Проводится анализ новой для российского законодательства обеспечительной меры - временного ограничения на управление транспортным средством, а также проблем, возникающих в ходе правоприменения. Выявлена и обоснована необходимость дальнейшего совершенствования мер воздействия на должников как правового, так и неправового характера.
Ключевые слова: несовершеннолетние дети, алименты, принудительное взыскание, обеспечительные меры, ограничение на управление транспортным средством, конституционность.
Вопросы развития и благополучия семьи являются незыблемой социальной ценностью на протяжении нескольких сотен лет. Неудивительно, что и сейчас они по-прежнему не теряют своей актуальности, а даже наоборот, в условиях трансформации и либерализации взглядов и представлений о семье и браке, заметно обострились.
Согласно п.1 ст.18 Конвенции Организации Объединенных Наций (ООН) о правах ребенка 1989 г., наилучшие интересы ребенка - предмет основной заботы родителей или в установленных случаях законных опекунов. Аналогичную позицию занимает и Российская Федерация, закрепляя в Основном законе государства, Семейном кодексе и других нормативно-правовых актах фундаментальные основы правового статуса ребенка. Кроме того, проводится специальная государственная политика, представляющая собой неделимую систему задач, принципов и мер, направленных на приоритетное семейное воспитание детей. Так, распоряжением Правительства от 25.08.2014 «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 г.» устанавливается активное участие семьи в своем жизнеобеспечении, обучении и воспитании детей [1].
Важнейшим среди родительских прав является право на воспитание и содержание несовершеннолетних детей, одновременно определенное законодателем и как прямая обязанность. Оно носит комплексный характер и включает в себя все направления целостного и гармоничного развития ребенка, осуществляемого, как правило, добровольно и на основе известных финансовых возможностей. Форма и порядок предоставления материального содержания (в том числе алиментов) фиксируются обязанными лицами самостоятельно, например, путем заключения соответствующего соглашения. В противном случае причитающаяся сумма взыскивается принудительно с помощью публично-правовых гарантий обеспечения выплаты алиментов.
Сегодня дела о взыскании алиментных платежей занимают значительную долю в совокупном объеме дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции. Согласно данным судебной статистики, количество дел о взыскании алиментов на детей возрастает. Так, в 2012 г. судами с вынесением решения или судебного приказа окончено 308 402 дела, в 2013 г. - 313 189 дел, в 2014 г. - 317 799 дел, а процент удовлетворения требований о взыскании алиментов на детей остается стабильно высоким - 99 % [2]. Особая правовая
природа алиментных обязательств, строго личный характер и повышенная социально-нравственная значимость, а также внушительные статистические показатели требуют исключительного внимания от судебных приставов-исполнителей, поскольку за каждым исполнительным документом находятся права ребенка. А как было отмечено уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка Павлом Астаховым: «Жизнь и здоровье детей, их полноценное развитие - залог будущего России».
Серьезным шагом на пути защиты прав и законных интересов детей при исполнении судебными приставами своих служебных обязанностей является проведение с 2011 г. Всероссийского конкурса «Судебные приставы - детям». Критерием оценки работы пристава по конкретному исполнительному производству служит не только принятый комплекс мер по исполнению требований исполнительных документов, но и его своевременность и результативность [3].
Рассматривая проблему принудительного взыскания алиментов в России, следует отметить, что в части установления ответственности она регламентируется семейным, гражданским процессуальным, административным, уголовным законодательством и решается либо на основании заключенного соглашения об уплате, либо по решению суда [4, с. 20-28]. При этом требования исполнительных документов подлежат немедленному исполнению и удовлетворяются в первоочередном порядке. Так, практика показывает, что исполнение протекает в одной из следующих форм:
1) путем добровольной выплаты алиментов должником взыскателю с последующим уведомлением судебного пристава-исполнителя при условии нахождения у него исполнительного листа;
2) путем выплаты алиментов через судебного пристава-исполнителя при условии нахождения у него исполнительного листа;
3) путем обращения взыскания на заработную плату должника и (или) иного дохода должника;
4) в случае недостаточности заработка и (или) иного дохода должника для погашения задолженности алименты удерживаются из находящихся на счетах в банках или иных кредитных учреждениях денежных средств, принадлежащих должнику, а также из денежных средств, переданных по договорам коммерческим и некоммерческим организациям, кроме договоров, влекущих переход права собственности;
5) путем обращения взыскания на иное имущество должника, на которое по закону может быть обращено взыскание по исполнительным документам [5].
Для достижения защиты прав алиментоуправомоченных лиц законодателем предусмотрен ряд обеспечительных мер срочного характера, своевременное принятие которых служит гарантом исполнения принятого по делу решения в будущем. Одной из них является временное ограничение на выезд должника из Российской Федерации, применяемое судом в случае, если сумма задолженности по исполнительному документу размером свыше 10 тыс. руб. не погашена в срок, установленный для добровольного исполнения, без уважительных причин, либо судебным приставом-исполнителем, если того требует взыскатель в своем заявлении [6]. Важно учитывать, что ограничение касается не только граждан РФ, но и граждан иностранных государств и апатридов. Это связано с тем, что Конституцией РФ, Законом «Об исполнительном производстве», Законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» установлен принцип национального режима, суть которого в равенстве прав и обязанностей иностранных граждан, лиц без гражданства и граждан РФ, если иное не установлено федеральным законом.
На первый взгляд может показаться, что содержащаяся в Федеральном законе (ФЗ) «Об исполнительном производстве» вышеуказанная норма есть прямое нарушение кон-
ституционного постулата. Однако, анализируя ст. 55 Конституции РФ, можно прийти к обратному выводу: право на свободу передвижения не носит абсолютный характер, а значит, может ограничиваться по определенным основаниям и в той мере, в какой этого требует реализация государственных задач, как то: защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц и т.п. [7, с. 108].
Практика показала, что данное ограничение - весьма эффективный способ воздействия (в 2015 г. в пользу детей взыскано около 18,7 млрд руб., из них порядка 2,3 млрд руб. -в результате применения полномочий по ограничению выезда должников из России) [8]; между тем, отнюдь не во всех случаях оно имеет место быть. При наличии уважительных причин (смерть родственников, необходимость прохождения лечения вне РФ и пр.), требующих незамедлительного выезда должника за пределы РФ, временное ограничение может быть экстренно снято. Особого внимания заслуживает ситуация, когда ограничению подвергается алиментнообязанное лицо, состоящее в трудовых отношениях за рубежом. Так как невыполнение должником своих трудовых функций, оплата которых -основной источник его дохода, практически всегда влечет за собой отсутствие возможности соблюдать требования исполнительных документов, запрет на выезд из России нецелесообразен и неприменим [9].
В настоящее время количество не выездных достигает рекордных показателей -почти 780 тыс. человек, их общий долг - 660 млрд руб. (данные за январь 2016 г.). Однако в результате применения ограничения на выезд оплачивает задолженность по исполнительным документам лишь каждый двенадцатый не выездной, причем отрицательно сказывается на статистике практика погашения задолженностей именно по алиментам -только каждый девятнадцатый снимает с себя обременения [10].
Общество как социальное явление постоянно находится в динамике, а это значит, что и законодательство должно своевременно обновляться, чтобы решать поставленные перед ним злободневные проблемы. Так, кризисное состояние экономики государства, безработица, низкий уровень жизни (число бедных в Российской Федерации в 2015 г. выросло на 3,1 млн человек, составив 19,2 млн чел., что стало максимальным показателем с 2006 г. [11]), сохраняющееся большое количество бракоразводных процессов и жалоб о невыплате одним из родителей алиментного содержания, причитающегося ребенку, значительные недоимки по судебным постановлениям послужили предпосылками для ужесточения ответственности должников. При этом размер удержаний из доходов обязанных лиц остался неизменным.
15 января 2016 г. вступил в силу Федеральный закон РФ от 28.11.2015 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разрешающий временно ограничивать должников в праве управления транспортным средством, если сумма задолженности превышает 10 тыс. руб. Новелла имеет прямое отношение к лицам, не следующих требованиям исполнительных документов о взыскании алиментов. Закон детализирует саму процедуру ограничения и случаи, когда такое ограничение применяться не может [12].
Подобная практика в мире не является новой. Например, в США такое ограничение специального права имеет широкое распространение - почти 40 % случаев лишения водительских прав так или иначе связаны с задолженностями, в том числе по уплате алиментов. При этом более подробно процедура конкретизируется на уровне штатов. Зависит от особенностей государственного устройства указанная санкция и в таких странах, как Канада и Австралия. В Англии, Уэльсе, Шотландии действует специальный орган, отслеживающий должников по уплате алиментов и процесс погашения ими задолженности - Агентство по взысканию средств на содержание детей. Однако данная мера применяется к должникам только в крайнем случае [13, с. 14-18]. Аналогичные правила,
касающиеся временного ограничения на управление транспортным средством, были введены в законодательстве Казахстана с 2010 г., а с 2012 г. - и в Белоруссии. Примечательно, что в Белоруссии минимальная сумма задолженности не определена. В Израиле же лишение водительских прав, если основной источник дохода зависит от их наличия, а также в отношении лиц, имеющих инвалидность или родственников-инвалидов, зависимых от должника, запрещено. Таким образом, принятый Российской Федерацией новый закон является результатом анализа и обобщения опыта иностранных государств, где данная мера пресечения должников уже доказала свою эффективность.
Как отметил директор Федеральной службы судебных приставов (ФССП), главный судебный пристав РФ А. О. Парфенчиков, около 37 % лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов, имеют водительские права, а это значит, что с помощью новой меры станет возможным сократить количество этих лиц на 50-200 тыс. человек.
Впрочем, далеко не все разделяют точку зрения о справедливости и конституционности указанных нововведений. Высказывается мнение, что в ходе правоприменительной деятельности законность подменяется целесообразностью, что, в свою очередь, является недопустимым, поскольку целесообразность есть неотъемлемое свойство законности. Другими словами, за нарушение в одной области права (семейное право) к лицу неминуемо применяются ограничения или даже лишения в другой области (дорожное движение) - т.е. там, где нарушений может и не быть. Соблюдается ли в этом случае принцип разумности и соразмерности?
Более того, делаются попытки обвинить новый закон в антиконституционности в силу положений о труде, равенстве и свободе передвижения, с чем сложно согласиться. Так, российский политик и общественный деятель, депутат Государственной Думы шестого созыва В. И. Лысаков отметил, что ограничение водительских прав за неуплату алиментов нисколько не ущемляет конституционное право человека на труд, так как закон не допускает его применение, если грузовые или пассажирские перевозки для нарушителя служат основной профессией (т.е. основным законным источником к существованию). К таким должникам государство будет искать иные механизмы принуждения к выплате.
Отсутствуют нарушения и ст. 27 Конституции РФ - права свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также въезжать/выезжать на/с территории РФ, потому как, ограничивая право на управление транспортным средством, т.е. право совершать активные действия, заключающиеся в воздействии на органы управления транспортного средства с целью изменения его положения относительно первоначального, законодатель временно запрещает лишь способ передвижения, а не само перемещение в пространстве в принципе.
Соблюдаются в законе и правила равенства всех перед законом и судом независимо от этнического происхождения, должностного и имущественного положения и пр., закрепленные в ст. 19 Конституции РФ. Несоблюдение этих правил именуется дискриминацией (лат. Швспштайо «ущемление») [14], что не имеет ничего общего с введенной ограничительной мерой, назначаемой лицам не по причине принадлежности к определенной социальной группе, а за неуплату задолженностей по исполнительным документам.
К тому же учитывается и потенциально тяжелое материальное положение должников. При таких обстоятельствах предусмотрена возможность их обращения в суд или Службу судебных приставов с заявлением, где указаны и мотивированы причины задолженности. Если они достоверны и уважительны, то по итогам рассмотрения заявления алиментоплательщику предоставят право либо погашать задолженность поэтапно (рассрочка), либо в полном объеме, но в более поздний срок (отсрочка), что позволит избежать временного лишения водительских прав. Ключевой момент в данном случае - это изъявление должником готовности выплачивать алименты.
Несмотря на то, что процедура ограничения специального права на управление транспортным средством носит очный, открытый характер, проверять факт наличия не-
оплаченных долгов все же стоит. Именно с этой целью в 2012 г. на официальном сайте ФССП РФ был создан Банк данных исполнительных производств, стремительно развивающийся в последнее время (в результате популяризации сервиса посещаемость сайта в 2015 г. возросла с 44 млн до 56 млн посещений) [15]. Данный сравнительно новый сервис функционирует на основе принципов свободного (бесплатного) использования и открывает доступ к информации о ведении исполнительного производства, его предмете и подлежащей к выплате сумме в отношении конкретного физического лица или организации, что имеет огромное далеко идущее значение, ведь вовремя полученные вышеуказанные сведения помогут избежать дальнейших неприятностей.
Обобщая вышеизложенное, хотелось бы отметить следующее. В целом, несмотря на все предпринимаемые меры в рамках государственной программы РФ «Юстиция», направленной на совершенствование системы принудительного исполнения, обязанные лица продолжают уклоняться от уплаты алиментов на детей, а доля неоконченных фактическим исполнением производств по-прежнему велика - 906,1 тыс. за 2015 г. Это связано с определенными трудностями, возникающими на пути взыскания полагающихся сумм.
Список литературы
1. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. - 2014. - 1 сент. - № 35. - Ст. 4811.
2. Обзор судебной практики по делам, связанным со взысканием алиментов на несовершеннолетних детей, а также на нетрудоспособных совершеннолетних детей (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.05.2015) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2015. - № 7. - Июль.
3. Приказ ФССП России от 15.04.2014 № 3 «Об утверждении Всероссийского конкурса "Судебные приставы - детям"» //Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. - 2014. - № 3.
4. Купирова, Ш. Уголовная ответственность за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей (по материалам следственно-судебной практики Приволжского федерального округа) / Ш. Купирова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2014. - № 4. - С. 20-28.
5. Береснев, А. Н. Порядок исполнения судебного решения: обеспечение прав взыскателя и должника / А. Н. Береснев, В. А. Гуреев. - М. : Библиотечка Российской Газеты, 2012. - № 7.
6. Федеральный Закон РФ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» (ред. от 09.03.2016). // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 41. - Ст. 4849.
7. Бархатова, Г. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Г. Ю. Бархатова. - М. : Проспект, 2010. - 256 с.
8. Доклад о результатах деятельности Федеральной службы судебных приставов в 2015 г. -URL: http://fssprus.ru/ (дата обращения: 03.04.2016).
9. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 16.10.2013 № 33-15395/2013. - URL: http://base.garant.ru/115994126/
10. Куликов, В. «Скатертью дорога» / В. Куликов // Российская газета. - 2016. - Федер. вып. № 6923 (55).
11. Федеральная служба государственной статистики «О соотношении денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума и численности малоимущего населения в целом по Российской Федерации в IV квартале 2015 г.» - URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 27.03.2016).
12. Федеральный закон РФ от 28.11.2015 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. - 2015. - Федер. вып. № 6841 (270).
13. Елисеева, М. Н. Агентство по взысканию средств на содержание детей в Великобритании: правовой статус, функции и полномочия / М. Н. Елисеева //Практика исполнительного производства. - 2010. - № 5. - С. 14-18.
14. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т. Ф. Ефремова. - М. : Русский язык, 2000. - 1233 с.
15. Доклад о результатах деятельности Федеральной службы судебных приставов в 2015 г. -URL: http://fssprus.ru/ (дата обращения: 03.04.2016).
Горбаль Мария Николаевна
студентка,
Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Чеснокова Юлия Вячеславовна
кандидат юридических наук, доцент, кафедра частного и публичного права, Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
УДК 347.63
Горбаль, М. Н.
Правовое регулирование последствий непогашения задолженности по уплате алиментов на несовершеннолетних детей / М. Н. Горбаль, Ю. В. Чеснокова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2016. - № 2 (14). - C. 45-50.
Gorbal' Mariya Nikolaevna
student,
Penza State University
Chesnokova Yuliya Vyacheslavovna
candidate of jurisprudence, associate professor, sub-department of private and public law, Penza State University