Научная статья на тему 'Алиментные обязательства в семейном праве Российской Федерации'

Алиментные обязательства в семейном праве Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7024
662
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСПОСОБНОСТЬ / ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ / СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ / СОГЛАШЕНИЕ ОБ УПЛАТЕ АЛИМЕНТОВ / ВЗЫСКАНИЕ АЛИМЕНТОВ / СОДЕРЖАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Палей Е. А.

В статье анализируется проблема применения законодательства в сфере семейного права, возникающих при осуществлении алиментных обязательств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Алиментные обязательства в семейном праве Российской Федерации»

УДК: 347.634/637

Палей Е. А.

Магистрант

Тюменский государственный университет

АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В СЕМЕЙНОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье анализируется проблема применения законодательства в сфере семейного права, возникающих при осуществлении алиментных обязательств.

Ключевые слова: правоспособность, правосубъектность, семейные правоотношения, алиментные обязательства, защита гражданских прав, соглашение об уплате алиментов, взыскание алиментов, содержание несовершеннолетних детей, ответственность родителей.

Понятие алиментных обязательств представляет собой обязанность по осуществлению содержания и имущественной поддержке соответствующих лиц, связанных с плательщиком семейно-правовыми отношениями в соответствии с действующим законодательством. Такие отношения носят личный имущественно-стоимостной и безвозмездный характер. Сама природа их подразумевает перемещение средств от плательщика к получателю при наличии соответствующих оснований.

Алиментные правоотношения состоят из определенных элементов:

- субъекты (стороны);

- объект обязательств;

- непосредственное содержание.

Сторонами такого обязательства являются получатель и плательщик средств. Получателем выступает то физическое лицо (в том числе несовершеннолетнее), которое состоит в семейной связи с плательщиком алиментов и имеет основания для получения от него денег на проживание.

Другие признаки алиментных обязательств заключаются в том, что плательщик должен иметь возможность самостоятельно нести это бремя, поэтому алименты могут оформляться лишь на совершеннолетнее дееспособное лицо. При необходимости обязанности накладываются и на несовершеннолетнего, вступившего в брак, либо эмансипированного[20].

Объект таких обязательств - передача плательщиком соответствующих выплат в добровольном или принудительном порядке. Содержание же заключается в праве затребовать получателем определенных выплат, а также во встречной обязанности плательщика такие выплаты осуществить. Суммы определяются соглашением или решением суда, регулярно подлежат индексации, а при необходимости - изменению для частичного освобождения плательщика или, напротив, для увеличения средств на содержание получателя. Семейный Кодекс РФ содержит общие положения об алиментных обязательствах всех видов, порядке их осуществления и пересмотра.

Понятие алиментных обязательств включает такие категории, как субъекты в алиментных правоотношениях, которые и взаимодействуют в данных социальных связях. С учетом того, что представляют собой субъекты алиментных правоотношений, различают такие виды алиментных обязательств:

- родителей и детей;

- супругов, как действующих, так и находящихся в разводе;

- других родственников (сестры/братья, бабушки/дедушки и внуки, а также отчим/мачеха и падчерица/пасынок) [15].

Основания возникновения алиментных обязательств - это законодательно закрепленные положения семейного права, регламентирующие обязанность содержать и

оказывать поддержку определенным членам семьи - ст. 80, 85-90, 93-97 СК РФ [10]. Но сами по себе эти положения не работают, для их применения требуются и иные основания, чем просто наличие взаимной обязанности членов семьи содержать и поддерживать друг друга.

Помимо этого момент возникновения алиментной обязанности взаимосвязан с наличием соответствующего судебного решения, либо взаимного соглашения сторон. Такого основания достаточно, чтобы удерживать средства на содержание несовершеннолетнего ребенка, вне зависимости от статуса семейных уз его родителей - выплаты должны производиться даже в браке или вовсе без официальной регистрации отношений. Особенностью алиментных обязательств являются следующие обстоятельства: обязательства носят строго личный характер, прекращаются, как правило, в связи со смертью его участников, являются безвозмездными, носят длящийся характер, основания их возникновения определены в законе и соглашении об уплате алиментов.

Основанием для удержания алиментов из заработка плательщика является исполнительный лист, выданный на основании решения суда о взыскании алиментов, судебный приказ, соглашение об уплате алиментов.

Алименты удерживаются из средств плательщика, под которыми понимаются:

- доходы (их виды перечислены в постановлении Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей»);

- денежные средства на его счетах в кредитных учреждениях;

- денежные средства, переданные коммерческим и некоммерческим организациям но гражданско-правовым договорам, кроме случаев, когда эти договоры предусматривают переход нрава собственности;

- любое другое имущество плательщика алиментов[13].

Порядок взыскания задолженности по алиментам предусмотрен ст. 113, а освобождения от уплаты алиментов - ст. 114 и 119 СК РФ. В Семейном кодексе РФ установлена ответственность за несвоевременную уплату алиментов - неустойка в размере 0,1% суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки и убытки, не покрытые неустойкой (п. 2 ст. 115 СК РФ), а также возможность изменения судом размера алиментов (ст. 119 СК РФ).

Основания прекращения алиментных обязательств предусмотрены ст. 120 СК РФ.

Правоприменительная практика показала имеющиеся правовые проблемы и коллизии, возникающие при осуществлении алиментных правоотношений.

Так, при разработке СК РФ от 29 декабря 1995 года №223-Ф3 (в ред. от 30.12.2015 г.) законодатель отказался от установления минимума алиментов, мотивируя это тем, что в новых экономических условиях у государства нет средств воздействия на лиц, не желающих работать или не желающих получать соответствующий заработок. Такое решение в новом семейном законодательстве было поддержано и в юридической литературе. Так, в частности, М.В. Антокольская утверждает: «Если у родителей нет достаточных доходов или имущества, нельзя присудить их к принудительным работам для уплаты алиментов, так как это противоречило бы Конституции РФ и нарушало бы права человека» [14].

В связи с этим возникает проблема, если обязанность родителей по содержанию детей закреплена в столь серьезных юридических документах, то должен быть и механизм реализации этих обязанностей. Без установления санкций это будет не правовая, а лишь моральная обязанность кормить, одевать, обувать своих детей. Парадокс заключается в том, что по действующему законодательству таких родителей даже нельзя лишить родительских прав.

По мнению автора, для выхода из сложившейся ситуации, необходимы следующие меры. Основанием лишения родительских прав должно быть признано уклонение родителей

без уважительных причин от выполнения своих обязанностей перед детьми. Указание в законе о злостном уклонении от уплаты алиментов из содержания ст. 69 СК РФ следует исключить.

Поскольку материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст.38 Конституции РФ) [2], государство должно в законодательстве установить минимальный размер алиментов, например, минимальный размер ежемесячных выплат на содержание одного ребенка должен составлять размер установленного минимального прожиточного уровня для несовершеннолетнего ребёнка в соответствующем регионе[16].

Значительный рост числа фактических брачных союзов требует особого внимания законодателя с целью защиты прав как матери, так и детей рожденных вне брака. Необходимо полностью уровнять их во всех правах с детьми рожденными родителями, состоящими в зарегистрированном браке. Здесь важно, например, предусмотреть право на получение содержания на ребенка матерью, не состоящей в браке с его фактическим отцом, в период беременности и до достижения ребенком трехлетнего возраста, в случаях, когда отец ребенка не оспаривает отцовство или отцовство установлено в судебном порядке. Уравнивая положение детей, рожденных во время брака, и детей, рожденных без оформления брачных отношений, нужно уравнять в правах и их матерей. Таким образом, можно не только защитить права детей рожденных вне брака на получение материального содержания от своих фактических отцов, но и создать благоприятные условия для увеличения рождаемости.

Семейный кодекс РФ установил обязанность отца ребенка содержать жену в период беременности и после рождения общего ребенка до достижения им трехлетнего возраста, в период зарегистрированного брака и после его расторжения. Женщина, находящаяся в фактических брачных отношениях с отцом ребенка, вне зависимости от срока совместного их проживания в данной ситуации не имеет права на предъявление иска на свое содержание[18].

Считаю целесообразным ввести в Семейный кодекс РФ норму, предусматривающую право требования алиментов на содержание женщины в период ее беременности и до трехлетнего возраста ребенка в случае, если отец не оспаривает отцовство или отцовство установлено в судебном порядке. В последнем случае, по общему правилу, алименты должны быть взысканы с момента предъявления иска.

Данная мера необходима, так как все больше семей в настоящее время живут гражданским браком.

Авторами ряда исследований не раз обращалось внимание на необходимость более детальной правовой регламентации статуса отчима (мачехи) в семье, воспитывающей несовершеннолетнего подростка. Эта регламентация особенно необходима применительно к неполной родительской семье, когда у ребенка нет второго родителя и потому взаимоотношения его с отчимом (мачехой) не могут затрагивать интересы лица, не входящего в ее состав.

Так, необходимо в дополнение к правовым нормам, регулирующим порядок регистрации брака, где, в частности, речь идет о том, что желающие вступить в брак лично подают заявление, в котором наряду с другими указывают сведения о наличии у них детей, предусмотреть и обязанность этих лиц при наличии хотя бы у одного из них несовершеннолетнего ребенка:

- сообщать сведения о втором юридическом родителе ребенка (жив, умер, лишен родительских прав, участвует в содержании и воспитании ребенка и т. д.);

- сообщать сведения о иных лицах, участвующих в воспитании и содержании несовершеннолетнего (о бабушке, дедушке и др.) и о месте проживания данного ребенка (живет с отцом, с бабушкой, у других родственников, находится в детском доме, интернате и

т. д.);

- делать заявление о принятом совместно с будущим своим супругом (супругой) решении вместе воспитывать и содержать ребенка (только воспитывать, только содержать) или, наоборот, о решении, что эти обязанности будет и дальше исполнять лишь родитель ребенка.

Совместно принятое в данном случае решение вступающих в брак об участии будущего отчима (мачехи) в воспитании и содержании ребенка (только воспитании, только содержании) следовало бы фиксировать в книге записей актов гражданского состояния, с тем, чтобы вместе с записью о регистрации брака оно являлось основанием для возникновения соответствующих правоотношений между отчимом (мачехой) и пасынком (падчерицей), а также в определенных случаях (лишь при отсутствии второго юридического родителя) и для признания отчима (мачехи) в качестве лица, заменяющего для данного несовершеннолетнего его родителя.

В СК РФ в этой связи автор считает необходимым внести дополнения:

- устанавливающие права и обязанности отчима (мачехи) по воспитанию и содержанию несовершеннолетних пасынков (падчериц) на период брака с родителем ребенка (аналогичные правам и обязанностям опекунов) и учитывающие добровольность взятия их на себя как по объему, так и по времени;

- определяющие основания для признания мачехи (отчима) в качестве лица, заменяющего родителя, а также и правовой статус этого лица.

Семейный кодекс РФ, в отличие от ранее действующего семейного законодательства, не предусматривает алиментных обязательств фактических воспитателей в случае отказа от дальнейшего воспитания и содержания своих воспитанников. В литературе приводятся определенные аргументы в пользу такого решения. Так, М.В. Антокольская обосновывает его тем, что указанные лица, в принципе, не обязаны были начинать содержать детей, не являющихся их родственниками. Они делали это, исключительно, по доброй воле. «Невозможно допустить, - пишет она - чтобы закон позволял обратить чей-либо гуманный поступок против этого лица».

Одной из серьёзных проблем является принудительное исполнение судебных актов о взыскании алиментов.

Так, в 2015 году на принудительном исполнении в УФССП России по Тюменской области было 64 410 исполнительных производств о взыскании алиментов, из которых 2 310 исполнительных производства были возбуждены в связи с задолженностью по алиментам на содержание детей, находящихся в детских домах. Таким образом, второй составляющей роста числа исполнительных документов о взыскании алиментов являются семьи, в которых родители лишены родительских прав.

Согласно ч. 1 ст. 157 УК РФ злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших 18-летнего возраста, наказывается исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок до 3 месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года [9]. При этом на законодательном уровне не раскрыт признак «злостное уклонение», в связи с чем на практике у должников появляется возможность избегать уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов.

Должник, обязанный выплачивать алименты по нотариально удостоверенному соглашению, но не исполняющий данное обязательство, также не может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ.

Указанные проблемы неоднократно обсуждались на координационных совещаниях различных уровней и находили отражение в научных исследованиях и учебной литературе.

Если должник не работает или не может найти работу, судебный пристав-исполнитель дает ему направление в государственный центр занятости населения с целью оказания ему содействия в трудоустройстве. А вот при понуждении должника к выплате задолженности по алиментам в рамках уголовного преследования по ст. 157 УК РФ государство предоставляет ему реальное рабочее место, что гарантирует возможность взыскания с него задолженности. Однако нельзя не отметить, что наличие судимости у должника - близкого родственника явится для ребенка отрицательным фактором в его будущей взрослой жизни, в том числе при трудоустройстве и карьерном росте.

В этой связи автор считает необходимым рассмотреть вопрос об увеличении числа штатных единиц государственных учреждений для предоставления рабочих мест лицам, обязанным к уплате алиментов, еще до применения к ним санкций, предусмотренных ст. 157 УК РФ.

Устранение причин длительного неисполнения требований о взыскании алиментов решается как путем совершенствования методик работы, организации внутриведомственного контроля ФССП России, так и посредством взаимодействия органов Службы с иными органами государственной власти и общественными организациями. В этих целях всеми территориальными органами ФССП России, в том числе и УФССП России по Тюменской области, организовано взаимодействие с органами службы занятости населения по вопросам содействия в трудоустройстве граждан-должников.

Защита прав и законных интересов детей является первостепенной задачей государства, поэтому введение в 2015 году и применение временного ограничения права должника на управление транспортным средством в случае неисполнения им обязательств в отношении ребенка является своевременным и действенным, в том числе учитывая широкое использование гражданами Российской Федерации личного автотранспорта. Международный опыт допускает применение в отношении злостного должника мер в виде ограничения предоставленных ему неимущественных прав, в том числе права на управление транспортным средством.

Так, 17 ноября 2015 года Государственная дума России приняла поправки в Закон от 28.12.2013 №441-ФЗ (по сост. на 29.06.2015) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» [3] и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Его суть заключается в том, что в случае неуплаты штрафа и / или непогашении алиментной задолженности, превышающей 10 тысяч рублей, к должнику будет применена новая обеспечительная мера в виде ограничения (лишения) права управлять транспортным средством. За неуплату алиментов и штрафов лишать будут не только прав на управление наземным транспортом, но также и водным судном.

Принятый Закон значительно расширяет права судебных приставов, так как они могут без обращения в суд на основании личной инициативы или по заявлению взыскателя вынести постановление, ограничивающие права должника на управление автотранспортом за неуплату алиментов или иных долгов. Но это только при условии, что ранее был вынесен исполнительный документ, по которому истек срок добровольного исполнения обязательств.

В вынесенном постановлении судебный пристав должен дать разъяснение о соблюдении должником возложенных на него обязанностей и предупредить о привлечении к административной ответственности. Данный документ утверждается старшим судебным приставом, и его копии в течение одного дня направляются взыскателю и должнику и органы МВД ГИБДД для внесения соответствующего ограничения в базу данных ведомства.

В случае если исполнительный документ не является судебным актом (например, это нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов) или выдан не на его основании, то судебный пристав наравне с взыскателем, вправе обратиться в суд с требованием о лишении водительских прав неплательщика до момента погашения образовавшейся задолженности по алиментам.

После получения документа о лишении прав должник в течение пяти дней должен явиться в службу судебных приставов для сдачи водительского удостоверения, о чем составляется акт. Если неплательщик алиментов в установленный срок этого не сделает, то судебный пристав в праве его привлечь к административной ответственности за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя (ст. 17.14 КоАП РФ) [6].

Необходимость расширения административной юрисдикции судебных приставов-исполнителей обусловлена тем, что в случае выявления административного правонарушения они направляют уведомление в инспекцию труда, но до проведения должностными лицами Государственной инспекции труда фактической проверки работодателя появляется временной

промежуток, позволяющий работодателю принять меры по уклонению от административной ответственности.

В этой связи следует внести изменения в п. 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, ч. 1 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» [4], ч. 2 ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах» [8].

Дополнить п. 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ словами «частями 1 и 2 статьи 5.27», изложив его в следующей редакции:

«77) должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, - об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 5.35, частями 1 и 2 статьи 5.27, статьями 17.3 - 17.6, 17.8, 17.9, частями 2 и 2.1 статьи 17.14, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, частью 3 статьи 20.2.2, частью 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса».

Часть 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве дополнить п. 16.2, изложив его в следующей редакции:

«16.2) по своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель для установления места работы должника имеет право проводить проверку бухгалтерской и иной документации работодателя. При проведении такой проверки организация или иное лицо обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы».

Часть 2 ст. 12 Закона о судебных приставах дополнить абзацем в следующей редакции:

«проводить в организации или у иного лица проверку бухгалтерской и иной документации для установления места работы должника по исполнительному производству».

В связи с выявлением вышеобозначенных проблем, с целью защиты прав несовершеннолетних детей, взыскание алиментов в пользу которых не осуществляется или затруднено, автор считает необходимым создать специализированный алиментный фонд, финансируемый за счёт государства.

Необходимость создания государственного алиментного фонда неоднократно обсуждалась на координационных совещаниях различных уровней. Многие считают, что алиментный фонд в России может лишить родителей мотивации заниматься своими детьми. Опыт создания алиментных фондов есть во многих западных странах, но везде эти фонды убыточны, потому что вернуть выплаченные на содержание и воспитание детей должников средства государству не удается. Понятно, что среди тех, кто не платит алименты, много асоциальных элементов. Единственное средство борьбы с ними - принудительная, через суд, отправка на работу. Но и это не панацея, поскольку они обычно зарабатывают мизерные средства.

Следовательно, необходимо внести изменения в законодательство Российской Федерации о принудительном исполнении и реализовать на практике семейную политику государства с достижением соответствующих задач и только после этого создавать алиментный фонд.

На момент функционирования фонда уже должны применяться эффективные меры принудительного взыскания алиментов, должна быть выстроена семейная политика государства, направленная на поощрение семьи, а также создана атмосфера повсеместного общественного порицания нерадивых родителей. Тогда количество детей, нуждающихся в материальной поддержке, будет незначительным, а работа алиментного фонда станет реальной и эффективной.

Литература

1. Конвенция о правах ребенка: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г. // Доступ из системы Консультант Плюс. Дата обращения 20.01.2016 г.

2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 21июля 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - №4. - Ст. 445.

3. О внесении изменений в ФЗ «Об исполнительном производстве»: федеральный от 28 декабря 2013 г. №441-ФЗ: по сост. на 29 июня 2015 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - №55. - Ст. 2212.

4. Об исполнительном производстве: федеральный закон от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ: по сост. на 10 марта 2016 г. // Собрание законодательства Российской Федерации.

- 2007. - №22. - Ст. 1203.

5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ: по сост. на 30 декабря 2015 г.//Собрание законодательства РФ. -2002. - № 46. - Ст. 4532.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ: по сост. на 20 марта 2016 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - №35. - Ст. 1125.

7. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ: по сост. на 30 декабря 2015 г.// Собрание законодательства Российской Федерации.

- 2001. - №36. - Ст. 1026.

8. О судебных приставах: Федеральный закон от 21 июля 1997 № 118-ФЗ: по сост. на 30 декабря 2015 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - №16. -Ст. 1126.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13 июня 1996 г. № бЗ-ФЗ по сост. на 30 декабря 2015 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. -1996. - № 12. - Ст. 116.

10. Семейный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ по сост. на 30 декабря 2015 г. // Собрание законодательства Российской Федерации.

- 1995. - № 1. - Ст. 16.

11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ: по сост. на 30 января 2016 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 12. - Ст. 1252.

12. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы: указ Президента РФ от 01 июня 2012 г. № 761 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 23. - Ст. 2994.

13. Алексеев С. С. Алиментные обязательства / С. С. Алексеев. - М.: БЕК, 2012. - 300

с.

14. Анкольская М. В. Правовые проблемы взыскания алиментов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.10.13 / М. В. Анкольская. - СИБИТ. - Омск, 2013. - 30 с.

15. Белов В. А. Алименты в семейном праве/ В. А. Белов. - М.: Нота, 2013. -

450 с.

16. Пергамент А. И. Основные проблемы семейного права / А. И. Пергамент. - М.: Право, 2014. - 230 с.

17. Рясенцев В. А. Семейное право/ Под ред. В. А. Рясенцева, И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского. - М.: Норма, 2013. - 312 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Сергеева А .П. Семейное право/ А. П. Сергеева. - М.: Веди, 2013. - 210 с.

19. Ушакова А. А. Правовая природа алиментных обязательств / А. А. Ушакова // Закон. 201. - 400 с.

20. Файзер В. В. Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации/В.В. Файзер.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 410 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.