Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОДРЯДНЫХ РАБОТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЗАКАЗУ (ОБЗОР)'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОДРЯДНЫХ РАБОТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЗАКАЗУ (ОБЗОР) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
575
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОГОВОР ПОДРЯДА / СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / СТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / КАЧЕСТВО СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ И УСЛУГ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА / ПОДРЯДНЫЕ РАБОТЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анпилов Сергей Михайлович

В данной статье обобщен опыт в области правового регулирования градостроительной деятельности, выработаны предложения комплексного и системного решения главной проблемы строительной отрасли - повышения качества оказываемых услуг, выполняемых работ, сокращения объемов незавершенного строительства, осуществляемых государственными и муниципальными Заказчиками. Предлагается посредством инструментария строительного контроля и правовыми средствами, обеспечить надлежащее исполнение подрядных работ по государственному заказу, целевое расходование бюджетных средств, повышение исполнительской дисциплины в градостроительной деятельности Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF CONTRACT WORKS MADE WITH STATE FUNDING (REVIEW)

This article summarizes the experience in the field of legal regulation of urban planning, develops proposals for a comprehensive and systemic solution of the main problem of the construction industry - improving the quality of provided services, performed work, and amount reduction of the constructions carried out by state and municipal customers. It is proposed to ensure proper execution of contractor works on state order and improve the executive discipline of urban planning in the Russian Federation, using construction control tools and legal means.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОДРЯДНЫХ РАБОТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЗАКАЗУ (ОБЗОР)»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Обзорная статья УДК 346.9

ГРНТИ: 10 Государство и право. Юридические науки doi:10.51608/23058641_2022_2_28

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОДРЯДНЫХ РАБОТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЗАКАЗУ (обзор)

© Автор 2022 АНПИЛОВ Сергей Михайлович

SPIN: 3971-7691 Тольяттинский государственный университет

AuthorlD: 260821 (445020, Россия, Тольятти, e-mail: anpilovsm@gmail.com)

ORCID: 0000-0002-6512-5803

Аннотация. В данной статье обобщен опыт в области правового регулирования градостроительной деятельности, выработаны предложения комплексного и системного решения главной проблемы строительной отрасли - повышения качества оказываемых услуг, выполняемых работ, сокращения объемов незавершенного строительства, осуществляемых государственными и муниципальными Заказчиками.

Предлагается посредством инструментария строительного контроля и правовыми средствами, обеспечить надлежащее исполнение подрядных работ по государственному заказу, целевое расходование бюджетных средств, повышение исполнительской дисциплины в градостроительной деятельности Российской Федерации.

Ключевые слова: договор подряда, строительный контроль, строительная отрасль, качество строительных работ и услуг, правовое регулирование строительства, подрядные работы, государственный заказ, муниципальный заказ, арбитражная практика

Для цитирования: Анпилов С.М. Правовое регулирование подрядных работ по государственному заказу (обзор) // Основы экономики, управления и права. 2022. № 2 (33). С. 28-35. doi: 10.51608/23058641 2022 2 28

Review article

LEGAL REGULATION OF CONTRACT WORKS MADE WiTH STATE FUNDING

(review)

© The Author(s) 2022 ANPILOV Sergey Mikhailovich

Togliatti State University

(445020, Russia, Togliatti, e-mail: anpilovsm@gmail.com)

Annotation. This article summarizes the experience in the field of legal regulation of urban planning, develops proposals for a comprehensive and systemic solution of the main problem of the construction industry - improving the quality of provided services, performed work, and amount reduction of the constructions carried out by state and municipal customers.

It is proposed to ensure proper execution of contractor works on state order and improve the executive discipline of urban planning in the Russian Federation, using construction control tools and legal means.

Keywords: construction control, construction industry, quality of construction works and services, legal regulation of construction, contract, contract works, state order, municipal order, arbitration practice

For citation: Anpilov S. M. Legal regulation of contract works made with state funding (review) // Economy, governance and lave basis. 2022. No. 2 (33). Pp. 28-35. (InRuss.). doi:10.51608/23058641_2022_2_28.

© Анпилов С.М., 2022

В последние годы коренным образом изменились подходы к вопросам правового регулирования подрядных работ, к выбору инновационных технологий и организации строительства качественных, эффективных сооружений для государственных и муниципальных нужд.

В первую очередь, подобное происходит ввиду растущей активной потребностью государства и общества в коренном улучшении качества жизни и объектов капитального строительства, в необходимости научного подхода к внедрению всех видов ресурсов, применяемых в градостроительной деятельности [см. 1-2].

Во-вторых, государственные и муниципальные предприятия в большинстве стран мира являются крупнейшими заказчиками строительной отрасли и потребителями услуг, работ, материалов, оборудования [3, с. 4].

Для создания комфортных условий проживания, повышения уровня жизни граждан и прорывного научно-технологического, социально-экономического развития государства по поручению Президентом РФ реализуются приоритетные национальные и федеральные проекты1.

Автор в ранее опубликованных работах по теме настоящего исследования указывал [см., например, 3-6], что в современных условиях одной из первоочередных задач государства, являются проблемы надлежащего и своевременного исполнения национальных проектов, укрепления законности и правопорядка в области целевого использования бюджетных финансовых ресурсов по договорам подряда для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Как показывает судебная практика [см., например, 4-5], действующее законодательство и нормативно-правовые акты не обеспечивают комплексную систему исполнения закупок и договоров подряда для обеспечения государственных заказов, и не способствуют достижению должного уровня практической реализации Национальных проектов, обеспечивающих экономический рост государства, повышения уровня жизни и создания комфортных условий для всех граждан государства.

Комплексное решение вопросов правового регулирования надлежащего исполнения контрактов на выполнение подрядных работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее государственного заказа) способно быть самостоятельным исследованием в современных эко-

1О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года, Постановление Правительства Россий-

2022 № 2 (33)

номических и политических условиях, приобретает актуальность и особую значимость.

Своевременное обнаружение и решение проблем регулирования правовыми средствами надлежащего исполнения контрактов на выполнение подрядных работ для обеспечения государственных заказов сопровождаются поиском путей решения, с последующим закреплением предложений в действующем законодательстве.

В настоящей работе исследованы публикации, посвященные историческому развитию системы регулирования градостроительной деятельностью и законодательной базы по управлению строительством на протяжении с XVIII века по настоящее время в Российской империи, СССР и Российской Федерации. Подготовлен обзор, анализ действующего законодательства РФ, регулирующего градостроительную деятельность в части заключения и надлежащего исполнения контрактов на подрядные работы для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее государственного заказа).

Сложившая правовая система жесткого государственного регулирования строительной деятельности в Российской империи соответствовала как тому времени, так сегодняшней идеологии и требованиям.

Мы и сегодня изучаем опыт исторических построек в столичных и губернских городах. Компетенции властей на местах определялись положениями Строительного устава. Источниками правового регулирования градостроительной деятельности были административные документы (распоряжения губернских органов власти, осуществляющих контроль за строительством, губернаторов, губернских архитекторов, инженеров), издаваемые на местах. Была создана система управления и контроля за градостроительной деятельностью, которая справлялась с возложенными на неё функциями, как по территориальному, так и по отраслевому принципу. После распада СССР в РФ началась новейшая история управления градостроительной деятельностью [см. 7-8].

Обзор исследований по историко-правовому регулированию договоров подряда

Исследователи Е.Г. Бакланова [9], И.В. Балтитуте [10-11], А.А. Гогин и А.Н. Федорова [12-14], К.А. Зимин [15], Н.Ю. Исакова [16],

ской Федерации от 31 декабря 2009 г. .№ 1221 (с изм. на 21.04.2018) URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/43027 (дата обращения: 20.04.2022).

Ю.В. Истомина [16], С.В. Карасева [17], Ю.А. Климан [18-20], В.В. Лисицын [19-20], В.В. Лукьянова [21-22], А.Е. Чурбанов [23], Л.И. Юзович [16] представили историко-правовые периоды становления, развития современного состояния договора подряда, аналитический обзор по отраслевому законодательству, выявили существующие проблемы, тенденции и пути совершенствования правового регулирования в контрактной системе, спорные положения ГрК РФ, внесли предложения по теоретическим основам функционирования, методологии системы государственных контрактов, системному подходу совершенствования законодательства по регулированию отношений в области строительства.

Р.Б. Куличев [24-25] исследует подрядные работы для государственных нужд как способ реализации органами государственной власти функций государственного управления: рассматриваются источники правового регулирования подрядных работ для государственных нужд, проводится анализ положений ФЗ от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ2, дается правовая характеристика государственного контракта на выполнение исследуемых работ. Автором рассматриваются отдельные правовые проблемы, возникающие в правоприменительной практике при заключении и исполнении государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд, предлагаются возможные варианты их решения.

В настоящее время ряд исследователей отмечают [16, 24-27], что для правового регулирования градостроительной деятельности, выполнения подрядных работ для государственного заказа издано более 1000 НПА, принятых на уровне Российской Федерации Президентом, Правительством, министерствами и ведомствами, субъектами РФ. Правительством РФ и Росстандартом утвержден перечень национальных стандартов и

2 Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

3 Перечень 69 национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2021 года N 815.

4 Перечень 673 документов в области стан-

дартизации, в результате применения которых на

добровольной основе обеспечивается соблюдение

сводов правил34, в результате применения которых на обязательной или добровольной основе обеспечивается соблюдение требований действующего законодательства.

Основным документом для определения видов работ в соответствии с кодами (4143.99.9) строительных работ приведены в разделе F «Строительство» ОКВЭД25, которые заносятся в реестр контрактов по работам государственного заказа, заключенных заказчиками с подрядчиками.

Постановлением Правительства РФ утверждено Положение «О порядке проведения строительного контроля»6, (далее Положение о СК), которым установлен порядок проведения СК, предмет СК, виды контрольных мероприятий, лица, осуществляющие СК.

Е.Н. Парфирьева и А.И. Нуруллина [28], И.Ю. Федорова и Ю.С. Папия [29] проанализировали контрактную систему в сфере закупок за рубежом. Д.Ю. Полдников [30] исследовал раздел международного права о договоре.

В научных изысканиях М.В. Шмелевой [31-32], Е.А. Юрченко [33], Л.К. Князевой [7], В.Г. Иванова и М.А. Лактаева [8] рассмотрены зарубежный опыт и механизм регулирования градостроительной деятельностью, правовая природа, регулирование договорных отношений, механизм закупок за рубежом и возможность применения зарубежного опыта в России.

Обзор исследований по регулированию

строительного контроля, надзора при осуществлении градостроительной деятельности

О.А. Захаров и А.В. Баулин [34] провели анализ аварий в строительстве на территории РФ, в мире и предложили наиболее эффективный метод совершенствования системы обеспечения качества контроля приемки строительных работ.

требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"», Приказ Росстан-дарта № 567 ОТ 20.04.2021.

5 ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности / Ц^: https://docs.cntd.ru/document/1200110162 (дата обращения: 20.04.2022). - Текст : электронный.

6 Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. №468. Положение "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении и строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства".

А.Ю. Бутыриным [35], Ю.Г. Коруховым [36-37] приведены прикладные и научные основы, предмет, задачи экспертизы в современном судопроизводстве, подготовлены публикации прикладного характера для судей и судебных экспертов по судебной строительно-технической экспертизы, а коллективом авторов [38] изложен опыт строительного контроля.

Исследователи А.В. Баулин [39-41], П.А. Волочкова [42], В.П. Грахов [43], В.А. Кощеев [43], Курбатов В.Л. [43], Е.С. Переверзева [44], А С. Перунов [39-41], Е.А. Пурина [42], В.И. Римшин [45], Е.Р. Россинская [46-47], О.Д. Соловьев [48], Г.М. Сукало [49], Н.Л. Та-ранхуа [43], Е.Ю. Шумилова [45] и др., показали роль строительного контроля, предложили инструменты, методы, механизмы, обосновали необходимость его проведения, разработали методологию комплексной оценки качества работ в процессе строительного контроля и/или инжиниринговых услуг в строительстве.

Обзор исследований по применению технологий информационного моделирования выполнения строительного контроля, надзора при осуществлении градостроительной деятельности А.А. Гогин и А.Н. Федорова представили аналитический обзор по информационным технологиям и отраслевому законодательству [50]. В работах А.В. Баулина и А.С. Перунова [40-41] приведены примеры цифровизации в контрольно-надзорной деятельности, показана роль строительного контроля в ходе строительства.

Вопросам перехода на цифровые технологии управления в сфере строительства и ЖКХ в России, влияние и преимущества ТИМ на развитие инвестиционно-строительного процесса, особенности проведения контроля с использованием информационных технологий исследованы в работах Т.С. Голосовой [51]; В.П. Грахова [52]; В.В. Лукьяновой и Е.А. Ефанова [53]; А.Е. Чурбанова [54]; Т.Ю. Шемякиной [55] и др.

О регулировании договора на выполнение подрядных работ для удовлетворения государственного или муниципального заказов

В толковом словаре русского языка онлайн С.И. Ожегова7 приведено толкование слова «подряд» - это «договор, по которому

7 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка онлайн / URL: https://slovarozhegova.ru/

2022 № 2 (33)

одна сторона обязуется по заказу другой стороны выполнить определенную работу, а также работа, производимая по такому договору. Подряд на постройку». Термин «подряд» происходит от глагола «подрядиться», т.е. принимать на себя обязательство выполнить какую-либо работу, на определенных условиях, то есть выполнение работ для другого лица, а не для себя.

Следовательно, если работы выполняются для государственных или муниципальных нужд, договор подряда приобретает статус государственного или муниципального [см. 25].

Разделяю следующее авторское определение понятия, сформулированное Балтитуте И.В.: «Государственный контракт - это обязательное соглашение, заключаемое с юридическим лицом на возмездной основе, включает в себя создание особого правового режима, связанного с удовлетворением общих для государства и субъектов государства нужд, в котором определяются действия, подлежащие исполнению сторонами данного соглашения» [10].

Договору подряда посвящен параграф в Гражданском кодексе РФ [56]. По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект капитального строительства (далее ОКС), либо выполнить иные строительно-монтажные работы (далее СМР), а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

Законодательством в ст. 756, ст. 527, ст. 528 установлены основания и порядок заключения контракта, а в п.1 ст. 763 содержится перечень видов работ для удовлетворения государственных или муниципальных нужд с отсылкой (на ст. 740, ст. 758 ГК РФ) [56], включая виды подрядных работ в градостроительной деятельности.

Таким образом, руководствуясь положениями главы 37 ГК РФ [56] и Законом о контрактной системе [57], в рамках частноправового способа реализации функции государственного управления заключается контракт на выполнение подрядных работ с целью удовлетворения государственного заказа. Например, особенности заключения контрактов для государственных нужд предусмотрены специаль-

word.php?wordid=21860#:~:text=ПОДРЯД (дата обращения: 24.04.2022).

ными Законами «О государственной тайне»8, «Об государственном оборонном заказе»9, о корпорации «Росатом»10 и др.

Соответственно, основанием для заключения контракта на выполнение подрядных работ для удовлетворения государственного заказа, является факт размещение заказа или закупки работы. Таким образом, закупка услуг подряда, является составляющим элементом реализации государством своих полномочий, способом удовлетворения собственных потребностей органов государственной и муниципальной власти, без которых государственный аппарат осуществлять свою деятельность не может [6-11, 24-25].

Изложенные обстоятельства свидетельствуют об актуальности темы исследования и необходимости совершенствования градостроительного законодательства, которое позволит правовыми средствами строительного контроля обеспечить надлежащее исполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд, сократить объемы незавершенного строительства в стране и предотвратить нарушения, а также исключения внешних и внутрифирменных факторов банкротства российских строительных компаний [см. 58-60].

Обращаем внимание на то, что с целью решения главной проблемы строительной отрасли - повышения качества оказываемых услуг, выполняемых работ, сокращения объемов незавершенного строительства, осуществляемых строительной отраслью, предлагаемые рекомендации требуют комплексного и системного решения.

Практическая реализация вышеизложенного материала может стать основой для надлежащего осуществления строительного контроля: предоставит объектам капитального строительства, возводимых для государственных и муниципальных нужд, соответствующее исполнение государственных контрактов в рамках правового поля и повысит исполнительскую дисциплину в инвестиционном развитии строительной отрасли России.

Библиографический список

1. Анпилов, С. М. О стратегии развития строительной отрасли РФ (часть I) / С. М. Анпилов,

А. Н. Сорочайкин // Эксперт: теория и практика. -2019. - № 1(1). - С. 7-15. - DOI 10.24411/2686-78182019-00011. - EDN TSACKW.

2.Анпилов, С. М. О стратегии развития строительной отрасли РФ (часть II) / С. М. Анпилов, А. Н. Сорочайкин // Эксперт: теория и практика. -2019. - № 2(2). - С. 12-15. - DOI 10.24411/26867818-2019-00023. - EDN WAKZYV.

3. Анпилов, С. М. Задачи правового регулирования строительного контроля в России / С. М. Анпилов // Экономика, управление и право в современных условиях : межвузовский сборник статей. - Тольятти : Автономная Некоммерческая Организация "Институт судебной строительно-технической экспертизы", 2022. - С. 4-8. - DOI 10.51608/23104392_2022_44_4. - EDN NFBEMK.

4. Анпилов, С. М. Фундаментальные и прикладные исследования проблемы качества выполненных работ (арбитражная практика) / С. М. Анпи-лов, А. Н. Сорочайкин // Эксперт: теория и практика.

- 2020. - № 4(7). - С. 10-25. - DOI 10.24411/26867818-2020-10030. - EDN HBDOQP.

5. Анпилов, С. М. Строительный контроль, как правовое средство, обеспечивающее надлежащее исполнение подрядных работ / С. М. Анпилов, А. В. Михайлов, А. Н. Сорочайкин // Эксперт: теория и практика. - 2021. - № 2(11). - С. 77-91. - DOI 10.51608/26867818_2021_2_77. - EDN LGSMQH.

6. Анпилов, С. М. Задачи правового регулирования строительного контроля в России / С. М. Анпилов // Экономика, управление и право в современных условиях : межвузовский сборник статей. - Тольятти : Автономная Некоммерческая Организация "Институт судебной строительно-технической экспертизы", 2022. - С. 4-8. - DOI 10.51608/23104392_2022_44_4. - EDN NFBEMK.

7. Князева Л. К. История государственного строительного надзора в России / Л. К. Князева // Безопасность труда в промышленности. 2009. № 8. С. 10 - 20. - URL: https://www.safety.ru/sites/default/ й^/2009-8-10-20^(дата обращения: 20.04.2022).

- Текст : электронный.

8. Лактаева М.А. К истории государственного управления строительством в России / М.А. Лактаева, В.Г. Иванов // Государственная служба. 2017. том 19. № 3. С. 54 - 61. - URL: https://cyberleninka.ru/ artide/n/k-istorii-gosudarstvennogo-upravlernya-stroite lstvom-v-rossii (дата обращения: 20.04.2022). - Текст : электронный.

9. Бакланова, Е. Г. Гражданско-правовое регулирование государственного контракта на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государ-

8 О государственной тайне, Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (с изм. на 11.07.2021) URL: https://docs.cntd.ru/document/ 9004687 (дата обращения: 22.04.2022).

9О государственном оборонном заказе, Феде-

ральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ с изм.

на 25.02.2022 URL: https://docs.cntd.ru/document/ 902389615 (дата обращения: 23.04.2022).

10 О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Федеральный закон от 1.12.2007 № 317 (с изм. на 2.07.2021) URL: https://docs.cntd.ru/ document/902074550(дата обращения: 24.04.2022).

ственных нужд в России (проблемы теории и практики) : специальность 12.00.03 "Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Бакланова Елена Григорьевна. -Москва, 2015. - 22 с. - EDN ZPRELH.

10. Балтутите, И. В. Гражданско-правовое регулирование заключения контрактов на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд : специальность 12.00.03 "Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право" : диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Балтутите Иоланта Видмантовна. - Волгоград, 2012. - 238 с. - EDN QFWUAV.-URL: https: //www. elibrary. ги/(дата обращения: 26.04.2022). - режим доступа: для зарегистрированных пользователей. - Текст : электронный.

11. Балтутите, И. В. Применение национального режима в государственных и муниципальных закупках / И. В. Балтутите // Правовая парадигма. -2020. - Т. 19. - № 1. - С. 41-50. - DOI 10.15688/lc.jvolsu.2020.1.5. - EDN KSXJAR.

12. Гогин, А. А. Договор подряда: историко-правовые периоды становления, развития и современного состояния / А. А. Гогин, А. Н. Федорова // Основы экономики, управления и права. - 2021. -№ 2(27). - С. 38-44. - DOI 10.51608/23058641_ 2021_2_38. - EDN CWRCNU.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Гогин, А. А. Информационные технологии и отраслевое законодательство: аналитический обзор / А. А. Гогин, А. Н. Федорова // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2020. -Т. 1. - № 2(95). - С. 5-15. - EDN GOXUMM.

14. Гогин, А. А. Некоторые спорные положения градостроительного кодекса Российской Федерации / А. А. Гогин, А. Н. Федорова // Эксперт: теория и практика. - 2021. - № 1(10). - С. 50-58. - DOI 10.51608/26867818_2021_1_50. - EDN GFUGQQ.

15. Зимин, К. А. Гражданско-правовое регулирование отношений, направленных на удовлетворение государственных и муниципальных нужд : специальность 12.00.03 "Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право" : диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Зимин Кирилл Алексеевич. - Краснодар, 2009. - 170 с. -EDN QEPQNF.

16. Юзович Л.И. Система государственных закупок: теоретический и практический аспекты : монография / Л. И. Юзвович, Н. Ю. Исакова, Ю. В. Истомина и др. ; под ред. Л. И. Юзвович, Н. Ю. Исаковой. - Екатеринбург : Изд-во Урал. унта, 2019. - 233 с.

17. Карасева, С. В. Правовое регулирование размещения государственного заказа и исполнения договора на оказание услуг для государственных, муниципальных нужд : специальность 12.00.03 "Гражданское право; предпринимательское право;

2022 № 2 (33)

семейное право; международное частное право" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Карасева Светлана Владимировна. - Москва, 2013. - 23 с. - EDN SVETTN.

18. Климан, Ю. А. Особые условия договоров подряда на строительство магистральных трубопроводов / Ю. А. Климан // Закон и право. - 2018. -№ 12. - С. 57-60. - DOI 10.24411/2073-3313-201810265. - EDN YOOZVR.

19. Лисицын, В. В. Договор подряда на строительство магистральных нефтепроводов / В. В. Лисицын, Ю. А. Климан // Право и экономика. - 2020. - № 7(389). - С. 52-58. - EDN GPGNPV.

20. Лисицын, В. В. Комплексный договор на строительство единого недвижимого комплекса / В.

B. Лисицын, Ю. А. Климан // Государственная служба и кадры. - 2020. - № 3. - С. 47-53. - DOI 10.24411/2312-0444-2020-10121. - EDN FDLUSC.

21. Лукьянова, В. В. Положительные тенденции в развитии законодательства о контрактной системе в строительной сфере / В. В. Лукьянова // Основы экономики, управления и права. - 2019. -№ 1(19). - С. 48-52. - DOI 10.51608/23058641_ 2019_1_48. - EDN BIELLH.

22. Лукьянова, В. В. Экономическая, правовая и управленческая эффективность государственных и муниципальных закупок / В. В. Лукьянова // Эксперт: теория и практика. - 2019. - № 2(2). -

C. 59-63. - DOI 10.24411/2686-7818-2019-00031. -EDN NMMLUR.

23. Чурбанов, А. Е. Формирование механизма подрядных договорных отношений в современном строительстве : специальность 08.00.05 "Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т.ч.: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)" : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Чурбанов Алексей Евгеньевич. - Санкт-Петербург, 2006. - 160 с. - EDN ZUIFBP.

24. Куличев, Р. Б. Правовое регулирование подрядных работ для государственных нужд (на примере города Москвы) : специальность 12.00.03 "Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Куличев Роман Борисович. - Москва, 2014. - 28 с. - EDN ZPENZR.

25. Куличев, Р. Б. Правовое регулирование подрядных работ для государственных нужд : Монография / Р. Б. Куличев. - Москва : Юридический Дом "Юстицинформ", 2016. - 192 с. - ISBN 978-57205-1305-4. - EDN YVJBXY.

26. Соколов, Н. С. Организация службы технического надзора при строительстве нефтеперерабатывающего комплекса / Н. С. Соколов, Ю. В. Антонова // Строительство и застройка: жизненный цикл - 2020 : Материалы V Международной (XI Всероссийской) конференции, Чебоксары, 25-26 ноября 2020 года. - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2020. - С. 423-427. - EDN XPYYVK.

27. Чичерин, С. В. Документальное обеспечение строительно-монтажных работ на тепловых сетях / С. В. Чичерин, В. М. Лебедев // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. - 2018. -Т. 8. - № 1(24). - С. 200-207. - EDN YUVVOI.

28. Парфирьева, Е. Н. Анализ контрактной системы в сфере государственных закупок за рубежом / Е. Н. Парфирьева, А. И. Нуруллина // Вопросы экономики и управления. - 2018. - № 1(12). - С. 1417. - EDN YMEHML.

29. Федорова, И. Ю. Организация системы государственных закупок в Японии и возможности опыта их применения в России / И. Ю. Федорова, Ю. С. Пипия // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2021. - Т. 12. - № 1. - С. 34-55. - DOI 10.18184/2079-4665.2021.12.1.34-55. - EDN ЦКМОЕ

30. Полдников, Д. Ю. Формирование учения о договоре в правовой науке Западной Европы (XII-XVI вв.) : специальность 12.00.01 "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве" : диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук / Д. Ю. Полдников. -Москва, 2016. - 571 с. - EDN YHKEXV.

31. Шмелева, М. В. Гражданско-правовое регулирование контрактных отношений при государственных и муниципальных закупках в Российской Федерации : специальность 12.00.03 "Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право" : диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Шмелева Марина Владимировна. - Саратов, 2013. - 280 с. - EDN SUQSVV.

32. Шмелева, М. В. Механизм осуществления государственных закупок за рубежом / М. В. Шмелева // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2021. - № 1(138). - С. 101-105. -DOI 10.24412/2227-7315-2021-1-101-105. - EDN XAEPFJ.

33. Юрченко, Е. А. Механизмы государственного архитектурно-строительного контроля: международный опыт / Е. А. Юрченко // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). - 2013. - № 3. - С. 106-119. - EDN RDKNFB.

34. Захаров, О. А. Методика обеспечения качества и безопасности гражданских зданий при их возведении посредством риск-ориентированного контроля, анализа значимости дефектов, оценки и регулирования точности процессов, совершенствования системы обеспечения качества / О. А. Захаров,

A. В. Баулин // Альманах Крым. - 2021. - № 24. -С. 31-36. - EDN VRMGCV.

35. Бутырин, А. Ю. Строительно-техническая экспертиза в судопроизводстве России : специальность 12.00.09 "Уголовный процесс" : диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук / Бутырин Андрей Юрьевич. - Москва, 2005. -459 с. - EDN NNLWFP.

36. Корухов Ю.Г. Судебная экспертиза в арбитражном процессе: практическое пособие для экспертов и судей. - М: Пресс Бюро, 2010. - 64 с.

37. Корухов Ю.Г. Специалист в гражданском, арбитражном и уголовном процессах (пособие для судебных экспертов и судей). - М.: 2014 - 32 с.

38.Опыт работы службы строительного контроля ООО "Газпром трансгаз Ухта" / С. В. Ада-менко, С. Я. Король, А. А. Черноусов, Р. О. Шигапов // Газовая промышленность. - 2019. - № 1(779). -С. 54-55. - EDN YUASPB.

39. Баулин, А. В. Особенности и основные требования к осуществлению строительного контроля со стороны организации, осуществляющей строительство / А. В. Баулин, А. С. Перунов // Вестник евразийской науки. - 2020. - Т. 12. - № 2. - С. 3. - EDN KLSUFA.

40. Баулин, А. В. Риск-ориентированный подход в сфере деятельности государственного строительного надзора / А. В. Баулин, А. С. Перунов // Инженерный вестник Дона. - 2021. - № 5(77). - С. 650660. - EDN ADIGAS.

41. Баулин, А. В. Строительный контроль в проекте производства работ / А. В. Баулин, А. С. Перунов // Инженерный вестник Дона. - 2021. -№ 4(76). - С. 1-12. - EDN VNFODG.

42.Пурина, Е. А. Анализ методов проведения строительного контроля при монтаже металлических ферм / Е. А. Пурина, П. А. Волчкова // Технология и организация строительного производства. -2017. - № 3(4). - С. 18-21. - EDN OIISPT.

43. Грахов, В.П. Организация и управление градостроительной деятельностью : монография в 2 частях / В. П. Грахов, В. А. Кощеев, С. В. Семенова, Н. Л. Тарануха ; Ижевский государственный технический университет. - Ижевск : Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова, 2010. - 168 с. - ISBN 978-5-75260460-7. - EDN QTXKPL.

44. Переверзева, Е. С. Обеспечение экономической безопасности в Российской Федерации в строительном комплексе: проблемы и направления их преодоления / Е. С. Переверзева // Научный портал МВД России. - 2017. - № 2(38). - С. 116-121. -EDN ZGWQTL.

45. Курбатов, В. Л. Контроль и надзор в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве /

B. Л. Курбатов, В. И. Римшин, Е. Ю. Шумилова. -Минеральные Воды : Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2016. - 200 с. - ISBN 978-5-903213-38-2. - EDN VYUXUB.

46. Россинская, Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФА-М, 2018. - 576 с.

47. Россинская, Е.Р. Судебная экспертиза: типичные ошибки. - М.: Проспект, 2012. - 544 с.

48. Соловьев, О. Д. Формы и методы применения специальных познаний при осуществлении фактического контроля в сфере строительства / О. Д. Соловьев // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2016. - № 2. -С. 151-157. - EDN VYURCF.

49. Сукало, Г. М. Организация деятельности государственного пожарного надзора / Г. М. Сукало. -Москва-Берлин : ООО "Директмедиа Паблишинг", 2021. - 153 с. - ISBN 978-5-4499-1838-3. - EDN TUNEIC.

50. Гогин, А. А. Информационные технологии и отраслевое законодательство: аналитический обзор / А. А. Гогин, А. Н. Федорова // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2020. -Т. 1. - № 2(95). - С. 5-15. - EDN GOXUMM.

51. Голосова Т.С. Организационно-экономические механизмы перехода на информационное моделирование в архитектурно-проектной деятельности : специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (строительство) : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Голосова Татьяна Сергеевна - Москва 2018. -156 aURL: EDN APHGFD.

52. Грахов, В. П. Внедрение цифрового управления проектами строительства и эксплуатации энергоэффективных жилых домов / В. П. Гра-хов, А. Л. Кузнецов, Ю. Г. Кислякова [и др.] // Наука и техника. - 2021. - Т. 20. - № 1. - С. 66-74. - DOI 10.21122/2227-1031-2021-20-1-66-74. - EDN LNZUKS.

53. Лукьянова, В. В. Цифровизация закупок / В. В. Лукьянова, Е. А. Ефанова // Самарский регион: состояние и развитие : межвузовский сборник научных трудов / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева, Институт экономики и

2022 № 2 (33)

управления. - Самара : ООО "Научно-технический центр", 2019. - С. 107-114. - EDN LHOSKZ.

54. Чурбанов, А. Е. Влияние технологии информационного моделирования на развитие инвестиционно-строительного процесса / А. Е. Чурбанов, Ю. А. Шамара // Вестник МГСУ. - 2018. -Т. 13. - № 7(118). - С. 824-835. - DOI 10.22227/19970935.2018.7.824-835. - EDN XUWKPR.

55. Шемякина, Т. Ю. Информационное моделирование строительных объектов: особенности применения и развития / Т. Ю. Шемякина // Вестник университета. - 2020. - № 7. - С. 89-95. - DOI 10.26425/1816-4277-2020-7-89-95. - EDN ZAZKTD.

56. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая), Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 5 декабря 1994 г. - № 32. - Ст. 3301. - URL: https://docs.cntd.ru/document/9027690(с изм. и доп. от 16.04.2022 № 99-ФЗ) (дата обращения: 22.04.2022). - Текст: электронный.

57. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (с изм. на 16.04.2022) URL: https://docs.cntd.ru/document/ 499011838 (дата обращения: 22.04.2022). - Текст: электронный.

58. Анпилов, С. М. О проблемах правового регулирования в строительной отрасли и пути их решения / С. М. Анпилов // Эксперт: теория и практика. - 2022. - № 1(16). - С. 55-61. - DOI 10.51608/26867818_2022_1_55. - EDN EQUQHQ.

59. Кочугуева, М. Н. Анализ внешних и внутрифирменных факторов банкротства на примере российских компаний (часть 1) / М. Н. Кочугуева, Н. Н. Киселева, С. М. Анпилов // Вестник Самарского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2013. - № 10(111). - С. 4146. - EDN RYCXFX.

60. Кочугуева, М. Н. Анализ внешних и внутрифирменных факторов банкротства на примере российских компаний (Часть 2) / М. Н. Кочугуева, Н. Н. Киселева, С. М. Анпилов // Вестник Самарского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2014. - № 2(113). - С. 37-50. - EDN SEZHQT.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 30.04.2022; одобрена после рецензирования 27.05.2022; принята к публикации 30.05.2022.

The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 30.04.2022; approved after reviewing 27.05.2022; accepted for publication 30.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.