ф
ЭКСПЕРТ:
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
2021. № 2 (11)
EXPERT: THEORY AND PRACTICE
УДК 346.9 : 69 DOI 10.51608/26867818_2021_2_77
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ, КАК ПРАВОВОЕ СРЕДСТВО, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ НАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ ПОДРЯДНЫХ РАБОТ
© 2021 С.М. Анпилов, А.В. Михайлов, А.Н. Сорочайкин*
В строительной отрасли безопасность возведения и последующей эксплуатации зданий и сооружений достигается за счет обеспечения надлежащего качества в результате применения мер системного строительного контроля на основе выполнения комплекса технических, экономических и организационных мероприятий на всех стадиях жизненного цикла объекта. Статья посвящена актуальной проблеме повышения качества строительной продукции в увязке с деятельностью органов строительного контроля. На основе анализа практического и теоретического опыта авторами предлагаются направления повышения эффективности строительного контроля за счет внесения изменений и дополнений в Положение "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства".
Ключевые слова: строительная отрасль, строительный контроль, подрядное право, градостроительное право, государственные и муниципальные контракты, качество строительства.
Законодательство, регулирующее градостроительную деятельность, в силу различных причин требует доработки, включая и принятое более десяти лет назад Постановление № 468 от 21.06.2010 года «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» в соответствии с которым утверждено «Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства», (далее Положение о СК) [1] и установлена процедура проведения проверки выполнения работ при строительстве на соответствие установленным требованиям в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
Утвержденное Положение о СК определяет порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета.
Введение
В большинстве стран мира государство выступает крупнейшим потребителем работ, услуг и товаров. Как правило, государство выступает не только особым потребителем услуг, но и самостоятельно опреде-
* Анпилов Сергей Михайлович ([email protected]) - эксперт, Заслуженный изобретатель РФ, доктор технических наук, советник РААСН, АНО "Институт судебной строительно-технической экспертизы» (РФ, Тольятти); Михайлов Андрей Валерьевич - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой Предпринимательского и энергетического права, Казанский (Приволжский) федеральный университет (Казань, РФ); Сорочайкин Андрей Никонович ([email protected]) - кандидат экономических наук, доктор философских наук; АНО "Институт судебной строительно-технической экспертизы» (РФ, Тольятти).
© АНО "Институт судебной строительно-технической экспертизы", 2021 77
Юридические науки
Ф
ляет порядок выполнения подрядных работ на объектах капитального строительства через систему контрактов.
Фундаментальные социальные ценности закреплены в Основном законе РФ - это интересы общества и государства, основы конституционного строя, человек, его права и свободы и др. Конституция РФ возлагает на правительство страны [2, ст. 114] широкий спектр обязанностей и направлений деятельности, поскольку от системных действий правительства во многом зависит степень реализации всех направлений государственной политики. Кроме того, на Правительство возложен контроль за расходованием бюджетных средств и социальной направленности расходов [3, с. 267].
В Российской Федерации был принят ряд нормативно-правовых актов, регулирующих отношения при осуществлении подрядных работ для государственных и муниципальных нужд.
Законодательную базу регулирования государственных контрактов на выполнение подрядных работ на современном этапе развития России следует оценить как сложную, громоздкую, порой противоречивую, совокупность нормативно-правовых актов.
Государственные контракты на выполнение подрядных работ для обеспечения государственных нужд, являются одной из правовых форм регулирования в реализации государственных заказов, в удовлетворении наиболее важных и необходимых потребностей для инновационного развития государства, «в том числе развития строительной отрасли, её модернизации, формирования безопасной и комфортной среды проживания населения» [4, с. 12].
Строительный комплекс относится к числу ключевых отраслей государства и во многом определяет решение социальных, экономических и технических задач развития всей экономики России.
Ведущая роль строительного комплекса в достижении стратегических целей разви-
тия общества определяется тем, что конечные результаты достигаются путем осуществления инвестиционно-строительных программ, проектов на федеральном и региональном уровнях подрядными работами для государственных (муниципальных) нужд.
Подрядные договорные отношения в строительстве отличаются повышенной сложностью и требуют высокого профессионализма как в обеспечении надлежащего исполнения контрактов на выполнение подрядных работ, так и выборе субъектов подрядных отношений. За счет профессионального юридического и организационного обеспечения эффективного управления производством строительных услуг, а также сокращения количества издержек и снижения остроты разногласий в ходе исполнения контрактов на выполнение подрядных работ, возможно повысить безопасность и эффективность финансовых ресурсов на объектах капитального строительства.
Отличительная черта, законодательства современной России, регулирующее градостроительную деятельность, характеризуется её нестабильностью и представлено множеством нормативно-правовых актов, сочетающих частно-правовые и публично-правовые начала [5] И в тоже время, в нормативно-правовые акты систематически вносятся многочисленные изменения и дополнения.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют об актуальности темы исследования и необходимости совершенствования градостроительного законодательства, включая и Положение о СК [1], которое, по мнению авторов, позволит правовыми средствами строительного контроля обеспечить надлежащее исполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд.
Основная часть
Градостроительным законодательством установлено, что проведение строи© INO "Institution of Forensic Construction and Technological Expertise", 2021
ф
ЭКСПЕРТ:
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
2021. № 2 (11)
EXPERT: THEORY AND PRACTICE
тельного контроля на объектах капитального строительства для обеспечения государственных и муниципальных нужд при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте является не только актуальной темой, но и законодательно обязательной.
На основании ч. 1 ст. 53 Грк РФ [6] строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Далее в ч. 2 ст. 53 ГрК РФ [6] установлено, что строительный контроль проводится: лицом, осуществляющим строительство; застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной по договору для осуществления контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации).
Кодексом определены мероприятия, осуществляемые подрядчиком и заказчиком при проведении строительного контроля. Проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с
приложением к нему соответствующих актов.
Порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета установлен в Положении о СК № 468 [7]. Проверка выполняемых работ строительным контролем осуществляется на соответствие работ утвержденной Заказчиком проектной документации по инициативе застройщика или технического заказчика.
В соответствии с п. 41 Правил [7] формирования Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) для осуществления строительного контроля на строительстве объектов капитального строительства производственного назначения, а также крупных объектов капитального строительства непроизводственного назначения по индивидуально разрабатываемым проектам может быть создана дирекция строительства на которую возлагаются обязанности по выполнению функций и технического заказчика. Подтверждать соответствие строящегося объекта капитального строительства утвержденной заказчиком проектной документации имеет право архитектор или проектная организации в рамках авторского надзора за строительством архитектурного объекта, руководствуясь ст. 12 ФЗ-169 [8] на основании договора с застройщиком
Кроме того, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 39 ФЗ [9] Технического регламента строительный контроль является обязательной формой оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирова-
© АНО "Институт судебной строительно-технической экспертизы", 2021
79
Таблща 1. Предлагаемые изменен вПОЛОЖЕНкС ОПРОВЕДЕНкИ СТРОИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СТРОИТЕЛЬСТВЛ, РЕКОНСТРУКЦИИ И КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (утв. Постановлением Праеите/ъства РФ от 21 моня 2010 г. №468 [1])
N |Уп Действующая редакция Предтагэемые авторами изменами
1 Настоящее Положение устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкиии и капитального реглонта (далее - строительство) объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частичное привлечение?,! средств федерального бюджета. Без измены ий
2 Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требование технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений. Изложить тв(ст л_2 Искажения в следующей редакции: 2.Предметом строительного контроля, проводимого специалистами от имени лиц, осуществляющих строительный контроль, строительство, авторский надзор я ел я ется контроль за соблюдением соответствия качества выполняемых строительно-монтажных работ технологическим регламентам, при меняемых материалов, изделий, конструкций и оборудования проектным решениям, предусмотренным утвер «еденной в установленном порядке Застройщиком или Заказчиком и выданной в «ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ» проектной документации и подготовленной на ее основе рабочей и сметной документации, требованиям твснических регламентов, в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений, и втом числе соответствия стоимости строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения предприятий (объектов), капитального ремонта объектов капитального строительства утвер жденным в установленном порядке сметам, а также оценка соответствия результатов работ, заключенным договорам подрадз. графикам производства работ, срокам строительства.
3 Строительный контроль проводится: лицом, осуществляющим строительство (далее - подрядчик); застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку Проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее -заказчик). УЬлажить текст в п.З Положения в следующей редакши: 3. Строительный контроль проводится специалистами отимени: 3.1. Лица, осуществляющего функции Застройщика или Заказчика, или собственника объекта капитального строительства, или лица ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или специалистом (специалистами), привлекаемым по договору на оказаниеуслуг для осуществления функций строительного контроля от имени: технического заказчика, или регионального оператора, или юридического лица, или индивидуального предпринимателя. 3.2.Лица, осуществляющего строительство (производственный контроль), заключившим договор строительного подрада (контракт) с Застройщиком или Заказчиком (далее -Подрядник), а также привлекаемых Подрядчиком на основании договоров организацией на
"а с о, с -с аз
Г)
з; С аз
I
а
С
© >
и:
О
g
fD СП
q
~а о
N
п/п
Действующая редакция
Предлагаемые авторами изменения
-Н <х> ГП
О П
Пэ 3
ю о ю
выполнение отдельных видов работ (далее - Субподрядчики) в объеме, предусмотренном в договоре (контракте) с Подрядчиком.
3.3. Лица, привлекаемого на основании договора по своей инициативе Застройщиком или Заказчиком, осуществлявшего подготовку проектной документации (авторский надзор), в части контроля проверки соответствия выполняемых работ проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации.
3.4. Строительный контроль (авторский надзор) проводится специалистами, от имени лица, осуществлявшего подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ утвержденной Заказчиком проектной документации и привлекаемого на основании договора по своей инициативе Застройщиком или Заказчиком.
3.5. Специалисты, привлекаемые на оказание услуг для осуществления строительного контроля, должны соответствовать требованиям ст. 55.5-1 ГрК РФ.
3.6. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие функции строительного контроля, предусмотренные ст. 53 ГрК РФ, должны соответствовать требованиям ст. 55.8 ГрК РФ и п. 32 Раздела III Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 N624 (с изменениями на 14 ноября 2011 года).
3.7. Передача Застройщиком или Заказчиком своих функций по осуществлению функций строительного контроля Подрядчику не допускается._
1о
3
2 §
гп
гн
КО О КО
1-А
IO Ко
1-А
Функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля.
Изложить текст п.4 Положения в следующей редакции:
4. Функции строительного контроля, предусмотренные ст. 53 ГрК РФ, вправе осуществлять специалисты, соответствующие требованиям ст. 55.5-1 ГрК РФ, работающие у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соответствующих требованиям ст. 55.8 ГрК РФ и п.32 Раздела III Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают
влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 N624 (с изменениями на 14 ноября 2011 года), на которых в установленном порядке возложены обязанности по осуществлению строительного контроля, руководителями юридических лиц или индивидуальными предпринимателями._
3
гп
О
Гь О
Зэ
4.1
Добавить п.4.1.:
4.1. Для проведения измерений и испытаний при осуществлении строительного контроля лица, осуществляющего строительный контроль, по согласованию с Застройщиком или Заказчиком привлекают по договорам аккредитованные (аттестованные) испытательные лаборатории на
П гп
N п/п Действующая редакция Предлагаемые авторами изменения
оказание услуг, по выполнению требуемых проектом и нормативными правовыми актами видов измерений и испытаний, с применением средств измерений (испытаний) утвержденного типа, прошедших поверку, а также по аттестованным методикам проведения измерений (испытаний), соответствующим применяемым методам контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения единства измерений.
5 Строительный контроль. Осуществляемый подрядчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий: Изложить текст п.5 Положения в следующей редакции: 5. Строительный контроль, осуществляемый Подрядчиком, включает проведение контрольных мероприятий, предусмотренных утвержденной в установленном порядке Застройщиком или Заказчиком и выданной в «ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ» проектной документации и подготовленной на ее основе рабочей и сметной документации, в том числе:
5а а) проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно -продукция, входной контроль); Изложить текст п. 5а Положения в следующей редакции: а) организация и осуществление контроля соответствия строительных материалов, изделий, конструкций, полуфабрикатов и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее-продукция), требованиям проектной и разработанной на ее основе, рабочей документации с документированием результатов контроля в журнале входного контроля (далее - входной контроль); В случае выявления при входном контроле продукции, несоответствующей проекту, ее применение для строительства недопускается.
56 б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции; Изложить текст п. 56 Положения в следующей редакции: б) организация и осуществление контроля соблюдения установленных норм, правил складирования и хранения применяемой продукции, с оформлением документов по результатам такого контроля; при наличии нарушений, которые привели к повреждениям и порче продукции, подрядчик должен исключить применение поврежденной продукции.
5в в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства; Изложить текст п. 5в Положения в следующей редакции: в) организация и осуществление контроля геодезической разбивочной основы, соответствия планово-высотных и геометрических параметров объекта строительства и его частей, процесса выполнения строительно-монтажных, пуско-наладочных работ, комплексного испытания инженерных систем и оборудования требованиям проектной документации и подготовленной на ее основе рабочей документации, ПОС, ППР, технологических карт, в которых содержатся решения по организации строительного производства, последовательности и составу технологических операций, требования по охране труда и окружающей среды, осуществление записей в общем и специальных журналах, в соответствии с требованиями по ведению таких журналов (далее - операционный контроль), с подготовкой итоговых документов по результатам такого контроля (далее - исполнительная документация), а также осуществление контроля достоверности и полноты выполняемого субподрядчиками, на основании договора с подрядчиком операционного контроля.
© >
ш
о
§ го
СП
Ч
~а о
N п/п Действующая редакция Предлагаемые авторами изменения
Бг г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее - скрытые роботы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих но безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения; Изложить текст п. 5г Положения в следующей редакции: г) организация и осуществление освидетельствования в целях оценки соответствия результатов выполненных и или законченных видов (этапов) работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта, контроль выполнения которых не может быть проведен после выполнения других работ (далее - скрытые работы), возведенных ответственных конструкций, видов (этапов) работ, участков сетей и систем инженерно-технического обеспечения, с оформлением исполнительной документации и подписанием совместно с заказчиком актов по результатам освидетельствования (далее - приемочный контроль). Документирование результатов контроля в общем журнале работ. Требования к составу, форме и содержанию актов по результатам освидетельствования (далее - акты), а также составу и содержанию исполнительной документации, устанавливаются выданной в «ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ» проектной документации и подготовленной на ее основе рабочей документации.
5д д) приемка законченных видов (этапов) робот; д) Исключить
Бе е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов. Изложить текст п. 5.е Положения в следующей редакции: е) оценка соответствия совместно с Заказчиком законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов;
5ж Изложить текст п. 5.ж Положения в следующей редакции: ж) организация и обеспечение устранения нарушений, выявленных Заказчиком, авторским надзором, органами, уполномоченными на осуществление строительного контроля и государственного строительного надзора.
6 Строительный контроль, осуществляемый Заказчиком, включоет проведение следующих контрольных мероприятий: Изложить текст п. 6 Положения в следующей редакции: 6. Строительный контроль, осуществляемый Заказчиком, включает проведение контрольных мероприятий, предусмотренных утвержденной в установленном порядке Застройщиком или Заказчиком и выданной в «ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ» проектной документации и подготовленной на ее основе рабочей и сметной документации, в том числе:
6а а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов; Изложить текст п. 6а Положения в следующей редакции: а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов, документирование Заказчиком результатов Строительного контроля в общем журнале работ.
О)
ГП
О П Пэ 3
1о
3
2 §
гп
-О
гн
КО О Ко
К-А
10 Ко
ю о ю
3
гп
О ^
О "о
Зэ
п гп
N п/п Действующая редакция Предлагаемые авторами изменения
66 б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов; Изложить текст п. 66 Положения в следующей редакции: б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов, документирование Заказчиком результатов Строительного контроля в общем журнале работ;
бв в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов; Изложить текст п. бе в следующей редакции: в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов, документирование Заказчиком результатов Строительного контроля в общем журнале работ;
6г г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекто капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения; Изложить текст п.бг Положения в следующей редакции: г) контроль соответствия сроков выполнения этапов строительства объекта заключенным договорам подряда, утвержденным графикам производства работ, оценка соответствия результатов работ, выполненных Подрядчиком, и контроль за соблюдением соответствия качества выполняемых строительно-монтажных работ технологическим регламентам, применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования проектным решениям, предусмотренным утвержденной в установленном порядке Застройщиком или Заказчиком и выданной в «ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ» проектной документации и подготовленной на ее основе рабочей и сметной документации. Совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения, документирование Заказчиком результатов строительного контроля в общем журнале работ;
бд д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов; Без изменений
бе е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором. Без изменений
7 Входной контроль осуществляется до момента применения продукции в процессе строительство и включает проверку наличия и содержания документов поставщиков содержащих сведения о качестве поставленной ими Изложить текст п. 7 Положения в следующей редакции: 7. Входной контроль соответствия продукции требованиям проектной и разработанной на ее основе, рабочей документации с документированием результатов контроля в журнале входного контроля осуществляется Подрядчиком до момента применения продукции в процессе
© >
ш
о
§ го
СП
Ч
~а о
N
п/п
Действующая редакция
Предлагаемые авторами изменения
-н О) гп
О п
Пэ 3
продукции, ее соответствия требованиям рабочей документации, технических
регламентов, стандартов и сводов правил. Подрядчик вправе при осуществлении входного контроля провести в установленном порядке измерения и испытания соответствующей продукции своими силами или поручить их проведение аккредитованной организации. В случае выявления при входном контроле продукции, несоответствующей установленным требованиям, ее применение для строительства не допускается.
строительства и включает проверку наличия и содержания документов поставщиков, содержащих сведения о качестве поставленной ими продукции, ее соответствия требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил. Процедура контроля соответствия продукции проектным требованиям устанавливается Заказчиком совместно с проектной организацией в утвержденной и выданной в «ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ» проектной документации, подготовленной на ее основе рабочей и сметной документации. Подрядчик вправе при осуществлении входного контроля провести в установленном порядке измерения и испытания соответствующей продукции своими силами или поручить их проведение аккредитованной организации в объеме средств, предусмотренных в сметной документации, согласованной Заказчиком. Входной контроль продукции может быть осуществлен Подрядчиком и Заказчиком на заводе изготовителе, на предприятии поставщика до момента её поставки на объект строительства. В случае выявления Подрядчиком при входном контроле, что продукция не соответствует требованиям проекта, ее применение для строительства не допускается._
1о
3
2 §
гп
-О
гн
КО О КО
К-А
10 Ко
ю О ю
В случае если в ходе проверки соблюдения правил складирования и хранения выявлены нарушения установленных норм и правил, применение продукции, хранившейся с нарушением, для строительства не допускается впредь до подтверждения соответствия показателей ее качества требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.
Без изменений
В ходе контроля последовательности и состава технологических операций по строительству объектов капитального строительство осуществляется проверка соблюдения последовательности и состава выполняемых технологических операций и их соответствия требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил, проектной документации, результатам инженерных изысканий, градостроительному плану земельного участка; соответствия качества выполнения технологических операций и их результатов требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, а также требованиям технических регламентов, стандартов и сводов правил.
Изложить текст п. 9 Положения в следующей редакции:
В ходе контроля последовательности и состава технологических операций по строительству объектов капитального строительства Подрядчиком обеспечивается:
контроль исполнения геодезической разбивочной основы, соответствия планово-высотных и геометрических параметров объекта строительства и его частей, процесса выполнения строительно-монтажных, пуско-наладочных работ, комплексного испытания инженерных систем и оборудования требованиям проектной документации и подготовленной на ее основе рабочей документации, ПОС, ППР, технологических карт, в которых содержатся решения по организации строительного производства, последовательности и составу технологических операций, требования по охране труда и окружающей среды, осуществление записей в общем и специальных журналах, в соответствии с требованиями по ведению таких журналов, с подготовкой итоговых документов по результатам такого контроля (далее - исполнительная документация), а также осуществление контроля достоверности и полноты выполняемого Субподрядчиками на основании договора с Подрядчиком операционного контроля.
3
гп
О ^
О "о
Зэ
п гп
N п/п Действующая редакция Предлагаемые авторами изменения
10 До завершения процедуры освидетельствования скрытых работ выполнение последующих работ запрещается. Изложить текст п. 10 Положения в следующей редакции: 10. До завершения процедур освидетельствования скрыты работ, указанных в утвержденной и выданной в «ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ» проектной документации, подготовленной на ее основе рабочей документации, с подписанием актов скрытых работ и исполнительной документации всеми сторонами такой процедуры, выполнение последующих работ запрещается.
11 В случае если контрольные мероприятия выполняются в соответствии с пунктамиБ и 6 настоящего Положения совместно подрядчиком и заказчиком, подрядчик обеспечивает уведомление заказчика о дате и времени проведения этих мероприятий не позднее, чем зоЗ рабочих дня. В случае если заказчик был уведомлен в установленном порядке и не явился для участия в контрольных мероприятиях, подрядчик вправе провести их в отсутствие заказчика. Изложить текст п. 11 Положения в следующей редакции: 11. При проведении процедуры строительного контроля в соответствии с пунктами Б и б настоящего Положения совместно Подрядчиком и Заказчиком, Подрядчик обеспечивает уведомление Заказчика о дате и времени проведения этих мероприятий не позднее, чем за 3 рабочих дня. В случае если Заказчик был уведомлен в установленном порядке и не явился для участия в контрольных мероприятиях. Подрядчик вправе провести освидетельствование скрытых работ при помощи фото, видео документирования результатов работ в отсутствие Заказчика, и в течение 3 рабочих дней направить на оформление Заказчику акты скрытых работ, исполнительную документацию с приложением фото, видео документов.
12 Проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем Составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов. Акты, составленные по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и закозчиком, составляются в 2 экземплярах и подписываются их представителями. В случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 11 настоящего Положения, подрядчик в течение 3 дней после завершения контрольного мероприятия обязан направить заказчику 1 копию акта, составленного по результатам контрольного мероприятия. Изложить текст п. 12 Положения в следующей редакции: 12. Сведения о результатах проведенных Заказчиком мероприятий строительного контроля отражаются в общем журнале работ с приложением к нему Уведомления об устранении выявленных Заказчиком несоответствий (по форме, установленной в Приложении № 2 к настоящему Положению). Уведомление об устранении несоответствий, составленные по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно Заказчиком и Подрядчиком, составляются в 2 экземплярах и подписываются их представителями. Результаты строительного контроля и сведения о выявленных несоответствий документируются Заказчиком в общем журнале работ. Факты устранения несоответствий документируются Подрядчиком и подтверждаются Заказчиком отметкой об устранении в общем журнале работ.
13 На объектах капитального строительства, возводимых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, осуществление подрядчиком строительного контроля финансируется за счет накладных расходов подрядчика, предусмотренных в цене договора строительного подряда. Без изменений
© >
ш
о
§ го
СП
Ч
~а о
ю о ю
14
1Б
16
Продолжение таблицы
N
п/п
Действующая редакция
Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительство, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля, определяются согласно приложению.
Размер затрат Заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства, за исключением расходов на приобретение земельных участков, в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. (без налога на добавленную стоимость) путем расчета с применением нормативов расходов заказчика, определенных в приложении к настоящему Положению, и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой "Строительный контроль"._
Предлагаемые авторами изменения
Изложить текст п. 14 Положения в следующей редакции: 14. Нормативы расходов Заказчика на осуществление строительного контроля и объемы работ при строительстве объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования и нормативы численности работников Заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля, определяются согласно Приложению №1 к настоящему Положению от сметной стоимости объекта, установленной в сметной документации, на которую выдано положительное заключение государственной экспертизы, в утвержденной и выданной в «ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ» проектной документации, подготовленной на ее основе рабочей и сметной документации. Нормативы расходов Заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства не зависят от установленной цены контракта, заключенному между Заказчиком и Подрядчиком._
Изложить текст п. 15 Положения в следующей редакции:
15. Размер затрат Заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства, за исключением расходов на приобретение земельных участков, в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. путем расчета с применением нормативов расходов Заказчика, определенных в Приложении №1 к настоящему Положению, и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой "Строительный контроль".
Добавить пункт 16 в Положение: 16. Для линейных объектов транспортной инфраструктуры, магистральных трубопроводов, а также объектов повышенного уровня ответственности дополнительные численность персонала и расходы Заказчика, связанные с контрольными мероприятиями, не указанными п. 6 настоящего Положения, а также особыми условиями работы, определяются дополнительным сметным расчетом. Дополнительные затраты Заказчиком на выполнение строительного контроля указываются в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства._
КО О Ко
К-А
10 Ко
3
гп
О =0
О "о
Зэ
п гп
00 00
Окончониетаблицы
N п/п Действующая редакция Предлагаемые авторами изменения
17 Добавить пункт 17 в Положение:
© 17. При заключении Заказчиком договора на выполнение услуг по строительному контролю с
юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, соответствующих п.1.4, п. 1.5
о настоящего Положения, осуществляющих функции строительного контроля и при оплате им за
5" оказанные услуги по промежуточным расчетам производится на основании предусмотренного
СА таким договором графика сроков и стоимости оказания услуг, с учетом графика строительства,
С сложности объектов и требований к техническому оснащению юридических лицам.
§ о индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги Заказчику по строительному
Т1 контролю.
о го Оплата за оказанные услуги Заказчику по выполнению функций строительного контроля не
=3 СА должна зависеть от факта оплаты и размера оплаты работ, выполненных Подрядчиком на
о Г) объекте строительства по договору (контракту) строительного подряда.
о =3 1А 18 Добавить пункт 18 в Положение:
с 18. При заключении по инициативе Застройщика или Заказчика для ведения за объектом
о' строительства авторского надзора, функций или задач, не предусмотренных контрольными
£0 мероприятиями строительного контроля Заказчика, указанными в пункте б настоящего
о. Положения, затраты на их осуществление определяются отдельным расчетом и указываются в
—1 го п главе 12 сводного сметного расчета стоимости строительства.
о_ о ста
гп
х ~а п>
Iл' К)
о
К)
ф
ЭКСПЕРТ:
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
2021. № 2 (11)
EXPERT: THEORY AND PRACTICE
ния (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса), а авторский надзор - добровольной.
Сводом правил СП 48.13330.2019 в п.4.6. установлено, что в функции застройщика на период строительства входят как проведение строительного контроля застройщика (технического заказчика), так и привлечение для авторского надзора за строительством объекта лица, осуществляющего подготовку проектной документации, либо лица, обладающего соответствующими квалификационными требованиями в области подготовки проектной документации [10].
Сводом правил СП 246.1325800.2016 в п. 9.2 установлено, что лицо, осуществляющее подготовку проектной документации (проектная организация), осуществляет авторский надзор [11].
Авторский надзор - это контроль лица, осуществившего подготовку проектной документации, за соблюдением в процессе строительства требований проектной документации (см. п. 3, ч. 2 ст. 2 ФЗ) [8].
Законодательством установлено, что при строительстве опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также при приспособлении объекта культурного наследия для современного использования осуществляется обязательный авторский надзор проектной организации.
В остальных случаях авторский надзор осуществляется по решению застройщика (технического заказчика) в порядке установленном СП 246.1325800.2016 [11], который включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ-384 [9].
Совместно со специалистами, выполняющими строительный контроль на основании п. 3 Положения № 468 (п.4.7 СП 246.1325800.2016) и проектной организацией, осуществляющей авторский надзор,
на основании договоров (контрактов), заключенных между застройщиком, заказчиком, техническим заказчиком и проектировщиком, или организационно-распорядительного документов в случае, если проектировщиком является одно из структурных подразделений Заказчика или Подрядчика (см. п. 6.1 СП 246.1325800.2016) [7-8; 11].
Принятое более десяти лет Постановление № 468 от 21.06.2010 году «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства», которым утверждено «Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» [1], по мнению авторов, требует доработки.
Следует согласиться с мнением Лукьяновой В.В., «что специфика подрядных работ, сложность их подготовки, сложившаяся практика их проведения требуют отдельного правового регулирования в этой сфере (детальная проработка самостоятельного законодательного акта), что поможет уменьшить коррумпированность отрасли, снизить стоимость исполнения контрактов и повысить качество строительства» [12, с. 51].
По результатам исследования авторами в табличной форме сформулированы предложения, которые необходимо учесть для совершенствования гражданско-правового регулирования правовых отношений и средств обеспечения надлежащего исполнения контрактов на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд.
Заключение
Конституция Российской Федерации [2] определила, что в Российской Федерации должны создаваться максимально благоприятные условия для функционирования экономической системы в целом, что пред-
© АНО "Институт судебной строительно-технической экспертизы", 2021
89
Юридические науки
fil
полагает необходимость стимулирования свободной, основанной на принципах самоорганизации хозяйственной деятельности предпринимателей как основных субъектов рыночной экономики и принятия специальных мер, направленных на защиту их прав и законных интересов при осуществлении государственного регулирования экономики и тем самым - на достижение конституционной цели оптимизации вмешательства государства в регулирование экономических отношений [13].
Предлагаемое с изменениями в новой редакции Положение «О проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» [1] определит порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих контроль, по объектам, как финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, так и частных инвесторов.
Практическая реализация вышеизложенного материала может стать основой для надлежащего осуществления строительного контроля: предоставит объектам капитального строительства, возводимых для государственных и муниципальных нужд, соответствующее исполнение государственных контрактов в рамках правового поля и повысит исполнительскую дисциплину в инвестиционном развитии строительной отрасли России.
Библиографический список
1. Положение "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" // Постановление Правительства Российской
Федерации от 21 июня 2010 г. № 468. URL: https://base.garant.ru/12176727/
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru
3. Гогин А.А. Правонарушение: общетеоретический, межотраслевой и отраслевые аспекты: монография. - М.: Юрлитинформ, 2016. - 376 с.
4. О стратегии развития строительной отрасли РФ (часть I) / С.М. Анпилов, А.Н. Сорочай-кин // Эксперт: теория и практика. - №1(1). -2019. - С. 7-15. DOI 10.24411/2686-7818-201900011
5. Некоторые спорные положения Градостроительного кодекса РФ / А.А. Гогин, А.Н. Федорова // Эксперт: теория и практика. - 2021. -№ 1(10). - С. 50-58. DOI 10/51608/26867818_2021_1_50
6. Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 29 декабря 2004 № 190-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.08.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_51040/
7. Правила формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы утверждены Постановлением Правительства № 716 от 13.09.2010 г. URL: https://base.garant.ru/12178764/
8. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации". URL: https://base.garant.ru/10106500/
9. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/ 12172032/
10. СП 48.13330.2019 "СНиП 12-01-2004 Организация строительства", утвержденного приказом Минстроя России от 24 декабря 2019 г. N 861/пр. URL: http://docs.cntd.ru/document/ 564542209
11. СП 246.1325800.2016 "Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений", утвержденным приказом Мин-
90
© INO "Institution of Forensic Construction and Technological Expertise", 2021
ЭКСПЕРТ:
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
2021. № 2 (11)
строя России от 19 февраля 2016 г. N 98/пр. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200133993
12. Положительные тенденции в развитии законодательства о контрактной системе в строительной сфере / В.В. Лукьянова // Основы экономики, управления и права. - 2019. - № 1 (19). - С. 48-52. DOI 10.51608/23058641_2019_1_48
EXPERT: THEORY AND PRACTICE
13. Отдельные аспекты прокурорского надзора за исполнением градостроительного законодательства и возмещением ущерба от реализации градостроительных решений / С.И. Коряченцова // Административное и муниципальное право. - 2020. - № 4. - С. 1-10. DOI 10.7256/2454-0595.2020.4.32596
Поступила в редакцию 04.03.2021 г.
CONSTRUCTION CONTROL AS A LEGAL MEASURE FOR THE PROPER EXECUTION
OF THE CONTRACT WORKS
© 2021 S.M. Anpilov, A.V. Mikhailov, A.N. Sorochaikin*
Safety during the construction work and subsequent exploitation is achieved by ensuring adequate quality as a result of the application of system construction control measures based on the complex implementation of technical, economic, and organizational actions at all stages of the project's life cycle. The article focuses on the topical problem of improving the quality of building products in connection with the activity of construction monitoring bodies. Based on analysis of practical and theoretical experience authors suggest ways of increasing the effectiveness of construction control by introduction of amendments and additions in the regulation "On the procedure for carrying out construction control in the implementation of construction, reconstruction and major repairs of capital facilities".
Keywords: construction sector, construction control, contracting, city-planning, government and municipal contracts, construction quality.
Received for publication on 04.03.2021
* Sergey M. Anpilov ([email protected]) - expert, Honored Inventor of the Russian Federation, Doctor of Technical Advisor RAABS, INO "IFCTE" (Togliatti, Russia); Andrey V. Mikhailov - PhD in Law, Associate Professor, Head of the Department of Entrepreneurial and Energy Law, Kazan Federal University (Kazan, Russia); Andrey N. Sorochaikin ([email protected]) - expert, Candidate of Economic, Doctor of Philosophy, INO "IFCTE" (Togliatti, Russia).
© АНО "Институт судебной строительно-технической экспертизы", 2021 91