Научная статья на тему 'Правовое регулирование отношений по использованию хореографических произведений'

Правовое регулирование отношений по использованию хореографических произведений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
449
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
АВТОРСКОЕ ПРАВО / COPYRIGHT / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / CHOREOGRAPHIC WORK / СПОСОБ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / АВТОР / AUTHOR / ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / DISTRIBUTION OF WORK / ПУБЛИЧНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / PUBLIC PERFORMANCE / MEANS OF USING THE WORK / REPRODUCTION OF WORK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнова Валерия Михайловна

Каждый из рассматриваемых в статье способов использования хореографического произведения (воспроизведение, распространение, публичное исполнение произведения) обладает определенной спецификой, но их юридическое регулирование подчинено единому общему правилу, требующему получения разрешения правообладателя на использование произведения. Практически все новые способы использования первоначально существуют в рамках права на воспроизведение, в дальнейшем получая право самостоятельного существования. Право на воспроизведение не связано непосредственно с доведением хореографического произведения до других людей; оно всегда предполагает дальнейшее осуществление действий, подпадающих под другие авторские правомочия, создает для этого возможности. Право на распространение представляет собой доведение произведения до общества путем предоставления «вещественных» носителей. Кроме того, возможен такой способ использования хореографического произведения, как его публичное исполнение, поскольку намерение автора (иного правообладателя) представить творческий результат другим лицам требует дополнительных усилий и форм воплощения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Regulation of Relations of Exploitation of Choreographic Compositions

The article describes the most common means of using the choreographic worksreproduction, distribution, public performance of the work. Although each of these means has a certain specificity, their legal regulation has the general rule that requires the permission of the owner to use the work. Almost all new means of using originally exist under the right of reproduction, and then becomes the independent right. The right of reproduction is not directly related the choreographic work to be available to the public; it is always involves the continuation of actions falling within the other copyrights, creates possibilities. The right of distribution is the right to be available to the public by providing the copies. Owner’s permission must be obtained, whether distribution is compensated or free of charge. Thus, the choreographer may refer the exclusive right of distribution on fixations, designs, sketches, drawings, have not received on the stage, to another person. Using the choreographic work connected with the mean of public performance, because the owner intention is to present the creative result to other persons by effort and forms of expression. According the legislation, public performance is not imply the immediate contact of the public with the work. Public performance also reproduce with the technical means while the audience is expanding.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование отношений по использованию хореографических произведений»

В качестве другого примера можно привести ст. 308 ГК РФ, в п. 1 которой установлено, что «недействительность требований кредитора к одному из лиц, участвующих в обязательстве на стороне должника, равно как и истечение срока исковой давности по требованию к такому лицу, сами по себе не затрагивают его требований к остальным этим лицам». Сравнивая ст. 308 со ст. 411 ГК РФ, нетрудно заметить, что при разработке последней была проявлена большая внимательность, поэтому в ней указывается, что не допускается зачет требований, в частности, в случае, «если по заявлению другой стороны к требованию подлежит применению срок исковой давности и этот срок ис-

тек». В то же время при разработке ст. 1109 ГК РФ такой внимательности проявлено не было, потому в этой норме устанавливается следующее: «Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения... имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности...».

Такого рода недостатки можно обнаружить и в других разделах ГК РФ. По мере внесения в Кодекс изменений отмеченные негативные явления имеют тенденцию к нарастанию, что дает достаточные основания рекомендовать российским законодательным органам принять неотложные меры, направленные на повышение качества принимаемых нормативных актов.

Библиографический список

Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2010. № 6. Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2013. № 4. Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2011. № 6.

Правовое регулирование отношений по использованию хореографических произведений

СМИРНОВА Валерия Михайловна, и. о. научного сотрудника отдела гражданского законодательства и процесса Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

Российская Федерация, 117218, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34

E-mail: civil@izak.ru

Каждый из рассматриваемых в статье способов использования хореографического произведения (воспроизведение, распространение, публичное исполнение произведения) обладает определенной спецификой, но их юридическое регулирование подчинено единому общему правилу, требующему получения разрешения правообладателя на использование произведения. Практически все новые способы использования первоначально существуют в рамках права на воспроизведение, в дальнейшем получая право самостоятельного существования. Право на воспроизведение не связано непосредственно с доведением хореографического произведения до других людей; оно всегда предполагает дальнейшее осуществление действий, подпадающих под другие авторские правомочия, создает для этого возможности. Право на распространение представляет собой доведение произведения до общества путем предоставления «вещественных» носителей. Кроме того, возможен такой способ использования хореографического произведения, как его публичное исполнение, поскольку намерение автора (иного правообладателя) представить творческий результат другим лицам требует дополнительных усилий и форм воплощения.

Ключевые слова: авторское право, хореографическое произведение, способ использования произведения, автор, воспроизведение произведения, распространение произведения, публичное исполнение произведения.

Legal Regulation of Relations of Exploitation of Choreographic Compositions

V. M. Smirnova

The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation

34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, 117218, Russia

E-mail: civil@izak.ru

The article describes the most common means of using the choreographic works-reproduction, distribution, public performance of the work. Although each of these means has a certain specificity, their legal regulation has the general rule that requires the permission of the owner to use the work. Almost all new means of using originally exist under the right of reproduction, and then becomes the independent right. The right of reproduction is not directly related the choreographic work to be available to the public; it is always involves the continuation of actions falling within the other copyrights, creates possibilities. The right of distribution is the right to be available to the public by providing the copies. Owner's permission must be obtained, whether distribution is compensated or free of charge. Thus, the choreographer may refer the exclusive right of distribution on fixations, designs, sketches, drawings, have not received on the stage, to another person. Using the choreographic work connected with the mean of public performance, because the owner intention is to present the creative result to other persons by effort and forms of expression. According the legislation, public performance is not imply the immediate contact of the public with the work. Public performance also reproduce with the technical means while the audience is expanding.

Keywords: copyright, choreographic work, means of using the work, author, reproduction of work, distribution of work, public performance.

DOI: 10.12737/7877

Право использования произведения в системе исключительного права занимает особое место. Оно обладает имущественной ценностью, это его свойство проявляется при полном участии произведения в экономическом обороте и становится особо актуальным в условиях формирования рыночной экономической системы1. Исследование права использования произведения в условиях современных общественных отношений заслуживает внимания и по другим причинам, важность которых возросла в последние годы. В первую очередь к ним следует отнести необходимость приспособления авторского права к условиям технического прогресса и глобализацию использования произведения в обществе.

Как отмечает В. О. Калятин, «любое использование произведения должно быть направлено в конечном итоге на доведение его до сведения

1 См.: Калятин В. О. Право использования произведения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 3.

другого человека. Использовать произведение можно только путем создания условия для восприятия произведения другими людьми»2.

В настоящей статье рассмотрены наиболее распространенные способы использования хореографических произведений, среди которых можно выделить воспроизведение, распространение и публичное исполнение.

Несмотря на то что каждый из перечисленных способов как с технической, так и с экономической точки зрения обладает определенной спецификой, их юридическое регулирование подчинено единому общему правилу, требующему получения разрешения правообладателя на использование произведения.

Право на воспроизведение занимает особое место среди авторских правомочий. Само воспроизведение не связано непосредственно с доведением хореографического произ-

2 Калятин В. О. Право использования произведения: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 20.

ведения до других людей, оно всегда предполагает дальнейшее осуществление действий, подпадающих под другие авторские правомочия, создает для этого возможности. По мнению А. П. Сергеева, право на воспроизведение есть право на повторное придание произведению объективной формы, допускающей его восприятие третьими лицами. Причем данное право по действующему законодательству ограничивается лишь повторным воспроизведением произведения в той или иной материальной форме, т. е. связано с его фиксацией на определенном материальном носителе3.

Право на воспроизведение позволяет облегчить защиту интересов хореографа, предупредить нарушение его авторского права на произведение.

Воспроизведение предполагает создание экземпляров произведения в любой материальной форме и порождает потенциальную возможность для автора «сообщать» произведение публике косвенным образом.

Хореографические произведения можно зафиксировать разными способами: в виде нотации, фотосъемки, видеозаписи, мультимедийных средств. При этом не требуется, чтобы форма произведения и форма его фиксации оставались неизменными, поскольку при воспроизведении имеет значение создание копий самого произведения, а не существующего экземпляра4. Очевидно, что нотация хореографического произведения, созданная автором, и его видеозапись различаются весьма сильно, однако и в том, и в другом случае мы имеем дело с экземплярами одного и того же произведения.

3 См.: Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2004.

4 См.: Комментарий к Гражданскому ко-

дексу Российской Федерации части четвертой (постатейный) / отв. ред. Л. А. Трахтен-герц. М., 2009. С. 186.

Как правило, при воспроизведении происходит повторение всех существующих элементов произведения, хотя ряд второстепенных элементов теряется. Для признания действия воспроизведением неважно, насколько существенна воспроизводимая часть, однако представляется необходимым фиксировать произведение в совокупности двух-трех способов, что позволит избежать последующих искажений произведения.

Сущность воспроизведения состоит в том, что оно не имеет творческого характера. Если лицо фиксирует хореографическое произведение путем рисунка, этим действием не привносится ничего нового и оригинального в изначально существующее произведение, выполняется простая техническая работа. В данном случае имеет место акт воспроизведения чужого произведения. Если вносятся элементы творчества, возникает новый, производный объект авторского права, а процесс его создания будет являться уже не воспроизведением.

Полагаем, что практически все новые авторские правомочия первоначально существуют в рамках права на воспроизведение и только впоследствии получают право самостоятельного существования.

В настоящее время наиболее типичным нарушением права на воспроизведение хореографического произведения является несанкционированная его видеозапись. Причины этого вполне понятны. Данный способ фиксации наиболее четко позволяет запечатлеть хореографию автора и в дальнейшем использовать ее при создании произведения. В данном случае нарушаются личные неимущественные права автора оригинального произведения.

В роли материального носителя для хореографического произведения может выступать также бумага с нотным текстом. Несмотря на заметный спад интереса на рынке печатной продукции к нотным изданиям, который во многом вызван бурным

развитием мультимедийных средств и доступностью исполнений хореографических произведений, некоторые авторы по-прежнему облекают свои сочинения в нотную форму. Как и в случае с хореографическим произведением, выраженным в видеозаписи, все вопросы, связанные с изготовлением экземпляров нотных партитур, необходимо согласовывать с правообладателем.

В условиях массового распространения копировальной техники и развития информационно-телекоммуникационных сетей у пользователей фактически появилась неограниченная возможность воспроизведения произведений, облеченных в письменную форму. Хореографические произведения в этом смысле не являются исключением, тем более что в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 1273 ГК РФ содержится запрет на репродуцирование нотных текстов без разрешения правообладателя даже в личных целях. Таким образом, полный запрет на репродуцирование нотных текстов, в том числе фрагментарное, выглядит более логичным, поскольку непосредственно вытекает из п. 7 ст. 1259 ГК РФ, в котором подчеркивается, что не только хореографическое произведение в целом, но и его часть охраняются авторским правом.

В подавляющем большинстве случаев воспроизведение произведений предполагает их дальнейшее распространение. Право на распространение представляет собой доведение произведения до общества путем предоставления «вещественных» носителей5. При этом должно быть получено разрешение правообладателя, независимо от того, осуществляется распространение возмездно или безвозмездно. Таким образом, хореограф может передать исключительное право на распро-

5 См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части четвертой (постатейный) / отв. ред. Л. А. Трахтен-герц. С. 187.

странение своих записей, эскизов, набросков, рисунков, не получивших сценического воплощения, другому лицу.

Если ранее согласно п. 2 ст. 16 Закона РФ от 9 июля 1993 г. № 535Ы «Об авторском праве и смежных правах»6 под распространением произведения понималось любое действие по передаче экземпляра произведения другому лицу, то исходя из подп. 2 п. 2 ст. 1270 ГК РФ понятием «распространение» охватываются лишь действия по продаже или иному отчуждению оригинала или экземпляра произведения, т. е. действия, влекущие смену собственника. В связи с употреблением термина «отчуждение» в отношении действия по распоряжению исключительным правом (ст. 1234, 1285 ГК РФ) следует подчеркнуть, что распространением хореографического произведения является не отчуждение исключительного права на объект авторского права, а отчуждение оригинала (экземпляра) записей, эскизов, набросков, рисунков данных произведений. В результате распространения происходит переход права собственности на оригинал (экземпляр) произведения, что в силу п. 2 ст. 1227 ГК РФ само по себе не влечет смену правообладателя исключительного права на произведение, за исключением случая, предусмотренного абз. 2 п. 1 ст. 1291 ГК РФ.

Использование хореографического произведения непосредственно связано с таким правомочием правообладателя, как право на публичное исполнение произведения, поскольку намерение автора (иного правообладателя) представить творческий результат другим лицам требует дополнительных усилий и форм воплощения. В силу определенной специфики танцевальной формы выражения хореографические произведения чаще, чем какие-либо другие, исполняются на публике, поскольку в большинстве случаев требуют осо-

6 Утратил силу.

бой концентрации внимания со стороны зрителей.

Такие произведения требуют специального «доведения» до публики с помощью деятельности исполнителей.

Что же представляет собой публичное исполнение? В подпункте 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ содержится легальное определение данного понятия. Поскольку речь идет о публичном исполнении хореографических произведений, то можно сформулировать следующее определение данного способа использования: это представление хореографического произведения в живом исполнении непосредственно или с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается ли произведение в месте его представления или в другом месте одновременно с представлением произведения. Исходя из данного определения, исполнение можно квалифицировать как публичное в четырех случаях. Во-первых, если оно осуществляется как при непосредственном контакте публики и исполнителя, так и путем воспроизведения зафиксированного исполнения с помощью технических средств. Во-вторых, если произведение фактически воспринимается значительным числом лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. В данном случае доступ к исполнению для всех желающих может быть закрыт; необходимо лишь, чтобы среди слушателей присутствовали лица, не состоящие друг с другом в семейных отношениях, и чтобы число этих лиц было значительным. Содержание же понятия «значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи» нуждается в пояснении. В частности, во Франции, по мнению суда большой инстанции г. Реймса, выражение «семейный круг» дает основание для трех определений: 1) присутствие в

каком-либо определенном месте нескольких человек, связанных между собой родственными или брачными узами; 2) присутствие в одном и том же месте нескольких человек, которые часто ходят в гости друг к другу; 3) присутствие в каком-либо месте многих людей — членов одной ассоциации7.

В российской правоприменительной практике примерный перечень критериев отнесения присутствующих при исполнении произведения лиц к обычному кругу семьи содержится в п. 32 постановления Пленума ВС РФ от 19 июня 2006 г. № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах». Так, для определения обычного круга семьи судам рекомендуется использовать следующие критерии: родственные отношения и личные связи присутствующих при исполнении произведения лиц, периоды их общения, характер взаимоотношений и другие значимые обстоятельства.

Однако законодатель указывает и на понятие «значительное число лиц». Можно сделать вывод, что ориентиром для судей относительно понимания термина «место, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи» является следующее: 1) значительное число лиц должно быть равно или быть больше количества людей в большой семье; 2) лица не должны состоять в близких родственных отношениях.

В-третьих, исполнение является публичным, если оно осуществляется в месте, открытом для всеобщего посещения. Фактическое наличие либо отсутствие посетителей и их количество в данном случае значения не имеют: для возникно-

7 См.: Дюма Р. Литературная и художественная собственность. Авторское право Франции. 2-е изд. Пер. с фр. М., 1993. С. 173—174.

вения правового режима публичного исполнения достаточно создания условий для свободного восприятия исполнения. Доступ к такому месту возможен по желанию любого субъекта, независимо от платности такого визита или размера платы.

В-четвертых, между автором хореографического произведения и публикой существует связующее звено — исполнитель (коллектив исполнителей). Другими словами, произведение воспринимается не непосредственно, а через хореографию, танец артиста-исполнителя.

В соответствии с действующим законодательством в области авторского права дальнейшее публичное исполнение обнародованных хореографических произведений должно иметь место только с согласия автора хореографии во избежание искажений, поскольку зафиксированный на письме хореографический текст может отсутствовать. Разрешение автора необходимо получить и в том случае, если хореографическое произведение зафиксировано в форме видеозаписи и воспроизводится в том же виде, что и в оригинальной постановке, но в другом коллективе и другими исполнителями. Согласие требуется, если хореографическое произведение переносится по памяти другого хореографа, иначе неизбежно нарушение авторского права на неприкосновенность произведения, и в других случаях. Иными словами, автор обладает монополией на использование хореографического произведения посредством публичного исполнения, он вправе разрешать и запрещать третьим лицам публичное исполнение его произведения.

Публичное исполнение не предполагает обязательного непосредственного, «живого» контакта публики с произведением. Публичное исполнение может опосредоваться техническими средствами, с помощью которых расширяется зрительская аудитория. Благодаря этим техническим средствам публика мо-

жет находиться не только в том месте, в котором произведение непосредственно демонстрируется или исполняется, но и за его пределами. Важно лишь, чтобы произведение воспринималось публикой одновременно с его сообщением. Примером служит прямая трансляция балета на экране, установленном вне места его представления.

Рассматривая правовой режим публичного исполнения хореографических произведений, необходимо сказать о субъекте, который обязан получать разрешение правообладателя на осуществление публичного исполнения. Данный вопрос приобрел особую остроту в связи с принятием и вступлением в законную силу решения ВС РФ от 12 сентября 2007 г. (дело № ГКПИ07-910), которым был признан недействующим и не подлежащим применению раздел III Положения о минимальных ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение про-изведений8. Указанный раздел предусматривал порядок начисления и взимания авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений, в частности содержал признаки и примерный перечень категорий плательщиков (пользователей) авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений, устанавливал обязанность пользователей представлять представителям правообладателей документы об использовании произведений. Поскольку Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 535Ы содержал лишь общие положения об имущественном праве автора на публичное исполнение (п. 2 ст. 16) и о необходимости соблюдения прав автора исполняемого произведения при осуществлении прав исполнителя (п. 3 ст. 36), для определения фигуры пользователя произведения при публичном исполнении ранее следовало обращаться к принятому в соответствии с п. 3 ст. 31

8 Утв. постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218.

указанного Закона Положению о минимальных ставках. По смыслу п. 1 и 20 Положения пользователем при публичном исполнении следовало считать физическое или юридическое лицо независимо от формы собственности, которое выступает в роли организатора соответствующего мероприятия. По мнению Верховного Суда РФ, Правительство РФ, установив порядок начисления и взимания авторского вознаграждения, вышло за пределы полномочий, которые ему были предоставлены Законом РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1, поскольку согласно ч. 2 п. 3 ст. 31 этого Закона Правительство РФ было вправе устанавливать лишь минимальные ставки авторского вознаграждения, но оно не обладало полномочиями на регламентирование порядка их применения.

Несмотря на исключение норм раздела III Положения о минимальных ставках из действующей системы права, традиционным и естественным для гражданского права в целом и авторского права в частности является положение о том, что лицом, обязанным соблюдать авторские права и нести ответственность за их несоблюдение, является лицо, которое осуществляет использование произведения. Тем более данное положение подкрепляется позицией Пленума Верховного Суда РФ, высказанной им в п. 13 постановления от 19 июня 2006 г. № 15: «Надлежащим ответчиком по делу о защите авторского права и (или) смежных прав является лицо, осуществившее действие по использованию объектов авторского права или смежных прав».

В настоящее время существует большое число компаний, которые занимаются подготовкой и проведением различных театральных шоу, концертов, не имея в собственности хотя бы одной сценической площадки, и в то же время множество организаций — собственников помещений, регулярно сдающих в аренду принадлежащую им сцену для про-

ведения разовых мероприятий, на которых публично исполняются хореографические номера, танцевальные композиции в театрально-зрелищных постановках. На практике часто возникает вопрос о том, кто в подобной ситуации — собственник или арендатор — является пользователем исполняемых произведений9. К сожалению, Положение о минимальных ставках даже в период действия раздела III четкого ответа на данный вопрос не давало. Лишь из ч. 3 п. 22, определявшей порядок выплаты авторского вознаграждения при платном для посетителей входе, можно сделать вывод, что пользователем произведений при публичном исполнении является именно собственник площадки. Во всех остальных случаях в Положении речь идет либо о владельце помещения, либо об организаторе публичного исполнения. Именно отсутствие четких формулировок относительно юридического титула лица, обязанного соблюдать авторские права при публичном исполнении, приводит на практике к тому, что обладатели разных имущественных прав на одно и то же помещение, в котором происходит публичное исполнение, всячески отрицают свою обязанность по выплате авторского гонорара, перекладывая ее друг на друга.

Так, в соответствии с п. 32 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26 марта 2009 г. № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» лицом, осуществляющим публичное исполнение хореографического произведения (в том числе при его представлении в живом исполнении), является юридическое или физическое лицо, организующее публичное исполнение в месте, от-

9 См.: Иванов Н. В. Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности в области музыки в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2007. С. 44.

крытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, т. е. лицо, которое берет на себя инициативу и ответственность за проведение соответствующего мероприятия. Очевидно, что в роли владельца помещения и одновременно организатора публичного исполнения может выступать и собственник, и арендатор, и субарендатор, и обладатель права хозяйственного ведения, оперативного управления.

Таким образом, при использовании произведения путем публично-

го исполнения пользователями являются не артисты, исполняющие эти произведения, а юридические и физические лица, организующие публичное исполнение произведений или предоставляющие место для публичного исполнения произведений (площадки). Именно вышеперечисленные лица должны заключать лицензионный договор о предоставлении им права на публичное исполнение произведения с правообладателем или организацией по управлению правами на коллективной основе и выплачивать им полагающееся вознаграждение.

Библиографический список

Дюма Р. Литературная и художественная собственность. Авторское право Франции. 2-е изд. Пер. с фр. М., 1993.

Иванов Н. В. Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности в области музыки в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2007.

Калятин В. О. Право использования произведения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999.

Калятин В. О. Право использования произведения: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части четвертой (постатейный) / отв. ред. Л. А. Трахтенгерц. М., 2009.

Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.