УДК 340.12 ББК 67.3
DOI 10.24411/2073-3305-2019-10063
Ограничения прав сочинителей по законодательству Российской империи (XIX — начало XX вв.)
Limitations of Author's Rights under Legislation of Russian Empire (XIX - Beginning of the XX Century)
Константин Олегович ИЛЬНИЦКИЙ,
соискатель сектора философии права, истории и теории государства и права Института государства и права Российской академии наук
E-mail: [email protected]
Научный руководитель и рецензент: В.Г. Графский, доктор юридических наук, профессор
Аннотация. Предлагается авторская классификация ограничений прав сочинителей по законодательству Российской империи (XIX — начала XX вв.): свободное использование и заимствование части произведения, свободное публичное исполнение музыкального произведения, свободное воспроизведение произведения в личных целях и свободное воспроизведение произведения без согласия автора-иностранца. Положение об авторском праве 1911 г. не содержало норм о переходе произведения в общественное достояние.
Ключевые слова: права сочинителей, авторское право, автор, ограничения прав сочинителей, Положение об авторском праве от 20 марта 1911 г., заимствование, свободное использование произведения, общественное достояние
Abstract. There is a classification on limitations of author's rights under legislation of Russian Empire (XIX — beginning of the XX century) consists of free use and borrowed part of a work, free public performance of a musical work, a work free reproduction for personal advantages, and a work free reproduction without the author's (foreigner's) consent. Copyright Act on March 20th, 1911 didn't contain provisions on legal transition of copyright works into the public domain.
Key words: author's rights, copyright, author, limitations of author's rights, Copyright Act on March 20th, 1911, borrowed text, work free use, public domain
Исследование ограничений прав сочинителей по законодательству Российской империи имеет важное значение для понимания их места в законодательстве Российской империи о правах сочинителей. Востребованность настоящего исследования обусловлена прежде всего тем, что в современных исследованиях отсутствуют классификация и правовой анализ ограничений прав сочинителей. Комплексных и системных исследований по данному вопросу не было, тем не менее, стоит выделить ряд современных исследований, в которых ограничения прав сочинителей рассматривались авторами в неполной мере. Например, исследо-
вания Н.Б. Верховой, H.H. Доцика, В.О. Каля-тина, В.Е. Николаева, Т.Л. Полусмак [1; 2; 4; 8; 11]. К дореволюционным ученым, исследовавшим частично данную проблему, следует отнести Я.А. Канторовича и М.В. Литовченко [3; 5]. В советское время частично исследовал данную проблему И.Я. Хейфец [12].
Задачами настоящего исследования являются правовой анализ норм, содержавшихся в правовых актах Российской империи, которые закрепляли ограничения прав сочинителей, а позднее автором; классификация ограничений прав сочинителей и правовой анализ их особенностей.
Цель настоящего исследования — проведение исследования законодательства Российской империи о правах сочинителей и авторского права с 1828 по 1917 г. Первое законодательное закрепление ограничений прав сочинителей появилось в Положении о правах сочинителей от 22 апреля 1828 г. [9]. Ограничения авторских прав закреплялись Положением об авторском праве от 20 марта 1911 г. (далее — Положение об АП) [10]. Представляется, что трактовки «права сочинителей» и «авторские права» требуют уточнения. До принятия Положения об АП законодательством, регулировавшим права сочинителей, являлось законодательство о цензуре, которое определяло права сочинителей, издателей на литературное, художественное и музыкальное произведение. После 1911 г., т.е. с момента принятия Положения об АП, авторское право стало обособленной частью гражданского законодательства, которое определяло конкретные права, закрепляемые за автором разных видов произведений (главы 2—5 Положения об АП), например, литературных, художественных, фотографических, кинематографических, музыкальных. Законодательство о цензуре больше не регулировало права сочинителей, а авторские права эволюционировали из прав сочинителей и закрепляли сходный уровень охраны произведений наряду с законодательством об авторском праве зарубежных государств (к примеру, Германии) [13].
Под ограничениями прав сочинителей следует понимать случаи, когда произведения, охраняемые законом, могли использоваться свободно, т.е. без получения согласия автора или иного правообладателя и без уплаты авторского вознаграждения.
По мнению В.О. Калятина, «разнообразие случаев ограничения приводит к необходимости выделить основные группы ограничений. Представляется, что наиболее важным критерием является мотив, который лежит в основании введения того или иного изъятия из авторских прав. При анализе ограничений авторских прав важно учитывать пределы их действия. Можно отметить, что ограничения распространялись на права, которые могли находиться как у самого автора, так и у других лиц; с другой стороны, воспользоваться ими могло любое лицо» [4, с. 134].
Ограничения прав сочинителей по законодательству Российской империи можно классифицировать по следующим типам.
I. Свободное использование и заимствование части произведения
1. Заимствование и перепечатка опубликованных произведений в научных целях. Как отмечал И.Я. Хейфец, «создание новых произведений в области науки и искусства подчас невозможно без использования уже созданных продуктов человеческого гения и ума. Без заимствования цитат невозможен никакой критический разбор произведения; ознакомление читающей публики с новым произведением может быть лишь путем передачи его содержания» [12, с. 84].
Заимствование и перепечатка были еще установлены в законодательстве первой трети XIX в. Так, например, допускалось без согласия автора перепечатывать статью объемом не более одного печатного листа или перевод статьи на другой язык (§ 10 Положения о правах сочинителей 1828 г.). Уточняющее условие в отношении возможного цитируемого объема оригинала произведения было предусмотрено в соответствующих статьях законов: допускалось без согласия автора цитирование оригинала произведения не более третьей части от его объема (более одного печатного листа) (§ 11 Положения о правах сочинителей 1828 г., § 18 Положения о правах сочинителей, переводчиков и издателей от 8 января 1830 г.) [6; 9].
Общее правило в отношении заимствования из чужих произведений было сформулировано в Положении об АП: при заимствованиях из чужого произведения обязательно указание автора и источника заимствования (ст. 19). В литературных произведениях допускались небольшие выписки из появившихся уже в свет чужих сочинений или даже полная перепечатка чужих, незначительных по объему, произведений, под условием помещения таких выписок или перепечаток в сочинения, составлявшие самостоятельное целое, или же в хрестоматиях и других сборниках с учебной, научной либо технической целью (ст. 39 Положения об АП).
Я.А. Канторович справедливо замечал, что «при указании источника неверное обозначение автора и источника, например, указание другого лица, которое вовсе не автор, или другого источника вместо того, из которого действительно сделано заимствование, разумеется, должно считаться таким же нарушением, как полное неуказание автора и источника, потому что и в этом случае нарушается личный интерес автора, произведение которого обращается в публике не под
его, а чужим именем, чем умаляется его известность, распространение его авторского имени» [3, с. 75].
2. Заимствование частей из исполненных музыкальных произведений. Специальное условие было установлено в отношении заимствования из музыкальных произведений. Допускалось заимствование из чужого музыкального произведения при условии, если разница между оригиналом и новым произведением «значительна и многочисленна» (п. 4 Постановления об ограждении прав русских и пребывающих в России сочинителей музыкальных произведений от 9 января 1845 г.) [7]. Однако в законе не регламентировались «значительность и многочисленность». Представляется, что это могло устанавливаться экспертным способом, путем привлечения специалистов из Академии наук.
Не признается нарушением авторского права на музыкальное произведение приведение в изданиях с учебной или ученой целью, в виде примеров, отдельных мест изданного или публично исполненного музыкального произведения (ст. 43 Положения об АП).
3. Копирование художественного произведения без согласия автора. Без согласия художника допускалось снятие копий с художественного произведения, приобретенного непосредственно от художника в собственность музеев, императорских дворцов, правительственных и общественных учреждений, но с их разрешения (ст. 54 Положения об АП).
4. Заимствование части опубликованного произведения с последующей его переработкой и созданием на основе переработки нового оригинального произведения. Необходимо, чтобы новое произведение, при создании которого автор воспользовался чужим образцом, было действительно новым, существенно отличающимся от оригинала, заключало в себе элемент творчества, а не являлось простым заимствованием и воспроизведением чужого произведения. Также не считалось нарушением авторского права изображение произведения живописи средствами ваяния и наоборот (п. 1 ст. 56 Положения об АП). В конвенциях об охране литературных и художественных произведений, заключенных Россией с Францией (1912 г.) и Германией (1913 г.), была предусмотрена недопустимость без согласия авторов воспроизведения литературных и художественных произведений посредством кинематографа (ст. 13 соответствующих конвенций). Так как способы и приемы создания произведений живописи и ваяния различны, то
художник, повторяя произведение живописи средствами ваяния и наоборот, проявлял творческую деятельность в этом повторении, вследствие чего последнее должно быть признано новым самостоятельным произведением. В этом случае закон позволял композитору пользоваться для своего музыкального произведения текстом, заимствованным в части или в целом из напечатанного литературного произведения, и издавать текст, т.е. чужое литературное произведение вместе со своим музыкальным произведением и даже отдельно от него в концертной программе (ст. 45 Положения об АП). Подобное музыкальное произведение с заимствованным текстом рассматривалось как особое произведение и вследствие проявленной в нем творческой деятельности композитора должно было быть признаваемо самостоятельным произведением [5, с. 88].
Не признавалось нарушением авторского права на музыкальное произведение издание вариаций, транскрипций, фантазий, этюдов на целое или часть чужого музыкального произведения или вообще заимствование из него, если все эти сочинения настолько уклоняются от оригинала, что должны быть рассматриваемы как новое и самостоятельное музыкальное произведение (ст. 43 Положения об АП).
5. Использование сообщений о текущих событиях в информационных целях. В газетах, журналах и прочих повременных изданиях допускалась перепечатка из других повременных изданий известий о текущих событиях, о новостях дня, а равно иногородних сообщений по телеграфу и телефону, хотя бы получаемых от собственных корреспондентов. Другие статьи повременных изданий могли перепечатываться в тех случаях, когда по отношению к ним не последовало запрета автора. Существовало также временное ограничение в отношении иногородних сообщений, переданных по кабелю (по телеграфу и телефону), снабженные запретительной оговоркой: не допускалось воспроизводить в местных газетах в течение 18 часов со времени их опубликования (ст. 40 Положения об АП).
6. Использование правомерно опубликованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в учебных изданиях. Использование отрывков из произведений в учебных изданиях было законодательным ограничением авторских прав, что способствовало развитию литературы в обществе. В соответствии с § 17 Положения о правах сочинителей, переводчиков и издателей от 8 января 1830 г. допускалось в
учебных книгах и хрестоматиях помещать отрывки из других произведений при условии, что заимствования занимали не более одного печатного листа.
7. Свободное воспроизведение произведения в государственных учреждениях. Речи, произнесенные публично в законодательных учреждениях, в судебных установлениях, в земских, городских, сословных и других общественных собраниях и вообще во всех публичных собраниях, могли печататься в повременных изданиях, а также в отдельных отчетах о заседаниях означенных учреждений и собраний, без согласия автора. За автором сохранялось исключительное право на издание как отдельных речей, так и сборника их (ст. 38 Положения об АП).
II. Свободное публичное исполнение
музыкального произведения
Допускалось с разрешения автора публичное исполнение музыкального произведения, если в издании произведения не было отметки о запрете такого исполнения (п. 3 Постановления об ограждении прав русских и пребывающих в России сочинителей музыкальных произведений от 9 января 1845 г.).
Публичное исполнение музыкального произведения допускалось без согласия композитора:
1) если исполнение ни непосредственно, ни косвенно не преследовало целей наживы;
2) если исполнение совершалось во время народных празднеств;
3) если выручка предназначалась исключительно для благотворительных целей и исполнители вознаграждения не получают.
III. Свободное воспроизведение произведения в личных целях
Без согласия сочинителя допускалось ввозить на территорию Российской империи несколько экземпляров музыкальных произведений (не более десяти) в личных целях. Лицо, получившие от автора музыкального произведения в Российской империи исключительное право на произведение и издавшее произведение за границей, а впоследствии ввезшее его на территорию Российской империи, подвергалось взысканию как за контрафакцию. Взыскание производилось в пользу автора произведения (п. 6 Постановления об ограждении прав русских и пребывающих в России сочинителей музыкальных произведений от 9 января 1845 г.).
IV. Свободное воспроизведение произведения
без согласия автора-иностранца
Появившиеся в свет на территории иностранных государств сочинения подданных иностранных государств могли быть издаваемы в России в переводе на русский или иные языки и без согласия авторов или их правопреемников, если необходимость такого согласия не установлена в договорах об охране авторских прав, заключенных Россией с иностранными государствами.
На основании таких договоров подданным иностранных государств не могут быть предоставлены большие права, чем те, которыми пользуются подданные Российской империи; в означенных пределах исключительное право перевода сочинений, появившихся за границею, могло быть предоставлено подданным иностранных государств только под условием равной охраны прав подданных Российской империи в договаривающемся государстве (ст. 35 Положения об АП).
Таким образом, Положение об авторском праве от 20 марта 1911 г. наиболее полно отражало все виды ограничений в отношении использования произведения, однако не содержало нормы о переходе произведения в общественное достояние, за исключением ст. 7 Положения: «Если автор не распорядился при жизни своим авторским правом и после него не осталось наследников, то авторское право прекращается со дня смерти автора». Данная норма не конкретизирована, и переход произведения в общественное достояние прямо не указывается, а говорится лишь о прекращении существования авторских прав в отсутствие автора и его правопреемников (наследников). Законодательное закрепление ограничений авторских прав обеспечивало необходимый баланс интересов всех сторон — самих авторов, издателей, государства и общества.
Список литературы
1. Верхова Н.В. Законодательная охрана литературных и издательских прав в дореволюционной России: Дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2007.
2. Доцик Н.Н. Авторское право в России: XVIII — начало XX вв.: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.
3. Канторович ЯА. Авторское право. Систематизированный комментарий к постановлению ЦИК и СНК Союза ССР от 30 января 1925 г. «Об основах авторского права». М.: Юрид. изд-во Наркомюста РСФСР, 1926.
4. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (исключительные права). М.: НОРМА, 2000.
5. Литовченко М.В. Некоторые вопросы авторского права в области драматической и музыкальной // Журнал Министерства юстиции. 1916. № 7. Сентябрь. С. 68—100.
6. Мнение Государственного Совета «О правах Сочинителей, Переводчиков и Издателей» от
8 января 1830 г. // ПСЗ РИ. Собр. II. Отд. первое. Т. V. Ст. 3411.
7. Мнение Государственного Совета «О ограждении прав Русских и пребывающих в России сочинителей музыкальных произведений» от
9 января 1845 г. // ПСЗ РИ. Собр. II. Отд. первое. Т. XX. Ст. 18607.
8. Николаев В.Е. Правовая защита авторских прав в России второй половины XIX — начала XX вв.: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2011.
9. Положение о правах Сочинителей от 22 апреля 1828 г. // ПСЗ РИ. Собр. II. Т. III. Ст. 1980.
10. Положение об авторском праве от 20 марта 1911 г. // Свод Законов Российской Империи. Т. X. Ч. 1. Приложение к примечанию 2 к ст. 420 Законов гражданских. СПб., 1912.
11. Полусмак Т.Л. Цензурное законодательство дореволюционной России Дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2003.
12. Хейфец И.Я. Авторское право. М.: ОГИЗ. Советское законодательство, 1931.
13. Gesetz betreffend das Urheberrecht an Werken der Literatur und der Tonkunst, vom 19 Juni 1901 // RGBl. S. 217; BGBl. III/ FNA 441-1, 153), Gesetz betreffend das Urheberrecht an Werken der bildenden Künste und der Photographie, vom 9 Januar 1907 // RGBl. S. 7; BGBl. III/ FNA 440-3.