Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ АЛИМЕНТИРОВАНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ АЛИМЕНТИРОВАНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
71
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛИМЕНТЫ / ALIMONY / ИСТОРИЯ АЛИМЕНТИРОВАНИЯ / HISTORY OF ALIMONY / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АЛИМЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / LEGAL REGULATION OF ALIMONY RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Серебрякова Алла Аркадьевна

В статье представлено историческое развитие правового регулирования отношений алиментирования в России в период после революции 1917 года до настоящего времени. Представлен краткий обзор основных правовых актов, в том числе кодифицированных актов, регулирующих алиментные отношения в России в период советской власти. Автор приходит к выводу, что в вопросах алиментирования, несмотря на кардинальные изменения в вопросах экономической и социальной жизни нашей страны, мы за постсоветский этап развития института алиментирования в нашей стране не на много продвинулись вперед.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of relations of limitirovanie in historical interpretation

The article presents the historical development of legal regulation of relations of alimony in Russia in the period after the 1917 revolution to the present. A brief review of main legal acts including codified legislation regulating the maintenance of relations in Russia in the Soviet period. The author comes to the conclusion that in matters of alimony, despite drastic changes in economic and social life of our country, we in the post-Soviet stage of development of the Institute of alimony in our country is not much advanced.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ АЛИМЕНТИРОВАНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ АЛИМЕНТИРОВАНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

СЕРЕБРЯКОВА Алла Аркадьевна,

кандидат юридических наук, доцент, заместитель директора юридического института Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (г. Калининград). E-mail: a.serebryakova@inbox.ru

Краткая аннотация: В статье представлено историческое развитие правового регулирования отношений али-ментирования в России в период после революции 1917 года до настоящего времени. Представлен краткий обзор основных правовых актов, в том числе кодифицированных актов, регулирующих алиментные отношения в России в период советской власти. Автор приходит к выводу, что в вопросах алиментирования, несмотря на кардинальные изменения в вопросах экономической и социальной жизни нашей страны, мы за постсоветский этап развития института алиментирования в нашей стране не на много продвинулись вперед.

Abstract: The article presents the historical development of legal regulation of relations of alimony in Russia in the period after the 1917 revolution to the present. A brief review of main legal acts including codified legislation regulating the maintenance of relations in Russia in the Soviet period. The author comes to the conclusion that in matters of alimony, despite drastic changes in economic and social life of our country, we in the post-Soviet stage of development of the Institute of alimony in our country is not much advanced.

Ключевые слова: Алименты, история алиментирования, правовое регулирование алиментных отношений.

Keywords: Alimony, history of alimony, legal regulation of alimony relations.

После революции 1917 года законодательство о правах и обязанностях родителей по воспитанию, предоставлению образования и содержанию детей значительно изменилось. 18 декабря 1917 года вышел декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состоя-ния»[1]. 22 октября 1918 года был принят Кодекс об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (далее - Кодекс 1918 года)[2]. Это был первый кодекс, который приняла Советская власть. С принятием этих актов сам подход законодателя того времени к правовому регулированию семейных отношений принял иной ракурс. Дореволюционное законодательство юридически связывало супружеские отношения исключительно только с религиозным браком. С отделением Церкви от государства и школы от Церкви религиозная церемония венчания утратила юридическое значение. Декреты последовательно проводили идею равноправия мужчин и женщин, а также внебрачных детей с детьми, рожденными в браке. Как отмечал Г.К. Матвеев, исходным началом, провозглашенным в первых законодательных актах Советской власти о браке и семье, являлись равноправие супругов и всемерная защита интересов детей, декларированные в противовес дореволюционному семейному праву с его институтами «мужней власти» и «отцовской власти». В соответствии со ст. 107 Кодекса 1918 года нуждающийся (не имеющий прожиточного минимума и нетрудоспособный супруг) имел право на получение содержания от другого супруга, если другой супруг был в состоянии оказывать ему поддержку. При нежелании одного из супругов выдавать содержание другому супругу, последнему предоставлялось право на обращение в Отдел Социального Обеспечения по месту жительства супруга-ответчика с заявлением о принуждении к выдаче

содержания. Отдел Социального Обеспечения при Губернском Совете Депутатов принимал решение о выдаче содержания, о его размере и форме. При определении размера и формы такого содержания во внимание принималась степень нужды и трудоспособности заявителя с ориентацией на размеры прожиточного минимума, для данной местности. Ст. 114 Кодекса 1918 года был установлен прямой запрет на замену периодических платежей единовременно выдаваемой капитализированной суммой. Право нуждающегося и нетрудоспособного супруга на получение содержания от другого супруга сохранялось и при прекращении брака до изменения условий нуждаемости и нетрудоспособности, то есть в ст. 130 Кодекса 1918 года было зафиксировано право на получение содержания за бывшим супругом. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. (далее - Кодекс 1926 г., КЗоБСО 1926 г.)[3] внес изменения в права и обязанности супругов и бывших супругов по взаимному содержанию. К категории субъектов права на получение содержания стали относиться лица, фактически состоящие в брачных отношениях, а также нуждающийся трудоспособный супруг на время его безработицы. А право на получение содержания нуждающимся нетрудоспособным супругом могло быть реализовано лишь в случае, если по признанию суда другой супруг в состоянии оказывать такую поддержку. Для бывшего супруга право на получение содержания стало ограниченным по времени - не более одного года с момента прекращения брака, а для безработного супруга - на срок не более 6 месяцев и не могло превышать суммы соответствующего пособия социального страхования. В иных случаях при отсутствии соглашения между супругами о размере содержания, размер определялся в общеисковом порядке судом. Любопытны факты, относящиеся

к периоду 1927 года, поясняющие правила обеспечения безработных. Очевидно, что фразу о «непревышении суммы соответствующего пособия по безработице» следует понимать так, что размер этот не может превышать суммы пособия по безработице, которое мог бы соответственно своей квалификации получать от соцстраха ищущий алименты безработный супруг, если бы имел на такое пособие право. Безработные, имеющие право на пособие, делятся на три категории. К первой категории относятся лица умственного труда высокой квалификации с высшим образованием, которые до безработицы работали по своей специальности (научные работники, педагоги, врачи, агрономы, землемеры, инженеры, юристы, экономисты и т.п.); ответственные политические работники, занятые в профессиональных, советских, кооперативных, хозяйственных и других организациях и получавшие вознаграждение по тарифу не ниже 16 разряда. Первая категория безработных получала пособие в зависимости от того, к какому страховому поясу был отнесен регион проживания безработного. Например, Кубань относилась к 4 страховому поясу и здесь первая категория безработных получала 16 рублей в городе Краснодаре и 12 рублей 48 копеек в округе. Ко второй категории относились работники просвещения с определенным окладом содержания, средний медицинский персонал, торговые служащие, лица умственного и конторского труда с месячным окладом не ниже 92 рублей; рабочие различных профессий. Вторая категория безработных получала в Краснодаре 12 рублей, а в округе 9 рублей 36 копеек. К третьей категории относились все иные лица, не подлежащие включению в первую и вторую категории, и они получали в Краснодаре 10 рублей, и в округе 7 рублей 80 копеек[4]. То есть безработный бывший супруг не мог претендовать на алименты в сумме, большей, чем установленная сумма пособия по безработице.

С установлением советской власти не иначе как пережитком прошлого стала безграничная власть родителей над детьми, возникло принципиально иное отношение к несовершеннолетним детям. Стало фактом, что дети достойны лучших условий существования и всяческой защиты со стороны государства. Кодекс 1918 года в ст. 161 устанавливал обязанность родителей доставлять несовершеннолетним, нетрудоспособным и нуждающимся детям пропитание и содержание, за исключением случаев нахождения детей на общественном или государственном иждивении. Размер содержания определялся материальным положением родителей, но не мог быть в расчете на каждого родителя менее суммы половины прожиточного минимума, установленного на ребенка для данной местности. На детей обязанность по предоставлению содержания нуждаю-

щимся и лишившимся трудоспособности родителям возлагалась в случаях, если родители не получали содержания от государства. Порядок, предусмотренный статьями 108118 Кодекса 1918 года, такой же, как отмеченный выше для супругов и бывших супругов, то есть порядок принудительного взыскания при нежелании доставлять содержание, распространяется и на детей и родителей. Обязанности по содержанию нуждающихся и нетрудоспособных родственников по прямой восходящей и нисходящей линии, братьев и сестер в соответствии с главой IV Кодекса 1918 года могли быть возложены на их состоятельных родственников в случае, если эти нуждающиеся лица не могли получать содержания от детей, родителей или супруга. Позже принимается Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г., который был прогрессивным для своего времени. В соответствии со ст. 48 Кодекса 1926 года обязанности содержания детей лежат на обоих родителях, размер выдаваемого ими содержания определяется в зависимости от их материального положения. При этом, в случае наличия у матери вполне достаточных средств на содержание ребенка она могла и не требовать алиментов от отца, если это не ухудшало положение ребенка. Закон того времени исходил из полного равноправия мужчины и женщины и потому на обоих родителей обязанности по содержанию детей возлагались в равной мере. В случае, если родители не достигали соглашения о том, в какой мере каждый из них несет расходы по содержанию детей, вопрос разбирался судом. Же-лезногорский Г. отмечал, что в силу условий тогдашнего быта, огромное большинство требований о получении средств на содержание ребенка исходит от женщин[5]. Дети, в соответствии со ст. 49 КЗоБСО 1926 г. были обязаны доставлять содержание своим нуждающимся и нетрудоспособным родителям, а в случае нежелания лица, имеющие право на содержание могли требовать его в судебном порядке. Был конкретизирован перечень иных лиц, имеющих, в случае нуждаемости, и с учетом возможностей родственников и невозможности получить такое содержание от своих ближайших родственников, право на получение содержания - это родственники по прямой нисходящей линии (внуки); родственники по прямой восходящей линии (дед, бабка); несовершеннолетние братья и сестры; усыновленные и их потомство (дети, внуки); усыновители. Особые правила были установлены Кодексом 1926 года при взыскании средств на содержание ребенка с члена трудового земледельческого хозяйства (двора), когда его личных средств недостаточно для обеспечения ребенка. Содержание могло быть получено из той доли общего имущества двора, которая причиталась должнику-члену двора в форме денежных средств и продуктов хозяйства (зерно, мука, овощи и т.п.), но не с ин-

вентаря, скота или земли. Присуждение алиментов с крестьян было возможно и в натуре - продуктами (рожь, мука) и не помесячно, а периодически (по четвертям или третям года), если это было удобно по обстоятельствам дела[6]. Взыскание по исполнительному листу производилось следующим образом: если взыскание обращено на зарплату, то от взыскания освобождается минимум зарплаты (например, в Ленинграде - это 10 рублей). С остальной части зарплаты можно взыскать на содержание детей и на содержание семьи не более 50 процентов, то есть половины всего заработка. 11 июня 1928 года ВЦИК и СНК РСФСР было издано постановление «О мероприятиях, обеспечивающих реальное взыскание алиментов. По этому постановлению лица, с которых взысканы алименты, обязаны сообщать о каждой перемене своего места жительства, места работы или размера заработка или доходов. За несообщение этих сведений матери ребенка или лицу, взыскивающему алименты, предусмотрена была уголовная ответственность. В развитие закона от 11 июня 1928 года НКВД издал циркуляр «Об обеспечении детей при расторжении брака». Согласно этому циркуляру органы ЗАГС обязаны были при регистрации развода выявлять при ком из родителей остаются дети и в каком размере будут выплачиваться алименты. Соглашение по этому вопросу заносилось в запись о прекращении брака, и, в случае невыполнения соглашения, лицо, которое имеет право на получение алиментов, не обращаясь в суд, могло получить исполнительную надпись у местного нотариуса и произвести принудительное взыскание алиментов через судебного исполнителя. Если при разводе не достигалось соглашение о платеже алиментов, орган ЗАГС обязан был в трехдневный срок переслать в суд копи записи о разводе для решения в судебном порядке вопроса о содержании детей[7].

Кодекс 1926 года просуществовал до 1968 года -это может свидетельствовать об определенной полосе стабильности семейного законодательства.

Однако действительность вносила свои коррективы в законодательное регулирование вопросов воспитания, образования и содержания. В России начала XX века социальные потрясения - война, революция, голод и разруха повлекли сиротство, беспризорность и безнадзорность. На соблюдение прав ребенка, закрепленных в правовых актах, можно было лишь надеяться. В Советской России наблюдался некий крен на усиление роли государства в воспитании детей. В литературе того времени мы можем читать о том, что ...забота о детях остается в настоящее время одной из важнейших, одной из серьезнейших забот государства. Нигде в мире не существует государства рабочих и крестьян. Нигде в мире забота о детях не поставлена так

как у нас. Это объясняется тем, что молодое поколение в буржуазных государствах, дети - это будущие рабы капитала, буржуазные государства заинтересованы в том, чтобы увеличивать армию своих рабов. Дети советской республики - это будущие граждане социалистической страны. Это поколение, которое должно окончательно построить социализм в нашей стране, во всем мире. Для того, чтобы быть способным и пригодным для этой великой задачи, это должно быть стойкое, здоровое поколение, воспитанное в духе борьбы за рабочее дело, вооруженное знаниями и волей к борьбе. Всякий гражданин, всякая общественная организация, каждый орган обязаны помочь государству в его огромном по важности и трудности деле - воспитании новых кадров борцов за дело рабочих и крестьян[8]. И напутствие обоим родителям от лица народного комиссара здравоохранения СССР Николая Семашко - .надо сказать обоим родителям - потрудитесь устраивать свои брачные отношения так, чтобы дети не страдали, а правильно воспитывались. Наступит время, когда мы изживем старый проклятый быт, когда супружеские отношения будут складываться на началах действительной любви, прочной связи, ясного понимания обязанностей супругов друг к другу и к детям[9]. Н. Семашко обозначает как основы для семейного воспитания начала действительной любви, прочной связи, ясного понимания обязанностей по отношению к детям. Таким образом, отличительной чертой регулирования вопросов воспитания, образования и содержания детей в условиях молодой советской России был тезис о том, что заботу

0 детях берет на себя социалистическое государство, а идеалами и ценностями были идеалы марксизма-ленинизма. При этом Н. Семашко в работе «Против алиментной эпидемии или на алименты надейся, а сама не плошай»[10] жестко критиковал алиментную картину того периода времени именно с точки зрения отношения к алиментным делам и женщин, и мужчин. Он называл отношение женщин «легким» отношением, толкающим на легкомысленные поступки, а отношение мужчин совершенно неправильным. В работе приводятся такие данные со ссылкой на книгу тов. Стельмаховича об алиментных делах в Москве и Московской губернии. «Дела об алиментах»: в 1925 году во все нарсуды Москвы и губернии в среднем поступало в месяц

1 % тысячи дел об алиментах. Алиментные дела составляют 13,1 процента всех дел губернских судов, при этом поступление алиментных дел в суды беспрерывно растет. Алиментные дела разнообразны - это и иски по старым церковным бракам и по новым, зарегистрированным в ЗАГСах, и по фактическим бракам. Последние, то есть возникающие из фактического брака составляют почти половину всех алиментных дел (41 процент). Приводится такая статистика.

Кто обращается в суды, ища алименты по фактическому браку: 11,1% - случайная связь, 55,3% - кратковременное сожительство в продолжение нескольких месяцев, 33,3% -длительное сожительство (больше года). Н. Семашко дает оценку таким данным как «алиментной разнузданности». В заключении он отмечает, что закон об алиментах - хороший, правильный закон, но отсюда не следует, что раз Советская власть установила алименты, то женщина не выполнит своей советской обязанности, если не «воспользуется» алиментами. Это также ложно, как ложно рассуждение о том, что раз Советская власть выпустила водку, чтобы вышибить самогон, то обязанность каждого - пить советскую водку. Обязанность каждого - не пить ни водки, ни самогона - то есть быть трезвым. Алименты - это временная мера, временный кнут для уклоняющихся от своих обязанностей. Алименты - мера переходного времени, и чтобы эта мера принесла возможно больше пользы и причинила меньше вреда, для этого и мужчина, и в особенности женщина должны составить себе ясное представление о новых брачных отношениях вообще и об алиментных в частности. В 1955 году Г.М. Свердлов пишет, что с расширением обслуживания нужд семьи за счет общества, с увеличением общественных фондов страхования, с ростом общественного хозяйства в колхозах, функция материальной помощи нетрудоспособным членам семьи - больным, старикам, детям - будет в семье все больше сокращаться и во все большем объеме переходить к обществу. Но в настоящее время эта сторона жизни семьи играет еще значительную роль[11]. То есть, судя по отмеченной позиции, в 1955 году еще продолжался период, когда алименты рассматривались как меры переходного времени.

Между тем, несмотря на то, что на уровне кодифицированного акта алиментное законодательство как мы уже отмечали, отличалось стабильностью, на уровне подзаконных актов оно подвергалось значительным изменениям. Так в 1936 году было принято постановление ЦИК и СНК от 27 июня 1936 года «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах» (далее - также постановление 1936 года)[12]. Этим постановлением было введено взыскание алиментов на несовершеннолетних детей в долевом отношении к заработку плательщика алиментов: % часть на одного ребенка, 1/3 часть на двоих детей, и % часть на трех и более детей. Эти ставки существуют до сегодняшнего дня, будучи введенными в статью 81 действующего СК РФ. Как отмечают мно-

гие авторы, никакого экономического обоснования ни в момент введения, ни в дальнейшем именно эти доли не полу-чили[13]. Можно высказать предположение, но весьма осторожно, со ссылкой на К.П. Победоносцева, который в Курсе гражданского права издания 1896 года представляет обзор судебной практики по делам о взыскании средств на содержание. В Сенатских решениях того периода времени (18741886 гг.) отмечалось, что число и мера содержания не могут быть определены раз и навсегда, постоянно, ибо зависят от средств хозяйственной и бытовой обстановки повинного лица. Материальные средства лица не представляют собою величины постоянной и подвергаются изменению, следовательно, определение судом содержания, размер которого должен соответствовать действительным средствам обязываемого к его выдаче, обуславливается величиною этих средств в момент постановления решения. В «Юрид. Вестнике» 1873 года № 5 напечатано решение Московской Судебной Палаты по делу Трухина. Трухина требовала на свое содержание 1/3 часть доходов имущества мужа. Кассационный Сенат подтвердил право жены на получение средств на свое содержание. По вопросу о размере содержания по делу Трухиной Судебная Палата назначила выдавать жене % часть из доходов с имения мужа. Далее К.П. Победоносцев отмечает, что едва ли эта мера % часть может быть признана нормальной, поскольку, по его мнению, в противоречие вступили правила о об определении наследственной доли (ст. 1148 Законов Гражданских на которую сослалась Судебная Палата и ст. 106 Законов Гражданских, начало которой экономическое и заключается в мере потребности, приличия и возможности. И в одном деле может случиться так, что эта мера сходится с экономической мерой содержания, но может случиться, что количество доходов % части всех имений, особо при детях, может превышать меру действительной потребности и приличия[14]. Предположение заключается в том, что судебная практика тогда и позже оперировала такими долями как %, 1/3, % и при легальном закреплении именно таких ставок в отношении размеров алиментных платежей, это было сделано на основании сложившейся практики.

Что касается постановления ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 года, которым был установлен твердый размер алиментов, следует отметить, что его принятию предшествовало опубликование в печати его проекта, предназначенного для широкого обсуждения. Итогом этого обсуждения и явилась новая система алиментирования. Законодатель при этом, как отмечалось[15] руководствовался следующим. Это гарантия того, чтобы женщина могла «без опасения за будущее выполнять свои обязанности граждански и матери»; кроме того, установление алиментов в виде

определенной доли заработка ответчика рассматривалось в качестве одного из путей, на который нужно встать для разрешения вопроса об абортах. Лишь 23 ноября 1955 года Указ Президиума Верховного Совета СССР отменил стать 1 постановления ЦИК и СНК от 17 июня 1936 года о запрещении абортов. И еще один мотив, которым руководствовался законодатель при издании постановления 1936 года - «борьба с легкомысленным отношением к семье и семейным обязанностям». Таким образом, с позиций сегодняшнего дня мы можем констатировать, что постановление это носило поистине исторический характер - установленные в нем правила определения размера алиментов являются актуальными до сегодняшнего дня.

8 июля 1944 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава и медали «Медаль материнст-ва»[16]. Этот Указ запрещал установление отцовства в отношении детей, рожденных вне брака, соответственно, лишал права на получение алиментов от отца ребенка, родившегося вне брака. Позже были даны разъяснения относительно применения положений Указа от 8 июля 1944 года. Указом от 14 марта 1945 года было разрешено признание отцом ребенка, родившегося вне брака в случае вступления в брак с его матерью. И отсюда еще одно предположение относительно закрепленного до настоящего времени в нашем семейном законодательстве правила о возможности взыскания алиментов с фактических воспитателей. Поскольку не было возможности установить отцовство и в графе «отец» свидетельства о рождении внебрачного ребенка ставился прочерк, постольку не к кому было предъявлять требования о взыскании алиментов. Между тем пособия, установленные для одиноких матерей в силу их небольшого размера, не могли заменить алименты. Суды в тот период, чтобы хоть как-то обеспечить интересы внебрачных детей, взыскивали алименты с их отцов как с фактических воспитателей[17]. Время издания Указов от 8 июля 1944 года и 14 марта 1945 года пришлось на период Великой Отечественной войны. Как отмечалось в юридической литературе, война обнаружила некоторые несовершенства нашего законодательства, регулирующего семей-но-брачные отношения. Не выдержали испытания такие институты как фактический брак, уравнивание в правах брачных и внебрачных детей и их матерей. Эти институты не способствовали осуществлению главной задачи - укреплению семьи. Нередко они, напротив, потворствовали тем элементам, которым чужды семейные интересы и которым

также легко нарушить брак, как и вступить в новый. Вот почему не дожидаясь окончания Великой Отечественной войны, Советское государство приняло меры по стабилизации семьи и брака[18]. Вместе с тем, с течением времени отдельные положения Указов стали нуждаться в корректировке, требовало совершенствования и брачно-семейное законодательство в целом. И это явилось основанием для принятия в 1968 году нового правового акта - Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, а на базе этих Основ в период 1969-1971 годов новых республиканских семейных кодексов. Кодекс о браке и семье РСФСР был принят и введен в действие с 01 ноября 1969 года[19]. КоБС РСФСР закрепил равные права и обязанности родителей в вопросах воспитания, и содержания детей, значительно подробнее в КоБС РСФСР рассматривались вопросы имущественные, взаимного содержания, алимен-тирования детей[20].

Размер алиментов определялся ровно так, как он был определен в 1936 году - в долях заработка (дохода) родителей. Вместе с тем, появляются правила, в соответствии с которыми размер алиментов мог быть уменьшен судом. Если, например, у плательщика алиментов имеются другие несовершеннолетние дети, которые при взыскании алиментов по установленным нормативам оказались бы менее обеспеченными материально, чем дети, получающие алименты. Размер алиментов мог быть уменьшен, если родитель, с которого они взыскиваются, является инвалидом первой или второй группы, если дети работают и имеют достаточный заработок или если дети находятся на полном содержании государства или общественной организации. Допускалось и присуждение алиментов не в процентах, а в твердой денежной сумме, если родитель имеет нерегулярный меняющийся заработок. К алиментообязанным лицам относились супруги и бывшие супруги, дети в отношении нетрудоспособных и нуждающихся в помощи родителей. Алиментные обязанности были и у других членов семьи -братьев, сестер, отчима, мачехи, пасынков, падчериц, дедов, бабушек, внуков. Носили они субсидиарный характер и устанавливались в отношении несовершеннолетних детей, которые не имели родителей или, хотя и имели родителей, но не могли получить от них достаточных средств на свое содержание. В 80-е годы XX века алиментное законодательство уточнялось. В 1985 году процессуальные вопросы рассмотрения дел о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей были урегулированы в направлении упрощения, поскольку суды были перегружены практически бесспорными делами о взыскании алиментов, которые они должны были рассматривать в порядке искового производства. Также Указом от 19 ноября 1986 года[21] устанавли-

вался минимальный размер алиментов - не менее 20 рублей на одного ребенка, но просуществовало это правило весьма недолго, поскольку наша страна вступила в те годы в полосу инфляции. 22 декабря 1994 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс о браке и семье РСФСР»[22], который отменил правило о минимальном размере алиментов и внес иные существенные изменения в правовое регулирование алиментных отношений, которые в основной своей части позже вошли в новейшее семейное законодательство.

была ратифицирована еще Верховным Советом СССР и вступила в силу 15 сентября 1990 года, а поскольку Российская Федерация является преемницей международно-правовых обязательств Советского Союза, выполнение требований Конвенции, является обязательным. Основной ее смысл заключается в том, что дети рассматриваются теперь не как объекты родительской заботы, а как самостоятельные субъекты. И нужно отметить, что в современном обществе воспринят такой подход. Действительно, дети стали более самостоятельными, они больше знают о своих правах, у них вообще появились права и получили свое законодательное закрепление. Но в вопросах алиментирова-ния, несмотря на кардинальные изменения в вопросах экономической и социальной жизни нашей страны, мы за постсоветский этап развития института алиментирования в нашей стране не на много продвинулись вперед.

Такой период в отмеченных вопросах продолжал-

ся вплоть до середины 90-х годов XX века - с точки зрения семейного законодательства - принятия 8 декабря 1995 года нового Семейного кодекса РФ.

В СК РФ нашли свое закрепление основные положения Конвенции о правах ребенка 1989 года[23], которая

Библиография:

1. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 18.12.1917 О гражданском браке, о детях и о ведении книг актовъсостояния//СУ РСФСР. 1917. № 11. ст. 160.

2. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (принят ВЦИК 16.09.1918)// СУ РСФСР. 1918. № 76 - 77. ст. 818.

3. Постановление ВЦИК от 19.11.1926 О введении в действие Кодекса законов о браке, семье и опеке (вместе с Кодексом)// СУ РСФСР. 1926. № 82. ст. 612.

4. Алименты, брак, развод. Составитель Шварев В.Е. Краснодар. 1927 . С. 5-6

5. Железногорский Г. Алименты. Юридическое издательство нКю УССР. Харьков. 1929. С. 20.

6. Шабад-Залгаллер Т. Как может мать взыскать алименты на ребенка // Издательство Ленинградская правда. Ленинград. 1929. С. 21

7. Шабад-Залгаллер Т. Как может мать взыскать алименты на ребенка // Издательство Ленинградская правда. Ленинград. 1929. С. 27-28.

8. Железногорский Г.А. Алименты. Харьков: Юрид. изд-во НКЮ УССР. 1927. С. 4.

9. Семашко Н.А. Против алиментной эпидемии или на алименты надейся, сама не плошай. Москва. Охрана материнства и младенчества. 1927. 20 с.

10. Семашко Н.А. Против алиментной эпидемии или на алименты надейся, сама не плошай. Москва. Охрана материнства и младенчества. 1927. 20 с.

11. Свердлов Г.М. Охрана интересов детей в советском семейном и гражданском праве. Издательство Академии наук СССР. М., 1955. С. 48.

12. СЗ СССР. 1936.№ 34. Ст. 309.

13. Антокольская М.В. Семейное право. 2002. С. 73.

14. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. С. 117-118.

15. Свердлов Г.М. Охрана интересов детей в советском семейном и гражданском праве. С. 53.

16. ВВС СССР 1944. № 37

17. Антокольская М.В. Семейное право. С. 76.

18. Матвеев Г.К. Советское семейное право. С. 31

19. Закон РСФСР Об утверждении Кодекса о браке и семье РСФСР // Ведомости ВС РСФСР. 1969. № 32. Ст. 1086 (далее, также КоБС РСФСР).

20. Комментарий в КоБС РСФСР / Под ред. Н.А. Осетрова. - М.: Юрид. лит., 1982. - 296 с. С. 10.

21. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1986 г. О некотором изменении порядка взыскания алиментов на несовершеннолетних детей // "Ведомости ВС РСФСР", 1986, N 48, ст. 1397.

22. Собрание законодательства РФ, 26.12.1994, N 35, ст. 3653.

23. Конвенция о правах ребенка(одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР", выпуск ХШ1, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.