Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ И ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ И ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
516
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УЧАСТКОВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПОЛИЦИИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРАВА / СВОБОДЫ / ЧЕЛОВЕК / ГРАЖДАНИН / ПРОБЛЕМЫ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФОРМЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киричек Евгений Владимирович

Исследуются основные формы взаимодействия участковых уполномоченных полиции и институтов гражданского общества, рассматриваются проблемы и перспективы такого сотрудничества, анализируется состояние правового регулирования в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Киричек Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION, BASIC FORMS, PROBLEMS AND PROSPECTS OF COOPERATION DISTRICT POLICE OFFICERS AND RUSSIAN FEDERATION CIVIL SOCIETY INSTITUTES

Basic forms of the interaction between district police officers and civil society institutes are examined, problems and prospects of such cooperation are viewed, the state of legal regulation in this sphere is analyzed.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ И ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЕВГЕНИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ КИРИЧЕК,

кандидат юридических наук, доцент, докторант кафедры государственно-правовых дисциплин ФГКОУ ВПО «Академия управления МВД России»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ И ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Исследуются основные формы взаимодействия участковых уполномоченных полиции и институтов гражданского общества, рассматриваются проблемы и перспективы такого сотрудничества, анализируется состояние правового регулирования в данной сфере.

Ключевые слова: участковый уполномоченный полиции, гражданское общество, взаимодействие, права, свободы, человек, гражданин, проблемы, регулирование, формы.

E.V. Kiricheck, PhD (Law), Assistant Professor, Doctoral Candidate, Sub-department of State and-Legal Subjects, Russia MI Academy of Management; e-mail: Kirichek79@yandex.ru, tel.: 8-915-234-23-43.

Legal regulation, basic forms, problems and prospects of cooperation district police officers and Russian Federation civil society institutes.

Basic forms of the interaction between district police officers and civil society institutes are examined, problems and prospects of such cooperation are viewed, the state of legal regulation in this sphere is analyzed.

Key words: district police officers, civil society, interaction, rights, freedoms, person, citizen, problems, regulation, forms.

В последнее время формируется немало новых научных направлений, связанных с деятельностью полиции. К таким направлениям в полной мере можно отнести проблемы социального взаимодействия, что обусловлено, прежде всего, внешними по отношению к этой деятельности факторами: изменением социально-политической ситуации в стране, развитием процессов демократизации в обществе и государстве, в том числе и в полиции.

Проблема взаимодействия полиции (милиции) и населения на протяжении многих лет не теряет своей актуальности. В связи с этим необходимо отметить, что идея привлечения общественности к решению задач охраны правопорядка принадлежит еще царской России. Так, например, добровольные народные дружины возникли в Москве в 1881 г.1, в советский период они получили широкое распространение. После окончания гражданской войны и периода иностранной интервенции представители власти Советов стали придавать большое значение укреплению связи с населением, вовлекая крестьян и трудящихся в дело охраны общественного порядка. Участковый надзиратель (осуществлял в городе охрану

правопорядка) в своей деятельности опирался на доверительные отношения с дворниками и сторожами. Согласно должностной Инструкции: «обнаружив при обходе неправильности и неисправности в несении службы постовыми милиционерами, дворниками и сторожами, участковый надзиратель дает им соответствующие указания, руководствуясь действующими инструкциями и положениями»2. Например, правовые основы взаимодействия дворников и сторожей с участковыми надзирателями были определены Положением о дворниках и ночных сторожах, принятым НКВД РСФСР в 1925 г.3, которым им предписывалось исполнять обязанности по поддержанию санитарного порядка и охране объектов, а также соблюдать с участковым надзирателем отношения «начальник и подчиненный». Дворники и сторожа, выполняя свою повседневную работу, могли брать на заметку подозрительных лиц и нередко становились очевидцами правонарушений.

Особенностью современного периода является то, что, пожалуй, впервые за много лет происходит попытка модернизации правоохранительных органов, в частности полиции, и создания качественно новых условий ее взаимодействия с

X S X X и а

H

^

X со

со О X

£ а О

X H и О X

►д

<

и H CÇ и

0Ç X X и т и X и и

РЭ

о

О

I-,

о

X

£ <

X oç X

¡3

Я

X X

институтами гражданского общества. Критерием этого взаимодействия выступает социальная стабильность общества, социализация личности. Это в свою очередь обусловлено самой сутью существования человеческой общности (социума)4.

Новые социальные реалии, сложившиеся в России в настоящее время, свидетельствуют, что важнейшим показателем деятельности полиции, как и других государственных органов, по обеспечению прав и свобод человека и гражданина является надлежащее осуществление разносторонних полномочий и обязанностей, т.е. соблюдение установленных требований законности. Соблюдение или несоблюдение сотрудниками полиции этих требований существенно влияет на обеспечение человеком и гражданином своих прав и свобод, а также формирует отношение и уровень доверия населения к указанным органам, способствует появлению социально желательных или нежелательных для правопорядка тенденций.

Роль участковых уполномоченных полиции здесь весьма значительна, ибо именно они при несении службы на закрепленной части территории муниципального образования, обслуживаемой территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, выполняют задачи по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, по противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности.

Решая эти и другие задачи, участковый уполномоченный руководствуется прежде всего Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г № 3-ФЗ (ред. 02.07.2013 г) «О полиции»6, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Наставлением по организации деятельности участковых уполномоченных полиции . В своей деятельности участковый уполномоченный полиции руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах компетенции.

Среди наиболее приоритетных направлений деятельности участковых уполномоченных по-

лиции были и остаются такие, как защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; производство по делам об административных правонарушениях. Помимо этого, участковый уполномоченный полиции при несении службы на административном участке принимает участие: 1) в обеспечении правопорядка в общественных местах; 2) в розыске лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; лиц, пропавших без вести; в идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе; в идентификации неопознанных трупов; 3) в розыске несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием, а также уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства; 4) в контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; 5) в обеспечении безопасности дорожного движения.

Организация деятельности участковых уполномоченных полиции по этим направлениям требует дальнейшей оптимизации и совершенствования. В основу разработки новых концептуальных подходов к организации деятельности указанной категории сотрудников должно быть положено безоговорочное следование принципам уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; законности; открытости и публичности; беспристрастности; взаимодействия и сотрудничества; общественного доверия и поддержки граждан; использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.

Немаловажное значение приобретает поиск новых форм организации и осуществления надлежащего взаимодействия участковых уполномоченных полиции и институтов гражданского общества.

В Наставлении по организации деятельности участковых уполномоченных полиции определено, что участковый уполномоченный полиции при несении службы осуществляет взаимодействие с общественными объединениями и гражданами.

Важную роль в профилактике и выявлении преступлений и административных правонарушений играют многочисленные общественные формирования правоохранительной направленности, добровольные народные дружины, казачьи формирования (дружины) и т.д.

Об этом свидетельствуют и статистические данные. Так, в Российской Федерации образованы и действуют 44,2 тыс. общественных формирований правоохранительной направленности (более 435 тыс. человек), в том числе 15 тыс. народных дружин (свыше 194 тыс. человек), а также около 800 казачьих дружин (51 тыс. человек). Существенный вклад в предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений вносят внештатные сотрудники полиции, их количество составляет 57 тыс. человек. С участием членов общественных формирований правоохранительной направленности за 2011 г раскрыто 132 337 преступлений, в том числе народными дружинниками - 18 998, казачьими дружинами - 4454. Выявлено около 433 929 административных правонарушений, в том числе 278 426 -народными дружинниками, казачьими дружинами - 61 745. С их участием задержано 386 143 правонарушителя, в том числе народными дружинниками - 241 888, казачьими дружинами - 51 349. С участием членов общественных формирований задержано 22 794 лица, совершивших преступления, в том числе народными дружинниками -12 484, казачьими дружинами - 2015 человек7.

Одной из форм добровольного участия граждан в охране общественного порядка и оказании содействия участковым уполномоченным полиции является работа общественных пунктов охраны порядка.

Такая форма взаимодействия, изначально ориентированная на работу в жилом секторе, в настоящее время эффективно используется в г. Москве, республиках Татарстан, Башкортостан и других субъектах Российской Федерации.

Итак, в современных условиях основными формами взаимодействия участковых уполномоченных полиции и институтов гражданского общества являются:

1. Ежедневный профилактический обход административного участка, в процессе которого участковый уполномоченный полиции обязан разъяснять гражданам меры предосторожности в целях предупреждения преступлений и административных правонарушений,направленные на обеспечение их личной и имущественной безопасности (в том числе: установка дверных замков, смотровых глазков, камер видеонаблюдения, видеодомофонов и других технических средств за-

щиты; постановка квартир под охрану подразделений вневедомственной охраны полиции, иных охранных организаций; информирование дежурной части территориального органа МВД России или непосредственно участкового уполномоченного полиции о появлении на административном участке подозрительных лиц, брошенного, бесхозяйного автомототранспорта или иных предметов).

Более того, во время профилактического обхода участковый уполномоченный полиции должен уделять особое внимание полученной в соответствии с законодательством Российской Федерации информации: о квартирах (жилых домах, комнатах), сдаваемых в аренду, в том числе гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства (при установлении юридических или физических лиц); о лицах, сдающих квартиры (помещения) в аренду без оформления соответствующих документов; о лицах, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача; о лицах, незаконно приобретающих, хранящих, перевозящих, изготавливающих, перерабатывающих и сбывающих наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги; о лицах, незаконно приобретающих, хранящих, перевозящих, культивирующих растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества; о лицах, содержащих притоны для потребления наркотиков, и лицах, предоставляющих помещения для этих целей; о лицах, склоняющих к потреблению наркотических средств и психотропных веществ в том числе несовершеннолетних; о лицах, распространяющих экстремистские материалы, включенные в федеральный список экстремистских материалов, а также осуществляющих их производство либо хранение в целях массового распространения; о находящемся на хранении у граждан гражданском и наградном оружии, а также патронах к нему; о жалобах на противоправное поведение соседей и других жильцов дома в целях предупреждения преступлений и иных правонарушений; иным сведениям, имеющим значение для деятельности органов внутренних дел.

2. Индивидуальная профилактическая работа с лицами, ведущими антиобщественный образ жизни и ранее совершавшими противоправные деяния. Здесь задача участкового уполномоченного полиции состоит не только в том, чтобы снабжать население определенным количеством информации нравственно-правового и криминологического характера, но и в том, чтобы управлять процессом правовоспитательного и

X К X X и а

н

^

X ю

ю О X

£ а О

X н и О X

►д

<

и н ее

и ^

ее

X X и т и X и и

о

о 1-, о

X

£ <

X

ее

X

э

г!

X X

профилактического воздействия, развивать общественно полезные потребности личности, формировать ее нравственное и правовое сознание. Иначе говоря, как и всякая другая деятельность, информационный процесс в сфере профилактики преступлений и административных правонарушений нуждается в качественном управлении и целесообразной, результативной организации8.

3. Работа с обращениями граждан и их личный прием. Такая форма представляет собой осуществление деятельности по содействию гражданам в реализации их конституционных прав и свобод, обеспечению безопасности человека и гражданина, предупреждению противоправной деятельности. При этом участковый уполномоченный полиции руководствуется Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»9 и Административным регламентом системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок10.

4. Оказание содействия и помощи институтам гражданского общества в осуществлении ими мероприятий по охране общественного порядка и проведении профилактической работы с правонарушителями и лицами, находящимися в социально негативной среде.

5. Информирование общественности о совершенных правонарушениях, получение от нее информации, представляющей оперативный интерес для полиции.

6. Поощрение членов общественных объединений правоохранительной направленности, внештатных сотрудников полиции и граждан, отличившихся в охране общественного порядка.

7. Осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства, профилактика негативных явлений (пьянства, наркомании и т.д.), проведение совместных рейдов, патрулирования, правовое воспитание и просвещение населения.

«Общественный контроль за деятельностью полиции со стороны институтов гражданского общества, и особенно общественных советов, созданных при МВД России и его территориальных органах, является важнейшим принципом и необходимым условием эффективного выполнения наших задач. Нам очень важна оценка работы

полиции на общественно-политических мероприятиях, которую они дают, присутствуя на них в качестве наблюдателей. Зачастую она существенно влияет на формирование общественного мнения о действиях полиции, их законности и обоснованности», - отметил Министр внутренних дел РФ В.А. Колокольцев11.

В связи с этим в настоящее время актуальным является вопрос о необходимости разработки и согласования специального регламента взаимодействия участковых уполномоченных полиции и институтов гражданского общества в целях обеспечения гарантированного законом осуществления общественного контроля за их деятельностью.

8. Отчет участкового уполномоченного полиции перед населением о проделанной работе в порядке, установленном правовыми актами МВД России12, в целях информирования населения об оперативной обстановке и проделанной работе, а также получения информации об оценке населением деятельности участкового уполномоченного полиции и территориального органа МВД России.

Сегодня можно сказать, что использование общественного мнения участковыми уполномоченными полиции в совершенствовании, а в большей мере и в модернизации своей деятельности остается маловостребованным. Между тем знание мнения граждан о реализации конкретных правоохранительных функций, безусловно, помогает более качественно их реализовывать. Необходимость такого знания вытекает прежде всего из социальной природы института полиции в целом и института участковых уполномоченных полиции в частности, поэтому, воплощая в действительность свое общественное предназначение, участковые уполномоченные (полиция в целом) не могут не взаимодействовать с гражданами, трудовыми коллективами и общественными объединениями.

Ряд сотрудников полиции не в полной мере осознают тот факт, что общественное мнение является не только совокупностью оценок и суждений различных слоев населения о событиях и фактах социальной действительности, но и проявляется исключительно тогда, когда представляет для его носителей интерес. Следовательно, общественное мнение можно рассматривать как критерий уровня социальной безопасности и правовой защищенности человека и гражданина.

В современных условиях можно констатировать факт отсутствия во взаимоотношениях участковые уполномоченные полиции - институты гражданского общества принципа социального партнерства, реализация которого, безусловно,

способствовала бы повышению эффективности деятельности участковых уполномоченных и превращению их в более качественный, действенный институт социальной помощи и правовой защиты населения13. Так, например, по данным социологических опросов, 28% граждан России не знают ни телефонов, ни адресов участкового уполномоченного (и не знакомы с ним лично)14.

В контексте нашего повествования важно также отметить, что в связи с реформированием системы Министерства внутренних дел в ряде регионов России отмечается острая нехватка кадров, особенно в службе участковых уполномоченных полиции, поэтому возникает проблема - участковые уполномоченные вынуждены обслуживать несколько административных участков, что влечет за собой увеличение нагрузки. А это, в свою очередь, отрицательно сказывается на процессе взаимодействия участковых уполномоченных полиции и институтов гражданского общества.

Другой причиной выступает недостаточное правовое регулирование, которое является важным условием выстраивания взаимодействия полиции и институтов гражданского общества. В соответствии с п. «б» ст. 72 Конституции Российской Федерации обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. В ст. 132 Конституции Российской Федерации прописано, что осуществление охраны общественного порядка относится к вопросам местного значения в рамках отдельных, предусмотренных законом полномочий. Поэтому, как представляется, эти вопросы должны быть четко урегулированы на федеральном, региональном и местном уровнях. Примерами могут служить федеральные законы от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 02.07.2013 г.)15, от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»16, от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (ред. от 08.11.2011 г.)17, от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (ред. от 02.07.2013 г)18, Закон Республики Карелия от 2 марта 2005 г. № 856-ЗРК «Об участии жителей Республики Карелия в охране общественного порядка»19, Закон Краснодарского края от 28 июня 2007 г. № 1267-КЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка в Краснодарском крае» (ред. от 01.08.2012 г.)20, решение Пермской городской Думы от 18 ноября 2003 г № 149 «Об утверждении Положения о добровольных народных дружинах по охране общественного порядка в городе Пер-

ми» (ред. от 28.08.2012 г.)21, решение Курганской городской Думы от 7 июня 2006 г № 162 «Об утверждении Положения об общественных пунктах охраны порядка в городе Кургане (новая редак-ция)»22.

Вместе с тем, сегодня практически отсутствует федеральное законодательство, регламентирующее возможность участия граждан в оказании содействия правоохранительным органам по обеспечению правопорядка. В ряде регионов России именно отсутствие таких законов рассматривается органами государственной власти как основное препятствие к принятию соответствующих правовых актов. В связи с этим считаем необходимым ускорить процесс принятия федерального закона «Об участии граждан Российской Федерации в охране общественного порядка», который бы способствовал дальнейшему формированию и совершенствованию института общественной правоохранительной деятельности в стране.

Наибольшая острота проблемы взаимоотношений населения с участковыми уполномоченными состоит в том, что подчас они не только эффективно не выполняют свои функции гаранта правопорядка, прав и свобод человека и гражданина, но и сами нарушают их. Несмотря на проделанную работу по реформированию системы МВД России, серьезные изъяны имели и еще имеют место. Используемые данными органами средства и методы работы бывают неадекватны реальным потребностям охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, а в ряде случаев не соответствуют нормативным установлениям. Нередки случаи, когда сотрудники сами причиняют человеку и гражданину вред (нарушают их права и свободы), уповая лишь на силу как главное средство осуществления служебных функций.

Не случайно Министр внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцев обратил внимание на то, что «полиция должна заслужить доверие граждан, поэтому с нарушениями в своих рядах борется жестко и принципиально. ... Это доверие, - подчеркнул Министр внутренних дел Российской Федерации, - сегодня нужно не завоевывать - у нас не война, не возвращать, поскольку многое уже потеряно. Это доверие нам нужно заслужить четким выполнением своего долга перед людьми, своей каждодневной, полезной и результативной службой обществу»23.

Налицо давно уже назревшая необходимость адекватных перемен в методах деятельности, самой стилистике МВД России в диалоге с гражданским обществом. Важно не только принимать верные решения, но и разъяснять обществу - заинтересованным его слоям и группам - мотивы

X К X X и а

н

^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X ю

ю О X

£ а О

X н и О X

►д

<

и н се

и ^

ее

X X и т и X и и

о

о 1-, о

X

£ <

X

ее

X

э

г!

X X

принимаемых решений, условия их принятия. Без этого вряд ли возможно восстановление «разрушенных» коммуникаций между полицией и обществом, их взаимное доверие, а без них невозможно мирное, поступательное и эффективное развитие страны.

В связи с этим проблемы становления зрелого гражданского общества и формирования цивилизованных взаимоотношений в системе «полиция-общество» определяют необходимость теоретико-методологического осмысления состояния и перспектив развития взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Характерной чертой складывающейся реальности становится формирование модели современного гражданского участия в делах полиции, которая ориентирована на активность, толерантность, согласие, взаимопомощь, доверие. При этом главными параметрами в процессах взаимодействия полиции и институтов гражданского общества служат договор, компромисс, согласительные процедуры.

Движение к качественному обновлению взаимодействия полиции и институтов гражданского общества будет возможно, когда его необходимость станет аксиомой как для власти, так и для институтов гражданского общества. Поэтому необходима стратегия модернизации, широкая дискуссия в обществе в определении основных ее направлений, исследование влияния процессов взаимодействия полиции и институтов гражданского общества на обеспечение не только устойчивости, управляемости, стабильности современного российского общества, но и его инновационного прорыва. В то же время качественное обновление содержательной основы действия организационно-правового механизма обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина, функционирующего в условиях взаимодействия полиции и институтов гражданского общества, видится важнейшим направлением модернизацион-ных преобразований современной России.

Сегодня институты гражданского общества выступают основным инструментом реализации потенциала общественной активности граждан, создают реальные условия для изучения и учета общественного мнения, сопоставления взглядов различных социальных групп, их конструктивного диалога, формирования социальной базы развития демократии, выражения экономических, социальных и других требований. А вопросы взаимоотношений полиции и институтов гражданского общества, объединения их усилий в обеспечении конституционных прав и свобод человека и гражданина становятся актуальной проблемой в современной России.

Федеральный закон «О полиции» содержит ряд положений, касающихся перспектив развития взаимодействия полиции и институтов гражданского общества. Однако для реализации этих перспектив требуются не только правовые, но и социальные условия. К ним следует отнести стремление самой полиции к привлечению общественности; готовность граждан к подобному взаимодействию; авторитет полиции, эффективность ее работы; правовую культуру; общественное мнение; расширяющуюся практику общественной правоохранительной деятельности и ее результаты; стимулирование государством этой деятельности и т.п.

Таким образом, представляются необходимыми такие комплексные меры, направленные на совершенствование взаимодействия полиции в целом и участковых уполномоченных полиции в частности и институтов гражданского общества, как:

1) совершенствование правовой базы и эффективной правоприменительной практики в данной сфере;

2) создание эффективных механизмов взаимодействия с институтами гражданского общества;

3) проведение согласованной политики МВД России в области формирования у населения объективной оценки деятельности полиции (участкового уполномоченного) и создание положительного образа ее сотрудников;

4) профилактическая работа среди молодежи, ее социализация, организация занятости и досуга; повышение правосознания граждан, формирование их активной жизненной позиции;

5) социальная адаптация граждан, освободившихся из мест лишения свободы;

6) привлечение к охране правопорядка граждан и общественных организаций;

7) широкая информационная кампания по пропаганде идей гуманизма, общечеловеческих ценностей, толерантности; своевременное и объективное информирование граждан о государственной политике в сфере внутренних дел;

8) повышение статуса участкового уполномоченного полиции, работающего непосредственно с населением, знающего проживающий контингент и неблагополучные семьи на территории своего муниципального образования, как одного из ключевых инструментов государственной системы профилактики правонарушений;

9) создание «приемных» пунктов обращения граждан за правоохранительной помощью по месту жительства участкового уполномоченного полиции.

1 Харламов В.И. Исторический опыт проблемы совершенствования нормативно-правовой базы деятельности народных дружин в России // Проблемы взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями по охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности: Материалы круглого стола, проходившего 27 января 2006 г. в Академии управления МВД России. - М., 2006. С. 29.

2 Действующие распоряжения по милиции. - М., 1928. С. 81.

3 Положение о дворниках и ночных сторожах // Бюллетень НКВД РСФСР. 1925. № 15. С. 17.

4 Половинкин В.А. Перспективы социального механизма взаимодействия полиции и институтов гражданского общества // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 3 (55). С. 217.

5 Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900; 2013. № 27. Ст. 3477.

6 Приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» // Российская газета. 2013. 27 марта.

7 Волков С.Ю. Основные проблемы деятельности участковых уполномоченных полиции и пути их преодоления // Труды ВИПК МВД России. Вып. 34: Актуальные проблемы деятельности участковых уполномоченных полиции: Материалы внутриведомственного круглого стола / Сост. Е.В. Дремова. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2012. С. 73-74.

8 Тухланова О.Е. Управление массовым информационным процессом в сфере профилактики правонарушений. Взаимодействие ОВД с населением через деятельность СМИ // Управление в органах внутренних дел: проблемы теории, методологии, практики: Сборник статей. - М.: Академия управления МВД России, 2012. С. 74.

9 Собрание законодательства РФ. 2006. № 19. Ст. 2060; 2013. № 27. Ст. 3474.

10 Приказ МВД России от 12 декабря 2011 г. № 1221 «Об утверждении Административного регламента системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по предо-

ставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок» // Российская газета. 2012. 4 апр.

11 Колокольцев В.А. Поручись за участкового. URL: http://www.rg.ru/2013/02/11/kolokolzev.html (дата обращения: 20.04.2013).

12 Приказ МВД России от 30 августа 2011 г. № 975 «Об организации и проведении отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России (вместе с „Инструкцией по организации и проведению отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России")» (ред. от 19.02.2013 г.) // Российская газета. 2011. 30 сент.; 2013. 13 марта.

13 Идрисова С. Мнение граждан как основной критерий оценки деятельности полиции // Профессионал. 2012. № 1. С. 35.

14 Результаты исследования общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации // Профессионал. 2013. № 1. С. 31.

15 Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900; 2013. № 27. Ст. 3477.

16 Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

17 Собрание законодательства РФ. 2006. № 11. Ст. 1146; 2011. № 46. Ст. 6407.

18 Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3031; 2013. № 27. Ст. 3477.

19 Собрание законодательства РК. 2005. № 3.

20 Информационный бюллетень ЗС Краснодарского края. 2007. № 57; 2012. № 58.

21 Сборник нормативных актов городской Думы и главы города. 2003. Ноябрь.

22 Курган и курганцы. 2006. № 72.

23 Колокольцев В.А. Полиция должна заслужить доверие граждан. URL: http://www.mvd.ru/news/show_109865 (дата обращения: 19.08.2012).

X S X X ш а

х

со

CQ

О X

а О

S ь

и о

-Q

<

Ы Н

о? ы

о? S X

ы у

ы с

и ы

РЭ

о о

о

<

X

о? S Э

S £

а О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.