Научная статья на тему 'Развитие института взаимодействия общества с правоохранительными органами в современной России'

Развитие института взаимодействия общества с правоохранительными органами в современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
214
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новиков Д.О.

В статье проводится анализ Приказа МВД «Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции» № 8 от 10.01.2012 г., Федеральный закон от 02.04.2014 г. «Об участии граждан в охране общественного порядка» № 44-ФЗ и ведомственных нормативно-правовых актов МВД, принятых в соответствии с данным законом, для его более активной реализации. Также в статье проведен анализ некоторых положений Устава одной из добровольных народных дружин Красноярского края, созданных в соответствии с вышеуказанным законом. Следует отметить, что в настоящее время активно развивается институт взаимодействия общества с правоохранительными органами, что, несомненно, окажет положительное влияние на формирование правосознания российских граждан и укрепления институтов гражданского общества в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие института взаимодействия общества с правоохранительными органами в современной России»

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

© Новиков Д.О.*

Юридический институт Красноярского государственного аграрного университета, г. Красноярск

В статье проводится анализ Приказа МВД «Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции» № 8 от 10.01.2012 г., Федеральный закон от 02.04.2014 г. «Об участии граждан в охране общественного порядка» № 44-ФЗ и ведомственных нормативно-правовых актов МВД, принятых в соответствии с данным законом, для его более активной реализации.

Также в статье проведен анализ некоторых положений Устава одной из добровольных народных дружин Красноярского края, созданных в соответствии с вышеуказанным законом.

Следует отметить, что в настоящее время активно развивается институт взаимодействия общества с правоохранительными органами, что, несомненно, окажет положительное влияние на формирование правосознания российских граждан и укрепления институтов гражданского общества в современной России.

Ключевые слова правопорядок, правоохранительные органы, взаимодействие общества с правоохранительными органами, правосознание, добровольные народные дружины, внештатные сотрудники полиции.

«Идеальную модель взаимодействия общества и правоохранительных органов можно охарактеризовать тремя словами: ожидание, доверие, уважение. Ожидание включает в себя потребность общества в существовании силы, обеспечивающей безопасность и порядок» [3].

Отметим, что в период становления новой российской государственности, попыток построения гражданского общества, появления новых правовых институтов, стремительного развития права в целом органы государства и общество упустили из виду проблему взаимодействия общества с правоохранительными органами. На рубеже веков данному институту на законодательном уровне не уделялось достаточного внимания, что привело к падению доверия и уважения к сотрудникам правоохранительных органов со стороны общества.

Однако в последнее время очень активно развивается правовое регулирование данной сферы жизнедеятельности общества и, например 10.01.2012 года был принят Приказ МВД «Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции» № 8 [5]. В соответст-

* Аспирант.

вии с Инструкцией «Об организации деятельности внештатных сотрудников полиции», которая является приложением к вышеуказанному Приказу внештатные сотрудники полиции привлекаются к сотрудничеству по следующим направлениям деятельности полиции: «Защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; Предупреждение и пресечение преступлений, а также административных правонарушений; Розыск лиц; Обеспечение правопорядка в общественных местах; Обеспечение безопасности дорожного движения; Осуществление экспертно-криминалитиче-ской деятельности» [5].

При этом в соответствии с вышеуказанной Инструкцией для привлечения граждан к внештатному сотрудничеству с полицией необходимо учитывать ограничения, связанные с требованиями к сотрудникам полиции, предусмотренными ФЗ «О полиции» [8]. Данные ограничения видятся достаточно обоснованными и обусловленными современными Российскими реалиями. Также в положения данной Инструкции закрепляют обязанность ответственного сотрудника полиции участвовать в проведении занятий по обучению внештатного сотрудника полиции формам и методам работы по охране правопорядка и профилактике правонарушений, обеспечивать повышение правовой грамотности внештатного сотрудника полиции и распространять положительный опыт деятельности внештатных сотрудников полиции. Об итогах работы внештатного сотрудника полиции ответственный сотрудник докладывает своему руководителю не реже одного раза в год, с выводом о целесообразности продолжения дальнейшего сотрудничества. Внештатные сотрудники полиции за повышение престижа полиции и активное сотрудничество с органами полиции, в соответствии с вышеуказанной инструкцией могут поощряться в установленном порядке. Хороший подход к стимулированию граждан к сотрудничеству с полицией, самое главное, чтобы в бюджете были материальные средства для реализации данного положения.

Также необходимо отметить, что очень большой шаг вперед в сфере взаимодействия общества с правоохранительными органами был сделан, при принятии Федерального закона № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» [6]. Данный федеральный закон вступил в силу 02 июля 2014 г. Прошло уже более шести месяцев с момента вступления данного федерального закона в силу, и можно провести анализ его реализации.

Данный закон содержит ряд нововведений, свидетельствующих об изменении подхода законодателя к участию граждан в обеспечении правопорядка. В правовое поле, после длительного отсутствия, возвращены такие понятия, как: «народный дружинник», «народная дружина», «общественное объединение правоохранительной направленности» и «участие граждан в охране общественного порядка». Так в соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка»:

«Участие граждан в охране общественного порядка - оказание гражданами помощи органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в целях защиты жизни, здоровья, чести и достоинства человека, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах; народная дружина - основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления; народный дружинник - гражданин Российской Федерации, являющийся членом народной дружины и принимающий в ее составе участие в охране общественного порядка; общественное объединение правоохранительной направленности - не имеющее членства общественное объединение, сформированное по инициативе граждан для участия в охране общественного порядка» [6].

Необходимо отметить, что данный Федеральный закон закрепляет следующие принципы участия граждан в охране общественного порядка: 1) добровольности; 2) законности; 3) приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина; 4) права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом; 5) взаимодействия с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления; 6) недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

«При взаимодействии служб и подразделений органов внутренних дел с общественностью граждан и коллективы можно привлекать к деятельности по предотвращению и ликвидации угроз человеку, обществу и государству, возникающих в связи с нарушениями урегулированного законодательством состояния общественных отношений» [2].

Согласно ст. 12 анализируемого федерального закона: «Народные дружины создаются по инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования..., территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел» [6].

Основными направлениями деятельности добровольной народной дружины являются: 1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка; 2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины; 3) участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций; 4) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.

Также в рамках реализации данного федерального закона, в соответствии со ст. 15 был принят Приказ МВД России от 18 августа 2014 г. № 696 «Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи», который утверждает порядок подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи.

Согласно положениям данного приказа целью подготовки народных дружинников является получение знаний, умений и навыков, необходимых в деятельности народных дружинников.

Для реализации данной цели в приказе обозначены следующие задачи: «Ознакомление с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами МВД России, регламентирующими деятельность народных дружинников, и их практическое применение при участии в охране общественного порядка; Формирование, закрепление, развитие у народных дружинников практических навыков к действиям при участии в охране общественного порядка; Ознакомление с мерами личной безопасности и приемами самозащиты при участии в охране общественного порядка; Поддержание у народных дружинников постоянной готовности участвовать в предупреждении и пресечении правонарушений; Формирование навыков оказания первой помощи» [7].

Также в соответствии с данным приказом - на инструктаже народные дружинники должны иметь при себе удостоверение народного дружинника, быть одетыми в форменную одежду и (или) иметь отличительную символику народного дружинника, иметь опрятный внешний вид.

Следует отметить, что в первую очередь взаимодействие добровольных народных дружинников должно осуществляется с участковыми уполномоченными полиции, поскольку именно УУП в своей профессиональной деятельности, согласно п. 7 Приказа МВД России от 31 декабря 2013 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции», при несении службы осуществляет взаимодействие с учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами. Формы такого взаимодействия во многом зависят от того, в связи, с чем и где возникает указанное взаимодействие.

Это взаимодействие напрямую влияет на достижение успешных результатов деятельности участкового уполномоченного полиции.

Проведем анализ некоторых положений устава одной из территориальных добровольных народных дружин, принятых в соответствии с вышеуказанным ФЗ-44. Например, в Уставе одной из ДНД Красноярского края указаны следующие методы работы народной дружины: Патрулирование совместно с полицией и выставление постов на улицах, в садовых массивах и других общественных местах, проведение рейдов и поисковых мероприя-

тий по выявлению правонарушений осуществляется по четвергам, пятницам и субботам. Один выход на дежурство предполагает наличие одного офицера полиции и двух членов ДНД. Время осуществления патрулирования с 19.00 до 23.00 часов.

Необходимо отметить, что для усиления эффективности работы ДНД необходимо проводить работу по повышению правовой культуры граждан Российской Федерации, поскольку без повышения уровня правосознания добровольные народные дружинники не будут, воспринимается гражданами должным образом. Справедливо отмечается, что: «Правосознание - это источник, вызывающий внутреннюю готовность гражданина к процессу реализации правовых норм, совершенствованию социально-правовой жизни» [4]. С данным утверждением сложно не согласится, самое главное донести его до сознания Российских граждан.

При рассмотрении вопроса об укреплении правосознания нельзя не затронуть момент о борьбе позитивного права и «теневого права». Сложности борьбы с ««теневым правом» и его различными проявлениями усугубляется тем, что изменились авторитеты, на которые опираются педагоги и другие социальные работники в воспитании молодого поколения» [1]. Следует отметить, что очень часто граждане знают теневые правила намного лучше, чем правовые предписания, что конечно оказывает очень большое влияние на деятельность общества по обеспечению правопорядка.

Очень важный вопрос - материальное стимулирование деятельности народных дружинников. В соответствии со ст. 26 ФЗ-44 «Органы государственной власти и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов могут осуществлять материальное стимулирование деятельности народных дружинников».

В завершении отметим, что после распада СССР взаимодействие правоохранительных органов и общественности прекратилось. На это имелись объективные причины, такие как постоянные финансовые кризисы в стране, реформирование законодательства, реформы органов внутренних дел. Также следует помнить о стереотипах, сложившихся об органах внутренних дел в последнее время. Конечно, необходимо учитывать, что стереотипы родились не на пустом месте. Стереотипы, формировавшиеся на протяжении двадцати лет, что являются отражением реальности, поэтому весьма сомнительна возможность изменения правовых основ взаимодействия общественности и правоохранительной системы без изменения реального положения вещей.

Однако в настоящее время работа по законодательному закреплению форм участия граждан в охране общественного порядка проводится в достаточно интенсивной форме, что поднимает данную деятельность на новый уровень: она становится регулируемой, а значит более эффективной.

Список литературы:

1. Арзамасов Ю.Г. Борьба с влиянием «теневого права» на правосознание российских граждан и на современные общественные отношения (ч. 2) // Представительная власть - 2009. - № 5, 6. - С. 14.

2. Джемелинский В.А. Совершенствование форм участия населения в охране правопорядка с учетом возможностей участковых пунктов полиции // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 18.

3. Лукин В. Рецепт доверия // Полиция России. - 2012. - № 12. - С. 10.

4. Тепляшин И.В. Правовая активность Российских граждан: перспективы исследования категории // Российский юридический журнал. - 2010. -№ 5. - С. 43.

5. Приказ МВД «Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции» № 8 от 10.01.2012 г. (по состоянию на 13.08.2014 г.) // СПС «Консультант плюс».

6. Об участии граждан в охране общественного порядка: федер. закон № 44-ФЗ // Российская газета. - 2014, 4 апр. - № 77.

7. Приказ МВД «Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи» № 696 от 18.08.2014 г. (по состоянию на 07.04.2015 г.) // СПС «Консультант плюс».

8. Федеральный закон № 3-ФЗ «О полиции» (в ред. 06.04.2015 г.) // СПС «Консультант плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.