Научная статья на тему 'Правовое регулирование организации паспортной системы на территории Уральской (Свердловской) области (1933—1934 годы)'

Правовое регулирование организации паспортной системы на территории Уральской (Свердловской) области (1933—1934 годы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
52
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Уральская (Свердловская) область / паспортная система / ОГПУ / РКМ / нормативные правовые акты / паспорт / удостоверение личности / учет населения / Ural (Sverdlovsk) region / passport system / OGPU / RCM / regulatory legal acts / passport / identity card / population accounting

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ирина Васильевна Гребенщикова

Статья посвящена правовым вопросам организации паспортной системы Уральской (Свердловской) области в 1933—1934 гг. В статье анализируются не рассматриваемые ранее нормативные правовые акты, регламентирующие организацию паспортной системы на территории области. Приводятся документы, согласно которым вводятся единые штампы по прописке и выписке; рассекреченные акты, устанавливающие особенности приема заявлений по розыску утерянных паспортов; акты, определяющие порядок наложения административных взысканий за нарушение паспортной системы; акты, регулирующие финансовое обеспечение деятельности подразделений паспортной системы на территории Уральской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of the organization of the passport system in the territory of the Ural (Sverdlovsk) region (1933—1934)

This article is devoted to the legal issues of the organization of the passport system of the Ural (Sverdlovsk) region in 1933— 1 934. The article uses normative legal acts that have not been introduced into scientific circulation before, regulating the organization of the passport system in the territory of the region. The documents on the introduction of uniform stamps for registration and discharge are given; declassified acts regulating the acceptance of applications for the search for lost passports; acts defining the procedure for imposing administrative penalties for violation of the passport system; acts regulating the financial support of the activities of passport system units in the Ural region.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование организации паспортной системы на территории Уральской (Свердловской) области (1933—1934 годы)»

Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 35 — 40. Education. Science. Scientific personnel. 2022;(2):35 — 40.

ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 342 NIION: 2007-0062-2/22-074

doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-35-40 MOSURED: 77/27-004-2022-02-274

Правовое регулирование организации паспортной системы на территории Уральской (Свердловской) области

(1933-1934 годы)

Ирина Васильевна Гребенщикова

Уральский юридический институт МВД России, Екатеринбург, Россия, grebenshikova_iv@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена правовым вопросам организации паспортной системы Уральской (Свердловской) области в 1933—1934 гг. В статье анализируются не рассматриваемые ранее нормативные правовые акты, регламентирующие организацию паспортной системы на территории области. Приводятся документы, согласно которым вводятся единые штампы по прописке и выписке; рассекреченные акты, устанавливающие особенности приема заявлений по розыску утерянных паспортов; акты, определяющие порядок наложения административных взысканий за нарушение паспортной системы; акты, регулирующие финансовое обеспечение деятельности подразделений паспортной системы на территории Уральской области.

Ключевые слова: Уральская (Свердловская) область, паспортная система, ОГПУ, РКМ, нормативные правовые акты, паспорт, удостоверение личности, учет населения

Для цитирования: Гребенщикова И.В. Правовое регулирование организации деятельности паспортной системы на территории Уральской области (1 933— 1 934 годы) // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 35 — 40. doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-35-40.

THEORETICAL AND HISTORICAL LEGAL SCIENCES

Original article

Legal regulation of the organization of the passport system in the territory of the Ural (Sverdlovsk) region (1933-1934)

Irina V. Grebenshchikova

Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Yekaterinburg, Russia, grebenshikova_iv@mail.ru

Abstract. This article is devoted to the legal issues of the organization of the passport system of the Ural (Sverdlovsk) region in 1933— 1 934. The article uses normative legal acts that have not been introduced into scientific circulation before, regulating the organization of the passport system in the territory of the region. The documents on the introduction of uniform stamps for registration and discharge are given; declassified acts regulating the acceptance of applications for the search for lost passports; acts defining the procedure for imposing administrative penalties for violation of the passport system; acts regulating the financial support of the activities of passport system units in the Ural region.

Keywords: Ural (Sverdlovsk) region, passport system, OGPU, RCM, regulatory legal acts, passport, identity card, population accounting

For citation: Grebenshchikova I.V. Legal regulation of the organization of the passport system in the territory of the Ural region (1933—1934) // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2022;(2):35 — 40. (In Russ.). doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-35-40.

После победы Октябрьской социалистической революции в России в соответствии с Декретом Всероссийского центрального исполнительного комитета (далее — ВЦИК)

© Гребенщикова И.В., 2022

и Совета народных комиссаров (далее — СНК) «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» паспортная система Российской империи была объявлена недействительной. Все сословия и сословные деления, равно как звания и наименования гражданских чинов, были упразднены,

поэтому существовавшая до революции паспортная система, основанная на сословном делении, практически была уничтожена. Все население в соответствии со ст. 2 этого нормативного правового акта стало гражданами Российской Республики. В связи с большим количеством перемещений населения вследствие войны в стране перестал действовать принцип закрепления человека за определенным местом, поэтому система учета и контроля населения была сведена на нет.

Перед руководством Страны Советов встала важная задача — ввести правила въезда и выезда из государства. 2 декабря 1917 г. был издан приказ «О визации паспортов», разрешавший въезд на территорию Советской Республики лицам, имевшим паспорта, заверенные советским представителем за рубежом Вацлавом Воровским. Выезд за пределы Советской Республики регламентировался распоряжением наркома НКВД «О запрещении выезда из РСФСР», в соответствии с которым без разрешения местных советов запрещался выезд для лиц, являющихся гражданами государств, воевавших с Россией [1, с. 143].

Началом восстановления системы учета населения стал Декрет СНК РСФСР от 5 октября 1918 г. «О трудовых книжках для нетрудящихся». В данном документе отмечалось, что, поскольку труд является обязанностью граждан республики в соответствии с Конституцией РСФСР 1918 г., то вместо паспортов и прочих удостоверений личности теперь будут использоваться трудовые книжки [1, с. 144].

Начиная с 1922 г. гражданам было предоставлено право свободного передвижения по всей территории РСФСР в соответствии с Декретом ВЦИК от 24 января 1922 г. № 106, а также со ст. 5 Гражданского кодекса РСФСР.

Согласно ст. 1 Декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 20 июля 1923 г. «Об удостоверении личности» и вовсе было запрещено требовать от граждан РСФСР обязательное предъявление паспортов и иных видов на жительство, стесняющих их право передвигаться и селиться на территории страны. Все названные документы, а также трудовые книжки аннулировались. Граждане в случае необходимости могли получить удостоверение личности, однако это было их правом, а не обязанностью [2, с. 118]. Паспорт был необходим гражданину лишь при выезде за границу.

Институт прописки в государстве был введен в соответствии с Декретом СНК РСФСР от 28 апреля 1925 г. «О прописке граждан в городских поселениях».

Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 18 июля 1927 г. «Об удостоверениях личности»

была установлена новая форма удостоверения личности, к которому были приравнены: актовая выписка о рождении или браке; справка домоуправления или сельского совета о проживании; удостоверение с места работы или службы и т.д. [2, с. 118].

В Уральской области важным направлением административной деятельности милиции стали контроль за движением населения и выдача гражданам удостоверений личности, которых только за период с октября 1925 г. по октябрь 1926 г. было оформлено около 230 тыс. [3, с. 24].

Начало 30-х годов XX в. стало тяжелым периодом в истории Советского государства: индустриализация и коллективизация, массовый голод 1932—1933 гг. повлекли за собой ужесточение политического режима и усиление контроля за передвижением населения со стороны руководства СССР.

Так, в соответствии с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 27 декабря 1932 г. «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов» было образовано Главное управление рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ СССР, на которое возлагались функции введения в Советском Союзе единой паспортной системы, прописки паспортов и непосредственного руководства этими работами.

Согласно Положению о паспортах, утвержденному постановлением СНК СССР от 27 декабря 1932 г. № 1667 «Об утверждении положения о паспортах», Главному управлению рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ СССР было поручено в десятидневный срок представить на утверждение СНК Союза ССР инструкцию о «проведении» настоящего Положения.

В соответствии с п. 9 приложения № 6 к п. 21 приказа № 136 «О выдаче гражданам Союза ССР паспортов на территории СССР» структура и порядок работы паспортных отделов и столов, а также адресных бюро (столов) определялись Главным Управлением РКМ при ОГПУ.

В соответствии с этим же нормативным правовым актом в областных управлениях РКМ были организованы паспортные отделы, а в городских и районных управлениях и отделениях РКМ — паспортные столы.

На милицию была возложена работа по выдаче паспортов; наблюдению за своевременной пропиской и выпиской граждан, за обязательной постановкой отметок в паспортах о приеме и увольнении, а также контроль за населением в сельской местности.

Деятельность милиции по принятию заявлений на восстановление паспортов была детально

регламентирована объявленной приказом ГУ РКМ при ОГПУ от 26 февраля 1933 г. № 8с Инструкцией «О порядке восстановления утраченных паспортов» [4, л. 5].

Во исполнение п. 9 приложения № 6 к п. 21 приказа № 136 «О выдаче гражданам Союза ССР паспортов на территории СССР» в Свердловске, наряду с другими городами, а также в Уральской области выдача паспортов производилась в полном соответствии с разделом II утвержденной СНК СССР Инструкции «О выдаче гражданам Союза ССР паспортов в Москве, Ленинграде и Харькове, 100-километровой полосе вокруг Москвы и Ленинграда и в 50-километровой полосе вокруг Харькова».

Циркуляром Управления РКМ от 25 марта 1933 г. № 19 «Об объявлении циркуляра ЦУ РКМ от 14 марта 1933 года № 13 «О введении единообразной формы штампов о прописке и выписке паспортов»» был введен в действие штамп единого образца. В тех местностях, где паспортов не было, штамп проставлялся на документах, которые предоставлялись при прописке [5, л. 12].

Порядок обмена паспортов в связи со сменой фамилии, имени или отчества был определен приказом ГУ РКМ от 11 мая 1933 г. № 65 «Об объявлении Инструкции о порядке обмена паспортных документов при перемене фамилии или имени, отчества» [6, л. 199].

В соответствии с циркуляром Управления РКМ Уральской области от 22 мая 1933 г. № 64, на основании циркуляра ГУ РКМ от 29 апреля 1933 г. № 94/074 «О порядке хранения паспортных документов лиц, призванных на действительную военную службу» [5, л. 18] паспорта подлежали хранению у командиров, а на странице «Особые отметки» делалась запись: «Призван на действительную военную службу», ставились подпись, номер войсковой части и печать.

Не менее важным нормативным правовым актом по становлению паспортной системы следует считать постановление СНК СССР от 28 апреля 1933 г. № 861 «О выдаче гражданам Союза ССР паспортов на территории Союза ССР» [2, с. 145]. Данным документом определялись города со 150-километровыми зонами вокруг и населенные пункты 100-километровой зоны приграничных районов СССР, которые носили статус режимных территорий, иными словами, территорий, на которых запрещалось проживание лиц, считавшихся врагами советской власти. В число таких городов входил и Свердловск.

В соответствии с циркуляром Управления РКМ Уральской области от 13 октября 1933 г. № 38, на основании циркуляра ГУ РКМ при ОГПУ СССР от 5 сентября 1933 г. № 91 «О заполнении в паспорте графы «социальное положение» на членов артели и инвалидов» у граждан, относящихся к этой группе, в данной графе обозначалось социальное положение до вступления в артель, у инвалидов указывалась отметка «член артели инвалидов» [5, л. 24].

Нередко гражданами СССР допускались нарушения нормативных правовых актов, которые определяли сроки прописки, поэтому циркуляром Управления РКМ Свердловской области от 17 марта 1934 г. № 4 на основании циркуляра ГУ РКМ при ОГПУ от 27 февраля 1934 г. № 19 «О порядке наложения административных взысканий за нарушение паспортной системы» за проживание без прописки, паспорта или временного удостоверения, а также за нарушение правил прописки на виновных лиц налагались штрафы в административном порядке в размере до 100 руб. или назначались исправительно-трудовые работы до 30 дней [5, л. 32]. Наложение штрафа могло быть обжаловано начальнику вышестоящего Управления РКМ.

Сведения о суммах, взысканных в административном порядке за нарушение паспортного режима Управлением РКМ Свердловской области, предоставлялись в соответствии с приказом ГУ РКМ от 9 августа 1934 г. № 92 «О предоставлении сведений о суммах, взысканных за нарушение паспортного режима и прописочного сбора» [5, л. 201].

Циркуляром Управления РКМ Свердловской области от 22 февраля 1934 г. «Об объявлении циркуляра ГУ РКМ от 28 января 1934 года № 12 «О порядке ведения учета населения в нережимных местностях и работы адресных бюро (столов)»» [5, л. 36] был определен порядок учета движения населения таких местностей, в соответствии с которым учет производился в адресных бюро или паспортных столах (если не было бюро) путем ежедневного заполнения «Рабочей ведомости» по форме № 1 (см. табл. 1).

Рабочая ведомость заполнялась на каждый день, умершие подлежали учету в графе «Выбыло за день».

Учету подлежало все население, прописанное по организации РКМ, в ведении которого находилось адресное бюро. Для полного охвата всего населения органы РКМ два раза в год получали от органов ЗАГСа сведения о родившихся и умерших.

Таблица 1. Форма № 1. Рабочая ведомость учета движения населения по адресному столу Управления РКМ (наименование района) [5, л. 36]

Состояло Прибыло за день Выбыло за день Поступление адресных листков на лиц Всего поступило

Вз. Дети Вз. Дети Вз. Дети Переменившие место жительства Перемена фамилии, имени, паспорта Приб. Выб.

Приб. Выб. Приб. Выб.

В свою очередь, районные и городские управления РКМ предоставляли сведения о численности и движении населения два раза в год по состоянию на 1 января и 1 июля текущего

года в краевые (областные) управления, которые на основании этих сведений составляли документ по форме № 2 (табл. 2) и предоставляли его в Главное Управление РКМ ОГПУ.

Таблица 2. Форма № 2. Сводка о движении населения по нережимным местностям

(край, область) [5, л. 40]

Наименование района и городского Управления Состояло на 01.01.1934 г. 01.07.1934 г. Прибыло Выбыло Состояло на 01.07.1934 г. 01.01.1935 г.

Вз. Дети Вз. Дети Вз. Дети Вз. Дети

Отмечались случаи утери или порчи паспортов, поэтому, в соответствии с циркуляром Управления РКМ Свердловской области от 9 февраля 1934 г. № 12с «Об устранении недостатков в работе по приему заявлений об утраченных паспортах» [4, л. 10], во исполнение Инструкции «О порядке восстановления утраченных паспортов», объявленной приказом ГУ РКМ при ОГПУ от 26 февраля 1933 г. № 8с, был детально регламентирован порядок принятия соответствующих заявлений от граждан.

Придавая розыску паспортов как одному из основных элементов по закреплению паспортной системы важное значение и с целью установления четкого и своевременного объявления розыска утраченных паспортов, были предписаны следующие мероприятия: в тех случаях, когда потеря паспорта вызывала сомнение, органы милиции были обязаны сами проверять факты получения паспортов, об утрате которых поступали заявления.

Было категорически запрещено бесцельно направлять дела из одного отделения милиции в другое, принимая заявление по месту жительства, а не по месту выдачи паспортов.

При проверке заявленных данных следовало немедленно сообщать об утрате паспорта для объявления всесоюзного розыска.

Содержание паспортных аппаратов осуществлялось в соответствии с телеграфным сообщением ГУ РКМ ОГПУ от 2 января 1934 г. № 13-11 «О порядке разъяснения и расходования кредитов на 1 кв. 1934 года по содержанию паспортных аппаратов по бюджету СССР смете ГУ РКМ» [4, л. 20]. Далее приведем выдержку из данного документа.

«Зарплата — кредиты были переведены из расчета содержания только штата, утвержденного в 1933 году по средним ставкам с учетом имевших место изменений.

Ст. 1. Зарплата — были включены кредиты начислений на содержание Профкома и надбавки за отдаленность для тех Управлений РКМ, которые попадали под категорию отдаленных.

Ст. 2. Административные расходы — кредиты были переведены из расчета 27 руб. 36 коп. на ед. в год.

Ст. 5. Вещевое довольствие — кредиты оставляли в центре для централизованного снабжения, причем всем Управлениям РКМ в течение 1 кв. 1934 года надлежало представить сведения о наличии женщин в составе штата паспортных аппаратов на предмет выдачи во II квартале 1934 года взамен обмундирования, положенной денежной компенсации.

Ст. 6. Артдовольствие — кредиты также оставались в центре для централизованного снабжения.

Ст. 7. Специальные оперативные расходы — кредиты были переведены по следующим расчетам:

а) на почтовые телеграфные расходы — из расчета 12 руб. на ед. в год;

б) на путевое довольствие — из расчета 3% от суммы основной зарплаты;

в) на типографские расходы — кредиты оставлены в центре до предоставления УПР, РКМ, не получивших на эту цель средств, обоснованных смет и заверенных расчетов.

Имело место предоставление многими управлениями милиции преувеличенных смет, которые при их рассмотрении подлежали сокращению до 50% и более, поэтому при составлении смет надлежало руководствоваться действитель-

ными потребностями и существующими твердыми расценками.

г) на механизацию паспортной системы — кредиты были переведены по согласованию с паспортным отделом ГУ РКМ.

Ст. 10. Культурпросветрасходы — кредиты были переведены из расчета 32. руб. на ед. в год.

Ст. 12. Пенсии и пособия (гособеспечение) — кредиты были переведены из расчета 3% от суммы основной зарплаты на производственных местах по медико-санитарному обслуживанию и по выдаче пособий на рождение и погребение, с оставлением остальных сумм кредита в центе на выдачу пенсий и приобретение санкуркоек».

На основании изложенных разъяснений на содержание паспортных подразделений Уральской области в 1-м квартале 1934 г. были выделены средства в соответствии со статьями расхо-

дов (табл. 3).

Таблица 3. Расходование кредитов на 1-й квартал 1934 г. по содержанию паспортных аппаратов [4, л. 23]

Статья расходов Содержание статьи Сумма, руб.

Статья 1. Зарплата а) основные средства; б) на содержание профсоюзов; в) надбавка за отдаленность 208 000 2080 10 000

Статья 2. Административные расходы 3577

Статья 7. Специальные оперативные расходы а) на почтовые телеграфные расходы; б) на путевое довольствие; г) на механизацию паспортной системы 1569 6240 7809

Статья 10. Культурпро-светрасходы 4184

Статья 12. Пенсии и пособия (гособеспечение) 6240

Итого 241 890

Следует отметить, что допускались нарушения нормативных правовых актов, касающихся регламентации деятельности паспортных подразделений сотрудниками паспортной системы. За нарушение нормативных правовых актов деятельности РКМ сотрудники наказывались довольно строго. Так, в соответствии с приказом УРКМ по Свердловской области от 25 апреля 1934 г. «О наложении дисциплинарного взыскания на начальника Паспортного стола 4 отдела горми-лиции Ш.» сотрудник был арестован на 5 суток за то, что незаконно вызвал в отделение мили-

ции гражданина, который был уволен с завода и написал заявление о неправомерных действиях администрации завода [6, л. 18]. Наказание на начальника паспортного стола было наложено в связи с тем, что рассмотрение данного вопроса, в соответствии с положением о службе в РКМ, не входило в функции органов РКМ, соответственно, он не имел права вызывать уволенного гражданина в отделение милиции.

Таким образом, для создания паспортной системы Советского государства были приняты все основополагающие нормативные правовые

акты, регламентирующие ее деятельность. Среди документов следует отметить как законы, так и подзаконные акты, издаваемые подразделениями РКМ. В целом создание подобной системы оказало положительное воздействие на упорядочение перемещения населения, ведение борьбы с классово чуждыми элементами и преступниками благодаря осуществлению строгого учета.

Список источников

1. Байбурин А.К. К предыстории советского паспорта (1917—1932) // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2009. С. 140—154.

2. Фатихов Д.Р. Становление и развитие советской паспортной системы // Правопорядок: история, теория, практика. 2014. № 2 (3). С. 117—119.

3. Шведов В.В. Формирование и деятельность органов внутренних дел Уральской области: 1923—1934 гг.: автореф. дис. ... канд. истор. наук. Екатеринбург, 2007.

4. TACO. Ô-854. On. 3. fl. 61.

5. TACO. Ô-854. On. 3. fl. 39.

6. TACO. Ô-854. On. 3. fl. 50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Baiburin A.K. To the prehistory of the Soviet passport (1917—1932) // Inviolable reserve. Debates about politics and culture. 2009. P. 140— 154.

2. Fatikhov D.R. Formation and development of the Soviet passport system // Law and order: history, theory, practice. 2014. No. 2 (3). P. 117—119.

3. Shvedov V.V. Formation and activity of the internal affairs bodies of the Ural region: 1923— 1934: abstract of the dissertation ... cand. history of sciences. Yekaterinburg, 2007.

4. GASO. F-854. Op. 3. D. 61.

5. GASO. F-854. Op. 3. D. 39.

6. GASO. F-854. Op. 3. D. 50.

Информация об авторе

И.В. Гребенщикова — доцент кафедры теории и истории государства и права Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук.

Information about the author

I.V. Grebenshchikova — Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law of the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Legal Sciences.

Статья поступила в редакцию 07.04.2022; одобрена после рецензирования 07.05.2022; принята к публикации 07.06.2022.

The article was submitted 07.04.2022; approved after reviewing 07.05.2022; accepted for publication 07.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.