Научная статья на тему 'Роль советской милиции в осуществлении паспортизации и контроля за миграцией населения (1917-1950 гг. )'

Роль советской милиции в осуществлении паспортизации и контроля за миграцией населения (1917-1950 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
210
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ПАСПОРТИЗАЦИЯ / СОВЕТСКАЯ МИЛИЦИЯ / ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ГРАЖДАН / MIGRATION / PASSPORTING / SOVIET POLICE / DISPLACEMENT OF CITIZENS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Исаков Владимир Маркович

Рассматриваются вопросы участия советской милиции в паспортизации населения страны и в миграционных процессах до середины 50-х гг. XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the Soviet militia in the implementation of passporting and control of migration of the population (1917-1950)

Discussed the participation of the Soviet police in the passporting of the country’s population and migration processes until the mid-50s. 20th century.

Текст научной работы на тему «Роль советской милиции в осуществлении паспортизации и контроля за миграцией населения (1917-1950 гг. )»

УДК 351.74 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10367

ББК 63.3(2) © В.М. Исаков, 2019

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

РОЛЬ СОВЕТСКОЙ МИЛИЦИИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПАСПОРТИЗАЦИИ И КОНТРОЛЯ ЗА МИГРАЦИЕЙ НАСЕЛЕНИЯ (1917-1950 ГГ.)

Владимир Маркович Исаков, старший научный сотрудник научно-исследовательского и редакционно-издательского отделения, доктор юридических наук, профессор

Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (143100, Московская область, Рузский район, поселок Старотеряево) E-mail: ivm45@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы участия советской милиции в паспортизации населения страны и в миграционных процессах до середины 50-х гг. XX в.

Ключевые слова: миграция, паспортизация, советская милиция, перемещение граждан.

THE ROLE OF THE SOVIET MILITIA IN THE IMPLEMENTATION OF PASSPORTING AND CONTROL OF MIGRATION OF THE POPULATION (1917-1950)

Vladimir M. Isakov, senior researcher of Research, Editing and Publishing Department, doctor of legal sciences, professor Moscow Regional Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (143100, Moscow region, Ruzsky rayon, poselok Staroteryaevo) E-mail: ivm45@mail.ru

Abstract. Discussed the participation of the Soviet police in the passporting of the country's population and migration processes until the mid-50s. 20th century.

Keywords: migration, passporting, Soviet police, displacement of citizens.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Исаков В.М. Роль советской милиции в осуществлении паспортизации и контроля за миграцией населения (1917-1950 гг.). Вестник Московского университета МВД России. 2019;(7):11-8.

Анализ имеющихся научных исследований показывает, что авторы в основном уделяют внимание современной проблематике миграционной политики российского государства, лишь отчасти затрагивая опыт Российской империи. Однако, следует отметить, что Россия, исторически являясь многонациональным и многоконфессиональным государством, за период своего существования накопила богатый опыт решения многих вопросов, в том числе создания правовых основ паспортизации и осуществления контроля за миграцией населения, начало которым было положено в дореволю-

ционный период. Вместе с тем, опыт Советского государства представляется весьма интересным, особенно в переломные для страны моменты, когда перемещалась огромная масса людей для удовлетворения потребностей экономики государства в трудовых ресурсах, для возвращения сотен тысяч военнопленных граждан на свою Родину и др. Осмысление этого опыта может способствовать выработке оптимальных решений на современном этапе.

Исследованием данной темы занимались отечественные историки и юристы: Л.Ф. Болтенкова,

М.И. Еропкин, И.И. Кизилов, А.Я. Малыгин, Р.С. Му-лукаев, В.Ф. Некрасов, Л.П. Рассказов, О.В. Хлев-нюк, В.В. Черников и др. [1]. Они уделили внимание отдельным аспектам данной проблематики.

Обращаясь к истории вопроса, следует отметить, что в Древней Руси контроль за передвижением населения обеспечивался в основном обычаями общинной жизни, которая принимала к себе новых членов только на условиях поручительства. По свидетельству Повести временных лет (летописного свода начала XII в.), появление прототипов паспорта относится к X в. [2, с. 160]. В первую очередь удостоверяющие документы получали купцы, занимавшиеся заграничной торговлей, которым выдавались грамоты с указанием их кораблей для свободного въезда в порт. Порядок выдачи грамот выезжающим за рубеж русским купцам широко применялся и в более позднее время. Получали такие грамоты и иностранные коммерсанты (Новгородская проезжая грамота 1269 г.). Соборное Уложение 1649 г. (свод законов Русского государства) закрепило практику оформления выезда за рубеж путем выдачи так называемой проезжей грамоты, которую получали не только купцы, но и другие категории населения. В статье 1 главы VI «О проезжих грамотах в иные государства» указывалось: «А будет кому лучится ехати из Московскаго государства, для торгового промысла, или инаго для какого своего дела в иное государство, которое государство с Московским государством мирно: и тому на Москве бити челом Государю, а в городех воеводам о проезжей грамоте, а без проезжей грамоты ему не ездити. А в городех воеводам давати им проезжия грамоты без всякаго задержания» [3, с. 47]. Как следует из приведенного текста, Уложение предписывало отправляющимся за рубеж российским подданным иметь на руках проезжие грамоты. Прошение на оформление и получение такой грамоты в Москве подавалось на имя государя, а в других городах - воеводам. Документ выдавался на каждую конкретную поездку. Проезжие грамоты получали иностранные купцы и дипломаты, которые намеревались посетить различные области страны или следовали через нее транзитом.

В начале XVIII в. в связи с формированием регулярной армии и усилением дезертирства обязанность иметь при себе документ, удостоверяющий личность, была распространена на солдат, пребывающих вне расположения своих частей. Примером может служить указ от 7 апреля 1715 г. «О

поиске и приводе в Санкт-Петербург солдат, бежавших с Котлина острова и из Санкт-Петербургских гарнизонов», в котором говорилось, что «такожде всем подрядчикам, которые у кирпичных и прочих заводов, и леса, и дрова, и уголья по поряду в Санкт-Петербург и в прочия здешние места ставят, призвав их, сказать сей Его Царскаго Величества указ... чтоб они таких беглецов солдат и рекрут, и прочих пришлых людей без всякого свидетельства не принимали под опасением смертной казни.» [4]. О росте значения персональных документов в системе контроля над населением при Петре I свидетельствует «Инструкция воеводам» (января 1719 г.), которая запрещала представителям власти на местах пропускать «гулящих людей без проезжих писем». То же правило было повторено в царском указе от 19 марта 1719 г. «Об искоренении воровских людей, беглых солдат и рекрут»: «.а прикащикам и старостам, и выборным в городах обретающимся судьям. пришлых гулящих людей, не имеющих свободных прямых отпусков или по себе поручных записей с знатными поруки. объявлять без утакий» [4].

Наконец, 30 октября 1719 г. последовал указ из Военной коллегии «О поимке беглых драгун, солдат, матросов и рекрут», который распространил ограничение на свободу перемещения без соответствующих документов уже на все население страны. «.При том же и о том объявляется, что ежели кто. где ни будет на пути едущий или идущий пойман, а пашпорта или проезжева или прохожева письма иметь не будет, и такие люди потомуж за недобрых или за прямых воров будут признаваться, и повелено будет ими розыскивать, и для того, чтоб никто никуда без проезжих или прохожих писем из города в город и из села в село не ездил, и не ходил; но каждый бы имел от начальников своих пашпорт или пропускное письмо, как о том Его Царскаго Величества особливые указы повелевают, и чтоб всем обще и каждому особо было о том ведомо, то повелел Его Царское Величество сей указ напечатав, публиковать во всем государстве и во всех церквах, в городах и в уездах, також и в монастырях по вся воскресные, а по ярмаркам в торговые дни, при собрании народа читать публично, дабы каждой о сем Его Царскаго Величества указе был известен, и неведением бы никто отговариваться не мог.» [4]. Хотя этот акт был вызван к жизни ростом дезертирства, и большая его часть посвящена борьбе именно с этим явлением. Предписание о необходимости

иметь паспорт для передвижения по стране распространялось не только на военнослужащих, но и на гражданское население. Впервые в истории России на законодательном уровне было определено, что каждый выезжающий за пределы места постоянного проживания обязан иметь при себе паспорт. Впоследствии комиссия по реформе паспортной системы России, созданная в 1869 г. под председательством статс-секретаря Д.М. Сольского, оценила данный указ как «послуживший основанием для всего нашего законодательства о паспортах» [5]. Таким образом, Петром I были заложены правовые основы паспортно-визовой службы Российского государства, которая успешно просуществовала до февральской революции 1917 г.

Контроль и надзор в сфере миграции в период X-XVШ вв. осуществляли десятки должностных лиц и государственных учреждений. Эти функции входили в компетенцию князей, посадников, волостелей, губных старост, сотских, десятских, приказов, воевод, комиссаров, губернаторов, городских магистратов, коллегий, полицмейстерских канцелярий и др. В первой половине XVIII в. право выдавать паспорта принадлежало высшим (Сенат), центральным (Иностранная, Адмиралтейская, Военная коллегии) и местным (полицмейстерские и воеводские канцелярии, магистраты и др.) органам власти. При этом учреждения, которое бы осуществляло общий надзор за этой деятельностью, не существовало.

С XIX в. основными государственными органами, реализующими миграционную политику, являлись Комитет министров, Министерство внутренних дел, Министерство государственных иму-ществ, Министерство земледелия, Министерство путей и сообщений, Главный комитет по устройству сельского состояния, Казенные палаты в губерниях. Все перечисленные органы образовали собой систему, приоритетная роль в которой по миграционным вопросам принадлежала Министерству внутренних дел, при котором были созданы и успешно функционировали специализированные подразделения, занимающиеся вопросами переселения, учета миграционных потоков, обработки статистических данных, и т.д.

Приход к власти большевиков и становление Советского государства стали новым этапом в развитии паспортно-визовой службы.

Декретом ВЦИК и СНК от 11 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» [1]

было установлено единое гражданство советской республики. Однако необходимость регулирования вопросов, связанных с закреплением населения по месту жительства, а также контроля за его передвижением по территории страны, существовать не перестала» [1]. Выдаваемые вначале удостоверения личности (по классовому принципу), затем трудовые книжки для паразитических слоев общества (Основной закон 1918 г. (ст. 65) [6], трудовые книжки для всех с 16-летнего возраста жителей Москвы и Петрограда, паспорта, виды на жительство и передача их выдачи исключительно органами милиции не решали проблемы наведения порядка в области безопасности, борьбы с преступностью и свободного перемещения граждан.

Установлено, что граждане могут реализовать свои права и обязанности по перемещению по месту проживания в пределах государства или с выездом в другое при помощи норм паспортно-регистраци-онной системы, которая начиная с 20-х гг. XX в. постоянно совершенствовалась. Был принят целый комплекс нормативных правовых актов, регламентировавших работу паспортной системы. Но и они не решили всех вопросов, связанных с паспортизацией населения страны и возможностью свободного перемещения граждан. Отсутствие паспортов у значительной части жителей сельской местности негативно влияло на организацию учета трудовых ресурсов, демографический учет населения, нарушало право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезда за границу. Основой и первоначальным опытом по решению миграционных вопросов после революции 1917 г. послужила прежняя видоизмененная миграционно-организационная структура и материальная база органов, занимающихся делами военнопленных, гражданских пленных и беженцев.

29 января 1918 г. декретом СНК «О передаче всех организаций, ведающих делами о военнопленных, в отдел по демобилизации армии» [9] все отделы эвакуации и по заведыванию военнопленными (Главного управления Генерального штаба при Комиссариате по иностранным делам, Центрального комитета при Российском обществе Красного Креста, Центральное справочное бюро при Комиссариате внутренних дел) передавались в Отдел по демобилизации армии. Решить данную задачу мог только централизованный орган с большими полномочиями.

Стихийное, самостоятельное движение огром-

ных масс беженцев, где большую часть беженцев составляли женщины с детьми, старики, больные и большинство из них не имело средств к существованию и переселения на Родину, - все это легло на молодое Советское государство.

27 апреля 1918 г. декретом СНК была учреждена Центральная Коллегия по делам пленных и беженцев (Центропленбеж) с целью централизации всех вопросов. Ей были переподчинены все отделы, занимающиеся данным направлением, а на местах были созданы при Совдепах Коллегии о пленных и беженцах. Она была самостоятельным учреждением в составе Комиссариата по военным делам, но была правомочна докладывать непосредственно СНК. Ее решения были обязательны для всех ведомств РСФСР. Центропленбеж занималась всеми вопросами: от регистрации и организации питания, медобслуживания до отправки. В специальной Инструкции были определены полномочия местных коллегий в отношении: а) вражеских пленных; б) русских пленных и беженцев, возвращающихся из-за границы; в) беженцев, уже находящихся в России; г) русских пленных, ожидающих эвакуации из заграницы. Были организованы специальные Беженские Отделы, а эвакуация всех категорий осуществлялась по нарядам через Главное Эвакуационное Бюро при Управлении Военных Сообщений Всероссийского главного Штаба. Незаконное вмешательство в дело эвакуации влекло за собой предание виновных суду революционного Трибунала.

Окончание Гражданской войны, переход к мирному строительству и новой экономической политике не привели к прекращению работы эвакуационных органов. Голод, разразившийся в 1921 г., добавил проблему перемещения населения из голодающих в более благополучные районы страны. Однако старая система органов эвакуации дала сбой в работе, так как была построена на основе принципа двойного подчинения. Поэтому уже 20 декабря 1921 г. приказом НКВД по Центроэваку № 757 (нового Положения о Центроэваке) предписывалось «...в двухнедельный срок ликвидировать все существующие ныне губернские, уездные управления по эвакуации населения с подведомственными им учреждениями, взамен коих организовать базисные и линейные пункты и эвакуационные столы при Административных отделах отделов управления губисполкомов». В соответствии с приказом была определена новая структура эвакуационного

аппарата: во главе стояло Центральное управление по эвакуации населения, и его компетенция распространялась на территорию всех республик. Ему были подчинены базисные и линейные пункты, организуемые на определенных наиболее крупных узлах железных дорог и водных путей для обслуживания перевозимых контингентов в жилищном, санитарном, справочно-информационном отношении, снабжения всеми видами довольствия, которые подчинялись исключительно Центральному Управлению по эвакуации населения НКВД РСФСР. В отделах управления губисполкомов оставались эвакуационные столы, в задачу которых входило составление списков эвакуируемых граждан РСФСР и иностранцев. Новая структура местных органов Центроэвака была закреплена Положением о НКВД РСФСР от 24 мая 1922 г. и просуществовала вплоть до момента ликвидации Центрального Управления по эвакуации населения НКВД РСФСР. 20 июня 1923 г. ВЦИК СНК РСФСР принимает декрет «Об удостоверении личности» [10], в котором закрепляется легитимационная система, объявляющая о добровольном получении документа в органах милиции по любому документу или справке. «Этим актом юридически закреплялся объявленный с первых дней существования Советской власти курс на отказ от присущих дореволюционной России стеснений в передвижении населения» [8]. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 18 июля 1927 г. [6] запрещалось органам и должностным лицам требовать от граждан документы, удостоверяющие личность, право выдачи их передавалось (ВЦИК и СНК РСФСР от 19 ноября 1930 г.) сельсоветам.

Однако это продолжалось недолго. Отказ от политики НЭПа и переход к построению основ социализма привели к ликвидации легитимационной системы и введению в 1932 г. единой паспортной системы СССР.

Новая паспортная система строилась на основе постановления ЦИК и СНК СССР от 27 декабря 1932 г., Инструкции, утвержденной постановлением СНК СССР от 14 января 1933 г., постановления СНК СССР от 28 апреля 1933 г., расширявшего сеть паспортных отделов в областных управлениях РКМ и паспортных столов в нижестоящих органах милиции, приказа ОГПУ СССР от 5 января 1933 г. «О чекистских мероприятиях по проведению паспортной системы» [8]. Причем эти документы накладывали ограничения на ранее судимых по

определенным статьям и нереабилитированных, а также ограничивали прописку во вновь введенном списке режимных городов и в радиусе стокилометровой зоны от них. Соответственно, устанавливались сроки прописки и наказания за их нарушения вплоть до уголовного. Интересна статья начальника московской милиции в газете «На боевом посту»: «Постановление правительства о введении паспортной системы - это сокрушительный удар по контрреволюционным кулацким и профессионально-уголовным элементам... Для бесперебойной работы созданы все необходимые условия. Организовано 400 паспортных пунктов. Выдача и прописка паспортов возложена на милицию при непосредственном руководстве ОГПУ» [7].

На транспортных коммуникациях, ввиду отсутствия там органов милиции, вопросы паспортизации были возложены на ОГПУ. Особенно жестко этот вопрос решался в 1939-1940 гг. Железные дороги представляли собой стратегические объекты, и поэтому соблюдение паспортного режима и контингент, который проживал вдоль них, требовали особой проверки и отселялся в полосе 2 км, а постройки сносились. «Данная операция носила массовый характер, поскольку охватила 38 железных дорог СССР (без Западной Украины и Белоруссии), 64 железнодорожных и 111 оборонно-хозяйственных узлов» [8].

Для сельских жителей паспорт выдавался сроком на один год при переезде на новое место жительства, а в дальнейшем менялся по новому месту жительства на общих основаниях в органах милиции.

В 30-е гг. изменились и правила паспортного режима к иностранцам. Иностранцами, в отличие от своих граждан, занимались иностранные отделы и столы местных исполнительных комитетов, согласовывая вопросы выдачи видов на жительство с ОГПУ. Низкий контроль за сроками действия виз потребовал принятия дополнительных мер. Визы начали выдаваться только на основании иностранных документов о личности, и устанавливались меры по выдворению из страны за нарушение сроков, административные штрафы. В связи с тем что в стране много было работающих иностранных специалистов, прибывших по туристическим визам, циркуляром ОГПУ от 30 апреля 1933 г. «О пребывании в СССР иностранных туристов» было разрешено по ходатайствам организаций и предприятий продлевать их. Циркуляром ИНО ОГПУ от 13

апреля 1934 г. «О выдаче документов принятым в гражданство» в районах, где не введена паспортизация» [8], иностранным гражданам, принявшим гражданство, паспорта не выдаются, достаточно справки. В дальнейшем, в июне 1934 г., в связи с образованием НКВД СССР и объединением в нем органов государственной безопасности и милиции, контроль и паспортизация иностранцев были переданы в милицию. Постановлением СНК СССР от 15 сентября 1935 г. для ОВИР устанавливаются «Правила проживания и передвижения иностранцев на территории СССР», а приказом НКВД СССР от 26 октября 1935 г. вводится «Инструкция по учету и регистрации иностранцев, выезду за границу и въезду в СССР советских граждан, выходе из советского гражданства и прием такового» [12].

Постановлением СНК СССР от 4 октября 1935 г. все полномочия местных исполкомов по иностранцам были переданы НКВД, а при Главном управлении милиции был создан Отдел виз и регистраций (ниже соответственно отделы, отделения, группы).

В 1938 г. НКВД СССР утверждено Положение об основных задачах ГУРКМ НКВД СССР по миграционным вопросам с иностранцами, в котором выделялись следующие задачи ГУРКМ НКВД СССР:

«1. Организация и руководство работой местных органов милиции по учету иностранцев и лиц без гражданства.

2. Персональный учет всех иностранцев и лиц без гражданства, проживающих в СССР, иностранцев, принятых в гражданство СССР, а также граждан СССР, проживающих за границей.

3. Выдача видов на жительство.

4. Прием заявлений о переходе иностранцев в советское гражданство» [12].

В 1938-1940 гг. происходит смягчение требований по проживанию бывших заключенных на всей территории кроме пограничных зон и крупных городов, паспорта выдаются и освобожденным с правом проживания только в местах поселений. Послабления коснулись и жителей беспаспортных зон, и сельских жителей: они должны были получать паспорта при выезде из этих зон по старому месту жительства в органах милиции. Также были нюансы и в отношении работников отдельных отраслей, когда вместо паспорта выдавались удостоверения, а паспорт - при перемене места работы.

Предвоенные годы характеризуются большим количеством русских эмигрантов в Европе, Китае

и других странах, составляющие свыше миллиона человек. Внутри государства интенсивность миграции также возросла, так как была связана с индустриализацией и коллективизацией, выселением в июне 1940 г. из западных областей Украины и Белоруссии в Казахстан значительного контингента бывших буржуазных элементов, пленных польских военнослужащих и других категорий неблагонадежных. Прибывали и беженцы с территорий бывшей Польши. Начавшаяся Великая Отечественная война вызвала еще большую и небывалую по масштабам внутреннюю миграцию. Все это требовало большого напряжения в работе паспортно-визовых служб милиции, которые выдавали паспорта с ограничительными отметками или временные удостоверения.

С началом войны и принятием Президиумом Верховного Совета СССР Указа от 22 июня 1941 г. «О военном положении» требования по паспортизации перемещаемых лиц ужесточились, и были введены жесткие меры, предотвращающие проникновение лиц-нарушителей в режимные города и территории. Были введены жесткие сроки по прописке прибывающих и ответственности лиц, предоставляющих жилье. При массовой эвакуации и перемещении людей большое количество их оказывалось без паспортов, что требовало серьезных проверок и выдачи новых документов или продлении старых. Поэтому Постановлением Государственного Комитета Обороны «О перерегистрации паспортов у граждан, проживающих в режимных местностях, запретных зонах и пограничной полосе Союза ССР» была проведена большая работа милицией. Это способствовало наведению порядка и выявлению вражеской агентуры.

В отношении иностранцев был введен 26 июня 1941 г. запрет на передвижение по территории страны, хотя ОВИР милиции за два года войны (19411942) их и лиц без гражданства зарегистрировал 219 450 человек [8].

Начиная с 1943 г. по мере освобождения территорий и возвращения беженцев с Урала, Сибири, Казахстана начинает на них восстанавливаться паспортно-визовая система и система прописки, в паспортах проставляются отметки о выбытии. С 1944 г. делаются послабления паспортного режима и перемещения для поляков из северных мест проживания в центральные и южные. Спецпереселенцам дозволяется проживать в разрешенных областях. На освобожденных территориях начинает-

ся обмен паспортов, а для иностранцев и лиц без гражданства - видов на жительство (приказ НКВД СССР от 24 апреля 1945 г.).

Послевоенные годы охарактеризовались рядом крупных миграционных процессов граждан из стран Ближнего Востока и Турции, Европы и Китая, возвращением пленных на Родину, заключенных из лагерей по амнистии (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 июня 1945 г.), переселением трудовых ресурсов в районы Крайнего Севера, эмиграция евреев в Израиль и др. Постановлением Совнаркома СССР от 4 октября 1945 г. «О паспортизации населения» были приняты дополнительные меры по отмене военных ограничений паспортного режима и возвращению граждан на места довоенного проживания, а также восстановлению учета численности населения страны. Репатриированным и возвращаемым в страну к месту определенного места жительства выдались спецудостоверения, позже временный паспорт, который после проверок заменялся на постоянный.

Надо отметить, что составным элементом паспортной системы служит визовый режим как правовая форма реализации паспортно-регистра-ционной системы, действие которой ограничивается конкретной территорией. Основной задачей паспортно-визового режима является регулирование передвижения и выбор места жительства и места пребывания как граждан России, так и находящихся на территории нашей страны иностранных граждан и лиц без гражданства, их выезда за пределы страны и въезда в страну, т. е. внешней миграции и эмиграции как временной, так и постоянной. Задачами ОВИР милиции являются: постановка на миграционный учет иностранных граждан; оформление разрешений на работу; оформление видов на жительство; оформление разрешений на временное проживание; принятие в гражданство; оформление виз; оформление разрешений на въезд; контроль за соблюдением миграционных норм и выдворение из страны; регистрация по месту пребывания советских граждан; оформление паспортов внутренних и заграничных.

Все это требовало больших ресурсов, затрат и напряжения служб милиции, занимающихся вопросами паспортизации и миграции, хотя, конечно, избежать ошибок и недочетов, перегибов при отсутствии необходимого опыта было невозможно. Каждый раз по недостаткам, выявленным в ходе проверок паспортного режима и работы ОВИР,

принимались определенные меры и соответствующие постановления и инструкции.

Можно сделать следующие выводы на основе той практической работы советской милиции и принятых постановлений и инструкций, что:

• отмена дореволюционного законодательства, ограничивавшего свободу передвижения, по различным признакам способствовала провозглашению в Советском государстве права граждан на свободу передвижения и выбор места жительства;

• сложности становления советского государства содействовали возрождению паспортного режима, однако шел поиск новых форм в виде удостоверений, трудовых книжек;

• окончание Гражданской войны и переход к НЭПу позволили советской власти вернуться к снятию ограничений в передвижении населения и ввести легитимационную систему;

• сворачивание НЭПа и активизация миграционных процессов послужили основанием перехода в 1932 г. к единой паспортной системе СССР;

• в предвоенные, военные и послевоенные годы в стране сложилась система ОВИР милиции под руководством ОГПУ, занимающаяся миграцией, которая получила большой опыт в организации миграционной работы и практическом ее выполнении. Этот опыт как положительный, так и отрицательный стал основой для совершенствования миграционной работы в последующий период и в период «оттепели», последующей либерализации нашей внутренней и внешней политики.

В настоящее время права граждан на свободу передвижения и выбор места жительства в широком (в пределах территории Российской Федерации) и узком (это временное местожительство) понимании закреплено в Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». На основе паспортных служб милиции и подразделений виз и регистрации в результате реорганизаций и реформ в 2004 г. была создана миграционная служба Российской Федерации.

На основе этих законов выделяют внешнюю («международную») миграцию (эмиграция и иммиграция) и внутреннюю миграцию, постоянную (безвозвратную) и временную (иногда сезонную), нелегальную (без разрешающих документов).

Сегодня государство подошло к очередному этапу упрощения свободы передвижения граждан как своих, так и граждан других государств. Со многими дружественными странами заключены договора о безвизовых перемещениях граждан на определенные периоды времени (для отдыха, деловые поездки, во время международных спортивных и культурных мероприятий, приграничные кратковременные перемещения граждан в обе стороны в личных интересах и т. д.). Широко используются возможности бесконтактного получения виз через интернет и электронные кабинеты миграционных служб. В ближайшее время будет происходить замена бумажных паспортов на удостоверения с полным объемом всех биометрических и других данных для упрощения всех процедур по процессам миграции. Процесс совершенствования законодательства по миграции продолжается и требует постоянного обновления в связи с изменением международной обстановки и международных отношений.

Литература

1. Прудникова Т. А. Административно-правовое регулирование миграционных процессов (современность и перспективы): дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2016.

2. Лихачев Д. С. Повесть временных лет / Подготовка текста, перевод, статьи и комментарии. СПб., 1996.

3. Памятники русского права / Под ред. К. А. Софроненко. Вып. 6. М., 1957.

4. О поиске и приводе в Санкт-Петербург солдат, бежавших с Котлина острова и из Санкт-Петербургских гарнизонов // ПСЗ Российской империи: Собр. 1-е. Т. V. СПб, 1830. № 2900. С. 153, № 3334. С. 682-683, № 2900. С. 153.

5. Труды комиссии, учрежденной для пересмотра устава о паспортах. Ч. I. 1861. С. 6.

6. Декреты Октябрьской революции. М., 1993. С. 165.

7. Сосновская Ю. Н. Административно-правовые средства обеспечения паспортно-ре-

гистрационной системы в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.

8. Малыгин А. Я., Тарасов А. Ю. Паспортная система Советского государства: становление и эволюция: монография. Руза, 2012. С. 109, 118, 131, 148,150, 191.

9. Декреты Советской власти. М., Т.2. 1959. С.165.

10. СУ РСФСР. 1922. Д. №61. Ст.575, 1927. Д. № 75. Ст.514.

11. Выдача паспортов боевой экзамен московской милиции. // На боевом посту. №1 (46) от 13 января 1932. С.1

12. ГАРФ. Ф 9415. оп.3, д.1397, л. 125, д. 233, т.1, л.1.

References

1. Prudnikova T. A. Administrative and legal regulation of migration processes (modernity and prospects): dis. ... Dr. jur. sciences. M., 2016.

2. Likhachev D. S. The Tale of Bygone Years / Text preparation, translation, articles and comments. SPb., 1996.

3. Monuments of Russian Law / Ed. K. A. Sofronenko. Vol. 6.M., 1957.

4. About the search and bringing to St. Petersburg of soldiers who fled from Kotlin islands and from St. Petersburg garrisons // PSZ of the Russian Empire: Sobr. 1st. T. V. St. Petersburg, 1830. No. 2900.P. 153, No. 3334. P. 682-683, No. 2900. P. 153.

5. Proceedings of the commission established to revise the charter on passports. Part I. 1861.P. 6.

6. Decrees of the October Revolution. M., 1993.S. 165.

7. Sosnovskaya Yu. N. Administrative and legal means of providing a passport-registration system in the Russian Federation: dis. ... cand. legal sciences. M., 2003.

8. Malygin A. Ya., Tarasov A. Yu. Passport system of the Soviet state: formation and evolution: monograph. Ruza, 2012.S. 109, 118, 131, 148,150, 191.

9. Decrees of the Soviet government. M., T. 2. 1959. P.165.

10. SU RSFSR. 1922. D. No. 61. Art. 575, 1927. D. No. 75. Art. 514.

11. Issuance of passports combat exam of Moscow police. // At the combat post. No. 1 (46) of January 13, 1932. S.1

12. GARF. O 9415.op.3, d.1397, l. 125, d.233, t.1

История отечественного государства и права. Учебное пособие. Под ред. Н.В. Михайловой. 383 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Рассмотрены становление и развитие отечественного государства и права в русле исторического процесса. Периодизация курса дана в соответствии с основными этапами развития государства и права. Проанализирована специфика российской государственности и правовой системы. Учебное пособие ориентирует читателя на отход от традиционных, принятых в советское время оценок правовых явлений в стране, обусловленных идеологизацией и политизацией юридических знаний.

Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению «Юриспруденция».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.