Научная статья на тему 'Правовые предпосылки истории развития регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства в России'

Правовые предпосылки истории развития регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
725
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИСТРАЦИЯ ГРАЖДАН ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА / УЧЕТ И КОНТРОЛЬ ЗА ПЕРЕДВИЖЕНИЕМ НАСЕЛЕНИЯ / ПАСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИСТРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / PUBLIC ADMINISTRATION / REGISTRATION OF CITIZENS IN A PLACE OF STAY AND IN A RESIDENCE / THE ACCOUNT AND CONTROL OF POPULATION MOVEMENT / PASSPORT SYSTEM / HISTORY OF DEVELOPMENT OF THE REGISTRATION LEGISLATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дибель В. Ю.

Отражены нормативно-правовые этапы развития регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания в России; историческая необходимость регистрационной системы граждан в развитии и укреплении государства; роль государственного управления в развитии регистрационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PRECONDITIONS OF HISTORY OF DEVELOPMENT OF REGISTRATION OF CITIZENS IN A PLACE OF STAY AND IN A RESIDENCE IN RUSSIA

In article standard and legal stages of development of registration of citizens in a residence and in a place of stay in Russia are reflected. Historical need of registration system of citizens for development and state strengthening. A role of public administration in development of registration system.

Текст научной работы на тему «Правовые предпосылки истории развития регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства в России»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РЕГИСТРАЦИИ ГРАЖДАН ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В РОССИИ

В.Ю. ДИБЕЛЬ,

кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры административного права

Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

E-mail: [email protected]

Аннотация. Отражены нормативно-правовые этапы развития регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания в России; историческая необходимость регистрационной системы граждан в развитии и укреплении государства; роль государственного управления в развитии регистрационной системы.

Ключевые слова: государственное управление, регистрация граждан по месту пребывания и по месту жительства, учет и контроль за передвижением населения, паспортная система, история развития регистрационного законодательства.

LEGAL PRECONDITIONS OF HISTORY OF DEVELOPMENT OF REGISTRATION OF CITIZENS IN A PLACE OF STAY AND IN A RESIDENCE IN RUSSIA

V.YU. DIBEL,

candidate of jurisprudence, assistant professor, deputy chief of chair of administrative law of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

Annotation. In article standard and legal stages of development of registration of citizens in a residence and in a place of stay in Russia are reflected. Historical need of registration system of citizens for development and state strengthening. A role of public administration in development of registration system.

Keywords: public administration, registration of citizens in a place of stay and in a residence, the account and control of population movement, passport system, history of development of the registration legislation.

Необходимо обратить внимание на возникновение и формирование в России истоков становления и развития института государственной регистрации; становление и развитие истоков регистрации, учет граждан, контроль государства за передвижением граждан.

Для выявления сущности, содержания и особенностей функционирования регистрационной системы граждан по месту пребывания и по месту жительства в Российской Федерации на современном этапе, необходимо обратиться к истокам ее формирования и анализу ее развития.

Исследователями неоднократно подчеркивалась тесная связь между возникновением и развитием регистрационной системы и динамикой развития общества и государства. Именно эти факторы называются основообразующими в деле формирования и развития российской регистрационной системы граждан по месту пребывания и по месту жительства, становление которой напрямую увязывается с эволюцией российской государственности, расширением терри-

тории и ростом населения, изменением правового статуса социальных групп, особенностями внутренней и внешней политики на определенных этапах общественного развития. В связи с этим, проблему возникновения, развития и функционирования регистрационной системы следует рассматривать как производный продукт, образованный в результате взаимодействия и взаимовлияния вышеназванных факторов.

Необходимости в регистрации населения на ранних этапах развития государственности не было, так как общинный патриархальный уклад жизни, отсутствие миграции населения, слабая распространенность письменной культуры тормозили зарождение регистрационной системы. Хотя потребность в учете податного населения возникла уже в период Киевской Руси в связи со сбором государственного налога — «полюдья». Но эту функцию взяла на себя местная общинная администрация, а не центральная власть. Контроль же за передвижением иностранцев («гостей») возлагался на

Актуальные проблемы административного права

органы городского самоуправления («гости» по обычаю останавливались на специально отведенных подворьях — «гостиных дворах», что облегчало контроль за их передвижением).

Попытки установить контроль за передвижением коренного населения и иностранцев с помощью их регистрации, путем выдачи паспортов и других документов, отмечаются в XIII в., когда в Новгородских летописях впервые стали упоминаться так называемые «проезжие грамоты». И это не случайно, поскольку Новгородская республика, как отмечают историки, славилась в этот период не только своими «вольностями», но и высоким уровнем грамотности населения, его широким участием в управлении государством. Высокий уровень развития товарно-денежных отношений привлекал сюда иностранных купцов, а свобода от татарского ига притягивала население других русских земель. Совокупность этих условий и дала толчок к формированию регистрационной системы, паспортизации населения.

В период формирования централизованного государства потребность в учете численности податных сословий возрастает по причине усиления роли фискального ведомства в органах государственного управления. Кроме того, миграционные потоки населения из южных княжеств на территорию северовосточной Руси, где в XIV—XV вв. шло активное собирание русских земель, наводило на мысль о создании системы письменного учета и контроля за передвижением населения.

С образованием единого централизованного государства регистрация населения становится не простой необходимостью, а насущной потребностью времени. Процесс закрепощения населения, активно проходивший в XVI — первой половине XVII вв., потребовал ограничения свободы внутреннего передвижения значительной части населения. Были введены новые документы — удостоверения личности, в том числе паспорта. Параллельно вводились и соответствующие регистрационные ограничения.

Именно с помощью таких документов государство решало несколько проблем: учет и контроль податного населения (при отсутствии системы переписи населения); прикрепление податного населения к определенному месту жительства и определенному роду занятий (это снимало проблему поиска трудовых ресурсов и удержания их с помощью различных

льгот); установление государственного контроля и упорядочения миграционных потоков на окраины государства (массовый уход населения на южные рубежи государства был переориентирован на освоение Заволжья, Сибири и Дальнего Востока).

Эти изменения были закреплены в праве. Изданное при царе Алексее Михайловиче Соборное Уложение 1649 г. обязывало всех русских, выезжающих за границу, иметь проездные грамоты, вводило жестокие наказания за нарушение этого порядка.

В конце XVII в. осуществляются меры по упорядочению передвижения русских подданных по территории России; в Москве вводится регистрация записи всех приезжающих в книги Земского Приказа, а также система крупных штрафов с лиц, у которых обнаруживаются приезжие люди без регистрации.

В первой половине XVIII в. вводится запрет на передвижение российского населения без специальных разрешений — «проезжих», «прохожих», «покормежных», «пропускных» писем. Указом Петра I от 1714 г. лица, не имеющие при себе паспорта или так называемого «проезжего» или «прохожего» письма, признавались за «недобрых людей». Такие меры были введены не только в связи с усилением крепостного гнета и распространением в этот период побега крепостных, но и вследствие государственной необходимости. Создание армии и флота, борьба за расширение территории империи, форсирование роста мануфактурного производства требовало ужесточения контроля за передвижением трудоспособного населения по территории страны, а значит, и расширения круга лиц, охваченных регистрацией.

Таким образом, переход Российской государственности в период абсолютизма создает все необходимые предпосылки для формирования единой системы регистрации граждан по месту жительства, которая используется для обеспечения сбора налогов и рекрутства, а также для полицейских целей.

Основные принципы регистрационной системы в Российской империи были установлены еще в начале XVIII в. В 1724 г. императорским указом для контроля за передвижением крестьян были введены «покормежные» и «пропускные» письма. Первые выдавались крестьянам, уходившим из сел на заработки в пределах своих уездов, помещиками или приказчиками; вторые — лицам, отправляющимся в другие уезды, земскими комиссарами (сроком до

Актуальные проблемы административного права

трех лет). Указ обязывал «в тех пропускных письмах описывать того, кто отпущен будет, рост, лицо и приметы, дабы кто другой, воровски пулача оное, не волчался».

Главную роль в осуществлении надзора за передвижением населения играли местные административные органы и полиция. «Слоняющихся» и «гулящих» людей задерживали и допрашивали. Крестьян, обнаруженных без документов, подвергали телесным наказаниям и отправляли к их владельцам. Во второй половине XVIII в. контроль за соблюдением паспортного режима всецело переходит к полиции.

С 1803 г., вместо «покормежных» и «пропускных» писем для купцов, мещан и крестьян, вводятся «печатные паспорта». Порядок получения паспортов крестьянами, отлучающимися для торговли или работы в другие местности, подробно регламентировался в Положении о паспортах (1812 г.). С 1809 г. в Санкт-Петербурге и с 1816 г. в Москве в составе городской полиции учреждаются адресные конторы. Все лица, работавшие по найму в столицах, обязаны были зарегистрироваться в адресной конторе и получить там адресный билет. При перемене работы или места жительства, а также в случае окончания срока действия билета требовалась перерегистрация. Причем билет не выдавался без положительного отзыва с прежнего места работы. Лица, заподозренные в неблагонадежности, могли быть высланы из города полицией.

С 1830-х гг. и до конца XIX в. основным законом, определявшим права и обязанности полиции по осуществлению паспортного режима в Империи, являлся Устав «О паспортах и беглых». Главное правило Устава (ст. 1) гласило, что никто не может отлучаться от места постоянного жительства без узаконенного вида или паспорта. Не служившие на государственной службе дворяне могли не иметь паспортов, для них документом являлась грамота на дворянское достоинство. Для крестьян и мещан было установлено три категории паспортов, выдаваемых в зависимости от удаления лица от основного места жительства и срока их действия (максимально до трех лет). Закон обязывал всех лиц предъявлять паспорта при переезде из одной губернии в другую, на установленных в городах заставах, а по прибытии на место — полиции.

За каждого пойманного беглеца полицейскому выдавалось денежное вознаграждение. В случае за-

держания лица с просроченным паспортом полиция, подвергнув задержанного в административном порядке аресту на двое—трое суток, высылала его к месту регистрации (прописки). Так, например, за 1879 г. Казанским уездным полицейским управлением было выслано 114 чел., большинство из которых составляли крестьяне окрестных сел, прибывших на базары.

Если задержанный не имел указанного вида на жительство, но ему удавалось удостоверить свою личность, то он отправлялся к месту постоянного жительства по этапу, а если нет, то с ним поступали как с бродягой. В дореволюционной России бродяжничество квалифицировалось как уголовное преступление и каралось ссылкой в Сибирь «на водворение» (ст. 950 Уложения о наказаниях). С 1882 г. по 1889 г. за бродяжничество было сослано 13 606 чел.

Нищенство в России традиционно не считалось позорным занятием, и нежелание дать просящему кусок хлеба оценивалось в народе как тяжкий грех. Система общественного призрения была развита крайне слабо, поэтому простая подача милостыни являлась самой распространенной формой помощи бедным. Закон запрещал нищенствовать, но уголовная ответственность была установлена только за квалифицированные виды нищенства: прошение милостыни по лени и привычке к праздношатанию. В отдельных случаях полиция задерживала нищих и передавала их органам, осуществляющим общественное призрение. В столицах это были органы городского самоуправления, а в других городах — губернские комитеты, занимающиеся попечительством тюрем, и их уездные отделения.

Регистрационный режим столицы определялся не только Уставом о паспортах и беглых, но и специальными законами. Так, в соответствии с Законом 1878 г., полиция Санкт-Петербурга имела право в административном порядке налагать на домовладельцев штрафы от 50 до 500 руб. за несообщение о лицах, проживающих в их домах. В соответствии с законом право прописки (регистрации) принадлежало министерству внутренних дел.

Резкое усиление миграции населения в связи с отменой крепостного права, а также другие изменения, произошедшие в стране в ходе буржуазных реформ, требовали изменений паспортного режима. Для выработки предложений по усовершенствованию регистрационной системы в 1869 г. была учреж-

Актуальные проблемы административного права

дена Паспортная комиссия под председательством статс-секретаря Сольского, однако предложения этой и создаваемых позднее комиссий были реализованы только в 1895 г.

С января 1895 г., в соответствии с Положением о видах на жительство, началась выдача новых по форме документов. Вид на жительство удостоверял личность, служил средством контроля за передвижением, обеспечивал общий учет податных людей и контроль за сбором недоимок.

Положение, сохраняя основные принципы действовавшей паспортной системы, ввело ряд новых правил. Теперь по закону никто не был обязан иметь вид на жительство по месту своего постоянного проживания, а равно при отлучках в пределах своего уезда на срок до шести месяцев. В соответствии со специальной инструкцией МВД устанавливался более сложный порядок действия полиции. Так, в случае нахождения лица вне места своего постоянного проживания без паспорта, полиция выдавала ему на срок до шести месяцев свидетельство и предлагала вернуться к постоянному месту жительства. Если этот срок истекал, то полиция выдавала предписание в семидневный срок вернуться к месту постоянного жительства. Если и это требование не выполнялось, то полиция препровождала нарушителя принудительно.

В соответствии с Уложением о наказаниях лицам, находящимся под надзором полиции или общества, выдавались паспорта, в которых делалась отметка об их судимости и указывались места, в которых лицо не имело права появляться. В таком виде на жительство проставлялся особый знак о судимости. По Закону же 1894 г. особый (красный) знак не проставлялся, а «волчьи паспорта», как окрестил их народ, заменялись после окончания надзора на новые, без отметок о судимости. Однако, эта замена могла быть произведена только с разрешения губернского начальства.

Положение разделило все населения империи на две группы. К первой относились дворяне, офицеры, почетные граждане, купцы и разночинцы. Им выдавались бессрочные паспортные книжки, ко вторым — мещане, ремесленники, сельские обыватели, т.е. люди податных сословий. Для второй группы предусматривалось три вида на жительство:

♦ паспортные книжки (выдавались на пять лет при условии отсутствия задолженностей по сборам

и платежам. В них указывался годовой размер сборов. Полиция отбирала такие паспорта, если их владелец не уплачивал установленный сбор в срок);

♦ паспорта (выдавались на срок до одного года независимо от наличия недоимок и согласия других лиц);

♦ бесплатные виды на отлучку (выдавались на срок до одного года пострадавшим от неурожая, пожара, наводнения. Они могли быть выданы и лицам моложе 18 лет).

В ходе Первой русской революции правительство было вынуждено пойти на уступки и внести некоторые изменения в паспортную систему. В 1906 г. были отменены некоторые ограничения в правах сельских жителей и лиц других податных сословий. Им предоставлялось право свободного выбора места жительства на одинаковых основаниях с другими сословиями.

Обеспечение регистрационного режима внутри империи усугублялось значительными потоками лиц, выезжающими за границу. Полиция выдавала всем желающим уехать за границу свидетельства об отсутствии законных препятствий к отъезду, которое прикладывалось к прошению на имя губернатора. Заграничные паспорта выдавались без промедления сроком на 5 лет всем лицам, старше 20 лет. После возвращения из-за рубежа они были обязаны возвратить паспорта в полицию. Контроль и учет за переездом границы осуществлялся на таможне. Прибывающие в Россию иностранцы получали паспорта сроком на один год с указанием места проживания.

За период 1897—1906 гг. из империи выехало около 5,5 млн чел., в том числе 2,9 млн русских подданных. За один только 1911 г. из России выехало 10,6 млн чел., включая 7,2 млн русских подданных.

Введение в 1895 г. новой, менее жесткой паспортной системы вытекало из требований жизни и отвечало, прежде всего, основным тенденциям экономического развития государства. Либерализация паспортного режима и усиление миграции населения с неизбежностью вели к возрастанию нагрузки на малочисленные территориальные органы полиции, однако правительство не принимало каких-либо мер для увеличения их численности.

В 1894 г. было принято положение о видах на жительство, а в 1903 г. был издан Указ о паспортах, принципиально не отличавшийся от Положения. Ре-

Актуальные проблемы административного права

волюционные преобразования Российской государственности в начале ХХ в., начало эпохи парламентаризма, проведение столыпинской аграрной реформы внесли свои коррективы в Положение о видах на жительство. В Устав 1903 г. о паспортах были внесены в 1906—1909 гг. изменения и дополнения. Этот обновленный Устав закреплял различия в правах и документировании отдельных групп населения в зависимости от их сословия, рода занятий, имущественного положения и национальности. Выдаваемый по месту постоянного проживания вид на жительство служил удостоверением личности и давал право на отлучку с места жительства только в тех случаях, когда это право на отлучку специально удостоверялось. Вводились ограничения на поселения и получение документов как общего порядка (например: «черта оседлости» для еврейского населения, «черта оседлости» для цыган, запретная зона вокруг столиц и губернских округов), так и для лиц, судимых и находящихся под надзором полиции. Таким образом, в начале ХХ в. в России сложилась государственная регистрационная система, предусматривавшая установление жесткого полицейского контроля за проживанием и передвижением населения с введением ограничений для его отдельных категорий.

После Октябрьской революции 1917 г. была уничтожена старая регистрационная система, отменены ограничения на передвижение населения по национальности, роду занятий, имущественному положению. С одной стороны, эти действия свидетельствовали о реализации программы революции, направленной на отмену ограничения прав угнетенных слоев населения, с другой, — крушение Российской империи. Революционные потрясения, мировая и гражданская войны вызвали перемещение больших масс населения, появление беженцев, военнопленных, эмигрантов, с чем уже не могла успешно справляться старая система паспортизации населения, поскольку ее действия к октябрю 1917 г. фактически были парализованы.

Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 11 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» устанавливалось единое гражданство Российской Советской Республики, чем создавались правовые предпосылки для формирования советской регистрационной системы населения. Была сделана попытка отменить какие-либо ограничения на пере-

движение, т.е. упразднить паспортную систему в ее общепринятом виде на тот период времени.

Перед новой властью встала задача всеобщей трудовой повинности, поэтому возникла необходимость закрепления населения по месту жительства и введения контроля за передвижением граждан.

ВЦИК 29 июня 1919 г. принял Декрет «О введении трудовых книжек в городах Москве и Петрограде», на основании которого все граждане РСФСР, достигшие 16-летнего возраста, были обязаны иметь трудовые книжки, служащие удостоверением личности на территории республики. Такие трудовые книжки были введены не везде, а лишь в некоторых губерниях, что усложняло контроль за передвижением граждан из одной губернии в другую.

Приказом Главного Управления Советской рабоче-крестьянской милиции 1 ноября 1920 г. была объявлена инструкция о порядке выдачи паспортов и временных свидетельств. Была возрождена государственная регистрационная система.

В мае 1920 г., по решению межведомственной комиссии представителей НКВД, на милицию была возложена реализация декретов, постановлений и распоряжений органов власти, регулировавших пребывание иностранных граждан в пределах РСФСР. При Главном Управлении милиции в г. Москве и Петрограде были образованы иностранные подотделы.

Для персонального учета населения требовался единый удостоверяющий личность документ, и 20 июня 1923 г. ВЦИК и СНК РСФСР издали Декрет «Об удостоверении личности», который объявлял недействительными все прежние документы, дающие право передвижения на территории РСФСР. Граждане, прибывающие из-за границы, могли получить удостоверение на основании паспорта, полученного ими от полномочного представителя РСФСР в соответствующей стране.

С развитием Декрета «Об удостоверении личности» СНК РСФСР принял Декрет «О прописке граждан в городских поселениях», которым было положено начало организации учета населения в городах. Была установлена обязанность каждого лица, прибывшего в город на срок свыше трех суток, сообщить об этом в домоуправление дома, гостиницу и т.д. При прописке необходимо было предъявить один из документов: удостоверение личности, профсоюзный билет, справку с места жительства.

Актуальные проблемы административного права

Первоначально функции прописки осуществлялись местными исполнительными органами. Затем Постановлением СНК СССР от 4 октября 1935 г. «О передаче в ведение НКВД и его местных органов иностранных отделов и паспортных столов исполнительных комитетов» было положено начало создания в Главном Управлении милиции, в управлениях республик, краев, областей паспортных столов и групп виз и регистраций иностранных граждан (ОВИРы). Эти структуры работали в течение 1930-х и 1940-х гг. самостоятельно. В дальнейшем они неоднократно объединялись с паспортными аппаратами органов милиции в единые структурные подразделения и выделялись из них.

Учетом всех проживающих в СССР иностранных граждан, а также прописывающихся за границей граждан СССР, занималось визовое подразделение. Данная организация выдавала иностранцам документы на право проживания в СССР и визы на выезд, принимала и оформляла заявления иностранцев о приеме в Советское государство, осуществляла надзор за соблюдением иностранцами правил проживания и передвижения по территории СССР.

В данный период уделялось внимание контролю за собственным населением. К концу 1930-х гг. в стране сформировалась единая паспортная система. В 1932 г. выходит Положение о паспортах, а 8 апреля 1933 г. постановление СНК СССР «О выдаче гражданам СССР паспортов на территории СССР».

С середины 1950-х и в течение 1960-х гг. стали существенно расширяться международные связи СССР в области экономики, культуры, науки и туризма. С Болгарией, Венгрией, ГДР, Чехословакией, Польшей, Монголией, Румынией, КНДР и другими дружескими странами были заключены соглашения о взаимных безвизовых поездках граждан, в том числе по частным делам. Был издан ряд постановлений Совета Министров и ведомственных инструкций, регулировавших вопросы выезда и въезда. 19 июня 1959 г. Совет Министров утвердил Положение «О въезде в СССР и выезде из СССР». Вновь введенное Положение в целом сохранило ранее действовавший порядок въезда и выезда, было дополнено полным перечнем лиц, которым выдавались дипломатические и служебные паспорта, а также разрешался въезд и выезд не только по заграничным паспортам, но и по документам, их заменяющим (удостоверениям и внутренним паспортам). В последующий пе-

риод для зарубежных поездок в дружеские страны по служебным и частным делам вводились специальные удостоверения (серии «АБ» и «НЖ»), разрешались безвизовые поездки по внутренним паспортам СССР со специальным вкладышем.

22 сентября 1970 г. Совет Министров утвердил новое Положение о въезде в СССР и выезде из СССР, в которое были внесены существенные изменения и дополнения. Впервые в законодательной практике страны определились основания отказа гражданам в выдаче разрешения на выезд за границу по частным делам (позднее, в 1986 г., они были приведены в соответствии со ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, ратифицированного СССР в 1973 г.), устанавливалась периодичность частных поездок и представление характеристик для оформления выезда. Положением также отменялось использование для выезда из СССР документов, заменяющих заграничные паспорта (удостоверений, вкладышей и т.п.).

Важным этапом в развитии паспортного законодательства явилось решение Совета Министров от 25 декабря 1974 г., утверждение 28 августа того же года Положения о паспортной системе в СССР и Постановления о некоторых правилах прописки граждан. Введение выдачи с 1976 г. всему населению страны новых срочных паспортов уравняло в этом отношении жителей города и села, избавило их от истребования множества персональных справок, упростило процедуру получения документов.

В 1970—1980-х гг. на формирование и деятельность паспортно-визовой службы оказали значительное влияние участие СССР в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ — ОБСЕ) и начавшийся процесс перестройки. После подписания Заключительного акта СБСЕ в Хельсинки в 1974 г. службой было реализовано постановление Совета Министров СССР, обязавшее МВД и МИД либерализовать практику рассмотрения заявлений граждан о выезде и въезде (сокращенные сроки рассмотрения и количество документов, подаваемых заявителями, установление порядка пересмотра отрицательных решений и др.). В 1980 г. службой был подготовлен и согласован с заинтересованными ведомствами проект Указа о порядке выезда из СССР и въезда в СССР, рассмотрение которого было отложено и возобновлено в конце 1980-х гг. В ходе Венской встречи СБСЕ (1986—

Актуальные проблемы административного права

1989 гг.) были осуществлены дальнейшие изменения в законодательстве и существенная либерализация правил, касающихся порядка выезда и въезда, правил пребывания иностранных граждан. В частности, действующее Положение о въезде в СССР и выезде из СССР было решением правительства дополнено открытым разделом о порядке рассмотрения заявлений о выезде из СССР и въезде в СССР по частным делам. С 1987 г. были практически отменены все существовавшие ограничения на выезд из страны во все страны мира, в том числе на постоянное жительство, за исключением случаев, связанных с безопасностью государства.

В 1980—1990-х гг. были осуществлены меры по дополнительной демократизации паспортной системы, отменено ограничение в передвижении людей и выборе ими места жительства, упразднен институт разрешительной прописки. Эти меры завершились принятием Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Формирование самостоятельной паспортной системы в России началось в 1990 г. с образования паспортного отдела, в состав которого входило отделение виз и регистрации иностранцев. Позднее, на базе паспортно-визового аппарата бывшего МВД СССР была создана самостоятельная Паспортно-визовая служба МВД России, реорганизованная затем в паспортно-визовое управление.

19 июля 2004 г. Указом Президента РФ утверждено Положение «О Федеральной Миграционной службе», которая организует и осуществляет, в соответствии с законодательством, регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства и учет иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания.

По существу, современная паспортная система Российской Федерации вобрала в себя лучшие традиции таковой бывшего СССР и пошла по пути обеспечения основных демократических принципов. Неслучайно, одним из важных направлений в деятельности стало активное участие в подготовке проектов, сопровождении, рассмотрении и выполнении законодательных и подзаконных актов, относящихся

к ее компетенции, с целью приведения российского законодательства в полное соответствие с международными нормами в области обеспечения прав и свобод человека.

Таким образом, регистрационная система граждан по месту пребывания и по месту жительства в России развивалась поэтапно, в органической взаимосвязи с усовершенствованием и укреплением самого государства, что проявилось в появлении ряда важнейших нормативных актов и становлении организационных основ миграционной системы:

1) XIII—XIV вв. — первые шаги на пути создания регистрационной системы, попытка ведения учета за передвижением граждан в Новгородской республике («проезжие грамоты»);

2) XIV—XV вв. — в ходе формирования централизованного государства наблюдается усиление роли фискального ведомства в органах государственного управления, создание письменного учета и контроля за передвижением населения;

3) XVI—XVII вв. — процесс закрепощения населения, прикрепление податного населения к определенному месту, упорядочение миграционных потоков на окраине государства, появление первых паспортов и правовое закрепление данного факта в Соборном Уложении 1649 г.;

4) XVIII—XIX вв. — введение печатных паспортов для купцов, мещан и крестьян (Положение «О паспортах» 1812 г.), осуществление надзора за паспортным режимом полицией (Устав «О паспортах и беглых», Закон Санкт-Петербурга 1878 г.);

5) 1900—1917 гг. — ослабление жесткого контроля за передвижением, отмена ряда ограничений для ряда податных сословий (Закон «О видах на жи-тельство№ 1895 г., Указ «О паспортах» 1903 г.);

6) 1917—1991 гг. — единое союзное гражданство (Конституции 1918 г., 1936 г., 1977 г.);

7) 1991—2004 гг. — создание паспортно-визовой службы МВД России, введение новых образцов паспорта гражданина Российской Федерации (Закон РСФСР «О гражданстве РСФСР» от 28 ноября 1991 г.)

8) 2004 г. по настоящее время — создание Федеральной Миграционной Службы (Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г.).

Необходимо отметить, что регистрация граждан по месту пребывания и по месту жительства возникла и развивалась в тесной связи с развитием и укреплением государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.