Научная статья на тему 'Нормативное регулирование деятельности РКМ Уральской области в первой половине 1930-х годов'

Нормативное регулирование деятельности РКМ Уральской области в первой половине 1930-х годов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РКМ / нормативные правовые акты / постановления / циркуляры / приказы / реорганизация / права и обязанности / RCM / regulatory legal acts / resolutions / circulars / orders / reorganization / rights and obligations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ирина Васильевна Гребенщикова

Статья посвящена нормативно-правовому регулированию деятельности РКМ, в частности РКМ Уральской области. В статье использованы ранее не введенные в научный оборот нормативные правовые акты, изданные в первой половине 1930-х годов, регламентирующие деятельность РКМ по охране революционного и общественного порядка, борьбе с преступностью, борьбе с детской беспризорностью. Приводятся также документы финансового, вещевого и медицинского обеспечения сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulatory regulation of RCM activities Ural region in the first half of the 1930s

This article is devoted to the regulatory legal regulation of the activities of the RCM, in particular the RCM of the Ural region. The article uses normative legal acts that were not previously introduced into scientific circulation, issued in the first half of the 1930s, regulating the activities of the RCM for the protection of revolutionary and public order, the fight against crime, the fight against child homelessness. The documents of financial, clothing and medical support of employees of the internal affairs bodies are also provided.

Текст научной работы на тему «Нормативное регулирование деятельности РКМ Уральской области в первой половине 1930-х годов»

Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 24 — 31. Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4):24—31.

ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 340 NIION: 2007-0062-4/21-003

doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-24-31 MOSURED: 77/27-004-2021-04-203

Нормативное регулирование деятельности РКМ Уральской области в первой половине 1930-х годов

Ирина Васильевна Гребенщикова

Уральский юридический институт МВД России,

Екатеринбург, Россия, grebenshikova_iv@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена нормативно-правовому регулированию деятельности РКМ, в частности РКМ Уральской области. В статье использованы ранее не введенные в научный оборот нормативные правовые акты, изданные в первой половине 1930-х годов, регламентирующие деятельность РКМ по охране революционного и общественного порядка, борьбе с преступностью, борьбе с детской беспризорностью. Приводятся также документы финансового, вещевого и медицинского обеспечения сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: РКМ, нормативные правовые акты, постановления, циркуляры, приказы, реорганизация, права и обязанности

Для цитирования: Гребенщикова И.В. Нормативное регулирование деятельности РКМ Уральской области в первой половине 1930-х годов // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 24 — 31. doi: 10.24411/ 2073-3305-2021-4-24-31.

THEORETICAL AND HISTORICAL LEGAL SCIENCES

Original article

Regulatory regulation of RCM activities Ural region in the first half of the 1930s

Irina V. Grebenshchikova

Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Yekaterinburg, Russia, grebenshikova_iv@mail.ru

Abstract. This article is devoted to the regulatory legal regulation of the activities of the RCM, in particular the RCM of the Ural region. The article uses normative legal acts that were not previously introduced into scientific circulation, issued in the first half of the 1 930s, regulating the activities of the RCM for the protection of revolutionary and public order, the fight against crime, the fight against child homelessness. The documents of financial, clothing and medical support of employees of the internal affairs bodies are also provided.

Keywords: RCM, regulatory legal acts, resolutions, circulars, orders, reorganization, rights and obligations For citation: Grebenshchikova I.V. Regulatory regulation of RCM activities Ural region in the first half of the 1930s // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2021 ;(4):24 — 31. (In Russ.). doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-24-31.

Период первой половины 1930-х годов характеризуется начальным этапом форсированной модернизации советского государства. Стоящая перед государством задача социалистической реконструкции народного хозяйства требовала как реорганизации, так и нормативно-правового регулирования проведения этих преобразований, в том числе и в органах внутренних дел (далее — ОВД), обусловленных плохи© Гребенщикова И.В., 2021

ми показателями их деятельности, связанными с идеей перевода милиционной системы на основе обязательной государственной повинности граждан.

Так, в «товарищеском секретном письме» [2, л. 7] начальника Управления милиции и уголовного розыска (далее — УР) Уральской области Клочкова всем секретарям окружкомов, горкомов и райкомов ВКП (б) Уральской области указывалась необходимость коренной реорганизации милиции и уголовного розыска, превра-

щения их в боеспособный орган пролетариат-ской диктатуры в связи с обострением классовой борьбы и сопротивлением капиталистических элементов города и деревни.

Череда масштабных реорганизационных мероприятий началась с постановления ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 г. «О ликвидации народных комиссариатов внутренних дел союзных и автономных республик», данные подразделения были ликвидированы как излишние звенья советского аппарата, как было указано в постановлении [9, с. 113].

Одновременно было принято еще одно секретное постановление ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 г. «О руководстве органами ОГПУ деятельностью милиции и уголовного розыска». В соответствии с данным нормативным правовым актом ОГПУ СССР и его местные органы помимо уже имеющихся полномочий по проверке назначения, перемещения и увольнения руководящих работников органов уголовного розыска и милиции, их инспектированию и контролю получили права использовать в своих целях имеющуюся у них информацию в области дактилоскопии и фотографии [9, с. 113].

В соответствии с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 31 декабря 1930 г. «О мероприятиях, вытекающих из Наркомвнудела РСФСР и наркомвнуделов автономных республик» в президиумы исполкомов соответствующего уровня были переданы функции по руководству регистрацией актов гражданского состояния, приему в советское гражданство, выдаче заграничных паспортов, учету лиц, лишенных избирательных прав, контролю над обществами, не преследующими целей извлечения прибыли, административному устройству, наблюдению за деятельностью низового советского аппарата и т.д. Места заключения были переданы Наркомату юстиции [1, с. 111]. В соответствии с этим же нормативным правовым актом создается Главное управление милиции и уголовного розыска при СНК РСФСР и Наркомвнуделов автономных республик (Главмилиция).

В целях сокращения текучести кадров, изучения личного состава, плановости комплектования подразделений милиции и уголовного розыска была разработана Инструкция о порядке приема, увольнения и перемещения работников милиции и уголовного розыска Уральской области от 25 января 1931 г. № 2 [2, л. 50]. Данной Инструкцией определялся порядок приема, увольнения и перемещения работников. Так, приему на службу в первую очередь подлежали члены ВКП(б), колхозники, бедняки и батра-

ки, политически грамотные и устойчивые, не имеющие никаких порочащих поступков в прошлом, вполне физически здоровые, имеющие общеобразовательную подготовку и обязательно отбывшие действительную военную службу. Прохождение медицинского осмотра было обязательным условием с целью выявления лиц, негодных по состоянию здоровья к несению строевой службы.

На основании постановления ВЦИК и СНК СССР от 30 марта 1931 г. «Об издании обязательных постановлений» [3, с. 6] были запрещены хулиганские выходки, направленные против личности и имущества отдельных граждан и общественного порядка. Появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения было тоже запрещено. Лица, нарушившие данные правила поведения в общественных местах, подвергались взысканиям: предупреждению, штрафу до 100 руб., принудительным работам до 1 месяца.

Начальники отделений милиции и президиумы сельских советов имели право налагать предупреждающий штраф до 10 руб., принудительные работы до 5 дней.

При повторном совершении действий, предусмотренных данным нормативным актом, а также если эти действия хотя и совершены в первый раз, но сопровождались бесчестием, убийством, дракой, виновные привлекались к ответственности в судебном порядке по ч. 2 ст. 74 УК РСФСР редакции 1926 г.

Правовой базой в масштабах всей страны стало постановление СНК СССР от 25 мая 1931 г. № 390 «Положение о рабоче-крестьянской милиции», которое с редакционными изменениями действовало вплоть до 1962 г. Данным нормативным правовым актом были обозначены основные задачи и функции милиции. Так, основной задачей, предопределяющей функции милиции, была охрана революционного порядка и общественной безопасности.

Основными функциями, обозначенными в положении, были проведение в жизнь нормативных правовых актов центральных и местных органов власти, регулирующих революционный порядок и общественную безопасность, борьба с преступностью, охрана социалистической собственности, а также личная безопасность граждан и охрана их имущества [10].

Документом, закрепляющим задачи и обязанности в сфере борьбы с преступностью, а также в области проведения политической работы и обеспечения кадрами, стало постановление СНК РСФСР от 4 октября 1931 г. «Об утверждении

положения о Главном управлении рабоче-крестьянской милиции при Совете народных комиссаров РСФСР» [10].

В конце этого же года наметился переход к централизации руководства милицией в связи с «легализацией» взаимоотношений милиции и органов ОГПУ путем создания в составе ОГПУ СССР Главной инспекции по милиции (далее — ГИМ) и уголовному розыску.

Так, циркуляром Управления РКМ Уральской области от 24 августа 1931 г. № 60 с «С объявлением для руководства и исполнения циркуляра ГИМ ОГПУ и Прокуратуры Республики № 25-с-771548» [2, л. 11] объявляется данный нормативный документ для руководства и неуклонного исполнения.

Милиция стала подразделяться на ведомственную и общую. Ведомственная милиция занималась охраной зданий и сооружений, ее содержание возлагалось на предприятия, которые она обслуживала.

На общую милицию были возложены обязанности по охране революционного порядка и общественной безопасности; по борьбе с преступностью; по обслуживанию населения, по обороне страны. Общая милиция была переведена на государственный бюджет, обеспечение всеми видами довольствия осуществлялось централизованно, что позволило улучшить материальное положение сотрудников милиции.

Милиция строилась по принципу единоначалия, сотрудники были обязаны выполнять приказы своих начальников, за исключением тех, которые были явно противозаконны. Соблюдения законности милиция имела право требовать от всех граждан.

Дисциплинарная практика получила развитие в новом Дисциплинарном уставе Рабоче-Крестьянской милиции, утвержденном ГУ РКМ СССР 30 июня 1931 г. Устав ввел понятие служебного проступка, откорректировал систему дисциплинарных взысканий, подробнее определил субъектов дисциплинарного производства и их права.

Порядок прохождения службы сотрудниками рабоче-крестьянской милиции был урегулирован утвержденным в августе 1931 г. Временным уставом внутренней службы Рабоче-Крестьянской милиции. Данным уставом для поддержания дисциплины были установлены меры поощрения и взыскания.

В период 1931 г. проводится ряд аттестационных мероприятий по чистке личного состава с целью избавления рядов РКМ от чуждых элементов.

Большую помощь в поддержании революционного порядка и общественной безопасности, борьбе с уголовной преступностью оказывали общества содействия органам милиции, которые постановлением СНК РСФСР от 29 апреля 1932 г. были реорганизованы в бригады содействия милиции (далее — бригадмилы).

В соответствии с циркуляром УРКМ по Уральской области от 19 июня 1933 г. № 31 «О разработке проектов обязательных постановлений» [5, л. 15] Управление РКМ разрабатывало обязательные постановления по борьбе с хулиганством и нарушениями общественного порядка, как правило, перечисляя в них все виды хулиганских действий и этим как бы рекламируя хулиганство во всех различных его проявлениях. Управлениям РКМ было предписано при издании таких нормативных правовых документов не перечислять наименования хулиганских действий, а также к деятельности по пресечению хулиганских действий активнее привлекать бри-гадмилы.

Большую работу проводили органы РКМ в соответствии с постановлением СНК РСФСР от

25 июня 1932 г. «О революционной законности» по привлечению должностных лиц к строгой ответственности за нарушение прав трудящихся в случае незаконных арестов, обысков или изъятия имущества [5, л. 17].

Так, циркуляром УРКМ Уральской области от 3 сентября 1932 г. № 75/АННС «О борьбе с извращениями закона в области жилищных прав трудящихся» [3, л. 23] при допущении на местах нарушений жилищных прав трудящихся необходимо было немедленно оказывать им надлежащее содействие и виновных привлекать к судебной ответственности. Расследование по таким делам заканчивали в кратчайшие сроки.

Циркуляром УРКМ Уральской области от 13 октября 1932 г. № 95/АННС «Об упорядочении работы по вопросам квартирных переселений и охраны жилищных прав трудящихся» [3, л. 24] такая работа была четко регламентирована.

В соответствии с постановлением СНК РСФСР от 26 июля 1932 г. на милицию была возложена новая функция по административному надзору за соблюдением правил открытия полиграфических предприятий, порядка отпуска и продажи печатных машин и множительных аппаратов [10].

Циркуляром УРКМ Уральской области от

26 июня 1933 г. № 32 «Об объявлении дополнения к Инструкции по надзору за порядком открытия и деятельности полиграфических предприятий» [3, л. 41] Инструкцию, объявленную

приказом № 55 1932 г. в соответствии с приказом ГУ РКМ № 28 1932 г., Областное Управление РКМ предлагает принять к руководству и проинструктировать предприятия, торгующие продукцией полиграфической промышленности, о порядке пропуска печатных машин и множительных аппаратов для частей РККА.

Без визы Управления РКМ о регистрации выданные военкомом разрешения считались недействительными, и полиграфические предприятия по таким разрешениям отпуск печатных машин и множительных аппаратов не производили.

РКМ проводили регистрацию в особых списках, хранящихся в деле на полиграфическое предприятие. При регистрации отмечались: дата регистрации, каким органом выдано разрешение, наименование части, получившей разрешение.

После регистрации на разрешение накладывалась виза Управления РКМ, состоящая из надписи «Зарегистрировано», номера и даты регистрации. Виза скреплялась подписью ответственного лица и печатью Управления РКМ.

Наблюдение за порядком хранения и использования печатных машин и множительных аппаратов в частях РККА обеспечивалось ЦУ РККА.

Передача множительных аппаратов какой-либо другой воинской части производилась только с разрешения Политуправления округа.

Охрана совхозного и колхозного имущества в условиях обостренной классовой борьбы занимала одно из важнейших мест в работе органов РКМ. Люди, покушающиеся на это имущество, объявлялись врагами народа. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г., на основании циркуляра УРКМ Уральской области от 19 августа 1932 г. № 71/АННС «Об упорядочении работы по охране совхозного и колхозного имущества» [3, л. 25] донесение об охране совхозного и колхозного имущества, предоставляемое к 10-му числу последнего месяца каждого квартала, было включено в табель срочных донесений.

Огромное значение имела охрана общественной безопасности в местах большого скопления народа, при организации зрелищных предприятий. Так, циркуляром УРКМ по Уральской области от 17 августа 1932 г. № 68/АННС «О наблюдении за зрелищными предприятиями» [3, л. 26] было отмечено, что органы РКМ на местах не в должной мере занимались надзором за зрелищными предприятиями, вследствие чего администрация этих предприятий нарушала установленные санитарные и другие правила.

С целью недопущения таких фактов создавались специальные санитарно-технические комиссии, в состав которых входили представители Управления РКМ, пожарной охраны, строительного контроля, коммунального хозяйства. Эти комиссии были уполномочены выдавать специальные разрешения на работу таких предприятий. Если комиссией были обнаружены недостатки, то это оформлялось актом, в котором указывались все недостатки и меры к их устранению. Разрешение выдавалось только после устранения всех недостатков.

В тяжелые годы массового голода приобретала особое значение деятельность РКМ по надзору за продажей продуктов питания и торговлей грубыми кормами. Циркуляром Управления РКМ Уральской области от 8 сентября 1932 г. № 77/АННС «Об оказании содействия органам ветеринарного надзора в борьбе с эпизоотией» [3, л. 27] был осуществлен контроль за продажей мяса.

Циркуляром Управления РКМ Уральской области от 14 сентября 1932 г. № 80 «О торговле грубыми кормами, сеном и соломой» [3, л. 28] колхозникам, трудящимся и единоличникам была разрешена продажа излишков. Кому бы то ни было запрещалось требовать от них документы на право продажи сена и соломы. Вне базара продажа была строго запрещена. Перекупка была разрешена только кооперативам. Перекупщиков и спекулянтов привлекали к уголовной ответственности по ст. 107 УК, а лиц из «чуждых элементов» — во внесудебном порядке через органы ОГПУ.

Важным и значимым было принятие СНК СССР постановления от 2 декабря 1932 г. «О государственном обеспечении рядового состава рабоче-крестьянской милиции» [10], которое устанавливало, что «работники начальствующего и рядового состава РКМ и их семьи пользуются государственным обеспечением наравне с лицами среднего, старшего и высшего начсостава, лицами младшего и рядового состава сверхсрочной службы РККА и их семьями».

Конец декабря 1932 г. и 1933 г. ознаменованы принятием ряда нормативных правовых актов, касающихся паспортной системы.

27 декабря 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописке паспортов» [10].

Порядок выдачи паспортов определялся специальной инструкцией и постановлением СНК СССР от 28 апреля 1933 г. «О выдаче гражданам СССР паспортов на территории СССР» [10]. На-

рушение требований документов, регламентирующих данный вид деятельности, влек за собой наказание должностных лиц, отвечающих за эту деятельность.

Так, в соответствии с приказом Губмилиции от 9 августа 1934 г. № 92 «О предоставлении сведений за нарушение паспортного режима и прописочного сбора» в Управление РКМ Свердловской области в связи с запросом от 29 июля 1934 г. № 561-а/9 направлялись сведения о сумме средств, сданных в отделения Госбанка [7, л. 6]. За несвоевременный доклад и за задержку в сдаче в бюджет СССР сумм паспортизации в соответствии с приказом от 3 декабря 1934 г. № 474 «О результатах обследования финансовой деятельности» был арестован на десять суток начальник паспортного стола Чермозского РУМ, на пять суток был арестован начальник Куш-винского РУМ за получение средств от местных организаций на нужды РУМ и сокрытие этих сумм от финотдела [7, л. 7].

Вещевое довольствие осуществлялось в соответствии с циркуляром УРКМ Уральской области от 31 мая 1933 г. № 30 «Об объявлении разъяснений ГУ РКМ от 16 мая 1933 г. № 93/853 и № 93/858 об использовании старого обмундирования и военной обуви» [3, л. 50]. В соответствии со ст. 6, 7 и 15 Положения о вещевом довольствии РКМ вещи военнослужащих, которые еще не выслужили срок носки, подвергали дезинфекции и передавали в текущее довольствие до выслуги срока носки.

Вещи, выслужившие срок носки, но, если они были еще пригодны, перечисляли в категорию хозяйственных вещей и использовали как рабочую одежду.

После всех использований вещи сдавались в Госутиль, а средства, вырученные от реализации утиля, поступали в фонд улучшения материально-бытового положения работников.

Обувь, выслужившая сроки носки, хранилась на складах и по мере необходимости передавалась в качестве починочного материала в сапожные мастерские.

Переход на летнюю и зимнюю форму одежды определялся начальником гарнизона города. Так, например, переход на ношение летней формы был определен приказом начальника гарнизона от 25 апреля 1934 г. № 38 и приказом УРКМ Свердловской области от 26 апреля 1934 г. № 99 «О переходе на летнюю форму обмундирования с 1 мая 1934 года» [4, л. 5].

В соответствии с приказом УРКМ Свердловской области от 5 сентября 1934 г. № 406 «О результатах проверки соблюдения сотрудника-

ми правил ношения военной одежды» [4, л. 6] было предписано начальникам отделов немедленно произвести расследования о причинах нарушений ношения военной формы и опоздания на занятия. Материалы по таким фактам предоставлялись начальнику управления НКВД.

За нарушения сотрудниками ношения форменного обмундирования и опоздания на службу в первую очередь несли административные взыскания начальники отделов, как не ведущие борьбу с нарушителями чекистской дисциплины. Нарушения ношения форменной одежды сурово наказывались. Так, за появление на службе в штатской одежде приказом УРКМ от 11 апреля 1934 г. № 73 [4, л. 15] были арестованы на трое суток с исполнением служебных обязанностей за нарушение правил ношения форменного обмундирования начальник паспортного отдела и начальник отдела снабжения.

Не может быть оставлена без внимания деятельность органов РКМ в помощи Уралкомхозу и Облздраву в проведении двухмесячников, основной задачей которых было до наступления времени таяния очистить города и села от нечистот и всего накопившегося за зиму мусора. Так, в соответствии с циркуляром Управления РКМ Уральской области от 11 марта 1933 г. № 16 [3, л. 44] всех лиц, не выполняющих либо уклоняющихся от выполнения требований по санитарии и благоустройству, привлекали к административной или даже судебной ответственности. По выполнению данного циркуляра составлялись сводки, в которых отражались следующие данные: что обследовано и количество учреждений, количество составленных административных протоколов. Содержалась информация о том, за что наложено административное наказание, количество штрафов, принудительных работ и предупреждений, а также количество возбужденных уголовных дел.

Циркуляром УРКМ Уральской области от 7 января 1933 г. «Об оказании содействия организациям и учреждениям по выселению из квартир прогульщиков» [3, л. 45] в порядке постановлений ЦИК и СНК СССР от 15 ноября 1932 г. и ВЦИК и СНК РСФСР от 20 ноября 1932 г. был установлен порядок увольнения за прогулы без уважительных причин [8, с. 650]. Было установлено, что представители РКМ вмешивались в дела административного выселения по требованию организаций и учреждений лишь в тех случаях, когда со стороны последних были использованы все исчерпывающие меры в ведомственном порядке. Причем организации и учреждения, обращавшиеся за содействием по вопросам

выселения, должны были представить на каждый отдельный случай письменное отношение и выписку из приказа о причине увольнения.

При выселении работники РКМ одновременно с настойчивостью должны были проявлять выдержку и тактичность, ни в коем случае не допускать перегибов и извращений.

Через участковых инспекторов за бараками и общежитиями устанавливалось специальное наблюдение с целью выявления проживающих прогульщиков.

При оказании сопротивления со стороны прогульщиков во время их выселения из квартир в порядке вышеуказанных нормативных правовых актов администрация предупреждала милицию о виновных в этом; одновременно

По ст. 11 (содержание заключенных) по госбюджету на 1934 г. по этой статье значительно увеличены и нормы отпуска, и размер кредитования.

По ст. 12 из отчетных данных за III квартал 1933 г. было видно, что некоторые управления РКМ не выплачивают органам Народного Комиссариата Здрава причитающееся им процентное отчисление за медико-санитарное обслуживание личного состава РКМ, что коренным образом должно быть устранено в I квартале 1934 г.

Практика показала, что УРКМ не доводились лимиты для школ милиции, что является прямым нарушением Директивы центра.

Почтово-телеграфным распоряжением ГУ РКМ при ОГПУ от 28 января 1934 г. № 13-25 «О прекращении выдачи чистых (незаполненных) перевозочных требований работникам РКМ при их убытии на все виды поездок» приказом № 84 «О выдаче перевозочных документов» [6, л. 16]

с выселением необходимо было привлекать их к ответственности в уголовном порядке согласно ст. 73 УК и заканчивать расследование дел в кратчайшие сроки.

О принятых мерах и результатах деятельности по выполнению данного циркуляра доносилось в Уральское областное Управление РКМ — отдел административного надзора и наружной службы.

Финансовое обеспечение Управления РКМ Уральской области на 1934 г. осуществлялось в соответствии с Д. 61 Почтово-телеграфным распоряжением ГУ РКМ при ОГПУ от 2 января 1934 г. № 13-12 «О порядке разъяснения и расходования кредитов на 1 кв. 1934 года по содержанию РКМ на 1 полугодие 1934 года» [6, л. 2].

выдача незаполненных требований на проезд была категорически запрещена.

Циркуляром УРКМ Уральской области от 28 июня 1934 г. № 43 «О создании в распоряжении начальника УРКМ фонда на выдачу пособий работникам милиции» [6, л. 17] начальнику управления разрешалось выделять из ст. 12 сметы ведомственной милиции сумму в размере 22 700 руб., составляющей 1,5% фонда заработной платы ведомственной милиции.

Циркуляром ГУ РКМ от 22 февраля 1934 г. «О задачах оперативных органов РКМ в период подготовки и проведения сева» [6, л. 18] обозначено, что в связи с подготовкой к весеннему севу иногда даются директивные указания, которые в корне исключают функции оперативных органов РКМ и отвлекают их от своих непосредственных задач: борьбы с преступностью, бандитизмом и обеспечения безопасности колхозни-

Таблица 1. Содержание РКМ на 1-ое полугодие 1934 г.

Статья расходов Содержание статьи Сумма

Ст. 1 Заработная плата 1 810 000

Ст. 2 Административные расходы 57 000

Ст. 7 Специальные оперативные расходы 115 000

Ст. 8 Транспортные расходы 117 000

Ст. 9 Особые расходы 24 000

Ст. 10 Культурпросветрасходы(из них на политучения) 8 000(3 800)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ст. 11 Содержание заключенных 50 000

Ст. 12 Пенсии и пособия 54 600

Ст. 13 Подготовка кадров(расчетный счет № 691) 101 100

Итого 2 336 700

ков и имущества колхозов в период подготовки к посевной кампании.

Более того, на оперативные органы возлагались совершенно несвойственные функции, входящие в компетенцию политотделов СТС, совпар-торганов и т.д., например, такие как наблюдение за ходом ремонта тракторов и т.д.

Этим же циркуляром было указано: все директивные указания о несвойственных функциях отменить. Основной задачей поставить: решительную борьбу с уголовным бандитизмом, хулиганствующим и преступным элементом, банд-группами, со всеми, кто будет угрожать жизни и безопасности колхозников и попыткам дезорганизации посевной кампании и нарушения революционного правопорядка; обеспечение безопасности колхозников при перевозке ими семян, при их переезде на колхозные базары; немедленно реагировать на все обращения колхозников по части краж, ограблений, налетов на них, принимая все меры к розыску и обезвреживанию преступников; предупреждать и немедленно принимать меры по вскрытию хищений семенных материалов, фуража, запчастей к семенным хозяйственным машинам и т.д.

Несмотря на все реорганизации, проведение аттестационных мероприятий, принятие мер по улучшению материального обеспечения сотрудников милиции, кадров по-прежнему не хватало. Так, циркуляр УРКМ при ОГПУ от 13 мая 1934 г. № 602023 «О прекращении нарушения приказа ОГПУ № 240 — 1932 года» [6, л. 19] свидетельствует о том, что на службу в органы РКМ принимали лиц, которые не проходили освидетельствование на состояние здоровья, поэтому допускались факты принятия на службу не только больных, но даже инвалидов.

Для прохождения медицинской комиссии при поступлении на службу, а также медицинского обеспечения работников РКМ и членов их семей в соответствии с приказом УРКМ по Свердловской области от 25 апреля 1934 г. «Об открытии поликлиники при Областном Управлении РКМ» [6, л. 21] с 26 апреля был организован прием в здании поликлиники с 14.00 до 20.00 для сотрудников по предъявлению удостоверения личности, а для членов семей — по карточкам, выданным Общим отделом УРКМ.

Еще одним значимым этапом реорганизации становится создание НКВД СССР в связи с принятием постановления ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. «Об образовании общесоюзного народного комиссариата внутренних дел». В соответствии с данным нормативным правовым актом на НКВД СССР возлагалось обеспечение революци-

онного порядка и государственной безопасности; охрана общественной (социалистической) собственности; запись актов гражданского состояния; пограничная охрана; содержание и охрана ИТУ [10].

Безусловно, важное значение имело принятие постановления ЦИК и СНК СССР от 5 ноября 1934 г. «Об особом совещании при НКВД СССР» — органе внесудебных политических репрессий (высылка, ссылка, лагерь до 5 лет, высылка за пределы СССР) [10].

Процессы коллективизации, переселения, желание сельских жителей переехать в города породили не только всплеск преступности, но и появление большого количества беспризорных детей. В связи с чем в 1935 г. в отделениях милиции создаются «детские комнаты», а также специальные детские приемники-распределители.

Таким образом, следует отметить, что данный период нормотворчества в отношении организации и деятельности органов внутренних дел характеризуется огромным количеством нормативных правовых актов, изданных как высшими органами государственной власти, так и ведомственными органами центрального управления и органами РКМ на местах. Нередко принятые нормативные правовые акты напрямую противоречили Конституции СССР.

За нарушение нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность РКМ, сотрудники сурово наказывались. Так, например, приказом Управления РКМ Уральской области от 19 апреля 1934 г. № 80 [4, л. 15] были арестованы на 15 суток начальники 4-го и 7-го отделений РКМ, на чьей территории произошло преступление, за бездеятельность и формальное отношение к работе и заявлению гражданина.

ГУРКМ при ОГПУ СССР контролировало и инспектировало деятельность органов внутренних дел на местах, разрабатывало для них уставы, положения и инструкции, вносило в законодательные органы страны законопроекты, относящиеся к милиции, руководило подготовкой и переподготовкой кадров.

Список источников

1. Габидуллин И. Ф. Организационно-правовые основы становления и формирования милиции Башкирии, 1917—1941 гг.: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000.

2. ГАСО. Ф-854. Оп. 3. Д. 30.

3. ГАСО. Ф-854. Оп. 3. Д. 39.

4. ГАСО. Ф-854. Оп. 3. Д. 50.

5. ГАСО. Ф-854. Оп. 3. Д. 54.

6. ГАСО. Ф-854. Оп. 3. Д. 61.

7. ГАСО. Ф-854. Оп. 3. Д. 73.

8. Данилов В.П. и др. Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Т. 5. Кн. 2. 1938—1939. М.: РОССПЭН, 2000.

9. Шабелъникова НА. Деятельность органов милиции в системе исполнительной власти советского государства в 1917—1930 гг.: организационные и правовые основы / / Гуманитарные научные исследования. 2014. № 1. С. 110—118.

10. http: //www.consultant.ru/cons/cgi/online

References

1. Gabidullin I.F. Organizational and legal foundations of the formation and formation of the militia of Bashkiria, 1917—1941: dis. ... cand. jurid. sciences. M., 2000.

2. GASO. F-854. Op. 3.D. 30.

3. GASO. F-854. Op. 3.D. 39.

4. GASO. F-854. Op. 3.D. 50.

5. GASO. F-854. Op. 3.D. 54.

6. GASO. F-854. Op. 3.D. 61.

7. GASO. F-854. Op. 3.D. 73.

8. Danilov V.P. et al. The tragedy of the Soviet village. Collectivization and dispossession. T. 5. Book. 2. 1938—1939. M.: ROSSPEN, 2000.

9. Shabelnikova NA. The activities of the police in the system of executive power of the Soviet state in 1917—1930: organizational and legal foundations // Humanitarian research. 2014. No. 1. P. 110—118.

10. http: //www.consultant.ru/cons/cgi/online

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Трудовое право. 7-е изд., перераб. и доп. Учебник. Гриф МО РФ. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки / Под ред. К. К. Гасанова, Ф.Г. Мышко. 543 с.

ISBN: 978-5-238-03246-7

Рассматриваются предмет, методы, субъекты и основные источники трудового права. Анализируются современное законодательство, правовые отношения в сфере наемного труда, коллективные договоры и отношения, освещаются вопросы международного трудового права.

Особое внимание уделяется вопросам заключения и расторжения трудового договора, регулирования рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, порядка предоставления гарантий и компенсаций, рассмотрения трудовых споров.

Для студентов и преподавателей юридических вузов и факультетов, руководителей организаций всех форм собственности, работников социальной сферы, кадровой и юридической служб организаций, а также для всех тех, кто интересуется действующим трудовым законодательством и практикой его применения.

Информация об авторе

И.В. Гребенщикова — кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права.

Information about the author

I.V. Grebenshchikova — candidate of legal sciences, associate professor of the department of theory and history of state and law.

Статья поступила в редакцию 20.11.2021; одобрена после рецензирования 30.11.2021; принята к публикации 08.12.2021.

The article was submitted 20.11.2021; approved after reviewing 30.11.2021; accepted for publication 08.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.