Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА УРАЛЕ В 1920-Х - НАЧАЛЕ 1930-Х ГГ'

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА УРАЛЕ В 1920-Х - НАЧАЛЕ 1930-Х ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
192
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / ПЕРЕМЕННЫЙ СОСТАВ / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРИВАТНЫЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Скипский Георгий Александрович, Ложкарёв Александр Игоревич

Статья посвящена анализу процессов становления системы подготовки кадров советских органов внутренних дел на Урале. Подчеркиваются общие и особые черты при обучении курсантов, которые в дальнейшем становились представителями младшего и среднего начальствующего состава в органах Рабоче-Крестьянской милиции, уголовного розыска, Объединенного Главного политического управления и городской пожарной охраны НКВД РСФСР. Авторы исследовали опыт и особенности организации учебного процесса в Свердловской областной школе милиции и на Уральских областных пожарно-технических курсах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Скипский Георгий Александрович, Ложкарёв Александр Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE HISTORY OF THE FORMATION OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES IN THE URALS IN THE 1920-S - EARLY 1930-S

The article is devoted to the analysis of the processes of formation of the personnel training system of the Soviet internal affairs bodies in the Urals. Emphasizes the general and special features in the training of cadets, who later became representatives of the junior and middle commanding staff in the bodies of the Workers and Peasants Militia, the Criminal Investigation Department, the Joint Main Political Directorate and the city Fire Department of the NKVD of the RSFSR. The authors investigated the experience and features in the training of cadets, who later became representatives of the junior and middle commanding staff in the bodies of the Workers and Peasants Militia, the Criminal Investigation Department, the Joint Main Political Directorate and the city Fire Department of the NKVD of the RSFSR. The authors studied the experience and features of the organization of the educational process in the Sverdlovsk regional police school and the Ural regional fire and technical courses.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА УРАЛЕ В 1920-Х - НАЧАЛЕ 1930-Х ГГ»

УДК 343.98

К вопросу об истории становления образовательных организаций органов внутренних дел на Урале в 1920-х - начале 1930-х гг.

Скипский Георгий Александрович, Уральский юридический институт МВД России, кандидат исторических наук, доцент

e-mail: [email protected]

Ложкарёв Александр Игоревич, Уральский институт государственной противопожарной службы МЧС России, кандидат философских наук, доцент

e-mail: [email protected]

Статья посвящена анализу процессов становления системы подготовки кадров советских органов внутренних дел на Урале. Подчеркиваются общие и особые черты при обучении курсантов, которые в дальнейшем становились представителями младшего и среднего начальствующего состава в органах Рабоче-Крестьянской милиции, уголовного розыска, Объединенного Главного политического управления и городской пожарной охраны НКВД РСФСР. Авторы исследовали опыт и особенности организации учебного процесса в Свердловской областной школе милиции и на Уральских областных пожарно-технических курсах.

Ключевые слова: курсанты; переменный состав; учебная программа; профессиональная подготовка; практическое обучение; приватные преподаватели.

On the History of the Formation of educational organizations of internal affairs bodies in the Urals in the 1920-s - early 1930-s

Skipsky Georgy Alexandrovich,

Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor

Lozhkarev Alexander Igorevich,

Ural Institute of the State Fire Service EMERCOM of

Russia, Candidate of Philosophy, Associate Professor

The article is devoted to the analysis of the processes of formation of the personnel training system of the Soviet internal affairs bodies in the Urals. Emphasizes the general and special features in the training of cadets, who later became representatives of the junior and middle commanding staff in the bodies of the Workers and Peasants Militia, the Criminal Investigation Department, the Joint Main Political Directorate and the city Fire Department of the NKVD of the RSFSR. The authors investigated the experience and features in the training of cadets, who later became representatives of the junior and middle commanding staff in the bodies of the Workers and Peasants Militia, the Criminal Investigation Department, the Joint Main Political Directorate and the city Fire Department of the NKVD of the RSFSR. The authors studied the experience and features of the organization of the educational process in the Sverdlovsk regional police school and the Ural regional fire and technical courses.

Key words: cadets; variable staff; curriculum; professional training; practical training; private teachers.

Становление советской правоохранительной системы проходило в экстремальных условиях гражданской войны и жесточайшего экономического и социокультурного кризиса. Органы внутренних дел Советской республики в первые годы своего существования в силу логики классовой борьбы испыты-

вали огромный недостаток компетентных и квалифицированных специалистов, большинство из которых явно не признали революцию 1917 года и являлись идейно-политическими противниками большевиков. В органах НКВД РСФСР к началу 1920-х гг. насчитывалось всего 79 бывших классных чинов российской

Бывший дом Екатеринбургского архиерея на улице Чапаева, д. 9 (бывшая улица Архиерейская)

дореволюционной полиции1. Такого количества было явно недостаточно для формирования полноценного кадрового резерва для замещения должностей среднего и старшего начальствующего состава органов НКВД РСФСР.

Поэтому уже в июле 1920 г. Главное управление милиции НКВД РСФСР поставило задачу перед губернскими управлениями по созданию на местах сети школ милиции2. Позднее было принято Положение о курсах командного состава милиции, утвержденное соответствующим приказом ГУМ НКВД РСФСР от 17 января 1921 г. № 69/с. В нем регламентировалась деятельность милицейских школ младшего и среднего начальствующего состава, был определен порядок вступительных испытаний, процедуры отбора кандидатов для обучения и определения степени подготовленности будущих курсантов3.

Переменный состав школ должен был составлять не менее 100 и не более 150 человек, в зависимости от кадрового потенциала той или иной губернии. Известно, что на Урале в г. Екатеринбурге уже 6 июля 1920 г. одними из первых в РСФСР начали действовать курсы подготовки младшего начальствующего состава РКМ. Очевидно, что в условиях Гражданской войны они содержались за счет средств, привлекаемых в основном из местного бюджета, при этом срок обучения был ограничен всего 3 месяцами4. В связи с тем, что в 1923 году все органы РКМ были полностью

1 См.: Филиппова Л. Е. Формирование образовательных учреждений НКВД в период становления Советской России как часть общей кадровой политики правоохранительных органов // Вестник Владимирского юридического института МВД России. 2007. № 1 (2). С. 104.

2 СУ РСФСР. 1920. № 79. Ст. 371.

3 См.: Лойт Х. Х. Кадровая политика в органах внутренних дел Российской Федерации. СПб., 1998. С. 84.

4 Министерство внутренних дел. 1902-2002: исторический

очерк / под общ. ред. Р. Г. Нургалиева. М., 2004. С. 156.

переведены на содержание местного бюджета, количество средств, необходимых для жизнедеятельности школ милиции, было значительно урезано. В результате из 46 губернских школ младшего начальствующего состава милиции, созданных к 1 января 1922 г., к началу 1923 г. осталось только 95.

В целях исправления сложившейся ситуации ЦАУ НКВД РСФСР приказом от 17 сентября 1925 г. № 149 предписывает создание трех областных школ младшего комсостава РКМ в городах Свердловске (получила название «1-я Свердловская областная школа милиции младшего начальствующего состава»), Саратове и Воронеже6. Причем все эти образовательные учреждения были переведены на полное государственное обеспечение.

Курсанты 1-й Свердловской областной школы милиции обучались с целью дальнейшего выполнения служебных обязанностей помощников начальников волостной милиции, участковых надзирателей, старших милиционеров, а также работников уголовного розыска практически для всей территории Урала. Городской исполнительный комитет советов города Свердловска выделил школе комплекс зданий на улице Архиерейской, д. 9 (современная улица Чапаева), ранее принадлежавший архиерею Екатеринбургскому7. В здании были оборудованы казарменные помещения, а также комнаты для аудиторных занятий, помещение для библиотеки и столовой.

Для организации учебного процесса необходимо было подобрать наиболее квалифицированных работников милиции и уголовного розыска, провести отбор кандидатов для обучения, решить множество

5 См.: Филиппова Л. Е. Указ. соч. С. 105.

6 Административный вестник. 1925. № 9. С. 547.

7 См.: Шведов В. В. Становление Свердловской областной школы милиции (1925-1933 гг.) // Историческое образование на современном этапе: проблемы и перспективы модернизации: сб. науч. ст. Екатеринбург: УрГПУ, 2006. С. 311.

хозяйственно-бытовых вопросов. Поэтому первый набор в Свердловскую школу милиции состоялся только 20 декабря 1925 г. и составил 118 курсантов1. Срок обучения составил всего 6 месяцев, т. е. уже в июле 1926 г. состоялся первый выпуск Свердловской областной школы милиции.

Отбор кандидатов для прохождения обучения в школе милиции осуществлялся начальниками районных административных отделов. Будущие курсанты должны были соответствовать следующим требованиям: наличие служебного стажа в органах РКМ или уголовного розыска не менее 6 месяцев; материалы служебной аттестации, рекомендовавшие данного работника милиции к продвижению по службе; удовлетворительное состояние здоровья; достаточный уровень общей служебной и профессиональной подготовки. При этом возраст кандидатов для обучения не должен был превышать 30 лет. Предполагалось допускать к обучению женщин на общих основаниях2.

Во время классных занятий курсанты изучали общеобразовательные дисциплины, основы советского законодательства, судопроизводства, криминологии и предварительного следствия. Кроме того, с курсантами проводилась и общевойсковая подготовка, в ходе которой они в случае начала войны готовились возглавить стрелковые отделения и стать заместителями командиров взводов в РККА3.

Следует отметить, что при традиционном наборе курсантов с резервом для возможного отчисления в 10-15 % от переменного состава школы отсев в течение предельно сжатых сроков обучения был достаточно большой. Так, например, в июле 1927 года согласно данным Уральского облисполкома выпуск работников РКМ составил 71 человек, и 19 человек получили специальности работников уголовного ро-зыска4. И это при наборе свыше 110 кандидатов.

Следует учесть, что качество подготовки курсантов в 1-й Свердловской областной школе милиции оставалось весьма низким, но при этом основными причинами были не только недостаточный базовый уровень образования (как правило, 4 класса начальной школы), но и дефицит квалифицированных преподавателей, а также отсутствие единой образовательной программы и учебного плана.

С целью преодоления данных недостатков в 1928 г. происходит реорганизация всех школ младшего и среднего начальствующего состава в НКВД РСФСР. Эти заведения теперь преобразовались в школы административно-милицейских работников и впервые получили единые учебные планы, специально разра-

1 Там же.

2 См.: Токарева С. Н. Профессиональная подготовка милиционеров Центрально-Черноземной области [Электронный ресурс] // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2016. Т. 15. С. 2448. URL: http://e-koncept.ru/2016/96410. htm.

3 Уральский рабочий. 1926. 13 июля.

4 Отчет о деятельности Уральского областного исполни-

тельного комитета. 1925-1927 гг. Свердловск, 1927. С. 78.

ботанные сотрудниками ЦАУ НКВД РСФСР. Теперь все управление учебными заведениями было передано в ведение ГУМ НКВД РСФСР5.

В ходе реорганизации структура 1-й Свердловской школы милиции была усложнена, появляется два отделения: курсанты первого отделения готовились стать участковыми инспекторами, сотрудниками патрульной и постовой службы, работниками ведомственной милиции.Второе отделение специализировалось только на подготовке работников уголовного розыска.

Весьма существенным новшеством стало увеличение сроков обучения с 6 до 12 месяцев, что в совокупности с введением единых учебных планов способствовало значительному повышению качества подготовки курсантов.

30 июля 1929 г., по окончании срока обучения очередного набора курсантов, в Уралобл исполкоме состоялся доклад начальника Свердловской школы милиции Хаина, который сообщил, что в течение учебного года были оборудованы кабинет по уголовному праву и научно-технический кабинет. Кроме того, при школе были организованы курсы по переподготовке начальников районных административных отделов и городских подразделений милиции Уральской области. В докладе Хаина также отмечалось улучшение обмундирования курсантов и приобретение киноустановки в интересах их политического просвещения6.

Этот нюанс стоит особо отметить, потому что вопрос вещевого довольствия работников РКМ в течение всех 1920-х гг. в стране оставался весьма проблемным. Средства на обмундирование выделялись крайне скромные, производственные мощности по их пошиву были недостаточными для полного обеспечения всех сотрудников НКВД РСФСР.

В 1929/1930 учебном году значительно расширилась география комплектующих органов РКМ для Свердловской школы милиции. Помимо обширной Уральской области, набор курсантов дополнительно стал происходить из Татарской АССР, Марийской и Вотской автономных областей (впоследствии ставших, соответственно, Марийской и Удмуртской АССР). Вскоре выяснилось, что новые курсанты из национальных республик не всегда уверенно владели русским языком, что значительно осложнило работу преподавателей и привело к увеличению часов на его изучение.

Следует отметить, что проблема подбора преподавателей для всех школ милиции по РСФСР постоянно осложнялась их изначально низким образовательным уровнем. По усредненным данным, в 1925 г. только 36 % преподавателей имели высшее образование, а 4,5 % вообще были малограмотными7. В

5 Министерство внутренних дел. 1902-2002: исторический очерк. С. 157.

6 Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦД ООСО). Ф. 256. Оп. 1. Д. 2. Л. 11-12.

7 Административный вестник. 1925. № 3. С. 47.

начале 1930-х гг. эту проблему полностью решить не удалось, поскольку система образовательных организаций органов внутренних дел в такие короткие исторические сроки (10-15 лет) еще не успела сложиться.

В данных условиях к проведению занятий в Свердловской школе милиции продолжали привлекать не только наиболее опытных работников РКМ и уголовного розыска, но и приватных преподавателей из Уральского государственного университета. Регулярно приглашались на общественных началах лекторы из Главного управления НКВД РСФСР. В научно-техническом кабинете занятия по основам дактилоскопии, судебной фотографии вели ведущие криминалисты Уральской области М. М. Любавский, В. А. Петров, П. В. Янковский1.

При анализе организации учебного процесса стоит упомянуть о том, что новым учебным планом 1-й Свердловской школы милиции с 1928 г. было предусмотрено обучение курсантов основам организации постовой службы и деятельности дежурных подразделений РКМ в районах города Свердловска. Немало учебных часов было посвящено изучению истории ВКП(б), а также информированию курсантов о политической ситуации в СССР и за рубежом.

Усилена была и огневая подготовка курсантов. На занятиях они под руководством инструкторов и преподавателей изучали устройство винтовки Мосина (образца 1891 г.) и револьвера системы Наган (образца 1910 г.). Основное внимание на занятиях уделялось сборке и разборке оружия, изучению его основных частей и обслуживанию после проведения учебных стрельб.

Поскольку Свердловская школа милиции была предназначена для подготовки кадров для всей Уральской области, ее возможности по решению проблемы нехватки квалифицированных специалистов были явно далеки от потребностей всех подразделений РКМ и уголовного розыска. Кроме того, хронической проблемой была высокая текучесть кадров в органах внутренних дел в течение всех 1920-х гг. Она усугубилась очередной чисткой, организованной руководством ВКП(б) накануне кампаний по массовой коллективизации и переходу к форсированной индустриализации. В результате кадровой чистки, проведенной в органах РКМ и уголовного розыска Уральской области, к концу 1929 г. было уволено до 20 % личного состава2.

Вместе с тем, учитывая тот факт, что органы РКМ тогда находились в полном подчинении исполкомам местных советов, решения о кадровом перемещении сотрудников милиции работники местного аппарата стремились принимать в своих узковедомственных

1 См.: Шведов В. В. Становление Свердловской областной школы милиции (1925-1933 гг.). С. 312.

2 См.: Шведов В. В. Формирование и деятельность органов внутренних дел Уральской области: 1923-1934 гг. [Электронный ресурс]. иК1_: http://www.dissercat.com/content/ form¡rovan¡e-¡-deyatelnost-organov-vnutrenn¡kh-del-uralsko¡-оЬ^И923-1934-дд^Х225Бру1"тВУ.

интересах. Обычной практикой того времени были необоснованные факты откомандирования «своих» работников РКМ в иные органы исполнительной власти, в ущерб очевидным задачам совершенствования деятельности милиции и уголовного розыска3.

Учитывая повсеместный дефицит квалифицированных кадров для органов РКМ, в совместном циркуляре Уралобкома и Уралоблисполкома за № 170/с - 771/с от 5 декабря 1930 г. первый секретарь Уралобкома ВКП(б) И. Д. Кабаков и председатель Уралоблисполкома М. К. Ошвинцев приняли решение об усилении плановости при распределении выпускников Свердловской школы милиции и закреплении их в административных органах.

В приведенном выше циркуляре было указано, что из 416 выпускников в течение 1928 и 1929 гг. в органы милиции города Свердловска и Уральской области было направлено только 165 человек. Совместный циркуляр Уралобкома ВКП(б) и Уралоблисполкома предписывал командировать выпускников Свердловской школы милиции исключительно в органы РКМ и прекратить командировки работников Административных отделов на проведение различного рода кампаний4.

Среди таковых, как правило, были мероприятия по обеспечению коллективизации, выполнения производственных планов на промышленных предприятиях, организации распространения государственных облигаций, кампании по благоустройству города и т. п.

Помимо обеспечения хода различных общественно-политических кампаний, усиливавшихся на фоне перехода руководства ВКП(б) к курсу на форсированную индустриализацию и массовую коллективизацию на селе, органы внутренних дел, как и в дореволюционный период, также отвечали за организацию противопожарного дела.

Советская пожарная охрана с 10 июня 1920 г. находилась в ведомстве НКВД РСФСР. Как и в органах РКМ, в течение всех 1920-х гг. в советской пожарной охране оставался хронический недостаток в обученных специалистах, владевших основами техники пожаротушения и профилактики возгораний как бытового, так и техногенного характера.

Наряду с дефицитом грамотных и обученных работников РКМ органы исполнительной власти в конце 1928 г. были вынуждены обратить внимание на недостаточный уровень технических знаний и подготовки работников пожарной охраны в регионе. Эти события совпали с директивной установкой Совета Народных Комиссаров РСФСР, принявшего постановление «Об организации сети учебных заведений по подготовке кадров для пожарной охраны». А если учесть, что с апреля 1928 г. в городе Свердловске началось строительство Уральского завода тяжелого машиностроения (УЗТМ), то для обеспечения его пожарной

3 Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. 854. Оп. 3. Д. 30. Л. 5.

4 Там же.

Первый выпуск Уральских областных пожарно-технических курсов в 1930 г. В правом нижнем углу - здание пожарной части № 1 на ул. Карла Либкнехта, д. 8

безопасности срочно потребовались специалисты с профильным пожарно-техническим образованием.

Используя имеющийся опыт по созданию Свердловской школы милиции, руководство Уралобкома ВКП(б) и Уралоблисполкома выделили для нового учебного заведения материальные и кадровые ресурсы пожарной части № 1, тогда располагавшейся в городе Свердловске по адресу: ул. Карла Либкнехта, д. 8.

18 января 1929 г. состоялось заседание малого президиума Уральского областного исполнительного комитета Советов. На нем было приято решение о создании Уральских областных пожарно-технических курсов с годичным сроком обучения1. Оно было зафиксировано в протоколе заседания малого президиума от 18 января 1929 г. № 115.

Первое учебное заведение по подготовке пожарных техников на Урале начало свою работу с 17 апреля 1929 г. Первым директором Уральских областных пожарно-технических курсов был назначен Г. Х. Гюнтер, до этого занимавший должность начальника пожарной инспекции треста «Уралцветмет» в городе Свердловске.

В качестве преподавателя пожарной тактики сотрудничал с курсами начальник Управления пожарной охраны города Свердловска Ананьин, пожарную профилактику преподавали начальник пожарной команды треста «Союзмука» Воинов и начальник пожарной инспекции Легпрома Савинов. Заведующим

1 См.: Максимов И. А., Громов А. В., Ложкарев А. И., Скипский Г. А. От курсов - к институту (к 85-й годовщине Уральского института Государственной противопожарной службы МЧС России): историко-публицистический очерк. Екатеринбург: Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России, 2014. С. 6.

учебной частью был назначен инженер «Уралцветме-та» Игнатьев2.

Курсанты пожарно-технических курсов размещались в бывшей конюшне пожарной части. Часть ее помещений тогда же была переоборудована под классные комнаты. Учебный процесс проходил после окончания рабочего дня у преподавателей, которые все являлись совместителями. Пожарные курсанты с 8 часов утра и до 17 часов вечера несли караульную службу, занимались обслуживанием конного пожарного обоза, ремонтом пожарного инвентаря. К учебным занятиям они приступали уже только по вечерам.

Несмотря на постоянную загруженность, курсанты первого набора в течение 11 месяцев обучения освоили цикл общеобразовательных дисциплин, основы пожарной тактики, профилактики и водоснабжения, иппологию (наука обращения с лошадьми), основы техносферной безопасности.

Практически все выпускники Уральских областных пожарно-технических курсов впоследствии занимали руководящие и ответственные посты по всей стране. Так, П. П. Таланкин стал начальником Управления пожарной охраны Алтайского края, М. В. Карпов -начальником Отдела пожарной охраны Сахалинской области, П. И. Будаков - начальником отряда военизированной пожарной охраны № 172 города Перми и др.3

Город Свердловск в годы первой пятилетки еще не обладал статусом крупного промышленного центра страны. При создании курсов пожарных техников в городе первоначально предполагалось, что материально-технической базой для обучения курсантов

2 Там же.

3 Там же. С. 7.

Барачный городок Уральской областной пожарно-технической школы в городе Свердловске, ул. Папанина, д. 5

будут производственные корпуса УЗТМ. Но его строительство было окончательно завершено только в 1933 г. В связи с этим Уральские областные пожарно-технические курсы в октябре 1930 г. были передислоцированы в город Пермь1.

Здесь, на новом месте, полигоном для учебных занятий послужили давно функционировавшие Мо-товилихинские оружейные заводы. Курсы были размещены на базе 2-й городской пожарной команды. Новым начальником курсов по совместительству стал начальник городского управления пожарной охраны города Перми Я. О. Кулин. При этом главным «заказчиком» кадров для курсов оставался Отдел военизированной пожарной охраны при Управлении НКВД по Уральской области, по-прежнему расположенный в городе Свердловске. Данное обстоятельство накладывало определенные ограничения на процесс непосредственного руководства деятельностью учебного заведения.

Поскольку в условиях индустриализации спрос на квалифицированных специалистов пожарной охраны постоянно возрастал, набор курсантов пожарно-технических курсов был увеличен с 50 чел. в 1930 г. до 100 чел. в 1932 г.

В августе 1932 г. курсы были реорганизованы в Уральскую областную пожарно-техническую школу среднего начальствующего состава городской пожарной охраны. Новым начальником школы стал недавний выпускник Уральских областных пожарно-технических курсов М. В. Карпов, который одновременно был назначен начальником городского управления пожарной охраны города Перми2.

В связи с очередной реорганизацией курсов в сентябре 1932 г. был принят расширенный учебный план и разработаны новые учебные программы. Следует

1 Там же.

2 См.: Максимов И. А., Громов А. В., Ложкарев А. И., Скипский Г. А. Указ. соч. С. 8.

заметить, что в школе не было соответствующих учебников по вновь введенным в учебный план дисциплинам: обществоведение, пожарное машиноведение, автомотодело. Выходом из положения стало подробное конспектирование лекций на аудиторных занятиях и последующее их тиражирование на ротапринтах. К сожалению, для массового выпуска литературы тогда постоянно не хватало типографских красок и других материалов3.

Недостаток учебных пособий компенсировался богатым практическим опытом преподавателей, которые входили в состав городского управления пожарной охраны. Среди них были не только начальники пожарных команд, но и инженеры Мотовилихинского и других заводов, расположенных в городе Перми.

В 1935 г. Уральская областная пожарно-техниче-ская школа получила относительно благоприятные условия для своего размещения на базе приобретенного Свердловским добровольным пожарным обществом жилого городка, состоящего из 12 зданий барачного типа. Городок располагался на набережной городского пруда по ул. Папанина, д. 5. Подаренные строения каркасно-засыпного типа были не оштукатурены, не обеспечены электричеством, водопроводом и канализацией4.

Размещение зданий пожарно-технической школы на набережной городского пруда в Свердловске было обусловлено необходимостью оперативного доступа конных пожарных обозов к источникам воды, поскольку переменный состав школы, как и ранее - Уральских областных пожарно-технических курсов, состоял в боевом расчете городского пожарного гарнизона.

Все необходимые хозяйственные работы по окончательному благоустройству городка пожарно-техни-ческой школы в Свердловске выполнялись курсанта-

3 Там же.

4 Там же. С. 9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ми под руководством командиров и преподавателей.

Создание новой материально-технической базы пожарно-технической школы осуществлялось при ощутимой поддержке хозяйственного отдела Управления НКВД по Свердловской области.

В связи с очередной территориально-административной реформой и ликвидацией Уральской области в 1934 г. года школа повысила свой статус. В июне 1935 г. она преобразовывается в межкраевую школу среднего начальствующего состава городской пожарной охраны. При этом срок обучения был увеличен с 1 года до 2 лет. Набор курсантов вырос до 150 чел. Укрупнение масштабов учебного заведения соответствовало уровню поставленных задач по форсированному завершению процессов индустриализации в СССР и обеспечению пожарной безопасности промышленных новостроек в годы первых пятилеток.

Развитие системы учебных заведений органов внутренних дел РСФСР в начале 1930-х гг. проходило в крайне сложных социально-политических и экономических условиях. В результате обострения борьбы различных фракций в руководстве ВКП(б) произошло значительное ослабление позиций противников политики «большого скачка», среди которых был и нарком НКВД РСФСР В. Н. Толмачев. 15 декабря 1930 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О ликвидации наркоматов внутренних дел союзных и автономных республик»1. В этот же день было принято секретное постановление ЦИК и СНК СССР «О руководстве органов ОГПУ деятельностью милиции и уголовного розыска»2.

Благодаря радикальным преобразованиям органы ОГПУ СССР получили права кадровых перемещений руководящих работников РКМ и уголовного розыска. Постоянные нарекания в адрес милиции со стороны общественных организаций и отдельных граждан, часто имевшие под собой реальную почву, были использованы органами ОГПУ СССР для проведения очередной кадровой чистки, совпавшей с плановой переаттестацией работников РКМ и уголовного розыска после ликвидации НКВД РСФСР. В связи с этим из органов РКМ массово увольнялись «классово-чуждые элементы», место которых занимали кадровые чекисты. Председатель ОГПУ В. Р. Менжинский подписал специальный приказ об укомплектовании органов милиции и уголовного розыска сотрудниками ОГПУ3. В Уральской области с декабря 1930 г. по март 1931 г. также была проведена массовая переаттестация, в результате которой было уволено до 60 % работников РКМ, как не прошедших переат-

1 СЗ СССР. 1930. № 60. Ст. 640.

2 См.: Шабельникова Н. А. Деятельность органов милиции в системе исполнительной власти советского государства в 1917-1930 гг.: организационные и правовые основы [Электронный ресурс]. URL: http://uryadnik.ru.

3 См.: Мулукаев Р. С., Ципуренко Н. И., Баранов Е. В. Обеспечение социалистической законности в деятельности органов внутренних дел (1917-1934 гг.). М., 1985. С. 82-83.

тестацию. Причем все уволенные были лишены права восстановления4.

Данные кадровые перестановки не могли не сказаться на образовательном цензе начальствующего состава. Известно, что в течение всех 1920-х гг. в РСФСР только 6 % начальствующего состава органов РКМ имели законченное среднее образование5. Следует заметить, что в учебных программах, рассчитанных максимум на один год обучения, явный приоритет отдавался учебным дисциплинам военного цикла, в ущерб занятиям по профессиональной милицейской подготовке6. Особо следует отметить, что массовые переаттестации в начале 1931 г. значительно снизили этот и без того невысокий показатель.

Весьма интересным способом борьбы с текучестью кадров в милиции стало изменение способа исчисления выслуги лет для курсантов - выпускников школ административного состава. Постановление СНК РСФСР от 9 июля 1930 г. предписывало установить норму - один год учебы засчитывался за два года службы, что учитывалось при исчислении прибавки к денежному содержанию за выслугу лет7. Но даже такие льготы для выпускников не всегда гарантировали сокращение оттока кадров из органов РКМ, в том числе тех, кто прошел обучение в школах милиции.

В течение 1931-1932 гг. происходила и очередная реорганизация Свердловской школы милиции, ранее находившейся в практическом ведении аппарата Уральского облисполком. К августу 1932 года на ее базе была создана школа № 4 Главного управления РКМ по подготовке среднего и старшего начсостава милиции. При ней вскоре были сформированы курсы первоначальной подготовки со сроком обучения 2 месяца. Теперь любой работник милиции, вновь поступавший на службу в органы РКМ, был обязан пройти обучение на таких курсах8. Кроме того, впервые на Урале были созданы курсы по переподготовке и повышению квалификации проводников служебно-ро-зыскных собак. Эти курсы продолжали свою деятельность вплоть до 1952 г.9

В июле - августе 1932 года 4-я областная школа милиции в городе Свердловске, выпустив всего один набор курсантов, вновь была реорганизована. На ее материальной и учебной базе были созданы Уральская областная школа РКМ и при ней курсы

4 См.: Шведов В. В. Формирование и деятельность органов внутренних дел Уральской области: 1923-1934 гг.

5 См.: Прошин А. А. Административно-правовые и организационные аспекты формирования руководящих кадров ОВД субъектов Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М.: Московский университет МВД России, 2006. С. 80.

6 См.: Постников Н. П. Учеба милиции в прошлом и настоящем // Рабоче-крестьянская милиция. 1924. № 2. С. 13.

7 См.: Шамаров В. М. Государственное обеспечение работников милиции. М., 1995. С. 80.

8 Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦД ООСО). Ф. 256. Оп. 1. Д. 3. Л. 36 (об).

9 Там же. Л. 36.

Полномочного Представителя ОГПУ по Уралу. Помимо подготовки будущих представителей среднего и старшего командного состава РКМ, на Урале впервые начинается подготовка оперативных работников для органов ОГПУ СССР1. Следует отметить, что, помимо Свердловска, отдельная школа РКМ была также создана и в Челябинске.

Приказом Полномочного Представителя ОГПУ по Уралу от 31 августа 1932 г. № 432 за подписью Рапопорта в целях обеспечения учебного процесса было принято Положение об оплате преподавательского труда на курсах ПП ОГПУ и школах РКМ Уралобласти на 1932-1933 учебный год. Своим приказом Рапопорт особо подчеркнул, что в случае срывов занятий, ненадлежащей подготовки к ним преподаватели несли ответственность, как за не выполнение оперативного задания.

В качестве структурных подразделений в данном новом учебном заведении, теперь полностью подконтрольном органам ОГПУ СССР, помимо преподавателей, инструкторов и приватных преподавателей был введен оперативный состав. Кроме того, преподаватели стали объединяться в предметно-методические комиссии, причем их руководителям были предусмотрены дополнительные выплаты.

Интересно отметить, что к преподавательской деятельности были привлечены студенты, окончившие Институты Красной Профессуры (ИКП), студенты вузов (высших учебных заведений) и втузов (высших технических учебных заведений). Среди таковых в Свердловске ведущие позиции занимали тогда Уральский государственный университет и Уральский индустриальный институт.

Основными учебными циклами, которые были включены в учебный план 1932-1933 учебного года, были общественно-политический, военный, чекистский, специальный милицейский, технический. Немалое внимание было уделено повышению значимости таких учебных дисциплин, как стрелковое дело, физ-подготовка, фотодело, автодело, конное дело.

Курсанты теперь распределялись по дивизионам и по взводам. Штатная численность переменного состава была определена в 200 человек. Постоянный состав теперь включал в себя помимо приватных и штатных преподавателей инструкторский состав, командный состав, политическую часть. Интересно отметить, что правовой статус штатных преподавателей приравнивался к строевому составу РКМ и подчинялся требованиям Устава службы РКМ.

Приказом по школе предусматривалась норма учебной нагрузки на преподавателей. Преподаватели общественно-политического, военного, чекистского, специально-милицейского и технического циклов были обязаны в течение учебного года провести не менее 420 академических часов (по 45 минут каждый). Преподаватели общеобразовательного цикла были обязаны выполнить учебную нагрузку не менее 560 академических часов.

1 Там же.

Если по каким-либо причинам штатные преподаватели не могли выполнять установленную учебную нагрузку либо вообще ее не проводили, им сохранялась выплата денежного оклада по должности, но при выполнении ими необходимой методической и воспитательной работы. При этом объем данной работы приравнивался к аудиторным академическим часам.

Таким образом, к началу 1930-х гг. на Урале были заложены основы системы подготовки кадров для прохождения службы в органах внутренних дел. Опыт деятельности упомянутых ранее учебных заведений постепенно накапливался, совершенствовались методы организации учебного процесса, материально-техническая база, подбора постоянного и переменного состава. Все это способствовало их поступательному развитию в последующие исторические периоды и преобразованию в действующие на современном этапе образовательные организации, выпускающие специалистов для всей правоохранительной системы Российской Федерации.

Среди них следует отметить три ключевых учреждения в городе Екатеринбурге, ведущих свою историю из далеких 1920-х гг.: Уральский юридический институт МВД России, Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России, Институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Библиографический список

1. Административный вестник. - 1925. - № 3 [Электронный ресурс]. - URL: http://istmat.info/node/51444.

2. Административный вестник. - 1925. - № 9 [Электронный ресурс]. - URL: http://istmat.info/node/51444.

3. Государственный архив Свердловской области. - Ф. 854. - Оп. 3. - Д. 30. - Л. 5.

4. Лойт Х. Х. Кадровая политика в органах внутренних дел Российской Федерации / Х. Х. Лойт. - Санкт-Петербург, 1998.

5. Максимов И. А. От курсов - к институту (к 85-й годовщине Уральского института Государственной противопожарной службы МЧС России): историко-пу-блицистический очерк / И. А. Максимов, А. В. Громов, А. И. Ложкарев, Г. А. Скипский. - Екатеринбург: Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России, 2014.

6. Министерство внутренних дел. 1902-2002: исторический очерк / под общ. ред. Р. Г. Нургалиева. - Москва, 2004.

7. Мулукаев Р. С. Обеспечение социалистической законности в деятельности органов внутренних дел (1917-1934 гг.) / Р. С. Мулукаев, Н. И. Ципуренко, Е. В. Баранов. - Москва, 1985.

8. Отчет о деятельности Уральского областного исполнительного комитета. 1925-1927 гг. - Свердловск, 1927.

9. Постников Н. П. Учеба милиции в прошлом и настоящем / Н. П. Постников // Рабоче-крестьянская милиция. - 1924. - № 2.

10. Прошин А. А. Административно-правовые и организационные аспекты формирования руководящих кадров ОВД субъектов Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук / А. А. Прошин. - Москва: Моск. ун-т МВД России, 2006.

11. СЗ СССР. - 1930. - № 60. - Ст. 640 [Электронный ресурс]. - URL: http://istmat.info/node/51444.

12. СУ РСФСР. - 1920. - № 79. - Ст. 371 [Электронный ресурс]. - URL: http://istmat.info/node/51444.

13. Токарева С. Н. Профессиональная подготовка милиционеров Центрально-Черноземной области [Электронный ресурс] / С. Н. Токарев // Концепт: научно-методический электронный журнал. - 2016. - Т. 15. - URL: http://e-koncept.ru/2016/96410.htm.

14. Уральский рабочий. - 1926. - 13 июля.

15. Филиппова Л. Е. Формирование образовательных учреждений НКВД в период становления Советской России как часть общей кадровой политики правоохранительных органов / Л. Е. Филиппова // Вестник Владимирского юридического института МВД России. - 2007. - № 1 (2).

16. Центр документации общественных организаций Свердловской области. - Ф. 256. - Оп. 1. - Д. 2. - Л. 11-12; Д. 3. - Л. 36, 36 (об).

17. Шабельникова Н. А. Деятельность органов милиции в системе исполнительной власти советского государства в 1917-1930 гг.: организационные и правовые основы [Электронный ресурс] / Н. А. Шабельникова. - URL: http://uryadnik.ru.

18. Шамаров В. М. Государственное обеспечение работников милиции / В. М. Шамаров. - Москва, 1995.

19. Шведов В. В. Становление Свердловской областной школы милиции (1925-1933 гг.) / В. В. Шведов // Историческое образование на современном этапе: проблемы и перспективы модернизации: сб. науч. ст. - Екатеринбург: УрГПУ, 2006.

20. Шведов В. В. Формирование и деятельность органов внутренних дел Уральской области: 19231934 гг. [Электронный ресурс] / В. В. Шведов. - URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-i-deyatelnost-organov-vnutrennikh-del-uralskoi-oblasti-1923-1934-gg#ixzz5Spv1ThBV.

Bibliograficheskij spisok

1. Administrativnyj vestnik. - 1925. - № 3 [Elektronnyj resurs]. - URL: http://istmat.info/node/51444.

2. Administrativnyj vestnik. - 1925. - № 9 [Elektronnyj resurs]. - URL: http://istmat.info/node/51444.

3. Gosudarstvennyj arhiv Sverdlovskoj oblasti. -F. 854. - Op. 3. - D. 30. - L. 5.

4. Lojt H. H. Kadrovaya politika v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii / H. H. Lojt. - Sankt-Peterburg, 1998.

5. Maksimov I. A. Ot kursov - k institutu (k 85-j godovshchine Ural'skogo instituta Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby MCHS Rossii): istoriko-publicisticheskij ocherk / I. A. Maksimov, A. V. Gromov, A. I. Lozhkarev, G. A. Skipskij. - Ekaterinburg: Ural'skij institut Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby MCHS Rossii, 2014.

6. Ministerstvo vnutrennih del. 1902-2002: istoricheskij ocherk / pod obshch. red. R. G. Nurgalieva. - Moskva, 2004.

7. Mulukaev R. S. Obespechenie socialisticheskoj zakonnosti v deyatel'nosti organov vnutrennih del (1917-1934 gg.) / R. S. Mulukaev, N. I. Cipurenko, E. V. Baranov. - Moskva, 1985.

8. Otchet o deyatel'nosti Ural'skogo oblastnogo ispolnitel'nogo komiteta. 1925-1927 gg. - Sverdlovsk, 1927.

9. Postnikov N. P. Ucheba milicii v proshlom i nastoyashchem / N. P. Postnikov // Raboche-krest'yanskaya miliciya. - 1924. - № 2.

10. Proshin A. A. Administrativno-pravovye i organizacionnye aspekty formirovaniya rukovodyashchih kadrov OVD sub»ektov Rossijskoj Federacii: dis. ... kand. yurid. nauk / A. A. Proshin. - Moskva: Mosk. un-t MVD Rossii, 2006.

11. SZ SSSR. - 1930. - № 60. - St. 640 [Elektronnyj resurs]. - URL: http://istmat.info/node/51444.

12. SU RSFSR. - 1920. - № 79. - St. 371 [Elektronnyj resurs]. - URL: http://istmat.info/node/51444.

13. Tokareva S. N. Professional'naya podgotovka milicionerov Central'no-CHernozemnoj oblasti [Elektronnyj resurs] / S. N. Tokarev // Koncept: nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal. - 2016. - T. 15. - URL: http://e-koncept.ru/2016/96410.htm.

14. Ural'skij rabochij. - 1926. - 13 iyulya.

15. Filippova L. E. Formirovanie obrazovatel'nyh uchrezhdenij NKVD v period stanovleniya Sovetskoj Rossii kak chast' obshchej kadrovoj politiki pravoohranitel'nyh organov / L. E. Filippova // Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2007. - № 1 (2).

16. Centr dokumentacii obshchestvennyh organizacij Sverdlovskoj oblasti. - F. 256. - Op. 1. - D. 2. - L. 11-12; D. 3. - L. 36, 36 (ob).

17. SHabel'nikova N. A. Deyatel'nost' organov milicii v sisteme ispolnitel'noj vlasti sovetskogo gosudarstva v 1917-1930 gg.: organizacionnye i pravovye osnovy [Elektronnyj resurs] / N. A. SHabel'nikova. - URL: http:// uryadnik.ru.

18. SHamarov V. M. Gosudarstvennoe obespechenie rabotnikov milicii / V. M. SHamarov. - Moskva, 1995.

19. SHvedov V. V. Stanovlenie Sverdlovskoj oblastnoj shkoly milicii (1925-1933 gg.) / V. V. SHvedov // Istoricheskoe obrazovanie na sovremennom etape: problemy i perspektivy modernizacii: sb. nauch. st. -Ekaterinburg: UrGPU, 2006.

20. SHvedov V. V. Formirovanie i deyatel'nost' organov vnutrennih del Ural'skoj oblasti: 1923-1934 gg. [Elektronnyj resurs] / V. V. SHvedov. - URL: http://www. dissercat.com/content/formirovanie-i-deyatelnost-organov-vnutrennikh-del-uralskoi-oblasti-1923-1934-gg#ixzz5Spv1ThBV.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.