Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАБОРОВ НА УЧЁБУ В ШКОЛЫ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО КОМАНДНОГО (НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО) СОСТАВА РКМ РСФСР В СЕРЕДИНЕ 20-Х ГОДОВ ХХ В'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАБОРОВ НА УЧЁБУ В ШКОЛЫ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО КОМАНДНОГО (НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО) СОСТАВА РКМ РСФСР В СЕРЕДИНЕ 20-Х ГОДОВ ХХ В Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
78
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКАЯ МИЛИЦИЯ / МВД / ШКОЛЫ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО КОМАНДНОГО (НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО) СОСТАВА / WORKER'S AND PEASANT'S MILITIA / MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS / SCHOOLS OF JUNIOR AND MIDDLE COMMAND (CHIFF) STAFF

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нахимов Александр Павлович, Кирнос Андрей Викторович, Колесников Владимир Александрович

В статье рассматривается специфика нормативного регулирования процессов приёма на обучение в школы младшего и среднего командного состава рабоче-крестьянской милиции РСФСР в середине 20-х годов ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Нахимов Александр Павлович, Кирнос Андрей Викторович, Колесников Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME SPECIFICS OF REGULATION OF THE ADMISSION PROCESSES FOR TRAINING SCHOOLS OF JUNIOR AND MIDDLE COMMAND (CHIEF) STAFF OF WORKЕR'S AND PEASANT’S MILITIA IN THE MID-20S OF THE 20TH CENTURY

The article presents the specifics of regulation of the admission processes for training schools of junior and middle command staff of workеr's and peasant’s militia in the mids-20s of the 20th century.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАБОРОВ НА УЧЁБУ В ШКОЛЫ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО КОМАНДНОГО (НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО) СОСТАВА РКМ РСФСР В СЕРЕДИНЕ 20-Х ГОДОВ ХХ В»

МВД РОССИИ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ

А. П. Нахимов,

начальник Воронежского института МВД России, кандидат философских наук

А. В. Кирнос,

кандидат политических наук, доцент

В. А. Колесников,

кандидат политических наук, доцент

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАБОРОВ НА УЧЁБУ В ШКОЛЫ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО КОМАНДНОГО (НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО) СОСТАВА РКМ РСФСР В СЕРЕДИНЕ 20-Х ГОДОВ ХХ В.

SOME SPECIFICS OF REGULATION OF THE ADMISSION PROCESSES FOR TRAINING SCHOOLS OF JUNIOR AND MIDDLE COMMAND (CHIEF) STAFF OF WORKER'S AND PEASANT'S MILITIA IN THE MID-20S OF THE 20TH CENTURY

В статье рассматривается специфика нормативного регулирования процессов приёма на обучение в школы младшего и среднего командного состава рабоче-крестьянской милиции РСФСР в середине 20-х годов ХХ в.

The article presents the specifics of regulation of the admission processes for training schools ofjunior and middle command staff of worker's and peasant's militia in the mids-20s of the 20th century.

Начатый с марта 1921 г. переход к новой экономической политике (НЭП) повлёк за собой существенные изменения в подходах к целям, задачам, организационной структуре, нормативной основе функционирования, кадровому обеспечению рабоче-крестьянской милиции (РКМ) и, соответственно, профессиональному обучению её личного состава. Эти модификации были порождены целым комплексом уже достаточно подробно проанализированных нами в предыдущих публикациях [1—3]

факторов. Наиболее значимыми среди них, в рамках предмета настоящей статьи, представляются:

- обусловленное характерными для НЭПа расширением нормативной базы и усложнением комплекса правоотношений усиление внимания к юридической грамотности административных работников; так, по мнению руководства Воронежского губисполкома, стало возникать все больше вопросов, разрешение которых требовало от «милицейских работников некоторой юридической компетенции» [4];

- модификации в структуре преступности тех лет, в рамках которой на авансцену начали выходить новые составы преступлений, в том числе должностные, против личности и имущества. «Центр криминальной тяжести» сместился в города (80% преступных деяний в 1925 г.) [5—9], рост рецидивизма и массового хулиганства поколебал традиционные постулаты о преступности как «пережитке эксплуататорского строя», а разрыв между жестокостью и профессионализмом преступного мира и уровнем подготовки кадров милиции становился всё более отчётливым [10].

Всё это дополнялось воздействием детерминантов, связанных с перестройкой самого Наркомата

внутренних дел РСФСР «из структуры, способствовавшей организации органов советской власти на местах, ... в государственный институт, преимущественно занятый охраной правопорядка» [1. — С. 179] (см. табл. 1).

В августе 1923 г. в составе НКВД было сформировано Центральное административное управление, которое включило в себя отделы милиции и уголовного розыска. С 1924 г. начальник ЦАУ одновременно стал и начальником милиции Республики [11]. Эти изменения реализовались и в регионах — были созданы административные отделы соответствующих исполкомов Советов [12].

Таблица 1

Приоритетные задачи и предметы ведения Народного комиссариата внутренних дел РСФСР в соответствии с Положениями об НКВД 1922 и 1927 гг.

Положение ВЦИК и СНК РСФСР об НКВД РСФСР от 24 мая 1922 г. [13] Положение ВЦИК и СНК РСФСР об НКВД РСФСР от 28 марта 1927 г. [14]

1. Основными задачами Народного Комиссариата Внутренних Дел являются: а) наблюдение за организацией и деятельностью местных органов управления в качестве исполнительного аппарата президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета [...] 6. На Народный Комиссариат Внутренних Дел возлагается: а) руководство проведением в жизнь постановлений и распоряжений Правительства по вопросам общего администрирования и установления охраны революционного порядка и общественной безопасности; [...]

Важной чертой изменений стал декларировавшийся отказ от характерного для эпохи «военного коммунизма» директивно-командного стиля в пользу обеспечения «социалистической законности». Начальник милиции Республики П. К. Сергиевский указывал, что «обширность задач, возлагаемых на Милицию, как по охране революционного порядка и борьбе с преступностью, так и по содействию целому ряду ведомств в деле упрочения хозяйственной и экономической мощи, требуют от каждого работника Милиции не только знания службы, но общего и политического развития, соответствующего воспитания. Каждый работник Милиции должен быть не только спецом своего дела, но и проводником революционной законности» [15. — Л. 84].

В свою очередь, по мнению народного комиссара юстиции РСФСР тех лет Д. И. Курского, «ответственная роль, которая принадлежит милиции, особенно ее низовому аппарату, в настоящее время в деле проведения революционной законности на местах настойчиво требует укрепления и качественного ее улучшения, и прежде всего её низового аппарата, как путем усиления правовой грамотности её работников через учебу, так и путем дальнейшего совершенствования методов практической работы» [16].

Эта задача актуализировалась в связи с невысоким уровнем подготовленности основной массы милиционеров: с 1921 по 1925 г. из разнообразных милицейских школ РСФСР, большинство которых финансировалось за счёт местных бюджетов, было выпущено около 4 тыс. человек, в том числе из местных школ — 3287. В целом же 92,5% младшего комсостава милиции РСФСР имело низшее (начальное) образование или были малограмотными [17]. Ситуацию усугубили проведённые в 1923 г. сокращения образовательных организаций, когда число только губернских милицейских школ уменьшилось с 50 до 13, а общие сокращения комсостава РКМ с сентября 1922 г. по сентябрь 1923 г. достигли, по отдельным сведениям, 70% [18, 19].

Середина 1920-х гг. ознаменовалась усилением внимания руководства РКМ к укреплению и расширению школьно-курсовой сети, которая должна была обеспечить повышение качества профессионального обучения личного состава милиции в республике. Как писал В. С. Гольдман, «НКВД РСФСР предпринял энергичные меры, направленные на то, чтобы не только сохранить школы милиции, но и вновь пойти по пути расширения их сети» [20. — С. 90].

Роль внутриведомственного центра, организующего, координирующего, контролирующего школьно-курсовую работу играл подотдел службы и подготовки ЦАУ НКВД РСФСР, реформированный в 1924 г. из созданной ещё в 1921 г. комиссии по вопросам организации и образования милиции при начальнике милиции Республики. Подотделом аккумулировалась информация о работе школ и курсов, через него осуществлялась связь их руководителей с вышестоящими инстанциями, реализовывались многие другие меры [21. — С. 138; 22].

Важную роль сыграл циркуляр НКВД от 23 апреля 1925 г. № 223, указавший, что «основной задачей, вставшей перед НКВД, явилось обращение серьезного внимания на подготовку работников Милиции и Уголрозыска» [23. — Л. 30—33]. В циркуляре констатировалось, что школьно-курсовая система НКВД отстала от аналогичных в других народных комиссариатах, начавших «переход от системы краткосрочного обучения к созданию школ с долгосрочным сроком обучения и к оборудованию последних в соответствии с требованиями педагогики» [23. — Л. 31]. Указывалось, что «надлежащая постановка обучения милицейского состава может быть осуществлена лишь путем коренной переорганизации всего школьного строительства Милиции» [23. — Л. 32].

Результатом прошедших в 1924—1925 гг. совещаний руководства РКМ стала выработка общих позиций, оформленных в проекте перспективного плана работы ЦАУ НКВД на период 1925—1930 гг. Основной целью виделось «усиление и углубление дела подготовки работников милиции и придание этой работе планомерного характера» [24. — Л. 11]. Направлениями реформы были обозначены централизация руководства милицейским образованием; формирование многоуровневой системы обучения, «отнесение школьной подготовки работников младшего и среднего комсостава на средства госбюджета путем организации соответствующих... школ среднего комсостава и 9 областных школ младшего комсостава»; оборудование школ «в полном соответствии с требованиями современной педагогики». Указывалось, что «центром внимания обучения на предстоящий пятилетний период должны стать главным образом низовые работники милиции, а именно: средний комсостав. младший комсостав. и, наконец, младшие милиционеры. Ставилась задача «пропустить через школы, находящиеся на госбюджете, 20% среднего комсостава и около 25% младшего комсостава, а через школы-резервы, находящиеся на местном бюджете — до 50% младших милиционеров» [24. — Л. 11—11 об.].

Одним из направлений реализации данного процесса была перестройка деятельности уже существовавших образовательных структур, в первую очередь трёх созданных ещё в ноябре — декабре 1922 г. школ среднего комсостава милиции и агентов уголовного розыска: Первая Петроградская (Ленинградская) и Вторая Омская школы были преобразованы приказом Главмили-ции от 15 ноября 1922 г. из соответствующих высших курсов комсостава [21. — С. 115]; Третья школа, созданная на основании приказа от 1 декабря 1922 г. в Ростове-на-Дону [25], 1 июля 1923 г. была переведена в Новочеркасск [26]. Выпускники данных школ, статус которых определялся соответствующими Положениями, утвержденными приказами ЦАУ № 172-24 г. и № 182-26 г. [15. — Л. 95—96], могли претендовать на занятие должностей начальников уездных и городских отделов милиции, помощников по политчасти, инспекторов уголовного розыска и т.д.

Другим направлением реформирования стало создание новых образовательных организаций. Во второй половине 1924 г. школьно-курсовая сеть по обучению милицейских кадров в РСФСР включила в себя 3 школы среднего комсостава, 9 губернских школ младшего комсостава и 23 школы резервов милиции [20. — С. 97]. Госбюджетное финансирование имелось только у первых трех школ. Возможности этой сети позволяли обучить наличествовавший средний командный состав РКМ за 12 лет, младший комсостав, в том числе волостных милиционеров и участковых надзирателей, — за 50 лет [27]. Низким было и качество обучения в губернских школах [28. — Л. 31—32].

Улучшить ситуацию планировалось посредством создания госбюджетных областных школ младшего комсостава милиции, число которых из-за финансовых трудностей сократилось с планировавшихся девяти до трех.

Приказом ЦАУ № 149, подписанным 17 сентября 1925 г. врид. начальника ЦАУ НКВД — Начальника милиции Республики П. Зайцевым, было объявлено о создании с 1925/26 бюджетного года 1-й такой школы в Свердловске, 2-й — в Саратове и 3-й — в Воронеже. Приказом также объявлялись Положение об областных школах младшего комсостава и их штаты [29. — Л. 154; 30]. С подписанием в ноябре 1926 г. наркомом внутренних дел А. Г. Белобородовым нового Положения понятие «комсостав» было заменено на «начсостав» [31]. В «Положениях» фиксировалась цель школ младшего начсостава РКМ — пополнение «органов Милиции и Уголовного Розыска на территории РСФСР подготовленным младшим начальствующим составом Милиции и активным составом Уголовного Розыска». Школы должны были охва-

тить около 25 адмотделов губернского и областного масштаба, т.е. около 30% всего состава милиции [32], тогда как губернские школы и часть школ резервов предполагалось ликвидировать.

На рубеже 1926—1927 гг. школьно-курсовая сеть РКМ РСФСР уже насчитывала 5 школ среднего начсостава милиции (2 — на местном бюджете), 9 школ младшего начсостава милиции (6 — на местном бюджете), 20 школ-резервов и 10 краткосрочных курсов [21. — С. 156; 33].

Оценка обновлённой системы содержалась в приказе ЦАУ НКВД РСФСР от 11 декабря 1925 г. № 200: «Школы среднего и младшего комсостава Милиции имеют громадное значение в деле комплектования рядов Милиции квалифицированными работниками, которым предстоит деятельность в обстановке наиболее близкого соприкосновения с населением. Кроме того, эти работники являются ближайшими руководителями низших милицейских работников». В приказе обращалось внимание на то, что «постановка дела в этих школах должна стоять на должной высоте, что можно достигнуть путём выполнения всех требований, преподанных центром как в смысле учебном, так и организационно-хозяйственном. Между тем усматривается, что вышеуказанное значение школ и связанная с ним необходимость детального выполнения всех условий, поставленных центром при укомплектовании, не вполне сознаны местами, каковое обстоятельство влияет на возможность с первых же дней полным ходом приступить к созидательной работе в означенных школах». На основании изложенного предлагалось «впредь идти навстречу должной постановке работ в школах и неуклонно выполнять все требования приказов, не допуская никаких от них отступлений» [34].

Важным компонентом данного процесса объективно становилась качественная организация подбора переменного состава обучавшихся в школах среднего и младшего комсостава, нормативному и организационно-техническому обеспечению которого начало уделяться особое внимание.

Основы обновлённого нормативного оформления процесса набора кадров на обучение в милицейские школы содержались в разделе IV «Определение на службу» нового «Положения о службе в рабоче-крестьянской милиции», введённого в действие Декретом ВЦИК и СНК от 28 сентября 1925 г. [35]

В нём, во-первых, фиксировались критерии отбора на службу в РКМ: а) пользоваться «избирательным правом в советы» по Конституции РСФСР; б) «иметь от роду 21 год», в исключи-

тельных случаях — не менее 18 лет; в) удовлетворять по состоянию здоровья требованиям правил для определения на службу в РКМ и не иметь болезней, препятствующих ей (ограничения перечислялись в особой инструкции, изданной НКВД совместно с Народным Комиссариатом Здравоохранения РСФСР [36. — С. 496—500]; г) соответствовать образовательным требованиям программ трудовой школы не ниже первой ступени; д) приоритет приёма на службу лиц, служивших в Красной армии.

Оговаривался запрет на прием лиц, состоявших под судом и следствием, а также пораженных в правах за преступления (ст. 40 Уголовного кодекса). В свою очередь, сохранял действие Приказ Милиции Республики от 13 апреля 1922 г. № 151 «О порядке принятия на службу в милицию и уголовный розыск лиц, служивших ранее в полиции и жандармерии» [36. — С. 484]. Он базировался на нормах, содержавшихся в Постановлении Президиума ВЦИК от 29 августа 1921 г., в котором указывалось, что при рассмотрении данного вопроса «необходимо соблюдать максимальную осторожность и осмотрительность, помня, что каждая ошибка в этом отношении будет дискредитировать советскую власть в глазах широких трудящихся масс». Соответственно, «к более или менее ответственной советской работе могут быть допускаемы те из лиц, служивших в полиции при царском режиме, в отношении которых уже состоялось постановление Президиума ВЦИК о восстановлении их в правах гражданства», после чего их прошлое «должно быть предано полному забвению и должны отпасть ограничения для выполнения ответственной советской работы» [36. — С. 484].

Во-вторых, Положением о службе в милиции предусматривалось создание при адмотде-лах региональных исполкомов (приказ ЦАУ № 21-27 г.) испытательных комиссий по «поверке знаний и степени пригодности к милицейской службе», образуемых «согласно особой инструкции», издаваемой НКВД по соглашению с Народным Комиссариатом Труда и Всесоюзным Советом Профессиональных Союзов [36. — С. 505—507] (см. табл. 2).

Прохождение испытательных комиссий должно было привести к снижению доли «случайных» людей. Прием на службу без предварительного прохождения комиссии допускался лишь в исключительных случаях, по распоряжению должностного лица рангом не ниже начальника отдела милиции ЦАУ или начальника милиции губернии (края, области).

В-третьих, был введён месячный испытательный срок. На период его прохождения кандидаты должны были находиться в резерве, проходя курс обучения, т.е. приобретая, наряду с милицейским стажем, определенные базовые знания и первоначальные профессиональные навыки (см. табл. 3).

Составы испытательных

Это позволяло при поступлении подобного контингента в милицейские школы усилить профессиональную составляющую обучения, в том числе разнообразить методики преподавания специальных дисциплин [21. — С. 148—149].

Таблица 2

иссий разного уровня

Уровень комиссии Состав комиссии

Губернская (областная, краевая) Председатель — начальник подотдела милиции адмотдела губернского (областного, краевого) исполкома и члены: инспектор отдела, инспектор подотдела уголовного розыска того адмотдела, преподаватель губернской милицейской школы или губрезерва по назначению начальника ГАО, технический сотрудник для несения секретарских обязанностей

Окружная Председатель — начальник подотдела милиции адмотдела окрисполкома, члены: инспектора милиции и уголовного розыска того же отдела, технический сотрудник для несения секретарских обязанностей

Уездная Председатель — начальник подотдела милиции и члены: начальник подотдела уголовного розыска и инспектор уездного адмотдела, технический сотрудник для несения секретарских обязанностей

При проверке и оценке знаний во внимание должны были приниматься: 1) образовательный ценз; 2) административный стаж в государственных и советских учреждениях; 3) милицейский стаж. По результатам испытания кандидаты получали справку, содержавшую оценку, данную комиссией по следующим критериям: 1) пригодность к службе; 2) оценка знания по предметам: а) милицейским; б) общеобразовательным; в) военным; г) общему политическому развитию; 3) пригодность к назначению на конкретные категории должностей.

Лица, поступавшие на службу в РКМ, в обязательном порядке принимали соответствующую подписку, содержавшую комплекс требований к сотруднику милиции (табл. 4) В ней специально оговаривалось, что за нарушение хотя бы одного из данных обязательств сотрудник, «как лицо, поставленное для наблюдения за революционным порядком», подвергался «ответственности по всей строгости революционных законов» [36. — С. 460].

Новые шаги по упорядочению системы наборов были предприняты на основании резолюции «Об укомплектовании школ среднего комсостава милиции», принятой в январе 1924 г. Съездом начальников школ и учебных частей и впоследствии оформленной приказом № 26/с-24 г. Началось упорядочение системы отбора по новой квоте: 60% от милицейских органов и уголовного розыска, 20% — от партийных организаций, 20% — «со стороны», с приоритетом для членов партии (не менее 75%) и лиц «пролетарского происхождения» [37. — Л. 3]. В каждой школе открывалось одногодичное отделение по подготовке работников уголовного розыска. Позже была принята резолюция об установлении единых сроков приема (с 1 сентября по 1 октября

[37. — Л. 24]) и единых правил прохождения вступительных испытаний.

Последующее обновление нормативных основ процедуры приема абитуриентов также велось достаточно активно. В частности, в середине 1920-х гг. были подготовлены и приняты: 1) положения о школах среднего (приказы ЦАУ № 172-24 г. и № 182-26 г.) и младшего (приказы № 149-25 г.; № 184-26 г.) комсостава, 2) программа приема (испытания) в школы (приказ № 104-25 г.); 3) учебные планы школ среднего (приказы № 214-24 г, № 158-26 г.) и младшего (приказы № 149-25 г., № 162-26 г.) комсостава; 4) программы школ среднего (приказы № 226-24 г.; № 207-25 г.) и младшего (приказы № 190-25 г.; № 154-26 г.) комсостава; 5) инструкции: о комплектовании школ среднего (приказы № 26/с -26 г.; № 216-26 г.) и младшего (приказы № 101-25 г.; № 162-25 г.) комсостава [15. — Л. 95—96]. Практически все проекты подготавливавшихся актов направлялись на предварительное обсуждение в соответствующие школы РКМ.

Новая инструкция по укомплектованию школ среднего комсостава милиции и о порядке командирования с мест в школы была объявлена приказом ЦАУ от 24 декабря 1925 г. № 216. Она была подготовлена «в развитие «Положений о школах среднего комсостава милиции» и ранее подготовленной «Инструкции о комплектовании школ среднего комсостава милиции», объявленной в приказе № 26/с-24 г.» [36. — С. 584].

В соответствии с п. 3. Инструкции ответственность за комплектование школ, проводившееся «согласно разверстке, объявляемой ЦАУ НКВД», возлагалась на административные отделы губисполкомов.

По получении разверстки они должны были подготовить соответствующий приказ с объявлением условий приема и программы приемных испытаний, а также о количестве предоставляемых для конкретной губернии вакансий в школе [36. — С. 584]. Адмотделы должны были принять меры к подбору кандидатов и к

обеспечению их всем положенным при командировании.

Правила приема и объявление об очередном наборе публиковались в центральных газетах, например в «Красной Звезде» [21. — С. 150—151]. Преимущество имели выходцы из рабочих и крестьян.

Таблица 3

Примерная программа для испытания лиц, поступавших на должности милиционеров [36. — С. 501—502].

Предмет Содержание

Русский язык Умение читать и писать. Умение устно и письменно передать содержание прочитанного рассказа или газетной статьи. Писание писем. Составление кратких деловых бумаг: заявления о поступлении на службу, заявления в волисполком и т.д.

Арифметика Знание цифр арабских и римских. Четыре правила арифметики, таблица умножения. Существующие меры веса, длины и объема. Общее понятие о метрической системе.

География Знакомство с географической картой в ее главнейших обозначениях. Понятие о странах света. Понятие о частях света.

Политграмота Как рабочие и крестьяне взяли в свои руки власть в России и когда. Что дала Октябрьская революция рабочим и крестьянам и что она отняла у помещиков, дворян и купцов. Какую власть установили рабочие и крестьяне после Октябрьской революции. Как называется наше государство. Кому у нас принадлежит верховная власть. Почему наша власть называется Советской. Кто у нас имеет право выбирать в Советы и кто лишен этого права. Что такое Всероссийский Съезд Советов. Что такое губернские, уездные и волостные съезды. Что такое ВЦИК и Совнарком. Что такое губисполкомы, уиспол-комы, волисполкомы. Что такое городские и волостные Советы. Общее понятие о СССР. Что такое РКП/б (ВКП/б). Какую роль играет ВКП/б в нашем государстве и мировом движении пролетариата. Кому принадлежит власть в буржуазных (капиталистических) странах. Кому там же принадлежат земли, фабрики, заводы, железные дороги и т.п. Кому это всё принадлежит у нас. Что такое Красная армия. Чем она отличается от старой армии. За что воевала и кого защищала старая армия. За что воюет и кого защищает Красная армия. Что такое милиция. Кого охраняла и что защищала полиция. Кого охраняет и что защищает милиция. Кто раньше обучался в гимназиях и университетах. Кто теперь обучается в школах и университетах. Преследует ли советская власть за веру. Как относится советская власть к различным национальностям.

Строевой устав и строй Понятие о строе. Ружейные приемы. Сомкнутый отрой. Действия с шеренгой на месте и на ходу. Разомкнутый строй. Рассыпной строй. Обязанности стрелка в цепи.

Стрелковое дело Разборка и сборка винтовки. Взаимодействие частей винтовки. Правила сбережения винтовки. Наводка со станка. Прикладка во всех положениях. Установка прицела. Спуск курка. Понятие о выстреле, траектории, полете пули. Точка прицеливания. Линия прицеливания. Виды огня.

Устав гарнизонной службы Общие положения о карауле. Общие и особые обязанности часового. Обязанности разводящего.

№ Содержание обязательства

1 Стоять на страже революционного порядка и законности. Неуклонно следить за выполнением гражданами законов, постановлений и распоряжений рабоче-крестьянской власти. Защищать законные права граждан СССР.

2 Беспощадно бороться со всеми действиями, направленными против рабоче-крестьянского правительства и органов советской власти.

3 Прийти в случае нужды на помощь Красной армии и флоту.

4 Исполнять все служебные приказы и распоряжения своих начальников, кроме преступных, и сохранять в тайне все секретные приказы и распоряжения.

5 Знать и соблюдать в точности все инструкции и приказы, касающиеся моих обязанностей по службе.

Таблица 4

Обязательства лица, дававшего подписку при приёме на службу в РКМ

№ Содержание обязательства

6 Быть честным и строго соблюдать дисциплину и порядок, согласно «Положению об учреждениях и службе Рабоче-Крестьянской милиции» и действующих в РКМ уставов.

7 Быть мужественным, трезвым и со всеми вежливым.

8 Хранить порученное моей охране народное достояние и имущество граждан СССР.

9 Бережно относиться к выдаваемому мне оружию, обмундированию и снаряжению.

10 «Прослужить в Рабоче-Крестьянской Советской милиции один год, т.е. до 192 » г.

Для кандидатов на поступление в школу в п. 5 Инструкции фиксировались следующие критерии: таковыми могли быть «работники милиции и уголовного розыска», имевшие а) служебный стаж в органах милиции и уголовного розыска не менее 1 года; б) не менее 21 года от рождения и соответствовавшие по состоянию здоровья требованиям, фиксированным в приказах начальника милиции Республики № 139-23 г. и ЦАУ № 118-24 г.; в) познания по общеобразовательным, политическим и милицейским предметам в объеме программы, объявленной в приказе ЦАУ № 104-25 г.); г) хорошую служебную аттестацию.

Во избежание излишних расходов по командированию в школы лиц, недостаточно подготовленных или не могущих быть зачисленными на обучение по состоянию здоровья, равно как и для большего соответствия знаний командируемых соответствующим программам, лица, намеченные к отправке на обучение, должны были за 2 недели до этого подвергнуться освидетельствованию состояния здоровья в медицинских комиссиях при адмот-делах и проверке знаний на особом заседании при-емно-испытательной комиссии адмотдела под председательством его начальника.

Достаточно часто руководство школ рассылало в адмотделы специальные разъяснительные письма, содержавшие, в частности, следующие тезисы: «Чтобы гарантировать безусловный прием командированных в школу кандидатов и тем самым избежать излишние затраты средств на обратное командирование, необходимо провести тщательный отбор кандидатов, строго руководствуясь имеющимся на этот счет приказом НКВД» [21. — С. 151].

Испытания, в соответствии с п. 7 Инструкции, должны были производиться в объеме соответствующей программы, первоначально объявленной в приложении № 2 к приказу ЦАУ от 14 июля 1925 г. № 104, а позже обновлённой приказом ЦАУ от 19 апреля 1927 г. № 56. (см. табл. 5). Для обеспечения конкурса следовало привлечь к испытаниям количество кандидатов, втрое превышавшее число мест в школе, предоставленных для губернии разверсткой ЦАУ. Результаты испытаний и копии свидетельств о состоянии здоровья должны были, согласно Циркуляру НКВД от 5 мая 1926 г. № 163, высылаться комиссиями в адрес соответствующей школы [38].

Все кандидаты должны были не менее чем за два месяца оповещаться об их командировании и об условии приема. Им объявлялись под расписку: п.п. 45, 49, 50, 53 и 54 Положения о школах среднего комсостава (с 1926 г. — ст.ст. 55, 58, 59 и 87 нового Положения) и п.п. 5, 7, 14, 15, 16 и 17 Инструкции.

Число кандидатов для непосредственной отправки на обучение должно было соответствовать требованиям развёрстки. Прочие кандидаты, успешно «выдержавшие испытательную комиссию», должны были состоять «на особом учете адмотдела» и быть готовыми к отправке в школу по распоряжению ЦАУ взамен непринятых. Сами адмотделы по выполнении разверстки должны были проинформировать ЦАУ как о командировании в школу необходимого числа абитуриентов, так и о числе имеющихся запасных кандидатов.

Все командированные, согласно п. 14 Инструкции, должны были полностью обеспечиваться предметами вещевого довольствия, согласно табели, объявленной в приказе ЦАУ № 28-25 г. (с последующими изменениями) [36. — С. 614—616]; жалованием и суточными деньгами по день зачисления в школу в статусе курсантов и деньгами на проезд в оба конца, причем в случае принятия в школу неизрасходованные деньги должны были сдаваться начальнику школы для возврата по назначению. Так, абитуриенту 2-й Омской школы на проезд выделяли 45 рублей, а содержание довольствия, составлявшее 13—15 рублей в месяц, брала на себя сама школа [21. — С. 152; 39; 40. — Л. 21 об.].

Помимо прочих документов, перечисленных в п. 49 Положения о школах среднего комсостава, командируемые, согласно п. 15 Инструкции, должны были получать в местных адмотделах два экземпляра арматурных списков и аттестат на денежное довольствие с точным указанием выданных сумм и их назначения [36. — С. 585]. Эти документы по прибытии в школу также должны были сдаваться абитуриентами её начальнику при рапорте (п. 16).

В Циркуляре НКВД от 16 апреля 1926 г. № 133 указывалось на необходимость «преду-смотрения» в сметах адмотделов расходов по командированию в школы как среднего, так и младшего комсостава милиции начиная с 4-го квартала

текущего бюджетного года и продолжить впоследствии, в 1926/27 бюджетном году и далее [41]. Особо подчёркивалось, что, согласно ст. 64 указанного Положения, окончившие курс школы младшего комсостава милиции должны были возвращаться в распоряжение направлявших их административных отделов, возвращая «на их баланс» выданное при командировании обмундирование; окончившие же школы среднего комсостава должны были прибывать в адмотделы обеспеченными обмундированием от школы [36. — С. 586].

Если к нормативно определённому сроку комплектование школ не было завершено, то их начальники должны были телеграфом информировать ЦАУ о числе оставшихся вакансий с указанием, от каких именно губерний и сколько их недостает от показателей разверстки. ЦАУ по получении данных сведений давало распоряжение на места о дополнительном командировании из числа запасных кандидатов [36. — С. 586].

С течением времени возрастали требования к образовательному уровню кандидатов: «школы должны прежде всего учить не грамоте, а профессии» [42]. И. Знаменский указывал: «Школы при проведении вступительных испытаний ...всех не выдержавших таковых ..., без всяких стеснений, не останавливаясь перед количеством, откомандировывать обратно, сообщая в ЦАУ фамилию преподавателя, производившего на месте испытание данного товарища и поставившего удовлетворительную отметку, . ЦАУ НКВД необходимо таких преподавателей ... призывать к порядку через органы Наркомпроса, а последнему из этого сделать соответствующие выводы. То же относится и к медицинским приемным комиссиям» [42].

При «определении степени подготовленности приемные комиссии обязаны были учитывать не только наличие формальных знаний, обнаруженных испытуемыми, но и степень их общего развития, культурный уровень, наличие практических навыков в области милицейской работы и пригодности испытуемых к занятиям в школе» [21. — С. 151; 40. — Л. 115].

Повышение требований к абитуриентам, по разделяемому нами предположению М. А. Кожевиной, обосновывалось общими изменениями в уровне развития граждан СССР [21. — С. 152]. Так, к 1926 г., по официальным данным, общая грамотность мужского населения удвоилась, в целом превысив 77%, при этом в городах она составляла 85%, а в сельской местности — около 25% [43].

Программы вступительных испытаний объявлялись соответствующими приказами ЦАУ НКВД РСФСР, в частности «приемные программы» в школы младшего начсостава милиции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— приказами № 101-25 г. и от 19 апреля 1927 г. № 56, а на младшие курсы школ среднего начсостава — приказами № 104-25 г. и тем же приказом № 56 [36. — С. 590]. Программы в целом имели одинаковую структуру, но по своему объему и содержанию те из них, которые предназначались для приемных испытаний в школы среднего начсостава милиции, отличались значительно большим объемом и глубиной (см. табл. 5) [36. — С. 590—593].

Несмотря на сформированное в середине 1920-х гг. подробное нормативное регулирование процедур поступления в милицейские школы, на практике дела обстояли далеко не лучшим образом. Некоторые административные отделы халатно относились к своим обязанностям, тогда как другие из-за ограниченности мест в школах лишались возможности направить собственных кандидатов, несмотря на их наличие и заинтересованность самих адмотделов в повышении профессионального уровня личного состава [36. — С. 588].

Острой проблемой стало затягивание командирования кандидатов, срывавшее графики начала образовательного процесса. Так, укомплектование 3-й Воронежской школы в 1925/1926 г. затянулось более чем на месяц (табл. 6).

Не лучшей была ситуация и в следующем году, когда «вследствие несвоевременного выполнения начальниками Губадмотделов нарядов центра» укомплектование началось с 3 октября и, невзирая на обращения руководства школы (отношение № 1852), продолжалось до первой половины ноября, хотя сроком окончания было 29 сентября (предписание ЦАУ 1926 г. № 12126/2) [29. — Л. 154 об. — 155].

Начальник милиции Республики был вынужден даже объявить в приказе за № 200-25 г. выговоры целому ряду начальников адмотделов за невыполнение ими правил комплектования [36. — С. 589].

Кроме того, руководство ЦАУ разослало циркуляр от 12 мая 1926 г. № 170 «О более тщательном отношении к командированию работников милиции и уголовного розыска в школы среднего и младшего комсостава милиции», в котором перечислялись основные недостатки в работе адмотделов и причины, по которым кандидаты не были приняты на учебу в 1925 г. [44. — С. 159] Так, ряд кандидатов оказались непригодными по состоянию здоровья; значительная их часть не имела соответствующей подготовки, как общеобразовательной, так и специально милицейской, несмотря на минимальные требования при приеме.

Были случаи откомандирования из школ из-за «недостижения 21 года»; вследствие нежелания пройти курс школы; кроме того, при прохождении мандатной комиссии были случаи выявления кандидатов, состоявших под следствием и судом.

Развёрстка не была полностью выполнена многими адмотделами вследствие как «недосылки кандидатов», так и отправки явно неподходящего контингента. Так, по оценке проверявших Воронежскую школу, наблюдалась присылка «адмот-делами курсантов совершенно неподходящих для Школы: неразвитых, малограмотных, крайне недисциплинированных и отличающихся распу-

щенностью, а в некоторых случаях даже преступный элемент... недостаточно внимательный осмотр курсантов на местах вследствие чего имелись случаи присылки больных туберкулёзом, венерическими болезнями и т.д.». Несколько человек из поступавших «было отправлено под конвоем к месту их службы по требованиям судебных властей» [29. — Л. 155 об., 156, 169].

Таблица 5 Программы приемных испытаний для поступления на младший курс школ среднего начсостава и в школы младшего начсостава милиции, утверждённые приказом ЦАУ НКВД РСФСР от 19 апреля 1927 г. № 56

Предмет Содержание программы

Для младшего курса школ среднего начсостава Для школ младшего начсостава

Политграмота Основные черты советской конституции. Организационное построение органов, советской власти (основная схема). Осуществление через советы союза рабочего класса с основной массой крестьянства и руководящая роль в этом союзе рабочего класса. СССР — братский союз национальностей. Значение национальной политики СССР для революционного движения среди национальностей, угнетенных мировым капитализмом. ВКП(б) и советы. Промышленность и сельское хозяйство при капитализме и при советской власти. Господство крупной промышленности над остальными отраслями хозяйства. Как капиталистический город порабощает и эксплуатирует крестьянское хозяйство (примеры). Господство крупной промышленности при советской власти — господство пролетариата, ведущего за собой крестьянство. Крупная промышленность в СССР содействует организации и развитию сельского хозяйства (примеры). Ленин о создании крупной промышленности и электрификации страны. Революция 1905 г. Основные моменты в революции 1905 г. 9 января. Стачечное движение. Октябрьская забастовка. Декабрьское восстание. Петербургский Совет Рабочих Депутатов. Роль различных классов в революции 1905 г. Причины поражения революции. Большевики и меньшевики в революцию 1905 г. Историческое значение революции 1905 года. Эпоха реакции и оживление рабочего движении в 1912—1914 гг. Империалистическая война. Характер империалистической войны. Предательство социал-демократических вождей и переход их на сторону буржуазии. Отношение большевиков и Ленина к империалистической войне. Лозунг: «Превращение империалистической войны в гражданскую». Февральская революция. Основные черты февральского революционного переворота. Роль различных классов в февральской революции. Двоевластие. Нарастание реакции и сплочение революционных сил вокруг лозунгов большевиков. Июльские события. Корниловщина. Соотношение классовых сил к сентябрю — октябрю 1917 года. Конституция РСФСР и СССР (общее представление). Коренное отличие советской власти от власти буржуазной. Общее понятие о хозяйстве капиталистическом и хозяйстве социалистическом. Разница между большевиками и меньшевиками. Значение революции 1905 года. Империалистическая война, ее причины и Февральская революция. Отличия Февральской революции от Октябрьской. Почему необходим союз рабочего класса и крестьянства. Общее представление и общая ориентировка в вопросах международного и внутреннего положения текущего дня.

Предмет Содержание программы

Для младшего курса школ среднего начсостава Для школ младшего начсостава

Октябрьская революция. Октябрьский переворот и роль в нем В. И. Ленина. Значение Октябрьской революции. Первые шаги советской власти после Октября. Борьба с контрреволюцией и германским империализмом. Брестский мир. Эпоха военного коммунизма и основные черты ее. Военный коммунизм и крестьянство. Основа союза рабочего класса с основной массой крестьянства в эпоху военного коммунизма — необходимость борьбы с контрреволюцией, необходимость перехода к новой экономической политике по ликвидации гражданской войны. Коминтерн. Коминтерн, как организация революционного международного рабочего класса. Основные задачи пролетарских партий в эпоху империализма. Борьба за единый фронт. Борьба за крестьянство. Освободительное движение угнетенных народностей. Китайская революция. Постоянная угроза новых империалистических войн. Обострение классовой борьбы в капиталистических странах СССР и мировая революция. Необходимо также знакомство с текущими вопросами по политической и хозяйственной жизни СССР и вопросами международной жизни по газетам.

Русский язык Умение бегло и толково читать небольшой отрывок, газетную статью и передать ее содержание. Составление планов по прочитанному. Написать небольшое изложение по прочитанному или небольшой отрывок под диктовку без грубых грамматических ошибок. Знание основных правил правописания. Изменение слов по падежам, лицам и временам. Употребление точки, знака вопросительного и восклицательного. Умение бегло и толково читать небольшой отрывок или газетную статью и грамотно передать содержание прочитанного. Умение писать небольшое изложение по прочитанному, небольшой отрывок под диктовку без грубых грамматических ошибок. Знание основных правил грамматики.

Арифметика Нумерация. Четыре действия с целыми числами любой величины (сложение, вычитание, умножение и деление). Понятия о сумме, разности, произведении и частном. Поверка четырех действий. Решение задач. Чтение и запись простых и десятичных дробей. Метрсистема. Все четыре действия с целыми числами любой величины (сложение, вычитание, умножение и деление). Общее понятие о метрси-стеме.

География Понятие о компасе, масштаба и плане. Форма земли. Земная ось, полюсы. Глобус. Горизонт. Стороны горизонта. Географическая карта. Чтение карты. Материки и океаны. Карта СССР. Величина СССР. Население. Государственное деление. Главные города и реки СССР. Важнейшие государства Европы и наши соседи (найти по карте, указать столицу, определить форму правления).

Военные предметы Стрелковое дело. Разборка и сборка винтовки и револьвера. Взаимодействие частей винтовки. Понятие о выстреле. Гарнизонный устав. Общее понятие о караульной службе. Общие и особые обязанности часового. Понятие о строе, рассыпной строй, обязанности стрелка. Разборка и сборка винтовки, взаимодействие частей. Понятие о выстреле. Общее положение о военной службе. Общие и особые обязанности часового и разводящего.

Таблица 6

Динамика прибытия первых кандидатов на обучение в 1925 г. [29. — Л. 154 об. — 155]

Предмет Содержание программы

Для младшего курса школ среднего начсостава Для школ младшего начсостава

Милицейское дело Общее понятие об организации Рабоче-Крестьянской милиции и об административных органах (постановление ВЦИК и СНК от 11 августа 1924 г. с последующими изменениями и добавлениями об Адмотделе губернских и обл. исполкомов (Положение ВЦИК и СНК от 3 января 1927 г. об Адмотделе уездного, окружного исполнительного комитета), Положение об укрупнённой волости, приказ ЦАУ за 1924 г. № 243). Положение о службе в Рабоче-Крестьянской милиции (порядок прохождения службы и дисциплинарный устав Р.-К. милиции), Положение ВЦИК и СНК о службе Р.-К. милиции от 28 сентября 1925 г. и дисциплинарный устав Р.-К. милиции. Служба постового милиционера и служба волостного милиционера (инструкция постовому милиционеру — приказ ЦАУ 1923 г. за № 4 и приказ Милиции Республики 1922 г. за № 546. Инструкция волостному милиционеру — приказ ЦАУ 1924 г. за № 8). Общее понятия о судоустройстве и об Уголовном кодексе, Уголовно-процессуальном кодексе в части производства дознания. Общее понятие о милиции, ее назначение и организация. Органы, руководящие деятельностью милиции в центре и губернии. Организация милиции в волости, городе и уезде. О конвоировании, о Дисциплинарном Уставе РКМ и постовой службе милиции (инструкция о конвоировании, инструкция о постовой службе и Дисциплинарный Устав РКМ). Необходимо также, хотя бы самое общее понятие об Уголовно-процессуальном и Уголовном кодексах и их применении.

Дата Прибыло Дата Прибыло Дата Прибыло Дата Прибыло

20/Х 47 24/Х 11 29/Х 13 9-14/ Х1 1

21/Х 37 26/Х 12 30/Х 6 15 /Х1 4

22/Х 9 27/Х 14 1 /Х1 8 19 /Х1 3

23/Х 18 28/Х 5 3 /Х1 1 27 /Х1 1

Большим минусом было недостаточное снабжение абитуриентов положенными видами довольствия: так, были фиксированы случаи невозможности ведения строевых занятий из-за отсутствия у откомандированных сапог или же наличия явно негодных.

В циркуляре отмечалось, что «пропуск через школьное обучение имеет целью создание крепкого кадра милицейских работников определенной квалификации, отличающихся по своим знаниям и приемам работы от тех работников..., которые приобрели известный навык только в процессе работы, не гарантирующий их от ошибок вследствие неумения методически работать», соответственно, «увеличение контингента милицейских специалистов, прошедших курс школы» было в прямых интересах адмотделов. Поэтому невыполнение развёрстки или отсутствие своевременной передачи информации в ЦАУ о её невыполнении (частичном выполнении) должно было означать, «что те адмотделы отказываются от командирования в школы и за счет предоставляемых им вакансий будет даваться наряд в другие губернии» [44. — С. 159—160].

К сожалению, всё это не в полной мере способствовало улучшению сложившегося положения. По мнению руководства ЦАУ: «Некоторые адмотделы комплектование школ используют как один из способов чистки аппарата с целью избавиться от плохих работников... А по возвращении таких товарищей из школы начинаются разговоры о том, что ... школы ... зря только средства тратят ... в качестве подготовки повинны также и места, наплевательски относящиеся к комплектованию школ ... лучшие ... работники, изъявившие желание учиться, умышленно не посылаются в школы из-за боязни ослабить работу» [45].

Это приводило к отсеву курсантов уже на начальных этапах и напрасному расходованию денежных средств. Так, в 1926 г. из 80 человек, прибывших в Ленинградскую школу, было забраковано 43; в т.ч. по состоянию здоровья — 4, по нежеланию и отсутствию должного стажа — 8, по общей или политической неподготовленности — 16, как не служивших в рядах РКМ — 6, как подлежащих призыву — 2 и имеющих неудовлетворительную аттестацию — 1. Из 158 абитуриентов 3-й Воронежской школы было откомандировано

36 чел. (23%), из них: а) по врачебной комиссии — 28 чел.; б) по приемной комиссии — 2; в) по мандатной комиссии — 1; г) по семейным обстоятельствам — 1; д) за призывом в РККА— 4. Из 223 абитуриентов Свердловской школы откомандировано 52 чел. (28%), из них непринятых:

а) мандатной комиссией — 18 чел.; б) поверочно-испытательной комиссией — 22; в) по медицинскому осмотру — 12 чел. [15. — Л. 98].

В приказе ЦАУ НКвД РСФСР от 17 февраля 1927 г. № 22 «О неуклонном соблюдении распоряжений ЦАУ по комплектованию школ начсостава милиции» вновь обобщались основные проблемы, возникавшие при организации приёмных кампаний:

1) разверстка ЦАУ хотя и составлялась на основании заявок с мест, но так и не была выполнена частично или даже полностью Вологодским, Коми авт. обл., Московским, Орловским, Рязанским, Северо-Двинским и Тульским адмотде-лами;

2) сохранялся затяжной характер комплектования школ; первые командируемые в школы приезжали за 1:/2—2 месяца до начала занятий и продолжали прибывать спустя две недели и даже месяц после назначенного срока (Тарский округ Сибирского края);

3) среди командированных отмечались: а) недостаточный процент членов ВКП/б (ни одного «партийца» среди командированных адмотде-лами Калужского, Новгородского, Псковского, Череповецкого и Ярославского губисполкомов);

б) большое число «общественно-пассивных и политически неграмотных»;

4) командируемые в школы предварительно не подвергались тщательной проверке при соответствующих адмотделах, вследствие чего имелись случаи командирования лиц: а) подлежащих призыву в Красную армию (Владимирский, Ленинградский, Московский, Новгородский, Самарский и Уральский); б) не могущих быть принятыми в школу по состоянию здоровья (Вологодский, Воронежский, Вятский, Калужский, Ленинградский, Марийский, Московский, Орловский, Пензенский, Псковский, Самарский, Сибкрая, Тульский, Уральский, Череповецкий, Карельской АССР, Чувашской АССР и Татреспублики); в) имевших плохую аттестацию и даже состоящих под судом (Нижегородский, Ярославский); г) не ознакомленных с условиями жизни в школах

(Ив.-Вознесенский, Тверской, Ярославский); д) не удовлетворяющих требованиям программы вступительных испытаний или получивших неудовлетворительные отметки на поверочных испытаниях при адмотделах (Владимирский, Вологодский, Вотской области, Ленинградский, Марийский, Пензенский, Сибкрая, Уральский, Череповецкий, Чувашской АССР, Дагестанской АССР); е) не имевших соответствующего служебного стажа (Брянский, Владимирский, авт. обл. Коми, Ленинградский, Пензенский, Рязанский, Самарский, Смоленский, Уральский);

5) командируемые не были удовлетворены полагающимся обмундированием и путевым довольствием (Владимирский, Воронежский, Вотской авт. обл., авт. обл. Коми, Марийской авт. обл., Самарский, Сибкрая, Смоленский, Тверской, Уральский). Всё это повлекло за собой новые попытки руководства РКМ переломить негативные тенденции.

Для исправления положения вышеупомянутым приказом был предписан очередной комплекс мер: а) «самым тщательным образом относиться к подбору лиц, подлежащих командированию в школы, не допуская никаких отклонений от существующих по этому вопросу распоряжений ЦАУ, и прекратить бесцельную командировку лиц, которые заведомо не могут быть приняты в школы»; б) заявки о заполнении вакансий, направляемые в ЦАУ, сообразовывать с отпускаемыми средствами; внести в смету расходов соответствующие средства, потребные на командирование местных работников в школы ЦАУ; в) немедленная отправка соответствующими адмотде-лами в распоряжение начальников школ всего не выданного ранее обмундирования и недоплаченных суточных и командировочных денег; лишение на основании постановления Коллегии НКВД от 1 февраля 1927 г. адмотделов, продолжавших небрежно относиться к комплектованию «школ ЦАУ», права командирования своих работников в эти школы [36. — С. 589].

Всё это, в конечном счёте, способствовало налаживанию процесса наполнения школ милиции, повышению эффективности их функционирования. Вместе с тем процент специалистов, прошедших курс профессионального обучения в этих школах в рамках общего количества кадровых сотрудников РКМ продолжал оставаться невысоким (см. табл. 7).

Таблица 7

Доля сотрудников РКМ, прошедших специальную подготовку в школах милиции (конец 1927 г.) [46. — С. 2]

Категории кадров милиции Доля в %

Высший и старший начсостава 6%

Средний начсостав городской милиции 9,9 %

Средний начсостав сельской милиции 17%

Младший начсостав:

участковые надзиратели и волостные начальники 25 %

старшие милиционеры 17-19%

младшие милиционеры (город) 11 %

младшие милиционеры (село) 8%

Ведомственная милиция 2,2 %

Одной из причин того была высокая степень текучести кадров. В 1927 г. она составляла в ведомственной милиции 66%, в общегосударственной милиции — 54%, в некоторых регионах доходила до 80—90% [46. — С. 3], а на Дальнем Востоке, как отмечала «Тихоокеанская газета», — 100—120% [47]. Однако с учётом того, что весомая часть увольнявшихся из органов РКМ, в том числе и бывших выпускников милицейских школ, трудоустраивалась в иных административных и хозяйственных органах, вряд ли можно полностью согласиться с тезисом М. А. Кожевиной о том, что «школьная система работала вхолостую» [21. — С. 152]. Просто значительная часть подготовленных в её рамках специа-

листов в силу не зависящих непосредственно от ведомственных образовательных организаций причин оказалась перераспределена в иные сферы управления и народного хозяйства.

Подводя итоги, считаем возможным констатировать, что в середине 1920-х гг. руководству НКВД РСФСР в целом удалось сформировать нормативно-правовые основы организации процесса комплектования школ среднего и младшего начальствующего состава милиции, хотя практическая реализация наборов в эти учебные заведения, равно как и повышение уровня профессиональной подготовленности кадрового состава РКМ, ещё вызывали определённые затруднения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нахимов А. П., Кирнос А. В., Колесников В. А. Образовательные организации системы МВД / НКВД в Воронежском регионе (1888— 1942 гг.) : монография. — Воронеж, 2017. — 382 с.

2. Кирнос А. В., Смирных В. М. Советский довоенный этап формирования образовательных организаций по подготовке специалистов для правоохранительных органов в г. Воронеже (1919— 1942 гг.) // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. — 2016.

— № 1-1. — С. 293—300.

3. Нахимов А. П., Кирнос А. В., Колесников В. А. Предпосылки перестройки милицейского образования в Воронежской губернии в 1923— 1925 гг. // Вестник Воронежского института МВД России. — 2017. — № 4. — С. 9—19.

4. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). — Ф. Р-393. — Оп. 37. — Д. 101. — Л. 68.

5. ГАРФ. — Ф. Р-1235. — Оп. 101. — Д. 261.

— Л. 159.

6. ГАРФ. — Ф. Р-1235. — Оп. 101. — Д. 621.

— Л. 43.

7. Сводный отчет о деятельности губернских, областных, краевых судов и подведомственных им судебно-следственных учреждений за 1924 год. — М. : Издательство НКЮ РСФСР, 1925. — С. 51.

8. Административный вестник. — 1929. — № 6-7. — С. 71.

9. Милиция Челябинской области. 1802— 2002. Страницы истории // В. И. Майоров [и др.]. — Челябинск, 2002. — 446 с. — С. 119.

10. Камалова Г. Т., Зорина Р. Ф. Советская милиция в борьбе с преступностью в годы НЭПа // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. — 2012. — № 43. — С. 14.

11. СУ РСФСР. — 1924. — № 70. — Ст. 690.

12. Бюллетень НКВД. — 1925. — № 4. — С. 117.

13. СУ РСФСР. — 1922. — № 33. — Ст. 386.

14. СУ РСФСР. — 1927. — № 47. — Ст. 315.

15. ГАРФ. — Ф. Р-393. — Оп. 78. — Д. 47.

16. Курский Д. Сдвиг в сторону улучшения // Административный вестник. — 1925. — № 12. — С. 5.

17. Административный вестник. — 1925. — № 5. — С. 50.

18. ГАРФ. — Ф. Р-393. — Оп. 44. — Д. 20. — Л. 5 об.

19. Гольдман В. С. Из истории создания и развития сети школ милиции в СССР (1918—1937 гг.) // Актуальные проблемы историко-правовой науки : межвед. науч. сб. — Саратов, 1982 . — С. 51.

20. Гольдман В. С. Из истории организации школ и курсов милиции РСФСР в 1917—1925 годах // Труды : Высшая школа МООП СССР. — М., 1968. — Вып. 20.

21. Кожевина М. А. Милицейское образование в Советской России: организация и правовое регулирование : дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 2005. — 416 с.

22. ГАРФ. — Ф. Р-393. — Оп. 51. — Д. 25. — Л. 93.

23. Государственный архив Воронежской области (ГАВО). — Ф. Р-5. — Оп. 2. — Д. 285.

24. ГАРФ. — Ф. Р-393. — Оп. 51. — Д. 152.

25. ГАРФ. — Ф. Р-393. — Оп. 31. — Д. 331.

— Л. 642.

26. ГАРФ. — Ф. Р-393. — Оп. 44. — Д. 29. — Л. 2.

27. Зайцев П. Деревне нужен культурный милиционер // Административный вестник. — 1925.

— № 4. — С. 4.

28. ГАВО. — Ф. Р-285. — Оп. 2. — Д. 285.

29. ГАВО. — Ф Р-5. — Оп. 2 доп. — Д. 13.

30. Сборник приказов Начальника Центрального Административного Управления Народного Комиссариата Внутренних Дел — Начальника Милиции Республики. — 1925. — № 15. — С. 241.

31. ГАРФ. — Ф. Р-393. — Оп. 51. — Д. 6. — Л. 27.

32. Постников В. Подготовка работников милиции за 1925 год // Административный вестник.

— 1925. — № 11. — С. 82.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33. Киселёв И. Ф. 10 лет Рабоче-Крестьянской Милиции // Административный вестник. — 1927. — № 10-11. — С. 36—39. С. 34.

34. Систематический сборник действующих распоряжений по милиции. — М., 1926. — С. 579—580.

35. СУ РСФСР. — 1925. — № 68. — Ст. 539.

36. Действующие распоряжения по милиции : постановления, циркуляры, приказы и инструкции : систематический сборник с пояснениями / сост. В. А. Померанцев и И. Л. Любимов ; под ред. нач. отд. милиции НКВД — нач. милиции Республики И. Ф. Киселева. — 2-е изд. — М. : НКВД РСФСР, 1928 . — 775 с.

37. ГАРФ. — Ф. Р-393. — Оп. 51. — Д. 12.

38. Бюллетень НКВД. — 1926. — № 12.

39. Государственный архив Омской области (ГАОО). — Ф.1326. — Д. 59. — Л. 41.

40. ГАОО. — Ф. 1326. — Д. 64.

41. Бюллетень НКВД. — 1926. — № 11.

42. Знаменский И. Больше внимания комплектованию школ // Административный вестник. — 1926. — № 7-8. — С. 69.

43. Народное образование в РСФСР / под ред. М. П. Кашина и Е. М. Чехарина. — М. : Просвещение, 1970. — С. 162.

44. Бюллетень НКВД. — 1926. — № 13.

45. Лебедев И. Недостатки в комплектовании школ в текущем году // Административный вестник. — 1929. — № 8. — С. 36.

46. Киселев И. Ф. Рабоче-крестьянская милиция к 11-й годовщине Октябрьской революции // Административный вестник. — 1928. — № 11.

47. Кутушев В. Г. Дальневосточный юридический институт МВД России: история и современность. — Хабаровск, 1998. — С. 30.

REFERENCES

1. Nahimov A. P., Kimos A. V., Kolesnikov V. A. Obrazovatelnyie organizatsii sistemyi MVD / NKVD v Voronezhskom regione (1888—1942 gg.) : mono-grafiya. — Voronezh, 2017. — 382 s.

2. Kirnos A. V., Smirnyih V. M. Sovetskiy dovoennyiy etap formirovaniya obrazovatelnyih or-ganizatsiy po podgotovke spetsialistov dlya pravoohranitelnyih organov v g. Voronezhe (1919— 1942 gg.) // Obschestvennaya bezopasnost, za-konnost i pravoporyadok v III tyisyacheletii. — 2016. — # 1-1. — S. 293—300.

3. Nahimov A. P., Kirnos A. V., Kolesnikov V. A. Predposyilki perestroyki militseyskogo obra-zovaniya v Voronezhskoy gubernii v 1923—1925 gg.

// Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. — 2017. — # 4. — S. 9—19.

4. Gosudarstvennyiy arhiv Rossiyskoy Federatsii (GARF). — F. R-393. — Op. 37. — D. 101. — L. 68.

5. GARF. — F. R-1235. — Op. 101. — D. 261.

— L. 159.

6. GARF. — F. R-1235. — Op. 101. — D. 621.

— L. 43.

7. Svodnyiy otchet o deyatelnosti gubernskih, ob-lastnyih, kraevyih sudov i podvedomstvennyih im sudebno-sledstvennyih uchrezhdeniy za 1924 god. — M. : Izdatelstvo NKYu RSFSR, 1925. — S. 51.

8. Administrativnyiy vestnik. — 1929. — # 6-7.

— S. 71.

9. Militsiya Chelyabinskoy oblasti. 1802—2002. Stranitsyi istorii // V. I. Mayorov [i dr.]. — Chelyabinsk, 2002. — 446 c. — S. 119. "

10. Kamalova G. T., Zorina R. F. Sovetskaya militsiya v borbe s prestupnostyu v godyi NEPa // Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. Seriya: Pravo. — 2012. — # 43. — S. 14.

11. SU RSFSR. — 1924. — # 70. — St. 690.

12. Byulleten NKVD. — 1925. — # 4. — S. 117.

13. SU RSFSR. — 1922. — # 33. — St. 386.

14. SU RSFSR. — 1927. — # 47. — St. 315.

15. GARF. — F. R-393. — Op. 78. — D. 47.

16. Kurskiy D. Sdvig v storonu uluchsheniya // Administrativnyiy vestnik. — 1925. — # 12. — S. 5.

17. Administrativnyiy vestnik. — 1925. — # 5. — S. 50.

18. GARF. — F. R-393. — Op. 44. — D. 20. — L. 5 ob.

19. Goldman V. S. Iz istorii sozdaniya i razvitiya seti shkol militsii v SSSR (1918—1937 gg.) // Aktual-nyie problemyi istoriko-pravovoy nauki : mezhved. nauch. sb. — Saratov, 1982 . — S. 51.

20. Goldman B. C. Iz istorii organizatsii shkol i kur-sov militsii RSFSR v 1917—1925 godah // Trudyi : Vyisshaya shkola MOOP SSSR. — M., 1968. — Vyip. 20.

21. Kozhevina M. A. Militseyskoe obrazovanie v Sovetskoy Rossii: organizatsiya i pravovoe reguliro-vanie : dis. ... d-ra yurid. nauk. — M., 2005. — 416 s.

22. GARF. — F. R-393. — Op. 51. — D. 25. — L. 93.

23. Gosudarstvennyiy arhiv Voronezhskoy oblasti (GAVO). — F. R-5. — Op. 2. — D. 285. "

24. GARF. — F. R-393. — Op. 51. — D. 152.

25. GARF. — F. R-393. — Op. 31. — D. 331. — L. 642.

26. GARF. — F. R-393. — Op. 44. — D. 29. — L. 2.

27. Zaytsev P. Derevne nuzhen kulturnyiy militsioner // Administrativnyiy vestnik. — 1925. — # 4. — S. 4.

28. GAVO. — F. R-285. — Op. 2. — D. 285.

29. GAVO. — F R-5. — Op. 2 dop. — D. 13.

30. Sbornik prikazov Nachalnika Tsentralnogo Administrativnogo Upravleniya Narodnogo Komis-sariata Vnutrennih Del — Nachalnika Militsii Respu-bliki. — 1925. — # 15. — S. 241.

31. GARF. — F. R-393. — Op. 51. — D. 6. — L. 27.

32. Postnikov V. Podgotovka rabotnikov militsii za 1925 god // Administrativnyiy vestnik. — 1925. —

# 11. — S. 82.

33. KiselYov I. F. 10 let Raboche-Krestyanskoy Militsii // Administrativnyiy vestnik. — 1927. —

# 10-11. — S. 36—39. S. 34.

34. Sistematicheskiy sbornik deystvuyuschih ras-poryazheniy po militsii. — M., 1926. — S. 579—580.

35. SU RSFSR. — 1925. — # 68. — St. 539.

36. Deystvuyuschie rasporyazheniya po militsii : postanovleniya, tsirkulyaryi, prikazyi i instruktsii sistematicheskiy sbornik s poyasneniyami / sost. V. A. Pomerantsev i I. L. Lyubimov ; pod red. nach. otd. militsii NKVD — nach. militsii Respubliki I. F. Kiseleva. — 2-e izd. — M. : NKVD RSFSR, 1928 . — 775 s.

37. GARF. — F. R-393. — Op. 51. — D. 12.

38. Byulleten NKVD. — 1926. — # 12.

39. Gosudarstvennyiy arhiv Omskoy oblasti (GAOO). — F.1326. — D. 59. — L. 41. "

40. GAOO. — F. 1326. — D. 64.

41. Byulleten NKVD. — 1926. — # 11.

42. Znamenskiy I. Bolshe vnimaniya kom-plektovaniyu shkol // Administrativnyiy vestnik. — 1926. — # 7-8. — S. 69.

43. Narodnoe obrazovanie v RSFSR / pod red. M. P. Kashina i E. M. Cheharina. — M. : Prosves-chenie, 1970. — S. 162.

44. Byulleten NKVD. — 1926. — # 13.

45. Lebedev I. Nedostatki v komplektovanii shkol v tekuschem godu // Administrativnyiy vestnik. — 1929. — # 8. — S. 36.

46. Kiselev I. F. Raboche-krestyanskaya militsiya k 11-y godovschine Oktyabrskoy revoly-utsii // Administrativnyiy vestnik. — 1928. — # 11.

47. Kutushev V. G. Dalnevostochnyiy yuridicheskiy institut MVD Rossii: istoriya i sov-remennost. — Habarovsk, 1998. — S. 30.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Нахимов Александр Павлович. Начальник института. Кандидат философских наук. Воронежский институт МВД России. E-mail: [email protected]

Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (4732) 200-50-10.

Кирнос Андрей Викторович. Начальник кафедры теории и истории государства и права. Кандидат политических наук, доцент.

Воронежский институт МВД России. E-mail: [email protected]

Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (4732) 200-53-50.

Колесников Владимир Александрович. Профессор кафедры теории и истории государства и права. Кандидат политических наук, доцент.

Воронежский институт МВД России. E-mail: [email protected]

Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (4732) 200-53-56.

Nakhimov Alexander Pavlovich. Head of the Institute. Candidate of Philosophical Sciences. Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: [email protected]

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (4732) 200-50-10.

Kirnos Andrey Viktorovich. Head of the chair of Theory and History of State and Law. Candidate of Political Sciences, Assistant Professor.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: [email protected]

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (4732) 200-53-50.

Kolesnikov Vladimir Alexandrovich. Professor of the chair of Theory and History of State and Law. Candidate of Political Sciences, Assistant Professor.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: [email protected]

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (4732) 200-53-56.

Ключевые слова: рабоче-крестьянская милиция; МВД; школы младшего и среднего командного (начальствующего) состава.

Key words: worker's and peasant's militia; the Ministry of Internal Affairs; schools of junior and middle command (chiff) staff.

УДК 351.74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.