ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 342.951:378:001.89
Вяткина Г.О., студент 2 курса магистратуры, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия)
Кириченко П.Н., кандидат юридических наук, доцент, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия)
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА ОПЫТА СУБЪЕКТОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
В статье авторы проводят анализ правового регулирования научно-исследовательской деятельности обучающихся образовательных организаций высшего образования. Авторы анализируют законодательство в сфере науки, образования и молодёжной политики 18 субъектов Центрального федерального округа. В ходе исследования авторы приходят к выводу о том, что в большинстве субъектов данного округа отсутствует четкая система правового регулирования научной деятельности обучающихся. В заключении авторами исследования были сформулированы 8 выводов по обобщению региональной правовой практики в данной сфере и 2 рекомендации по ее совершенствованию. Ключевые слова: правовое регулирование, научно-исследовательская деятельность, обучающиеся образовательных организаций высшего образования, субъекты Центрального федерального округа, интеграция науки и образования, молодежная политика, образование, финансирование, конкурсы.
В настоящее время научно-исследовательская деятельность обучающихся образовательных организаций высшего образования выступает важным компонентом российской науки в целом. Однако регионы уделяют недостаточно внимания ее организации, забывая о том, что она является мощным инструментом социально-экономического развития территории.
Нами был проведен анализ опыта субъектов Центрального федерального округа по правовому регулированию организации научно-исследовательской деятельности обучающихся образовательных организаций высшего образования.
В целях проведения исследования применены анализ правового регулирования научно-исследовательской деятельности обучающихся образовательных организаций высшего образования, системный подход при делении регионов на группы в зависимости от качества правового регулирования; обобщение полученных результатов исследования.
В первую очередь, мы проанализировали законодательство Брянской области. Было выявлено, что законы Брянской области от 08.08.2013 № 62-З «Об образовании в Брянской области» и от 9.06.2006 №39-3 «О науке, научно-технической и инновационной
деятельности в Брянской области» не закрепляют конкретные формы региональной поддержки студенческой науки, [см.: 1, 5]
В Положении о департаменте образования и науки Брянской области от 29 января 2013 г. №70 закреплена задача по развитию вузовской науки, следовательно, и студенческой в том числе, [32]. Однако вузы не входят в число подведомственных организаций департамента, а значит, систематическая работа в данном направлении невозможна в силу ограничения полномочий департамента в отношении вузов. Возможна лишь организация отдельных научных мероприятий, носящих эпизодический характер. Определение направлений развития вузовской науки остаются на усмотрение департамента.
В статье 7 Закона Брянской области «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Брянской области» в компетенцию Правительства Брянской области входит поддержка научно-технического творчества и самодеятельности молодежи без указания конкретных форм такой поддержки, [6].
Единственной конкретной нормой, регулирующей одну из сторон организации научной деятельности обучающихся, является утвержденное Брянской областной Думой Положение об именных стипендиях
Брянской областной Думы и Правительства Брянской области для одаренных детей и молодежи области».
Так, в нашем регионе отсутствует четкая система правового регулирования научной деятельности обучающихся вузов, правовые акты в данной сфере ограничиваются общими формулировками и порядком назначения стипендий за научные достижения.
Стоит обратить внимание на то, что в 10 из 18 субъектов Центрального федерального округа (Курская, Белгородская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Костромская, Рязанская, Тамбовская, Орловская, Тверская области) региональное законодательство указывает на необходимость интеграции науки и образования, [см.: 20, 4, 7, 10, 12, 17, 26, 28, 24, 29].
Например, статья 5 Закона Курской области от 29 октября 2013 года № 97-ЗКО «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Курской области» обращает внимание, что к основным мерам государственной поддержки инновационной деятельности относятся содействие интеграции науки с системой образования, [20].
В статье 14 Закона Белгородской области «О деятельности органов государственной власти Белгородской области в научной и (или) научно-технической сферах» устанавливается, что в целях совершенствования подготовки кадров для Белгородской области органы исполнительной власти Белгородской области содействуют интеграции научной, научно-технической и образовательной деятельности, в том числе путем привлечения образовательных организаций высшего образования к постоянному и активному участию в научно-технических программах Белгородской области, поддержки создания лабораторий в образовательных организациях высшего образования, установления именных стипендий Губернатора Белгородской области наиболее одаренным студентам и аспирантам, добившимся успехов в научной или научно-технической сферах, [4].
В статье 9 Закона Ивановской области «Об инновационной деятельности в сфере науки и высшего образования» закрепляется принцип интеграции инновационной деятельности в сфере науки и высшего образова-
ния путем обеспечения участия преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования, сотрудников и учащихся в научной, научно-технической и инновационной деятельности, [12].
В статье 5 Закона Костромской области «О науке и научно-технической деятельности в Костромской области» закрепляется принцип интеграции научной деятельности и образования осуществляется на основе: различных форм участия работников и обучающихся образовательных организаций высшего образования в научных исследованиях и экспериментальных разработках посредством создания лабораторий в образовательных организациях высшего образования, кафедр на базе научных организаций; через систему организации учебного процесса на основе современных образовательных технологий, поиска, отбора и целенаправленной подготовки молодежи к научной деятельности, привлечения высококвалифицированных работников к преподавательской деятельности; путем формирования единой информационной среды науки и образования, базирующейся на современных средствах получения, хранения, обработки и передачи информации. Приоритетными направлениями интеграции научной деятельности и образования являются: привлечение студентов, аспирантов, докторантов к участию в олимпиадах и конкурсах, выставках и конференциях, [17].
Таким образом, более половины регионов в той или иной мере предусматривают различные направления включения науки в образовательный процесс обучающихся.
Во-вторых, 12 из 18 субъектов закрепляют на правовом уровне материальное стимулирование научной деятельности обучающихся (Брянская, Курская, Смоленская, Владимирская, Ивановская, Костромская, Липецкая, Рязанская, Тамбовская, Тверская, Орловская области, город Москва) [см.: 6, 19, 27, 8, 13, 17, 21, 25, 28, 29, 23, 11].
Например, статья 9 Закона Курской области от 4 января 2003 года № 2-ЗКО «О государственной молодежной политике в Курской области» устанавливает, что в целях поощрения талантливых молодых граждан за счет средств областного бюджета, направляемых на образование и развитие науки, органы гос-
ударственной власти области могут устанавливать стипендии, премии, а также определять другие меры поддержки молодежи, [19].
Статья 11 Закона Владимирской области «О молодежной политике во Владимирской области» устанавливает, что поддержка талантливой молодежи в данном регионе может осуществляться посредством установления премий, стипендий, пособий и грантов для одаренной и талантливой молодежи в области науки, [8].
В статье 14 Закона Ивановской области «О государственной молодежной политике в Ивановской области» в целях поддержки талантливой молодежи устанавливаются премии на цели образования, развития науки и культуры и другие социально значимые цели, а также именные стипендии Губернатора Ивановской области, [13].
В статье 9 Закона Костромской области «О науке и научно-технической деятельности в Костромской области» закрепляет, что финансирование научной и (или) научно-технической деятельности в Костромской области за счет средств областного бюджета может быть направлено на выплату стипендий для студентов и аспирантов образовательных организаций высшего образования, организацию научных, научно-практических, научно-методических конференций, конкурсов, олимпиад, выставок, [17].
В Липецкой области в качестве единственной меры поддержки студенческой науки предусмотрена выплата различных стипендий обучающимся, закрепленная в отдельном Законе Липецкой области «О поощрительных выплатах в сфере образования и науки Липецкой области», [21].
Статья 9 Закона Тамбовской области «О научно-технической политике, научной и инновационной деятельности в Тамбовской области» предусматривает ежегодное выделение финансовых средств на выплату областных именных стипендий студентам высших учебных заведений области и ежегодных грантов аспирантам и молодым докторантам, имеющим особые успехи в учебе и научно-технической деятельности, [28].
Статья 28 Закона г. Москвы «О молодежи» предусматривает установление премий, стипендий, грантов для талантливой мо-
лодежи. Статьей 31 предусмотрена поддержка организаций, участвующих в реализации государственной молодежной политики путем финансирования на конкурсной основе научных исследований, направленных на реализацию государственной молодежной политики, [11].
Статьей 13 Закона Орловской области «О государственной молодежной политике в Орловской области» предусмотрена государственная поддержка талантливой молодежи в виде учреждения премий и стипендий в различных сферах интеллектуальной и творческой деятельности молодежи, [23].
Статья 11 Закона Тверской области «О науке и научно-технической политике Тверской области» устанавливает финансовое обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности без указания конкретных направлений финансирования, [29].
Таким образом, большинство регионов включают правовые нормы по материальному стимулированию научной деятельности обучающихся в свои областные законы по науке и молодежной политике, для некоторых регионов эта мера является основной.
В-третьих, всего в 7 субъектах областные законы предусматривают проведение мероприятий научной направленности (Смоленская, Ивановская, Костромская, Московская, Рязанская, Тульская, Орловская области), [см.: 27, 13, 18, 22, 25, 31, 23].
Например, статья 32 Закона Смоленской области «О государственной молодежной политике в Смоленской области» устанавливает, что в Смоленской области поощряется стремление молодых граждан к повышению своего образовательного уровня. Администрация Смоленской области организует конкурсы, олимпиады, выставки работ талантливой молодежи, а также предусматривает меры поддержки такой деятельности на основе областных программ в сфере образования и молодежной политики, программ и планов социально-экономического развития области, а также специализированных программ администрации Смоленской области по поддержке молодежи, достигшей высоких результатов в сфере науки. В целях поощрения талантливой молодежи администрация Смоленской области может устанавливать
государственные и именные стипендии, премии, гранты, [27].
Однако анализ областных программ данного региона свидетельствует об отсутствии в их содержании мероприятий по стимулированию научной деятельности обучающихся образовательных организаций высшего образования. Например, областная государственная программа «Развитие образования в Смоленской области» направлена только на обучающихся общеобразовательных учреждений, [34].
Статьей 13 Закона Орловской области «О государственной молодежной политике в Орловской области» предусмотрена государственная поддержка талантливой молодежи оказывается в следующих формах: 1) организация и проведение конкурсов, фестивалей, смотров, концертов, выставок, конференций и других мероприятий с целью выявления и распространения творческих достижений молодых людей; 2) содействие в организации и проведении мероприятий с целью трудоустройства и профессиональной адаптации молодых ученых и специалистов; 3) обеспечение участия представителей талантливой молодежи в областных, межрегиональных, всероссийских и международных конкурсах творчества молодежи; 4) содействие в проведении творческих мастерских, школ, студий с участием известных деятелей науки, [23].
В статье 14 Закона Ивановской области «О государственной молодежной политике в Ивановской области» предусмотрены следующие формы поддержки талантливой молодежи: организация и проведение конкурсов, выставок, фестивалей, смотров, концертов, симпозиумов, чтений, конференций с целью выявления и распространения творческих достижений молодых граждан; обеспечение участия представителей талантливой молодежи в межрегиональных, всероссийских и международных конкурсах творчества молодежи; обеспечение доступа талантливой молодежи к программам обучения, переподготовки и стажировки в образовательных учреждениях зарубежных стран; содействие в организации и проведении профессиональных семинаров-презентаций, стажировок студенческих практик с целью трудоустройства и профессиональной адаптации молодых уче-
ных и специалистов; создание, ведение и использование электронной интерактивной базы данных талантливой молодежи и молодежных социально значимых проектов Ивановской области, [13].
Согласно статье 14 Закона Костромской области «О молодежной политике в Костромской области» исполнительные органы государственной власти Костромской области осуществляют поддержку талантливой молодежи и молодых ученых путем: 1) обеспечения участия представителей талантливой молодежи в международных, всероссийских, межрегиональных и областных конкурсах молодежи; 2) организации и проведения конкурсов, выставок, форумов, фестивалей, семинаров с целью выявления и распространения творческих достижений молодых граждан по месту жительства, учебы. Статьей 9 также предусмотрена организация и проведение творческих мастерских, школ, студий с участием известных деятелей науки, культуры и искусства, [18].
В Московской области в статье 4 Закона Московской области «О государственной молодежной политике в Московской области» предусмотрена государственная поддержка молодых граждан в сфере образования, воспитания и развития, включающая разработку и реализацию мер стимулирования особо одаренных молодых граждан в области образования, науки, техники и культуры; проведение конкурсов, олимпиад, фестивалей по различным направлениям творческой реализации молодежи, [22].
Статьей 16 закона Рязанской области «О регулировании отдельных отношений в сфере государственной молодежной политики в Рязанской области» государственная поддержка талантливой молодежи включает в себя: 1) учреждение именных стипендий, премий для талантливой молодежи в порядке и на условиях, установленных Губернатором Рязанской области; 2) организация и проведение акций, семинаров, конкурсов, фестивалей, круглых столов, сборов, дискуссионных и образовательных площадок, форумов, лагерей, походов, слетов с целью выявления и распространения творческих достижений молодежи , [25].
Таким образом, несмотря на то, что
проведение подобных стимулирующих мероприятий научной направленности является важным правовым компонентом организации научно-исследовательской деятельности обучающихся, всего чуть больше одной трети субъектов исследуемого федерального округа закрепляют данную меру на правовом уровне.
Всего 5 регионов предусматривают в качестве меры поддержки студенческой науки популяризацию и пропаганду научных знаний (Смоленская, Тульская, Белгородская, Костромская области, город Москва), [см.: 27, 32, 3, 18, 11].
Согласно статье 14 Закона Костромской области «О молодежной политике в Костромской области» исполнительные органы государственной власти Костромской области осуществляют поддержку талантливой молодежи и молодых ученых путем пропаганды успехов талантливой молодежи и молодых ученых, пропаганды, популяризации науки и инноваций, вовлечения молодежи в инновационные всероссийские, международные проекты в сфере образования, науки, техники, культуры; поддержки и популяризации инициатив молодежи в социально-экономической сфере, сфере научно-исследовательских и промышленных разработок, [18].
Статья 23 Закона Смоленской области «О государственной молодежной политике в Смоленской области» закрепляет такую форму поддержки как пропаганда и освещение в средствах массовой информации творческих успехов и достижений молодежи в области науки, [27].
Статья 4 Закона Тульской области «Об образовании» относит к полномочиям правительства области организацию и проведение в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, олимпиад и иных интеллектуальных конкурсов, направленных на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных способностей, интереса к научной деятельности, на пропаганду научных знаний, [31].
Закон Белгородской области «О поддержке молодежи в Белгородской области» устанавливает, что в целях поддержки молодежи в сфере образования органы исполнительной власти Белгородской области разра-
батывают и реализуют программы популяризации современных научных знаний в молодежной среде (статья 6), осуществляют разработку и реализацию программ по выявлению, развитию поддержке потенциала молодежи и сфере науки (статья 8). Однако конкретные программы в данном регионе не разработаны на правовом уровне, [3].
Статья 24 Закона г. Москвы «О молодежи» закрепляет за органами исполнительной власти города Москвы необходимость разрабатывать и реализовывать программы популяризации современных научных знаний в молодежной среде, однако на практике мы наблюдаем такую же ситуацию, как в Белгородской области, [11].
4 региона Центрального федерального округа закрепляют в областных законах по науке и молодежной политике в качестве меры привлечения научного потенциала молодежи к решению социально-экономических вопросов развития региона создание молодежных органов власти (Владимирская, Воронежская, Костромская, Тверская области), [см.: 8, 10, 18, 29].
Статья 19 Закона Владимирской области «О молодежной политике во Владимирской области» устанавливает, что в целях привлечения научного и творческого потенциала молодежи к решению социально-экономических вопросов развития Владимирской области, к участию в разработке и реализации молодежной политики, разработке и общественной экспертизе законов, иных нормативных правовых актов области и их проектов, формирования кадрового потенциала Законодательным Собранием области создается Молодежная дума области, администрацией области создается Молодежное правительство области, являющиеся консультативно-совещательными органами при соответствующих органах государственной власти области, [8].
Создание Молодежного правительства предусмотрено и Законом Воронежской области «О государственной молодежной политике в Воронежской области» (статья 11), Законом Костромской области «О молодежной политике в Костромской области» (статья 7), Законом Тверской области «О государственной молодежной политике в Тверской обла-
сти» (статья 16). Остальные регионы, законодательством которых предусмотрено создание молодежных органов власти, не рассматривают их в качестве эффективного инструмента развития научного потенциала молодежи. Об этом свидетельствуют отдельно принятые правовые акты, никак не связанные с региональным законодательством о науке, [см.: 10, 18, 29].
Наконец, всего один регион (Костромская область) выделил в качестве важной меры поддержки научной деятельности обучающихся развитие системы поддержки молодых ученых, а также создание условий для развития деятельности советов молодых ученых, студенческих научных обществ и клубов молодых исследователей (статья 14 Закона Костромской области «О молодежной политике в Костромской области») , [18].
А, например, Закон Рязанской области «О регулировании отдельных отношений в сфере государственной молодежной политики в Рязанской области» совсем не регулирует деятельность студенческих научных обществ, несмотря на детально разработанную систему поддержки деятельности студенческих отрядов, которой полностью посвящена статья 17, [25].
Есть регионы, в которых правовое регулирование научной деятельности обучающихся образовательных организаций высшего образования не предусмотрено (Калужская, Ярославская области). Это подтверждают Законы Калужской области «О молодежи и Государственной молодежной политике в Калужской области», «О науке и научно-технической деятельности в Калужской области», «Об образовании в Калужской области». Руководство Ярославской области только планирует приступить к разработке законопроекта «О науке и научно-технической политике в Ярославской области», [см.:16-18, 36].
На основании проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:
1. В Брянской области отсутствует четкая система правового регулирования научной деятельности обучающихся образовательных организаций высшего образования, правовые акты в данной сфере ограничиваются общими формулировками и порядком назначения стипендий за научные достижения.
2. В 10 из 18 субъектов законодательство указывает на необходимость интеграции науки и образования регионов в той или иной мере предусматривают различные направления включения науки в образовательный процесс обучающихся.
3. 12 из 18 субъектов закрепляют на правовом уровне финансовое стимулирование научной деятельности обучающихся, большинство регионов включают правовые нормы по материальному стимулированию научной деятельности обучающихся в свои областные законы по науке и молодежной политике, для некоторых регионов эта мера выступает основной.
4. В 7 субъектах областные законы предусматривают проведение мероприятий научной направленности. Несмотря на то, что проведение подобных стимулирующих мероприятий научной направленности является важным правовым компонентом организации научно-исследовательской деятельности обучающихся, всего чуть больше одной трети регионов закрепляют данную меру на правовом уровне.
5. 5 регионов предусматривают в качестве меры поддержки студенческой науки популяризацию и пропаганду научных знаний.
6. Всего один регион (Костромская область) выделил в качестве важной меры поддержки научной деятельности обучающихся развитие системы поддержки молодых ученых, а также создание условий для развития деятельности советов молодых ученых, студенческих научных обществ и клубов молодых исследователей.
7. В двух регионах Центрального федерального округа правовое регулирование научной деятельности обучающихся образовательных организаций высшего образования не предусмотрено.
8. Основная часть правовых норм в данной сфере сосредоточена в региональных законах, регулирующих молодежную политику субъекта, а значит, региональный законодатель определяет научно-исследовательскую деятельность обучающихся образовательных организаций высшего образования всего лишь как часть молодежной политики и в большинстве случаев не соотносит ее с наукой в целом.
Результаты нашего исследования говорят о том, что законодательство субъектов Российской Федерации в сфере науки и образования требует совершенствования. Именно поэтому целесообразно: 1) установить на федеральном уровне единые требования к организации научно-исследовательской деятельности обучающихся; 2) определить научно-исследовательскую деятельность обучающихся образовательных организаций высшего образования как важный компонент науки в целом.
Таким образом, авторами данного исследования было сформулировано 8 выводов
по обобщению региональной правовой практики в данной сфере и 2 рекомендации по ее совершенствованию.
В заключении следует отметить, что эффективность научно-исследовательской деятельности обучающихся образовательных организаций высшего образования, в первую очередь, зависит от качества правового регулирования данной сферы. Безусловно, ключевую роль в данной ситуации играют сами регионы, от которых зависит порядок организации научно-исследовательской деятельности и степень проработанности самой системы построения студенческой науки в целом.
Список литературы
1. Закон Брянской области от 08.08.2013 № 62-З «Об образовании в Брянской области» // Информационный бюллетень «Официальная Брянщина», 2013, № 22.
2. Закон Тверской области от 25 июня 1998 года № 22-ОЗ-2 «О науке и научно-технической политике тверской области» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения - 16.10.2019)
3. Закон Белгородской области от 03.10.2013 № 223 «О поддержке молодежи в Белгородской области» (принят Белгородской областной Думой 26.09.2013) // «Белгородские известия», № 191, 10.10.2013.
4. Закон Белгородской области от 13.11.2003 № 96 «О науке и научно-технической политике в Белгородской области» (принят Белгородской областной Думой 30.10.2003) // «Белгородские известия», № 191, 25.11.2003.
5. Закон Брянской области 9.06.2006 №39-З «О науке, научно-технической и инновационной деятельности в Брянской области» // «Брянский рабочий», 2006, № 89.
6. Закон Брянской области от 15.06.1999 № 37-З «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Брянской области» (принят Брянской областной Думой 27.05.1999) // «Брянский рабочий», № 140, 08.07.1999.
7. Закон Владимирской области «О научно-технической политике и мерах государственной поддержки научной, научно-технической деятельности и инноваций во Владимирской области» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения - 25.10.2019)
8. Закон Владимирской области от 07.05.2007 № 50-ОЗ «О молодежной политике во Владимирской области» (принят постановлением ЗС Владимирской области от 25.04.2007 № 190) // «Владимирские ведомости», № 88, 16.05.2007.
9. Закон Воронежской области «О науке и научно-технической политике в Воронежской области» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения - 26.10.2019)
10. Закон Воронежской области от 12.05.2009 № 32-ОЗ «О государственной молодежной политике в Воронежской области» (принят Воронежской областной Думой 30.04.2009) // «Молодой коммунар», № 48, 14.05.2009.
11. Закон г. Москвы от 30.09.2009 № 39 «О молодежи» // «Вестник Мэра и Правительства Москвы», № 60, 27.10.2009.
12. Закон Ивановской области от 13.12.2007 № 181-ОЗ «Об инновационной деятельности в сфере науки и высшего образования» (принят Ивановской областной Думой 29.11.2007) // «Собрание законодательства Ивановской области», 21.12.2007, № 49(369).
13. Закон Ивановской области от 15.06.2007 № 80-ОЗ «О молодежной политике в Ива-
новской области» (принят Ивановской областной Думой 31.05.2007) // «Собрание законодательства Ивановской области», 06.07.2007, № 25(345).
14. Закон Калужской области № 17-О3 от 09.10.1998 (с изм. от 27.12.2001) «О науке и научно-технической политике в Калужской области» (принят постановлением Законодательного Собрания Калужской области № 482 от 01.10.1998) // «Весть», № 259, 30.10.1998.
15. Закон Калужской области от 23.06.1998 № 12-ОЗ «О молодежи и государственной молодежной политике в Калужской области» (принят постановлением Законодательного Собрания Калужской области от 18.06.1998 № 413) // «Весть», № 161-162, 01.07.1998.
16. Закон Калужской области от 30.09.2013 № 479-ОЗ «Об образовании в Калужской области» (принят постановлением Законодательного Собрания Калужской области от 19.09.2013 № 895) // Официальный сайт Законодательного Собрания Калужской области http://www.zskaluga.ru, 01.10.2013.
17. Закон Костромской области от 10.03.2009 № 449-4-ЗКО «О науке и научно-технической деятельности в Костромской области» (принят Костромской областной Думой 26.02.2009) // «СП - нормативные документы», № 9, 13.03.2009.
18. Закон Костромской области от 21.10.2010 № 675-4-ЗКО «О молодежной политике в Костромской области» (принят Костромской областной Думой 14.10.2010) // «СП - нормативные документы», № 46, 29.10.2010.
19. Закон Курской области от 04.01.2003 № 2-ЗКО «О государственной молодежной политике в Курской области» (принят Курской областной Думой 24.12.2002) // «Курск», № 3, 15.01.2003.
20. Закон Курской области от 29.10.2013 № 97-ЗКО «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Курской области» (принят Курской областной Думой 24.10.2013) // Курская правда», № 132, 02.11.2013.
21. Закон Липецкой области от 24.12.2008 № 224-ОЗ «О поощрительных выплатах в сфере образования и науки Липецкой области» (принят постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 10.12.2008 № 846-пс) // «Липецкая газета», № 3, 12.01.2009.
22. Закон Московской области от 01.12.2003 № 155/2003-ОЗ «О государственной молодежной политике в Московской области» (принят постановлением Мособлдумы от 12.11.2003 № 1/75-П) // «Вестник Московской областной Думы», № 2, февраль, 2004.
23. Закон Орловской области от 03.12.2010 № 1154-ОЗ «О государственной молодежной политике в Орловской области» (принят ООСНД 26.11.2010) // «Орловская правда», № 181, 08.12.2010.
24. Закон Орловской области от 23.06.2016 № 1965-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере науки и государственной научно-технической политики на территории Орловской области» (принят ООСНД 17.06.2016) // «Орловская правда», № 69, 28.06.2016.
25. Закон Рязанской области от 12.09.2013 № 51-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере государственной молодежной политики в Рязанской области» (принят Постановлением Рязанской областной Думы от 28.08.2013 № 315-У РОД) // «Рязанские ведомости», № 171, 14.09.2013.
26. Закон Рязанской области от 17.10.2007 № 137-ОЗ «О науке и научно-технической деятельности в Рязанской области» (принят Постановлением Рязанской областной Думы от 26.09.2007 № 587-ГУ РОД) // Рязанские ведомости», № 293, 18.10.2007.
27. Закон Смоленской области от 12 июля 1999 года № 46-З «О государственной молодежной политике в Смоленской области» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения - 12.10.2019)
28. Закон Тамбовской области от 25.04.2003 № 119-З «О научно-технической политике, научной и инновационной деятельности в Тамбовской области» (принят Постановлением Тамбовской областной Думы от 25.04.2003 № 458) // «Тамбовская жизнь», № 96-98 (22790-22792), 16.05.2003.
29. Закон Тверской области от 06.07.2015 № 57-ЗО «О государственной молодежной политике в Тверской области» (принят Законодательным Собранием Тверской области
25.06.2015) // «Тверские ведомости», № 28 (10 июля), специальный выпуск, 2015.
30. Закон Тверской области от 25 июня 1998 года № 22-ОЗ-2 «О науке и научно-технической политике тверской области» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
31. Закон Тульской области от 30.09.2013 № 1989-ЗТО «Об образовании» (принят Тульской областной Думой 26.09.2013) // «Тульские известия», № 145, 03.10.2013.
32. Закон Тульской области от 16.07.2012 № 1788-ЗТО «О регулировании отдельных отношений в сфере государственной молодежной политики в Тульской области» (принят Тульской областной Думой 12.07.2012) // «Тульские известия», № 103, 19.07.2012.
33. Указ Губернатора Брянской области от 29.01.2013 № 70 «О переименовании департамента общего и профессионального образования Брянской области» // Информационный бюллетень «Официальная Брянщина», № 2, 04.02.2013.
34. Постановление Администрации Смоленской области от 29 ноября 2013 года № 984 «Об утверждении областной государственной программы «Развитие образования в Смоленской области» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения - 12.10.2019)
35. Постановление Правительства Брянской области от 07.11.2016 № 565-п «О Молодежном правительстве Брянской области» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
36. Официальный сайт Ярославской областной Думы // Режим доступа: http://www.duma.yar.ru/160419i№v.html (дата обращения - 02.11.2019)
LEGAL REGULATION OF ORGANIZATION OF RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF ANALYSIS OF EXPERIENCE OF THE SUBJECTS OF THE CENTRAL FEDERAL DISTRICT)
In the article the authors analyze the legal regulation of research activities of students of educational institutions of higher education. The authors analyze the legislation in the sphere of science, education and youth policy of 18 subjects of the Central Federal district. In the course of the study, the authors come to the conclusion that in most subjects of this district there is no clear system of legal regulation of scientific activities of students. In conclusion, the authors of the study formulated 8 conclusions on the generalization of regional legal practice in this area and 2 recommendations for its improvement. Keywords: legal regulation, research activities, students of educational institutions of higher education, subjects of the Central Federal district, integration of science and education, youth policy, education, funding, competitions.
References
1. Zakon Brjanskoj oblasti ot 08.08.2013 № 62-Z «Ob obrazovanii v Brjanskoj oblasti» // In-formatsionnyj bjulleten' «Ofitsial'naja Brjanschina», 2013, № 22.
2. Zakon Tverskoj oblasti ot 25 ijunja 1998 goda № 22-OZ-2 «O nauke i nauchno-tehnicheskoj politike tverskoj oblasti» // Retrieved 16 October, 2019 from http://www.pravo.gov.ru
3. Zakon Belgorodskoj oblasti ot 03.10.2013 № 223 «O podderzhke molodezhi v Belgorodskoj oblasti» (prinjat Belgorodskoj oblastnoj Dumoj 26.09.2013) // «Belgorodskie izvestija», № 191, 10.10.2013.
4. Zakon Belgorodskoj oblasti ot 13.11.2003 № 96 «O nauke i nauchno-tehnicheskoj politike v Belgorodskoj oblasti» (prinjat Belgorodskoj oblastnoj Dumoj 30.10.2003) // «Belgorodskie izvestija», № 191, 25.11.2003.
5. Zakon Brjanskoj oblasti 9.06.2006 №39-Z «O nauke, nauchno-tehnicheskoj i innovatsionnoj dejatel'nosti v Brjanskoj oblasti» // «Brjanskij rabochij», 2006, № 89.
6. Zakon Brjanskoj oblasti ot 15.06.1999 № 37-Z «Ob osnovnyh napravlenijah gosudarstven-noj molodezhnoj politiki v Brjanskoj oblasti» (prinjat Brjanskoj oblastnoj Dumoj 27.05.1999) // «Brjanskij rabochij», № 140, 08.07.1999.
7. Zakon Vladimirskoj oblasti «O nauchno-tehnicheskoj politike i merah gosudarstvennoj pod-derzhki nauchnoj, nauchno-tehnicheskoj dejatel'nosti i innovatsij vo Vladimirskoj oblasti» // Retrieved 16 October, 2019 from http://www.pravo.gov.ru
8. Zakon Vladimirskoj oblasti ot 07.05.2007 № 50-OZ «O molodezhnoj politike vo Vladi-mirskoj oblasti» (prinjat postanovleniem ZS Vladimirskoj oblasti ot 25.04.2007 № 190) // «Vladi-mirskie vedomosti», № 88, 16.05.2007.
9. Zakon Voronezhskoj oblasti «O nauke i nauchno-tehnicheskoj politike v Voronezhskoj oblasti» // Retrieved 25 October, 2019 from http://www.pravo.gov.ru
10. Zakon Voronezhskoj oblasti ot 12.05.2009 № 32-OZ «O gosudarstvennoj molodezhnoj politike v Voronezhskoj oblasti» (prinjat Voronezhskoj oblastnoj Dumoj 30.04.2009) // «Molodoj kommunar», № 48, 14.05.2009.
11. Zakon g. Moskvy ot 30.09.2009 № 39 «O molodezhi» // «Vestnik M'era i Pravitel'stva Moskvy», № 60, 27.10.2009.
12. Zakon Ivanovskoj oblasti ot 13.12.2007 № 181-OZ «Ob innovatsionnoj dejatel'nosti v sfere nauki i vysshego obrazovanija» (prinjat Ivanovskoj oblastnoj Dumoj 29.11.2007) // «Sobranie zakonodatel'stva Ivanovskoj oblasti», 21.12.2007, № 49(369).
13. Zakon Ivanovskoj oblasti ot 15.06.2007 № 80-OZ «O molodezhnoj politike v Ivanovskoj oblasti» (prinjat Ivanovskoj oblastnoj Dumoj 31.05.2007) // «Sobranie zakonodatel'stva Ivanovskoj oblasti», 06.07.2007, № 25(345).
14. Zakon Kaluzhskoj oblasti № 17-OZ ot 09.10.1998 (s izm. ot 27.12.2001) «O nauke i nauchno-tehnicheskoj politike v Kaluzhskoj oblasti» (prinjat postanovleniem Zakonodatel'nogo So-branija Kaluzhskoj oblasti № 482 ot 01.10.1998) // «Vest'», № 259, 30.10.1998.
15. Zakon Kaluzhskoj oblasti ot 23.06.1998 № 12-OZ «O molodezhi i gosudarstvennoj molodezhnoj politike v Kaluzhskoj oblasti» (prinjat postanovleniem Zakonodatel'nogo Sobranija Kaluzhskoj oblasti ot 18.06.1998 № 413) // «Vest'», № 161-162, 01.07.1998.
16. Zakon Kaluzhskoj oblasti ot 30.09.2013 № 479-OZ «Ob obrazovanii v Kaluzhskoj oblasti» (prinjat postanovleniem Zakonodatel'nogo Sobranija Kaluzhskoj oblasti ot 19.09.2013 № 895) // Retrieved 31 October, 2019 from http://www.pravo.gov.ru
17. Zakon Kostromskoj oblasti ot 10.03.2009 № 449-4-ZKO «O nauke i nauchno-tehnicheskoj dejatel'nosti v Kostromskoj oblasti» (prinjat Kostromskoj oblastnoj Dumoj 26.02.2009) // «SP - nor-mativnye dokumenty», № 9, 13.03.2009.
18. Zakon Kostromskoj oblasti ot 21.10.2010 № 675-4-ZKO «O molodezhnoj politike v Kostromskoj oblasti» (prinjat Kostromskoj oblastnoj Dumoj 14.10.2010) // «SP - normativnye dokumenty», № 46, 29.10.2010.
19. Zakon Kurskoj oblasti ot 04.01.2003 № 2-ZKO «O gosudarstvennoj molodezhnoj politike v Kurskoj oblasti» (prinjat Kurskoj oblastnoj Dumoj 24.12.2002) // «Kursk», № 3, 15.01.2003.
20. Zakon Kurskoj oblasti ot 29.10.2013 № 97-ZKO «O nauchnoj, nauchno-tehnicheskoj i innovatsionnoj dejatel'nosti v Kurskoj oblasti» (prinjat Kurskoj oblastnoj Dumoj 24.10.2013) // Kurskaja pravda», № 132, 02.11.2013.
21. Zakon Lipetskoj oblasti ot 24.12.2008 № 224-OZ «O pooschritel'nyh vyplatah v sfere obrazovanija i nauki Lipetskoj oblasti» (prinjat postanovleniem Lipetskogo oblastnogo Soveta deputatov ot 10.12.2008 № 846-ps) // «Lipetskaja gazeta», № 3, 12.01.2009.
22. Zakon Moskovskoj oblasti ot 01.12.2003 № 155/2003-OZ «O gosudarstvennoj molodezhnoj politike v Moskovskoj oblasti» (prinjat postanovleniem Mosobldumy ot 12.11.2003 № 1/75-P) // «Vestnik Moskovskoj oblastnoj Dumy», № 2, fevral', 2004.
23. Zakon Orlovskoj oblasti ot 03.12.2010 № 1154-OZ «O gosudarstvennoj molodezhnoj politike v Orlovskoj oblasti» (prinjat OOSND 26.11.2010) // «Orlovskaja pravda», № 181, 08.12.2010.
24. Zakon Orlovskoj oblasti ot 23.06.2016 № 1965-OZ «O regulirovanii otdel'nyh otnoshenij v sfere nauki i gosudarstvennoj nauchno-tehnicheskoj politiki na territorii Orlovskoj oblasti» (prinjat OOSND 17.06.2016) // «Orlovskaja pravda», № 69, 28.06.2016.
25. Zakon Rjazanskoj oblasti ot 12.09.2013 № 51-OZ «O regulirovanii otdel'nyh otnoshenij v sfere gosudarstvennoj molodezhnoj politiki v Rjazanskoj oblasti» (prinjat Postanovleniem Rjazanskoj oblastnoj Dumy ot 28.08.2013 № 315-V ROD) // «Rjazanskie vedomosti», № 171, 14.09.2013.
26. Zakon Rjazanskoj oblasti ot 17.10.2007 № 137-OZ «O nauke i nauchno-tehnicheskoj dejatel'nosti v Rjazanskoj oblasti» (prinjat Postanovleniem Rjazanskoj oblastnoj Dumy ot 26.09.2007 № 587-IV ROD) // Rjazanskie vedomosti», № 293, 18.10.2007.
27. Zakon Smolenskoj oblasti ot 12 ijulja 1999 goda №2 46-Z «O gosudarstvennoj molodezhnoj politike v Smolenskoj oblasti» // Retrieved 2 November, 2019 from http://www.pravo.gov.ru
28. Zakon Tambovskoj oblasti ot 25.04.2003 № 119-Z «O nauchno-tehnicheskoj politike, nauchnoj i innovatsionnoj dejatel'nosti v Tambovskoj oblasti» (prinjat Postanovleniem Tambovskoj oblastnoj Dumy ot 25.04.2003 № 458) // «Tambovskaja zhizn'», № 96-98 (22790-22792), 16.05.2003.
29. Zakon Tverskoj oblasti ot 06.07.2015 № 57-ZO «O gosudarstvennoj molodezhnoj politike v Tverskoj oblasti» (prinjat Zakonodatel'nym Sobraniem Tverskoj oblasti 25.06.2015) // «Tverskie vedomosti», № 28 (10 ijulja), spetsial'nyj vypusk, 2015.
30. Zakon Tverskoj oblasti ot 25 ijunja 1998 goda № 22-OZ-2 «O nauke i nauchno-tehnicheskoj politike tverskoj oblasti» // Retrieved 22 October, 2019 from http://www.pravo.gov.ru
31. Zakon Tul'skoj oblasti ot 30.09.2013 № 1989-ZTO «Ob obrazovanii» (prinjat Tul'skoj oblastnoj Dumoj 26.09.2013) // «Tul'skie izvestija», № 145, 03.10.2013.
32. Zakon Tul'skoj oblasti ot 16.07.2012 № 1788-ZTO «O regulirovanii otdel'nyh otnoshenij v sfere gosudarstvennoj molodezhnoj politiki v Tul'skoj oblasti» (prinjat Tul'skoj oblastnoj Dumoj 12.07.2012) // «Tul'skie izvestija», № 103, 19.07.2012.
33. Ukaz Gubernatora Brjanskoj oblasti ot 29.01.2013 № 70 «O pereimenovanii departamenta obschego i professional'nogo obrazovanija Brjanskoj oblasti» // Informatsionnyj bjulleten' «Ofitsi-al'naja Brjanschina», № 2, 04.02.2013.
34. Postanovlenie Administratsii Smolenskoj oblasti ot 29 nojabrja 2013 goda № 984 «Ob ut-verzhdenii oblastnoj gosudarstvennoj programmy «Razvitie obrazovanija v Smolenskoj oblasti» // Retrieved 6 November, 2019 from http://www.pravo.gov.ru
35. Postanovlenie Pravitel'stva Brjanskoj oblasti ot 07.11.2016 № 565-p «O Molodezhnom pravitel'stve Brjanskoj oblasti» // Retrieved 16 October, 2019 from http://www.pravo.gov.ru
36. Ofitsial'nyj sajt Jaroslavskoj oblastnoj Dumy // Retrieved 7 November, 2019 from http://www.duma.yar.ru/ 160419i№v.html
Об авторах
Вяткина Галина Олеговна - студент 2 курса магистратуры Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского (Россия), E-mail: [email protected] Кириченко Павел Николаевич - кандидат юридических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского (Россия), E-mail: [email protected]
Vyatkina Galina Olegovna - 2nd year student of master's degree Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky, E-mail: [email protected]
Kirichenko Paul Nikolaevich - candidate of law, associate Professor of Bryansk state University. academician I. G. Petrovsky, E-mail: [email protected]